Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Мф 21:12-46 / 25.VIII.15 вт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 25 августа 2015 года, вторник.

Продолжаем читать Евангелия от Матфея — сегодня стихи 21:12-46.

Комментарии
введение, комм. к книге:
к гла-
вам
  из 'Брюссельской' Библии из "Толковой Библии" Лопухина "Женевская Библия" из комм. В.Н. Кузнецовой
       
21
         

 

Даем текст в двух переводах:

а. Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").

Дополнено сравнением с редакцией текста в "Современном русском переводе" Библии.

б. Перевод и примечания С.С.Аверинцева
 (См. послесловие к переводу; "Словарь общих понятий". К сегодняшнему фрагменту примечаний нет. )

Евангелист Матфей

РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ*

12 Иисус пришел в Храм и выгнал оттуда всех, кто продавал и покупал в Храме, опрокинул столы менял и скамьи торгующих голубями. (13) Иисус сказал им:

   — В Писании говорится*:

"Дом Мой будет назван домом молитвы",

а вы превратили его в разбойничий притон!

14 В Храме подошли к Нему слепые и хромые, и Он их исцелил. (15) Старшие священники и учителя Закона, видя удивительные дела, которые Он совершал, и детей, кричащих в Храме: "Осанна Сыну Давида!"  —  возмутились (16) и сказали Ему:

   — Ты слышишь, что они говорят?!

   — Да,  —  отвечает им Иисус.  —  Разве вы не читали:

"Та хвала для Тебя совершенна,
   что исходит из уст детей и грудных младенцев"?

17 Покинув их, Иисус ушел из города в Вифанию и ночь провел там. (18) Утром, направляясь в город, Иисус почувствовал голод. (19) Увидев смоковницу у дороги, Он подошел к ней, но ничего на ней не нашел, кроме листвы, и сказал ей:

    —  Так пусть никогда не будет на тебе плодов!

И смоковница вмиг засохла.

20 Ученики, увидев это, изумились.

    —  Почему это смоковница вмиг засохла?  —  спросили они.

21 —  Верно вам говорю,  —  ответил Иисус,  —  если есть у вас вера и не будет сомнений, то сделаете не только то, что Я сделал со смоковницей, но даже если скажете этой горе: "Поднимись и бросься в море!"  —  так и будет. (22) И всё, о чём ни попросите в молитве, получите, если будете верить.

23 Когда Иисус вошел в Храм и стал там учить, к Нему подошли старшие священники и старейшины и спросили:

    —  По какому праву Ты так поступаешь? Кто Тебе дал такое право?

24  —  И Я вам задам один вопрос,  —  сказал им Иисус.  —  Если вы Мне ответите, то и Я скажу вам, по какому праву так поступаю. (25) Омовение Иоанна* от кого было? От Бога или от людей?

Они стали рассуждать между собой так: "Если скажем "От Бога", тогда Он спросит: "А почему вы ему не поверили?" (26) Сказать "От людей"? Страшно народа, ведь все считают Иоанна пророком". (27) И они ответили Иисусу:

    —  Не знаем.

    —  Тогда и Я не скажу вам, по какому праву так поступаю,  —  ответил Иисус. — (28) А что вы скажете вот по какому поводу?

У одного человека было два сына. Подойдя к первому, он сказал: "Сынок, ступай поработай сегодня в винограднике". (29) Тот ответил: "Не хочу", но потом раскаялся и пошел. (30) Отец, подойдя к другому сыну, сказал то же самое. Тот ответил: "Иду, господин мой"  —  и не пошел. (31) Кто из них выполнил волю отца?

    —  Первый,  —  отвечают они.

    —  Поверьте,  —  говорит им Иисус,  —  скорее сборщики податей и продажные женщины войдут в Царство Бога, чем вы! (32) Ведь Иоанн пришел указать вам верный путь, но вы ему не поверили. А сборщики податей и продажные женщины поверили ему. Вы это видели и всё равно не раскаялись и не поверили ему.

33 Теперь послушайте другую притчу:

Был один человек  —  землевладелец,
   он насадил виноградник,
   обнес его оградой,
   вырыл яму для давильни,
   построил сторожевую башню
   и отдал внаем виноградарям,
   а сам уехал в чужие края.
34 Вот настала пора —
   послал он слуг к виноградарям
   получить свой доход с виноградника.
35 Но виноградари, схватив его слуг,
   одного избили, другого убили,
   а третьего забросали камнями.
36 Снова послал других слуг  —  уже больше числом,
   но и с ними поступили так же.
37 Наконец он сына послал к ним, подумав:
   "Сына моего постыдятся".
38 Но виноградари, сына увидев, сказали друг другу:
   "Это наследник!
   Давайте убьем его и нашим будет наследство!"
39 Они схватили его, вытащили из виноградника
      и убили.
40 Когда вернется хозяин виноградника,
   что сделает он виноградарям этим?

41 —  Казнит злодеев лютой смертью, а виноградник передаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему доход в положенный срок,  —  отвечают они.

42 —  А вы не читали в Писаниях,  —  говорит им Иисус:

"Камень, который отбросили* строители,
   стал краеугольным камнем.
Это сделано Господом —

   диво, которое было на наших глазах"?

43 Потому Я и говорю вам, что будет отнято у вас Царство Бога и отдано народу, который приносит доход. (44)

45 Старшие священники и фарисеи, услышав Его притчи, поняли, что Он говорит о них. (46) Они хотели было схватить Иисуса, но побоялись народа, который считал Его пророком.

От Матфея Святое Благовестие

(12) И вошел Иисус во Храм, и прогнал всех, кто продавал и покупал во Храме, и опрокинул столы менял и прилавки торговцев голубями. (13) И говорит Он им:
«В Писании сказано:

"Имя дому Моему — дом молитвы!" —

вы же сделали из него вертеп разбойников».

(14) И подошли к Нему во Храме слепцы и хромые, и Он исцелил их. (15) А первосвященники и книжники, видя дивные дела, которые Он творил, и детей, которые кричали во Храме: «Осанна Сыну Давидову!» — пришли в ярость (16) и сказали Ему:
«Слышишь, что они кричат?»

А Иисус говорит им:
«Да! Или вы никогда не читали в Писании:

"Из детских, из младенческих уст
       Ты уготовал Себе хвалу"

(17) И оставив их, ушел Он из города в Вифанию и провел ночь там.

(18) А поутру, возвращаясь в город, Он почувствовал голод; (19) увидев при дороге одинокую смоковницу, подошел Он к ней, но ничего не нашел на ней, кроме одних только листьев, и говорит ей:
«Так да не будет от тебя плода вовеки!»

И тотчас же смоковница засохла. (20) И увидев это, ученики с удивлением говорили:
«Как это смоковница тотчас засохла?»

(21) А Иисус сказал им в ответ:
«Если вы будете иметь веру и не впадете в сомнение, то сможете сделать не только то, что случилось со смоковницей; но даже если вы скажете этой горе: "Сойди с места и кинься в море!" — так и будет. (22) И все, о чем ни попросите в молитве, получите, если будете веровать».

 

(23) Когда же пришел Он во Храм и стал там учить, подошли к Нему первосвященники и старейшины Израиля и спросили:
«По какому полномочию Ты делаешь это, и кто дал Тебе такое полномочие?»

(24) А Иисус сказал им в ответ:
«Спрошу и Я у вас об одном деле, и если вы ответите Мне, отвечу вам и Я, по какому полномочию делаю это. (25) От кого было крещение Иоанново: от Неба или от людей?»

Но они задумались и стали переговариваться:
«Если мы скажем: "От Неба", — он скажет нам: "Почему же вы в него не уверовали?" (26) А если скажем: "От людей", — страшно перед народом, потому что все почитают Иоанна за пророка!»

(27) И сказали они Иисусу в ответ:
«Не знаем».

И Он сказал им:
«Тогда и Я не отвечу вам, по какому полномочию делаю это.
(28) А что вы решите вот о таком деле? У одного человека было двое сыновей. Подойдя к первому, он сказал: "Сынок, ступай, поработай сегодня в винограднике!" (29) Тот сказал в ответ: "Не хочу!" — а после раскаялся и пошел. (30) А отец, подойдя ко второму сыну, сказал то же самое. Тот сказал в ответ: "Иду, господин мой!" — и не пошел. (31) Кто же из двух выполнил волю отца?»

Они говорят:
«Первый!»
Говорит им Иисус:
«Воистину говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царствие Божие! (32) Пришел Иоанн показать вам путь праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему. Вы видели это, но не раскаялись и после и не поверили ему.
(33) Выслушайте другую притчу. Был некий домохозяин, который насадил виноградник, и обнес его оградой, и выкопал в нем давильню, и построил сторожевую башню, и сдал его внаем виноградарям, и удалился. (34) Когда же настало время собирать урожай, послал он рабов своих к виноградарям востребовать свою долю урожая; (35) но виноградари схватили рабов его и кого прибили, кого убили, а кого и камнями побили. (36) Опять послал он новых рабов, больше, чем в первый раз; но и с ними поступили так же. (37) Напоследок послал он к ним сына своего, рассуждая: "Уж сына-то моего они постыдятся!" (38) А виноградари, увидев сына, сказали друг другу: "Это наследник; давайте убьем его и завладеем наследством его!" (39) И они схватили его, извергли вон из виноградника и убили. (40) Итак, когда вернется хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?»

(41) Они говорят ему:
«Предаст злых злой кончине, а виноградник вверит другим виноградарям, которые будут отдавать ему урожай в должное время».

(42) Говорит им Иисус:
«Или вы никогда не читали в Писании:

"Камень, что отвергли строители,
                 он-то лег во главу угла;
от Господа произошло сие
                 и дивно во очах наших"
?

(43) Потому говорю вам: Царствие Божие будет отнято у вас и вверено тому племени, что приносит плоды Царствия. (44) И кто падет на камень этот, разобьется; а на кого он падет, того обратит во прах».

(45) И услышав притчи Его, первосвященники и фарисеи уразумели, что Он говорит о них, (46) и желали Его схватить, однако страшились народа, потому что народ почитал Его за пророка.

Примечания к переводу В.Н.Кузнецовой


3.2 Словосочетание Царство Небес встречается только в Евангелии от Матфея. Другие евангелисты говорят о Царстве Бога. Матфей же, стремясь избежать употребления Божьего имени, передает это понятие, вероятно, под влиянием раввинистической практики своего времени, перифразой, когда имя Бога заменялось разными описательными оборотами, такими как "Небеса", "Небо", "Великий Царь", "Имя" и т.д. Царство Бога – царствование, владычество Бога. Хотя Бог, будучи Творцом и Судьей мира, всегда был и его Царем, но в мире столько торжествующего зла, что может показаться, что правит миром Его противник, Сатана. Но люди верили, что наступит такое время, когда Бог установит Свое суверенное правление миром открыто и те, кто был Ему верен, войдут в Его Царство, т.е. станут Его соправителями.

 

5.22 Совет – это высший религиозно-политический орган, в функции которого входило и судопроизводство. Он назывался Синедрион (в еврейском произношении – Санхедр`ин), что значит по-гречески "совет". В Совет входил 71 человек: первосвященник, старшие священники, старейшины (см. прим. к 16.21) и учителя Закона.

 

5.46 Сборщики податей были, как правило, из евреев; они собирали подати для римских властей, и их ненавидели, считая предателями своего народа, людьми, нарушающими правила ритуальной чистоты, и грешниками, потому что они по долгу своей профессии общались с разными людьми, в том числе и с нечистыми.

 

16.21 Старейшины  — наиболее уважаемые и богатые люди в Израиле.

 

17.24 храмовая подать — специальный налог на содержание Храма в две драхмы, или полшекеля, что приблизительно составляло плату за два рабочих дня, платился раз в год всеми взрослыми евреями мужского пола, жившими как в Палестине, так и за ее пределами.

 

21.12 Иерусалимский Храм состоял из нескольких дворов и святилища (собственно Храма), в которое разрешалось входить одним только священникам. События, о которых рассказывается здесь, происходят во дворе Храма, который назывался "Двором язычников". Там продавалось всё необходимое для жертвоприношений: вино, масло, соль, а также животные (быки, овцы и голуби). Животные продавались в Храме для удобства жертвователей: они могли купить "непорочное", т.е. без каких-либо недостатков животное, а не гнать его через всю страну. Негодование Иисуса обращено не только на продавцов, но и на покупателей. Все те, кто думает, что Бога можно задобрить жертвой, названы "разбойниками". В этом же дворе менялись римские и греческие деньги на специальную тирийскую монету, которой платился храмовый налог (см. прим. к 17.24). Налог должен был быть уплачен к 1 нисана. Деньги можно было поменять и раньше в нескольких городах страны, а за две недели до Пасхи скамьи менял устанавливались во дворе Храма. Храм – в некоторых рукописях: "Храм Божий".

21.13 домом молитвы — единственным местом, где язычники могли помолиться Богу Израиля, был Двор язычников.

21.21 скажете этой горе — ср. выражение "передвигать горы", которое означало сделать что-либо невозможное, например, "передвигателями гор" назывались учителя, сумевшие объяснить самые трудные и непонятные места в Писании. Этой горе — т.е. горе Сион, на которой располагался Храм.

21.23 в Храм — т.е. во Двор язычников. В колоннадах этого двора видные учителя, в том числе и Иисус, вели беседы с народом и наставляли своих учеников. Старшие священники и старейшины — члены Совета (см. прим. к 5.22). Старейшины — см. прим. к 16.21. Так поступаешь — речь идет об изгнании торговцев.

21.25 От Бога — дословно "с Неба". См. прим. к 3.2.

21.27 Иисус не уходит от ответа; смысл Его слов, вероятно, таков: если Иоанн, Его предтеча, не был признан, такая же судьба постигнет Того, кого предтеча возвестил.

21.31 сборщики податей — см. прим. к 5.46. Скорее сборщики податей... войдут в Царство Бога, чем вы — возможен перевод: "сборщики податей... раньше вас войдут в Царство Бога".

21.33 в чужие края — в I в. много земель в Галилее принадлежало богачам, жившим за границей.

21.37-38 Хозяин, вероятно, думал, что арендаторы отказывались иметь дело с его слугами, потому что считали их самозванцами. В полномочиях же сына они не должны были усомниться. Арендаторы, увидев сына, решили, что старый хозяин умер и сын явился, чтобы в качестве наследника вступить во владение имением. По закону права на выморочное имение мог заявить первый, кто объявит его своим и обнесет оградой.

21.(44) В ряде рукописей есть ст. 44: "Всякий, кто споткнется об этот камень, разобьется, а на кого упадет этот камень, того раздавит".

21.46 считал Его пророком — см. Мф 16.14; 21.11; Лк 7.16; 24.19; Ин 4.19; 9.17.

 

21.12-17 Мк 11.15-19; Лк 19.45-48; Ин 2.13-16     21.13 Ис 56.7; Иер 7.11     21.16 Пс 8.3
21.18-22 Мк 11.12-14, 20-24     21.21 Мф 17.20; 1Кор 13.2     21.23-27 Мк 11.27-33; Лк 20.1-8     21.32 Лк 7.29-30
21.33-46 Мк 12.1-12; Лк 20.9-19
 

*Заглавие В СРП: "Евангелие от Матфея" (это и нижеследующие примечания сделаны редактором рассылки).
*21:13 В СРП: "сказано".
*21:25 В СРП: "Крещение Иоанново".
*21:42 В СРП: "отвергли".

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Ев. от Матфея, 22:1-40.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru
»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«


В избранное