Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Иисус Навин 14:-15: Надел племени Иуды.


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Понедельник, 5 ноября (23 октября) 2007 года

Сегодня мы читаем главы 14 и 15 книги Иисуса Навина.

(Перевод и комментарии: М.Г.Селезнев. Редактор: А.Э.Графов. // М.: Российское Библейское Общество, 2003.)

© Российское Библейское Общество

Ср. этот же текст по-церковнославянски
(совр. шрифт)
Синодальный перевод

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
из его же книги "Исагогика"

14 Вот наделы, которые были даны израильтянам в Ханаане. Жрец Элеазар, Иисус Навин и главы родов израильских племен распределили эти наделы по жребию между девятью с половиной племенами Израиля, как повелел Господь через Моисея.

Двум с половиной племенам Моисей уже выделил наделы в Заиорданье. Левитам он надела не дал. Потомки Иосифа образовали два племени — Манассии и Ефрема. (Левитам земель не дали — лишь города для жительства и пастбища для скота.)

Израильтяне сделали так, как Господь повелел Моисею: разделили землю между собой.

Комментарий к гл. 14:
из "Брюссельской" Библии

14:1 Элеазар — сын и преемник Аарона, первого верховного жреца израильтян (Числ 20:25?28).

14:4 Левитам земель не дали — лишь города для жительства и пастбища для скота. — Этот текст сочетает две традиции. Согласно одной, левитам не положено никаких земель, так как их доля — жертвы Господу (Иис Нав 13:14,33; 14:3), а согласно другой (Иис Нав 21), левиты получают 48 лучших городов Палестины.

 

14:6-15 В Числ 13?14 и Втор 1:22-28 говорится, что Калев и Иисус Навин, которых Моисей послал из Кадеш-Барнеа на разведку в Ханаан, не испугались народов Ханаана и не усомнились, что Господь поможет израильтянам завоевать его; другие разведчики и все остальные израильтяне испугались и стали роптать на Бога. За это израильтяне были обречены умереть в скитаниях — лишь Иисус и Калев вошли в Землю Обетованную.

Калев играет в Числ 13 — 14 даже более видную роль, чем Иисус (см. Числ 13:31). Калев — единственный, кому земля к западу от Иордана была обещана еще при Моисее (Числ 14:24; Втор 1:36). Поэтому повествование о разделе Палестины начинается с рассказа о выделении надела Калеву. В Иис Нав 15:13-14, когда речь пойдет о географии Иудеи, этот рассказ будет повторен. (Ср. также Суд 1:10.)

? Кениззеи, согласно Быт 15:19, относятся к доизраильскому населению Ханаана. По Быт 36:9-11, их прародитель Кен`аз — потомок Исава. В то же время Калев (по Числ 32:12 и Иис Нав 14:6,14 — кениззей) отнесен к племени Иуды (Числ 13:7). Отни`эл, потомок Кеназа, брат Калева, входит в число судей Израиля (Суд 3:9-11). Очевидно, эта генеалогическая неопределенность связана с тем, что клан кениззеев был в какой-то момент включен в племя Иуды.

14:6 Кадеш-Барнеа, или просто Кад`еш, — одна из важнейших остановок израильтян на пути из Египта в землю ханаанскую. Здесь умерла Мариам, сестра Моисея; отсюда Моисей направил послов к эдомскому царю с просьбой пропустить израильтян через Эдом; здесь, по велению Моисея, из скалы потекла вода (Числ 20). Из Кадеша Моисей посылает разведчиков в Землю Обетованную (Числ 13; 32:8).

Согласно Числ 13:27, Кадеш-Барнеа находится в пустыне Пар`ан, а согласно Числ 20:1 — в пустыне Цин. Большинство исследователей отождествляет библейский Кадеш-Барнеа с оазисом Айн-эль-Кудейрат, который находится на пересечении важных торговых путей. Во времена Иудейского царства здесь стояла крепость — южный форпост Иудеи.

14:12 Анакимы — См. прим. к 11:21 [легендарные великаны (Втор 2:10,21; 9:2), обитавшие в Хевроне и его окрестностях (ср. Иис Нав 14:12,15; 15:13-14 и Числ 13:23). В Числ 13:34 они отождествлены с "исполинами" (евр. нефил`им), которые, согласно Быт 6:4, произошли от "сынов Божьих" и "дочерей человеческих". Именно страх перед анакимами помешал израильтянам завоевать Палестину после ухода из Египта и заключения Договора с Богом на Синае (Числ 13:29,34). Истребление анакимов означает окончательное подчинение Палестины израильтянами.]


Комментарий к гл. 15:
из "Брюссельской" Библии


15:1-4 Южная граница земель Иуды начинается у южной оконечности Мертвого моря, идет на запад и выходит к Средиземному морю немного южнее Газы. Так же описана южная граница Земли Обетованной в Числ 34:3-5 (там упомянуты те же пограничные пункты, хотя глаголы, описывающие, как граница идет от одного пункта к другому, — иные).

15:4 Это ваша южная граница. — Непосредственное обращение к слушателю неожиданно; возможно, оно появилось здесь под влиянием Числ 34:3-12 ("Ваша южная граница будет начинаться от оконечности Мертвого моря...").

15:5-11 Северная граница земель Иуды совпадает с южной границей владений Вениамина (Иис Нав 18:15-19). Она идет от устья Иордана на запад, к Иерусалиму, затем пересекает Шефелу и уходит к Средиземному морю. Подробнее всего описан участок границы близ Иерусалима. Граница проходит южнее Иерусалима, прямо под городскими стенами, по долине Сына Хинномова, — таким образом, сам Иерусалим остается за пределами владений Иуды, во владениях Вениамина. (Ср. Неем 11:30, где иудейские поселения послепленного времени также описаны как протянувшиеся "от Беэр-Шевы до долины Хинномовой".)

15:7 Долина Ахор — По-видимому, она же имеется в виду в Иис Нав 7:24-26. Напротив, упомянутые в этом стихе Девир и Гилгал — вовсе не тот Девир, который был захвачен израильтянами в гл. 10 и будет вновь упомянут несколькими строками ниже (15:15-17), и не тот Гилгал, о котором говорится в Иис Нав 4 — 14.

? По Адуммимскому подъему, к югу от глубокого ущелья Вади-Кельт, проходила (и ныне проходит) основная дорога из Иерусалима в Иерихон.

15:8 Ев`ус, или Евус`и, — так, по имени его древних обитателей, называется Иерусалим в ряде мест Ветхого Завета (Суд 19:10; 1Пар 11:4). Возможно, что напоминание о тождестве Евуса с Иерусалимом появилось в тексте позднее (оно отсутствует в описании южной границы Вениамина).

15:10 Обычно Сеир — синоним названия "Эдом" (ср. Иис Нав 11:17 и 12:7). В данном случае, однако, имеется в виду какая-то из гор к западу от Иерусалима.

? Бет-Шемеш ("Дом Солнца") — один из крупнейших городов Шефелы (1 Цар 6; 4 Цар 14:11-13). По-видимому, он же — Ир-Шемеш "Город Солнца" (Иис Нав 19:41) и Хар-Херес "Гора Солнца" (Суд 1:35).

В Гилгале к Иисусу подошли сыны Иуды — и Кал`ев, сын Ефунн`е, кениззей, сказал Иисусу:

? Ты помнишь, что говорил ГОСПОДЬ про нас с тобой Моисею, человеку Божьему, в Кадеш-Барнеа? Сорок лет мне было, когда Моисей, слуга ГОСПОДА, послал меня из Кадеш-Барнеа в эту страну на разведку. Вернувшись, я правдиво рассказал ему обо всём.

Другие израильтяне, ходившие со мной на разведку, испугали людей своими рассказами — но я был верен ГОСПОДУ, моему Богу.

И тогда Моисей дал мне такую клятву: "Земля, по которой ступала твоя нога, будет вовек принадлежать тебе и твоим потомкам — за то что ты верен ГОСПОДУ, моему Богу". 10 И вот, ГОСПОДЬ, как и обещал, дал мне дожить до нынешнего дня. Сорок пять лет минуло с тех пор, как Он обещал это Моисею, — тогда израильтяне шли через пустыню. Сейчас мне восемьдесят пять лет, 11 но я так же крепок, как и в тот день, когда Моисей послал меня на разведку. Я все так же силен, готов к боям и походам. 12 Отдай мне нагорье, о котором говорил тогда Господь! Ты сам слышал в тот день, что там — анакимы, что там — большие и укрепленные города. Но если Господь будет со мною, я завладею этой землей — так обещал Господь!

13 Иисус благословил Калева, сына Ефунне, и дал ему во владение Хеврон. 14 Хеврон и по сей день остается наделом Калева, сына Ефунне, кениззея, — ибо Калев был верен Господу, Богу Израиля. 15 А раньше Хеврон назывался Кирь`ят-Арб`а (Арба был главным среди анакимов).

В стране воцарился покой, война окончилась.

15 Племени Иуды — всем его родам — достался по жребию надел, который на самом юге примыкает к землям Эд`ома и к пустыне Цин.

Южная граница этого надела начинается у края Мертвого моря (у южной оконечности моря), затем проходит к югу от Скорпионова подъема, минует Цин и идет вверх, южнее Кадеш-Барнеа. Далее граница минует Хецр`он, поднимается к Адд`ару, поворачивает к Карк`е, минует Ацм`он, идет по Египетской ложбине и достигает моря. Это ваша южная граница.

Восточная граница — это Мертвое море, до самого устья Иордана.

Северная граница начинается от оконечности Мертвого моря (от устья Иордана), поднимается к Бет-Хогл`е, проходит севернее Бет-Арав`ы, идет вверх, к скале Б`охана, сына Рув`има, затем от долины Ах`ор поднимается к Дев`иру, поворачивает на север, к Гилгалу, что близ Адумм`имского подъема (проходящего к югу от ущелья), оттуда идет к источнику Эн-Ш`емеш и достигает Эн-Рог`ела. Далее граница идет вверх по долине Сына Хинн`омова, южнее Ев`уса (то есть Иерусалима), поднимается к вершине той горы, что западнее долины Хинн`омовой и севернее долины Рефа`имов, затем поворачивает к источнику Ме-Нефт`оах, подходит к селениям горы Эфрон и поворачивает к Баале (то есть Кирь`ят-Еар`иму). 10 От Баалы граница сворачивает на запад, к горе Се`ир, проходит севернее горы Еар`им (то есть Кесал`он), спускается к Бет-Ш`емешу, минует Тимн`у, 11 проходит севернее Экр`она, сворачивает к Шиккер`ону, минует гору Баал`а, выходит к Явне`элу и достигает моря.

12 Западная граница — это Великое море.

Это границы земель, принадлежащих родам Иуды.

13 Калеву, сыну Ефунне, был выделен надел на землях потомков Иуды — так повелел Иисусу ГОСПОДЬ. Это Кирьят-Арба (то есть Хеврон), город Арбы, отца Ан`ака. 14 Калев отобрал этот город у трех анакимов — Шеш`ая, Ахим`ана и Талм`ая, потомков Анака.

15 Затем Калев пошел войной на жителей Девира. (Раньше Девир назывался Кирь`ят-С`ефер.) 16 Калев сказал:

? Кто победит и захватит Кирьят-Сефер, тому я отдам в жены мою дочь Ахс`у.

17 Город захватил Отни`эл, потомок Кен`аза, брат Калева, и Калев отдал ему в жены свою дочь Ахсу.

18 Пришла Ахса — и уговорила Отниэла просить у ее отца участок земли.

? Что ты хочешь? — спросил Калев у Ахсы, когда она соскочила с осла.

19 — Дай мне свое благословение, — сказала Ахса. — Ты дал мне землю в Негеве, дай же и источники!

И Калев отдал ей источники — и верхние, и нижние.

15:13-14 О наделе Калева см. прим. к 14:6-15.

? Анакимы — См. прим. к 11:21.

15:15-19 Та же история о наделе Отниэла, с незначительными вариациями, рассказана в Суд 1:11-15 (где говорится, что Отниэл — младший брат Калева).

15:18 ... соскочила... — Таково наиболее распространенное понимание глагола цан`ах в данном месте. Предлагались, однако, и иные переводы (например, "хлопнула в ладоши").

15:19 Благословение — здесь: "дар" (ср. Быт 33:11; 1Цар 25:27; 30:26 и 4Цар 5:15).

... источники... — Букв.: "чаши". Судя по контексту, "Верхние Чаши" и "Нижние Чаши" — названия источников в окрестностях Девира (Кирьят-Сефера).

15:21-32 Первый округ — Негев (южная часть надела Иуды). Во времена Израильского и Иудейского царств важнейшим городом этой области была Беэр-Шева.

15:21 Арад — В мас. тексте: `Эдер. Перевод по конъектуре, в пользу которой говорит Септуагинта. О победе израильтян над царем Арада говорится в Числ 21:1-3; начало этого рассказа процитировано в Числ 33:40. Раскопки показали, что в первой половине III тыс. до н.э. Арад был крупнейшим городом южной Палестины. Затем около полутора тысяч лет город лежал в руинах, а в эпоху Иудейского царства рядом с этим местом была возведена важная пограничная крепость.

15:23-25 ... Хацор... Хацор-Хадатта, Керийот-Хецрон (то есть Хацор)... — Эти селения на юге Палестины не следует путать с городом Хацор на севере страны (см. гл. 11).

15:28 ... Беэр-Шева и селения вокруг нее... — В мас. тексте: Беэр-Шева и Бизьотъ`я. Перевод по конъектуре, в пользу которой говорит Септуагинта, а также список иудейских городов в Неем 11:26-27: "Молада, Бет-Пелет, Хацар-Шуал, Беэр-Шева и селения вокруг нее [евр. бенот`еха]".

15:32 ... Аин и Риммон... — Возможно, правильнее читать Эн-Риммон, т. е. "Гранатовый Источник" (ср. параллельное место в Неем 11:29 и Александрийский кодекс Септуагинты).

15:33-44 Следующие три округа занимают север (15:33-36) и юг (15:37-41 и 42-44) Шефелы. Важнейший город — Лахиш, который до нашествия Синаххериба (701 г. до н. э.) был вторым по значимости городом Иудейского царства.

15:45-47 Пятый список включает филистимские города-государства Экрон, Ашдод и Газу. Описание этого округа отличается от описания собственно иудейских округов тем, что здесь отсутствуют списки селений (упомянуты лишь три важнейших города) и, соответственно, нет обычного резюме с подсчетом общего числа селений.

15:48-59 Иудейские горы к югу от Иерусалима разбиты, с юга насевер, на несколько округов (в еврейском тексте — с шестого по девятый, в Септуагинте — с шестого по десятый). Наиболее известные города — Хеврон, Текоа и Вифлеем.

? Описание одного из округов отсутствует в масоретском тексте (очевидно, по ошибке переписчика), но сохранилось в Септуагинте; мы приводим его в квадратных скобках. В этот список входят такие известные селения, как Текоа и Вифлеем. Если мы примем текст Септуагинты как первоначальный, то число округов Иудеи будет не одиннадцать, как в масоретском тексте, а двенадцать (ср. двенадцать племен Израиля или двенадцать областей, на которые делится в 3Цар 4:7-19 царство Соломона).

15:49 Кирьят-Санна — Большинство комментаторов считает, что первоначальное Кирь`ят-С`ефер (ср. 15:15) было искажено в Кирьят-Санна под влиянием предшествующего топонима Данна.

15:50 Эштемоа — В мас. тексте: Эштем`о. Конъектура по аналогии с Иис Нав 21:14; 1 Цар 30:28 и 1 Пар 6:42.

15:59 Описание десятого округа (в нашем переводе оно дано в квадратных скобках) сохранилось лишь в Септуагинте. Некоторые из селений этого округа нигде более в Библии не упоминаются, и приходится реконструировать их названия по Септуагинте; названия Кулон, Татам и Бет-Эр реконструированы предположительно.

15:60 Десятый (по Септуагинте — одиннадцатый) округ расположен в горах к западу от Иерусалима.

 

15:20-62 Перечень селений Иудеи. Здесь территория Иудеи разбита на ряд округов. Список селений каждого округа завершается стереотипным резюме, где подсчитано общее число селений данного округа. По-видимому, уже после того как резюме были составлены, списки перерабатывались — поэтому в первых двух округах общее число селений, указанных в списке, не совпадает с тем числом, что приведено в резюме.

Некоторые селения первого (Шема, Молада, Хацар-Шуал, Беэр-Шева, Баала, Эцем, Элтолад, Хорма, Циклаг, Леваот, Аин, Риммон) и четвертого (Этер и Ашан) округов упоминаются в 19:1-9 как переданные племени Симеона. Девир и Хеврон — важнейшие города шестого и седьмого округов — принадлежат, согласно 15:13-17, потомкам кениззеев Калева и Отниэла. Очевидно, это связано с тем, что Иудейское царство вобрало в себя различные племена и кланы, в том числе — племя Симеона, кланы кениззеев и др.

Некоторые селения первого, второго, третьего и седьмого округов упоминаются также в Неем 11:25-30 — Кирьят-Арба (седьмой округ), Кавцеэл, Молада, Бет-Пелет, Хацар-Шуал, Беэр-Шева, Циклаг, Эн-Риммон (первый округ), Цора, Ярмут, Заноах, Адуллам, Лахиш и Азека (второй и третий округа). Сопоставление трех списков — Иис Нав 15:20-62, Иис Нав 19:1-9 и Неем 11:25-30 — помогает выявить и исправить отдельные ошибки в них.

15:61-62 Последний округ — это Иудейская пустыня (восточные склоны гор, обращенные к Мертвому морю). Постоянные поселения возникли здесь лишь в VII в. до н. э.; важнейшим из них было Эн-Геди.

20 Вот надел родов племени Иуды.

21 У границы с Эдомом, в Негеве, племени Иуды принадлежат селения:

Кавце`эл, Ар`ад, Яг`ур, 22 Кин`а, Димон`а, Адад`а, 23 К`едеш, Хац`ор, Итн`ан, 24 Зиф, Т`елем, Беал`от, 25 Хац`ор-Хадатт`а, Керий`от-Хецр`он (то есть Хац`ор), 26 Ам`ам, Шем`а, Молад`а, 27 Хац`ар-Гадд`а, Хешм`он, Бет-П`елет, 28 Хац`ар-Шу`ал, Бе`эр-Ш`ева и селения вокруг нее, 29 Баала, Ий`им, `Эцем, 30 Элтолад, Кес`ил, Хорм`а, 31 Цикл`аг, Мадманн`а, Сансанн`а, 32 Лева`от, Шилх`им, `Аин и Римм`он (всего — двадцать девять селений и хутора вокруг них).

33 В Шефеле:

Эшта`ол, Цор`а, Ашн`а, 34 Зан`оах, Эн-Ганн`им, Тапп`уах, Эн`ам, 35 Ярм`ут, Адулл`ам, Сох`о, Азек`а, 36 Шаар`аим, Адит`аим, Гедер`а и Гедерот`аим (всего — четырнадцать селений и хутора вокруг них);

37 Цен`ан, Хадаш`а, Мигд`ал-Гад, 38 Дил`ан, Мицп`е, Йокте`эл, 39 Лах`иш, Боцк`ат, Эгл`он, 40 Кабб`он, Лахм`ас, Китл`иш, 41 Гедер`от, Бет-Даг`он, Наам`а и Маккед`а (всего — шестнадцать селений и хутора вокруг них);

42 Ливн`а, `Этер, Аш`ан, 43 Ифт`ах, Ашн`а, Нец`ив, 44 Кеил`а, Ахз`ив и Мареш`а (всего — девять селений и хутора вокруг них);

45 Экрон, селения и хутора вокруг него; 46 селения, лежащие на запад от Экрона, рядом с Ашдодом, и хутора вокруг них; 47 Ашдод, селения и хутора вокруг него; Газа, а также селения и хутора вокруг нее — вплоть до Египетской ложбины и Великого моря.

48 В горах:

Шам`ир, Ятт`ир, Сох`о, 49 Данн`а, Кирь`ят-Санн`а (то есть Девир), 50 Ан`ав, Эштем`оа, Ан`им, 51 Г`ошен, Хол`он и Гил`о (всего — одиннадцать селений и хутора вокруг них);

52 Ар`ав, Рум`а, Эш`ан, 53 Ян`ум, Бет-Тапп`уах, Аф`ека, 54 Хумт`а, Кирьят-Арба (то есть Хеврон) и Ци`ор (всего — девять селений и хутора вокруг них);

55 Ма`он, Карм`ел, Зиф, Ютт`а, 56 Изре`ел, Йокде`ам, Зан`оах, 57 К`аин, Гив`а и Тимн`а (всего — десять селений и хутора вокруг них);

58 Халх`ул, Бет-Цур, Гед`ор, 59 Маар`ат, Бет-Ан`от и Элтек`он (всего — шесть селений и хутора вокруг них);

[Тек`оа, Эфр`ата (то есть Вифле`ем), Пе`ор, Эт`ам, Кул`он, Тат`ам, Ш`ореш, К`ерем, Галл`им, Бет-Эр и Ман`ахат (всего — одиннадцать селений и хутора вокруг них)]

60 Кирь`ят-Б`аал (то есть Кирь`ят-Еар`им) и Рабб`а (всего — два селения и хутора вокруг них).

61 В пустыне:

Бет-Арав`а, Мидд`ин, Сехах`а, 62 Нивш`ан, Ир-М`елах и Эн-Г`еди (всего — шесть селений и хутора вокруг них).

63 Потомки Иуды не смогли отобрать Иерусалим у евусеев. Евусеи живут в Иерусалиме, вместе с потомками Иуды, и по сей день.

15:63 Ср., однако, Суд 1:21, где говорится: "Потомки Вениамина не смогли отобрать Иерусалим у евусеев". Иерусалим находится на границе наделов Иуды и Вениамина.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предолжения по содержанию рассылки  — со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.info
>Форум сайта<

Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах...


В избранное