Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Мф 22:1-40 / 26.VIII.15 ср



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 26 августа 2015 года, среду.

Продолжаем читать Евангелия от Матфея — сегодня стихи 22:1-40.

Комментарии
введение, комм. к книге:
к гла-
вам
  из 'Брюссельской' Библии из "Толковой Библии" Лопухина "Женевская Библия" из комм. В.Н. Кузнецовой
       
22
         

 

Даем текст в двух переводах:

а. Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").

Дополнено сравнением с редакцией текста в "Современном русском переводе" Библии.

б. Перевод и примечания С.С.Аверинцева
 (См. послесловие к переводу; "Словарь общих понятий". К сегодняшнему фрагменту примечаний нет. )

Евангелист Матфей

РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ*

22 Иисус рассказал им еще одну притчу:

—  Чему подобно Царство Небес? Вот представьте себе:* царь устроил свадебный пир для своего сына. (3) Он послал слуг позвать тех, кого хотел пригласить на свадьбу, но они не захотели прийти. (4) Он снова послал других слуг, велев сказать приглашенным: "Мой пир уже готов, быки мои и прочий откормленный скот уже зарезаны, всё готово. Приходите на пир". (5) Но гости пренебрегли приглашением и разошлись по своим делам: один на поле, другой к себе в лавку, (6) а остальные, схватив его слуг, истязали их и убили. (7) Царь разгневался. Послав войска, он велел казнить тех убийц, а город их сжечь. (8) А потом говорит своим слугам: "Пир готов, а гости оказались недостойны. (9) Ступайте же на перекрестки дорог и всех, кого встретите, зовите на пир". (10) Слуги вышли на улицы и привели всех, кого встретили: и добрых людей, и дурных. Весь пиршественный зал заполнился гостями. (11) Когда царь вышел взглянуть на гостей, он увидел человека, одетого не в праздничную одежду. (12) Он говорит ему: "Приятель, ты почему явился сюда не в праздничной одежде?" Тот молчал. (13) Тогда царь сказал служителям: "Свяжите его по рукам и ногам и выбросьте вон, во тьму, где будет плач и зубовный скрежет".

14 Потому что много званых, но мало избранных.

15 Фарисеи ушли и сговорились, как им поймать Иисуса на слове. (16) Они подослали к Нему своих учеников с иродианами.

    —  Учитель,  —  говорят те,  —  мы знаем, что Ты человек прямой, что Ты прямо и ясно учишь жить так, как велит Бог, потому что никого не боишься и никому не угождаешь. (17) Скажи нам, как по-Твоему: позволительно платить подать цезарю или нет?

18 Иисус, разгадав их злой умысел, ответил:

    —  Что вы Меня испытываете, лицемеры? (19) Покажите монету, которой платится подать.

Они принесли Ему денарий.

20 —  Чье здесь изображение и чье имя?  —  спрашивает их Иисус.

21 —  Цезаря,  —  отвечают они.

    —  Стало быть, цезарево отдайте цезарю, а Божье —  Богу,  —  говорит им тогда Иисус.

22 Услышав эти слова, они изумились и, оставив Его, ушли.

23 В тот же день пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения мертвых. Они задали Ему такой вопрос:

24 —  Учитель,  —  сказали они,  —  Моисей нам сказал: "Если умрет у кого-нибудь бездетным брат, пусть женится брат на его жене, чтобы дать брату потомство".

25 Было у нас семь братьев. Первый женился и умер бездетным, оставив жену своему брату. (26) Так же и второй, и третий, и все семеро. (27) А после них умерла и женщина. (28) После воскресения женой которого из них она будет? Ведь мужьями ей были все семеро!*

29 —  Вы заблуждаетесь, потому что не знаете ни Писаний, ни Божьей силы,  —  ответил им Иисус. — (30) Когда Бог воскрешает мертвых, они уже не женятся и не выходят замуж. Они подобны ангелам на небе. (31) А что касается воскресения мертвых, разве вы не читали того, что сказал вам Бог? (32) Он сказал: "Я  —  Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова". Но Бог  —  Он Бог не мертвых, а живых.

33 Народ, слушая Его, дивился Его учению.

34 Фарисеи, узнав, что Иисус вынудил умолкнуть саддукеев, собрались все вместе. (35) Один из них, учитель Закона, решив поймать Его на слове, спросил:

36 — Учитель, какая заповедь в Законе самая великая?

37 —  "Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей душой и всеми своими помыслами",  —  ответил Иисус. — (38) Вот первая и величайшая заповедь. (39) И вторая такая же: "Люби ближнего, как самого себя". (40) Весь Закон и Пророки стоят на этих двух заповедях.

От Матфея Святое Благовестие

22 А Иисус сызнова заговорил к ним в притчах: (2) «Царствие Небесное можно уподобить тому, как если бы некий царь устраивал брачный пир свой, (3) и послал рабов своих скликать званых на пир; но те не пожелали придти. (4) Он сызнова послал других рабов, велев сказать званым: "Вот, пир мой я устроил, быки мои и скот откормленный закланы, и все готово; спешите на пир!" (5) Но они, пренебрегши его словами, ушли, кто на поле свое, кто в лавку свою; (6) а оставшиеся схватили рабов его, надругались над ними и убили их. (7) А царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц тех, а город их спалил. (8) А потом говорит он рабам своим: "Пиршество приготовлено, однако званые не оказались достойны; (9) так ступайте на перекрестки и скликайте на брачный пир всех, кого только ни повстречаете!" (10) И вышли рабы те на улицы, и собрали всех, кого ни повстречали, и злых, и добрых; и пиршественный покой наполнился возлежащими. (11) Но царь, войдя посмотреть на возлежащих, увидел там человека, одетого не в праздничное одеяние, (12) и говорит ему: "Любезный, как ты вошел сюда, не имея праздничного одеяния?" А тот молчал. (13) Тогда царь сказал слугам: "Свяжите его по рукам и ногам и извергните во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубовный!" (14) Ибо много званых, но мало избранных».

(15) Тогда фарисеи ушли и сговорились, как им уловить Его в слове. (16) И подсылают они своих учеников вместе с приверженцами Ирода задать ему вопрос:
«Учитель, мы знаем, что ты человек правдивый и пути Божьему в истине учишь, ни на кого не озираясь, ибо лицеприятия в Тебе нет. (17) Так скажи нам Твой приговор: позволительно ли платить дань кесарю, или нет?»

(18) А Иисус, разумея их лукавство, сказал:
«Что вы испытываете Меня, лицедеи? (19) Покажите Мне, какой монетой платят дань?»

(20) Они же принесли ему динарий. И говорит Он им:
«Чье здесь изображение, и чье имя?»

(24) Они говорят Ему:
«Кесаря!»

Тогда Он говорит им:
(22) «Так отдавайте кесарево — кесарю, а Божие — Богу».

Услышав это, они изумились, оставили Его и ушли.

(23) В тот же день подошли к Нему саддукеи, те, что говорят, будто нет воскресения, и задали Ему такой вопрос:
(24) «Учитель! Моисей сказал, что если кто умрет, не имея детей, пусть брат его женится на вдове его и "восставит семя брату своему" . (25) А было у нас семеро братьев: и первый, женившись, скончался, и раз не было у него детей, то жену свою он оставил брату своему; (26) так же и второй, и третий, и все семеро. (27) А последней из всех умерла жена. (28) Итак, женой которого из семи будет она в воскресении? Ведь все побывали ее мужьями!»

(29) Но Иисус сказал им в ответ:
«Вы заблуждаетесь, не зная ни Писания, ни силы Божьей. (30) Ибо в воскресении не женятся и замуж не выходят, но пребывают как ангелы на небе. (31) А о том, что мертвые воскреснут, разве не читали вы реченного Богом: (32) "Я есмь Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова"; Бог не мертвых, но живых».

(33) И толпы, услышав это, изумлялись учению Его.

(34) А фарисеи, узнав, что Он посрамил саддукеев, обступили Его. (35) И один законник из их числа спросил, искушая Его:
(36) «Учитель! Какая заповедь в Законе самая великая?»

(37) Он же ответил:
«"Возлюби Господа, Бога Твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим" . (38) Это самая великая и первая заповедь, (39) а вторая подобна ей: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" . (40) На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки».

Примечания к переводу В.Н.Кузнецовой


3.7 Саддукеи – члены крайне консервативной религиозно-политической группировки, состоявшей из влиятельного священства и старейшин. Они признавали авторитет только Писаний, но не принимали устной традиции и, в отличие от фарисеев, отвергали веру в воскресение мертвых и в ангелов.

 

5.17 Закон и Пророки – т.е. всё Священное Писание ВЗ. Закон Моисея также считался пророческой книгой. Согласно евангелисту, всё Священное Писание пророчествует о приходе Мессии, и Иисус исполняет эти пророчества Своей жизнью и смертью.

 

14.1 Тетрарх Ирод — Ирод Антипа, сын Ирода Великого, правитель "четвертой части", т.е. небольшой территории, зависимой от Рима. Он правил Галилеей и Переей с 4 по 39 гг. I в.

 

 

22.4 Непосредственно перед пиром было принято посылать вторичное приглашение гостям.

22.11-13 Вероятно, это другая притча, которая была присоединена к первой. Ср. еврейскую притчу (около 80 г.), в которой говорится о царе, приславшем гостям приглашение на пир, но не указавшем время его начала. Мудрые люди нарядились и стали ждать, а глупые, сочтя, что пир начнется нескоро, ушли по делам. Внезапно гостей позвали, и те, кто был одет не в праздничную одежду, не были допущены в пиршественный зал. Ср. также Откр 19.8, где свадебная одежда толкуется как праведные дела, а также 1Енох 10.4-5, где Бог повелел ангелу Рафаэлю связать демона Азазела "по рукам и ногам и бросить его в тьму"; в другом апокалиптическом произведении говорится, что Азазел лишился своего небесного одеяния, которое было передано Аврааму.

22.15 поймать на слове — вопрос этот представлял собой ловушку, так как любой ответ был бы опасен для Иисуса: если Он скажет "да", Он потеряет популярность у народа, видевшего в подушной подати, которую нужно было платить Риму, национальное унижение. Если Он скажет "нет", Его можно было бы выдать римским властям как мятежника, подбивающего народ к отпадению от Рима.

22.16 Иродиане — сторонники Ирода Великого и его сына Ирода Антипы (см. прим. к 14.1), желавшие, чтобы Ирод Антипа стал царем в Иерусалиме.

22.17 Необходимость платить подушную подать римским завоевателям воспринималась как тяжелая и унизительная обязанность и была причиной нескольких восстаний евреев. Цезарь — титул римских императоров.

22.19-20 денарий — римская серебряная монета, которой платилась подать. На ней изображен римский цезарь, т.е. император в лавровом венке; на этой монете была надпись: "Тиберий Цезарь, Август, Сын Божественного Августа, Великий Понтифекс" (т.е. Первосвященник).

22.21 По представлениям того времени, человеку, имевшему право на чеканку монеты, принадлежали все отчеканенные монеты. Все денарии, на которых изображен император и стоит его имя, в конечном счете принадлежат ему. Повеление отдать "цезарево цезарю" означает, что человек обязан быть лояльным гражданином и выполнять все требования государства, в котором он живет, но до тех пор, пока эти требования не вступают в противоречие с требованиями Бога.

22.23 Саддукеи — см. прим. к 3.7.

22.30 ангелам — в некоторых рукописях: "ангелам Божьим".

22.32 По мнению саддукеев, введение Моисеем левиратного брака, обеспечивающего умершего законными наследниками, доказывает, что Моисей не верил в воскресение. В древности люди считали, что смерть кладет конец связи между Богом и человеком. Но если Бог называет Себя Богом Авраама, Богом Иакова и Богом Иакова, т.е. давно умерших праотцев народа Израиля, значит, они для Бога живы и связь эта не разорвана.

22.38-39 Под первой понималась та заповедь, из которой вытекали другие. Учителя Закона того времени пытались свести все 613 заповедей к нескольким или даже к одной (Талмуд говорит, что Давид сводил все заповеди к одиннадцати, Исайя к шести, Михей к трем, Амос и Аввакум к одной).

22.40 Закон и Пророки — см. прим. к 5.17.

 

22.1-14 Лк 14.15-24    22.13 Мф 8.12; 25.30; Лк 13.28    22.15-22 Мк 12.13-17; Лк 20.20-26
22.23-33 Мк 12.18-27; Лк 20.27-39    22.23 Деян 23.8    22.24 Втор 25.5    22.32 Исх 3.6
22.35-40
Мк 12.28-34; Лк 10.25-28    22.37 Втор 6.5    22.39 Лев 19.18
 

*Заглавие В СРП: "Евангелие от Матфея" (это и нижеследующие примечания сделаны редактором рассылки).
*22:2 В СРП нет слов "Вотпредставьте себе".
*22:28 В СРП: "Ведь все они были на ней женаты!"

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: 1 Царств, 21–22.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru
»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«


В избранное