[Гласность] и снова трудоустройство
Здравствуйте.
Выделены средства на трудоустройство инвалидов
25.04.2012, 00:41
"Российская газета" - Федеральный выпуск No5764 (91)
Марина Грицюк
В этом году в рамках программы "Доступная среда", разработанной Минздравсоцразвития
России, будут трудоустроены 539 человек. Из федерального бюджета на
это потратят 93,5 миллиона рублей.
Еще в начале года ведомство объявило конкурс программ по содействию в трудоустройстве
инвалидов.
Заявки подали 24 общественные организации инвалидов из разных регионов. Победили
из них три - Белгородское отделение Всероссийского общества инвалидов (ВОИ),
Всероссийское общество слепых (ВОС) и Тюменское отделение Всероссийского общества
глухих (ВОГ). Минюст зарегистрировал приказ минздравсоцразвития о выделении
победителям субсидий.
Такой конкурс министерство проводит уже второй раз и будет делать это ежегодно
- до 2015 года, срока окончания действия программы. Финансирование в каждый
последующий год будет увеличиваться на 30 миллионов рублей. А в общей сложности
программа обойдется казне в 628,5 миллиона рублей. Всего за пять лет за
эти деньги должно быть трудоустроено около двух тысяч человек.
Деньги выделяются на содействие трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том
числе на создание специальных рабочих мест и на обеспечение их доступности.
Среди условий обязательное софинансирование, общественная организация должна
тратить на благое дело не только деньги государства, но и собственные или
привлеченные из других источников.
Какими рабочими местами обещают обеспечить инвалидов победители конкурса? Как
рассказали в минздравсоцразвития, к примеру, Белгородское отделение ВОИ запланировало
трудоустройство 60 инвалидов. 45 рабочих мест планируется создать на производстве
галантерейных товаров (шелкография, вышивка, пайка током высокой частоты,
дизайнерские работы, подготовка лекал, минимизация расходов материалов, моделирование,
подготовка техдокументации). 15 рабочих мест - в центре социокультурной
реабилитации инвалидов (администратор центра, руководители курсов компьютерной
грамотности, театральной студии, студии творческой ориентации, музыкальный
работник, заведующая ателье "Особая мода", технолог-дизайнер верхней одежды,
мастер-обувщик и так далее). Средняя зарплата составит десять тысяч рублей
в месяц.
ВОС планирует создать 211 рабочих мест на производственных предприятиях и в непроизводственной
сфере по улучшению культурного обслуживания инвалидов. Задействованы
будут 27 предприятий ВОС в 21 регионе. Большинство из них имеет опыт участия
в федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 -
2010 годы", уточнили в минздравсоцразвития.
Тюменское общество глухих предполагает трудоустроить 268 инвалидов на своих предприятиях
и предприятиях Тюменской области со средней заработной платой 6900
рублей в месяц. По итогам реализации программ организации - победители конкурса
обязаны представить в минздравсоцразвития отчет о проделанной работе. В
случае невыполнения утвержденного плана придется вернуть выделенные средства.
Доброго дня всем!
Цитата из опубликованного Ириной документа:
"В случае невыполнения утверждённого плана придётся вернуть выделенные
средства".
*
Ребята, что-то мне не известно ни одного случая, когда бы при невыполнении
обязательств по созданию на федеральные средства рабочих мест для
инвалидов деньги из восовской прорвы были возвращены назад. Думаю,
что, если бы наши восовские деятели были убеждены в неотвратимости
возврата денежных средств, то не спешили бы так безответственно и
безоглядно их брать у государства под
заведомо бутафорские проекты трудоустройства инвалидов. Более того, я
убеждена, что главный девиз крупных и мелких членов неумывакинской бригады можно
сформулировать так: "Хрен с ними, с инвалидами, главное - освоить
бюджет"
Но во всей этой эпопее с созданием новых рабочих мест для инвалидов
весьма любопытна реакция и самого государства на подсовываемую ему в виде
проектов по трудоустройству и затем уже отчётов откровенную лажу.
Давно наблюдаю за реакцией государства на предоставленную липовую
отчётность по якобы созданию
ВОСом новых рабочих мест для трудоустройства незрячих и у меня
сложилось такое впечатление, что государство изначально готово к тому, что
эти выделяемые средства оно выбрасывает на ветер и играет с
инвалидными бонзами в поддавки, типа, вы уж хоть что-нибудь там нам
изобразите в своих проектах бизнес-планах и отчётах, а мы уж как-нибудь постараемся
вам поверить и их у вас принять и забыть про всё это надувательство.
В начальных числах апреля 2010 года в здании правительства Иркутской
области состоялся торжественный приём восовского регионального
руководства по случаю 85-летнего Юбилея ВОС. Я присутствовала там
вместе с нашим главным редактором в качестве журналиста газеты "Народный контроль
Сибири". Когда заздравные чиновничьи речи были
произнесены, журналистам была предоставлена возможность задавать
вопросы членам правительства Иркутской области, депутатам и самим виновникам
торжества, то есть Катрук.
Естественно, я не могла не задать вопроса заместителю министра
социального развития опеки и попечительства Иркутской области
Кирилловой Наталье Павловне, пытался ли кто-либо из их министерства проанализировать
эффект от затраченных
государственных средств на создание рабочих мест для инвалидов по зрению?
Кириллова, естественно, не ожидала, что я всё-таки проникла на их
праздник жизни и уж тем более не была готова к такому вопросу, потому что нашу
газету по понятным причинам боятся и предпочитают всеми доступными способами
не
впущать вот на такого рода благостные мероприятия. Она вмиг из
улыбчивой феи, творительницы добра для инвалидов, превратилась в
мегеру и гневно ответила: "Я вообще не понимаю, о чём Вы здесь ведёте речь?!
О какой эффективности? Разве уже одно то, что фабрике слепых выделили
такую сумму денег не является само по себе эффективным?!" На это я
очень спокойно и вежливо возразила, высказав банальнейшую мысль, что
сам по себе факт выделения денег не является показателем эффективности. Но дальше
последовало её распоряжение
прекратить задавать вопросы в свободной открытой форме и задавать
вопросы только записками. А там уж больше неожиданностей не
происходило, потому что отбирались нужные лизоблюдские вопросы.
Мои личные наблюдения в Иркутске позволяют говорить о том, куда в
действительности деваются деньги.
1. Если это программа, предусматривающая в числе прочих пунктов средства для
выплаты зарплат
при трудоустройстве инвалидов, то это самый любимейший вид программ
трудоустройства. Руководители ВОС на местах немедленно направляют эти
(скажу вам немалые!) средства на выплату вторых зарплат уже
трудоустроенным зрячим родственникам и приближённым неродственникам. Причём,
забавная
мотивировка у той же Катрук, если такие, как я, мерзавки и подлюги
начинают пересчитывать денежки в её безразмерных карманах и открыто
задавать ей неприличные вопросы. Так вот
Катрук говорит: "Да, я плачу своей дочери Лене вторую зарплату из
средств областной целевой программы "Содействие занятости и
профессиональной реабилитации инвалидов". Но это абсолютно законно. В
программе предусмотрены средства в том числе и на сохранение рабочих
мест. Она у меня высококвалифицированный бухгалтер. ВОС ей платит
мизерную зарплату Бухгалтера с её квалификацией в приличных конторах получают
во много раз
больше и она всё время порывается у меня уйти из ВОС, а я в
этом не заинтересована, потому что другого такого бухгалтера за такие
смешные деньги я не найду. Так что выплачивая ей вторую зарплату, из
програмных денег я сохраняю рабочее место, что законно". К этому лишь
следует добавить, что на средства, которые программа позволяет
расходовать на выплату зарплат не просто выплачивается вторая зарплата
уже трудоустроенным в системе ВОС родственникам, но и
трудоустраиваются новые родственники - зрячие, здоровые! К этому
следует добавить, что размеры их зарплат по возможности натягиваются
до максимально возможного и приличного. Так, например, в обоснование
жирного куска, который заполучила дочка Катрук в виде второй зарплаты,
в соответствующих програмных документах, которые мне посчастливилось
увидеть, значилось, что дочь Катрук будет получать свою програмную
зарплату с учётом тридцатипроцентной надбавки. Думаете, за что? А вот
никогда не догадаетесь, поэтому открою вам секрет: за вредность работы
с инвалидами! И здесь, дорогие участники дискуссии, вы должны меня
поддержать бурными аплодисментами в адрес председателя Иркутской РО
ВОС Галины Васильевны Катрук, , переходящими в овации. Ещё одна
виртуозная проделка Катрук - это трудоустройство няни для своего
маленького внучка и выплата зарплаты няне из средств уже упоминавшейся
мной областной целевой
программы. При этом няня внучека Васеньки (славного, без всякой иронии,
малыша) была якобы секретарём-чтецом у незрячих в ВОС. Примечательно,
что этот секретарь-чтец получал несколько больше, чем другие реально
трудоустроенные по программе секретари.
Конечно, на время действия программы были трудоустроены и реальные
инвалиды по всей области и эта программа была большим подспорьем
особенно для удалённых территорий, где всегда сложнее с материальными
средствами. Но можно ли этот факт отнести к фактам, характеризующим её
с положительной стороны? Не могла же в самом деле Катрук не трудоустроить ни
одного инвалида в области, а направить все денежные потоки от программы
исключительно на своё семейство! Очевидно, что не могла.
И всё же вынуждена сказать, что на свете нет печальней повести, чем повесть о
причудах катруковой совести!
Куда же ещё можно похерить госсредства под прикрытием благой цели?
2. На закупку дорогостоящего производственного оборудования, которое
никогда даже не будет вынуто из заводской упаковки или будет
распечатано, но никогда не будет использовано в производстве. И если в
первом описанном мною случае ещё можно найти однозначное объяснение
действиям восовских тузов (я имею ввиду прямую корысть, жажду
поживиться наличными деньгами на халяву), то вторая статья расходов - на
закупку производственного оборудования - труднообъяснимый феномен.
Но я попытаюсь как-то это объяснить. Если уж совсем у меня не
получится приблизиться к самой сути этих никчемных закупок, то попрошу
Геннадия Христолюбова и других производственников из числа участников
дискуссии сделать попытку объяснить эти огромные ненужные
растраты.
Дело в том, что поживиться деньгами, которые закладываются в целевую
программу трудоустройства, инвалидным лидерам не представляется
никакой возможности, так как средства на закупку перебрасываются
безналом с министерских счетов на счета конкретного
завода-производителя соответствующего оборудования. Итак, деньги
потрачены (а здесь счёт идёт на десятки и сотни миллионов и даже
миллиарды рублей, если брать
масштабы страны и не только... Вспомним хотя бы колцентры в Москве),
оборудование доставляется на производство и на этом всё...
Кому это выгодно?
Предположу, что здесь уровень надувательства, а точнее сказать,
преступлений становится более высоким и масштабным.
Возможно, госчиновники получают свои гешефты от заводов, где ими
приобретается оборудование. А руководители инвалидных организаций
вынуждены молчать в благодарность за то, что в свою очередь те же чиновники
закрывают глаза на их липовую отчётность по созданию рабочих мест.
Такая своеобразная круговая порука. Жить ведь всем хочется красиво!
Другая версия. Руководители инвалидных организаций вынуждены принять
как неизбежный "бонус" производственное оборудование, так как без его
закупки невозможно имитировать создание рабочих мест. А имитация
создания рабочих мест (смотрите моё письмо с темой "Имитация
трудоустройства инвалидов") - занятие отнюдь не бесполезное. И если
сразу может и не способствовать наживе на инвалидной тематике,
то может служить очень неплохим заделом для будущего обогащения на инвалидах.
Объясню.
Во-первых, имитация позволяет заработать положительный имидж, типа, "ВОС - это
организация, которая успешно
решает острейшую социальную проблему занятости такой сложной категории инвалидов,
как слепые". И во-вторых, такой имиджевый капитал позволяет рассчитывать на доверие
в размерах большей денежной стоимости и, что самое соблазнительное, на доверие
порулить наличными живыми
денежками, как в случае с программой, действовавшей в Иркутской области
в период с 2006 по 2010 годов, в которой были прямо заложены наличные
средства на зарплаты трудоустроенным инвалидам.
Я уже рассказывала в одном из писем, что на ООО фабрика "Бытовик"
простаивает оборудование по тереблению ваты, используемой для набивки
ватных матрацев. Одной из известных мне причин неиспользования этой машины является
то, что она рассчитана на гораздо большую закладку ваты, чем это
требуется при существующих объёмах заказов на фабрике.
Ещё одна линия осела на фабрике "Бытовик" мёртвым грузом. Линия по
производству матрацев на независимых пружинах. Линия дорогостоящая, но
в производстве так и не пригодившаяся. Именно на неё уповала Катрук,
когда говорила, что создаст ещё несколько десятков новых рабочих мест
на фабрике.
У меня в этой связи совершенно дилетантские вопросы (я не производственник).
Знали
ли закупщики технические характеристики закупаемого оборудования? Ведь
не мог же завод их обмануть! А если обманул, то верните обратно
оборудование заводу и, разумеется, денежные средства. Но никто не
возмущён бездарной растратой госсредств. Все молчат. Все довольны.
Значит, всех участников сего действа это положение дел устраивает. Но
вопрос всё же повисает в воздухе: зачем же всё-таки закупали
изначально негодное для использование в конкретном производстве оборудование?
Вернусь к своему утверждению, высказанному вначале этого письма, о
том, что складывается впечатление, что государство всё видит и всё
прекрасно понимает, но бездействует, предпочитает не вмешиваться.
Что меня приводит к такой убеждённости?
Считаю, что нет ничего проще поймать за руку восовских и не только
лидеров на имитации создания рабочих мест для инвалидов. Достаточно
лишь взять под мышку пухленькую папочку с восовской отчётностью о созданных
рабочих местах и с деловым видом проследовать
непосредственно на предприятие. Непосредственно в производственных
цехах пересчитать по головам всех рабочих и рабочие места - и вся
картина будет тут же ясна и очевидна.
Наш оппозиционный восовский актив, не имея никакого властного ресурса, не имея
никаких прав на
доступ к финансовой отчётности смог своими силами проанализировать те
немногие документальные крохи, которые чудом оказались в нашем
распоряжении. А вот поверите ли в то, что у областной Службы финансового контроля,
Контрольно-счётной палаты Иркутской области и многих других
профессиональных и с полномочиями ревизоров областного и федерального
уровней не хватило ума, профессиональных навыков и властных полномочий, чтобы
уличить слепую тётку с образованием в десять классов в фальсификациях,
приписках и откровенной липе! и ни у кого душа не болит за миллионы
государственных средств, бездарно выброшенные под благую цель на
закупку никому ненужных груд производственного оборудования.
Нам с вами остаётся лишь фиксировать такие факты в надежде на лучшие
времена.
С уважением Юлиана Терехова
*
Данное сообщение прочли 177 участников листа!
Можно поделиться со знакомыми адресом для подписки на этот дискуссионный лист:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
Большинство участников за восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!