Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан: <<Узбеккино>> обвинило <<Одноклассников>> в причинении вреда нравственности узбекской молодежи



Узбекистан: «Узбеккино» обвинило «Одноклассников» в причинении вреда нравственности узбекской молодежи
2013-09-14 09:15 ИА Фергана.Ру

13 сентября на телеканале «Узбекистан» состоялась премьера полнометражного художественного фильма «Одноклассники.ру», снятого по заказу Национального агентства «Узбеккино» ангажированным режиссером Хилолом Насимовым. Телепропагандистское творение «предостерегает» узбекскую молодежь от «тлетворного влияния» чужеродной «масс-культуры».


Режиссер Хилол Насимов, фото «Даракчи.уз»

Как явствует из названия картины, на сей раз под прицелом узбекских ревнителей идеологической нравственности оказалась популярная одноименная соцсеть, имеющая в стране многомиллионную аудиторию, большую часть которой составляет молодежь. В аннотации к картине, размещенной на официальном сайте «Узбеккино», говорится о многочисленных опасностях, поджидающих наивных пользователей в недрах глобальной сети, в частности, «Одноклассниках», и наносимом их «неокрепшей психике» вреде: «Через такие сети некоторые молодые люди, сами того не желая, становятся игрушками в руках у подпольных преступных группировок».

«Это не рядовая комедия, это «классный» узбекский фильм, призывающий вас шире открывать глаза!» - восторженно рекламирует картину узбекское интернет-издание «Shov-shuv» («Шум-гам»).

«Узбекские власти обеспокоены происходящим в странах Ближнего Востока, где первую скрипку в эпицентре печально известных событий играет маргинальная молодежь, - оценивает ситуацию один из знатоков-критиков узбекского кино. – Обратите внимание: в последнее время агитпропаганда на злобу дня принимает характер информационной эпидемии. Заказными публикациями о «пагубном влиянии» интернета и «вражеских» зарубежных сайтов кишат все местные издания, на население нагоняет страх стрекотня на телевидении и радио. Даже учителя образовательных учреждений в строгом порядке обязаны отчитываться о количестве часов, посвященных этой «страшной» теме».

О том, что «сверху» «спущен» заказ на фильм с рабочим названием «Одноклассники», с утверждений самого режиссера Насимова, стало известно еще в апреле текущего года. В своем интервью «желтому» таблоиду «Даракчи», к примеру, он сообщал о «трепетной и ответственной работе» по созданию фильма «о молодежи, теряющей свое бесценное время, поддавшись чуждому нам влиянию».

Это не первая для Насимова заказная работа. В узбекских кинокругах он известен рядом пропагандистских кинолент, выполненных по инициативе «верхов» Среди них, в частности, «Алданган аел» («Обманутая женщина») – лента против вовлечения женщин в религиозные течения, «Факат галаба» («Только победа») – фильм о победе узбекских футболистов в Азиатских играх 1994 года, «Тубанлик» («Низость») – картина, агитирующая против выдачи молоденьких девушек замуж за престарелых.

По словам собеседника, атака власти на «Одноклассников» есть не что иное, как одна из попыток реализации проекта закона «О защите несовершеннолетних от информации, которая приносит вред их духовному и физическому развитию», вступившего в действие в июле 2013 года и расцениваемого специалистами в качестве завуалированной формы цензуры.

«Сегодня «Одноклассники», завтра – «Facebook»… Если так пойдет и дальше, то не ровен час, как под предлогом национальной безопасности Узбекистан «перекроет кислород» к доступу в интернет в целом, - предостерегает специалист-кинокритик, - нисколько не задумываясь об усугублении и без того сложного общественно-социального климата в стране, задыхающейся от несвободы».

Социальные сети являются очень удобным инструментом для преодоления цензуры и массового вовлечения граждан в дискуссии на острые политические темы. В настоящее время «Одноклассники» - самая популярная из социальных сетей, используемых для общения гражданами Узбекистана. В 2013 году, по некоторым оценкам, в нее заходило более одного миллиона человек ежедневно.

Международное информационное агентство «Фергана»



Human Rights Watch: Узбекские власти должны немедленно освободить известного правозащитника Бобомурада Раззакова
2013-09-14 11:53 ИА Фергана.Ру

Бобомурад Раззаков
Бобомурад Раззаков, председатель Бухарского областного отделения «Эзгулик» - единственной официально зарегистрированной в Узбекистане независимой правозащитной группы. Фото © Абдурахмон Tashanov
Узбекские власти должны немедленно прекратить уголовное дело против известного правозащитника, которое вскоре должно быть передано в суд. Власти сами должны добиться безусловного освобождения, заявила в субботу международная правозащитная организация Human Rights Watch.

Раззаков, говорится в распространенном сообщении, был задержан 10 июля и находится по следствием по сфабрикованному обвинению в «торговле людьми». На самом деле, считают в Human Rights Watch, власти хотят расправиться с активистом в отместку за его правозащитную деятельность. «Международные партнеры Узбекистана, включая Соединенные Штаты и Европейский Союз, должны оказать давление на узбекское правительство с целью прекращения преследований.

«Раззаков давно выступает против коррупции и злоупотреблений властью в Узбекистане, где многие вообще боятся высказываться, - говорит Стив Свердлов, сотрудник Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии. - Его дело представляет собой типичный образец сфабрикованных уголовных обвинений, призванных заткнуть рот правозащитникам и должно быть немедленно прекращено».

Шестидесятилетний Раззаков также является членом незарегистрированной политической оппозиционной партии «Эрк» и внештатным корреспондентом нескольких зарубежных СМИ. Ему грозит тюремное заключение сроком до восьми лет.

За месяц до его ареста Раззаков рассказал СМИ и местным правозащитным группам, что спецслужбы Бухарской области начали давить на него еще сильнее - за его правозащитную деятельность. 10 июня его несколько часов допрашивал начальник контртеррористического подразделения уголовного розыска ОВД Бухары, который приказал ему выйти из «Эзгулика» и прекратить все контакты с иностранными СМИ.

Полный текст сообщения Human Rights Watch на английском языке можно прочитать здесь.

Международное информационное агентство «Фергана»



«Гюлен: Двусмысленная политика рыночного ислама в Турции и мире»
2013-09-14 13:57 Фергана

Хендрик, Дж. “Гюлен: Двусмысленная политика рыночного ислама в Турции и мире”. New York University Press, 2013 г. — 275 c.: ISBN 978-0-8147-7098-6. Заказать книгу можно тут

После развала Османской империи в 1924 году ее наследница — современная Турция — выбрала республиканскую форму правления. Под однопартийным управлением Кемаля Мустафы Ататюрка и его последователями республика приложила все усилия, чтобы стереть монархическое прошлое и роль религии в обществе. Однако, последующие политические реформы и общественные преобразования в середине прошлого столетия открыли путь плюрализма не только политическим партиям, но и религиозным течениям. Об одном из таких общественных движений, имеющем беспрецедентное влияние на все уровни жизни Турции, рассказывает в своей книге «Гюлен: Двусмысленная политика рыночного ислама» профессор Джошуа Хендрик.

По словам автора, Фетхуллах Гюлен стоит у истока этого движения, называющегося «Движение Гюлен», которое имеет последователей, сторонников и просто симпатизирующих людей почти во всех сферах жизни Турции (см. также статью Байрама Балджи «Саид Нурси и Фетхуллах Гюлен в Центральной Азии: Влияние на религию и образование после распада СССР»). Члены движения управляют школами, СМИ, торговлей, издательскими домами и институтами политического лоббирования.

Известные в постсоветском пространстве как «турецкие лицеи», школы имеют прямое отношение к данному движению. Однако как эти школы, так и все остальные «вдохновленные Гюленом» институты отрицают какую-либо связь между собой. Автор приводит множество примеров подобных отрицаний даже тогда, когда эта связь очевидна: на сайте той или иной школы или организации имеются ссылки на пропагандирующие движение сайты, или же статьи, возвеличивающие «вклад и роль Фетхуллаха Гюлена в продвижении образования и проведения межконфессионального диалога мира».

Для того, что бы доказать «отсутствие какой-либо органической связи» между движением и инспирированными им институтами (СМИ, издательства, школы, компании и т.п.), движение активно использует средства массовой информации. Автор детально описывает свои беседы с множеством редакторов книг, газет и иных печатных изданий, которые настойчиво твердят, что, рассказывая о достижениях того или иного института на своих страницах, они лишь стремятся «показать миру современную Турцию».

Вдохновитель движения, ныне проживающий в США, Фетхуллах Гюлен также отрицает существование подобной связи. Поэтому, проведя несколько лет в Турции в исследовании данного движения, профессор Хендрик задается вопросом, почему тогда работы Гюлена являются основной темой частых собраний сторонников движения — так называемых «бесед», и являются основным руководством в жизни и деятельности последователей движения?

Исходя из своей исследовательской работы, профессор Хендрик приходит к выводу: внешне между различными ветвями движения как таковой институциональной или юридической связи не существует. Однако заказы школами мебели только у определенных фабрик, повествование о достижениях за рубежом определенной компании на страницах определенных журналов и газет свидетельствует о существовании духовной связи между ними.

Эта связь берет начало в речах и работах Фетхуллаха Гюлена. По словам собеседников автора, когда Гюлен говорит, например, что «было бы хорошо открыть школы с углубленным изучением физики и математики», то эти слова воспринимаются его последователями не как мнение духовного лидера движения, а как пожелание и наставление. В ином случае Гюлен говорит о «полезности» основания банка или средства массовой информации, а затем это прямо приводит к их возникновению.

Так возникает определенная связь между внешне различными, автономными институтами общества. При этом предприятия, школы, СМИ и т.п. основываются на чисто предпринимательской основе с декларированной целю финансового обогащения и улучшения жизни общества. Иными словами - никакой «религиозной ползучей экспансии». Но разумеется, фабрика по производству мебели или одежды возьмет кредит в банке, основанном другим членом движения.

Влияние движения не ограничивается сферой образования или предпринимательства. Автор книги уверен, что внешне не существует прямой связи между нынешней управляющей партией АКП и движением Гюлена. Однако движение имеет огромное влияние на общественное мнение, которое используется в пользу АКП. Партия не остается в долгу: продвигаемые движением реформы и предложения находят чуть ли не мгновенную поддержку в правительственных кругах. Автор приводит примеры, когда правительство оказывало поддержку движению в проведении множества форумов и встреч турецких предпринимателей за рубежом.

Так, «двусмысленная политика», проводимая движением «рыночного ислама» в Турции, нашла поддержку не только на родине. Члены движения основали, например, множество школ и компаний в Центральной Азии, получая дипломатическую и иную поддержку правительства.

Хотя автор книги приводит огромное количество цитат и личных наблюдений, сделанных в рамках своего исследования, зияющей брешью является отсутствие бесед с самим Фетхуллахом Гюленом. В этом отношении книга является своеобразным отражением природы движения: там тоже «нет роли» Гюлена. Однако это отсутствие до сих пор не мешало не только существованию движения, но и его развитию. Поэтому, возможно, этот явный недостаток книги является ее достоинством - поводом для дальнейшего исследования данного религиозно-общественного феномена.

Другие статьи о новых изданиях — в рубрики «Книжечки».

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное