Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

В этом выпуске ? Псалмы 28,37,44,45,50,52 в переводе С.С.Аверинцева.


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Вторник, 20 (6) ноября 2007 года

В этом выпуске  – Псалмы 28,37,44,45,50,52 в переводе  С.С.Аверинцева.

Источник: ksana-k.narod.ru/Book/averincev/psalm/
(ср. messia.info/biblia/ps/mb2.htm)

ПСАЛОМ 28/29

Псалом Давидов. [При окончании праздника Кущей13]

Воздайте Господу, Божьи сыны,

воздайте Господу царскую честь,

воздайте Господу честь имени Его,

поклонитесь Ему во святыне Его!

 

Голос Господа над глубиною вод,

Бог славы громами говорит,

голос Господа над разливом вод,

голос Господа в силе Его,

голос Господа во славе Его!

 

Голос Господа кедры крушит,

кедры Ливанские крушит Господь!

И скачет Ливан, как телец,

и Сирион, как молодой бычок.

 

Голос Господа высекает огонь,

голос Господа пустыню сотряс,

пустыню Кадеш сотряс Господь!

Голос Господа нудит ланей родить

и обнажает лесную сень.

Превыше потопа обитает Господь,

воцарится Господь во веки веков.

Господь народу Своему подаст мощь,

одарит миром людей Своих.

 

13 Опять-таки помета в квадратных скобках дается по версии Септуагинты (в славянском переводе "исхода скинiи").

Этот же текст по-церковнославянски.
Комментарий свт. Афанасия Великого

 

ПСАЛОМ 37/38

Псалом Давидов. Ради памяти [о субботе14]

Господи! не в ярости Твоей обличай меня,

и не во гневе Твоем карай меня;

ибо стрелы Твои вошли в меня,

и тяжка на мне рука Твоя.

 

Нет целого места в плоти моей

по причине гнева Твоего,

нет покоя в костях моих

по грехам моим;

 

ибо беззакония мои превысили главу мою,

как тяжкое бремя гнетут меня;

смердят и гноятся раны мои

по безумию моему;

согбен я и поник весьма,

 

весь день скорбен хожу,

ибо недугом полны чресла мои,

нет целого места во плоти моей.

Расслаблен я и весь разбит,

вопию от смуты сердца моего.

 

Господи! пред Тобою все желание мое,

и стенание мое открыто Тебе.

Содрогается сердце мое,

и оставила меня сила моя;

и свет очей моих – всё ушло от меня.

 

Други мои, сотоварищи мои

отступили от беды моей,

и ближние мои встали вдали;

но ищущие души ставят силки,

умышляющие мне зло рекут смерть,

целодневно готовят ков.

 

Я же не слышу, как глухой,

как немой, не отверзаю уст моих;

да, я как тот, у кого слуха нет,

и нет ответа в его устах.

 

Ибо на Тебя, Господи, надежда моя;

Ты услышишь, Господи, Боже мой!

 

Я сказал: да не порадуются обо мне

враги мои,

да не похвалятся обо мне,

когда оступится стопа моя!

 

Ибо к ранам я готов,

и скорбь моя предо мною всегда,

я возвещаю беззаконие мое

и печалуюсь о грехе моем.

Меж тем враги мои живут и сильны,

и умножились, кто без вины ненавидят меня,

воздают мне злом за добро,

враждуют за то, что ищу я добра.

 

Не оставь меня, Господи, Боже мой!

Не отступи от меня!

Поспеши на помощь мне,

Господи, спасение мое!

 

14 См. оба предыдущие примечания. Что касается еврейской формулы לְהַזְכּֽירлехазки́р ("ради памяти") ее значение далеко не ясно и составляет предмет многих интерпретационных догадок. Некоторые новейшие переводы даже отказываются от ее перевода ограничиваясь транслитерацией.

 

Этот же текст по-церковнославянски.
Комментарий свт. Афанасия Великого

 

ПСАЛОМ 44/45

Начальнику хоре. На шошаним15. Сынов Кораха. Маскил16. Песнь приязни17.

Из сердца моего речь благая звучит,

я возглашаю о царе стих мой,

как трость скорописца – мой язык.

 

Меж Адамовых сынов ты прекраснее всех,

излилась милость на уста твои;

потому благословил тебя Бог вовек!

 

Препояшь себя, Сильный, мечом по бедру,

тебе – слава, и тебе – краса,

и во красе твоей поспеши,

на колеснице скачи,

за кротость, за правду ополчись,

и грозные дела явит тебе

десница твоя.

Острые стрелы твои –

(народы пред Тобою падут) –

в сердца царевых врагов.

 

Престол твой от Бога18 вовек;

скиптр правоты – скиптр царства твоего.

Возлюбил ты правду и возненавидел зло;

сего ради помазал Бог, Бог твой,

елеем веселий тебя –

более сопутников твоих.

 

Все одежды твои –

смирна, касия, алой;

из покоев слоновой кости тебя

увеселяет звон струн;

дочери царей – средь избранных твоих;

стала царица одесную тебя,

из злата Офира – убор ее.

 

Услышь, дочерь, воззри,

и приклони ухо твое,

и забудь народ твой

и дом отца твоего!

Возжелал царь красоты твоей;

ведь он – господин тебе,

так склонись перед ним!

И дочерь Тира приносит дары,

богатые из народа хвалят твой лик.

 

Сокровенна слава дщери царя,

златом шита одежда ее,

ведут ее в узорных ризах к царю,

за нею девы, подруги ее;

веселием и кликами встречают их,

и приводят их в чертог царев.

 

Вместо отцов твоих

будут сыны твои;

ты князьями поставишь их

по всей земле. –

 

Соделаю имя твое

памятным в род и род,

потому и народы восславят тебя

всегда и вовек.

 

15 Слово ׂשׂשַׁנִּיםшошанни́м буквально означает "лилии"; речь идет либо о какой-то известной мелодии, либо о музыкальных инструментах, скажем, формою напоминавших лилии.

16 Неясный жанровый термин.

17 В Септуагинте – "песнь о Возлюбленном". Здесь стоит вспомнить, что Возлюбленный – одно из имен Мессии. В масоретском тексте употреблено слово יְדִידׂתйедидо́т скорее означающее "дружество" (в переводе Бубера вместе с предшествующей лексемой "Freundschaftslied").

18 Возможно прочтение: "престол Твой, Боже, вовек". Вопрос связан с другим, более тонким вопросом: как провести в ветхозаветном тексте границу между знаком, т. е. образом (земного) царя Избранного Народа, и означаемым, т. е. Божественным Царем, а в христианском понимании – Христом-Царем? Нет никакого сомнения, что перед нами текст с очень сильным теократическим измерением, которое само по себе постулирует выход в мессианскую перспективу. Столь же очевидно, что ближайший смысл текста в контексте культуры, в которой он был создан, имеет самое прямое отношение к придворным реалиям. Поэтому мы, ориентируясь на традиционное богословие "преобразования", в этом случае не находим приемлемым практику Синодального перевода, строящего передачу текста этого псалма на всемерной ликвидации различия между "прообразованием" и самим Образом – так, как если бы Псалмопевец совершенно сознательно говорил о Христе и притом в терминах созревшей христологической доктрины: слово "царь" и все местоимения, к нему относящиеся, даны с большой буквы, возможны и такие формулы, как "помазал Тебя. Боже, Бог Твой" (ст. 8). Постольку, поскольку речь ближайшим образом идет всё же не о Втором Лице Троицы, такие черты перевода могут вызвать у современного читателя опасное представление, будто здесь обожествляется земной царь, как это бывало у язычников. С другой стороны, нет надобности соглашаться с распространенной в нынешней научной литературе точкой зрения на этот псалом как на "единственный в Псалтири образец светской лирики" (ср., например, A. Weiser, I. Salmi, I, Brescia, 1984); она противоречит не только христианской традиции, но и тому, что называется историзмом, т. е. здравому культурно-феноменологическому подходу, воспрещающему переносить наши представления о границах "сакрального" и "светского" на явления иной эпохи.

Этот же текст по-церковнославянски.
Комментарий свт. Афанасия Великого

 

ПСАЛОМ 45/46

Начальнику хора. Сынов Кораха. На аламот19. Песнь.

Бог – наша сила и наш оплот,

скорый помощник во дни беды:

не устрашимся, если дрогнет земля и горы

сойдут в бездны зыбей.

 

Пусть воды вздымаются и шумят,

колеблются горы от буйства волн –

(Села!)

потоки веселят Божий град,

святой Вышнего приют!

 

С ним Бог, и он нерушим,

поможет ему Бог на рассвете дня.

Царства колеблются, народы кипят,

глас Божий звучит, тает земля!

С нами – Господь сил,

Бог Иакова – наш оплот.

(Села!)

 

Посмотрите, что творит Господь –

дивное являет на земле,

смиряет брани до концов земли,

ломает лук, сокрушает копье,

колесницы сожигает огнем.

 

"Смиритесь, познайте, что Я – Бог,

превыше народов, превыше всего!"

С нами – Господь сил,

Бог Иакова – наш оплот.

(Села!)

 

19 Снова то ли указание на мелодию, то ли название музыкального инструмента.

Этот же текст по-церковнославянски.
Комментарий свт. Афанасия Великого

 

ПСАЛОМ 50/51

На чальнику хора. Псалом Давидов.
Когда приходил к нему пророк Натан после того, как Давид вошел к Вирсавии.

Помилуй меня, Боже, по милости Твоей,

и обилием благосердия Твоего

изгладь беззаконие мое;

всецело отмой меня от вины моей,

и от греха моего очисти меня!

 

Ибо сознаюсь я в беззаконии моем,

и грех мой предо мною всегда.

Пред Тобой, пред Тобой одним я согрешил,

и сотворил злое в очах Твоих;

итак, прав Ты в приговоре Твоем

и безупречен в суде Твоем!

 

Вот, в беззакониях я зачат,

и во грехе родила меня матерь моя;

Вот, верности в сокровенном желаешь Ты,

в тайне открыл Ты мне премудрость Твою.

 

Окропи меня иссопом, и буду чист,

омый меня, и стану снега белей.

Дай мне радость и веселие внять –

и возрадуются кости, что Ты сокрушил.

Отврати взор Твой от грехов моих,

и каждую вину мою изгладь!

Чистым, Боже, соделай сердце во мне,

и дух правый обнови в глубинах моих!

Не отвергни меня от лица Твоего,

и Духа Твоего Святого не отними,

возврати мне радость спасения Твоего,

и Духом всещедрым утверди меня!

 

Научу беззаконных путям Твоим,

и нечестивцы обратятся к Тебе.

Очисти меня от кровей,

Боже, Боже спасения моего!

и восславит язык мой

правду Твою.

Господи! отверзни уста мои,

и речь моя возвестит хвалу Тебе.

Ибо жертвы не желаешь Ты от меня,

всесожжение не угодно Тебе.

Жертва Богу – сокрушенный дух;

сердцем, что смирилось до конца,

Боже, не погнушаешься Ты.

 

Одари милостию Твоею Сион,

стены Иерусалима отстрой!

Тогда будут жертвы угодны Тебе,

всесожжении и возношений обряд,

тогда возложат тельцов

на алтарь твой.

Этот же текст по-церковнославянски.
Комментарий свт. Афанасия Великого

 

ПСАЛОМ 52/53

Начальнику хоре. На махалат20. Поучение21 Давидово.

Сказал безумный22 в сердце своем:

"Бога нет!"

Растлились они, и мерзость вершат;

нет меж них, кто творил бы добро.

 

Бог смотрит долу с небес

на Адамовых сынов:

в ком есть еще смысл,

кто Бога взыскал?

 

Все сбились с пути,

все, как один, развращены,

нет меж них, кто творил бы добро,

ни одного нет!

 

Ужель не вразумятся делатели зла,

что едят народ мой, как едят хлеб,

и к Богу не воззовут?

 

Там будет им страх, где и страха нет, –

ибо рассыплет Бог кости тех,

что походом пошли на тебя;

ты злых посрамишь,

ибо отверг их Бог.

 

Кто с Сиона спасение Израилю подаст?

Когда возвратит Бог

плененных из народа Своего23, –

тогда Иакову ликовать,

Израилю радость вкушать.

 

20 Значение неясно; обычно понимается как терминологическое указание для исполнения.

21 Буквально מָשְׂכִּכלмаски́л от глагольного корня הִשְׂכִּילхиски́л "улучить, уразуметь, понять, вразумиться". Возможно, существительное это служит в контекстах т.н. надписаний псалмов чем-то вроде жанрового обозначения.

22 Мы сохранили из уважения к культурной памяти, живущей в русском языке, традиционную передачу существительного נָבָלнава́л, хотя существительное это весьма специфично: "безумный" (или "безумец") для его передачи слишком красиво, а "глупец" – слишком невинно, поскольку оно имеет в виду дефект ума, но с концентрацией на дефекте морального и религиозного сознания, на некоторой онтологической "бессмысленности".

23 Понимание этого места спорно. Мы выбрали традиционное понимание, которое остается никем не опровергнутым. При другом возможном понимании это место надо было бы перевести так:

... Когда переменит Бог

жребий народа Своего...

 

Этот же текст по-церковнославянски.
Комментарий свт. Афанасия Великого

Буду рад прочитать Ваши замечения и предолжения по содержанию рассылки  — со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.info
>Форум сайта<

Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах...


В избранное