Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Мф.23:1-24:31; Мк.12:41-44: вторник Страстной седмицы / 14.IV.09 вт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа
да будет с вами!

Вторник, 14 (1) апреля 2009 года.

Продолжаем серию выпусков, состоящих из фрагментов Евангелий (главным образом "синоптических"), которые повествуют о событиях Страстной седмицы и о воскресении Христа.

Фрагменты даются в переводе В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть")*. (Об этом переводе)

Использована таблица "Евангельская история Господа нашего Иисуса Христа. Согласование Четвероевангелия" из издания: Библия. // Брюссель: Жизнь с Богом, 1983. С. 2266-2272.*

[ Перевод В.Н.Кузнецовой лег в основу перевода Нового Завета, издаваемого Российским Библейским Обществом под заглавием "Радостная Весть" (без указания переводчика).
Существуют различные издания, отличающиеся форматом и обложкой.
Приобрести данный перевод можно, например, в интернет-магазине my-shop.ru.

]

 

23 Потом Иисус обратился к народу и к Своим ученикам:

—  Учителя Закона и фарисеи по праву сели на Моисеево место. (3) Поэтому слушайтесь их и во всем поступайте так, как они вам велят, но делам их не подражайте, потому что сами они не исполняют того, чему учат. (4) Они громоздят ношу на ношу и взваливают их на плечи людей, а сами и палец о палец не ударят. (5) А если что и делают, то лишь для того, чтобы это видели люди. Потому-то они, когда молятся, надевают на лоб и на руку коробочки шире, чем у других, и кисти на одежде у них длиннее. (6) Они любят на пиру сидеть на почетных местах и в первом ряду в синагогах (7) и чтобы их почтительно приветствовали на площадях, а люди звали их: "Учитель".

8 А вас пусть не зовут "учитель",
   потому что вы все братья друг другу
   и у вас один лишь Учитель.
9 И "отцом" никого на земле не зовите  —
   у вас лишь один Небесный Отец.
10 И пусть не зовут вас "наставниками",
   потому что у вас один лишь Наставник  —
   Помазанник Божий.
11 А кто из вас самый главный,
   пусть будет слугой вам.
12 Всякий, кто возвышает себя,
   будет унижен,
а кто принижает себя,
   тот возвысится.

13 Горе вам, учителя Закона и фарисеи!
   Святоши!
Вы запираете от людей Царство Небес
   и сами не входите,
      и тех, кто хочет войти, не впускаете. (14)

15 Горе вам, учителя Закона и фарисеи!
   Святоши!
Вы пересекаете моря и сушу,
   чтобы добыть одного обращенного,
      а обратив, делаете из него человека
      вдвое больше достойного ада, чем сами.

16 Горе вам, слепые поводыри!
Вы учите:
   "Если кто поклянется Храмом,
      тот клятвой не связан,
   а кто поклянется золотом Храма,
      тот обязан исполнить".
17 Слепые глупцы!
   Что важнее:
      золото или Храм, освящающий золото?

18 И еще говорите:
   "Кто поклянется жертвенником,
      тот клятвой не связан,
   но кто поклянется даром на жертвеннике,
      тот обязан исполнить клятву".
19 Слепцы!
   Что важнее:
      дар или жертвенник, освящающий дар?!
20 Тот, кто клянется жертвенником,
   клянется и тем, что на нём.
21 И тот, кто клянется Храмом,
   клянется и Тем, кто живет в нём.
22 И тот, кто клянется небом,
   клянется престолом Бога
   и Тем, кто на нем восседает.

23 Горе вам, учителя Закона и фарисеи!
    Святоши!
Вы платите десятину с мяты, укропа и тмина,
   а самое важное в Законе:
   справедливость, милосердие и верность —
      отбрасываете!
   А делать надо это, и о другом не забывая!

24 Слепые поводыри!
Вы отцеживаете комара,
   но проглатываете верблюда!

25 Горе вам, учителя Закона и фарисеи!
   Святоши!
Вы чистите снаружи чашу и блюдо,
   а внутри они наполнены тем,
      что вы в своей алчности награбили!
26 Слепой фарисей!
   Вычисти сначала внутренность чаши,
      тогда и снаружи она будет чиста!

27 Горе вам, учителя Закона и фарисеи!
   Святоши!
Вы как побеленные гробницы:
   снаружи они кажутся красивыми,
   а внутри полны мертвых костей
      и всяческой мерзости!
28 Так и вы:
   снаружи вы кажетесь людям праведниками,
   а внутри полны лицемерия и порока.

29 Горе вам, учителя Закона и фарисеи!
   Святоши!
Вы строите гробницы для пророков
   и украшаете надгробия праведников.
30 Вы говорите:
    "Если бы мы жили во времена наших отцов,
      мы не были бы повинны в крови пророков".
31 Вы сами свидетельствуете против себя:
   вы  —  сыновья тех, кто убивал пророков.
32 Так завершайте то, что начали ваши отцы!
33 Вы, змеи и отродье змеиное!
   Не избежать вам осуждения и ада!
34 Слушайте!
   Я посылаю к вам пророков, мудрецов и учителей.
   Одних вы убьете и распнете,
   других будете бичевать в синагогах
      и гнать из города в город.
35 Так вот, на вас падет кара
   за кровь всех праведников,
      пролитую на земле от сотворения мира:
от невинного Авеля
до Захарии, сына Берахии,
   которого вы убили между жертвенником
      и святилищем.
36 Да, говорю вам:
   на это поколение падет кара за всё!

37 Иерусалим! Иерусалим,
   убивающий пророков и побивающий камнями
      тех, кто послан к нему!
Сколько раз Мне хотелось собрать
   весь народ твой вокруг себя,
   как собирает наседка выводок под крылья,
      но вы не захотели!
38 И вот "ваш Дом оставлен и пуст!"
39 Говорю вам, вы не увидите Меня до тех пор,
   пока не скажете:
      "Благословен Идущий во имя Господа!"

 

Мф., 23

134. Предостережение от книжников и фарисеев.

Вт. 4 апр.,
По пути в Иерусалим
Мф., гл. 23 Мк. 12,38-40 Лк. 20,45-47  
23.2 сели на Моисеево место — т.е. являются последователями Моисея и имеют право учить. Кроме того, здесь возможен намекна специальное сиденье в синагогах, которое называлось "Моисеевым местом" и с которого произносилась проповедь, по крайней мере, в позднейшие времена.

23.4 Ноша фарисеев была тяжела потому, что они обязывали людей в повседневной жизни соблюдать законы ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников; они не принимали в расчет справедливость, милосердие и верность (см. 23.23) и не помогали людям, в отличие от Иисуса (11.30 и 28.20), нести эту ношу. Палец о палец не ударят — их слова расходятся с делами. Эти слова можно понять и по-другому: они не помогают другим нести эту ношу (ср. Гал 6.2).

23.5 В знак исполнения заповеди (Исх 13.9) евреи во время молитвы надевали на лоб и на левую руку маленькие кожаные коробочки, которые по-еврейски назывались "тефилл`им", а по-гречески "филакт`ерии". Они содержали в себе отрывки из Книги Исхода и Второзакония. Кроме того, благочестивые люди должны были нашивать на края верхней одежды кисти. Фарисеи, вероятно, увеличивали размеры этих коробочек и носили их весь день, а не только во время молитвы, а также имели более длинные, чем у остальных, кисти на одежде.

23.6 Места в первом ряду были расположены на возвышении, люди сидели на них лицом к собранию.

23.9 Возможен также перевод: "И "отцом" никого из вас на земле не зовите". Традиционно отцами назывались наиболее уважаемые учителя Закона.

23.13 Святоши — см. прим. к 6.2 [— буквально: "лицемеры"; в данном контексте это слово означает людей, целью которых было не угодить Богу, а привлечь к себе внимание людей. По субботам пожертвования собирались в синагогах; тот, кто дал больше всех, получал право сидеть на возвышении]. Не впускаете — возлагая на них слишком тяжелые бремена (23.4) или препятствуя христианам нести Радостную Весть о Христе.

23.(14) В некоторых рукописях имеется ст. 14: "Горе вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы пожираете дом`а вдов, а потом напоказ долго молитесь! Вас ждет самое суровое наказание!"

23.15 Обращенный — язычник, уверовавший в единого Бога и соблюдавший Закон Моисея.

23.16-22 Типичный пример казуистики. Об отношении Иисуса к клятвам см. 5.33-37.

23.19 Слепцы — в некоторых рукописях: "Глупые и слепые люди".

23.23 Разрешалось есть лишь ту пищу, с которой была уплачена десятина. В Законе Моисея не упомянуты пряные травы, что говорит о сверхщепетильности фарисеев.

23.24 Комар и верблюд считались нечистыми.

23.25 в своей алчности — в некоторых рукописях: "в грехе" или "в неправедности".

23.26 чаши — в некоторых рукописях: "чаши и блюда".

23.27 Гробницы обычно белили, чтобы люди могли их заметить и случайно к ним не прикоснуться, потому что прикосновение к трупу или к гробнице делало человека ритуально нечистым.

23.35 Бытие, первая книга Священного Писания ВЗ, повествует об убийстве Авеля — первом убийстве на земле, а в книге, которая в еврейской Библии считается последней, т.е. 2 Паралипоменон, рассказывается об убийстве пророка Захарии.

23.38 Домом назывался иерусалимский Храм. Дом оставлен и пуст — в некоторых рукописях: "Дом вам оставлен пустым".

 

23.1-7 Мк 12.38-40; Лк 11.43, 46; 20.45-46  
23.5
Мф 6.1; Втор 6.8; Числ 15.38  
23.11 Мф 20.26-27; Мк 9.35; 10.43-44; Лк 22.26  
23.12
Лк 14.11; 18.14  
23.13 Лк 11.52  
23.(14)
Мк 12.40; Лк 20.47  
23.22
Ис 66.1; Мф 5.34  
23.23 Лев 27.30   23.25-26 Лк 11.39-41 
23.27-28
Лк 11.44   23.27 Деян 23.3  
23.29-32
Лк 11.47-48  
23.33 
Мф 3.7; 12.34; Лк 3.7   23.34-36 Лк 11.49-51  
23.35 Быт 4.8; 2Пар 24.20-21
23.37-39 Лк 13.34-35   23.38 Иер 22.5  
23.39
Пс 118(117).26  

Комментарии к гл. 23 из 'Брюссельской' Библии
+ из "Толковой Библии Лопухина"
из комм. В.Н.Кузнецовой:
к ст. 34-39.

41 Иисус, сев возле сокровищницы, смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богачи клали помногу. 42 А потом подошла одна бедная вдова и положила две медные монетки – один квадрант. Иисус подозвал учеников и сказал им:

43  – Верно вам говорю: эта бедная вдова положила больше всех остальных. 44 Все, кто клал деньги в сокровищницу, клали излишек, она же, такая нищая, положила всё, что у нее было, всё, на что жила.

 

Мк. 12:41-44

135. Лепта вдовы.

Вт. 4 апр., По пути в Иерусалим
  Мк. 12,41-44 Лк. 21,1-4  

12.41 в сокровищницу – во Дворе женщин стояли тринадцать больших сосудов, по форме напоминавших рог, куда опускались пожертвования на Храм.

12.42 две медные монетки – дословно: "две лепты"; лепта – самая мелкая монета, 1/128 денария.

 

12.41-44 Лк 21.1-4

Комментарий к гл. 12:

из "Брюссельской" Библии
+ из "Толковой Библии" Лопухина
В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. Комментарий

24 1 Иисус уже покидал Храм, когда Его ученики подошли к Нему, чтобы показать Ему храмовые строения.

—  Вы видите всё это?  —  спросил их Иисус.  —  Так знайте, здесь не останется камня на камне. Всё будет разрушено!

3 Когда Он сидел на Масличной горе один, подошли к Нему ученики и спросили:

— Скажи нам, когда это будет? И каким будет знак, по которому мы узнаем о Твоем возвращении и о конце этого мира?

4 Иисус сказал:

— Смотрите, чтобы вас не ввели в обман!
5 Многие будут приходить под Моим именем
   и говорить:
"Я  —  Помазанник Божий!"  — 
   и многих введут в обман.
6 Вы услышите о ближних и дальних войнах —
   смотрите, не пугайтесь!
   Так и должно быть,
      но это еще не конец.
7 Восстанет народ на народ
   и царство на царство,
   будет голод и землетрясения во многих местах,
8 но всё это только родовые схватки.
9 Будут тогда вас мучить и убивать,
   и все народы из-за Меня вас будут ненавидеть.
10 Многие тогда откажутся от веры
   и будут друг друга предавать и ненавидеть.
11 Много лжепророков явятся в те времена
   и многих введут в обман.
12 Из-за того что умножится зло,
   у многих остынет любовь.
13 Но кто выдержит до конца,
   будет спасен.
14 Но прежде по всей вселенной
   возвестят эту Весть о Царстве,
   чтобы услышали ее все народы  —
   и только тогда наступит конец.
15 Когда увидите "кощунственную мерзость",
   стоящую в "месте святом",
      о которой сказал пророк Даниил
      (пусть тот, кто читает, поймет!),
16 тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы,
17 кто на крыше, пусть ни за чем не спускается в дом,
18 кто будет в поле, пусть домой не идет за плащом.
19 Горе беременным и кормящим грудью в те дни!
20 Молитесь, чтобы бегство ваше
   не зимой было и не в субботу.
21 Будет в то время великая скорбь,
   какой не было со дня сотворения мира,
   доныне не было и не будет!
22 И если бы не были сокращены те дни,
   не спаслось бы ничто живое.
   Но ради избранных будут сокращены те дни.
23 Если вам скажут тогда:
   "Смотри, вот Помазанник!" или "Вон Он!"  — 
      не верьте!
24 Потому что явятся лжепомазанники и лжепророки,
   явят великие знаки и чудеса,
чтобы, если удастся, ввести в обман
   даже избранных.
25 Слышите, Я всё вам сказал заранее.
26 Так вот, если скажут:
   "Смотри, Он в пустыне!"  —
      не ходите туда,
   или: "Смотри, Он скрывается здесь, в этом доме"  —
      не верьте.
27 Словно молния, что рассекает
   всё небо с востока до запада,  —
      таким будет возвращение Сына человеческого.
28 Где будет труп, туда соберутся стервятники.

29 И тотчас, после скорби тех дней
"солнце померкнет,
   луна не даст света,
звёзды падут с небес
   и сотрясутся небесные силы".

30 Тогда появится на небе знак Сына человеческого,
   и зарыдают в отчаянии все народы земли,
      увидев, что Сын человеческий
идет на облаках небесных

   с великой силою и славою.
31 Он пошлет Своих ангелов с могучей трубой
   с четырех концов света —
      от края небес и до края небес  — 
   собрать Своих избранных.

Мф. 24:1-31

137. Пророчество Христа о разрушении Иерусалима, о будущем Церкви и о Его втором пришествии.

Вторник, вечер, Гора Елеонская.
Мф. 24,1-31 Мк. 13,1-27 Лк. 21,5-28    

24.1 Храм был гигантских размеров, он был построен из громадных плит белого мрамора (по словам Иосифа Флавия, некоторые из них были объемом 22,5х2,5х3 м и 12,5х4х6 м), обложенных золотыми пластинами.

24.3 Вероятно, Иисус возвращался из Иерусалима в Вифанию, расположенную на склоне Масличной горы, откуда открывался замечательный вид на храмовую гору с Храмом на ее вершине.

24.6 о ближних и дальних войнах — возможен перевод: "о войнах или дойдут до вас слухи о войнах".

24.7 голод — в некоторых рукописях: "голод и мор".

24.8 родовые схватки — по представлениям, широко распространенным в Израиле, перед наступлением грядущего Века вся вселенная будет переживать страшные катаклизмы, которые часто сравнивались с родовыми муками.

24.13 кто выдержит до конца — т.е. тот, кто будет готов отдать даже свою жизнь. Но можно понять и в другом смысле: "кто выдержит до наступления Конца".

24.15 кощунственную мерзость — дословно: "мерзость запустения". Пророк Даниил назвал мерзостью алтарь Зевса, воздвигнутый Антиохом Эпифаном в 168 г. до н.э., что осквернило Храм и привело к "запустению", т.е. к прекращению в нем богослужений. Возможно, здесь пророчество об осквернении Храма в 70 г., когда воины Тита внесли в Храм римские штандарты и принесли им жертву (ср. 2Фес 2.3-4). В месте святом — т.е. в Храме.

24.17 В Палестине дома обычно имели плоскую крышу, на которую вела наружная лестница. На крыше люди проводили много времени, а в жаркое время спали там.

24.20 Зима — сезон дождей, когда разливались реки и русла пересохших летом ручьев заполнялись водой и превращались в бурные потоки, что делало передвижение затруднительным. В субботу разрешалось путешествовать на расстояние около одного километра.

24.24 О том, что лжепророки способны совершать чудеса, см. Втор 13.1-2; Откр 13.13-15.

24.28 Возможно, это пословичное выражение, смысл которого: а) когда совершается что-либо важное, об этом тотчас становится известно; б) когда случается что-либо плохое, туда тут же сходятся поглазеть зеваки. Слово, переведенное как стервятники, дословно значит "орлы" и может также относиться к римской армии, штандарты которой украшались серебряными орлами.

24.29 В древности люди думали, что звезды — это некие духовные силы.

24.30 знак Сына человеческого — существуют различные толкования: а) этот знак есть Он сам и Его возвращение; б) знак креста; в) знамя — сигнал для начала последней битвы между Богом и силами тьмы (в ВЗ звук трубы возвещал начало войны и назывался знаком, или знаменем (ср. Ис 62.10).

 

23.37-39 Лк 13.34-35   23.38 Иер 22.5   23.39 Пс 118 (117).26  
24.1-2
Мк 13.1-2; Лк 21.5-6   24.3-14 Мк 13.3-13; Лк 21.7-19  
24.9
Мф 10.17,22-23; Ин 16.2   24.13 Мф 10.22  
24.14
Мф 28.19; Мк 10.18  
24.26-27
Лк 17.23-24   24.28 Лк 17.37  
24.29-31
Мк 13.24-27; Лк 21.25-27  
24.29 Ис 13.10; 34.4; Иез 32.7; Иоиль 2.10,31; 3.15; Откр 6.12-13
24.30
Дан 7.13; Зах 12.10-14; Откр 1.7
Комментарии к гл. 24 из 'Брюссельской' Библии
+ из "Толковой Библии Лопухина"
из комм. В.Н.Кузнецовой:
24-30; 30-31.

 

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  —
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное