Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

В Турции продолжаются массовые акции протеста (фото)



В Турции продолжаются массовые акции протеста (фото)
2013-09-12 17:14 ИА Фергана.Ру

В ночь на 12 сентября в Турции возобновившиеся двумя днями ранее массовые акции протеста переросли в столкновения манифестантов с полицией. Как сообщает Euronews.com, в Анкаре, Стамбуле Измире и Антакье (он же Хатай) – городе, где погиб 22-летний Ахмет Атакан, смерть которого стала причиной сентябрьских протестов, - полиция применила водометы и слезоточивый газ для разгона демонстрантов, которые выступают с антиправительственными лозунгами. Есть пострадавшие, в частности, как передает AFP, несколько манифестантов были ранены и около 20 были арестованы во время демонстрации в Стамбуле.


Протесты в Турции. Фото Reuters

Напомним, 9 сентября примерно 150 молодых людей провели демонстрацию в Антакье, чтобы выразить протест против вырубки лесного массива, находящегося на территории университета ODTU, а также потребовать расследования смерти Абдуллаха Джёмерта, погибшего во время июньских массовых протестов. В ходе столкновений с полицией один из участников акции Атакан получил травму головы и скончался в больнице. По утверждению протестующих, ему в голову попала газовая граната, но власти заявляют, что он упал с крыши, пытаясь вырвать оттуда солнечную батарею, чтобы сбросить ее на полицейских.


Протесты в Турции. Фото AFP

Вечером 11 сентября в центре Стамбула собрались тысячи людей, акции протеста начались с митинга в память о Атакане. В Измире, крупном городе на западе Турции, более 2500 человек прошли маршем через центр города и столкнулись с полицией, которая применила против них слезоточивый газ, передает газета Hurriyet. По ее данным, люди кричали «ПСР – убийца!», осуждая действия правящей Партии справедливости и развития во главе с премьер-министром страны Тайипом Эрдоганом. Требования отставки правительства звучали и в центре Анкары, а в столичном районе Мамак жители заодно выступили и против строительства здесь религиозного комплекса.


Протесты в Турции. Фото AFP

Напомним, массовые протесты в Турции начались в конце мая 2013 года с митинга в защиту парка Гези в центре Стамбула. Демонстранты выступали против исламизации Турции и обвиняли власть в том, что она вмешивается в жизнь простых граждан. Их поддержали жители других городов Турции, крупнейшие профсоюзы Турции объявили забастовку. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что акции организованы экстремистами, а президент Абдулла Гюль назвал протесты проявлением демократии. Для разгона протестующих полиция применяла водометы и слезоточивый газ. За две недели протестов пострадали свыше пяти тысяч человек, пятеро погибли, десятки арестованы.


Протесты в Турции. Фото АР

Международное информационное агентство «Фергана»



О революции в других странах. Прием статей продолжается
2013-09-12 19:38 ИА Фергана.Ру

Редакция «Ферганы» напоминает читателям о том, что мы продолжаем принимать на наш импровизированный конкурс статьи-размышления о вероятности социального взрыва или так называемых «бархатных революций» в Узбекистане. Однако теперь мы расширяем географию данной темы на Туркменистан, Казахстан и Таджикистан. Мы просим жителей этих стран поделиться своими соображениями о том, каким образом в «станах» может смениться власть.

За тексты, которые будут опубликованы на страницах нашего издания, мы заплатим авторам гонорар в 100 долларов США.

Все предыдущие материалы можно прочитать по ссылкам ниже. А статьи можно присылать по адресу dan@kislov.ru.

- В Узбекистане следует ждать не «бархатную» революцию, а настоящую

Блогер Ядгор Норбутаев считает, что в Узбекистане следует ожидать не «бархатную революцию», а настоящую, кровавую. Свое мнение он обосновывает накопившимся у населения страны протестным потенциалом, но при этом оговаривает, что оно вряд ли самоорганизуется и выйдет на улицы – в силу ментальных особенностей. Однако при появлении сильных оппонентов Ислама Каримова вполне может их поддержать. Между тем, не исключает блогер, таковыми оппонентами могут стать и афганские талибы…

- Узбекистан был готов к «бархатной революции» в 2005 году

Хает Хан Насреддинов из Ташкента полагает, что республика была готова к революции в 2005 году. По его мнению, ростки революции взошли в Андижане, где люди вышли на улицы с требованием справедливости и перемен, но тогда попытка изменить власть провалилась. Однако революционный процесс не завершился, а лишь замер на время. По мнению автора из Ташкента, стихийный мятеж рано или поздно произойдет.

- О «бархатной революции» в Узбекистане, народе и его лидерах

Первая статья читателя после нашего призыва была опубликована 5 сентября, сегодня мы печатаем еще два текста в продолжение темы. Мы объединили их в одну подборку: и тема общая, и ответ похож - нет, не будет бархатной революции. Аргументы у каждого автора свои, но в одном они сходятся: нет пока в Узбекистане людей, способных подняться на такой «бархатный» протест. Авторы, живущие в Узбекистане, критично (а иногда и довольно резко) оценивают общий уровень политической и социальной культуры граждан республики.

- Vox populi: «Можно ли устроить в Узбекистане «бархатную» революцию»?

Буквально через день после публикации статьи о призыве узбекского оппозиционера Баходира Чориева к мирной революции в Узбекистане мы получили сразу несколько откликов от наших читателей. Предлагаем вашему вниманию один из них — наиболее содержательный, весьма спорный, хотя по-своему логичный. Не судите автора этой статьи строго: он — не профессиональный ученый и не работник органов статистики. Все его оценки и подсчеты весьма приблизительны. Но, тем не менее, они, а особенно — выводы, из них вытекающие, заслуживают нашего самого пристального внимания.

- Узбекистан: Народное движение «Бирдамлик» выделило на первый этап «бархатной революции» 16 тысяч долларов

Что необходимо для того, чтобы в постсоветских среднеазиатских странах, возглавляемых стареющими диктаторами, произошла мирная передача власти более демократическим, новым силам? Способны ли народные массы подняться на мирные акции протеста? С чего начинать активизацию населения? Кто из лидеров оппозиции может возглавить «бархатную революцию»? Эти вопросы возникают каждый раз, когда мы узнаем о планах того или иного оппозиционного политика...

Международное информационное агентство «Фергана»



Афганистан: В Герате совершен теракт у консульства США
2013-09-13 09:31 ИА Фергана.Ру

Ранним утром 13 сентября у консульства США в Герате на северо-западе Афганистана прогремел мощный взрыв: взорвался начиненный взрывчаткой автомобиль, после чего началась перестрелка между боевиками и сотрудниками сил безопасности, сообщает Би-би-си.


Фото AFP

Представитель афганской армии рассказал Би-би-си, что взрыв повредил внешние заграждения консульства США, и это позволило талибам открыть огонь непосредственно по зданию консульства.

Как заявила официальный представитель госдепартамента США Мари Харф, в результате атаки никто из американских граждан не пострадал, передает ИТАР-ТАСС. По данным АР, погибли три человека – двое охранников консульства и работавший в нем переводчиком афганец. По сведениям полиции, более десяти человек получили ранения.

По словам Мари Харф, в 5.30 утра к воротам консульства подъехал грузовик с боевиками, которые, выскочив из машины, открыли по охране огонь. Вскоре после этого грузовик взорвался, серьезно повредив въездные ворота. Сотрудники службы безопасности консульства вместе с охраной открыли ответный огонь, и нападение было отбито. Пока известны не все детали этого инцидента, но, «похоже, что некоторые нападавшие имели на теле взрывные устройства террористов-смертников».

Как отмечает афганская телекомпания «Толо», с приближением вывода из Афганистана основной части иностранных войск террористы заметно активизировались, в том числе в ранее относительно спокойных провинциях на севере и западе страны.

Международное информационное агентство «Фергана»



В Китае три уйгура приговорены к смертной казни за терроризм
2013-09-13 10:20 ИА Фергана.Ру

Суд в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая 12 сентября приговорил трех уйгуров к смертной казни за причастность к терактам, произошедшим минувшим летом, еще один подсудимый осужден на 25 лет лишения свободы, сообщает Радио Свобода.

Напомним, 26 июня в уезде Турфан вооруженные ножами люди стали нападать на полицейские участки, здание местной администрации и стройплощадку, сожгли несколько полицейских машин. Полиция применила огнестрельное оружие, в результате чего были убиты не менее десяти членов вооруженной группы. В результате нападений погибли девять сотрудников правоохранительных органов и восемь граждан. Еще одно нападение вооруженных ножами людей на полицейские участки примерно в то же время произошло в уезде Хотан, к счастью, обошлось без жертв. Однако 28 июня в уезде Хотан власти закрыли мечеть. Уйгуры ответили акцией протеста, полицейские открыли по ним огонь. В результате более десяти человек были убиты, несколько десятков ранены, больше сотни арестованы. В тот же день в Хотане на площади Солидарности были убиты трое ханьцев (этнические китайцы). Китайские власти расценили летние события как теракт, организованный «религиозными экстремистами».

Многие аналитики связали произошедшие в СУАР инциденты с годовщиной крупных протестов в Синьцзяне: 5 июля 2009 года в результате межэтнических столкновений между уйгурами и ханьцами погибло около 200 человек, почти две тысячи получили ранения.

Международное информационное агентство «Фергана»



«Сетевой фотограф» Анзор Бухарский: «Документальная фотография сегодня нигде не востребована»
2013-09-13 11:05 Павел Кравец

Фотографии Анзора Бухарского — в Галерее.Ферганы.Ру

Известность к узбекскому фотографу Анзору Бухарскому (Салиджанову) пришла благодаря «всемирной паутине»: все свои фотографии он размещает в интернете, в том числе знаменитую серию о жизни среднеазиатских цыган-люли. Недолго занимаясь фотографией, Бухарский стремительно обрел многочисленных поклонников. И это не удивительно – работы автора из древней Бухары, в недавнем прошлом профессионального художника, отличают неповторимая игра цвета, света и тени. Бухарский, по его признанию, ищет «рембрандтовский свет», наверное, поэтому многие его «полотна» палитрой напоминают картины «старых голландцев»…


Из досье фотографа:

Салиджанов Анзор Анварович, родился в 1968 году в Ташкенте. С 1975 года постоянно проживает в Бухаре. Фотографией интересуется со школы. Первым фотоаппаратом был «Смена 8М». После окончания училища искусств в Бухаре учился в Ташкентском театрально-художественном институте на факультете «театральной декорации». Работал художником-декоратором в ГАБТ имени А.Навои в Ташкенте, участвовал в выставках молодых художников в республике. С 2006 г. увлечение фотографией перерастает в основную профессию. Студия «Фото на документы» в свободное время становится творческой лабораторией. Постепенно фотоколлажи вытесняются документальной и жанровой фотографией. Салиджанов публиковался в узбекистанских и зарубежных изданиях. Участник многих фотоконкурсов, проектов, международных биеннале, в том числе 53-й Венецианской биеннале актуального искусства

- Так получилось, что азиатские цыгане стали главной темой моего творчества, - рассказывает Анзор Бухарский. - К этому я пришел осознанно, когда стал увлекаться жанровой фотографией, отражающей повседневную жизнь. Но то, что я снимаю только цыган, - несколько ошибочное представление. Я снимаю все, в том числе уличную фотографию, натюрморты, свадьбы, с любовью делаю портреты моих близких.

В интернете есть замечательные работы Ляли Кузнецовой, Йозефа Куделки, Себастио Сальгадо, посвященные «цыганской» теме. И здесь, когда тебя повсюду окружают эти люди, - большое сообщество азиатских цыган живет отдельными селами под Бухарой, - понимаешь, что эту чудесную тему можно разрабатывать неторопливо, годами.

Первые мои визиты, естественно, не были встречены цыганами с особым радушием. Всем известно, что они представляют собой маргинальное и достаточно закрытое сообщество, не пускающее чужаков. И какие бы мы ни говорили красивые слова в отношении этого замечательного народа, во всем мире к цыганам относятся настороженно, если не сказать – отрицательно. Бытует мнение, будто наши цыгане - как и российские, и молдавские - воруют, занимаются мошенничеством, гаданием и прочим незаконным отъемом денег у населения. Но здешние оседлые цыгане, принявшие ислам, порой более законопослушны, нежели коренное население. Их жизнь нелегка, и они зарабатывают, как могут, например, сбором вторсырья, но это отдельная тема.

- Но и вы зарабатываете на них?

- Да, пожалуй, я единственный в Бухаре человек, который зарабатывает на цыганах (смеется). Моих цыган печатают в журналах, книгах, за что я получаю гонорары, езжу с «цыганскими» выставками в Россию – первую страну, которая стала выставлять мои работы. Именно благодаря российской аудитории я получил известность в фотографических кругах. В российской печати появились и первые публикации с моим портфолио, первые статьи обо мне, а также мои статьи – о фотографии, о цыганах.

Россияне организовывают мои выставки, мастер-классы, и я очень благодарен моим российским друзьям.

- Сегодня вы известный фотограф, но начинали как художник, отдав этому делу большую часть жизни. О себе вы говорите, как о фотографе-самоучке, при этом немаловажную роль в вашем творчестве всё же играет видение художника. Это прослеживается в ваших работах, представляющих, по мнению российских коллег, «более цветопись, чем светопись», которая ассоциируется с «густым, напряженным, «модулированным» локальным цветом Сезанна»…

- Как профессиональный художник, я получил хорошее образование в Бухарском училище искусств, где мне довелось быть учеником замечательных педагогов, окончивших Киевскую и Ленинградскую академии художеств. Они учили нас не только мастерству рисунка, живописи, но и истории искусств – западноевропейского, русского. Я вырос на этом. Потом была учеба в Ташкентском театрально-художественном институте на факультете «театральной декорации», работа в оперном театре.

Вернувшись в Бухару, я занялся своим любимым делом – графикой. И когда обратился к фотографии, меня не нужно было учить законам композиции, которые в фотографии работают почти так же, как и в изобразительном искусстве. Другое дело, что сам переход к фотографии был для меня мучительным. Ведь раньше я продавал свою графику туристам и неплохо зарабатывал, а когда в 2006 году у меня появился хороший, по тем временам, цифровой фотоаппарат и я серьезно увлекся фотографией, то стремительно обнищал. Источник дохода, за счет которого держалась моя семья, в одночасье иссяк. Друзья, семья, мама - все умоляли: «Вернись, пусть фотография существует как хобби, но продолжай рисовать!» Но когда я погрузился в фотографию, я понял, что абсолютно не хочу рисовать.

Обычно художники презрительно отзываются о фотографии. Когда мы учились, нам говорили: ну, фотограф делает картинку одним нажатием кнопки, тогда как мы, художники, сначала создаем ее в сердце, потом в мозгу, а затем уже творим. Неправда! У фотографа совершенно другое видение, другая реакция и другой образ мыслей. Я имею право так говорить, потому что, будучи художником, занимаюсь творческой фотографией.

Снимая повседневную жизнь, придя к жанровой фотографии, я нуждался в векторе, дающем направление. Я учился на русской фотографии, перемолотив огромную массу снимков в интернете и, прежде всего, выделяю Георгия Пинхасова, которого считаю своим учителем в цвете; Сергея Максимишина, на фотографии которого я опирался в его умении выстраивать кадр, создавать фотоистории. Но если говорить об учителе, который давал советы и учил примером, - это Сергей Анатольевич Осьмачкин, старейший российский фотограф, известный фотожурналист, мой близкий друг. Кстати, он подарил мне мою первую цифровую «зеркалку», которой я пользуюсь по сей день.

- И вас совсем не тянет рисовать?

- Я храню свои старые живописные и графические работы, фотоколлажи, иногда с ностальгией их перебираю, бывает, руки чешутся взяться за кисть, карандаш, но какой-то внутренний барьер меня останавливает. Видимо, чтобы вернуться к изобразительному творчеству, нужно вновь пережить что-то очень сильное…

- Чем, по-вашему, живет сегодня узбекская фотография?

- Повторюсь, как в других интервью: я не стал бы говорить об узбекской фотографии как о явлении. Скорее, это массовое увлечение фотолюбителей. Многие занимаются коммерческой фотографией: свадебной, студийной, всякого рода «love story». Людей же, снимающих документальную, стрит-фотографию, можно пересчитать по пальцам. Я говорю не о тех, кто выходит с фотокамерой по выходным или праздникам и делает несколько фотографий для себя, а о тех, кто работает постоянно. Среди них, кого знаю лично, – старейший ташкентский мастер Виктор Иванович Ан, Михаил Головачев, Ленур Ахметов, Умида Ахмедова. Ну и, слава Богу, есть я, Анзор Бухарский, который покорно служит этому искусству и надеется никогда не свернуть с выбранного пути. Не ошибусь, если скажу, что являюсь лицом узбекской фотографии (смеется).

- Но у нас есть еще и так называемое актуальное искусство?

- В Центральной Азии существует костяк «современных художников» из Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, занимающихся концептуальным искусством, которые хорошо знают, где и как дают гранты. Под эти гранты они предлагают проекты, как правило, высосанные из пальца – на основе информации из книг, интернета, которую они слегка перерабатывают, меняют название и выдают за «свое».

В этот «круг» невозможно попасть человеку со стороны. И когда в 2009 году я оказался в числе «молодых художников» на 53-й Венецианской биеннале, они все удивленно на меня смотрели, мол, откуда ты такой взялся. А я их и знать не знал, поскольку никогда не занимался «современным искусством», и на биеннале попал благодаря интернету: куратор Центральноазиатского павильона случайно наткнулась на мои фотоколлажи, и организаторы пригласили меня в Венецию.

Позже я понял причину недоумения по поводу моего участия в биеннале. Дело в том, что это устоявшаяся региональная группа (три-четыре человека из Ташкента, семь-восемь – из Казахстана, столько же – из Кыргызстана, человека три – из Таджикистана), и все они по очереди ездят на ту или иную выставку, показывая свои «проекты», и следят за тем, где мелькнет тот или иной грант. И если я вдруг на «халяву» захочу куда-нибудь «прокатиться», то я более чем уверен, что мне туда дорога заказана.

Причем так называемые современные художники не пошевелят и пальцем, чтобы сделать что-то для истории, работая в жанре «однодневного искусства». И такая тенденция характерна для современного искусства во всем мире, когда даже бывшие домохозяйки, беря в руки фотогаджет, становятся «концептуальными художниками». Скажем, автор снимает в разных местах унитазы, потом пишет «концепцию», где по цвету следов испражнений на фаянсе, по их оттенку можно судить о том, что едят люди в той или иной стране. Дарю эту тему, если вдруг решите заняться концептуальным искусством (смеется). Главное, чтобы все было аккуратно выстроено в хронологическом, смысловом или каком еще порядке, приправлено «концептуальным соусом». Многое потом очень даже хорошо продаётся. И это при том что поистине высокопрофессиональные художники с большой буквы, порой никому не известные, прозябают в нищете, пока аферисты от искусства возят по миру свои проекты-однодневки.

- Анзор, вы называете себя «сетевым фотографом». Собственно, известность пришла к вам благодаря интернету: начав практически с нуля, вы за короткий срок стали узнаваемым фотографом. Прямо «феномен Бухарского» какой-то!

- В узких фотографических кругах (смеется). Выставляясь на фотосайтах, я решил придумать себе псевдоним и поначалу был «Бэтманом» – простенько и со вкусом. А поскольку публиковал фотографии с характерными для Средней Азии национальными типажами: в тюбетейках, чапанах, на ишачках - то, чтобы обозначить место, где живу, со временем добавил – Бухарский. Позже я вернулся к своему настоящему имени и с 2008 года решил, что во всех публикациях и на выставках буду Анзором Бухарским. И сетевым фотографом я стал благодаря интернету. На мой взгляд, это новый, зарождающийся жанр фотографии. Уверен, что со временем все фотографы станут сетевыми, как полностью сетевой станет и журналистика.

Так получилось, что интернет не просто часть моей жизни, а ее огромная составляющая. Это и моя библиотека, и моя аудитория, и круг моих знакомых, друзей. Интернет занимает две трети моей жизни. Я не из тех людей, которые плачут по старым временам, говоря, «как раньше было замечательно общаться вживую, чего мы лишены сегодня». В Бухаре общаться стало не с кем – девяносто процентов моих друзей уехали в Россию, остальные разъехались по всему миру, единственное средство общения с ними – интернет. При этом я обрел множество новых друзей и поклонников своего творчества.

- А социальные сети раскрыли еще одну грань вашего таланта – дар рассказчика. Теперь ваши друзья в «Фейсбуке» ежедневно читают зарисовки Анзора Бухарского о Бухаре и ее жителях, которые «тянут» на небольшие рассказы. Нет ли желания попробовать себя в литературе?

- На самом деле, это всего лишь попытка диалога с моими друзьями, которых у меня на «Фейсбуке» более четырех тысяч, включая подписчиков. Со многими из них я состою в личной переписке. И когда я делаю эти зарисовки, то во мне, наверное, играет восточная кровь некоего азиатского акына, который описывает все, что видит вокруг.

Бегая по утрам или просто прогуливаясь, я вижу массу забавных маленьких происшествий, которые большинство людей не замечает, но мне, как художнику, они бросаются в глаза и врезаются в память. Чтобы не забыть, я быстренько, прибежав домой, записываю эти впечатления на компьютер, а наиболее, на мой взгляд, интересные зарисовки выкладываю в сеть.

Расскажу одну историю. Я давно мечтал о сенсорном телефоне с фотокамерой хорошего разрешения, чтобы всегда иметь его при себе и фотографировать всё замечательное, что тебя окружает, поскольку невозможно всюду носить с собой огромную «зеркалку». Однажды я просто написал, как мечтаю об «айфоне». Господа, вы не поверите, мои поклонники из Кузбасса прислали мне на днях вот этот телефон (показывает). Андрей, Виталий, спасибо вам!

Получается, что виртуальное общение вдруг материализуется! Многие недооценивают могущество интернета. А в интернете постоянно зарождаются какие-то идеи, на первый взгляд, совершенно бредовые, которые при большом желании воплощаются в жизнь. Благодаря интернету получились мои чудесные выставки в Москве в галерее ИТАР-ТАСС, в Новосибирске, Барнауле и других городах. Почти вся моя фототехника – штатив, фотокамеры, объективы – подарена мне друзьями, сам бы я не смог все это приобрести.

- Как сегодня живется Анзору Бухарскому в благословенной Бухаре?

- Я как марсианин, не состою ни в каких творческих сообществах. Есть у меня пара друзей-фотографов, занимающихся свадебной и студийной фотографией. Кстати, я и сам с удовольствием снимаю свадьбы и детские утренники. На сегодняшний день это, пожалуй, единственный для меня реальный доход. Документальная фотография сегодня не востребована не только в Бухаре или Ташкенте, но и, пожалуй, нигде в мире. Я нахожу подтверждение этому, общаясь со своими российскими коллегами. Если в начале девяностых на волне бума, поднятого падением «железного занавеса», документальное фото, подогреваемое интересом к доселе «чуждым» и неизвестным культурам, было востребовано, то сегодня, с упадком журналистики во всем мире, оно теряет свое значение. А фотографы-документалисты снимают, большей частью, для себя и своих друзей, радуясь от осознания того, что сделали хорошие фотографии…

- Традиционный вопрос: ваши планы на будущее?

- В октябре и ноябре меня приглашают в Россию – членом жюри двух больших фотоконкурсов. Есть и грандиозные долгосрочные планы. Хочу накопить денег на фотоаппарат моей мечты. Путешествовать по миру, устраивать выставки. Что касается личной жизни, хотелось бы встретить женщину, которая будет относиться с пониманием к тому, чем я занимаюсь, ибо быть спутницей жизни творческого человека непросто…

Павел Кравец, Бухара - Ташкент

Фотографии Анзора Бухарского — в Галерее.Ферганы.Ру

Международное информационное агентство «Фергана»



«Сетевой фотограф» Анзор Бухарский: «Документальная фотография сегодня нигде не востребована»
2013-09-13 11:05 Павел Кравец

Фотографии Анзора Бухарского — в Галерее.Ферганы.Ру

Известность к узбекскому фотографу Анзору Бухарскому (Салиджанову) пришла благодаря «всемирной паутине»: все свои фотографии он размещает в интернете, в том числе знаменитую серию о жизни среднеазиатских цыган-люли. Недолго занимаясь фотографией, Бухарский стремительно обрел многочисленных поклонников. И это не удивительно – работы автора из древней Бухары, в недавнем прошлом профессионального художника, отличают неповторимая игра цвета, света и тени. Бухарский, по его признанию, ищет «рембрандтовский свет», наверное, поэтому многие его «полотна» палитрой напоминают картины «старых голландцев»…

Из досье фотографа:

Салиджанов Анзор Анварович, родился в 1968 году в Ташкенте. С 1975 года постоянно проживает в Бухаре. Фотографией интересуется со школы. Первым фотоаппаратом был «Смена 8М». После окончания училища искусств в Бухаре учился в Ташкентском театрально-художественном институте на факультете «театральной декорации». Работал художником-декоратором в ГАБТ имени А.Навои в Ташкенте, участвовал в выставках молодых художников в республике. С 2006 г. увлечение фотографией перерастает в основную профессию. Студия «Фото на документы» в свободное время становится творческой лабораторией. Постепенно фотоколлажи вытесняются документальной и жанровой фотографией. Салиджанов публиковался в узбекистанских и зарубежных изданиях. Участник многих фотоконкурсов, проектов, международных биеннале, в том числе 53-й Венецианской биеннале актуального искусства

- Так получилось, что азиатские цыгане стали главной темой моего творчества, - рассказывает Анзор Бухарский. - К этому я пришел осознанно, когда стал увлекаться жанровой фотографией, отражающей повседневную жизнь. Но то, что я снимаю только цыган, - несколько ошибочное представление. Я снимаю все, в том числе уличную фотографию, натюрморты, свадьбы, с любовью делаю портреты моих близких.

В интернете есть замечательные работы Ляли Кузнецовой, Йозефа Куделки, Себастио Сальгадо, посвященные «цыганской» теме. И здесь, когда тебя повсюду окружают эти люди, - большое сообщество азиатских цыган живет отдельными селами под Бухарой, - понимаешь, что эту чудесную тему можно разрабатывать неторопливо, годами.


Первые мои визиты, естественно, не были встречены цыганами с особым радушием. Всем известно, что они представляют собой маргинальное и достаточно закрытое сообщество, не пускающее чужаков. И какие бы мы ни говорили красивые слова в отношении этого замечательного народа, во всем мире к цыганам относятся настороженно, если не сказать – отрицательно. Бытует мнение, будто наши цыгане - как и российские, и молдавские - воруют, занимаются мошенничеством, гаданием и прочим незаконным отъемом денег у населения. Но здешние оседлые цыгане, принявшие ислам, порой более законопослушны, нежели коренное население. Их жизнь нелегка, и они зарабатывают, как могут, например, сбором вторсырья, но это отдельная тема.

- Но и вы зарабатываете на них?

- Да, пожалуй, я единственный в Бухаре человек, который зарабатывает на цыганах (смеется). Моих цыган печатают в журналах, книгах, за что я получаю гонорары, езжу с «цыганскими» выставками в Россию – первую страну, которая стала выставлять мои работы. Именно благодаря российской аудитории я получил известность в фотографических кругах. В российской печати появились и первые публикации с моим портфолио, первые статьи обо мне, а также мои статьи – о фотографии, о цыганах.

Россияне организовывают мои выставки, мастер-классы, и я очень благодарен моим российским друзьям.

- Сегодня вы известный фотограф, но начинали как художник, отдав этому делу большую часть жизни. О себе вы говорите, как о фотографе-самоучке, при этом немаловажную роль в вашем творчестве всё же играет видение художника. Это прослеживается в ваших работах, представляющих, по мнению российских коллег, «более цветопись, чем светопись», которая ассоциируется с «густым, напряженным, «модулированным» локальным цветом Сезанна»…

- Как профессиональный художник, я получил хорошее образование в Бухарском училище искусств, где мне довелось быть учеником замечательных педагогов, окончивших Киевскую и Ленинградскую академии художеств. Они учили нас не только мастерству рисунка, живописи, но и истории искусств – западноевропейского, русского. Я вырос на этом. Потом была учеба в Ташкентском театрально-художественном институте на факультете «театральной декорации», работа в оперном театре.

Вернувшись в Бухару, я занялся своим любимым делом – графикой. И когда обратился к фотографии, меня не нужно было учить законам композиции, которые в фотографии работают почти так же, как и в изобразительном искусстве. Другое дело, что сам переход к фотографии был для меня мучительным. Ведь раньше я продавал свою графику туристам и неплохо зарабатывал, а когда в 2006 году у меня появился хороший, по тем временам, цифровой фотоаппарат и я серьезно увлекся фотографией, то стремительно обнищал. Источник дохода, за счет которого держалась моя семья, в одночасье иссяк. Друзья, семья, мама - все умоляли: «Вернись, пусть фотография существует как хобби, но продолжай рисовать!» Но когда я погрузился в фотографию, я понял, что абсолютно не хочу рисовать.

Обычно художники презрительно отзываются о фотографии. Когда мы учились, нам говорили: ну, фотограф делает картинку одним нажатием кнопки, тогда как мы, художники, сначала создаем ее в сердце, потом в мозгу, а затем уже творим. Неправда! У фотографа совершенно другое видение, другая реакция и другой образ мыслей. Я имею право так говорить, потому что, будучи художником, занимаюсь творческой фотографией.

Снимая повседневную жизнь, придя к жанровой фотографии, я нуждался в векторе, дающем направление. Я учился на русской фотографии, перемолотив огромную массу снимков в интернете и, прежде всего, выделяю Георгия Пинхасова, которого считаю своим учителем в цвете; Сергея Максимишина, на фотографии которого я опирался в его умении выстраивать кадр, создавать фотоистории. Но если говорить об учителе, который давал советы и учил примером, - это Сергей Анатольевич Осьмачкин, старейший российский фотограф, известный фотожурналист, мой близкий друг. Кстати, он подарил мне мою первую цифровую «зеркалку», которой я пользуюсь по сей день.

- И вас совсем не тянет рисовать?

- Я храню свои старые живописные и графические работы, фотоколлажи, иногда с ностальгией их перебираю, бывает, руки чешутся взяться за кисть, карандаш, но какой-то внутренний барьер меня останавливает. Видимо, чтобы вернуться к изобразительному творчеству, нужно вновь пережить что-то очень сильное…

- Чем, по-вашему, живет сегодня узбекская фотография?

- Повторюсь, как в других интервью: я не стал бы говорить об узбекской фотографии как о явлении. Скорее, это массовое увлечение фотолюбителей. Многие занимаются коммерческой фотографией: свадебной, студийной, всякого рода «love story». Людей же, снимающих документальную, стрит-фотографию, можно пересчитать по пальцам. Я говорю не о тех, кто выходит с фотокамерой по выходным или праздникам и делает несколько фотографий для себя, а о тех, кто работает постоянно. Среди них, кого знаю лично, – старейший ташкентский мастер Виктор Иванович Ан, Михаил Головачев, Ленур Ахметов, Умида Ахмедова. Ну и, слава Богу, есть я, Анзор Бухарский, который покорно служит этому искусству и надеется никогда не свернуть с выбранного пути. Не ошибусь, если скажу, что являюсь лицом узбекской фотографии (смеется).

- Но у нас есть еще и так называемое актуальное искусство?

- В Центральной Азии существует костяк «современных художников» из Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, занимающихся концептуальным искусством, которые хорошо знают, где и как дают гранты. Под эти гранты они предлагают проекты, как правило, высосанные из пальца – на основе информации из книг, интернета, которую они слегка перерабатывают, меняют название и выдают за «свое».

В этот «круг» невозможно попасть человеку со стороны. И когда в 2009 году я оказался в числе «молодых художников» на 53-й Венецианской биеннале, они все удивленно на меня смотрели, мол, откуда ты такой взялся. А я их и знать не знал, поскольку никогда не занимался «современным искусством», и на биеннале попал благодаря интернету: куратор Центральноазиатского павильона случайно наткнулась на мои фотоколлажи, и организаторы пригласили меня в Венецию.

Позже я понял причину недоумения по поводу моего участия в биеннале. Дело в том, что это устоявшаяся региональная группа (три-четыре человека из Ташкента, семь-восемь – из Казахстана, столько же – из Кыргызстана, человека три – из Таджикистана), и все они по очереди ездят на ту или иную выставку, показывая свои «проекты», и следят за тем, где мелькнет тот или иной грант. И если я вдруг на «халяву» захочу куда-нибудь «прокатиться», то я более чем уверен, что мне туда дорога заказана.

Причем так называемые современные художники не пошевелят и пальцем, чтобы сделать что-то для истории, работая в жанре «однодневного искусства». И такая тенденция характерна для современного искусства во всем мире, когда даже бывшие домохозяйки, беря в руки фотогаджет, становятся «концептуальными художниками». Скажем, автор снимает в разных местах унитазы, потом пишет «концепцию», где по цвету следов испражнений на фаянсе, по их оттенку можно судить о том, что едят люди в той или иной стране. Дарю эту тему, если вдруг решите заняться концептуальным искусством (смеется). Главное, чтобы все было аккуратно выстроено в хронологическом, смысловом или каком еще порядке, приправлено «концептуальным соусом». Многое потом очень даже хорошо продаётся. И это при том что поистине высокопрофессиональные художники с большой буквы, порой никому не известные, прозябают в нищете, пока аферисты от искусства возят по миру свои проекты-однодневки.

- Анзор, вы называете себя «сетевым фотографом». Собственно, известность пришла к вам благодаря интернету: начав практически с нуля, вы за короткий срок стали узнаваемым фотографом. Прямо «феномен Бухарского» какой-то!

- В узких фотографических кругах (смеется). Выставляясь на фотосайтах, я решил придумать себе псевдоним и поначалу был «Бэтманом» – простенько и со вкусом. А поскольку публиковал фотографии с характерными для Средней Азии национальными типажами: в тюбетейках, чапанах, на ишачках - то, чтобы обозначить место, где живу, со временем добавил – Бухарский. Позже я вернулся к своему настоящему имени и с 2008 года решил, что во всех публикациях и на выставках буду Анзором Бухарским. И сетевым фотографом я стал благодаря интернету. На мой взгляд, это новый, зарождающийся жанр фотографии. Уверен, что со временем все фотографы станут сетевыми, как полностью сетевой станет и журналистика.

Так получилось, что интернет не просто часть моей жизни, а ее огромная составляющая. Это и моя библиотека, и моя аудитория, и круг моих знакомых, друзей. Интернет занимает две трети моей жизни. Я не из тех людей, которые плачут по старым временам, говоря, «как раньше было замечательно общаться вживую, чего мы лишены сегодня». В Бухаре общаться стало не с кем – девяносто процентов моих друзей уехали в Россию, остальные разъехались по всему миру, единственное средство общения с ними – интернет. При этом я обрел множество новых друзей и поклонников своего творчества.

- А социальные сети раскрыли еще одну грань вашего таланта – дар рассказчика. Теперь ваши друзья в «Фейсбуке» ежедневно читают зарисовки Анзора Бухарского о Бухаре и ее жителях, которые «тянут» на небольшие рассказы. Нет ли желания попробовать себя в литературе?

- На самом деле, это всего лишь попытка диалога с моими друзьями, которых у меня на «Фейсбуке» более четырех тысяч, включая подписчиков. Со многими из них я состою в личной переписке. И когда я делаю эти зарисовки, то во мне, наверное, играет восточная кровь некоего азиатского акына, который описывает все, что видит вокруг.

Бегая по утрам или просто прогуливаясь, я вижу массу забавных маленьких происшествий, которые большинство людей не замечает, но мне, как художнику, они бросаются в глаза и врезаются в память. Чтобы не забыть, я быстренько, прибежав домой, записываю эти впечатления на компьютер, а наиболее, на мой взгляд, интересные зарисовки выкладываю в сеть.

Расскажу одну историю. Я давно мечтал о сенсорном телефоне с фотокамерой хорошего разрешения, чтобы всегда иметь его при себе и фотографировать всё замечательное, что тебя окружает, поскольку невозможно всюду носить с собой огромную «зеркалку». Однажды я просто написал, как мечтаю об «айфоне». Господа, вы не поверите, мои поклонники из Кузбасса прислали мне на днях вот этот телефон (показывает). Андрей, Виталий, спасибо вам!

Получается, что виртуальное общение вдруг материализуется! Многие недооценивают могущество интернета. А в интернете постоянно зарождаются какие-то идеи, на первый взгляд, совершенно бредовые, которые при большом желании воплощаются в жизнь. Благодаря интернету получились мои чудесные выставки в Москве в галерее ИТАР-ТАСС, в Новосибирске, Барнауле и других городах. Почти вся моя фототехника – штатив, фотокамеры, объективы – подарена мне друзьями, сам бы я не смог все это приобрести.

- Как сегодня живется Анзору Бухарскому в благословенной Бухаре?

- Я как марсианин, не состою ни в каких творческих сообществах. Есть у меня пара друзей-фотографов, занимающихся свадебной и студийной фотографией. Кстати, я и сам с удовольствием снимаю свадьбы и детские утренники. На сегодняшний день это, пожалуй, единственный для меня реальный доход. Документальная фотография сегодня не востребована не только в Бухаре или Ташкенте, но и, пожалуй, нигде в мире. Я нахожу подтверждение этому, общаясь со своими российскими коллегами. Если в начале девяностых на волне бума, поднятого падением «железного занавеса», документальное фото, подогреваемое интересом к доселе «чуждым» и неизвестным культурам, было востребовано, то сегодня, с упадком журналистики во всем мире, оно теряет свое значение. А фотографы-документалисты снимают, большей частью, для себя и своих друзей, радуясь от осознания того, что сделали хорошие фотографии…

- Традиционный вопрос: ваши планы на будущее?

- В октябре и ноябре меня приглашают в Россию – членом жюри двух больших фотоконкурсов. Есть и грандиозные долгосрочные планы. Хочу накопить денег на фотоаппарат моей мечты. Путешествовать по миру, устраивать выставки. Что касается личной жизни, хотелось бы встретить женщину, которая будет относиться с пониманием к тому, чем я занимаюсь, ибо быть спутницей жизни творческого человека непросто…

Павел Кравец, Бухара - Ташкент

Фотографии Анзора Бухарского — в Галерее.Ферганы.Ру

Международное информационное агентство «Фергана»



Туркменистан: В Институте культуры запретили преподавание на русском языке
2013-09-13 13:16 ИА Фергана.Ру

На собрании профессорско-преподавательского состава, которое прошло в Туркменском государственном институте культуры, было заявлено о полном отказе от преподавания на русском языке, сообщает «Хроника Туркменистана». Теперь все предметы будут вестись на туркменском языке, кроме собственно предмета «русский язык».

В Институте культуры готовят специалистов по направлениям «Театральное искусство», «Библиотековедение и музейное дело», «Актерское искусство и режиссура», «Организация и постановка культурно-досуговых мероприятий».

Главная проблема, которая встала перед преподавателями, - отсутствие учебников. За все годы независимости не были переведены с русского на туркменский учебники по таким предметам, как режиссура, музыка в кино, актерское мастерство, театральное искусство, история театра. Как можно будет вести преподавание на туркменском, если все учебники написаны по-русски, а часть из них издана еще в советское время, - непонятно.

Преподаватели института полагают, что распоряжение полностью перейти на туркменский язык пришло либо из Министерства культуры, либо из Министерства образования: сам ректор в курсе ситуации с учебниками и вряд ли по своей инициативе пошел бы на такой шаг.

Заметим, что отсутствие государственного внимания к учебникам никак не сказывается на бесконечных переизданиях книг о президенте на разных языках. Так, недавно в Государственном университете им. Махтумкули состоялась презентация книги «Внук, воплощающий мечту деда» (о президенте Бердымухамедове) на японском языке. Книга была издана накануне визита президента Туркмении в Японию.

Международное информационное агентство «Фергана»



В Кыргызстане прошел 13-й саммит Шанхайской организации сотрудничества
2013-09-13 15:02 ИА Фергана.Ру

В пятницу, 13 сентября 2013 года, в Кыргызстане прошел 13-й саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

В нем приняли участие главы государств-членов ШОС: председатель Китая Си Цзиньпин, президенты России Владимир Путин, Казахстана Нурсултан Назарбаев, Таджикистана Эмомали Рахмон и Узбекистана Ислам Каримов. Кроме того, на заседании присутствовали главы стран-наблюдателей ШОС: президент Афганистана Хамид Карзай, Ирана Хасан Роухани и Монголии Цахиагийн Элбэгдорж, а также представители Индии и Пакистана, генеральный секретарь ШОС Дмитрий Мезенцев, генсекретарь ЕврАзЭС Таир Мансуров, исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, спецпредставитель Генерального секретаря ООН - глава миссии ООН по содействию Афганистану Ян Кубиш и директор Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС Чжан Синьфэн.


Саммит ШОС в Бишкеке. Фото РИА Новости

Сначала лидеры стран-участниц ШОС провели встречу в узком составе, затем - в расширенном. Как сообщает РИА Новости, на повестке дня были угрозы региональной безопасности в свете предстоящего вывода войск антитеррористической коалиции из Афганистана в 2014 году, ситуация в Сирии, иранская ядерная программа, российское предложение об учреждении Фонда развития ШОС, китайская инициатива о формировании Банка развития ШОС и другие темы.

В частности, президент Кыргызстана призвал к незамедлительному прекращению огня и урегулированию ситуации в Сирии исключительно мирным путем. Его поддержал Нурсултан Назарбаев, заявив, что «Казахстан озабочен в связи с применением химического оружия в Сирии, но возможности для дипломатического решения вопроса не исчерпаны. Мы поддерживаем инициативу России о передаче химоружия под международный контроль. Это выход из положения. Весь мир выиграет от мира в Сирии», цитирует РБК.

Владимир Путин отметил, что серьезные намерения правительства Сирии идти по пути передачи химоружия под международный контроль подтверждаются: «Сирия с сегодняшнего дня - полноценный участник Конвенции о запрещении химоружия». «Мы считаем недопустимым любое военное вмешательство в Сирию извне без санкций ООН», — сказал Путин.

Позицию Россию поддержали и другие члены ШОС. «Мы выступаем за политическое решение гражданской войны в Сирии, которая продолжается более двух лет… Мы поддерживаем инициативу России о передаче химических ресурсов Сирии под международный контроль. Очень важно исключить вариант выхода сирийского кризиса за пределы самой Сирии», - цитирует Ислама Каримова 24.kg.

Президент Ирана Хасан Роухани, заявив, что «вооружение и доступ экстремистских группировок к химическому оружию является самой большой угрозой в мире», добавил, что Иран выступает за уничтожение всех видов ядерного оружия в регионе. «Мы считаем, что ситуация в Сирии должна решаться политическим путем и без военного иностранного вмешательства. Все влиятельные и заинтересованные стороны должны вести конструктивный диалог в этом направлении. Иран является противником производства, хранения и использования ядерного оружия и оружия массового поражения, и ШОС может стать авангардом этого всемирного движения», - считает Роухани.

В свою очередь, президент Афганистана сообщил, что его страна «стоит на тропе борьбы с терроризмом», и выразил надежду, что страны Центральной и Южной Азии совместно решат проблемы терроризма и незаконного оборота наркотиков. «Первоначально они находятся под нашей ответственностью. Мировое сообщество обеспокоено выводом войск в 2014 году из Афганистана. Мы должны настроиться на стабильность. Надеюсь, члены ШОС присоединятся к нам для установления мира», - сказал Хамид Карзай.

Оценки ситуации в мире были закреплены в итоговой декларации. «Мы договорились бороться с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, достигнуты договоренности в экономической и социально-культурной сферах», - сказал Алмазбек Атамбаев.

В декларацию был внесен также пункт о том, что ШОС считает неприемлемыми угрозы применения военной силы и односторонних санкций отдельных государств против Ирана: развитие событий по конфронтационному сценарию чревато серьезными непредсказуемыми последствиями как для всего региона, так и для международного мира и безопасности в целом. В декларации государства ШОС призывают все страны проявить максимально ответственный подход и сдержанность, избегать заявлений и действий, ведущих к дальнейшему нагнетанию конфронтации.

Кроме того, в Бишкекской декларации сказано, что страны намерены бороться с использованием информационных технологий с целью подрыва политической и экономической безопасности.


Саммит ШОС в Бишкеке. Фото РИА Новости

Поднималась на саммите и водная проблема. Президент Казахстана заявил, что этот вопрос не нужно замалчивать, его следует решать совместно с заинтересованными сторонами. «Мы призываем открыто говорить о водной проблеме. Мы готовы к дальнейшему взаимодействию и диалогу. Никто, кроме нас, не решит этот вопрос», - сказал Назарбаев.

Президент Узбекистана выразил, в частности, озабоченность проблемой высыхания Аральского моря. «Проблема высыхания Арала сегодня является очень острой. Нужно усилить международное внимание к этой проблеме. Речь идет о сохранении здоровья 50 миллионов человек. Нельзя допустить этой катастрофы. Необходимо установить контакты между ШОС и международным фондом по сохранению Арала, привлечь средства для предотвращения международной катастрофы», - сказал Каримов.

Владимир Путин призвал продолжить работу по принятию в ШОС новых стран. По его словам, при этом должны быть обеспечены коренные интересы государств-основателей ШОС, а при принятии новых членов в ШОС решения должны приниматься неизменно консенсусом, передает Российская газета.

Кроме того, президент России предложил уделить приоритетное внимание формированию общей транспортной системы ШОС. Он напомнил, что Россия приступает к модернизации Транссибирской железнодорожной магистрали и БАМа. А Си Цзиньпин предложил открыть транспортный коридор от Центральной Азии до Персидского залива.

По итогам саммита, кроме Бишкекской декларации, были подписаны план действия на 2013-2017 годы по реализации договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между странами ШОС, доклад генсека ШОС о деятельности организации за 2012 год, аналогичный отчет совета РАТС ШОС и соглашение между правительствами о научно-техническом сотрудничестве.

По завершении саммита президенты проведут двусторонние встречи. Председательство в ШОС перешло Таджикистану, соответственно, следующий саммит пройдет в Душанбе в 2014 году.

Напомним, Шанхайская организация сотрудничества была создана 15 июня 2001 года. В нее входят Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателей имеют Монголия, Индия, Иран, Пакистан и Афганистан. Статус партнеров по диалогу - Белоруссия, Шри-Ланка и Турция. ШОС имеет два постоянно действующих органа - Секретариат в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте. Главные экономические инструменты - Деловой Совет и Межбанковское объединение ШОС. Официальные рабочие языки - русский и китайский. Сайт организации - ИнфоШОС.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Ташкентские больницы пустеют – врачей массово вывозят на сбор хлопка, пациентов срочно выписывают
2013-09-13 16:27 ИА Фергана.Ру

С началом хлопкоуборочной кампании в клиниках столицы Узбекистана резко сократилось количество медицинского персонала – специалистов массово вывозят на поля.

Как сообщает Uznews.net, в ташкентских больницах отменяют плановые операции и прекращают прием даже экстренных больных. К примеру, в 1-й Республиканской клинической больнице (бывшая больница Главташкентстроя) прекратили прием пациентов, а тех, кто успел лечь в стационар, выписывают, даже если их лечение еще не завершено.

По словам одного из врача первой РКБ, «на хлопок забирают всех, даже хирургов и реаниматологов. В больнице остается около 30 процентов персонала». Первыми на поля отправились практикующие в клинике заведующие отделениями и учебными кафедрами Ташкентской медицинской академии – им поручено организовать прием и размещение в бараках других сотрудников больницы.

Аналогичная ситуация, по данным независимого веб-сайта, сложилась и в других клиниках Ташкента.

«На поля вывозят ведущих специалистов — хирургов, реаниматологов, травматологов, инфекционистов, кардиологов. Кто будет оказывать людям экстренную медицинскую помощь, если все будут на хлопке?», - восклицает собеседник веб-сайта из Центра экстренной помощи (бывшая 16-я горбольница).

Не избежали хлопковой мобилизации и сотрудники станций «Скорой помощи». Впрочем, не впервые: осенью прошлого года команды неотложки приезжали по вызову в усеченном виде — только фельдшер, без врача.

Примечательно, что о массовом вывозе горожан на поля сообщают даже ангажированные властью СМИ, правда, они при этом утверждают, что люди привлекаются в добровольном порядке. «К уборке урожая хлопка приступили фермерские хозяйства Наманганской области Узбекистана. Им будут помогать привлеченные добровольные помощники. Всего, по данным пресс-службы областного хокимията (администрации), планируется привлечь свыше 180 тысяч человек – студентов трех вузов, работников всех предприятий, организаций, учреждений области», - сообщает Узинформ. Издание сообщает, что для сборщиков «заблаговременно подготовлены места ночлега, созданы необходимые бытовые условия, решены вопросы питания и культурного досуга, медицинского обслуживания, охраны общественного порядка. Цена каждого сданного на хирман килограмма хлопка ныне возросла до 210 сумов ($0,9). При этом за всеми привлеченными на сбор урожая полностью сохраняется заработная плата по месту работы. Кроме того, лучших сборщиков ждут солидные премии и ценные подарки».

О том, как в действительности в Узбекистане проходит хлопкоуборочная кампания, можно узнать из материалов спецпроекта «Ферганы» «Хлопок»

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное