Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

В Индии по подозрению в проституции арестованы три уроженки Узбекистана



В Индии по подозрению в проституции арестованы три уроженки Узбекистана
2013-09-10 15:44 ИА Фергана.Ру

Три уроженки Узбекистана в возрасте от 21 до 25 лет и пятеро мужчин-индийцев были арестованы в конце минувшей недели в одном из «гостевых домов» крупного индийского города Гургаон, сообщает The Times of India.

Девушки подозреваются в занятии проституцией. Другие подробности не сообщаются.

Отметим, что это не первый случай ареста узбекских проституток в Индии: в марте в Дели были задержаны пять женщин из Узбекистана. Ранее «Фергана» сообщала о задержании по тому же поводу в Дели девятерых узбекистанок и одной гражданки Казахстана.

Напомним, что индийские и узбекские власти принимают «адекватные меры» по противостоянию проституции. В частности, посольство Индии в Узбекистане ужесточило условия получения туристической визы для гражданок Узбекистана моложе 40 лет. А в Узбекистане от женщин моложе 35 лет при получении ими выездной визы требуют обязательное и нотариально заверенное разрешение на выезд от их близких. Районные отделения УВВиОГ (Управление въезда, выезда и оформления гражданства при МВД Узбекистана, бывший ОВИР) увешаны плакатами, призывающими не продаваться в рабство. Социальные же корни этого явления не указываются.

Международное информационное агентство «Фергана»



Vox populi: «Узбекистан был готов к «бархатной революции» в 2005 году»
2013-09-10 16:32 Хает Хан Насреддинов

На фото – митинг в Андижане 13 мая 2005 года

«Фергана» продолжает публиковать мнения читателей о том, возможна ли в Узбекистане «бархатная революция». Хает Хан Насреддинов из Ташкента полагает, что республика была готова к ней в 2005 году. По его мнению, ростки революции взошли в Андижане, где люди вышли на улицы с требованием справедливости и перемен, но тогда попытка изменить власть провалилась. Однако революционный процесс не завершился, а лишь замер на время. По мнению автора из Ташкента, стихийный мятеж рано или поздно произойдет.

Предыдущие отклики читателей на призыв оппозиционера Баходира Чориева к мирной революции в Узбекистане читайте здесь и здесь.

* * *

Сколько ударов молота может выдержать кварцит, самый прочный камень на земле? Что происходит с сердцем человека, когда его бьют током? Может ли человек всю жизнь проходить на коленях?

Вопросы разные, но суть одна: какова мера терпения во всех случаях? Об этом я думаю с того дня, как пересек пограничную линию и вновь оказался на родине. За годы моего отсутствия в Узбекистане, увы, ничего не изменилось. Все те же голодные не на еду, а на уважение, глаза. Все то же чинопочитание из-за нежелания быть битым и виноватым. И все то же равнодушие к чужой беде и облегчение, когда бьют другого, а не тебя.

Сможем ли мы при таком отношении к своей судьбе изменить нашу страну? Найдем ли в себе силы освободить хотя бы наших детей от порабощения тоталитарной бюрократией? Возможна ли у нас революция, которую красиво называют «бархатной»?

Ответ, вроде, очевиден. Узбекистан был готов к «бархатной революции» в 2005 году. Ее ростки взошли в Андижане, где люди вышли на улицы с требованием справедливости и перемен. Но попытка изменить власть провалилась. Люди с государственными мандатами просто расстреляли носителей новой эпохи.

Да, согласен, революция не исчезла, она на время приостановила свое движение, и ее, рано или поздно, доведут до логического конца. Тогда власть смогла удержать народ от стихийного мятежа, но надолго ли?

Я пессимист и не верю в своих сограждан. Но в начале статьи я написал о пределе терпения. Что, если этот предел уже достигнут, если простые узбекистанцы уже дошли до той черты, после которой они начинают ощущать либо свою обреченность, либо исступленное желание хоть что-то изменить в своей жизни?

Пока у власти действующая команда, народ вряд ли поднимется на стихийный бунт. Власть научилась манипулировать людьми, подкидывая им время от времени «хлеба и зрелищ». Особо умных и неподатливых посадит на время, или родственников по этапу пустит, если нет возможности прижать к ногтю самого активиста. Отработанные технологии политики кнута и пряника пока работают без сбоев. И волнения, которые перерастут в настоящую революцию, возможны только при смене власти, когда при дележе властных полномочий не будут учтены интересы того или иного областного клана.

Мы помним, что революции в арабских странах были спровоцированы внешними заинтересованными лицами, которые умело использовали внутренние проблемы этих государств. Народные волнения в Ливии и Египте, например, были поддержаны для замены уже неэффективной и заржавевшей власти более лояльной и устойчивой к реалиям сегодняшнего времени.

Мое частное мнение: в странах Средней Азии пока нет предпосылок для революционного движения в его теоретическом виде. В регионе не происходит процесс замены одной социально-экономической формации другой, а ведь это и есть революция. Но в нашем контексте мы можем говорить о силовой борьбе кланов за захват или укрепление власти. Узбекистан не исключение.

Если в Узбекистане все же произойдут массовые волнения и утвердится новая власть, то она должна быть не менее жесткой, чем существующая. Мусульманский мир отличается жестокостью по отношению к оппонентам. И новым государственным формированиям надо будет приложить максимум усилий для пресечения самосуда над виновными в текущем авторитаризме и гонениях. Уповать при этом на внешние силы, которые придут и установят новый порядок, не стоит. Узбекистан, при всем уважении к его геополитическому расположению, не обладает таким объемом материальных благ, ради которых стоит ввязываться в новую долгосрочную военную кампанию. К тому же в стране избыток нетрудоустроенной рабочей силы, которую надо куда-то девать. Считаю, что республика может стать разменной монетой в большой политической игре между странами-лидерами (Россия, Китай, США) и человеческие судьбы здесь будут учитываться в самую последнюю очередь. Поэтому нынешняя власть и жестока во внутренней политике. Так же должна будет поступать и новая власть. Но обладают ли такой политической силой новые лидеры, есть ли они вообще? Однозначного ответа пока нет.

Целая череда серьезных ошибок во внешней политике (сага с членством в ОДКБ, заигрывания и неожиданные демарши в отношениях с США) поставили Узбекистан в категорию ненадежных партнеров. Отношения соседей к нему холодное. О каких, к примеру, добрых чувствах со стороны Таджикистана может идти речь, если Узбекистан выступает категорически против строительства Рогунской ГЭС, которая могла бы дать импульс развитию промышленности и обогреть таджикистанцев зимой?

Быстрой и эффективной помощи от соседей, случись чего, Узбекистану ждать не приходится. Наоборот, его соседи и партнеры выдержат паузу, чтобы значительно ослабить Узбекистан и без больших потерь занять его утраченные позиции. Более того, внутренние волнения в отдельных регионах страны, случись они в ближайшем будущем, могут быть поддержаны рассерженными соседями. Нет, я не веду разговор о военном вмешательстве, но в период волнений вполне реальна, к примеру, массовая высылка трудовых мигрантов на родину из России и Казахстана. Граждане Узбекистана, работающие за копейки за границей, но вдохнувшие пьяный воздух свободы, не согласятся жить при авторитаризме и будут движущей силой народных выступлений.

Верно еще одно утверждение: «бархатная революция» в Узбекистане невозможна до тех пор, пока существует хоть какая-то проблема или угроза со стороны Афганистана. НАТО не допустит второго очага напряженности или локальной войны в регионе до тех пор, пока не выкарабкается из афганского капкана, куда Альянс загнал себя в начале века. Напряженность возникнет тогда, когда НАТО вывезет из Афганистана всю технику и военное оборудование и найдет другой путь давления на эту страну. Вот тогда и жди беды от нас. А до той поры существующая в Узбекистане власть в той или иной мере будет устраивать НАТО (читай США). Как долго будет длиться этот процесс, неизвестно. Но нынешнее руководство это мало волнует. Главное, усидеть у власти сейчас и не иметь серьезных внешних недругов. Или власть намерена извлечь некие стратегические (эквивалентно материальные) выгоды от такой ситуации? Если это во благо нашей страны, я согласен. Иначе - нет.

Я считаю, что импорт всякого рода революционных технологий в Узбекистан крайне опасен. Результат будет непредсказуем. Вспомним, как Коминтерн пытался устроить в западных странах мировую революцию и к каким жертвам и катастрофическим последствиям это привело. Свежи в памяти и серийные революции в Северной Африке, проведенные под чутким вниманием специалистов из ЦРУ. Власть сменилась быстро, диктаторов сместили, а на смену им пришли анархия и террор. А если такая революция вспыхнет в стране, где уже тлеют костры национальных конфликтов, где существующая культура поведения не признаёт дискуссию и терпимость к инакомыслию? А Узбекистан именно этим и «богат», к сожалению. В Ферганской долине живут несколько миллионов мусульман, руководствующихся средневековыми убеждениями. Пока они терпят лишения и гонения, их агрессия дремлет, но готова вот-вот проснуться.

Тогда, в 2005 году, терпение народа в Андижане дошло до предела, в людях все проснулось сразу: и нежелание ходить на коленях, и злоба, и жажда мести, и отчаяние от безысходности. Все смешалось в тот солнечный, но ставший кровавым день, когда народ вышел на улицы Андижана. Это не был бунт или мятеж. Это была именно революция. Когда низы не хотят жить по-старому. И эта революция должна была стать «бархатной». Ведь никто не ожидал, что власть применит силу против народа. Но залпы сотен автоматов написали пролог новой истории Узбекистана.

Узбекистан, однако, готов к мирному переходу власти. Но только если новые силы не будут реакционными, не начнут новую эпоху с «охоты на ведьм». А также при условии обязательного соблюдения взятых на себя обязательств перед странами-союзниками. В противном случае мы превратимся в полигон для обкатки нового оружия и новых методов политического устрашения.

Хает Хан Насреддинов, Ташкент



Узбекистан и Китай подписали соглашения на $15 млрд
2013-09-10 16:57 ИА Фергана.Ру

Фото УзА
В ходе визита председателя Китая Си Цзиньпина в Узбекистан подписан 31 документ по реализации проектов на общую сумму 15 миллиардов долларов, сообщает УзА.

В частности, подписан Протокол к Соглашению о принципах строительства и эксплуатации газопровода Узбекистан-Китай, который предусматривает строительство четвертой его нити с проектной пропускной способностью 30 миллиардов кубометров газа в год. Подписано Соглашение между Фондом реконструкции и развития Узбекистана и Государственным банком развития Китая (ГБРК) по совместному финансированию приоритетных инвестиционных проектов на общую сумму 11,6 миллиарда долларов США. 14 заключенных договоров касаются создания совместных высокотехнологичных производств на территории парка с привлечением прямых инвестиций из КНР.

В рамках договоренностей, достигнутых в ходе визитов Ислама Каримова в Пекин в 2011 и 2012 годах, прорабатываются вопросы реализации семи проектов по линии льготных кредитов правительства КНР на общую сумму около 400,6 миллиона долларов в химической промышленности, энергетике, сельском и водном хозяйстве и по развитию транспортной инфраструктуры. Совокупный портфель кредитов китайских финансовых институтов превысил 4,5 миллиарда долларов США. Они направлены на реализацию проектов в сферах здравоохранения, образования, энергетики, транспорта, телекоммуникаций.

По итогам переговоров в резиденции Куксарой Ислам Каримов и Си Цзиньпин подписали Договор о дружбе и сотрудничестве и Совместную декларацию о дальнейшем развитии и углублении двусторонних отношений стратегического партнерства. Также были подписаны межправительственное соглашение о технико-экономическом сотрудничестве, ряд документов, направленных на дальнейшее развитие отношений в экономической, финансовой, нефтегазовой сферах, области образования. Подписано, в частности, соглашение о сотрудничестве в создании института Конфуция в Самарканде, который Си Цзиньпин посетит в ходе своего визита.

Напомним, председатель Китая прибыл в Узбекистан 8 сентября в рамках турне по странам Центральной Азии. Ранее он принял участие во встрече «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге и посетил Туркменистан и Казахстан. После Узбекистана Цзиньпин направится в Кыргызстан, где пройдет саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан и Китай подписали соглашения на $15 млрд
2013-09-10 16:57 ИА Фергана.Ру

Фото УзА
В ходе визита председателя Китая Си Цзиньпина в Узбекистан подписан 31 документ по реализации проектов на общую сумму 15 миллиардов долларов, сообщает УзА.

В частности, подписан Протокол к Соглашению о принципах строительства и эксплуатации газопровода Узбекистан-Китай, который предусматривает строительство четвертой его нити с проектной пропускной способностью 30 миллиардов кубометров газа в год. Подписано Соглашение между Фондом реконструкции и развития Узбекистана и Государственным банком развития Китая (ГБРК) по совместному финансированию приоритетных инвестиционных проектов на общую сумму 11,6 миллиарда долларов США. 14 заключенных договоров касаются создания совместных высокотехнологичных производств на территории парка с привлечением прямых инвестиций из КНР.

По итогам переговоров в резиденции Куксарой 9 сентября 2013 года Ислам Каримов и Си Цзиньпин подписали Договор о дружбе и сотрудничестве и Совместную декларацию о дальнейшем развитии и углублении двусторонних отношений стратегического партнерства. Также были подписаны межправительственное соглашение о технико-экономическом сотрудничестве, ряд документов, направленных на дальнейшее развитие отношений в экономической, финансовой, нефтегазовой сферах, области образования. Подписано, в частности, соглашение о сотрудничестве в создании института Конфуция в Самарканде, который Си Цзиньпин посетит в ходе своего визита.

В рамках договоренностей, достигнутых в ходе визитов Ислама Каримова в Пекин в 2011 и 2012 годах, прорабатываются вопросы реализации семи проектов по линии льготных кредитов правительства КНР на общую сумму около 400,6 миллиона долларов в химической промышленности, энергетике, сельском и водном хозяйстве и по развитию транспортной инфраструктуры. Совокупный портфель кредитов китайских финансовых институтов превысил 4,5 миллиарда долларов США. Они направлены на реализацию проектов в сферах здравоохранения, образования, энергетики, транспорта, телекоммуникаций.

За последние пять лет объемы товарооборота между двумя странами возросли почти в четыре раза – с 904 миллионов долларов в 2007 году до 3,4 миллиарда долларов в 2012 году. По итогам первого полугодия 2013 года этот показатель составил 2,3 миллиарда долларов, что означает рост на 59 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Узбекистане работают 455 предприятий с участием китайского капитала, в том числе 70 предприятий со 100-процентными китайскими инвестициями. Действуют представительства 71 компании КНР. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) участвует в изучении и разработке перспективных месторождений углеводородов, а также в реализации проекта по глубокой переработке природного газа на базе Мубарекского газохимического комплекса.

Напомним, председатель Китая прибыл в Узбекистан 8 сентября в рамках турне по странам Центральной Азии. Ранее он принял участие во встрече «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге и посетил Туркменистан и Казахстан. После Узбекистана Цзиньпин направится в Кыргызстан, где пройдет саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Международное информационное агентство «Фергана»



Горячий суп и молоко с булкой, или Чем кормят в школах Кыргызстана
2013-09-10 19:44 Екатерина Иващенко

«Фергана» продолжает знакомить читателей с состоянием школ Кыргызстана. В прошлый раз мы писали о том, как выглядят школьные здания, об обеспечении детей учебниками и повальном желании школьников изучать русский язык. В новом репортаже с юга страны мы расскажем о том, как организовано питание в школах. Но школьное питание - это не только тарелка горячего супа. Это еще и наличие нормального водопровода, канализации, современной электропроводки и многого другого, чего в сельских школах подчас просто нет.

* * *

По закону на питание одного младшего школьника (1-4 класс) выделяется 7 сомов в день, в высокогорных областях - 10 сомов. В Бишкеке и Оше к 7 сомам столько же добавляют и муниципальные власти. На первый взгляд, сумма мизерная. Например, средняя цена пирожка в Кыргызстане – 10-15 сомов. В школах же за эти деньги дети получают коржик и стакан чая.

Однако при правильной организации и минимальной финансовой помощи родителей и сельских управ, лишь увеличив сумму на 3 сома в день, ситуацию можно изменить кардинально и начать обеспечивать детей горячим питанием.

Программа школьного питания в Кыргызстане существует с 2006 года, но в 2012 году встал вопрос об ее эффективности: стало ясно, что растущему организму коржика с чаем недостаточно. Тогда правительство страны обратилось к Всемирной продовольственной программе ООН (ВПП ООН) с просьбой помочь в реформировании системы школьного питания.

В 2013 году пилотный проект ВВП ООН охватил 60 школ (из примерно двух тысяч), в которых начали отрабатывать наиболее приемлемые для страны модели обеспечения школ горячим питанием. Но к концу 2014 года пилотный проект охватит уже 250 школ. Если проект покажет эффективные результаты и его одобрит правительство, то появится надежда, что наиболее оптимальные модели организации питания будут внедрены во всех школах.

Так что же предлагает ВВП ООН? Коренным образом изменить саму систему организации питания, начиная от закупок и заканчивая вопросами санитарии и гигиены.

жирн

Раньше система закупок была выстроена так, что районные администрации закупали коржики на все школы района. Поставщик мог напечь коржиков на три дня вперед, и на третий день дети получали уже такие черствые завтраки, что и их недоедали.

С подачи ВПП ООН было решено, чтобы каждая школа готовила сама. И вот здесь начались проблемы. Из-за вечных проблем с водой работу по организации школьного питания нужно было начинать со строительства систем водоснабжения и канализации, закупать кухонное оборудование. Многие школьные здания не были типовыми, и там не было даже предусмотрено помещений для кухни и столовой.

ВВП ООН исследовала школы для пилотного проекта, и выяснилось, что 73% школьных зданий нуждаются в капитальном ремонте, 90 процентам школ не помешал бы текущий ремонт. В 32% школ отсутствует водоснабжение, всего две школы из 60 имеют рабочую централизованную канализацию, 17 школ имеют индивидуальную канализацию. Ни в одной исследованной школе нет газоснабжения, зато круглосуточным электричеством снабжаются почти все (98%). Центрального снабжения горячей водой не оказалось ни в одной пилотной школе, и всего в трех школах имеется индивидуальное снабжение горячей водой. У всех остальных (95%) горячей воды нет вообще.

Хуже всего ситуация со школьным водоснабжением в Нарынской области: там воды нет в 58% пилотных школ. На «втором» месте - Иссык-Кульская область (45%), затем Баткенская (23%), Ошская (18%), Джалал-Абадская (17%). Средний физический износ технологического оборудования во многих школьных столовых составляет 90%.

«Чтобы повар мог поставить перед ребенком тарелку супа, у него должны быть возможности приготовить этот суп, то есть хорошая плита и проводка, промышленная овощерезка и картофелечистка, кастрюли. Но самое главное - нужна чистая водопроводная вода. И должен быть сток, то есть канализация. Почти во всех школах, где мы работали, есть проблемы с водой, от катастрофических (полное отсутствие воды) до незначительных. В итоге получилось, что для того, чтобы начать кормить детей по-новому, мы с местными властями решали все эти проблемы», - рассказала «Фергане» специалист по связям с общественностью ВВП ООН Елизавета Залкинд.

Школы для проекта выбирались из областей с низким уровнем продовольственной безопасности, из районов с высокими показателями бедности (более 40% населения), оценивалась возможность финансирования программы органами местного самоуправления и возможность финансового участия родителей.

Пока ВВП ООН апробирует три модели школьного питания: горячее питание с выдачей первого блюда, горячее питание с кашей и улучшенное молоко. «Фергана» посетила школы со всеми тремя моделями организации питания.

Тарелка горячего супа

Первая модель - организация горячего питания с выдачей первого блюда. Может быть реализована в школах, где имеются помещение для приготовления блюд, в том числе для обработки картофеля и овощей, и отдельное помещение для приема пищи – обеденные залы; где нормально функционируют водоснабжение, канализация, в исправном состоянии электроснабжение, оборудовано место для мытья посуды и место для хранения овощей. В этом случае школьников можно кормить супами и молочными кашами.

Эта модель питания уже начала работать в школе №11 села Абдраимова Базар-Коргонского района Джалал-Абадской области. Директор школы Замира Адышова рассказала, что здесь учится 1200 детей, из которых 570 необходимо обеспечивать горячим питанием.


Пока в школе №11 не установлен водонагреватель, посуду моют холодной водой. Фото © «Фергана»

Изначально водопровод был на улице, теперь его провели в столовое помещение, установили септик. ВВП ООН закупила оборудование: промышленные плиты и печи, овощерезки и картофелечистки, кастрюли, обещают поставить водонагреватель. В день нашего приезда детям подавали гороховый суп и хлеб, который тоже выпекают сами.


В школе №11 детям подали суп и хлеб. Фото © «Фергана»

Кстати, вода в это село поступает через день, поэтому для постоянного обеспечения школы водой построили специальный резервуар, который заполняют в день подачи воды.


Советское оборудование в 11-й школе заменено современным. Фото © «Фергана»

На такое большое количество детей готовит лишь пять поваров. Найти школьного повара, как рассказала директор, не так-то просто: не каждый повар может замесить тесто, испечь хлеб и приготовить суп почти на 600 детей. Но к сентябрю повара найти удалось, в школу пришла работать Алия Хусаинова - потомственный повар. Когда-то ее мама тоже кормила детей в школах, она же научила готовить и Алию, которая долгое время работала в Бишкеке. «Детей мы кормим в несколько смен, по несколько раз в день замешиваем тесто и выпекаем хлеб. Тяжело, но пока справляемся», - говорит она. Пока повара месят тесто и чистят и режут овощи вручную: овощерезка, картофелечистка и тестомешалка прибудут в школу в ближайшее время.


Повар Алия Хусаинова выпекает хлеб. Фото © «Фергана»

«Нет, уехать на заработки в Россию никогда не хотелось, хотя моя профессия там очень востребована, - говорит Алия. - Да и муж не пускает. Он бизнесмен, хорошо зарабатывает, поэтому я работаю не за самую высокую зарплату, всего 3000 сомов (около $62)».

По словам директора, горячий обед на одного ребенка обходится школе в 10,5 сомов. 7 сомов дает государство, по полтора сома - родители и еще по 2 сома (в виде обогащенной муки) «вносит» ВВП ООН.

«Конечно, никто из родителей не был против доплатить 300 сомов в год на обеды. Это мизерная сумма, за которую их ребенок получает полноценный горячий обед, который не всегда может получить дома. Более того, родители скинулись и купили посуду для детей», - говорит директор Замира Адышова.


Отличный гороховый суп. Фото © «Фергана»

Нас тоже накормили в этой школе обедом, и мы убедились, что довольные лица детей, уплетающих горячий гороховый суп с мясом и свежим хлебом, - не наигрыш. В этой школе, действительно, вкусно кормят.

жирн

Вторая модель - горячее питание с кашей. Возможна там, где в школьных пищеблоках и столовых после косметического ремонта можно решить вопросы водо- и электроснабжения. Один-два раза в неделю младшие школьники получают молочные каши – например, манную, пшенную, рисовую или гречневую.


Горячая каша с булочкой в школе №16. Фото © «Фергана»

Вторая модель питания апробируется в школе №16 села Сузак. Школа переполнена, здесь учится 2.556 человек, из них тысячу надо ежедневно кормить. Четыре повара справляются с этим в три смены, причем в каждой смене - два потока детей.


Приготовление еды в 16-й школе. Фото © «Фергана»

Пока повара сами готовят только каши, а булочки в школу привозит выигравший тендер поставщик. Но скоро в школе появится и своя выпечка.


Обновленная кухня в 16-й школе. Фото © «Фергана»

Булочки мы попробовали: они были и свежие, и очень вкусные. Но главное - они были огромные, и у детей, которые навернули тарелку каши, на булку уже не хватало сил. Но булки никто не оставлял: заворачивали в небольшие полотенца и уносили с собой. Потом доедят.


Недоеденные булочки дети забирают с собой. Фото © «Фергана»

жирн

Третья модель питания - улучшенное школьное молоко. Эта модель предполагает не только выдачу молока ученикам, но и ежедневное приготовление разнообразных питательных напитков, от какао на молоке до витаминизированных компотов. При этом молоко не будет единственным блюдом в школьном меню, к нему добавится улучшенная выпечка: булочки из обогащенной муки, коржики и другая выпечка.

Глядя на школу №41 села Кара-Ой, сложно было поверить, что это вообще школа. Сомнения рассеяли входящие ученики. Перед нами был дом, приспособленный под школу. Обучается здесь всего 174 человека (в селе проживает около 2000 человек), питанием надо обеспечить 64 ученика. В этой школе реализуется третья модель организации школьного питания - предоставление улучшенного молока, потому что ни для чего другого здесь нет условий.


Переделанный под столовую класс в 41-й школе. Фото © «Фергана»

Школа не типовая, под столовую приспособили бывший класс. Нет здесь ни канализации, ни воды, ее привозят машинами. Одна машина обходится в 800 сомов, хватает ее на 15 дней. Тратится вода на приготовление пищи, мытье посуды и рук. Оплачивать затраты на воду пообещали местные власти. Кстати, так как село очень бедное и модель питания проще, родители не добавляют денег и на еду школьника здесь тратятся лишь «государственные» 7 сомов в день плюс 2 сома от ВВП ООН (мука). А родители добровольно приносят сухофрукты для компотов.


Школа №41, отдельный домик справа - столовая. Фото © «Фергана»

Во всех пилотных школах экономят и на моющих средствах, в состав которых входят вредные вещества. Так, врачи санэпиднадзора научили работников кухни изготавливать специальный моющий раствор из соды, хозяйственного мыла, уксуса и воды. Еще один плюс программы школьного питания в том, что детей приучают в обязательном порядке мыть руки перед едой. Для этого во всех пилотных школах в обязательном порядке установлены умывальники.

Проект школьного питания рассчитан на три с половиной года. За это время необходимо отработать применение наиболее оптимальных моделей, чтобы потом их можно было внедрить во всех школах страны.

«Должна быть сформирована и утверждена национальная стратегия школьного питания, - говорит Елизавета Залкинд. - Сейчас ВПП ООН вносит вклад в школьное питание в виде муки, но постепенно мы хотим, чтобы наше участие было заменено доходами с пришкольных участков, чтобы не порождать иждивенчество. На этих участках учителя будут выращивать овощи или возделывать фруктовые сады. Часть урожая можно использовать на школьных кухнях, а часть - продавать».

«В Кыргызстане финансирование школьного питания гарантировано законом и в бюджет ежегодно только на него закладывается около 475 миллионов сомов (примерно $9.8 млн). Но мы уже начали доказывать, что эти деньги могут работать гораздо эффективнее. Апробируемые модели предназначены для пересмотра всей организации детского питания: от момента закупок до процесса приготовления блюд, включая даже такую элементарную вещь, как мытье рук перед едой. Выделяемая сумма - это хороший бюджет, но задача правительства – научиться правильно тратить эти деньги, и тогда необходимость в поддержке доноров просто отпадет. Нужно поменять и родительское отношение к школьным проблемам: хорошо бы добавлять деньги на питание детей, тем более что суммы мизерные. В Бразилии за 20 лет существования программы смогли втрое сократить бедность и миграцию. Там 30% продуктов для школьного питания закупается у местных фермеров, которым это дает постоянную работу и не вынуждает мигрировать на города. Аналогичный подход был бы идеален и для сельскохозяйственного Кыргызстана», - отметила специалист по связям с общественностью ВВП ООН.

В том, что программа школьного питания, апробированная ВПП ООН, прекрасно подойдет Кыргызстану, сомневаться не приходится. Модели, предложенные ВВП ООН, работают: родителям даже в сельской местности не затруднительно добавлять по одному сому в день на полноценный обед для ребенка, а видеть сытые и довольные лица детей, которым и учиться на сытый желудок легче, - одно удовольствие.

Дело остается только за кыргызстанским правительством. Несмотря на то, что оно получит готовую программу школьного питания, властям придется потратиться на школьную электропроводку, водопровод и канализацию. Только чтобы оборудовать 60 «пилотных» школ, ВВП ООН израсходовала 14 миллионов сомов. Остается надеяться, что школы не будут финансировать по остаточному принципу, и через несколько лет все младшие школьники смогут получать горячее питание или хотя бы по стакану теплого молока с булкой.

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное