[Гласность] Гаврилов подписал обращение незрячих к Президенту РФ
Добрый день всем!
По просьбе Валентина Фёдоровича Гаврилова информирую подписчиков
листа, что, ознакомившись с текстом обращения, он просит включить его
в список подписавших этот документ с такой припиской:
*
Полностью согласен с фактами, изложенными в данном обращении. Именно
по описанным причинам я прекратил своё членство во Всероссийском
обществе слепых.
данные и Координаты ВФ Гаврилова: инвалид 1-ой группы по зрению, г. Иркутск,
тел. 8 (3952) 333-125
*
Ещё раз освежу в вашей памяти статью нашего Валентина Фёдоровича.
*
Была без радости любовь -
разлука будет без печали
Две публикации у меня под рукой. Одна - открытое письмо слушателей группы менеджерского
резерва всероссийского общества слепых, напечатанная в журнале <<Наша жизнь>>
за февраль 2002 года. Другая - корреспонденция Александра Лапшина <<На холодных
ветрах перестройки>>, помещённая в шестом номере звукового журнала <<Диалог>>
за 2001 год. Первая вопиет о грозящей катастрофе в связи с намерением государства
отменить льготы по налогообложению общественных организаций инвалидов и взывает
к каждому члену ВОС лечь костьми против этого. Вторая без излишних эмоций, глядя
в корень, освещает работу девятнадцатого съезда Общества, состоявшегося 4 октября
2001 года. В частности, сообщается, что в 2000 году Всероссийское Общество Слепых,
используя предоставленные государством налоговые льготы, получило в свое распоряжение
700 млн. руб. Говорится также, что в 2001 году из 272 тысяч инвалидов по зрению
на предприятиях ВОС числилось более 23 тысячи.
Проработав в обществе слепых 32 года и зная, как в последнем десятилетии высшее
и среднее руководство ВОС беззастенчиво и очень успешно стягивает одеяло на себя,
я мысленно прикинул, сколько же накапало в карман каждому восовцу, если поступить
по справедливости, то есть разделить на всех поровну. Правильней было бы сказать
не <<накапало>>, а <<накапало бы>>, потому что капало далеко не всем одинаково
и уж совсем не каждому. Но и абстрактные цифры бывают многозначительными и вот
каковы они в данном случае.
Оказывается, если бы налоговые послабления дошли до каждого члена ВОС, каждый
восовец имел бы в своём бюджете дополнительно 2500 рублей, или по 200 рублей
ежемесячно. Небогато, конечно, но всё-таки что-то ощутимое, тем более для тех,
у кого пенсия тогда была менее 400 рублей.
Но ордена Трудового Красного Знамени общество слепых устроено так, что подавляющее
большинство его членов результатов государственной заботы об инвалидах по зрению
в своей жизни никак не ощущает. Сотни миллионов, если не миллиарды, рублей оседают
где-то в высоких восовских сферах, на предприятиях общества. Те, кто не работает
в ВОС, не получает из этих колоссальных сумм ни копейки.
С 1993 года, то есть десятый год подряд Центральное Правление не закладывает
в бюджет Общества расходы на оказание материальной помощи хотя бы особо нуждающимся,
на приобретение путёвок для неработающих инвалидов и на осуществление других
важнейших уставных задач. Работающие на УПП ВОС в результате субъективной политики
высшего руководства Общества стали у нас привилегированной кастой: их численность
составляет всего 8 с половиной процентов от общего числа инвалидов ВОС, а поглощают
они все 100 процентов государственной поддержки. Приоритеты общества слепых,
главные направления деятельности структуры и затраты - всё вырабатывается работающими
в ВОС, но, конечно же, не рабочими.
Судите сами, кто из них выигрывает больше. Если те же самые более 700 млн. рублей
государственной помощи поделить не на 272 тысячи членов ВОС, а на 23 тысячи инвалидов
по зрению, работающих в ВОС, получается, что каждый из них мог бы получать в
год по меньшей мере по 30 тысяч рублей, совершенно не работая. Иными словами,
просто так, за красивые глазки его кошелёк ежемесячно пополняли бы 2500 рублей.
Цифры, безусловно, приблизительные, но близкие к истине.
Позвоните на УПП любому рабочему-инвалиду и поинтересуйтесь, сколько <<отвалили>>
ему от щедрот государевых. В лучшем случае минимальную зарплату в месяц простоя.
А российский МРОТ никоим образом не 2500 рублей, в лучшем случае - 450-500 рублей.
Но если 23 тысячи инвалидов ежемесячно уступают кому-то по две тысячи каждый,
куда ж тогда уходят суммарные 46 миллионов.? В действительности эта величина
ещё больше: ведь не простаивают рабочие каждый месяц полностью, и на оплату простоев
идёт меньше МРОТа, да и не каждый месяц такая неприятность на производстве бывает.
Ответ на поставленный вопрос очевиден: все жирные куски производственного пирога
поделило между собой восовское начальство всякого рода.
Попробуйте узнать, каковы заработки директора ООО, какова зарплата председателя
региональной организации ВОС. Да вас ногами вперёд из кабинета понесут, но тайна
не раскроется. А если эту информацию так охраняют, значит, есть что скрывать.
Значит боятся они взрыва гнева народного.
В апартаменты президента ВОС и его прислуги нашим суконным рылам доступа нет,
однако можно не сомневаться, что там индексу материальной обеспеченности придана
ещё большая секретность.
В надёжный инструмент охраны своих шкурных интересов наша элита превратила Устав
Всероссийского Общества Слепых.
Приходится согласиться, что большинство членов ВОС не осознаёт по-настоящему
значение Устава во внутренних делах Общества. Поэтому процедура внесения дополнений
и изменений в нашу мини-Конституцию мало кого интересует и превращена в скучную
формальность. Восовский обыватель стремится избежать участия в ней. Спорят об
изменениях в Уставе, ломают копья в дискуссиях лишь немногочисленные идеалисты.
А управителям Общества именно это и требуется: чем меньше мы вникаем в проблемы
нашей жизни, чем меньше стараемся повернуть ход дел в свою пользу, тем больше
всё остаётся по-старому, тем больше наше чиновничество само себя наделяет правами
и полномочиями.
Но вот наши Дон-Кихоты взопрели от прений, нашли, как говорил незабвенный генеральный
секретарь, консенсус и отправляют свои предложения съезду. Чего ж они
просят? Сущих мелочей, признание которых ничего в Обществе не изменит. Никто
не покушается на основы всевластия восовской бюрократии, не пытается их поколебать.
Не пытаются, не покушаются потому, что не осознают охранительной направленности
Устава ВОС, не увидели, что именно он является действенным фактором подавления
инициативы низов, демократии в Обществе.
А на тех, кто разобрался в <<маленьких хитростях>> нашей номенклатуры, кто бьёт
наших олигархов не в бровь, а в глаз, у власть имущих есть ещё одно противоядие.
Это - комиссия по подготовке проекта Устава. Комиссия формируется по усмотрению
высших чиновников Общества. О более или менее достаточном представительстве в
ней альтернативных концепций не может быть и речи. Подчиняется комиссия президенту
ВОС, ибо он - её председатель. Следовательно, самостоятельностью, независимостью,
объективным подходом к проблемам в ней и не пахнет. Всё, что не вписывается в
концепцию президента, отбрасывается как неприемлемое для Общества. В результате
съезду ВОС преподносится такой проект, что съезд, если бы даже и пожелал по-настоящему
обновить жизнь слепых, не смог бы сделать этого. Для переворота в нашей внутренней
жизни требуется не номенклатурный, а демократический разработчик проекта Устава.
К чести Всероссийского Общества Слепых следует отнести тот факт, что в его рядах
всегда были, пусть и не густо посеянные, но настоящие борцы за социальную справедливость,
за настоящую демократию в Обществе. Длительное время они вели неотступную борьбу
против несменяемости руководителей наших организаций, за ограничение времени
пребывания на выборной должности 2-3 сроками полномочий, за альтернативные выборы,
за установление предельного возрастного ценза для выдвижения кандидатов на руководящие
должности и т.п. Кое-что из этого джентльменского набора вошло в Устав, принятый
съездом ВОС в 1991 году. В 1996 году удалось перевести решение о подчинении средств
массовой информации ВОС непосредственно съезду.
Но на этом достижения восовской демократии закончились. Номенклатура, встревоженная
расширением демократизации, времени зря не теряла и, можно утверждать, что на
девятнадцатом съезде ВОС 4 октября 2001 года совершила реакционный переворот.
Реванш нашего чиновничества немедленно отлился в новую редакцию Устава Всероссийского
Общества Слепых. Она, эта новая редакция, отняла у низовых структур официальное
право давать на своих отчётно-выборных конференциях оценку деятельности вышестоящих
инстанций Общества, вносить предложения персоналиям в состав их руководящих органов.
Проще говоря, нам дано понять: <<В дела верхов не суйтесь. Есть у вас ваше корыто,
в нём и ройтесь. А на небо свинье нечего морду задирать>>.
Редакции восовских средств массовой информации формируются теперь уже не съездом,
а утверждаются постоянно действующим руководящим органом Общества по предложению
президента ВОС. Финансирование работы этих органов отдано целиком и полностью
в руки аппарата. Немало придётся подумать редактору перед тем, как решиться
публиковать неприятный для высокого начальства материал. Так что им тоже указано
на их место в Обществе.
Бесчисленные просьбы членов ВОС ограничить пребывание наших председателей и президентов
на выборной должности каким-то конкретным сроком, покончить с несменяемостью
и незаменимостью наших князьков и князей, установить предельный возраст, при
котором человеку можно доверять общественный руль, были отклонены. Почему? Да
потому, что президент ВОС уже отслужил свои два срока, да и возраст у него перед
следующим избранием будет за 65 лет, а терять такую кормушку, такой видный и
влиятельный пост ему никак не хочется. И обоснование нашёл вполне в духе времени:
будет нарушением прав человека - дискриминация по возрасту. Да уж словоблудию
его учить не надо. Всё по правилам конъюнктуры, всё, кажется, пристойно, а чуть
отодвинешь ширмочку, отшатнёшься: за ней звериный оскал прихватизатора.
Но и неприличные места в новой редакции Устава тоже заметны. Приведу всего два
примера, хотя их там больше.
Как известно, членов Центрального правления правомочен избирать только съезд
Общества. И в то же время в Уставе есть статья, разрешающая Центральному правлению
избирать в свой состав новых членов взамен выбывших. Даже самих разработчиков
смутила такая непоследовательность, противоречивость этой нормы, и они прибавили
к статье извинительный кончик: <<с последующим утверждением на съезде>>. А съезд
собирается раз в 5 лет, и зачем утверждать, если полномочия уже закончились?
Таким образом, съезд разрешил Центральному правлению быть выше себя.
Но самое неприличное всё же не это. Верхом открытого попрания демократических
принципов является статья, разрешающая открытое голосование при выборах региональных
и центральных руководящих органов. Чиновничий клан давно подметил, что тайное
голосование может привести к неожиданным результатам, делает исход голосования
недостаточно предсказуемым. Предварительные намётки могут быть опрокинуты, а
зачем рисковать, если есть более надёжный метод. Они знают, что наедине с собой,
без начальственного дозора делегат может послушаться голоса своей совести и вычеркнуть
того, кто очень любезен власти. А на виду, при открытом голосовании только у
смельчаков рука не дрогнет подняться против нежелательной ему кандидатуры. Большинство
же раздумывает: <<А вдруг старый начальник ещё раз на своём месте останется?
Он же мне припомнит голосование против>>. И в угоду своему рабскому страху голосует
так, как угодно начальству. Выборная кампания 2000-2001 годов в ВОС, во время
которой конференции и съезду предлагалась возможность открытого избрания руководящих
органов, привела к стопроцентно желаемому номенклатурой результату. Проба оказалась
исключительно успешной, и право конференции воспользоваться открытым голосованием
при выборе правления и председателя занесено в Устав. Как тут не вспомнить слова
В.И.Ленина: <<По форме правильно, а по существу - безобразие>>.
Этот перекос в сторону излишнего полновластия одного человека хорошо виден во
многих статьях последнего Устава. Его легко заметит даже неискушённый новичок.
А вот на так называемом постоянно действующем руководящем органе ВОС хочется
остановить ваше внимание. Помогите разобраться - у меня ли мозги набекрень от
мудрости наших вышестоящих, или с головой Александра Яковлевича Неумывакина что-то
происходит. Не могу взять в толк, почему президиум Центрального правления, собиравшийся
1 -2 раза в месяц, вдруг не стал считаться постоянно действующим руководящим
органом ВОС, а урезанное Центральное правление, созываемое 1 раз в 2 месяца,
ни с того ни с сего наречено постоянно действующим. Если согласиться с этим,
выходит, чем реже собирается коллегиум, тем его деятельность постояннее. Абсурд,
нелепица. Но самое поразительное, что эту нелепицу единогласно утвердил съезд
(подчёркиваю - съезд) Общества. Разве может после этого ВОС считаться общественной
организацией? Что в нём общественного, если боссы Общества буровят против его
членов, что им вздумается, а так называемые руководящие органы эти административные
восторги одобряют и утверждают. Заповедник для столоначальников - вот во что
превратилось Всероссийское Общество Слепых.
Объективности ради следует отметить, что не только наши избранники прогибаются
под президента ВОС, но и президенту ВОС не чужды подобные телодвижения. Это он
по аналогии с всенародно избранным взял да и установил новое административное
образование, то есть институт представителей президента ВОС в федеральных округах.
Для нашего общества, которое несоизмеримо с Россией по игрушечности наших проблем,
эта инстанция ничего не даст в положительном направлении. Всё останется как было,
а вот дела решать станет труднее. Председатели региональных правлений потеряют
возможность ставить трудные вопросы непосредственно перед президентом ВОС. Привратники
станут отправлять их к представителю президента ВОС в соответствующем федеральном
округе. Но зато как величественно будет выглядеть Неумывакин: Бонапарт, не менее.
Другому бы Вам лучше подражать, Александр Яковлевич. Например, внедрить в жизнь
общества слепых нормы, установленные законом о политических партиях Российской
Федерации, а именно: ограничение времени пребывания на выборной должности двумя
сроками полномочий, обязательная альтернативность выборов, обязательность тайного
голосования при выборах руководящих органов, возрастной ценз в 65 лет для кандидатов
на руководящую должность. Эти нормы взяты к исполнению и партией власти - <<Единой
Россией>>. Ведь посчитали Вы обязательным для общества слепых скопировать нововведение
Президента РФ. Почему же не копируете порядки партии Президента? Надо отдать
Вам должное, Вы приспособились лучше Вовы Путина. Когда Вам говорят, что обществу
слепых следовало бы ввести в Устав вышеуказанные законом установленные нормы,
Вы давите на то, что ВОС - общественная организация. А когда Вам показывают,
что представитель президента ВОС в федеральном округе - это несерьёзно, опереточно,
Вы принимаете позу государственника: <<Как же иначе? Это законом установлено>>
Двух коров доите и только для собственной корысти.
Таким образом, даже беглый обзор новой редакции Устава ВОС приводит к убеждению,
что правящая группировка Общества беззастенчиво использует демократические формулировки
для окончательного закрепления в организации <<управляемой демократии>>. Демократический
централизм неприкрыто приспособлен под интересы исключительно верхушки Общества.
Непонятно, как такая антиобщественная стряпня прошла утверждение в Министерстве
юстиции России: так много в ней расхождений с государственными установлениями.
Столь же цинично и столь же успешно руководство ВОС спекулирует на специфике
организации. Во всех уголках России, на всех властных уровнях функционеры Общества
напирают на трудности, беспощадно отбросившие несчастных слепцов от достойной
жизни, стараются разжалобить людей, возбудить в них сострадание и благодеяния.
В грудь себя бьют, клянутся, что все предоставленные слепым блага пойдут только
им, адресно, в зависимости от нуждаемости. А как полученное для слепых затем
перераспределяется в наших конторах, было показано в начале.
Здесь уместно отметить, что те, чьим несчастьем размахивают наши боссы, то есть
люди, совершенно не видящие, в обществе слепых оказались дискриминированными.
Им труднее всех в Обществе, но, к сожалению, в обществе им всё, как и всем. Ни
повышающих коэффициентов, ни предпочтений, ни приоритетов по отношению к этим
людям Общество не применяет. Их первыми сокращают на производстве, до них последних
может дойти, а может и не дойти товар или продукт по невысокой цене, который
раньше перехватят видящие, не всегда удаётся им посетить интересное мероприятие.
В Обществе, которое создано для них, они чувствуют себя если не изгоями, то сиротами
или, уж несомненно, обойдёнными.
Так стоит ли нам страшиться того, что в результате отмены налоговых льгот общество
слепых ждёт катастрофа? Что мы, простые инвалиды, потеряем от того?
Это нашим начальникам - и нынешним, и будущим - страшно потерять такую кормушку.
Это им будет зябко на этой земле от жизни на голую пенсию. А нам не привыкать.
90 процентов из нас живут так и ничего: живут и у Неумывакина милостыни не просят.
Правительству России, депутатам Государственной Думы, если уж необходимо лишить
общественные организации инвалидов льгот по налогообложению, нужно выработать
меры, которые направили бы нынешние суммы потерь на льготы не в общий бюджет,
а целевым порядком на нужды определённых категорий инвалидов. Если жертвует сейчас
государство 900 миллионов рублей условно на налоговые льготы для общества слепых,
пусть эти 900 миллионов пойдут адресно, может быть, даже непосредственно на счёт
конкретного инвалида по зрению в Сбербанке.
Несомненно, из этих средств необходимо также финансировать доступ незрячих к
информации, оздоровительную работу среди слепых и многое другое. Понятно, что
проблема очень сложна, решения её рискованны и непредсказуемы по последствиям.
Мы можем что-то и утратить. Но и жить так, как сейчас, постоянно наталкиваясь
на презрительное самодовольство и расточительство нашей восовской бюрократии
невозможно. Радикально изменить политику ВОС в нынешних условиях тоже невозможно.
Надо создавать новую организацию, на новых основах. А с этой камарильей давным-давно
пора прощаться. Была без радости любовь - разлука будет без печали!
Статья написана 4 апреля 2002 года
Валентин Гаврилов, инвалид первой группы по зрению, председатель Иркутской территориальной
первичной организации ВОС
Постскриптум: От себя добавлю, что наш Валентин Фёдорович направил экземпляры
этой своей статьи в ряд адресов, а именно лично Неумывакину, Герману Греффу,
который на тот момент возглавлял МРЭТ, Евгению Дмитриевичу Агееву в журнал <<Наша
причинам эта статья не была опубликована ни в одном из упомянутых восовских СМИ,
а от Неумывакина пришёл весьма дипломатичный, вежливый ответ, который не сохранился
в письменном виде, но смысл которого мне Валентин Фёдорович Гаврилов передал
так: написанное Вами - это лично Ваше мнение, которого не придерживается подавляющее
большинство членов ВОС.
Убедительно и настоятельно прошу Координационный совет по оздоровлению ВОС внимательно
проработать эту публикацию, так как она является актуальным кладезем идей, несмотря
на десятилетнюю давность этого материала.