Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Кыргызстан: Правительство и Centerra Gold Inc. подписали меморандум о взаимопонимании по <<Кумтору>>



Кыргызстан: Правительство и Centerra Gold Inc. подписали меморандум о взаимопонимании по «Кумтору»
2013-09-10 11:13 ИА Фергана.Ру

10 сентября 2013 года правительство Кыргызстана договорилось с канадской стороной о создании совместного предприятия по управлению «Кумтором», сообщает пресс-служба правительства. Меморандум о взаимопонимании по проекту «Кумтор» был подписан правительством Кыргызской Республики, ОАО «Кыргызалтын» и компанией Centerra Gold Inc. В Меморандуме определены принципы, которые составят основу для дальнейших переговоров.

Стороны предлагают создать совместное предприятие на территории Кыргызской Республики, действующее в рамках законодательства Кыргызстана. Совместное предприятие будет владеть и управлять рудником «Кумтор».

Кыргызская сторона будет владеть 50% долей в СП, что даст возможность увеличить общий доход Кыргызстана от проекта «Кумтор» примерно на 84 процента в течение срока эксплуатации рудника (до этого ОАО «Кыргызалтын» участвовало в акционерном капитале компании Centerra Gold Inc. на 32,75%).

Совместным предприятием будет управлять Совет директоров, который будет состоять из равного числа представителей киргизской стороны и компании «Centerra Gold Inc.». Председатель Совета директоров будет назначаться киргизской стороной, а его заместитель - компанией Centerra Gold Inc. Кыргызская сторона будет иметь право назначить руководителя высшего звена совместного предприятия.

Как сообщает пресс-служба правительства, цели Кыргызской Республики по реструктуризации проекта «Кумтор» включают:

- обеспечение прозрачности деятельности проекта «Кумтор» для Кыргызской Республики,

- увеличение контроля Кыргызской стороны над проектом «Кумтор»,

- прямые выгоды от рентабельности рудника «Кумтора» за счет увеличения денежных потоков, поступающих кыргызской стороне,

- комплексное решение существующих экологических проблем и соблюдение самых высоких международных экологических стандартов в будущем.

Основные решения компании будут подлежать утверждению Советом директоров, в том числе решения, предусматривающие наем высшего руководства. Сообщается, что стороны проработают вопрос сохранения за киргизской стороной одного места в Совете директоров компании Centerra Gold Inc.

«В целях приравнивания существующей доли киргизской стороны в компании Centerra Gold Inc. к 50%-доли в Совместном предприятии будет применяться механизм корректировки будущих дивидендов ОАО «Кыргызалтын» на сумму в 100 млн. долларов США на период 10 лет, - говорится в сообщении. - На сумму выравнивания будет начисляться соответствующая процентная ставка. В первый год (2014) указанной корректировке подлежит только процентная ставка.

В отличие от существующей структуры, кыргызская сторона будет получать прямую выгоду от прибыли рудника «Кумтор». Ожидается, что денежные потоки, поступающие кыргызской стороне, значительно увеличатся в 2014 году после сделки по реструктуризации, при дальнейшем ожидаемом увеличении наряду с планируемым увеличением добычи золота в течение срока эксплуатации рудника «Кумтор».

Киргизская сторона перестанет владеть акциями компании Centerra Gold Inc., но для того чтобы киргизская сторона получила выгоду от роста стоимости цены акций компании Centerra Gold Inc. в течение двух лет после реструктуризации, киргизской стороне будет безвозмездно выделено 6 млн. варрантов (эквивалент акций) по цене 10 канадских долларов за акцию на срок в два года», - говорится в сообщении.

Экологические претензии, которые предъявлялись «Кумтору» ранее, будут рассмотрены в соответствии с рекомендациями независимого экологического эксперта Кыргызстана «AMEC Earth and Environmental» и будут разрешены в соответствии с законодательством и процедурами Кыргызской Республики.

Премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев заявил, что «правительство решительно добивается восстановления исторической справедливости для народа Кыргызстана. В частности, речь идет об увеличении доходов от рудника для Кыргызстана более чем на 80% и значительного улучшения позиций Кыргызстана в контроле над деятельностью рудника «Кумтор». Мы признаем, что необходимо доработать ряд моментов до заключения окончательных соглашений, но договоренности, которые мы имеем на сегодняшний день, обещают решение текущих проблем».

Правительственный отчет был направлен для одобрения в Жогорку Кенеш (парламент) республики, где его рассмотрят сначала в профильных комитетах, а затем вынесут на всеобщее обсуждение и голосование. Оно состоится, скорее всего, в следующий четверг, после саммита ШОС, который пройдет в Кыргызстане 13 сентября. Кроме того, меморандум вступит в силу, если за него проголосует и совет директоров Сenterra Gold Inc.

Международное информационное агентство «Фергана»



Правозащитники и активисты призывают узбекистанцев рассказать правду о принудительном сборе хлопка инспекторам МОТ
2013-09-10 11:53 ИА Фергана.Ру

Международная кампания против принудительного труда в Узбекистане обратилась к гражданам республики с просьбой рассказать правду о принудительном сборе хлопка наблюдателям из Международной организации труда (МОТ), которых в этом году впервые допустят к мониторингу ситуации во время сбора урожая. «Фергана» публикует обращение полностью.

* * *

Международная Кампания против принудительного труда в Узбекистане объединяет граждан Узбекистана и правозащитные, профсоюзные и другие организации из различных стран мира. В рамках коалиции они действуют сообща для искоренения принудительного труда в хлопковом секторе Узбекистана.

Принудительный труд, то есть принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо наказания, запрещен статьей 7 Трудового кодекса Узбекистана и Конвенциями 29 и 105 Международной организации труда (МОТ). Несмотря на это, каждый гражданин Узбекистана знает, что осенью на сбор хлопка в принудительном порядке привлекаются студенты и рабочие, служащие и домохозяйки, медики и учителя. Принудительный труд в производстве хлопка нарушает права узбекских граждан, закрепленные в национальном законодательстве и в международных правовых нормах, приносит ущерб их благополучию и приводит к ухудшению качества образования школьников и студентов.

К сожалению, власти Узбекистана, стремящиеся к максимальной прибыли от экспорта хлопка любой ценой, заинтересованы в сохранении и усилении принудительной системы. Эта система держится исключительно при помощи силовых структур и страха потерять свое рабочее место или возможность получения образования. Такие лозунги, как «Хлопок – наше национальное богатство», красующиеся на уличных баннерах, на самом деле носят пропагандистский характер и далеки от реальности.

Весь экспорт хлопка контролируется политической элитой страны. Прибыль от его продажи исчезает в ее глубоких и безразмерных карманах и служит укреплению репрессивного аппарата. Сельским жителям мало что достается от экспортной выручки.

Из-за системы принудительного труда страдают и сами фермеры, для которых выращивание хлопка является обязательным, а не свободным выбором. Под страхом наказания они обречены выращивать хлопок, несмотря на то, что при нынешней командно-административной системе хлопок погружает их в долговую кабалу.

Хлопковая кампания за отмену принудительного труда давно активно призывала правительство Узбекистана принять миссию наблюдателей из Международной организации труда (МОТ). В этом году узбекское правительство, наконец, согласилось провести совместный с МОТ мониторинг ситуации во время сбора хлопка.

В этот период наблюдатели посетят различные регионы Узбекистана и будут общаться с местным населением. Поэтому нам всем очень важно донести до них информацию о действительном положении дел.

Возможно, вас также могут пригласить на встречу с ними. К сожалению, международную группу будут сопровождать представители правительства.

В случае, если вы опасаетесь говорить правду международным наблюдателям в присутствии представителей власти, мы призываем вас делиться с нами вашими наблюдениями, вашими сведениями и рассказами о принудительном привлечении к сбору хлопка. Чтобы мы передали вашу информацию представителям МОТ.

Проинформируйте нас так же о возможных случаях подсказок и инструкций со стороны представителей властей о том, что вам следует говорить на встречах с наблюдателями и как отвечать на их вопросы.

Если вы или ваши близкие принуждаются к сбору хлопка,

или если вас вынудили заплатить свои деньги за то, чтобы не участвовать в хлопковой кампании,

или же вас принудили внести вклад в сбор хлопка другими способами,

Пожалуйста, поделитесь с нами своими сведениями. Сообщения можно отправить следующим способом:

Е-майл: NoForcedLabor@gmail.com

Твиттер: NoForcedLabor

Международное информационное агентство «Фергана»



Vox populi: «Узбекистан был готов к «бархатной революции» в 2005 году»
2013-09-10 16:32 Хает Хан Насреддинов

«Фергана» продолжает публиковать мнения читателей о том, возможна ли в Узбекистане «бархатная революция». Хает Хан Насреддинов из Ташкента полагает, что республика была готова к ней в 2005 году. По его мнению, ростки революции взошли в Андижане, где люди вышли на улицы с требованием справедливости и перемен, но тогда попытка изменить власть провалилась. Однако революционный процесс не завершился, а лишь замер на время. По мнению автора из Ташкента, стихийный мятеж рано или поздно произойдет.

Предыдущие отклики читателей на призыв оппозиционера Баходира Чориева к мирной революции в Узбекистане читайте здесь и здесь.

* * *

Сколько ударов молота может выдержать кварцит, самый прочный камень на земле? Что происходит с сердцем человека, когда его бьют током? Может ли человек всю жизнь проходить на коленях?

Вопросы разные, но суть одна: какова мера терпения во всех случаях? Об этом я думаю с того дня, как пересек пограничную линию и вновь оказался на родине. За годы моего отсутствия в Узбекистане, увы, ничего не изменилось. Все те же голодные не на еду, а на уважение, глаза. Все то же чинопочитание из-за нежелания быть битым и виноватым. И все то же равнодушие к чужой беде и облегчение, когда бьют другого, а не тебя.

Сможем ли мы при таком отношении к своей судьбе изменить нашу страну? Найдем ли в себе силы освободить хотя бы наших детей от порабощения тоталитарной бюрократией? Возможна ли у нас революция, которую красиво называют «бархатной»?

Ответ, вроде, очевиден. Узбекистан был готов к «бархатной революции» в 2005 году. Ее ростки взошли в Андижане, где люди вышли на улицы с требованием справедливости и перемен. Но попытка изменить власть провалилась. Люди с государственными мандатами просто расстреляли носителей новой эпохи.

Да, согласен, революция не исчезла, она на время приостановила свое движение, и ее, рано или поздно, доведут до логического конца. Тогда власть смогла удержать народ от стихийного мятежа, но надолго ли?

Я пессимист и не верю в своих сограждан. Но в начале статьи я написал о пределе терпения. Что, если этот предел уже достигнут, если простые узбекистанцы уже дошли до той черты, после которой они начинают ощущать либо свою обреченность, либо исступленное желание хоть что-то изменить в своей жизни?

Пока у власти действующая команда, народ вряд ли поднимется на стихийный бунт. Власть научилась манипулировать людьми, подкидывая им время от времени «хлеба и зрелищ». Особо умных и неподатливых посадит на время, или родственников по этапу пустит, если нет возможности прижать к ногтю самого активиста. Отработанные технологии политики кнута и пряника пока работают без сбоев. И волнения, которые перерастут в настоящую революцию, возможны только при смене власти, когда при дележе властных полномочий не будут учтены интересы того или иного областного клана.

Мы помним, что революции в арабских странах были спровоцированы внешними заинтересованными лицами, которые умело использовали внутренние проблемы этих государств. Народные волнения в Ливии и Египте, например, были поддержаны для замены уже неэффективной и заржавевшей власти более лояльной и устойчивой к реалиям сегодняшнего времени.

Мое частное мнение: в странах Средней Азии пока нет предпосылок для революционного движения в его теоретическом виде. В регионе не происходит процесс замены одной социально-экономической формации другой, а ведь это и есть революция. Но в нашем контексте мы можем говорить о силовой борьбе кланов за захват или укрепление власти. Узбекистан не исключение.

Если в Узбекистане все же произойдут массовые волнения и утвердится новая власть, то она должна быть не менее жесткой, чем существующая. Мусульманский мир отличается жестокостью по отношению к оппонентам. И новым государственным формированиям надо будет приложить максимум усилий для пресечения самосуда над виновными в текущем авторитаризме и гонениях. Уповать при этом на внешние силы, которые придут и установят новый порядок, не стоит. Узбекистан, при всем уважении к его геополитическому расположению, не обладает таким объемом материальных благ, ради которых стоит ввязываться в новую долгосрочную военную кампанию. К тому же в стране избыток нетрудоустроенной рабочей силы, которую надо куда-то девать. Считаю, что республика может стать разменной монетой в большой политической игре между странами-лидерами (Россия, Китай, США) и человеческие судьбы здесь будут учитываться в самую последнюю очередь. Поэтому нынешняя власть и жестока во внутренней политике. Так же должна будет поступать и новая власть. Но обладают ли такой политической силой новые лидеры, есть ли они вообще? Однозначного ответа пока нет.

Целая череда серьезных ошибок во внешней политике (сага с членством в ОДКБ, заигрывания и неожиданные демарши в отношениях с США) поставили Узбекистан в категорию ненадежных партнеров. Отношения соседей к нему холодное. О каких, к примеру, добрых чувствах со стороны Таджикистана может идти речь, если Узбекистан выступает категорически против строительства Рогунской ГЭС, которая могла бы дать импульс развитию промышленности и обогреть таджикистанцев зимой?

Быстрой и эффективной помощи от соседей, случись чего, Узбекистану ждать не приходится. Наоборот, его соседи и партнеры выдержат паузу, чтобы значительно ослабить Узбекистан и без больших потерь занять его утраченные позиции. Более того, внутренние волнения в отдельных регионах страны, случись они в ближайшем будущем, могут быть поддержаны рассерженными соседями. Нет, я не веду разговор о военном вмешательстве, но в период волнений вполне реальна, к примеру, массовая высылка трудовых мигрантов на родину из России и Казахстана. Граждане Узбекистана, работающие за копейки за границей, но вдохнувшие пьяный воздух свободы, не согласятся жить при авторитаризме и будут движущей силой народных выступлений.

Верно еще одно утверждение: «бархатная революция» в Узбекистане невозможна до тех пор, пока существует хоть какая-то проблема или угроза со стороны Афганистана. НАТО не допустит второго очага напряженности или локальной войны в регионе до тех пор, пока не выкарабкается из афганского капкана, куда Альянс загнал себя в начале века. Напряженность возникнет тогда, когда НАТО вывезет из Афганистана всю технику и военное оборудование и найдет другой путь давления на эту страну. Вот тогда и жди беды от нас. А до той поры существующая в Узбекистане власть в той или иной мере будет устраивать НАТО (читай США). Как долго будет длиться этот процесс, неизвестно. Но нынешнее руководство это мало волнует. Главное, усидеть у власти сейчас и не иметь серьезных внешних недругов. Или власть намерена извлечь некие стратегические (эквивалентно материальные) выгоды от такой ситуации? Если это во благо нашей страны, я согласен. Иначе - нет.

Я считаю, что импорт всякого рода революционных технологий в Узбекистан крайне опасен. Результат будет непредсказуем. Вспомним, как Коминтерн пытался устроить в западных странах мировую революцию и к каким жертвам и катастрофическим последствиям это привело. Свежи в памяти и серийные революции в Северной Африке, проведенные под чутким вниманием специалистов из ЦРУ. Власть сменилась быстро, диктаторов сместили, а на смену им пришли анархия и террор. А если такая революция вспыхнет в стране, где уже тлеют костры национальных конфликтов, где существующая культура поведения не признаёт дискуссию и терпимость к инакомыслию? А Узбекистан именно этим и «богат», к сожалению. В Ферганской долине живут несколько миллионов мусульман, руководствующихся средневековыми убеждениями. Пока они терпят лишения и гонения, их агрессия дремлет, но готова вот-вот проснуться.

Тогда, в 2005 году, терпение народа в Андижане дошло до предела, в людях все проснулось сразу: и нежелание ходить на коленях, и злоба, и жажда мести, и отчаяние от безысходности. Все смешалось в тот солнечный, но ставший кровавым день, когда народ вышел на улицы Андижана. Это не был бунт или мятеж. Это была именно революция. Когда низы не хотят жить по-старому. И эта революция должна была стать «бархатной». Ведь никто не ожидал, что власть применит силу против народа. Но залпы сотен автоматов написали пролог новой истории Узбекистана.

Узбекистан, однако, готов к мирному переходу власти. Но только если новые силы не будут реакционными, не начнут новую эпоху с «охоты на ведьм». А также при условии обязательного соблюдения взятых на себя обязательств перед странами-союзниками. В противном случае мы превратимся в полигон для обкатки нового оружия и новых методов политического устрашения.

Хает Хан Насреддинов, Ташкент



В избранное