Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

2 Коринфянам, 4:16 - 5:10 иЕвреям, 11:1-40: вера / 04.IV.09 сб



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Суббота, 4 апреля (22 марта) 2009 года.

 

Продолжаем серию фрагментов Нового Завета в переводе игумена Иннокентия (Павлова). Тексты опубликованы как приложение в книге о. Иннокентия "Что такое христианство?" Они отобраны автором книги в качестве "первоочередных источников христианства". Фрагменты здесь дополнены вводными заметками и примечаниями, которые взяты из того же издания.
Серия приурочена к православному Великому Посту (который, впрочем, начинается только со следующей недели), ведь Пост – благоприятное время в том числе и для возвращения к основам веры или для первоначального изучения их.

[Упомянутую книгу можно приобрести, например, в интернет-магазине my-shop.ru
Игумен Иннокентий (Павлов). Что такое христианство?]

Сегодня — тексты 19 и 20: 2 Коринфянам, 4:16 - 5:10 иЕвреям, 11:1-40.

Эти тексты в других переводах и комментарии к ним:

2 Коринфянам, 4:16 - 5:10   Ком-
мен-
та-
рии:
к книге:  
перевод В.Н.Кузнецовой;
на церковнославянском
к главе 4: из 'Брюссельской' Библии из "Женевской Библии"   "Пояснения" Ф. Грюнцвайга / biblestudy.ru / У.МакДональда
к главе 5: из 'Брюссельской' Библии из "Женевской Библии"   "Пояснения" Ф. Грюнцвайга / biblestudy.ru / У.МакДональда

 

Евреям, 11:1-40
Ком-
мен-
та-
рии:
к книге:
    из 'Брюссельской Библии' из 'Женевской Библии'
перевод В.Н.Кузнецовой;
на церковнославянском
к гл. 11

Вера последователей Христа

Представленные ниже тексты (19-21) с разных сторон рассматривают тему веры. В 2Кор 4:16-5:10 апостол Павел говорит о жизни последователей Христа в соответствии с их верой, указывая им на временность и краткость их земных испытаний в видимом теперь мире в перспективе невидимой ещё вечности. Гимном вере предстаёт текст Евр 11:1-40, в начале которого даётся её определение, а затем свидетельствуется вера ветхозаветных праведников, начиная с Авеля. При этом особо отмечается, что вера есть непременное условие угождения Богу. Однако главная мысль здесь выражена в конце – обещанное верящим, ожидавшееся многими их поколениями, находит своё исполнение во Христе. Вере также посвящён текст Иак 1:1-2:26, однако не иначе как в связи с делами любви, которые о ней свидетельствуют, поскольку вера без дел мертва (Иак 2:26).

 

Текст 19

Пока Христос во второй раз ещё не пришёл, христианин продолжает жить верой. Этой жизни по вере посвящён текст 2Кор 4:16-5:10. В свете этой веры с учётом эсхатологического напряжения, в котором пребывал апостол Павел и его адресаты, можно говорить о «мимолётной лёгкости» выпадающих на их долю тягот и невзгод. Соответственно и все блага этого мира теряют свою привлекательность, когда взор устремляется «не к тому, что видимо, а к тому, что невидимо: поскольку видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор 4:18).

 

2Кор 4:16-5:10

Жизнь по вере

 

16 /…/ мы не унываем, более того, даже если наш внешний человек1 и разрушается, то внутренний обновляется день ото дня. 17 Ведь мимолетная лёгкость нашей скорби приносит нам всё более и более несравненное бремя вечной славы2, 18 когда мы устремляем взор не к тому, что видимо, а к тому, что невидимо: поскольку видимое временно, а невидимое вечно.

5 Ведь мы знаем, что если наш шалаш, в котором мы живём на земле3 рухнет, у нас есть строение от Бога – нерукотворное вечное жилище на небесах4. 2 И мы стонём в земном шалаше, горячо желая накрытьсянашим небесным кровом, 3 поскольку тогда, даже будучи раздетыми мы не окажемся голыми5. 4 Пока же, находясь в шалаше, мы стонем под бременем, не потому что хотим раздеться, но, наоборот, одеться, дабы смертное было поглощено жизнью6. 5 Именно к этому подготовил нас Бог, давший нам в залог Духа7.

6 Так что, мы всегда бодры, зная, что, обитая в теле, мы вне дома у Господа8. 7 Ведь мы живём верой, а не возможностью видеть. 8 Но мы бодримся, предпочитая покинуть тело, и поселиться у Господа9. 9 Потому мы, поселяясь ли, покидая ли, стремимся быть Ему угодными. 10 Ведь всем нам надлежит явиться на суд Христа с тем, чтобы каждому воздалось за то, что он сделал, будучи в теле10, как за доброе, так и за злое.

 

 

Текст 20

Тема веры подробно рассматривается в Евр 11:1-40. Начинается этот своеобразный гимн вере с краткого и вместе с тем исчерпывающего определения этого явления человеческого сознания (ст. 1). Именно в вере лежит ключ к познанию Бога, поскольку только через неё можно воспринять то, что до сих пор людям сообщалось Богом как Его откровение (ст. 3). Далее приводятся примеры веры библейских праведников, начиная с Авеля и кончая героями веры, сохранившими верность завету во время гонений (167-164 гг. до н.э.), предшествовавшихосвободительной борьбе еврейского народа под водительством Маккавеев. Всё это говорится здесь для того, что показать адресатам послания, что для них - первых поколений тех евреев, кто поверил в Иисуса как в Мессию, Бог исполнил обещая, данные их предкам (стт. 4-40).

 

Евр 11:1-40

Вера

11 Вера есть твёрдая убеждённость в том, на что мы надеемся, показатель истинности того, чего мы не видим. 2 В этом удостоились доброго свидетельствадревние1.

3 Верой мы постигаем, что миры были устроены словом Божьим, так что из невидимого появилось видимое2.

4 Верой Авель принёс Богу лучшую жертву, нежели Каин, получив через неё свидетельство, что он праведен3; Сам Бог свидетельствует о его дарах, и своей верой он и по смерти продолжает говорить. 5 Верой Енох был переселён, так что не увидел смерти, при этом его не находили, потому что переселил его Бог4. Ведь до переселения он удостоился свидетельства, что угодил Богу5. 6 А без веры невозможно угодить: ведь приходящему к Богу следует поверить в то, что Он есть, и тем, кто Его усиленно ищет, Онвоздаёт по заслугам. 7 Верой Ной, получив предсказание о том, что ещё не было видимо, благоговея, построил ковчег для спасения своего дома6, осудив ею мир, и став наследником праведности по вере.

8 Верой Авраам подчинился призыву выйти в страну, которою ему надлежало получить в наследство, и, выйдя, он не знал, куда идёт7. 9 Верой он как пришелец поселился в обещанной земле, живя в шатрах как чужой с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обещания8. 10 Ведь он ожидал города, имеющего твёрдое основание, которого художник и устроитель Бог. 11 Верой и Сарра, будучи сама бесплодной, получила способность к зачатию семени, причёмв неподходящем возрасте, поскольку сочла, что Обещавший верен данному слову9. 12 Поэтому-то от одного, и к тому же омертвелого10, родилось так много, как звёзд на небе и как неисчислим песок на морском берегу.

13 С верой все они умерли, не получив осуществления обещаний, но, увидев его издали, приветствовали и исповедали, что они на земле странники и пришельцы. 14 Ведь те, кто так говорит, тем самым показывают, что они ищут отечества. 15 И, если бы они думали о том отечестве, из которого вышли, то у них было время вернуться. 16 Но вместо этого они стремятся к лучшему, то есть к небесному. Потому Бог не стыдится называть Себя их Богом. Ведь Он им приготовил город.

17 Верой Авраам, будучи испытываем, приносит в жертву Исаака, и он готов принести единственного, при том, что получил обещания, 18 когда ему было сказано: В Исааке твоё семя получит признание11, - 19 но он рассудил, что Богу возможно и из мёртвых воскрешать, потому и получил сына обратно как образ будущего12. 20 Также, имея в виду будущее, верой Исаак благословил Иакова и Исава13. 21 Верой Иаков, умирая, благословил каждого из сыновей Иосифа и воздал Богу поклонение, опираясь на верх своего посоха14. 22 Верой Иосиф при кончине упомянул об исходе сыновей Израиля и заповедал о своих костях15.

23 Верой Моисей, когда он родился, был три месяца скрываем своими родителями, потому что они увидели, что дитя прекрасно, и не испугались повеления царя16. 24 Верой Моисей, став взрослым, отказался называться сыном дочери фараона, 25 предпочтя страдать вместе с народом Божьим, нежели иметь временное удовольствие от греха, 26 сочтя бóльшим богатством поношение, которому подвергался Христос17, чем сокровища Египта18. Ведь он смотрел на воздаяние. 27 Верой он оставил Египет, не испугавшись царского гнева19. Он был твёрд, как если бы он видел Невидимого. 28 Верой он устроил Пасху и окропление кровью, чтобы истребитель первенцев их не коснулся20. 29 Верой перешли они Красное море, как по суше, тогда как египтяне, попытавшись это сделать,были поглощены21. 30 Верой пали стены Иерихона после того, как вокруг них ходили семь дней22. 31 Верой шлюха Раав не погибла вместе с непокорными, с миром приняв разведчиков23.

32 Но что ещё сказать? Ведь мне не хватит времени рассказать о Гедеоне24, Вараке25, Самсоне26, Иеффае27, Давиде и Самуиле28, а также о пророках, 33 которые верой покоряли царства29, поступали по справедливости30, получали обещанное31, затыкали пасть львам32, 34 гасили силу огня33, избегали острия меча34, были от слабости приведены в силу35, становились могучими в сражении36, обращали в бегство полки чужих37. 35 Женщины получали своих мёртвых воскресшими38. В свою очередь другие были замучены, не дождавшись освобождения39, чтобы получить воскресение, которое лучше. 36 А иные испытали издевательства и бичевание, а также узы и тюрьму40. 37 были побиты камнями41, перепилены42, умерли от меча43, провели жизнь в скитаниях, одеваясь в овечьи шкуры и козьи кожи, терпя недостатки, тесноту, страдания44. 38 Те, кого мир не был достоин, скитались по пустыням, горам, пещерам и пропастям земли45.

39 И все они, удостоившись о себе доброго свидетельства через веру, не получили обещанного, 40 потому что Бог о нас предусмотрел нечто лучшее, чтобы им достигнуть совершенства не без нас.

 


 

1внешний человек – данное выражение, используемое апостолом Павлом только здесь, очевидно, призвано указать на подверженную смертности плотскую (душевную) составляющую человека.

2бремя славы – данное выражение, ставшее впоследствии крылатым, происходит от игры значений евр. слова кавóд, обозначающего вес, тяжесть, бремя, с одной стороны, и славу, сияние, с другой.

3шалаш, в котором мы живём на земле – Павел уподобляет смертное человеческое тело временному жилищу кочевников, взяв образ шалаша (или палатки), служившего евреям жилищем во время Исхода из Египта в обещанную Богом землю.

4нерукотворное вечное жилище на небесах – данное выражение должно пониматься в связи с учением Павла о новом духовном (т. е. неподверженном смерти и тлению) теле, о котором он говорит в 1Кор 15:35-58.

5даже будучи раздетыми мы не окажемсяголыми – данное выражение следует понимать в контексте сказанного ниже: живя верой в Христа, его последователю представ после смерти на Его суд не придётся стыдиться, равно как испытывать в чём-либо нужду в будущей жизни. В древности нагота выступала символом крайней нужды или стыда. Впрочем, во многих рукописях, включая древнейшие, из дошедших до нас, этот пассаж читается иначе: Только бы нам, даже одевшись, не оказаться голыми.

6Очевидно, это высказывание противостоит распространённому у греков воззрению, связанному с философией платонизма (по имени её основателя Платона, жившего в 427-347 до н.э.), и рассматривавшему тело как «тюрьму и могилу души». Говоря, что смертное будет поглощено жизнью, апостол Павел, напоминает христианам Коринфа своё провозвестие о воскресении мёртвых, при котором «этому тленному телу надлежит одеться в нетление, и этому смертному телу надлежит одеться в бессмертие» (1Кор 15:53).

7 давший нам в залог Духа - данным выражением указывается, что Святой Дух, данный верящим в Христа, выступает для них как залог того, что они будут воскрешены в теле и унаследуют Царство Божье. См. также 2Кор 1:22.

8обитая в теле, мы вне дома у Господа – имеется в виду, что в настоящей земной жизни человек, даже не смотря на свою веру, не способен в полной мере соединиться со Христом.

9Вера в будущее воскресение побуждает христианина не бояться смерти, поскольку для него за ней следует полное соединение со Христом, от Которого уже ничто не отвлекает.

10будучи в теле – т. е. во время земной жизни.

 

1Стт. 1-2 служат вступлением к дальнейшему приведению примеров веры, засвидетельствованных в ВЗ, которыми иллюстрируется данное здесь её определение. Ср. 2Кор 4:16-18.

2Писатель послания начинает свои рассуждения со ссылки на открывающее Моисеев Закон повествование о творении Богом мира (Быт 1:1-2:3). Используемое им здесь во множественном числе греч. слово эóн обозначает как мир, в значении некоего пространства, так и век, указывая, таким образом, на пространственно-временную характеристику материального мира.

3Повествование об Авеле и Каине содержится в Быт 4:1-16.

4Парафраз Быт 5:24.

5Сир 44:15.

6Повествование о Ное содержится в Быт 6:5-9:29.

7О призвании Авраама говорится в Быт 12:1-3.

8История Авраама и его ближайших потомков – сына Исаака и внука Иакова содержится в Быт 11:10-50:12.

9Повествование о зачатии Саррой Исаака содержится в Быт 17:15-18:15; 21:1-3.

10омертвелый – эвфемистическое (иносказательное) выражение, указывающее на неспособность пожилых людей к деторождению.

11Быт 21:12.

12Повествование о готовности Авраама принести Богу в жертву своего любимого сына Исаака содержится в Быт 22:1-19. Образ будущего – указание на искупительную смерть и воскресение Христа.

13Об этом говорится в Быт 27:1-40.

14Об этом говорится в Быт 48:1-22. Приведённая здесь цитата из Быт 47:31 (по LXX) призвана показать, что опирающийся на посох Иаков (Израиль) сознавал себя на земле странником.

15Речь идёт о том, что Иосиф переселив потомков Израиля в Египет, говорит об их возвращении в землю, обещанную Богом Аврааму, Исааку и Иакову, куда заповедует перенести и собственные останки. См. Быт 50:24-25.

16Повествование о рождении Моисея и о его спасении содержится в Исх 2:1-9.

17поношение, которому подвергался Христос – угнетённый и униженный в Египте народ Израиля по мысли автора прообразует страдающего Мессию (Христа).

18О выборе Моисея говорится в Исх 2:1-15.

19По видимому, имеется в виду сказанное в Исх 2:15.

20их не коснулся – имеются в виду первенцы в еврейских семьях, готовившихся к исходу из Египта под водительством Моисея. Об установлении Пасхи см. Исх 12:1-14.

21Это событие, ознаменовавшее начало Исхода евреев из Египта и путешествия в землю Ханаанскую описано в Исх 14:1-30.

22О взятии израильтянами первого города в земле Ханаанской – Иерихона,который они по повелению Господа перед этим обходили семь дней, говорится в Нав 6:1-16.

23История Рахавы (Раав), прятавшей в Иерихоне израильских разведчиков, за что ей и её родственникам затем была сохранена жизнь при взятии города евреями под водительством Иисуса Навина, описана в Нав 2:1-22; 6:16, 21-24. Её поступок обычно приводят как пример веры в Бога, который вёл Свой народ в обещанную ему землю. См. также Иак 2:25.

24История судьи Израиля Гедеона описана в Суд 6:11-8:35.

25Победа, одержанная Вараком, вставшим по призыву судьи Израиля пророчицы Деворы во главе израильтян, над Сисарой, возглавлявшим союзные хананеям силы, описана в Суд 4:6-5:31.

26История судьи Израиля Самсона описана в Суд 13-16, являясь самым подробным описанием такого рода.

27История судьи Израиля Иеффая описана в Суд 11:1-12:7.

28Истария помазания на царство Давида последним судьёй Израиля Самуила описана в 1Цар 16:1-13.

29верой покоряли царства – имеются в виду победы, одержанные израильтянами, начиная со времени их вступления в землю Ханаанскую под водительством Иисуса Навина (ок. 1200 г. до н.э.) и кончая царствованием Давида (1000-962 г. до н.э.).

30поступали по справедливости – очевидно, имеется в виду правление Израилем судьями (1200-1020 гг. до н.э.).

31получали обещанное – видимо, имеется в виду обещание данное Давиду через пророка Натана (Нафана)относительно его сына Соломона, которому Бог обещал укрепление царства и возможность построить храм имени Божьему в Иерусалиме (2Цар 7:10-16).

32затыкали пасть львам – по видимому, речь здесь идёт о пророке Данииле, брошенном в ров ко львам и оставшемся невредимым (Дан 6:1-23).

33гасили силу огня – очевидно, речь идёт о трёх товарищах пророка Даниила – Анании, Мисаиле и Азарии (Шадрáхе, Мешáхе и Авед-Негó), которые были брошены в раскалённую печь и остались невредимыми (Дан 3:19-97).

34избегали острия меча – вероятно, здесь имеется в виду Давид, прославляющий Господа, избавившего его от меча Галиафа (1Цар 17:45; Пс 144(143):10).

35были от слабости приведены в силу – вероятно, здесь речь также идёт о Давиде, победившего фелистимского великана Галифа. См. 1Цар 17:40-51.

36становились могучими в сражении – вероятно, имеется в виду эпизод отмеченный выше. Впрочем, речь может идти также и других победах израильтян, после их прихода в Палестину вследствие Исхода из Египта.

37обращали в бегство полки чужих – в данном контексте, вероятно, речь идёт об обращении израильтянами в бегство филистимлян после победы Давида над Галиафом (1Цар 17:51-52).

38Женщины получали своих мёртвых воскресшими – имеется в виду воскрешение пророком Илией сына вдовы и Сарепты Сидонской (3Цар 17:17-23) и пророком Елисеем сына сонамитянки (4Цар 4:18-37).

39были замучены, не дождавшись освобождения – видимо, речь идёт о евреях, сохранивших верность своей вере и убитых за это во время вхождения Палестины в империю Селевкидов, когда в 167 г. до н.э. было прекращено богослужение в Иерусалимском храме. См. 1Макк 1:54-64.

40Указанным в ст. 36 преследованиям за свои пророчества подвергался Иеремия, о чём он сообщает в своей книге. См. Иер 20:1-2; 37:15-16; 38:6-13.

41были побиты камнями – очевидно, имеется в виду священник Захария, побитый камнями по повелению Иудейского царя Иоаса (837-800 гг. до н.э.) за пророчества и обличение отступничества царя и его приближённых. См. 2Пар 24:20-22.

42Согласно другим рукописям: были перепилены, подвергались пыткам… Согласно евр. преданию столь мучительную смерть в начале царствования Манассии (ок. 686 г. до н.э.)претерпел пророк Исайя.

43умерли от меча – возможно,речь идёт о пророкахубитых Израильским царём Ахавом (864-853 гг. до н.э.), о которых упоминает пророк Илия (3Цар 19:10); может быть, такжеимеется ввиду пророк Урия из Кариафиарима, казнённый по повелению Иудейского царя Иоакима (609-598 гг. до н.э.), о чём сообщается в Иер 26:20-24.

44Возможно, здесь имеются в виду скитания Давида, когда он прятался от преследований Саула.

45По-видимому, здесь имеются в виду Илия и ещё 150 пророков Божьих, скрываемых им в пещерах от преследований Ахава. См. 3Цар 18:4,13.

 


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

арам. – арамейский

библ. – библейский

букв. – буквальный, буквально

ВЗ – Ветхий Завет

греч. – греческий

евр. – еврейский

лат. – латинский

МТ – масоретский текст, имеется в виду нормированный текст еврейской Библии

НЗ – Новый Завет

пер. – перевод.

примеч. – примечание

русск. – русский

семит. – семитский

Син. – русский Синодальный перевод (1862 – НЗ, 1876 – ВЗ).

слав. – славянский

ст./стт. – стих/стихи, на которые в середине XVI в. парижский печатник Робер Этьен разбил библейский текст для удобства нахождения необходимого слова, фразы или отрывка.

LXX – Септуагинта (Семидесяти), греческий перевод еврейской Библии, выполненный в III-II вв. до н.э. (закончен к 130 г. до н.э.), и собрание других книг, еврейские оригиналы которых неизвестны.

 

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Ев. от Иоанна, 5:1 – 6:15.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  —
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное