Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Послание Иакова, 1:1 - 2:26: вера и дела / 08.IV.09 ср



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Среда, 8 апреля (26 марта) 2009 года.

 

Продолжаем серию фрагментов Нового Завета в переводе игумена Иннокентия (Павлова). Тексты опубликованы как приложение в книге о. Иннокентия "Что такое христианство?" Они отобраны автором книги в качестве "первоочередных источников христианства". Фрагменты здесь дополнены вводными заметками и примечаниями, которые взяты из того же издания.
Серия приурочена к православному Великому Посту (который, впрочем, начинается только со следующей недели), ведь Пост – благоприятное время в том числе и для возвращения к основам веры или для первоначального изучения их.

[Упомянутую книгу можно приобрести, например, в интернет-магазине my-shop.ru
Игумен Иннокентий (Павлов). Что такое христианство?]

Сегодня — текст 21: Послание Иакова, 1:1 - 2:26.

Этот текст в других переводах и комментарии к нему:

  к книге:
перевод В.Н.Кузнецовой;
на церковнославянском
Комментарии к гл. 1 из 'Брюссельской' Библии + из "Толковой Библии Лопухина" + "Женевская Библия"
Комментарии к гл. 2 из 'Брюссельской' Библии + из "Толковой Библии Лопухина" + "Женевская Библия" cвящ. Владимир Лапшин о ст.: 
1-9; 14-26.

Вера последователей Христа

Представленные ниже тексты (19-21) с разных сторон рассматривают тему веры. В 2Кор 4:16-5:10 апостол Павел говорит о жизни последователей Христа в соответствии с их верой, указывая им на временность и краткость их земных испытаний в видимом теперь мире в перспективе невидимой ещё вечности. Гимном вере предстаёт текст Евр 11:1-40, в начале которого даётся её определение, а затем свидетельствуется вера ветхозаветных праведников, начиная с Авеля. При этом особо отмечается, что вера есть непременное условие угождения Богу. Однако главная мысль здесь выражена в конце – обещанное верящим, ожидавшееся многими их поколениями, находит своё исполнение во Христе. Вере также посвящён текст Иак 1:1-2:26, однако не иначе как в связи с делами любви, которые о ней свидетельствуют, поскольку вера без дел мертва (Иак 2:26).

 

<.....> 

 

Текст 21

Послание Иакова надписано именем одного из братьев Иисуса (см. словарик библейских терминов), первого предводителя Иерусалимской церкви, о мученической кончине которого ок. 62 г. сообщает Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» (ХХ.9.1). Однако большинство исследователей склонно видеть здесь псевдоэпиграф (произведение надписанное именем известного лица, но ему не принадлежащее), не имея, однако, чётких критериев для его датировки, которая может варьироваться в пределах от 70-х до 110-х гг., хотя многие склоняются к 80-м – 90-м гг., как к наиболее вероятному времени его написания. Главная тема текста Иак 1:1-2:26 - вера и дела, когда последние служат выражением веры в Христа. Автор послания обнаруживает наличие в церкви нетерпимого с точки зрения Божьей заповеди о любви к ближнему как к самому себе (Лев 19:18) расхождения слова и дела, когда в христианскую среду проникает лицеприятие, являющееся результатом имущественного расслоения.

 

Иак 1:1-2:26

Приветствие

 

1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам1, находящимся в рассеянии2, - радоваться3!

 

 

Вера и мудрость

 

2 Братья мои, каждый раз, когда вы подвергаетесь различным испытаниям, воспринимайте это со всяческойрадостью, 3 зная, что испытание вашей веры приводит к выдержке. 4 И да обладает ваша выдержка совершенным действием, чтобыбыть вам совершенными и цельными без какого-либо недостатка. 5 Но если у кого-нибудь из вас не достает мудрости, то да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и будет ему дано. 6 При этом да просит с верой, нисколько не сомневаясь. Ведь сомневающийся подобен морской волне, вздымаемой и носимой ветром. 7 Да не думает такой человек, что он что-либо получит у Господа, 8 будучи двоедушным и нетвёрдым на всех своих путях.

 

 

Бедность и богатство

 

9 Униженный брат4 да хвалится своей высотой, 10 а богатый – своим унижением, потому что он сгинет как полевой цветок5. 11 Восходит солнце со зноем и иссушает траву, и цветок полевой опадает,погибает его красота. Так и богатый увянет в своих предприятиях.

 

 

Опыт и испытания

 

12 Блаженен человек, выдерживающий испытание, потому что, став испытанным, он получает венец жизни, обещанный Господом6 любящим Его. 13 Никто из подвергающихся испытанию да не говорит: Бог меня испытывает. Ведь Бог недоступен испытанию злом, и Сам Он никого им не испытывает. 14 Но каждый испытывается, будучи увлекаем и уловляем своими собственными желаниями. 15 В свою очередь желание, зачав, рождает грех, а грех, будучи совершён, порождает смерть7.

16 Не обманывайтесь, братья мои любимые. 17 Каждое доброе подаяние и каждый совершенный дар нисходят свыше от Отца светов8, у Которого нет изменения или тени перемены. 18 Он пожелал родить нас словом истины, чтобы нам быть неким начатком Его творений9.

 

 

Слушанье и исполнение слова

 

19 Усвойте это, мои любимые братья10: каждый человек да будет скор на слушанье и медленен на разговоры, медленен на гнев. 20 Ведь человеческий гнев не приводит ксправедливости в глазах Божьих. 21 Поэтому, отбросив всякую грязь и избыток злобы, с кротостью примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

22 Будьте при этом поступающими согласно слову, а не только его слушателями, обманывающими самих себя. 23 Ведь если кто-то слушает слово, а не поступает в соответствии с ним, то он уподобляется человеку, изучающему в зеркале черты своего лица. 24 Посмотрел на себя и ушёл, и тут же забыл, каков он. 25 А кто вникнет в совершенный закон – в закон свободы11, и останется в нём, будучи не забывчивым слушателем, а деятельным делателем, тот будет блаженен в своём делании.

 26 Если кому то кажется, что он благочестив, а не обуздывает своего языка,но обманывает своё сердце, то его благочестие12 бесполезно. 27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом в том, чтобы посещать сирот и вдов в их скорби13 и хранить себя от мира неосквернёнными.

 

 

Предостережение против лицеприятия

 

2 Братья мои, как имеющие веру в Господа нашего Иисуса Христа, Который есть Господь славы14, не будьтелицеприятны. 2 Допустим, на ваше собрание придёт некто с золотым перстнем в блестящей одежде15, придёт также и бедный человек в грязной одежде, 3 а вы посмотрите на носящего блестящую одежду и скажете: Ты, пожалуйста, сядь здесь, - а бедному скажете: Ты стань там, или сядь у моих ног16, - 4 то не введёте ли вы тем самым в своей среде различное отношение к людям и не станете ли пристрастными судьями?

5 Послушайте, любимые мои братья, разве не бедных в этом мире Бог избрал быть богатыми верой и наследниками Царства, которое Он обещал любящим Его? 6 А вы не оказали чести бедному. Разве не богатые вас притесняют и влекут вас в суды? 7 Не они ли хулят доброе имя, которым вы названы17? 8 Тем не менее, если вы исполняете, согласно Писанию, царский закон18: Полюби своего ближнего как самого себя19, то вы хорошо поступаете. 9 А если впадаете в лицеприятие, то совершаете грех, будучи изобличаемыми законом как преступники. 10 Ведь тот, кто соблюдает весь закон, но в чём-то одном его преступает, будет виновным во всём. 11 Ведь Сказавший: Не совращай чужую жену20, сказал также: Не убивай21. Таким образом, если ты не совращаешь чужих жён, но убиваешь, то ты становишься преступником закона. 12 Говорите и поступайте так, как собирающиеся быть судимыми по закону свободы22. 13 Суд же без милости не оказавшему милости: ведь милость превосходит суд23.

 

 

Вера и дела

 

14 Какая польза с того, братья мои, когда кто-то говорит, что у него есть вера, но при этом нет дел? Разве такая вера может его спасти? 15 Если брату или сестре24 нечего надеть и они лишены дневного пропитания, 16 а кто-то из вас скажет: Идите с миром, грейтесь и питайтесь, - при этом не дав им необходимого для тела, то какая с этого польза? 17 Так и вера, если у неё нет дел, то она сама по себе мертва.

18 Но кто-то скажет: У тебя есть вера, а у меня есть дела; покажи мне твою веру без дел, а я тебе покажу веру из моих дел. 19 Ты веришь, что Бог- один есть Бог25. Ты хорошо поступаешь. Бесы тоже верят и трепещут. 20 А хочешь узнать, пустой человек, что вера без дел не действительна26. 21 Не делами ли был оправдан наш отец Авраам, возложивший на жертвенник своего сына Исаака27? 22 Видишь, что вера содействовала его делам и делами достигла совершенства, 23 так что исполнилось сказанное в Писании: Авраам поверил Богу, и это было зачтено ему в праведность28, и он был назван другом Божьим. 24 Видите, что делами оправдывается человек, а не только верой. 25 Не подобным ли образом делами была оправдана и шлюха Раав, принявшая вестников29 и отправившая их другим путём30. 26 Таким образом, как тело без дыхания мертво, так и вера без дел мертва.

 


 

1двенадцати коленам – данное обращение указывает не только на евреев (двенадцать колен Израиля), но и на церковь Христа как на продолжение Израиля.

2рассеяние – евреи, живущие вне Палестины в различных провинциях Римской империи, а также в странах Востока, в данном случае имеются в виду также поместные церкви, находящиеся вне Палестины.

3Традиционная эпистолярная форма приветствия в греч. и в евр. эллинистической среде: сначала указывается отправитель письма, затем адресат, которому желают радоваться.

4униженный брат – в данном случае – бедный человек, автор, таким образом, указывает на бедность как на фактор унижения человеческого достоинства.

5полевой цветок – характерный библ. образ быстротечности человеческой жизни. См. Пс. 103(102):15; Ис 40:6.

6В древнейших из дошедших до нас рукописей, содержащих это послание, слова Господом – нет.

7желание, зачав, рождает грех, а грех, будучи совершён, порождает смерть – автор послания отсылает своих читателей к Адаму, чьё желание стать как Бог, помимо Бога, привело к нарушению данной ему Богом заповеди, т. е. греху, ставшему причиной его смертности.

8Отец светов – указание на Бога как на творца небесных тел.

9быть неким начатком Его творений – указание на то, что христиане из евреев, являются первыми, кого Бог призвал в церковь Христа. Они сравниваются здесь с начатками – первыми плодами, которые по закону Моисееву посвящаются Богу (Исх 23:19).

10Согласно более поздним рукописям: Итак, мои любимые братья: …

11закон свободы – имеется в виду добровольное исполнение членом церкви Христа воли Божьей, что представляется более совершенным, чем исполнение в силу внешнего принуждения Моисеева закона.

12Под благочестием в евр. среде понимались вера в единственного Бога и связанные с ней проявления религиозности.

13посещать сирот и вдов в их скорби – имеется в виду оказывать вспомоществование семьям, лишившимся кормильца.

14Господь славы – титул, указывающий на прославление Богом Христа как Господа (ср. 1Кор 2:8).

15блестящая одежда – речь идёт о дорогой одежде, в которой присутствовали серебряные нити, из-за чего она сверкала на солнце. Наряду с упомянутым выше золотым перстнем она могла указывать на высокое социальное положение своего владельца.

16сядь у моих ног – букв.: сядь у моего подножья – имеется в виду, что в первохристианской среде порой сохранялся обычай синагоги, в которой были более почётные места для сидения и менее. В известных теперь образцах синагогальных строений II-III вв. н.э.вдоль стены на некотором возвышении имелись каменных сидения с нижним ярусом для ног сидящих. Очевидно, это место как менее почётное, имеет в виду автор послания.

17доброе имя, которым вы названы – В библ. традиции принадлежность к имени Божьему указывала на еврейский народ, который ему посвящен, и, соответственно, носители этого имени находятся под Божьей защитой. См. Ис 43:7; Иер 14:9; Ам 9:12. В НЗ речь идёт уже также о спасении, связанным с именем Иисуса Христа и с крещением во имя Его. См. Деян 2:21-38.

18царский закон –закон Божьего Царства или, иначе говоря, самое важное в законе Моисеевом.

19Лев 19:18.

20Исх 20:14; Втор 5:18.

21Исх 20:13; Втор 5:17.

22закон свободы –см. примеч. 11.

23Суд же без милости не оказавшему милости: ведь милость превосходит суд. – Смысл этого высказывания сводится к тому, что человек представ на суд Божий, может рассчитывать на милость Бога к себе, если только он сам был милостив к тем, кто нуждался в его милости.

24брат или сестра – имеются в виду члены церкви.

25Ты веришь, что Бог – один есть Бог – речь идёт об основной евр. вероисповедной формуле, утверждающей единобожие. См. Втор 6:4.

26Согласно другим рукописям: мертва (ср. ст. 26).

27Имеется в виду событие, описанное в Быт 22:1-19.

28Быт 15:6.

29Согласно другим рукописям: соглядатаев.

30История Рахавы (Раав), прятавшей в Иерихоне израильских разведчиков, за что ей и её родственникам затем была сохранена жизнь при взятии города евреями под водительством Иисуса Навина, описана в Нав 2:1-22; 6:16, 21-24. Её поступок обычно приводят как пример веры в Бога, который вёл Свой народ в обещанную ему землю. См. также Евр 11:31.

 


 

БРАТЬЯ ИИСУСА - упоминаются в Мф 12:46-47; 13:55-56; Мк 3:31-35; 6:3; Лк 8:19-21; Ин 2:12; 7:2-10; Деян 1:14; 1Кор 9:5 (при этом в Мф 13:56 и Мк 6:3 упомянуты также Его сёстры). В Мф 13:55 и Мк 6:3 названы их имена – Иаков, Иосит (Иосиф), Иуда и Симон. Иаков впоследствии упоминается как предводитель Иерусалимской церкви (Деян 12:17; 15:13-21; 21:18; Гал 1:19). Его именем, а также именем его брата Иуды надписаны соответствующие соборные послания (Иак 1:1; Иуды 1). Ортодоксальное церковное истолкование видит в них либо детей Иосифа и, соответственно, сводных братьев и сестёр Иисуса, либо же Его двоюродных братьев и сестёр. В свою очередь комментаторы, игнорирующие церковную ортодоксию, рассматривают их как родных братьев и сестёр Иисуса, родившихся у Иосифа и Марии после Него. 


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

арам. – арамейский

библ. – библейский

букв. – буквальный, буквально

ВЗ – Ветхий Завет

греч. – греческий

евр. – еврейский

лат. – латинский

МТ – масоретский текст, имеется в виду нормированный текст еврейской Библии

НЗ – Новый Завет

пер. – перевод.

примеч. – примечание

русск. – русский

семит. – семитский

Син. – русский Синодальный перевод (1862 – НЗ, 1876 – ВЗ).

слав. – славянский

ст./стт. – стих/стихи, на которые в середине XVI в. парижский печатник Робер Этьен разбил библейский текст для удобства нахождения необходимого слова, фразы или отрывка.

LXX – Септуагинта (Семидесяти), греческий перевод еврейской Библии, выполненный в III-II вв. до н.э. (закончен к 130 г. до н.э.), и собрание других книг, еврейские оригиналы которых неизвестны.

 

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Римлянам, 11:1-36 и Ев. от Иоанна 3:1-21.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  —
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное