Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Мф 22:41 - 23:39: "Горе вам, учителя Закона и фарисеи!" / 29.VIII.15 сб



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 28 августа 2015 года, субботу.

Продолжаем читать Евангелия от Матфея — сегодня стихи 22:41 — 23:39.

Комментарии
введение, комм. к книге:
к гла-
вам
  из 'Брюссельской' Библии из "Толковой Библии" Лопухина "Женевская Библия" из комм. В.Н. Кузнецовой
       
22
23

 

Даем текст в двух переводах:

а. Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").

Дополнено сравнением с редакцией текста в "Современном русском переводе" Библии.

б. Перевод и примечания С.С.Аверинцева
 (См. послесловие к переводу; "Словарь общих понятий". К сегодняшнему фрагменту примечаний нет. )

Евангелист Матфей

РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ*

41 Иисус спросил фарисеев, которые собрались вокруг Него:

42 —  Что вы думаете о Помазаннике? Чей Он потомок?

    —  Давида,  —  отвечают они.

43 —  Так почему же Давид, движимый Духом Божьим, называет Его Господином?

44 "Сказал Господь моему Господину:
"Сиди* по правую руку Мою,

пока не повергну Твоих врагов к Твоим ногам*"".

45 Так вот, раз Давид называет Его Господином, какой же Он ему потомок*?

46 И никто не смог ничего возразить Ему на это. С тех пор ни один человек не решался задавать Ему вопросы.

23 Потом Иисус обратился к народу и к Своим ученикам:

—  Учителя́ Закона и фарисеи по праву сели на Моисеево место. (3) Поэтому слушайтесь их и во всем поступайте так, как они вам велят, но делам их не подражайте, потому что сами они не исполняют того, чему учат. (4) Они громоздят ношу на ношу и взваливают их на плечи людей, а сами и палец о палец не ударят. (5) А если что и делают, то лишь для того, чтобы это видели люди. Потому-то они, когда молятся, надевают на лоб и на руку коробочки шире, чем у других, и кисти на одежде у них длиннее. (6) Они любят на пиру сидеть на почетных местах и в первом ряду в синагогах (7) и чтобы их почтительно приветствовали на площадях, а люди звали их: "Учитель".

8 А вас пусть не зовут "учитель",
   потому что вы все братья друг другу
   и у вас один лишь Учитель.
9 И "отцом" никого на земле не зовите  —
   у вас лишь один Небесный Отец.
10 И пусть не зовут вас "наставниками",
   потому что у вас один лишь Наставник  —
   Помазанник Божий.
11 А кто из вас самый главный,
   пусть будет слугой вам.
12 Всякий, кто возвышает себя,
   будет унижен,
а кто принижает себя,
   тот возвысится.

13 Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи!
   Святоши!
Вы запираете от людей Царство Небес
   и сами не вхо́дите,
      и тех, кто хочет войти, не впускаете. (14)

15 Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи!
   Святоши!
Вы пересекаете моря́ и су́шу,
   чтобы добыть одного обращенного,
      а обратив, делаете из него человека
      вдвое больше достойного ада, чем сами.

16 Го́ре вам, слепые поводыри!
Вы у́чите:
   "Если кто поклянется Храмом,
      тот клятвой не связан,
   а кто поклянется золотом Храма,
      тот обязан исполнить".
17 Слепые глупцы!
   Что важнее:
      золото или Храм, освящающий золото?

18 И еще говорите:
   "Кто поклянется жертвенником,
      тот клятвой не связан,
   но кто поклянется даром на жертвеннике,
      тот обязан исполнить клятву".
19 Слепцы!
   Что важнее:
      дар или жертвенник, освящающий дар?!
20 Тот, кто клянется жертвенником,
   клянется и тем, что на нём.
21 И тот, кто клянется Храмом,
   клянется и Тем, кто живет в нём.
22 И тот, кто клянется небом,
   клянется престолом Бога
   и Тем, кто на нем восседает.

23 Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи!
    Святоши!
Вы пла́тите десятину с мяты, укропа и тмина,
   а самое важное в Законе:
   справедливость, милосердие и верность —
      отбрасываете!
   А делать надо это, и о другом не забывая!

24 Слепые поводыри!
Вы отцеживаете комара,
   но проглатываете верблюда!

25 Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи!
   Святоши!
Вы чистите снаружи чашу и блюдо,
   а внутри они наполнены тем,
      что вы в своей алчности награбили!
26 Слепой фарисей!
   Вычисти сначала внутренность чаши,
      тогда и снаружи она будет чиста!

27 Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи!
   Святоши!
Вы как побеленные гробницы:
   снаружи они кажутся красивыми,
   а внутри полны мертвых костей
      и всяческой мерзости!
28 Так и вы:
   снаружи вы кажетесь людям праведниками,
   а внутри полны лицемерия и порока.

29 Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи!
   Святоши!
Вы строите гробницы для пророков
   и украшаете надгробия праведников.
30 Вы говорите:
    "Если бы мы жили во времена наших отцов,
      мы не были бы повинны в крови пророков".
31 Вы сами свидетельствуете против себя:
   вы  —  сыновья тех, кто убивал пророков.
32 Так завершайте то, что начали ваши отцы!
33 Вы, зме́и и отродье змеиное!
   Не избежать вам осуждения и ада!
34 Слушайте!
   Я посылаю к вам пророков, мудрецов и учителей.
   Одних вы убьете и распнете,
   других будете бичевать в синагогах
      и гнать из города в город.
35 Так вот, на вас падет кара
   за кровь всех праведников,
      пролитую на земле от сотворения мира:
от невинного Авеля
до Захарии, сына Берахии,
   которого вы убили между жертвенником
      и святилищем.
36 Да, говорю вам:
   на это поколение падет кара за всё!

37 Иерусалим! Иерусалим,
   убивающий пророков и побивающий камнями
      тех, кто послан к нему!
Сколько раз Мне хотелось собрать
   весь народ твой вокруг себя,
   как собирает наседка выводок под крылья,
      но вы не захотели!
38 И вот "ваш Дом оставлен и пуст!"
39 Говорю вам, вы не увидите Меня до тех пор,
   пока* не скажете:
      "Благословен Идущий во имя Господа*!"

От Матфея Святое Благовестие

(41) А когда фарисеи стояли вокруг, спросил их Иисус:
(42) «Что думаете вы о Христе? Чей Он Сын?»

Говорят они Ему:
«Сын Давидов!»

(43) Он говорит им:
«Как же тогда Давид в Духе именует Его Господом, говоря:

(44) "Сказал Господь Господу моему:
            воссядь по правую руку Мою,
доколе положу врагов Твоих
            под ноги Твои"
?

(45) Если Давид именует Его Господом, как может Он быть ему сыном?»

(46) И никто не смог ни слова возразить Ему на это; и вопросы задавать Ему с этого дня тоже не смели.

23 Тогда возглаголал Иисус к народу и к ученикам Своим, (2) говоря: «Книжники и фарисеи восседают на учительном престоле Моисея. (3) Потому все, что они скажут вам, исполняйте и соблюдайте, но делам их не подражайте, ибо они говорят, но не делают. (4) Они связывают вместе ноши тяжкие и неподъемные и возлагают на плечи людей, а сами пальцем не хотят помочь. (5) А все дела свои творят людям напоказ: делают все шире молитвенные повязки свои и все больше — кисти, (6) да любят самые почетные места на пиршествах и в синагогах, (7) и чтобы на площадях их приветствовали, и чтобы звали их люди: "равви!" (8) А вас пусть не зовут: "равви!", ибо один у вас Учитель, вы же все — братья. (9) И отцом вашим не зовите никого на земле, ибо один у вас Отец — Небесный. (10) И пусть не зовут вас наставниками, потому что Наставник у вас один — Христос. (11) А самый великий меж вас да будет у вас слугой. (12) Всякий, кто поставит себя высоко, будет смирен, и всякий, кто поставит себя смиренно, будет возвышен.
(13) Да, горе вам, книжники и фарисеи, лицедеи! Ибо вы затворяете от людей Царствие Небесное; и сами не входите, и желающих войти не впускаете. {(14) Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за что примете тем большее осуждение.}* (15) Горе вам, книжники и фарисеи, лицедеи! Ибо вы совершаете путь через море и сушу, дабы обратить в свою веру хоть одного; а когда это произойдет, делаете из него сына Геенны, вдвое хуже вас.
(16) Горе вам, слепые вожатаи**, что говорите: "Если кто поклянется Храмом, это ничто; а если кто поклянется золотом Храма, связан клятвой". (17) Глупцы и слепцы! Что важнее: золото или Храм, освящающий золото? (18) Или еще: "Кто поклянется жертвенником, это ничто; а если кто поклянется жертвой, что на жертвеннике, связан клятвой". (19) Слепцы! Что важнее: жертва или жертвенник, освящающий жертву? (20) Так вот: кто поклялся жертвенником, клянется им самим и всем, что на нем; (21) и кто поклялся Храмом, клянется им самим и Тем, Кто в нем обитает; (22) и кто поклялся небом, клянется Престолом Божьим и Тем, Кто на нем восседает.
(23) Горе вам, книжники и фарисеи, лицедеи! Ибо вы отсчитываете десятину с мяты, аниса и тмина, а небрежете о самом важном в Законе — о суде, милости и верности; надо было и одно исполнить, и другого не упустить. (24) Слепые вожатаи! Вы комара отцеживаете, а верблюда проглатываете.
(25) Горе вам, книжники и фарисеи, лицедеи! Ибо вы очищаете снаружи чашу и блюдо, а внутри они исполнены хищения и невоздержания. (26) Слепец фарисей! Очисти сперва чашу и блюдо изнутри, тогда они и снаружи будут чисты.
(27) Горе вам, книжники и фарисеи, лицедеи! Ибо вы подобны побеленным гробницам, что снаружи представляются красивыми, а внутри исполнены костей мертвецов и всяческой нечистоты. (28) Так и вы снаружи представляетесь людям праведниками, а внутри полны лицедейства и беззакония.
(29) Горе вам, книжники и фарисеи, лицедеи! Ибо вы строите гробницы для пророков и украшаете надгробия праведников, (30) и говорите: "Если бы мы жили во дни отцов наших, то не соучаствовали бы с ними в пролитии крови праведников". (31) Говоря так, вы сами свидетельствуете против себя, что вы — сыны тех, кто убивал пророков. (32) Довершайте же дело отцов ваших. (33) Змеи, отродье ехидн! Как избежите вы осуждения и Геенны?
(34) Потому слушайте: Я посылаю к вам пророков, и мудрецов, и книжников. Одних вы убьете и распнете, других будете бичевать в синагогах ваших и гнать из города в город. (35) Так да падет на вас вина за всю кровь праведную, что проливается на земле, от крови Авеля Праведного до крови Захарии, сына Варахии, которого убили вы между Храмом и жертвенником. (36) Воистину говорю вам, падет все на это поколение.
(37) Иерусалим, Иерусалим, что убивает пророков и каменьями побивает посланных к нему! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов к себе под крылья, — но вы не захотели. (38) Вот, дом ваш будет оставлен и пуст. (39) Ибо говорю вам: не увидите Меня отныне, доколе не скажете:
"Благословен Приходящий во имя Господне!»


* Стих отсутствует в древнейших рукописях (Прим. ред. рассылки).

** Это не опечатка, такое слово есть в словаре (с пометой "устаревшее"; см. тж. Мф.15:14) (Прим. ред. рассылки).

Примечания к переводу В.Н.Кузнецовой


6.2 Святоши  — буквально: "лицемеры"; в данном контексте это слово означает людей, целью которых было не угодить Богу, а привлечь к себе внимание людей. По субботам пожертвования собирались в синагогах; тот, кто дал больше всех, получал право сидеть на возвышении.

 

9.27 Помазанник Божий, которого ждали в Израиле, часто назывался Сыном, т.е. потомком Давида, так как верили, что Он должен быть из рода Давида (см. 2Цар 7.12-14 и др.).

 

22.42 потомок Давида — см. прим. к 9.27.

22.45 По древним представлениям, тот, кто старше, всегда важнее того, кто младше, а отец (предок) всегда важнее сына (потомка). Не Давид, а его потомок должен был бы называть своего предка господином. Вряд ли здесь речь идет о том, что Иисус отвергает Свое происхождение от Давида. Скорее всего Он выступает против широко распространенных в среде народа взглядов на Мессию как на земного победоносного царя. Он не будет продолжать дело Давида, укрепляя мощь державы.

23.2 сели на Моисеево место — т.е. являются последователями Моисея и имеют право учить. Кроме того, здесь возможен намекна специальное сиденье в синагогах, которое называлось "Моисеевым местом" и с которого произносилась проповедь, по крайней мере, в позднейшие времена.

23.4 Ноша фарисеев была тяжела потому, что они обязывали людей в повседневной жизни соблюдать законы ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников; они не принимали в расчет справедливость, милосердие и верность (см. 23.23) и не помогали людям, в отличие от Иисуса (11.30 и 28.20), нести эту ношу. Палец о палец не ударят — их слова расходятся с делами. Эти слова можно понять и по-другому: они не помогают другим нести эту ношу (ср. Гал 6.2).

23.5 В знак исполнения заповеди (Исх 13.9) евреи во время молитвы надевали на лоб и на левую руку маленькие кожаные коробочки, которые по-еврейски назывались "тефилл`им", а по-гречески "филакт`ерии". Они содержали в себе отрывки из Книги Исхода и Второзакония. Кроме того, благочестивые люди должны были нашивать на края верхней одежды кисти. Фарисеи, вероятно, увеличивали размеры этих коробочек и носили их весь день, а не только во время молитвы, а также имели более длинные, чем у остальных, кисти на одежде.

23.6 Места в первом ряду были расположены на возвышении, люди сидели на них лицом к собранию.

23.9 Возможен также перевод: "И "отцом" никого из вас на земле не зовите". Традиционно отцами назывались наиболее уважаемые учителя Закона.

23.13 Святоши — см. прим. к 6.2. Не впускаете — возлагая на них слишком тяжелые бремена (23.4) или препятствуя христианам нести Радостную Весть о Христе.

23.(14) В некоторых рукописях имеется ст. 14: "Горе вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы пожираете дом`а вдов, а потом напоказ долго молитесь! Вас ждет самое суровое наказание!"

23.15 Обращенный — язычник, уверовавший в единого Бога и соблюдавший Закон Моисея.

23.16-22 Типичный пример казуистики. Об отношении Иисуса к клятвам см. 5.33-37.

23.19 Слепцы — в некоторых рукописях: "Глупые и слепые люди".

23.23 Разрешалось есть лишь ту пищу, с которой была уплачена десятина. В Законе Моисея не упомянуты пряные травы, что говорит о сверхщепетильности фарисеев.

23.24 Комар и верблюд считались нечистыми.

23.25 в своей алчности — в некоторых рукописях: "в грехе" или "в неправедности".

23.26 чаши — в некоторых рукописях: "чаши и блюда".

23.27 Гробницы обычно белили, чтобы люди могли их заметить и случайно к ним не прикоснуться, потому что прикосновение к трупу или к гробнице делало человека ритуально нечистым.

23.35 Бытие, первая книга Священного Писания ВЗ, повествует об убийстве Авеля — первом убийстве на земле, а в книге, которая в еврейской Библии считается последней, т.е. 2 Паралипоменон, рассказывается об убийстве пророка Захарии.

23.38 Домом назывался иерусалимский Храм. Дом оставлен и пуст — в некоторых рукописях: "Дом вам оставлен пустым".

22.41-45 Мк 12.35-37; Лк 20.41-44    22.44 Пс 110 (109).1  
23.1-7
Мк 12.38-40; Лк 11.43, 46; 20.45-46    23.5 Мф 6.1; Втор 6.8; Числ 15.38
23.11 Мф 20.26-27; Мк 9.35; 10.43-44; Лк 22.26
   23.12 Лк 14.11; 18.14    23.13 Лк 11.52    23.(14) Мк 12.40; Лк 20.47
23.22 Ис 66.1; Мф 5.34
   23.23 Лев 27.30    23.25-26 Лк 11.39-41    23.27-28 Лк 11.44    23.27 Деян 23.3
23.29-32 Лк 11.47-48
   23.33 Мф 3.7; 12.34; Лк 3.7    23.34-36 Лк 11.49-51    23.35 Быт 4.8; 2Пар 24.20-21    23.37-39 Лк 13.34-35
23.38 Иер 22.5    23.39 Пс 118 (117).26
 

*Заглавие В СРП: "Евангелие от Матфея" (это и нижеследующие примечания сделаны редактором рассылки).
*22:44a В СРП: "восседай".
*22:44b В СРП строка выглядит так: "а Я повергну Твоих врагов под ноги Твои".
*22:45 В СРП вм. "какой же Он ему потомок" – "как же Он может быть Его потомком".
*23:39a В СРП: "до тех пор, пока".
*23:39b В СРП: "Господне".

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Ев. от Матфея, 23:37 – 24:31.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru
»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«


В избранное