Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Сегодня мы читаем главы 16 - 18 книги Иисуса Навина.


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Пятница, 5 ноября (27 октября) 2007 года

Сегодня мы читаем главы 16 — 18 книги Иисуса Навина.

(Перевод и комментарии: М.Г.Селезнев. Редактор: А.Э.Графов. // М.: Российское Библейское Общество, 2003.)

© Российское Библейское Общество

Ср. этот же текст по-церковнославянски
(совр. шрифт)
Синодальный перевод

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
из его же книги "Исагогика"

16 Потомкам Иосифа по жребию достался надел, который начинается у Иордана — Иерихонской реки (восточнее Иерихонского источника). От Иерихона граница идет по пустыне в горы, к Бет-Элу, от Бет-Эла — к Лузу, далее направляется к области арк`еев, к Атар`оту, затем идет на запад, спускаясь к области яфлет`еев, к области Нижнего Бет-Хорона, к Гезеру — и достигает моря.

Комментарий к гл. 16:
из "Брюссельской" Библии

16:1-3 Надел двух племен (Ефрема и Манассии), чей род традиция возводит к Иосифу, рассматривается здесь как единое целое. Далее, начиная с 16:4, будут описаны отдельно границы Ефрема, отдельно — границы Манассии.

? Южная граница надела потомков Иосифа проходит через такие важные города, как Иерихон, Бет-Эл, Бет-Хорон и Гезер.

? Луз, согласно Быт 28:19; 35:6; Иис Нав 18:13 и Суд 1:23, — это древнее название Бет-Эла. Однако здесь, в Иис Нав 16:2, это отдельный, хотя и соседний с Бет-Элом, населенный пункт.

? Яфлетеи — Ср. 1 Пар 7:32-33, где среди потомков Асира упомянуты Яфл`ет и его сыновья.

 

16:5-9 Южная граница племени Ефрема совпадает с общей южной границей Иосифовых племен. Здесь описывается лишь ее западная половина: от Атрот-Аддара (видимо, то же, что и Атарот в 16:2) — к Верхнему Бет-Хорону (который находился рядом с Нижним Бет-Хороном, ср. 16:3) и далее, к морю.

Северная оконечность надела — Михметат, лежащий близ Шехема (ср. 17:7).

Восточная граница проходит через ряд неизвестных нам пунктов; заметим только, что Атарот в 16:7 отличен от Атарота (Атрот-Аддара) в 16:2,5. На юго-востоке граница достигает Иерихона и Иордана (таким образом, у Ефрема есть узкий выход к Иордану).

Северо-западный участок границы идет от Таппуаха, вдоль русла пересыхающей реки Каны, к морю.

16:9 ... селения, с хуторами вокруг них, выделенные из надела Манассии потомкам Ефрема. — Очевидно, имеется в виду, что весь надел Ефрема был выделен из надела старшего брата — Манассии. Ср. Иис Нав 17:9.

 

16:10 Племя Ефрема не отобрало Гезер у ханаанеев. — Ср. Суд 1:29.


Комментарий к гл. 17:
из "Брюссельской" Библии


17:1-6 Согласно Числ 26:29-34, у Манассии был сын Махир; у Махира — сын Галаад; у Галаада было шесть сыновей — Авиэзер (Иэзер), Хелек, Асриэл, Шехем, Шемида и Хефер; у Хефера — пять внучек: Махла, Ноа, Хогла, Милька и Тирца. Иис Нав 17 сообщает нам, что от пяти братьев Хефера и от пяти его внучек произошли десять родов племени Манассии, которые получили наделы к западу от Иордана.

В Суд 5:14-18, где перечисляются племена Израиля, Махир и Галаад упомянуты наравне с Ефремом, Вениамином, Завулоном, Иссахаром, Рувимом, Даном, Асиром и Неффалимом. Манассия в этом перечне отсутствует (как отсутствуют в нем Иуда, Симеон и Гад).

Большинство имен в генеалогии потомков Махира засвидетельствовано в качестве географических названий. Галаад — Заиорданье. Шехем и Тирца — два крупнейших города Северного (Израильского) царства. Хефер фигурирует как географическое название в Иис Нав 12:17 и 3Цар 4:10. В надписях на черепках, найденных при раскопках города Самарии (VIII в. до н. э.), упоминаются области Самарийского нагорья — Авиэзер, Хелек, Шехем и Шемида, а также Ноа и Хогла.

17:1 Потомкам Махира достались земли Галаад и Башан. — Ср. Числ 32:39-40.

17:5 ... не считая Галаада и Башана, что лежат за Иорданом. — Если рассматривать Галаад и Башан как отдельные владения, то общее число владений Манассии — двенадцать (ср. двенадцать племен Израиля, двенадцать округов, на которые делится в 3Цар 4:7-19 царство Соломона, а также вероятное деление Иудеи на двенадцать округов в Иис Нав 15:20-62).

 

17:7 Шехем — один из крупнейших городов северной Палестины. В середине II тыс. до н. э. Шехем был столицей большого государства на территории Палестины. Он оставался важным экономическим и политическим центром и после появления израильтян. Сюда приходит Ровоам, чтобы стать царем над десятью северными племенами Израиля, и здесь же северные племена, отвергнув Ровоама, кладут начало своему собственному царству (3Цар 12).

Шехем — единственный крупный город Палестины, который не упоминается в книге Иисуса Навина как враждебный израильтянам.

... к Эн-Таппуаху... — Букв.: "... к жителям Эн-Таппуаха..."

17:9 ... те из селений Манассии, что были выделены Ефрему... — См. прим. к 16:9.

17:10... они граничат... — Северная граница Манассии предстает здесь как общая северная граница Иосифовых племен.

 

17:11 Бет-Шеан, Ивлеам, Эн-Дор, Таанах и Мегиддо — города Изреельской долины, по которой проходили важнейшие торговые пути древней Палестины. Дор — портовый город на побережье Палестины.

... Дор, Эн-Дор, Таанах и Мегиддо... — Букв.: "... жители Дора... жители Эн-Дора... жители Таанаха... и жители Мегиддо..." (ср. 17:7).

?... третий из этих городов лежит в Нафат-Доре. — Ср. Иис Нав 11:2; 12:23 и 3 Цар 4:11 (впрочем, евр. текст неясен и перевод предположителен).

17:12 Но потомки Манассии не смогли овладеть этими городами... — Ср. Суд 1:27.

 

17:16 ... железные колесницы! — Эти слова нельзя понимать буквально; упоминание железа призвано породить у читателя ассоциации с военной мощью.

Боевые колесницы II тыс. до н. э. и первой половины I тыс. до н. э. всегда делались из легких пород дерева. С ассирийской эпохи, примерно с VIII в. до н. э., из железа делаются обручи для колес и некоторые небольшие детали, а в персидскую эпоху (середина I тыс. до н. э.) к боевым колесницам прикрепляют стальные серпы — не столько как реальное оружие, сколько для устрашения противника.


Комментарий к гл. 18:
из "Брюссельской" Библии


18:1 Шил`о — город в горах Ефрема, на восток от дороги, соединявшей Бет-Эл с Шехемом. Согласно Иис Нав 18-19; Суд 18:31 и 1Цар 1 — 4, со времен Иисуса Навина до времен Самуила в Шило находилось святилище, где пребывали главные святыни израильтян: шатер встречи и ковчег договора. В Иер 7:12-14; 26:6-9 и Пс 77:60 говорится о гибели святилища в Шило; ГОСПОДЬ избирает Себе новое место — Иерусалим.

? Шатер встречи (евр. охел мо`эд), согласно Пятикнижию, — передвижное святилище Израиля. Сооружение шатра встречи подробно описано в книге Исхода. Шатер встречи многократно упоминается также в книге Левит и книге Чисел, но за пределами Пятикнижия — лишь эпизодически.

Были выделены наделы потомкам Иосифа — племенам Манассии и Ефрема.

Вот границы надела, который достался потомкам Ефрема (родам племени Ефрема). От Атр`от-Адд`ара на востоке граница идет к Верхнему Бет-Хорону — и достигает моря. Северная граница — Михмет`ат. На востоке граница поворачивает к Таан`ат-Шил`о, проходит дальше на восток, к Ян`охе, от Янохи спускается к Атароту и Наар`е, подходит к Иерихону — и достигает Иордана. От Тапп`уаха граница идет на запад по руслу Каны — и достигает моря.

Это надел родов племени Ефрема — селения, с хуторами вокруг них, выделенные из надела Манассии потомкам Ефрема.

10 Племя Ефрема не отобрало Г`езер у ханаанеев. Ханаанеи живут в наделе Ефрема и по сей день, но несут трудовую повинность.

17 Племени Манассии (Манассия — первенец Иосифа), потомкам Махира (Махир — первенец Манассии и отец Галаада, настоящий воин), тоже достался надел по жребию.

Потомкам Махира достались земли Галаад и Башан.

Достались наделы и прочим родам племени Манассии — родам Ави`эзера, Х`елека, Асри`эла, Ш`ехема, Х`ефера и Шемид`ы. Это шестеро мужчин — потомков Манассии, сына Иосифа, и произошедшие от них роды.

Но у Целофх`ада, сына Хефера, сына Галаада, сына Махира, сына Манассии, не было сыновей — только дочери. Их имена — Махл`а, Но`а, Хогл`а, Мильк`а и Тирц`а. Они пришли к жрецу Элеазару, Иисусу Навину и начальникам общины и сказали:

? ГОСПОДЬ повелел Моисею дать нам земли во владение, наравне с мужчинами из нашего племени.

И, согласно повелению ГОСПОДА, они тоже получили земли во владение, наравне с мужчинами из племени их отца.

Так племени Манассии досталось десять владений, не считая Галаада и Башана, что лежат за Иорданом. 6 (Те женщины из племени Манассии получили земли наравне с мужчинами, а кроме того, потомкам Манассии достался Галаад.)

Земля Манассии простирается от Аш`ера до Михметата, что напротив Шехема. Оттуда граница идет на юг, к Эн-Таппу`аху 8 (область Тапп`уаха принадлежит Манассии, но сам Таппуах, лежащий на границе владений Манассии, принадлежит потомкам Ефрема). Далее граница идет вниз по руслу Каны (на юг от русла — те из селений Манассии, что были выделены Ефрему, а на север от русла — владения Манассии); граница достигает моря. 10 Что к югу от русла, то принадлежит Ефрему, что к северу — Манассии; далее граница Манассии — море. На севере они граничат с Асиром, на востоке — с Иссахаром.

11 На рубежах Иссахара и Асира Манассии отданы Бет-Ше`ан, Ивле`ам, Дор, Эн-Дор, Таан`ах и Мегидд`о, вместе с селениями вокруг них (третий из этих городов лежит в Нафат-Доре). 12 Но потомки Манассии не смогли овладеть этими городами, и ханаанеи остались жить на этой земле. 13 (Позже, когда израильтяне стали сильнее, они заставили ханаанеев нести трудовую повинность, но землями их так и не завладели.)

14 Потомки Иосифа сказали Иисусу:

? Почему ты дал нам во владение только один надел, одну область? Нас много, ведь нас поистине благословил ГОСПОДЬ!

15 Иисус ответил:

? Если вас много, то идите в леса и расчищайте для себя место — там, в земле периззеев и рефаимов, раз вам недостаточно гор Ефрема.

16 Потомки Иосифа сказали:

? Нам мало этих гор. А у ханаанеев, что живут в долинах (в Бет-Шеане и окрестных селениях, в Изре`ельской долине) — у них железные колесницы!

17 Иисус ответил потомкам Иосифа — племенам Ефрема и Манассии:

? Вас много. Вы сильны. Не один только этот надел будет у вас, 18 вам будут принадлежать все эти горы! Пусть они покрыты лесом — вы его вырубите, и горы будут вашими, от края до края. Ханаанеи сильны, у них есть железные колесницы — и все же вы завладеете их землей!

18 Вся община Израиля собралась в Шил`о. Там поставили шатер встречи. Вся страна уже была покорена, но семь племен Израиля еще не получили наделов. Иисус сказал израильтянам:

? Долго еще вы будете медлить? Почему вы не вступаете во владение той землей, которую вам дал ГОСПОДЬ, Бог ваших отцов? Отрядите от каждого племени по три человека, и я пошлю их обойти всю эту страну. Пусть составят ее описание — так, чтобы ее можно было разделить на наделы, — и вернутся ко мне. Они должны разделить страну на семь частей. За потомками Иуды сохраняются их земли на юге, за потомками Иосифа — их земли на севере, а вы опишете оставшуюся землю, поделив ее на семь частей. Это описание вы принесете мне, и здесь, пред лицом ГОСПОДА, нашего Бога, я брошу о вас жребий. У левитов не будет надела на вашей земле, ибо их доля — жреческое служение ГОСПОДУ. А племена Гада, Рувима и половина племени Манассии уже получили от Моисея, слуги ГОСПОДА, наделы к востоку от Иордана.

Посланные отправились в путь. Иисус велел им описать эту страну.

? Идите, — сказал он им, — обойдите эту страну, опишите ее и возвращайтесь ко мне. А потом я брошу о вас жребий — здесь, в Шил`о, пред лицом ГОСПОДА.

Они обошли страну и занесли в свиток все ее селения, поделив страну на семь частей. Затем они вернулись в Шило, в лагерь Иисуса. 10 Там, в Шило, пред лицом ГОСПОДА, Иисус бросил жребий и разделил страну между племенами Израиля.

11 Племени Вениамина — всем его родам — по жребию достался надел, который лежит между владениями потомков Иуды и Иосифа.

12 Северная граница этого надела начинается от Иордана, огибает Иерихон с севера и идет на запад, в горы, к пустыне Бет-Авена.

Далее граница идет к Лузу, огибает Луз (то есть Бет-Эл) с юга, идет к Атр`от-Адд`ару и к той горе, что находится южнее Нижнего Бет-Хор`она.

14 Там граница поворачивает на юг, очерчивая западный край надела: от горы, что находится южнее Бет-Хорона, она идет к Кирь`ят-Б`аалу (то есть Кирь`ят-Еар`иму) — городу, что принадлежит потомкам Иуды. Это — западная граница.

15 Южная граница начинается от Кирьят-Еарима. Она идет на запад, достигает источника Ме-Нефт`оах, 16 спускается к подножью горы, что рядом с долиной Сына Хинн`омова и севернее долины Рефа`имов, идет вниз по долине Хинн`омовой, южнее Евуса, и спускается к Эн-Рогелю. 17 Затем граница поворачивает на север, к Эн-Ш`емешу, идет к Гелил`оту, что близ Адумм`имского подъема, и спускается к скале Б`охана, сына Рув`има. 18 Далее граница проходит севернее Бет-Арав`ы, спускается в Иорданскую долину, 19 идет севернее Бет-Хогл`ы и выходит к северной оконечности Мертвого моря (к устью Иордана). Это — южная граница.

20 Восточная граница — Иордан.

Это границы надела родов Вениамина.

18:12-13 Северная граница племени Вениамина совпадает с южной границей Иосифовых племен (16:1-3). Однако описание границ Вениамина детальнее: уточняется, что Иерихон находится к югу от границы (т. е. на территории Вениамина), а Бет-Эл и Нижний Бет-Хорон — к северу (т.е. на территории Ефрема). В отличие от 16:2, Луз и Бет-Эл понимаются здесь как два имени одного и того же города, а не как два разных города.

18:15-19 Южная граница племени Вениамина совпадает с северной границей Иуды (15:5-11).

18:15 ... от Кирьят-Еарима. Она идет на запад, достигает источника Ме-Нефтоах... — Так в тексте; однако согласно 15:9, Ме-Нефтоах находился к востоку от Кирьят-Еарима.

18:17 Гелилот — то же, что и Гилгал в 15:7. Вероятно, либо здесь, либо в 15:7 текст испорчен при переписывании.

21 Племени Вениамина — всем его родам — принадлежат следующие селения:

Иерихон, Бет-Хогл`а, `Эмек-Кец`иц, 22 Бет-Арав`а, Цемар`аим, Бет-Эл, 23 Авв`им, Пар`а, Офр`а, 24 Кеф`ар-Аммон`и, Офн`и и Г`ева (всего — двенадцать селений и хутора вокруг них);

25 Гаваон, Рам`а, Беэр`от, 26 Мицп`е, Кфир`а, Моц`а, 27 Р`екем, Ирпе`эл, Тарал`а, 28 Цел`а-`Элеф, Евус (то есть Иерусалим), Гив`а и Кирь`ят-Еар`им (всего — четырнадцать селений и хутора вокруг них).

Это надел родов Вениамина.

18:28 Кирьят-Еарим — В мас. тексте: Кирьят. Перевод по конъектуре, в пользу которой говорит Септуагинта.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предолжения по содержанию рассылки  — со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.info
>Форум сайта<

Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах...


В избранное