Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Римлянам, 11:1-36 иЕв. отИоанна 3:1-21



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Четверг, 9 апреля (27 марта) 2009 года.

 

Продолжаем серию фрагментов Нового Завета в переводе игумена Иннокентия (Павлова). Тексты опубликованы как приложение в книге о. Иннокентия "Что такое христианство?" Они отобраны автором книги в качестве "первоочередных источников христианства". Фрагменты здесь дополнены вводными заметками и примечаниями, которые взяты из того же издания.
Серия приурочена к православному Великому Посту (который, впрочем, начинается только со следующей недели), ведь Пост – благоприятное время в том числе и для возвращения к основам веры или для первоначального изучения их.

[Упомянутую книгу можно приобрести, например, в интернет-магазине my-shop.ru
Игумен Иннокентий (Павлов). Что такое христианство?]

Сегодня — тексты 22 и 23: Римлянам, 11:1-36 иЕв. отИоанна 3:1-21.

Эти тексты в других переводах и комментарии к ним:

Римлянам, 11:1-36 к книге:
перевод В.Н.Кузнецовой;
на церковнославянском
Комментарии
к гл. 11
из 'Брюссельской' Библии

 

Ев. отИоанна 3:1-21 к книге:
перевод В.Н.Кузнецовой;
на церковнославянском
Комментарии
к гл. 3
из 'Брюссельской' Библии
+ из "Толковой Библии Лопухина"

Восстановление Израиля

Текст 22

Представленный ниже текст Рим 11:1—36, принадлежащий апостолу Павлу, весьма важен в плане раскрытия тайны Божьего домостроительства. Уже довольно рано христианам как из числа иудеев, так и язычников приходилось сталкиваться с враждебным отношением к себе со стороны тех евреев, которые отвергли Иисуса в качестве обещанного им Богом Мессии. В свою очередь, в христианской среде это порождало идею замещения, когда церковь Христа, в которой впоследствии возобладали языко-христиане, стала рассматриваться ими как некий Новый Израиль (сам этот термин неизвестен новозаветной традиции), заместивший собой собственно Израиль, избранный Богом в качестве Своего народа. Именно от такого взгляда и предостерегает римских христиан апостол Павел. Для этого он прежде всего обращается к тем переломным моментам библейской истории, когда верность Богу сохранял лишь остаток избранного Им народа, в то время как его большинство либо уклонялось в язычество и связанные с ним многобожие и идолопоклонство (на это указывает пример пророка Илии, восставшего против нечестия Израильского царя Ахава), либо же отступало от исполнения Божьих заповедей, и прежде всего от заповедей о любви к Богу и к ближнему (на что указывают цитаты из Втор 29:4 и Пс 69 (68):2223). Таким образом, и нынешнее неприятие посланного Богом Мессии большинством народа Израиля ставится Павлом в отмеченный в библейской истории ряд его падений. Однако в данном случае, поскольку Бог исполнил Свое обещание Израилю, послав ему Мессию, то, согласно прежним пророчествам, наступило время принятия в завет с Богом обратившихся язычников, которые подобно черенкам дикой маслины прививаются к корню маслины культурной, олицетворяющему собой поверившего Богу Авраама, от которого произрастает всё дерево Израиля. Так что иного Израиля нет и быть не может. В свою очередь, нынешний остаток Израиля, т. е. члены церкви Христа из числа иудеев, выступает уже в качестве начатка, а именно — посвящаемой Богу первой лепешки из зерна урожая, который, таким образом, весь принадлежит Ему. Это и служит залогом будущего спасения всего Израиля, дары и призвания Бога которому неизменны (Рим 11:29). И далее апостол Павел следующей формулой обозначат тайну Божьего домостроительства: Бог всех (т. е. и иудеев, и язычников) заключил в непослушании, чтобы всех помиловать (Рим 11:32), заканчивая свое наставление вдохновенным гимном глубине Божьей благодати (здесь она обозначена термином богатство), премудрости и ведения (Рим 11:33—36), в силу которой только и возможно чье бы то ни было спасение.

Рим 11:1-36

Остаток Израиля

 11 Итак, я говорю: неужели Бог отверг Свой народ? Конечно, нет. Ведь я сам израильтянин от семени Авраама, из колена Вениамина 2 Не отверг Бог Свой народ, который Он узнал прежде его появления. Или вы не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии, как он жалуется Богу на Израиль? 3 «Господи, они убили Твоих пророков, разрушили Твои жертвенники, так что я остался один, и они ищут мою душу»362. 4 Но что говорит Бог ему в ответ: «Я оставил Себе семь тысяч мужей, которые не преклонили колен перед Ваалом»363. 5 Точно так же и в настоящее время по избранию благодати появился остаток. 6 А если по благодати, то уже не по делам, иначе благодать перестает быть таковой364. 7 Так что же? Израиль не достиг того, что ищет. Достигли избранные, а остальные были ожесточены. 8 Как написано365:

Дал им Бог духа нечувствия:
глаза, чтобы не видеть,
и уши, чтобы не слышать вплоть
до сегодняшнего дня
366.

 9 А Давид говорит:

Да станет их стол им ловушкой и западней,
камнем преткновения и возмездием.
10 Да будут их глаза помрачены, чтобы
не видеть, и навсегда согни их хребет
367.

 

Спасение язычников

 11 Итак, я говорю: неужели они споткнулись, что бы пасть совсем? Нет, конечно. Но их падением — спасение пришло к язычникам, чтобы вызвать у израильтян ревность368. 12 А если их падение — богатство мира, и их поражение — богатство язычников, то сколь великим будет это богатство, когда они все придут к вере.

 13 Говорю же вам, язычники: будучи апостолом для язычников, я прославляю свое служение, 14 если каким-то образом возбужу ревность в братьях моих по плоти369 и спасу некоторых из них. 15 Ведь если их отвержение есть примирение мира370, то чем будет принятие, как не жизнью для мертвых? 16 И если начаток свят, то свято и тесто, соответственно если корень свят, то святы и ветви371.

 17 А если некоторые из ветвей были отломаны, и ты, будучи дикой маслиной, был привит на их место и стал причастен к сочному корню маслины, 18 то не хвались перед ветвями; а если хвалишься, то помни, не ты носишь корень, а он тебя372.19 На это ты скажешь: «Ветки были отломаны для того, чтобы я был привит». 20 Ладно. Они были отломаны из-за неверия, а ты держись верой. При этом не думай о себе высоко, а бойся. 21 Ведь если Бог природные ветки не пощадил, то также не пощадит и тебя 22 Итак, знай как доброту Божью, так и суровость: к отпадшим суровость, а к тебе доброту, если будешь оставаться в ней, а иначе будешь отсечен. 23 В свою очередь и отломанные ветки, если не останутся в неверии, то будут привиты. Ведь Бог способен снова их привить. 24 Если же ты был отсечен от дикой по природе маслины и вопреки природе привит к культурной, то тем более эти природные ветки будут привиты к своей маслине.

 

Восстановление Израиля

 25 Не хочу, братья, чтобы вы, полагаясь на собственный ум, оставались в неведении об этой тайне, что ожесточение участи Израиля проявляется до тех пор, пока не войдет полнота язычников373, 26 и тогда весь Израиль будет спасен, как написано374:

Придет с Сиона Избавитель,
Он отвратит нечестие от Иакова
375.
27 И это станет для них заветом со Мной
376,
когда Я удалю их грехи
377.

 28 Так, согласно Доброй Вести, они — враги Богу ради нас, зато, согласно избранию, они любимые Его, ради отцов378. 29 Ведь дары и призвание у Бога неизменны. 30 Потому как вы — были некогда непослушны Богу, зато теперь помилованы по причине их непокорности; 31 так и они — сейчас не послушались для того, чтобы им быть помилованными той же милостью, которая теперь оказана вам. 32 Так что Бог всех заключил в непослушании, чтобы всех помиловать.

 33О глубина богатства, премудрости и ведения Бога! Как непостижимы Его решенья и необъяснимы Его пути!

34 Ведь кто познал ум Господень?
Или кто стал Ему советником?
35 Наконец, кто Ему заранее дал что-нибудь,
так что это сделает Его обязанным
вернуть?
379

 36 Тогда как всё от Него, через Него и для Него380. Слава Ему во веки веков, аминь.

 

 

Рождение свыше

Ниже представлены два текста Ин 3:1-21 и Рим 6:6:1-23, посвящённые рождению свыше, т. е. от Бога, каковое становится возможным через веру в искупительное значение крестной смерти Христа и крещение, через которое, собственно, и происходит вступление в церковь Христову.

 

 

Текст 23

Беседа Иисуса с Никодимом, влиятельным фарисеем и членом синедриона (Ин 3:1-21) развивает заявленную в Ин 1:11-13 тему рождения свыше, т. е. от Бога, верящего в Сына Божьего и рождённого от воды и Духа. Центральное место здесь занимают слова Иисуса: «Бог так полюбил мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы каждый верящий в Него не погиб, а имел бы вечную жизнь» (Ин 3:16). Бог, испытавший любовь Авраама, требованием принесения в жертву его любимого сына, которого затем заменил на ягнёнка (Быт 22:1-19), теперь Сам являет Свою любовь к миру, отдавая ради него как жертвенного ягнёнка Своего единственного Сына.

 

 

Ин 3:1-21

 

Иисус и Никодим

3 Был некто по имени Никодим, иудейский начальник1 из числа фарисеев. 2 Он пришёл к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви2, нам известно, что Ты учитель, пришедший от Бога.Никто ведь не может творить те знамения, что Ты творишь, если не будет с ним Бога. 3 Иисус сказал ему в ответ: Аминь, аминь тебе говорю,никто не может увидеть Царства Божьего, если он не рождён свыше3. 4 Говорит Ему Никодим: Как же человек может быть рождённым, будучи старым? Разве может он вторично войти в утробу своей матери и быть рождённым? 5 Иисус ответил: Аминь, аминь тебе говорю,никто не может войти в Царство Божье, если он не рождёнотводыиДуха. 6 Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух. 7 Не удивляйся, что Я тебе сказал: «Вам нужно быть рождёнными свыше». 8 Ветер дует, где хочет4, и ты слышишь его звук, но не знаешь при этом, откуда он приходит и куда уходит. Также обстоит дело и с каждым рождённым от Духа. 9 Никодим сказал: Как же это может быть? 10 Иисус ему ответил: Ты -учительИзраиля5,иэтогонезнаешь? 11 Аминь, аминь тебе говорю, что мы знаем, то и говорим, и что видели, о том и свидетельствуем, но вы нашего свидетельства не приемлите. 12 Если Я вам сказал о земном, и вы не верите, то как поверите, если скажу вам о небесном? 13 Никто не поднимался на небо, кроме спустившегося с неба Сына Человеческого6. 14 И как в пустыне Моисей поднял змея, так надлежит быть поднятым и Сыну Человеческому7, 15 чтобы каждый верящий имел в Нём вечную жизнь8.

16 Ведь Бог так полюбил мир, что отдал единственного Сына, чтобы каждый верящий в Него не погиб, а имел бы вечную жизнь. 17 Бог послал Сына в мир не для того, чтобы мир осудить, но для того, чтобы мир через Него был спасён. 18 Верящий в Него не судится; а неверящий уже осуждён, потому что не поверил в имя единственного Сына Божьего. 19 А это и есть суд: в мир пришёл свет, но люди больше, чем свет, полюбили тьму, потому что их дела были злы. 20 Ведь каждый, делающий зло, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобыне раскрылись его дела. 21 А поступающий по правде идёт к свету, чтобы его дела стали видны, потому что они сделаны в угоду Богу.

 


 

362 3Цар 19:10, 14. Выражение ищут мою душу означает желают меня убить.

363 3Цар 19:18. Речь идет о евреях, которые не стали поклоняться Ваалу (евр. баал означает владыка, хозяин) т. е. богу бури Ададу, входившему в западносемитский (ханаанский) пантеон. Культ Ваала насаждался в Израиле царем Ахавом (874—852 до н.э.), против чего выступал пророк Илия.

364 В более поздних рукописях в ст. 6 к этому добавлено: А если по делам, то это не благодать, потому что иначе дело уже не является таковым.

365 ...написано — традиционная библ формула, вводящая цитату из Священного Писания.

366 Втор 29:4.

367 Пс 69 (68): 22-23 (23-24). В Пс 69 (68) представлен традиционный библ образ Божьего наказания гордых и пресыщенных, доставляющих страдания праведнику. Ср. Иов 27:7-23; Иер 11:18-23.

368 Термином падение апостол Павел обозначает здесь отказ большинства народа Израиля от принятия Иисуса в качестве Мессии. В свою очередь, принятие Его в качестве Сына Божьего избранными из язычников призвано впоследствии вызвать у израильтян ревность, под которой Павел понимает их дальнейшее обращение к Иисусу как к Христу, что в Его второе пришествие в славе уже в полной мере откроет мессианскую эру, о которой говорится ниже в ст. 12.

369 Своими братьями по плоти апостол Павел называет здесь всех евреев, поскольку, согласно закону, все принадлежащие к народу Израиля призваны рассматривать друг друга как родственники и вообще близкие люди.

370 ...примирение мира... — имеется в виду примирение с Богом язычников, ставших христианами.

371 Термином начаток здесь обозначена первая лепешка, выпеченная из теста, которую закон требует посвящать Господу (Числ 15:18—21). Само принесение начатка означает, что Господу Богу принадлежит и весь остальной урожай. В данном случае этот образ указывает на первых евреев, вошедших в церковь Христа и, таким образом, вступивших с Богом в новый завет, что слркит залогом будущего вступления в него всего Израиля. В свою очередь, упоминание корня, призвано указать на Авраама как на родоначальника еврейского народа, выступающего уже в качестве ветвистого дерева, произрастающего от этого корня.

372 Представленный в стт. 17—18 образ дикой маслины, привитой к маслине культурной, взят апостолом Павлом из современной ему сельскохозяйственной практики, когда подобную прививку производили для омоложения старых оливковых деревьев. Развивая предыдущую свою мысль, он этим показывает, что корнем церкви Христа является Авраам, завет Бога с которым сохраняет свою силу, и обещания, данные Богом ему и его потомству в лице народа Израиля, непреложны и непременно все будут исполнены. Данное обстоятельство призвано пробудить у христиан из язычников любовь к евреям, независимо от того, принадлежат они в данный момент к церкви Христа или нет.

373 ...пока не войдет полнота язычников... — смысл этого выражения: пока в завет с Богом не вступят все призванные ко спасению из числа язычников.

374 ...написано — традиционная библ. формула, вводящая цитату из Священного Писания.

375 ...Он отвратит нечестие от Иакова — смысл этого предложения: Мессия побудит потомков Иакова (Израиля), т. е. евреев к обращению.

376 И это станет для них заветом со Мной... — имеется в виду, что второй приход Мессии и обращение Израиля в полной мере откроет эру нового завета Бога с Его народом.

377 Парафраз (пересказ) Ис 59:20—21.

378 Смысл данного выражения состоит в том, что часть евреев стала враждовать с Богом, чтобы их место заняли призванные из язычников, однако при этом Бог сохраняет к народу Израиля Свою любовь в силу завета с его предками, так что он остается избранным народом Божьим

379 Составная цитата-парафраз (пересказ) из Ис 40:13 (LXX) и Иов 41:3.

380 ...всё от Него (от Бога), через Него и для Него — вероисповедная формула, указывающая на Бога как на Причину бытия всего сотворенного (от Него), Творца (через Него) и Промыслителя (для Него). Ср. с вероисповедными формулами НЗ, где в качестве замысла творения и его движущей силы выступает Сын Божий — Господь Иисус Христос (1 Кор 8:6; Кол 1:15-20; Евр 1:1-4; 2:10 и Ин 1:1-5).

 

1иудейский начальник - член синедриона.

2Равви от евр. раббú – букв.: мой господин – форма почтительного обращения к учителю.

3Соответствующее греч. наречие в данном контексте может быть переведено двояко: как свыше и как вновь. Однако предпочтительным здесь будет первый вариант перевода. При этом в христианской традиции под рождением свыше (крещением) понимается и рождение вновь. Наречие свыше означает - от Бога. Ср. Ин 1:13. У благочестивых евреев не было принято произносить вслух имя Божье. Поэтому, когда нужно было указать на Бога как на источник благодеяний, они обычно говорили свыше или с неба. В свою очередь словосочетание Царство Небесное служит синонимом понятия Царство Божье.

4Греч. слово пнéвма, также как и евр. рýах может обозначать такие понятия как дыхание, ветер, а также дух (как носитель личного бытия). Поэтому прежние переводы предлагали здесь вариант: Дух дышит где хочет... В любом случае, перед нами образ истинной свободы, которую обретает рождённый свыше (ср. Ин 8:31-36), и при этом тайны этого рождения для остального мира.

5Ты - учитель Израиля... Имеется в виду, что Никодим был авторитетным учителем закона, к которому евреи обращались с вопросами относительно его толкования.

6Другие греч. рукописи, зависимые от них переводы и приводимые отцами церкви цитаты имеют здесь добавление: существующего на небе.

7И как в пустыне Моисей поднял змея... В Числ 21:1-10 рассказывается о том, что во время сорокалетнего странствования евреев под водительством Моисея из Египта в землю Ханаан, когда они шли от пустыни Негев в сторону залива Акаба, народ стал малодушествовать и роптать, говоря при этом: Зачем /.../нас вывели из Египта, чтобы нам умереть в пустыне, так как здесь нет ни хлеба, ни воды, и нам опротивела эта негодная пища (т. е. манна, посылаемая с неба) (Чис 21:4-5). Тогда Господь им в наказание наслал на них ядовитых змей, так что множество людей умерло от их укусов. После чего народ раскаялся и обратился к Моисею, прося помолиться, чтобы Господь удалил змей. На это Господь повелел Моисею сделать изображение змея, покрыть его медью и поднять на шесте, чтобы каждый укушенный змеёй мог на него взглянуть и получить избавление от смерти. Иисус напоминает Никодиму об этом событии, указывая этим, что Его предстоящая смерть на кресте даст верящим в Него избавление от вечной гибели.

8Это высказывание в разных рукописях имеет разные варианты прочтения. Наиболее распространенный из них представляет собой гармонизацию с Ин 3:16: ...чтобы каждый верящий в Него не погиб, а имел бы вечную жизнь.

 


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

арам. – арамейский

библ. – библейский

букв. – буквальный, буквально

ВЗ – Ветхий Завет

греч. – греческий

евр. – еврейский

лат. – латинский

МТ – масоретский текст, имеется в виду нормированный текст еврейской Библии

НЗ – Новый Завет

пер. – перевод.

примеч. – примечание

русск. – русский

семит. – семитский

Син. – русский Синодальный перевод (1862 – НЗ, 1876 – ВЗ).

слав. – славянский

ст./стт. – стих/стихи, на которые в середине XVI в. парижский печатник Робер Этьен разбил библейский текст для удобства нахождения необходимого слова, фразы или отрывка.

LXX – Септуагинта (Семидесяти), греческий перевод еврейской Библии, выполненный в III-II вв. до н.э. (закончен к 130 г. до н.э.), и собрание других книг, еврейские оригиналы которых неизвестны.

 

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Римлянам, 6:1-23 и Ев. от Иоанна 6:26-71.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  —
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное