Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

<<О, этот ласковый и нежный President Xi>>. К визиту в Узбекистан председателя КНР Си Цзиньпина



«О, этот ласковый и нежный President Xi». К визиту в Узбекистан председателя КНР Си Цзиньпина
2013-09-16 08:25 Ядгор Норбутаев

Нет, хоть убейте, но не могу я себе вообразить грозного уже по определению Председателя КНР во фривольном партикулярном обличии! Разве так должен смотреться на людях истинный коммунист, пламенный борец с оппортунизмом и ревизионизмом?

Строгий «сталинский» френч из плотного тёмно-зелёного сукна о двух накладных карманах, увенчанный белоснежным подворотничком просто обязан сидеть на мощном торсе Председателя как влитой!

Что, нет? Хорошо, пусть тогда на нём будет строгая пиджачная пара, но зато пронизывающий насквозь принципиальный «партийный» взгляд сквозь огромные очки-велосипед.

Ещё лучше, чтобы на аскетической физиономии «солдата Партии» выступали скулы, а тонкие, как бы постоянно чем-то недовольные губы изгибались вниз презрительным полумесяцем.

Ну, представили себе?

А что же мы имеем в лице товарища Си? «Новый имидж» китайского руководителя – вот что мы имеем! Mr. President Xi – так его теперь в западной печати величают, уже по-цивильному.

И отнюдь неспроста в тронной речи при вступлении Си Цзиньпиня в должность прозвучало это: «Мы будем переходить реку, нащупывая камни».

Вот так он теперь и движется вперёд по-хитрому – лицом улыбается, а ногой камни щупает…


И язык у нового китайского лидера тоже оказался поразительно «сладеньким». Он, этот язык, на сей раз расточал такие похвалы президенту Узбекистана Исламу Каримову при встрече, что за ним даже при большом желании ни придворным лизоблюдам, ни наёмным заграничным комплиментщикам никак было не угнаться.

Тут без цитат не обойтись.

«У меня такое впечатление от встречи, как будто мы большие друзья, я веду разговор с великим лидером, который имеет огромный опыт строительства своего государства, стоит у истоков его создания».

«…Я думал, что веду разговор с большим мудрецом. Каримов - тот человек, который исходит из реальности и обращает свой взор в далёкое будущее. У него тончайшие и глубокие анализы на все мировые проблемы. Из его уст я услышал много умных мыслей, и это очень было полезно для меня».

Если судить по той бросающейся в глаза корявости перевода с китайского языка этих фрагментов, то сразу можно отбросить всякие сомнения в том, что данный каскад восхвалений был по ходу выдуман из головы узбекскими придворными. Нет! Именно так, а не иначе всё и представлено в китайской официозной прессе. Си Цзиньпин лил целыми канистрами миро и елей на каримовскую голову, открыто и беззастенчиво!

Видимо, недаром ещё со времён Поднебесной империи бытует там у них в народе такая пословица: «Льстивый язык будет тебе по тысяче цяней в день приносить».


Тут следует заметить, что ни одно из узбекских СМИ не перепечатало у себя всех китайских славословий в адрес президента, а это означает, что Ислам Абдуганиевич, как тот воробей, не стал клевать такой подозрительной мякины и на примитивную лесть вопреки всем ожиданиям не купился.

И вот что ещё – как оказалось, president Xi таким приёмом, а именно захваливанием своего визави, пользуется при случае очень даже часто. Нечто подобное, правда, в меньших масштабах можно, к примеру, было наблюдать во время турне товарища Си Цзиньпина по странам бассейна Карибского моря.

В целом же следует отметить, что пресса Узбекистана на этот раз не так уж и превознесла успехи данного визита китайского руководителя и полученную от него выгоду для своей страны. Основной упор в печати при этом делался на «подписание 31-го документа», согласно которым Китай теперь должен инвестировать в экономику Узбекистана сумму эквивалентную 15 миллиардам американских долларов. При этом умалчивается, что большинство этих «документов» представляют собой всего лишь мало чего значащие «договоры о намерениях». То есть, в этих меморандумах просто зафиксировано обоюдное желание сторон сотрудничать в перспективе на данном направлении.

«Дурень думкой богатеет». Эх, если бы осуществилась хотя бы небольшая часть от всех подобных «договоров о намерениях инвестирования», подписанных Исламом Каримовым со множественными государствами арабского Востока и юго-восточной Азии, то в «солнечной республике» уже давно бы наступила настоящая «эра счастья и благоденствия»!

Прежде чем перейти к содержанию доверительных бесед между Си Цзиньпином и Исламом Каримовым, нам по всему следует остановиться на некоторых проблемах, недавно возникших у китайских товарищей, по причине которых они теперь и вынуждены двигаться вперед, «нащупывая ногами камни», то есть, крайне осторожно.


Дело в том, что темпы роста экономики КНР в последнее время резко «сбавили обороты».

Причин тому называется множество, в частности тот, ещё недавний «перегрев» экономики страны в целом, когда ВВП ежегодно увеличивался на 10 и более процентов.

Отдельные эксперты также полагают, что всему виной являются «ножницы» в промышленности, возникшие в результате сложившихся противоречий между «производственными отношениями» (государственный диктат) и «производительными силами» (капиталистический способ производства).

В практическом же выражении все это выглядит как обвальное падение спроса на китайские товары в Европе и в Северной Америке, которое определяется, прежде всего, возникшим несоответствием между ценой и качеством этих товаров.

Сами собой напрашиваются два выхода: или улучшать качество товаров, или же искать для них новые рынки.

Вот потому-то мы теперь и вправе спросить себя: а зачем вообще приезжал в Узбекистан товарищ Си? Неужто лишь для того, чтобы продекламировать панегирик Исламу Каримову? Или же чтобы, наконец, посетить Самарканд, как сам он выразился, дражайшую, неисполнимую с самого раннего детства мечту?

Об этом лучше всего можно узнать, естественно, не на страницах официозного агентства «УзА», но в сообщении его китайского аналога, а по своей сути и побратима, агентства «Синьхуа».

Некоторым образом здесь мы раскрываем для себя одну «небольшую», скажем так, тайну.

В начале переговоров лидеры обеих государств, точно так, как боксёры в первом раунде легкими ударами, обменялись несколькими, хотя и ничего не значащими заявлениями, но как бы требующими обязательного обоюдного подтверждения.

Товарищ Си вопросил: верен ли президент Узбекистана принципам борьбы с «тремя силами зла» - терроризм, экстремизм и сепаратизм? Естественно, ответ был положительный, - да, мы верны!

В ответ Ислам Абдуганиевич поинтересовался: считает ли его визави, что проблема Афганистана должна быть решена исключительно мирным путём? И естественно также получил положительный ответ.


И вот уже после этого Си Цзиньпин, фигурально раскрыл свой «дорожный саквояж» и выложил его содержимое прямо перед остолбеневшим Исламом Каримовым.

Оно, это содержимое, было представлено «пятью прагматичными предложениями по укреплению взаимного сотрудничества».

(Пресса Узбекистана ни словечком об этом не обмолвилась, настолько эти «предложения» выглядят, пардон, нахально и бесцеремонно по смыслу).

Предложение первое.

До 2017 года нужно увеличить товарооборот между двумя странами и довести его до суммы, эквивалентной 5 миллиардам американских долларов ежегодно. Расширить взаимные инвестиции и создать на территории Узбекистана китайскую зону «свободной торговли».

Предложение второе.

Углубить взаимное сотрудничество в энергетической сфере, а именно обеспечить стабильную работу газопроводов Узбекистан-Китай, также обеспечить работу совместных предприятий по переработке газа и добыче горючих сланцев.

Предложение третье.

Расширить транспортное-коммуникационное сотрудничество, для чего в кратчайшие строки наладить прямое железнодорожное и автомобильное сообщение, то есть, кроме железной дороги Китай-Узбекистан проложить ещё и параллельную автотрассу.

Предложение четвёртое.

Создать на территории Узбекистана показательные китайские промышленный район и аграрный комплекс. Решить вопрос о взаиморасчётах между двумя странами в национальных валютах.

Предложение пятое. Содействовать расширению взаимного культурного и научного обмена между двумя странами.

Приблизительно так, вкратце и выглядят все эти «пять предложений» Си Цзиньпина.

Догадываетесь ли вы, уважаемые читатели, что на самом деле они собой представляют и почему Ислам Каримов от них отшатнулся (очень надеемся!), как от чумы?!

А представляют они собой для Узбекистана не что иное, как ПОЛНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗАКАБАЛЕНИЕ! Со всеми бебехами и шабалами! «И пошла она к нему, как в тюрьму»!


Только представьте себе то количество всякого-разного сырья (газ, цветные и тяжёлые металлы, хлопок и т.д.), которое нужно будет вывезти из Узбекистана в Китай (по их-то низким ценам), чтобы общая сумма экспорта составила 5 миллиардов долларов?! И сколько дешёвого китайского барахла придётся завезти взамен? И всё это пойдёт беспрепятственно по прямой железной дороге и автотрассе!

Хотелось бы вам, чтобы в Узбекистане к тому же ещё появились свои чайнатауны и чайнавилиджи? И это только начало!

Если же Китай в определённых обстоятельствах сумеет задержать у себя некоторое количество узбекской валюты, то он тем самым получит полный контроль над всей финансовой системой этой страны!

И так далее.

Теперь вам ясно, почему так усердно товарищ Си пел лазаря коллеге Каримову?

Всё это развернувшееся «представление» напомнило автору этих строк не что иное, как великую драму Александра Островского «Бесприданница».

Это надо же – такие совпадения?

…К брошенной любовником Ларисе Дмитриевне нагло является купец Кнуров с открытым предложением идти к нему на содержание, которое будет таким «громадным», что все злые языки сразу умолкнут. Обещает при этом забыть о связи бедной девушки с обольстителем Паратовым (в нашем случае - это США, «попиндосили и бросили»).

Как мы помним, в пьесе Лариса Дмитриевна со стыда в Волгу не бросилась, и не подстрели её в финале законный супруг Карандышев, то ещё не известно, как бы она отреагировала на предложение «проехаться в Париж на выставку» с Кнуровым.

Вот так же мы пока и не знаем настоящей реакции Ислама Каримова на эти «пять китайских прагматичных предложения», то ли он их отверг с негодованием, а то ли «обещал подумать»?

Эх, тяжело жить в наши дни «стране-бесприданнице», хоть она официально и считается «независимой», но зато все могучие соседи к ней постоянно с гнусными предложениями лезут…

И, наконец, уж совсем курьёзное…

Агентство «Жахон» на своих страницах опубликовало материал: «Зарубежное экспертное сообщество даёт высокую оценку итогам Государственного визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Узбекистан». В частности приводится мнение профессора Нью-Йоркского Государственного (!) университета «П. Морвиджа». Данный Морвидж, оказывается, высоко оценивает сии результаты, при этом он особо напирает на значимость «31 документа на 15 миллиардов долларов».

Бедный, бедный Парвиз Морвидж (Parviz Morewedge)!

Когда-то, ещё очень-очень давно, ему, доктору физико-математических наук Калифорнийского университета, довелось написать некий учёный труд о присутствии элементов метафизики в работах великого Авиценны. Для получения более полных исходных материалов по данной теме он был вынужден посетить Узбекистана, где его имя запомнили, оно сохранилось в неких анналах и вот уже много лет им, этим именем, кто попало, при случае свободно в той далёкой стране пользуется. Чуть что, так сразу: «…Профессор Морвидж восхищается достижениями Узбекистана!» «…Профессор Морвидж буквально боготворит президента Каримова!»

И так далее.

Из всего приведённого «Жахоном» правдой является только то, Mr. Parviz Morewedge действительно одно время занимался научной и преподавательской деятельностью в Residence at the State University of New York at Old Westbury.

Однако «жахонским мудрецам» невдомёк, что данный Парвиз уже глубокий-глубокий старик, в будущем январе ему исполнится ровно 80 лет. От дел он отошёл ещё в 2002 году, тогда же и закрыл свой персональный сайт, располагавшийся прежде по адресу http://mideast.rutgers.edu/FACULTY/BIOS/Morewedge.html

В прошлом году лично мне довелось вести с ним краткую переписку, и Mr. Parviz Morewedge был очень удивлён, когда я ему процитировал «его же» собственные слова с правительственного портала Узбекистана:

«Прежде всего, хотелось бы отметить, что президент Каримов – выдающийся лидер»

Дедушка от такого неожиданного открытия был сильно смущён и подавлен...

Что же ещё у нас остаётся? Пожалуй, что только попрощаться – до свиданья, Mr. President, прощайте наш ласковый Сиша!

Да, интересно было бы узнать, сделал ли President Xi соответствующие «прагматические предложения» ещё и президенту Туркмении Гурбангулы Бердымухамедову во время недавнего посещения этой страны?

И смог ли (посмел ли?) туркменский лидер от них категорически отказаться?..

Ядгор Норбутаев

Международное информационное агентство «Фергана»



Саммит ШОС: «Бенефисы» и «дебюты»
2013-09-16 08:59 Михаил Калишевский

Состоявшуюся на минувшей неделе в Бишкеке 13-ю встречу лидеров стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) некоторые обозреватели поспешили окрестить «саммитом без итогов». Это верно лишь отчасти, кое-какие результаты в Бишкеке были все же достигнуты. Другой вопрос, что результаты эти с самой деятельностью ШОС связаны весьма опосредованно.

«Сирийский бенефис» Путина

Речь идет, прежде всего, о «сирийском бенефисе» президента Путина. Участники саммита (в отличие, скажем, от участников конференции G20 в Петербурге) единодушно выступили против силового вмешательства в Сирии и энергично поддержали последние российские инициативы по установлению контроля за сирийским химическим оружием. Создалось впечатление, что в Бишкеке «сирийская тема» даже несколько потеснила гораздо более актуальную для Центральной Азии проблему Афганистана, хотя последняя была заявлена в повестке дня саммита едва ли не как центральная. Это, безусловно, можно объяснить тем, что сирийский кризис, возможно, приближается к его самой «горячей» фазе и в данный момент воспринимается международным сообществом несколько острее, чем уже довольно давно «тлеющий» афганский конфликт. Тем более, что до «часа Х», то есть до вывода международных сил из Афганистана, еще остается время, и пока совершенно неясно, как после этого будут развиваться события, что бы там не пророчили насчет неизбежного триумфа талибов.

Между тем, никто из стран-членов ШОС, естественно, не горит желанием посылать своих солдат в Афганистан взамен уходящих натовцев. Поэтому вряд ли можно было ожидать, что на саммите обсуждение проблемы Афганистана, по крайней мере, его «видимая» часть, завершится чем-либо иным, кроме повторения известных деклараций насчет общей готовности способствовать стабилизации положения в Афганистане путем поддержки центрального правительства и решительной борьбы с терроризмом, наркотрафиком и т.д.

Вместе с тем, повышенное внимание участников саммита к Сирии было обусловлено не только объективными обстоятельствами, но и усиленным педалированием этой темы российской стороной, остро заинтересованной в соответствующем дипломатическом и пиаровском обеспечении последних путинских инициатив. Саммит в Бишкеке должен был подтвердить, что Россия, якобы опираясь на относительно широкую международную «коалицию», возвращается на международную арену в качестве некого второго «центра силы». Раз уж Обама, загнавший себя своими заявлениями о «красной линии» в ситуацию «цугцванга», предоставил ей возможность выставить себя в этой роли. Партнеры по ШОС Путину охотно «подыграли», тем более, что Китай, например, занимает по Сирии позицию фактически идентичную российской. Возникает, правда, вопрос: почему Россия и Китай, беспрестанно рассуждая о необходимости политического урегулирования и обязанности следовать Уставу ООН, в течение двух с половиной лет блокировали в Совбезе все попытки «купировать» сирийский кризис на более ранних стадиях хотя бы с помощью давления на режим Асада через международные санкции? Что же до центральноазиатских властителей, то, помимо всего прочего, они, несомненно, испытывают в отношении своего сирийского коллеги ментальную и «классовую» солидарность и обуреваемы соответствующими аллюзиями. Поэтому им не может не импонировать исповедуемая в Москве и Пекине примерно следующая трактовка международного права в части государственного суверенитета: диктатор волен делать со своим народом все, что захочет. В этом же ключе следует рассматривать и положение принятой в Бишкеке декларации, где сказано, что страны намерены бороться с использованием информационных технологий «с целью подрыва политической и экономической безопасности». Думаю, понятно, о чем здесь идет речь.

Кто на новенького?

Весьма интересным событием стал «дебют» на саммите в Бишкеке нового президента Ирана Роухани, впрочем, имевший собственно к ШОС опять же косвенное отношение (у Ирана в ШОС - лишь статус наблюдателя). В отличие о своего предшественника Ахмадинежада, обычно выступавшего на саммитах ШОС с зубодробительными заявлениями в адрес Израиля и США, Роухани вел себя степенно и даже благостно – намекал на скорый прогресс в переговорах по иранской ядерной программе, требовал обеспечить нераспространение ядерного оружия, не допустить попадание химического оружия в руки экстремистов, выражал готовность бороться с терроризмом, за мир и стабильность во всем мире и так далее. Естественно, поддержал все путинские инициативы по Сирии – трудно было бы ожидать иной позиции от ближайшего и почти единственного союзника Асада в исламском мире. В ответ, как и ожидалось, страны ШОС подтвердили свое неприятие «односторонних» и тем более силовых действий в отношении Ирана из-за его ядерной программы. То есть, речь идет о том, что Иран по-прежнему может полагаться на российско-китайскую «крышу» в СБ ООН вне зависимости от того, настанет обещанный Роухани «прогресс» или нет. Да и само по себе стремление Ирана к расширению сотрудничества с ШОС – своего рода сигнал Западу: дескать, действующие в отношении этой страны санкции могут быть ослаблены развитием экономических и политических отношений в «восточном» и «северном» направлениях.

А вот полноправного членства в ШОС Иран, скорее всего, дождется не скоро, если вообще дождется. Принятие в свои ряды страны, находящейся в режиме санкций ООН, не говоря уже о санкциях со стороны США и ЕС, стало бы слишком вызывающим шагом. Впрочем, приобретение полноправного членства другими соискателями (статус наблюдателя в ШОС имеют также Монголия, Индия, Пакистан и Афганистан, статус партнеров по диалогу -- Белоруссия, Шри-Ланка и Турция) в обозримом будущем тоже проблематично. На саммите объясняли задержки в расширении численного состава главным образом техническими и процедурными причинами. На самом деле понятно же, что Афганистан, например, для полноценного членства – слишком «проблемный».

То же самое можно сказать об отношениях внутри «дуэта» Индия - Пакистан. Кроме того, если бы полноправным членом ШОС на данном саммите уже был Пакистан, то вряд ли поддержка Путина по сирийскому вопросу была бы столь единодушной. Ведь у власти в Пакистане преимущественно сунниты, нынешний премьер и лидер правящей Пакистанской мусульманской лиги (ПМЛ-Н) Наваз Шариф известен тесными связями с Саудовской Аравией, являющейся одним из главных финансовых спонсоров Пакистана. Все эти факторы, понятное дело, определяют отнюдь не дружественное отношение Пакистана к Асаду и Ирану. После окончания полномочий президента Зардари, считавшегося прозападным политиком, и избрание главой государства представителя ПМЛ-Н Мамнуна Хусейна ориентация Пакистана на Саудовскую Аравию должна только усилиться, в том числе и на сирийско-иранском направлении. Так что наиболее перспективные позиции в плане приобретения полноправного членства в ШОС имеются, пожалуй, только у Монголии.

Для кого ШОС эффективна, а для кого - нет

Что же касается основной деятельности ШОС, прежде всего, в области экономики, то о ней на саммите говорилось достаточно много и подробно, однако, «на выходе» все опять в основном ограничилось лишь размытыми декларативными заявлениями в духе «расширить и углубить». Не было принято также конкретных решений ни по обеспечению региональной безопасности, ни по защите региона от наркотрафика или религиозного экстремизма. Как будто участники саммита специально старались дать лишний повод всевозможным обозревателям для скептических комментариев насчет эффективности ШОС как таковой.

Однако можно ли ставить вопрос о некой абстрактной эффективности ШОС? Не правильнее в нынешних обстоятельствах было бы говорить о ее эффективности для тех, кто наиболее результативно использует ее именно в своих целях?

Возьмем, скажем, Китай. Он воспринимает ШОС в первую очередь как экономическую площадку, как своего рода инструмент для наращивания своей экономической экспансии, причем не только в Центральной Азии, но и в целом в Евразии. Кстати, на саммите в Бишкеке «дебютировал» еще один персонаж – председатель КНР Си Цзиньпин. И, надо признать, «дебютировал» весьма эффектно – в Бишкеке китайский лидер завершал свой масштабный визит по евразийским просторам - начиная с Петербурга и заканчивая почти всеми странами Центральной Азии. В ходе этого визита были подписаны многомиллиардные соглашения, связанные с транспортировкой нефти и газа или выдачей кредитов. Весьма символично, что стране-хозяйке саммита Китай пообещал вложить в ее экономику в ближайшее десятилетие порядка 6 миллиардов долларов. Не менее символично, что буквально накануне стало известно - китайцы станут одним из главных акционеров нового этого транспортного узла на месте бывшей американской базы «Манас». В Бишкеке Си Цзиньпин также пообещал подключение Китая к ряду крупных энергетических, строительных и транспортных проектов. В частности, предложил открыть транспортный коридор от Центральной Азии до Персидского залива. Наконец, китайцы опять энергично лоббировали идею создания Банка развития ШОС, куда они уже давно обещают вложить порядка 10 миллиардов долларов (при этом расчеты, возможно, будут производиться в юанях).

О Банке развития на саммите говорили все лидеры ШОС, за исключением президента России. Оно и понятно – российский экономический потенциал не дает возможности паритетно с Китаем участвовать в этом проекте, а потому Путин продвигал идею некого Фонда развития с возможным подключением Китая через ЕАБР. В рамках ШОС Россия избегает прямой конфронтации с Китаем в экономической сфере – слишком неравны силы. Россия пытается использовать свои преимущества в других областях – военно-политическое влияние, включая военное присутствие, традиционные культурные, гуманитарные и семейные связи и, конечно же, рабочие места, которые Россия предоставляет миллионам трудовых мигрантов из Центральной Азии. Сами по себе это весьма действенные рычаги воздействия на региональную ситуацию, но вот достаточные ли для уравновешивания китайского влияния?

И вот тут приходится напоминать о некоторых уже свершившихся событиях. Не секрет, что ШОС мыслилась как инструмент сохранения и упрочения доминирующих позиций России в регионе при вспомогательной роли Китая. Однако иллюзорность российского лидерства в Шанхайской организации наиболее отчетливо проявилась уже на саммите ШОС в Душанбе в конце августа 2008 года, то есть сразу же после российско-грузинской войны. Российская пропаганда активно цитировала абзац из принятой на этом саммите декларации, где говорилось, что страны ШОС «поддерживают активную роль России в содействии миру и сотрудничеству в данном регионе», то есть в Абхазии и Южной Осетии». Однако в душанбинской декларации ШОС не было ни слова осуждения Грузии и, тем более, ни слова о возможности признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Напротив, присутствовала чрезвычайно четкая поддержка принципа территориальной целостности стран-участниц, и от имени ШОС на этот счет подтверждались соответствующие гарантии. А вот это, пожалуй, самый интересный момент. В Кремле, похоже, так и не поняли, что же такое подписал Медведев в Душанбе 28 августа 2008 года. А подписал он по существу декларацию о гарантиях территориальной целостности стран Центральной Азии, предоставленных этим странам не кем-нибудь, а Китайской Народной Республикой. Поскольку никаких других гарантий на постсоветском пространстве после открытого и явного попрания Россией территориальной целостности одной из стран СНГ (то есть Грузии) попросту не осталось. И в странах Центральной Азии это должны прекрасно понимать.

После событий лета 2010 года в Киргизии, когда Россия и возглавляемая ею ОДКБ, можно сказать, оконфузились, не так уж трудно представить, что в следующий раз какая-либо из центральноазиатских стран, оказавшаяся в кризисной ситуации, обратится за помощью именно к Китаю, и просьба будет благосклонно принята. А может быть, и просьба не понадобится. Если, например, в результате исламистского восстания в какой-либо из постсоветских стран создастся серьезная угроза дестабилизации в китайском Синцзян-Уйгурском автономном районе. Вот так ШОС из «дееспособного инструмента политики России в Центральной Азии» ненавязчиво превратили в инструмент поглощения этой самой Центральной Азии Китаем.

Вернемся, однако, в сферу экономики. Еще весной был подписан ряд соглашений с участием «Роснефти» о наращивании объемов поставки в Китай до 30 млн тонн сырой нефти в год в течение 25 лет. Уже запущен проект по поставкам нефти по нефтепроводу «Сковородино-Мохэ», «Роснефть» и китайская CNPC намерены построить нефтеперерабатывающий завод в Тяньцзине. Тогда же CNPC подписала с «Газпромом» меморандум о поставках топлива по Восточному маршруту. Руководитель газового концерна Алексей Миллер сообщил, что объем поставок предусматривает отправку в Китай 38 миллиардов кубометров топлива с возможностью увеличения этого объема до 60 миллиардов кубометров. Миллер также говорил, что «Газпром» может получить от Китая аванс под эти поставки. Наконец, в ходе Петербургского экономического форума «Роснефть» заключила с китайской CNPC беспрецедентный контракт, увеличивающий российский нефтяной экспорт в Китай почти вдвое. Все это позволяет констатировать, что процесс превращения России в сырьевой придаток Китая успешно продолжается. Происходит все это во многом под водительством товарища Сечина, ставшего фактически монополистом российского нефтяного рынка. Именно он считается главным энтузиастом разворота экспорта российских энергоносителей на Восток (поскольку потребность в российских энергоресурсах на Западе, судя по всему, будет сокращаться, особенно в долгосрочной перспективе).

Впрочем, ролью сырьевого придатка дело может не ограничиться. И здесь следует опять кое о чем напомнить. В сентябре 2009 года тогдашний президент Медведев подписал «Программу сотрудничества на 2009-2018 гг. между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР», включившую более 200 совместных проектов. По этой программе Россия отдает в совместную разработку природные месторождения широчайшего спектра полезных ископаемых к востоку от Урала. Причем Китай согласен строить перерабатывающие производства и на российской территории, только в том случае, если на них будут заняты китайские рабочие и при китайском участии в административном контроле. Та же программа предполагает расширение пограничных пропускных пунктов и «укрепление российско-китайского сотрудничества в сфере трудовой деятельности». Думаю понятно, как такое «укрепление сотрудничества» может сказаться на величине трудовой (и не только трудовой) миграции китайцев на Дальний Восток и еще далее с последующим «освоением» соответствующих территорий.

Пускай китаисты меня поправят, но, по-моему, в китайском политическом словаре вообще нет такого понятия как «союзник» в смысле равноправного партнерства. А внешне наиболее близкий по значению термин было бы правильнее перевести как «вассал Поднебесной». Похоже, что в Кремле невольно, а, скорее, вольно движутся именно к такому союзу, и перспектива получать «ярлык на княжение» в Пекине нынешних российских верховных бюрократов отнюдь не смущает.

Михаил Калишевский

Международное информационное агентство «Фергана»



Международные правозащитники призвали ЕС «надавить» на президента Кыргызстана
2013-09-16 10:41 ИА Фергана.Ру

Международные правозащитные организации Human Rights Watch и Front Line Defenders обратились к лидерам Евросоюза, чтобы те высказали свою озабоченность нарушениями прав человека в Кыргызстане и потребовали от президента Алмазбека Атамбаева немедленно освободить правозащитника Азимжана Аскарова, приговоренного к пожизненному заключению. Сообщается, что А.Атамбаев прибудет в Брюссель 17 сентября 2013 года, и лидеры ЕС должны потребовать от него обещания призвать прекратить растущее насилие в судах, разрушающее судебную систему страны. Также от президента Атамбаева ждут, что он не станет подписывать законопроект, который будет серьезно препятствовать работе НКО (речь идет о законопроекте, который требует от НКО, получающих иностранное финансирование и занимающихся политической деятельность, регистрироваться в качестве «иностранных агентов» - ред.).

«Случай Аскарова - это ясная иллюстрация тех неправосудных решений, которые принимаются в судах по делам о межэтнических столкновениях на юге Кыргызстана, произошедших три года назад, - говорит Мира Риттман (Mihra Rittmann), эксперт по Центральной Азии в ХРВ. - ЕС должен оказать давление на Атамбаева, раз и навсегда потребовав от властей Кыргызстана пересмотреть это дело и расследовать случаи пыток, которым подвергался Аскаров».

Во время визита в Брюссель Атамбаев встретится с несколькими высокопоставленными чиновниками Евросоюза, в том числе с Кэтрин Эштон, вице-президентом и верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности; с председателем Европарламента Мартином Шульцем, с президентом Европейской комиссии Жозе Мануэлем Баррозу и с председателем Европейского совета Херманом ван Ромпей.

«Президент Атамбаев должен ясно услышать, что закону об иностранных агентах нет места в Кыргызстане, - говорит Мэри Лолор (Mary Lawlor), возглавляющая Front Line Defenders.- Активное гражданское общество является важнейшей составляющей для любой работающей демократии. Лидеры ЕС должны заставить президента Атамбаева высказаться против законопроектов, которые серьезно подрывают свободу собраний в Кыргызстане».

В сообщении ХРВ отмечается, что Кыргызстан является единственной страной в Центральной Азии, которая пришла к парламентской демократии и где произошла мирная передача президентской власти. Однако после вспышки этнического насилия в июне 2010 года в стране были проведены некоторые политические реформы, которые предполагают, в том числе, внедрение механизма предотвращения пыток.

Однако власти нарушали основные права человека, особенно на юге страны. За три года власть не смогла обеспечить справедливого правосудия для всех жертв июньских событий, не привлекла к ответственности виновных. Известно о широком применении пыток со стороны правоохранительных органов во время расследований беспорядков 2010 года. Заявления о пытках часто не принимаются во внимания органами прокуратуры. В судах продолжаются нападения на адвокатов и обвиняемых.

Human Rights Watch и Front Line Defenders призывают власти Кыргызстана прекратить закрывать глаза на эти нападения в судах и вмешаться в ситуацию, привлечь к ответственности виновных. В Кыргызстане не решены проблемы домашнего насилия, похищений невест для принудительного брака. Геи, лесбиянки, бисексуалы и трансгендеры также подвергаются дискриминации и насилию, которое остается безнаказанным.

По мнению правозащитников, Евросоюз должен использовать переговоры с Атамбаевым, чтобы убедить его в необходимости эффективнее решать эти проблемы.

Международное информационное агентство «Фергана»



В Афганистане стартовала кампания по выборам президента, намеченным на будущий год
2013-09-16 11:23 ИА Фергана.Ру

В понедельник в Афганистане стартовала президентская гонка. Независимая избирательная комиссия (IEC) официально начала процесс регистрации кандидатов на предстоящих выборах президента страны и выборах региональных советов, которые пройдут одновременно, 5 апреля 2014 года.

В соответствии с избирательным законодательством Афганистана, кандидаты на пост президента должны собрать в свою поддержку не менее 100 тысяч подписей, а процесс их выдвижения завершится 6 октября текущего года. Напомним, закон запрещает действующему президенту Исламской республики Хамиду Карзаю баллотироваться на третий четырехлетний срок.

Как сообщают афганские СМИ, явных фаворитов президентской гонки пока нет. Однако в последние дни внимание прессы было сосредоточено на министре иностранных дел Афганистана Залмае Расуле. Во время своего визита в Бишкек на саммит ШОС глава республики Хамид Карзай объявил о том, что Залмай Расул, министр иностранных дел Афганистана, может принять участие в президентских выборах.

Карзай сделал такое заявление в ходе общения со своим коллегой Владимиром Путиным, сообщает Афганистан.Ру со ссылкой на афганский телеканал «Лемар». «У нас 2-3 кандидата, которые будут бороться за должность президента, один из них сегодня находится в этой аудитории», — отметил Карзай.

Среди других потенциальных кандидатов на пост президента Афганистана названы врач и оппозиционер Абдулла Абдулла, ученый и бывший министр финансов Ашраф Гани, бывший глава министерства внутренних дел страны Ханиф Атмар, а также министр образования Гулам Фарук Вардак, вовлеченный в усилия по достижению мирных переговоров с талибами.

Международное информационное агентство «Фергана»



ГКНБ Кыргызстана сообщает о задержании международной террористической группы из Сирии
2013-09-16 11:47 ИА Фергана.Ру

Государственный комитет национальной безопасности Кыргызстана сообщает, что в конце августа 2013 года в Ошской области была выявлена и задержана террористическая группа международной террористической организации «Союз исламского джихада» (СИД), переброшенная из Сирии в Кыргызстан «с целью подготовки и совершения резонансных террористических акций» в городах Бишкек и Ош. В состав группы входили гражданин Казахстана и двое граждан Кыргызстана, которые принимали участие «в боевых действиях против правительственных сил Сирии в составе террористических формирований», говорится в сообщении ГКНБ.

В релизе отмечается, что группа была задержана в преддверии саммита ШОС, который проходил в Бишкеке 13 сентября 2013 года. Проявление повышенной антитеррористической активности накануне международных саммитов - нормальная практика спецслужб всего мира. Так, накануне саммита АТЭС 2012 года ФСБ России рапортовала о выявлении 30 лиц, «имеющих отношение к радикальным экстремистским группам, на территории Владивостока и Приморского края», которых впоследствии экстрадировали. Перед саммитом G20 в Великобритании в 2009 году были задержаны пять человек, подозреваемых в терроризме.

Международное информационное агентство «Фергана»



Япония построит в Туркменистане заводы на сумму более $10 млрд
2013-09-16 12:56 ИА Фергана.Ру

По итогам завершившегося 13 сентября трехдневного официального визита президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Японию подписаны контракты и рамочные соглашения о строительстве в Туркмении заводов по переработке газа и химического сырья на общую сумму более $10 млрд, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу туркменского правительства.

В частности, компания «Тоё» (Toyo Engineering Corporation) и консорциум компаний «Эл-джи»-«Хёндэ» (LG International Corporation - Hyundai Engineering Corp. Ltd) построят газохимический комплекс по производству полиэтилена и полипропилена. Цех по производству серной кислоты на Туркменабатском химическом заводе построит «Мицуи» (Mitsui Engineering and Shipbuilding Co Ltd). На уровне рамочных соглашений за японскими компаниями закреплены проекты еще четырех заводов: предприятие по переработке природного газа в бензин построит «Кавасаки» (Kawasaki Heavy Industries Ltd), по производству сульфата натрия и стирального порошка в городе Гарабогаз - «Цукисима кикай» (Tsukishima Kikai Co Ltd), по производству аммиака и карбамида в городе Гарабогаз - «Мицубиси» (Mitsubishi Corporation), по переработке природного газа в жидкое топливо - «Содзицу», «Тиёда корпорейшн» и «Ниппон стил энд Сумикин» (Sojitz Corporation, Chiyoda Corporation, Nippon Steel and Sumikin Engineering Co Ltd).

Как заявил Бердымухамедов по итогам визита, технологии Японии будут способствовать «превращению Туркменистана в индустриально развитое государство». Он пригласил японские компании «подключаться к процессу индустриализации всех ресурсов и промышленного потенциала страны».

В свою очередь, премьер-министр Японии Синдзо Абэ отметил, что «у Туркменистана есть обильные запасы природного газа, и эта страна крайне важна с геополитической точки зрения. - Мы хотели бы оказать поддержку нашими технологиями и квалифицированным персоналом».

По официальным данным, общие геологические запасы Туркменистана оцениваются в 71,21 млрд тонн условного топлива (нефтяного эквивалента). По некоторым данным, промышленные запасы природного газа в Туркмении составляют на современном этапе 17,5 трлн кубометров.

Во время визита Бердымухамедова в Японию были подписаны также межправительственное соглашение о техническом сотрудничестве, соглашение о сотрудничестве и кредитное соглашение между Госбанком внешнеэкономической деятельности Туркмении и Японским банком международного сотрудничества.

Международное информационное агентство «Фергана»



Письмо читателя: «Мир не захотел нас услышать»
2013-09-16 13:11 Письмо читателя

Мы публикуем еще одно письмо, посвященное обсуждению вероятности «бархатных революций» в Узбекистане, и считаем, что обсуждение надо закрывать. Если попытаться резюмировать мнения наших читателей, то получается, что настоящей оппозиции в Узбекистане нет, и именно из-за этого вероятность благоприятных изменений любого рода практически равна нулю. Если представители узбекской оппозиции все же захотят парировать этот вызов, мы с удовольствием предоставим им свою площадку для высказывания.

* * *

Я - коренная узбечка жительница Ташкента, бывшая журналиста, которая, как и многие мои коллеги, уехала за границу не от хорошей жизни. С удовольствием прочитала мнения читателей, политологов и журналистов о возможности «бархатной» революции в Узбекистане. В целом моё мнение совпадает с их мнением. Однако я не увидела ни в одной из статей самой главной причины того, почему ни «бархатной», ни «цветной», ни «солнечной» или какой-либо другой революции в Узбекистане не будет. Причина - в геополитических интересах сильнейших мира сего, а именно США, России и Китая.

То, что узбекский народ не поднимется на борьбу сам, это и ежу понятно. Во первых, нет сильной личности - лидера с четко обозначенной программой, где поэтапно расписано, как ликвидировать существующий государственный орган власти, каким образом восстановить давно рухнувшую экономику, а самое главное как изменить узбекский менталитет.

За Мухаммадом Салихом узбекский народ не пойдет по одной главной причине: Салих - радикальный исламист, а большинство узбекского населения придерживается умеренных взглядов на ислам. Несмотря на то, что всё узбекское население - мусульмане, большинство узбеков (смело могу сказать - 80%) всё же предпочитают светский образ жизни, нежели исламское общество, где строго должны соблюдаться законы шариата. Кроме того, Салих никогда не был настоящим авторитетом для узбеков.

Баходыр Чориев, как было уже сказано, не может стать лидером и повести народ за собой, так как сам не знает, куда и как надо идти. Нет программы, нет поддерживающей его взглядов массы, а самое главное - нет финансирования. Сильная оппозиция должна иметь хорошее финансирование, иначе все усилия обречены на провал.

Единственным, на мой взгляд, реальным лидером мог бы стать Санжар Умаров. Он ещё тогда, в 2005 году, сразу же обозначил курс, выработал конкретную программу вывода экономики из упадка, тут же заручился поддержкой иностранных банков, готовых выделить финансирование, и поставил своей целью заручиться поддержкой самого ущемленного слоя общества - дехкан, кроме этого начал набирать авторитет среди бизнесменов и интеллигенции. Однако наш многоуважаемый президент почуял реальную опасность со стороны Санжара Умарова как действительно сильного оппозиционера, и тут же смёл его со своего пути.

Это одна из причин, почему революции в Узбекистане не будет, наряду со всеми другими, которые были обозначены ранее другими читателями.

Однако, я думаю, самая главная причина - это геополитические интересы в Средней Азии таких держав как США, Россия и Китай. Ни Россия, ни США смены власти снизу в Узбекистане не допустят, даже если и найдется лидер, и будут все предпосылки к успеху, а именно четкая программа, поддерживае6мая большинством населения, вооружение и финансирование.

Географическое положение Узбекистана будет всегда камнем преткновения на пути к истинно демократическому свободному обществу. Пока есть тема Афганистан и терроризм (а она будет всегда) войска США будут находится на территории Узбекистана. Даже после 2014 года США будут периодически находить причину пребывания на узбекской земле: не потому, что нужно бороться с терроризмом, а потому, что они не могут допустить, чтобы на этой территории было влияние России с её мощным военным потенциалом.

Что касается России и Китая, то Узбекистан экономически связан с этими странами. Узбекский газ (и не только газ) продается как России, так и Китаю за копейки. Главным импортером сельхозпродукции Узбекистана является Россия, можно до бесконечности называть экономические интересы этих стран. И по политическим, и по экономическим причинам этим странам не выгодно, чтобы в Узбекистане изменилось положение вещей. Всех всё устраивает, их не интересует истинное положение народа, плачевное состояние экономики, а тем более ситуация с правами человека в стране.

В арабских странах, где прокатилась волна революций, жизнь была намного лучше чем в Узбекистане, и диктатура была не хуже, чем у нас. Однако, если бы не было поддержки оппозиционного движения извне, ни о каких переворотах не было бы и речи. Ни одна революция (мирная или кровавая) не совершается без финансирования со стороны заинтересованных в этом процессе сторон. В нашем случае таковые отсутствуют, именно поэтому наша оппозиция не сможет стать реальной силой, а у самих денег нет.

Все попытки высказаться через СМИ (в основном через интернет) остаются всего лишь мышиным писком, так как тут же блокируются и не доходят до населения внутри страны.

Каждый год доклады различных организаций по правам человека предоставляют массу доказательств явных нарушений прав человека, свободы слова и вероисповедания и т.д. Узбекистан назван самым закрытым, самым не свободным государством, а государственная власть признана самой диктаторской властью в Средней Азии после Туркменистана. Однако все попытки международных правозащитных организаций обратить внимание ООН, ЕС, НАТО и других на проблемы узбекского народа остаются тщетными.

Однажды узбекский народ сам попытался восстать, но кроме как к кровавой бойне и последующим репрессиям ни к чему это не привело. Мир так и не услышал нас или не захотел услышать.

Анонимный читатель



Россия: В Саратове националисты провели народный сход и акцию «Белый вагон»
2013-09-16 14:46 ИА Фергана.Ру

15 сентября 2013 года в Саратове состоялся народный сход в поддержку национал-патриотов, пострадавших в ходе недавнего городского конфликта с уроженцами Кавказа, сообщает Четвертая власть. 12 сентября в центре Саратова произошла массовая драка с применением травматического оружия между участниками акции «Русская пробежка» и кавказцами.

На сход пришло около 50 человек, конкретные требования не выдвигались: люди возмущались поведением кавказцев и бездействием властей: «Почему они (кавказцы) до сих пор не арестованы? Номера машин известны. Почему мы должны к ним подстраиваться? Они наших бьют - бытовой конфликт, наши им отвечают - межнациональный конфликт!» - возмущался один из участников народного схода.


Участники народного схода. Фото © «Четвертая власть»

Народный сход продлился около часа, потом молодежь (около 25 человек) двинулась по городу в сторону Крытого рынка, выкрикивая лозунги «Русские, вперед!» и «Один за всех и все за одного!». После рынка молодежь направилась к городскому парку, по дороге потребовав от продавца фруктов убрать товар, который показался несвежим. После препирательств участников марша с хозяином торговой точки дыни были убраны.

После прохода по городскому парку шесть активистов провели акцию «Белый вагон», суть которой сводилась к тому, чтобы не пускать в трамвай уроженцев Кавказа и Центральной Азии. Как описывает «Четвертая власть», «сев в трамвай №3 у «Детского парка», националисты встали у дверей вагона, и пропускали внутрь только граждан славянской национальности. Правда, в ходе этой акции до конфликта так и не дошло, поскольку при виде парней в масках у дверей вагона мигранты даже не пытались зайти в трамвай».


Акция «Белый вагон» в Саратове. Фото © «Четвертая власть»

Во время поездки один из участников рассказал пассажирам о случившейся драке между активистами «Русской пробежки» и уроженцами Кавказа и призвал посещать народные сходы, посвященные таким проблемам. Выйдя из трамвая у Сенного рынка около 17.00, молодые люди разошлись по домам.

Сообщается, что «акция националистов завершилась без каких-либо серьезных конфликтов и задержаний», т.е. полиция проявила максимальную лояльность.

Международное информационное агентство «Фергана»



Глава УФМС Москвы опровергла свое заявление о росте преступности среди мигрантов
2013-09-16 15:36 ИА Фергана.Ру

Ольга Кириллова
Уровень преступности в Москве кардинально не меняется, просто стали лучше раскрывать, заявила глава УФМС России по Москве Ольга Кириллова в интервью «Газете.Ру».

«Полгода назад я вынуждена была говорить о некотором росте преступлений, совершаемых мигрантами. И когда меня спросили почему, стало ли хуже, я сказала, что нет, просто стали раскрывать лучше», - пояснила Кириллова.

На вопрос, почему полиция периодически приводит цифры о 50 процентах преступлений, совершаемых мигрантами, она ответила, что «это количество преступлений, совершенных иногородними, в эту цифру входят как граждане России из других субъектов Российской Федерации, так и иностранные граждане».

На вопрос о том, что сотрудники полиции неоднократно говорили о 40 процентах преступлений, совершаемых именно мигрантами, Кириллова ответила: «Может, кто-то оговорился». Между тем, такие данные о росте преступности приводила сама Ольга Кириллова.

«Всех пугают цифры по росту преступности среди иногородних. Подчеркиваю, что именно иногородних: в эту цифру входят как граждане России из других субъектов РФ, так и иностранные граждане. В этом году на 25 процентов выросло количество составленных протоколов за нарушение миграционного законодательства: в прошлом году их было составлено 102 тысячи, в этом году — 138 тысяч. Но, согласитесь, рост на 25 процентов — это не бедственное положение. К тому же часто в СМИ звучат цифры выявленных во время проверки иностранных граждан, например, «в районе рынка было проверено столько-то мигрантов». Но это не значит, что все они нарушители. Очень часто проверяют сотни человек, и только 15-20 оказываются нарушителями», - пояснила Кириллова.

По ее словам, озвучиваемые в СМИ цифры по количеству мигрантов в России сильно завышены, а незаконное нахождение в Москве и вовсе «почти изжито». Что касается рабочей квоты, она, по словам Кирилловой, «не сдерживает приток иностранной рабочей силы, но ограничивает приток легальной миграции. А если экономике требуются рабочие руки, то люди все равно приедут и будут работать, но уже нелегально». Поэтому в ФМС систему квот считают нецелесообразной, более подходящим может стать трехступенчатый вариант трудоустройства.

«Допустим, появилась вакансия, ее нужно сделать общедоступной, чтобы на нее претендовали, в первую очередь, жители города, которых не надо обеспечивать жильем. Проходит месяц, на вакансию нет желающих, необходимо проанализировать, почему это происходит: возможно, уровень зарплаты занижен, и профильный департамент должен поднять и решать этот вопрос, например, рекомендовать повысить зарплату. Если и при этом условии нет желающих, тогда мы должны предложить трудоустройство гражданам России, которые не могут найти работу в своих субъектах. И только когда и первая, и вторая категория граждан не откликаются, на работу следует приглашать иностранных граждан», - считает Кириллова.

В настоящее время, по ее словам, в Москве находятся 570 тысяч иностранных граждан, 75 тысяч из них находятся в России более установленного законом срока и не подтвердили законность дальнейшего пребывания.

«Не все приезжают в Москву трудиться. 200 тысяч человек имеют разрешение на работу, примерно такое же количество — патенты, то есть документ, разрешающий работать у физического лица. Остальные - студенты или туристы. В этом году в Москву приехало на 66 процентов больше туристов, чем за прошлый год. Сейчас многие мигранты уезжают в другие регионы России. Наверно, это правильно, поскольку, если они не смогли найти работу здесь, пусть лучше попробуют устроиться где-то в другом месте», - говорит глава УФМС Москвы.

В заключение отметим, что либо Кириллова, либо подготовивший публикацию интервьюер под мигрантами понимает исключительно иностранцев, в то время как мигрантами в Москве являются все иногородние граждане.

Полный текст интервью доступен по этой ссылке.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Boeing и «Узбекистон хаво йуллари» создают в Ташкенте центр по ремонту самолетов
2013-09-16 17:06 ИА Фергана.Ру

Американская корпорация Boeing Co и национальная авиакомпания Узбекистана «Узбекистон хаво йуллари» до конца 2013 года введут в эксплуатацию предприятие по ремонту самолетов в Ташкенте. Об этом на заседании узбекско-американского бизнес-форума в Вашингтоне заявил директор по международным операциям Boeing Брайан Лопп (Bryan Lopp), передает Жахон.

«В Ташкенте до конца текущего года будет создан единственный в регионе центр по ремонту элементов конструкции самолетов, состоящих из композитных материалов. Он обеспечит обслуживание авиационной техники нового поколения Boeing-787 Dreamliner», - сообщил Лопп.

По данным Прайм-ТАСС, до конца 2013 года планируется запустить первую часть проекта - по ремонту крупных элементов самолетов Boeing-757 и Boeing-767, а в 2016 году - освоить ремонтную часть по Boeing-787.

В 2007-2008 годах «Узбекистон хаво йуллари» заключила контракты с Boeing на приобретение четырех самолетов Boeing-767-300ER и двух самолетов Boeing 787-8 Dreamliner общей стоимостью 645 миллионов долларов. В июле этого года был реализован контракт на поставку Boeing-767-300ER. Поставки двух 787-800 Dreamliner будут осуществлены в 2016 году.

НАК «Узбекистон хаво йуллари», монопольный авиаперевозчик в Узбекистане, полностью принадлежит государству. Авиапарк компании насчитывает 33 самолета западного производства. В частности, 15 Boeing (десять 767-300 и пять 757-200), три аэробуса А-310, десять аэробусов А-320, три среднемагистральных RJ-85, а также два грузовых А300-600F. Авиакомпания выполняет авиарейсы в 21 город стран Европы, Америки, Ближнего Востока, Азии, в 22 города стран СНГ и по 11 направлениям на местных авиалиниях.

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное