Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

из1-го Послания Иоанна, 2:28 - 3:24; 4:7 - 5:12.



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Четверг, 2 апреля (20 марта) 2009 года.

 

Продолжаем серию фрагментов Нового Завета в переводе игумена Иннокентия (Павлова). Тексты опубликованы как приложение в книге о. Иннокентия "Что такое христианство?" Они отобраны автором книги в качестве "первоочередных источников христианства". Фрагменты здесь дополнены вводными заметками и примечаниями, которые взяты из того же издания.
Серия приурочена к православному Великому Посту (который, впрочем, начинается только со следующей недели), ведь Пост – благоприятное время в том числе и для возвращения к основам веры или для первоначального изучения их.

Сегодня — тексты 17 и 18: из 1-го Послания Иоанна, 2:28 - 3:24; 4:7 - 5:12.

Эти тексты в других переводах и комментарии к ним:

2:28 - 3:24:
перевод В.Н.Кузнецовой;
на церковнославянском

4:7 - 5:12:
перевод В.Н.Кузнецовой;
на церковнославянском

Ком-
мен-
та-
рии:
к книге:
к гл. 2 из 'Брюссельской' Библии из "Женевской Библии"  
к гл. 3 из 'Брюссельской' Библии из "Женевской Библии"
к гл. 4 из 'Брюссельской' Библии из "Женевской Библии"
к гл. 5 из 'Брюссельской' Библии из "Женевской Библии"

Тексты 16-18

Беседуя с учениками на пути в Гефсиманский сад, где Его должны схватить, чтобы затем предать смерти, Иисус приводит такой образ Своей церкви*: «Я – истинная виноградная лоза, а Мой Отец виноградарь» (Ин 15:1). Соответственно, Его ученики являются ветвями лозы, способными плодоносить только будучи в органичном единстве с ней (Ин 15:2-10). Этим образом церкви Христа (ср. с образом тела у Павла) евангелист предваряет двукратное повторение Иисусом Своей заповеди о любви (Ин 15:11-17), примером которой выступает Он Сам и которая только и может быть плодотворной.

Далее словами Иисуса: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня он возненавидел прежде, чем вас», –открывается весьма актуальная для первых читателей и слушателей Евангелия согласно Иоанну тема враждебности к ним окружающего их общества, будь то еврейского или языческого (Ин 15:18-16:4). Но у них будет Утешитель – Святой Дух, наставляющий их «во всей истине» (Ин 16:5-15). К непосредственным же ученикам Иисуса относятся Его слова о том, что их печаль обратится в радость от новой встречи с Ним (Ин 16:16-24), имея в виду после Его воскресения. И, наконец, предсказывая ученикам, что вскоре они оставят Его одного, Он им говорит: «Но Я не один, потому что со Мной Отец. Я вам это сказал, чтобы у вас во Мне был мир. В миру у вас будет скорбь. Но мужайтесь, Я победил мир» (Ин 16:32-33). Эти слова о победе над миром, будет затем интерпретированы евангелистом в том плане, что верящий в Иисуса как в Христа «побеждает мир» этой верой (1Ин 5:1-5).

Заключает беседу молитва Иисуса (Ин 17:1-26), возвращающая нас к христологическому гимну-прологу (Ин 1:1-18) и «великим идеям» Евангелия согласно Иоанну. При этом к раскрытым в этом Евангелии ранее темам познания Бога, вечной жизни, и предвечной славы Сына Божьего, здесь прибавляется тема совершенного единства учеников Иисуса и их последователей по образу Его единства с Отцом. «Я им открыл Твоё имя (т. е. дал узнать Кто Ты), – завершает Иисус Свою молитву к Отцу, – и открою ещё, чтобы у них была любовь, какой Ты Меня полюбил, и Я был в них» (Ин 17:26). Именно с этой идеей связано учение евангелиста-богослова о том, что Бог есть любовь (1Ин 4:7-21).

Комментарием к это беседе Иисуса и Его молитве служат приводимые затем (тексты 21-22) наставления из 1-го послания Иоанна (2:28-3:24; 4:7-5:5), где говорится о свойствах детей Бога, каковыми становятся верящие в Его Сына, любящих друг друга, потому что Бог есть любовь, и побеждающих мир силой своей веры.

 

<.....>

 

Текст 17

 

1 Ин 2:28-3:24

 

Дети Божьи

 

28 И теперь, дети, оставайтесь в Нём1, чтобы, когда Он будет явлен, у нас была смелость и при Его приходе нам не пришлось бы испытывать перед Ним стыд. 29 Если вы знаете, что Он справедлив, тознайте,что каждый поступающийпосправедливостиотНегорождён. 3 Посмотрите, сколь великой любовью одарил нас Отец: мы названы Божьими детьми, мы – дети Бога. Мир нас потому не узнаёт, что не узнал Его Сына2. 2 Любимые, мы уже теперь дети Бога, но ещё не явлено чем будем. Знаем лишь, что когда Он будет явлен3, мы будем подобны Ему, потому что увидим Его, каков Он есть. 3 И каждый, у кого есть такая надежда на Него, очищает себя, поскольку Он чист.

4 Каждый, делающий грех, делает и беззаконие. Грех и есть беззаконие. 5 А вы знаете, что Сын Божий был явлен, дабы унести грехи4, при том, что у Него нет греха. 6 Каждый остающийся в Нём не грешит. Каждый согрешающий Его не видит и не знает. 7 Дети, да никто вас не обманывает: кто поступает по справедливости, тот справедлив как Он. 8 Кто делает грех, тот от дьявола, потому что дьявол от начала грешит5. Для того был явлен Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола. 9 Каждый, кто рождён от Бога, не делает греха, потому что в нём остаётся Божье семя, и он не может грешить, будучи рождённым от Бога. 10 Дети Бога и дети дьявола различаются так: каждый, кто не поступает справедливо, не от Бога, также как и тот, кто не любит брата.

 

 

Любовь друг к другу

 

11 Такова весть, которую вы слышали от начала6, чтобы мы любили друг друга7, 12 а не так, как Каин, бывший от лукавого и убивший своего брата8. А почему он его убил? Потому что его дела были злы, а дела его брата – праведны. 13 Так что не удивляйтесь, братья9, если мир вас ненавидит10. 14 Мы знаем, что мы перешли от смерти к жизни, потому что любим братьев. Не любящий11 остается во власти смерти. 15 Каждый, кто ненавидит своего брата есть человекоубийца. А вы знаете, что ни у какого человекоубийцы нет вечной жизни, она в нём не остаётся. 16 Любовь мы узнали в том, что Он за нас положил Свою душу12. И мы также должны положить души за братьев. 17 И если у кого в этом мире есть достаток, а он, видя своего брата в нужде, затворяет от него своё сердце, то развев нём остаётся любовь к Богу? 18 Дети, будем любить не словом и языком, а делом и истиной.

 

 

Смелость перед Богом

 

19 Поступая так, мы и узнáем, что мы на стороне истины, и успокоим перед Ним наше сердце, 20 в чём бы оно нас не уличало, потому что Бог более велик, чем наше сердце, и всё знает. 21 Любимые, если сердце нас не уличает, то мы имеем смелость перед Богом, 22 и что бы мы не просили, получаем от Него, так как соблюдаем Его заповеди и делаем то, что Ему угодно. 23 Это и есть Его заповедь, чтобы мы поверили в имя Его Сына Иисуса Христа и любили друг друга, как Он нам заповедал13. 24 А соблюдающий Его заповеди остаётся в Нём, и Он в том. А то, что он остаётся в нас, мы узнаём от Духа, Которого Он нам дал14.

 

 

Текст 18

 

1 Ин 4:7-5:5

 

Бог есть любовь

 

7 Любимые, будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и каждый любящий рождён от Бога и знает Бога. 8 Не любящий не познал Бога, потому что Бог есть любовь. 9 Любовь Божья к нам была проявлена тем, что Бог послал в мир Своего единственного Сына, чтобы мы через Него ожили. 10 Любовь в том, что не мы полюбили Бога, а в том, что Он Сам нас полюбил и послал Своего Сына быть умилостивлением1 за наши грехи. 11 Любимые, если Бог так нас полюбил, то и мы должны любить друг друга. 12 Бога никто никогда не созерцал2. Если мылюбим друг друга, то Бог остаётся в нас, и Его любовь достигла в нас совершенства.

 13 То, что мы остаёмся в Нём, а Он в нас, мы узнаём в том, что Он нам даёт Своего Духа. 14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем мира3. 15 Кто признаёт, что Иисус – Сын Божий, в том остаётся Бог, и он остаётся в Боге. 16 И мы познали любовь, которую Бог имеет к нам, и ей верим.

Бог есть любовь, и остающийся в любви, остаётся в Боге, и Бог остаётся в нём. 17 Совершенство любви между намипроявляется в том, что мы обретаем смелость в день суда, потому что каков Он, таковы и мы в этом мире. 18 У любви нет страха, но совершенная любовь прочь изгоняет страх, потому что страх связан с наказанием, так что боящийся несовершенен в любви. 19 Мы любим4 потому, что Он Сам прежде нас полюбил. 20 Если кто-то скажет: «Я люблю Бога», - а при этом будет ненавидеть своего брата, то он лжец. Ведь не любящий своего брата, которого он видит, не может любить Бога, Которого он не видит5. 21 И у нас от Него есть такая заповедь, чтобы любящий Бога любил и своего брата.

 

 

Вера – победа над миром

 

5 Каждый верящий в то, что Иисус есть Христос, рождён от Бога, и каждый любящий Родившего любит и Рождённого от Него. 2 Что мы любим детей Божьих, мы узнаём тогда, когда любим Бога и поступаем по Его заповедям. 3 Ведь любовь к Богу - это соблюдение нами Его заповедей. А Его заповеди не тяжелы. 4 Так что каждый рождённый от Бога побеждает мир. Это и есть победа, победившая мир, наша вера. 5 А кто побеждает мир, как не тот, кто верит, что Иисус – Сын Божий?

 


 

1в Нём – здесь имеется в виду: в Сыне Божьем.

2Мир… не узнал Его Сына – аллюзия (отсылка) к сказанному в Ин 1:10.

3Он будет явлен – здесь имеется в виду Бог Отец. Другой возможный перевод: Знаем лишь, что когда это будет явлено…

4Согласно другим рукописям: наши грехи.

5дьявол от начала грешит – в данном случае указание на то, что дьявол грешит от сотворения мира и человека. Аллюзия к словам Иисуса в Ин 8:44. Также см. Быт 3:1-7.

6от начала –в данном случае имеется в виду от начала апостольского провозвестия.

7Сказанное здесь служит аллюзией к словам Иисуса в Ин 13:34; 15:12,17.

8Имеется в виду событие, описанное в Быт 4:2-12.

9Согласно позднейшим рукописям: братья мои.

10если мир вас ненавидит - аллюзия к словам Иисуса в Ин 15:18.

11Согласно другим рукописям: не любящий брата.

12Любовь мы узнали в том, что Он за нас положил Свою душу… - аллюзия к словам Иисуса в Ин 15:13.

13Сказанное здесь служит аллюзией к Ин 13:34; 15:12, 17. Ср. со ст. 11.

14 Сказанное здесь служит аллюзией к словам Иисуса в Ин 14:15-24.

 

1умилостивление (от слова милость, которая следует вместо гнева, означающего в библ. традиции заслуженное наказание) или очищение – термин, которым в ВЗ обозначается приношение Богу жертв «за грех», при которых священник «очищает от греха» как отдельного человека, так и общество Израиля (см. Лев 4:1-35). В данном случае этот термин служит указанием на единственность и неповторимость принесённой Христом крестной жертвы «за грехи всего мира». <...>

2Бога никто никогда не созерцал - аллюзия (отсылка) к сказанному в Ин 1:18.

3Сказанное здесь служит аллюзией к Ин 4:42.

4Согласно другим рукописям: Мы любим Его… или Мы любим Бога…

5Согласно большинству более поздних рукописей: …как может любить Бога, Которого он не видит?

 


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

арам. – арамейский

библ. – библейский

букв. – буквальный, буквально

ВЗ – Ветхий Завет

греч. – греческий

евр. – еврейский

лат. – латинский

МТ – масоретский текст, имеется в виду нормированный текст еврейской Библии

НЗ – Новый Завет

пер. – перевод.

примеч. – примечание

русск. – русский

семит. – семитский

Син. – русский Синодальный перевод (1862 – НЗ, 1876 – ВЗ).

слав. – славянский

ст./стт. – стих/стихи, на которые в середине XVI в. парижский печатник Робер Этьен разбил библейский текст для удобства нахождения необходимого слова, фразы или отрывка.

LXX – Септуагинта (Семидесяти), греческий перевод еврейской Библии, выполненный в III-II вв. до н.э. (закончен к 130 г. до н.э.), и собрание других книг, еврейские оригиналы которых неизвестны.

 

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Псалом 17.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  —
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное