Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии


Таджикистан и Россия: Проблемы существования диаспор в инокультурной и иноверческой среде

29.03.2007 10:50 msk   В.Дубовицкий

Из известных проектов государственного строительства, осуществляемых в Республике Таджикистан после 1991 года, крупнейшими являются три: «исламский», «светский» (национально-консервативный), а также «либерально-демократический». К крупным проектам другого уровня можно также отнести «исмаилитский» и «арийский».

Что касается современной России, то здесь, рассматривая эквивалентные национальные проекты того же исторического периода, можно говорить о «либерально-демократическом», «государственническом» и «национально-патриотическом» проектах. В силу догматической специфики православия, последовательно отвергающего прямое участие в политической власти и приемлющего лишь духовное окормление власть предержащих, в России не возникает проектов подобных «исламскому». Однако «православный проект» неминуемо присутствует в качестве компонента (большего или меньшего) в различных вариантах «государственнического» и «национально-патриотического» проектов. О подобном же компонентном присутствии в различных вариантах названного российского проекта можно говорить и ведя речь об «арийстве», более известном в России в рамках движения «неоязычества».

Сразу оговоримся, что, по нашему мнению, рассмотрение судьбы «либерально-демократических» проектов в Таджикистане, равно как и в России, неперспективно из-за их все большей непопулярности, вызванной чуждой цивилизационной принадлежностью. «Исламский» проект в Таджикистане, вероятно, не имеет самостоятельной перспективы (во всяком случае - в ближайшие два десятилетия) из-за географической и геополитической периферийности самой Средней Азии в мире ислама, что во многом объясняется длительным (от 70 до 259 лет) пребыванием территорий и этносов региона в составе иноцивилизационного государства - Исторической России (Российской империи-Советского Союза). Однако ислам для Таджикистана, равно как и православие для России, является обязательным элементом «государственнического» и особенно «национально-патриотического» проекта. Являясь признанной духовной исторической основой для культуры таджиков и значительной части (до двадцати процентов) россиян, ислам будет играть важную сплачивающую и мобилизующую роль для своих адептов. Эту же функцию выполняет для русских (великороссов, украинцев и белорусов) православие.

Какова же роль национальных российской и таджикской диаспор в осуществлении этих проектов? На наш взгляд, это лучше всего видно на примерах русской (и шире - российской) диаспоры в Таджикистане и таджикской в России, находящихся в поисках оптимальных условий существования в инокультурной и иноверческой среде этих двух стран.

Проблема диаспорального существования со всей остротой возникла для многих народов бывшего Советского Союза сразу после его развала в декабре 1991 года. Так неожиданно за рубежом своей этнической родины оказались 25 млн. русских (великороссов), более 15 млн. украинцев и так далее. Разумеется, что и до этого момента в рамках СССР та или иная часть этносов проживала за пределами территории формирования и расселения своего этнического «ядра», но диаспоральные признаки в период существования «квазиимперии» были смазаны и не осознавались в полной мере. Исключение составляли, пожалуй, лишь этносы-представители «мировых» диаспор: еврейской и армянской, чей диаспоральный опыт насчитывает десятки веков.

За последние четырнадцать лет на территории стран СНГ сформировались устойчивые диаспоры из представителей многих этносов, населяющих его территорию. Во многих из них (например - в русской диаспоре) существует устойчивая тенденция к сокращению численности, связанная с выездом на этническую родину, другие же, как, например, таджикская, динамично увеличиваются.

Русская диаспора представляет собой часть русского населения Таджикской ССР, постоянно проживающего на территории Таджикистана с 1868 года. Накануне обретения независимости Республикой Таджикистан, по данным переписи населения 1989 года, число русскоязычных составляло 388 тысяч человек (7,6 процента от общей численности населения страны). По последней переписи, проведенной в Таджикистане в 2000 году, количество членов русской диаспоры составляет 68,2 тысяч человек (1,1 процента от нынешней численности населения страны) (1). По данным Совета российских соотечественников Таджикистана (СРСТ), численность российской диаспоры в настоящее время еще меньше: русских - не более 45 тысяч, татар и башкир - около 15 тысяч, осетин - около 1 тысячи человек.

Что касается таджикской диаспоры на территории России, то она имеет историю, выходящую за хронологические рамки присоединения Средней Азии к России: уже в начале XVIII века на территории Южного Урала присутствовало значительное количество жителей среднеазиатского происхождения, в том числе «из Бухары и Бадахшана» (2). Судя по всему, это были представители политической эмиграции, бежавшие за пределы среднеазиатских государств в результате борьбы за власть династических и этнических группировок. Исторической реальностью постсоветского периода стало первоначальное формирование таджикской эмиграции по тем же политическим причинам, в результате начавшейся в мае 1992 года гражданской войны. В сентябре-декабре 1992 года в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, а также города юго-востока России прибывают первые беженцы и вынужденные переселенцы-таджики, представители каратегинской и бадахшанской этно-территориальных групп. Большинство из них являлись либо непосредственными участниками демоисламистских политических движений и незаконных вооруженных формирований, либо членами их семей.

С середины 1990-х годов на территорию России начинает выезжать все большее количество трудовых мигрантов, часть из которых оседает в стране на постоянное жительство. Официальные данные Таджикистана по трудовой миграции называют цифру в пределах четырехсот тысяч человек в год, неофициальные источники- от шестисот тысяч до одного миллиона. По некоторым оценкам миссии ОБСЕ, сделанным в 2003 году, до одной трети мигрантов из Таджикистана стараются закрепиться на территории России на постоянное жительство. Какова же роль названной диаспоры в осуществлении упомянутых национальных проектов как в России, так и в Таджикистане?

Начнем с того, что все более увеличивающаяся трехсоттысячная таджикская диаспора в России, равно как и питающая ее трудовая миграция, дает своей этнической родине гигантские средства для осуществления любого проекта - по некоторым данным, до 1 млрд. в год, что равняется трем республиканским бюджетам. Но одновременно вторым объективным фактором существования многочисленной таджикской миграции является исключение из политической жизни республики значительной части ее населения, что не может не сказаться на темпах и результатах осуществления тех или иных национальных проектов в Таджикистане.

Что касается участия таджикской диаспоры в осуществлении российских национальных проектов, то помимо чисто экономического вклада, она являет собой положительный пример мирных и трудолюбивых мусульман, не связанных с войной и экстремизмом и не претендующих (подобно диаспорам кавказских народов, исповедующих ислам) на важные ниши в экономике, не поддерживающих сепаратизм своих этнических образований или создание исламского халифата за счет территории России. Таким образом, существование и деятельность таджикской диаспоры в России является вполне органичным компонентом в осуществлении «государственнического» проекта.

Но наиболее интересной роль таджикской диаспоры может быть при осуществлении «национально-патриотического» проекта, который, на наш взгляд, в условиях ужесточающегося противостояния западной и мусульманской цивилизаций может стать развитием «государственнического» проекта, как в России, так и в Таджикистане. В этом случае, для духовного и исторического обеспечения проектов в обеих странах необходимо подключение не только потенциала ныне исповедуемых религий (ислама и православия), но и более древних ресурсов духовности, даже в значительной степени реконструируемых и мифологизированных. Характерно, что для обоих проектов существует одна основа в виде арийства, проблемы которого активно разрабатываются как научными, так и эзотерическими кругами. В качестве научного направления можно назвать «работы вокруг Синташтинского комплекса, Аркаима и «Страны городов» на Южном Урале, проводимые с конца 1980-х годов учеными Челябинского государственного университета и позволившие осуществить сопоставление фактических данных Авесты и Ригвед и охарактеризовать культуру ранних ариев» (3). Оккультные направления представлены огромным количеством проектов, движений и теорий. Наиболее перспективным и «занаученным» из них является разработка «Книги Велеса», тексты которой якобы найдены в1919 году в России. Данные этого эзотерического источника удревляют историю славян до V тысячелетия до н. э.

Таким образом, таджикская диаспора в России приобретет роль связующего звена между двумя странами, задействовавшими древний духовный компонент арийства. Таджикская диаспора при таком развитии ситуации приобретет в России ряд привилегий и преференций в своей жизни и деятельности, что облегчается существующим до сих пор (единственным среди стран СНГ) межправительственным соглашением о двойном гражданстве. В первую очередь названные привилегии могут коснуться службы таджиков в вооруженных силах России, куда по замыслу руководства страны могут привлекаться граждане СНГ. (4) Если при этом учесть, что за время пребывания на территории Таджикистана Группы российских погранвойск в ее рядах прошли службу несколько десятков тысяч таджиков, а еще несколько тысяч служили в 201-й МСД и продолжают служить на российской базе Минобороны и объекте космических войск «Окно» в Нуреке, то можно не ошибиться в том, какая из диаспор в России получит привилегии при оформлении на контрактную службу и в карьерном продвижении.

В случае начала осуществления «национально-патриотического» проекта в каждой из двух стран меняется роль и российской диаспоры в Таджикистане. Уже в настоящее время, в связи с оживлением экономических проектов РУСАЛа, РАО ЕС и других, в Таджикистан прибывает значительное количество специалистов, часть из которых, по нашему мнению, не ограничится «вахтовым» посещением и пополнит здешнюю диаспору.

Таким образом, в осуществлении национальных проектов, как в Республике Таджикистан, так и Российской Федерации у национальных общин особая, малоисследованная роль и, судя по всему, - большой потенциал.

Примечания.

1. Национальный доклад Республики Таджикистан о ходе реализации международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.// Материалы «круглого стола» по обсуждению заключительных рекомендаций Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации (Душанбе, 20-21 сентября, 2005 г.) Душанбе 2005.- С. 3.

2.Витевский В.В., Неплюев И.И. Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. - Казань, 1897 г.- С. 135.

3. Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала. - Челябинск. 2004., С. 16-17.

4.Бабакин А. Контрактный волюнтаризм// Независимое военное обозрение. 2005, 22-28 июля.

Об авторе: Виктор Дубовицкий - доктор исторических наук, живет в Душанбе (Таджикистан), член экспертного совета ИА «Фергана.Ру».

* * *

Казахстан передумал строить транскаспийский газопровод

29.03.2007 08:37 msk  Ведомости

Казахстан передумал строить транскаспийский газопровод. «Целесообразность проекта пока не доказана», цитируют главу МИД Казахстана Марата Тажина «Ведомости».

Такое заявление М.Тажин сделал после встречи с представителем Евросоюза по внешней политике Хавьером Соланой, еврокомиссаром Бенитой Ферреро-Вальднер, министрами иностранных дел Германии, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Туркменистана.

Идея транскаспийского газопровода была выдвинута США в 1996 году. Предполагалось строительство по дну Каспия газопровода пропускной способностью 30 млрд. кубометров в год. Сырье из него могло бы поступать в газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум (начал работу в 2006 году) и далее в Европу через трубопровод Nabucco (должен быть построен к 2010 году.). Центральноазиатский газ тогда поступал бы на европейский рынок в обход России, позиции «Газпрома» на рынке ЕС были бы слабее.

 * * *

 

Рамазан Абдулатипов: «Россия не стремится быть лидером в Центральной Азии»

29.03.2007 15:32 msk    Соб. инф.

Фергана.Ру 28 марта на проходящей в Душанбе Международной научной конференции «Россия и Центральная Азия в условиях геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение», выступил посол России в Таджикистане Рамазан Абдулатипов.

Анализируя 15-летний период российско-таджикских отношений, а также учитывая глубокие исторические корни, российский посол в своем выступлении подчеркнул, что отношения России и Таджикистана обрели в новых исторических условиях качественную динамику и что за эти годы этими странами пройден большой путь на принципах стратегического партнерства.

Как далее отметил Р.Абдулатипов, «Российская Федерация одна из первых признала независимость Таджикистана, что говорит об отказе от всяких пережитков имперской политики. Более того, в самые трудные годы именно Россия была главным гарантом независимости Таджикистана и мирного урегулирования ситуации в Таджикистане. Около 200 наших военных и пограничников отдали свою жизнь за свободу и независимость Таджикистана. Это напоминание тем, кто в последнее время раскручивает «дохлую» идею об имперской роли России в Центральной Азии».

Комментируя внешнюю политику России, посол обратил внимание на то, что потерю цивилизационной инициативы некоторые страны или группы стран воспринимают как угрозу Западу и его ценностям. «Россия против цивилизационного раскола, деления мира на цивилизованное человечество и всех остальных. Восток, Таджикистан демонстрирует глубокие цивилизационные корни, и вклад таких духовных гигантов, как Фирдоуси, Рудаки, Руми, Авиценна в мировую цивилизацию велик», - заявил Р.Абдулатипов.

Говоря о ситуации в центральноазиатском регионе, посол подчеркнул, что «Россия не стремится быть ведущей в Центральной Азии. Мы за равноправие в анализе угроз и принятии решений. Центральная Азия тысячами нитей тесно связана с Россией и поэтому Россия больше всех заинтересована в мире и стабильности в регионе, в благополучном развитии стран ЦА. И эти задачи, исходя прежде всего из интересов народов и государств региона, мы готовы решать вместе с Китаем, США, Евросоюзом, Индией, Ираном, Афганистаном, Пакистаном и другими государствами.

Мы против «больших» и «малых» игр в Центральной Азии. Мы против политики по принципу «свой-чужой», и поддерживаем президента Республики Таджикистан, который провозглашает «политику открытых дверей». Но нельзя допускать в Центральной Азии господство инструментов блоковой политики прошлого, которую пытаются вести НАТО, ОБСЕ и другие».

Возвращаясь к теме двусторонних отношений, Р.Абдулатипов особо отметил стратегический характер сотрудничества между Россией и Таджикистаном. «Это великая ответственность. С российской стороны я могу заверить, что наша политика в Таджикистане будет предсказуемой, учитывающей законные интересы Таджикистана, нацеленной на братское сотрудничество и на поиск совместных решений по всем злободневным вопросам жизни наших народов и государств», - заявил Р.Абдулатипов.

В завершение своего выступления посол России выделил следующие приоритетные задачи российско-таджикских двусторонних отношений и политики в Центральной Азии:

1. Выполнение всех договоренностей, достигнутых между президентами и правительствами в ходе официального визита В.В. Путина в Душанбе в октябре 2004 года;

2. Обеспечение стабильности и безопасности в Центральной Азии и вокруг нее. Отсюда взаимодействие и сотрудничество со всеми странами, которые действуют в регионе.

3. Максимализация интеграционного потенциала стран и народов ЦА и минимизация конфронтационного потенциала региона «высокоинтегрированный субъект международных отношений».

4. Самостоятельный выбор странами региона своей политики, своего будущего.

5. Демократизация государственной и общественной жизни на основе укрепления прав и свобод граждан.

«Для решения этих задач надо тесно сотрудничать, прежде всего с государствами Центральной Азии. Мы против жалобных стонов о том, что нас кто-то вытесняет из центральноазиатского региона. Идет определенная конкуренция. Наши таджикские друзья никаких поводов не давали. Но надо работать», - отметил в завершении своего выступления Р.Абдулатипов.

* * * 

Выдвинут еще один кандидат в президенты Узбекистана

29.03.2007 15:50 msk  Uznews.net

Правозащитный Альянс Узбекистана выдвинул еще одну кандидатуру на пост президента Узбекистана - 57-летнего правозащитника Абдуллу Тоджибоя угли, сообщает Uznews.net.

Абдулла Тоджибой угли - специалист пищевой отрасли, член Правозащитного Альянса Узбекистана. По его словам, он принял решение бороться за пост президента Узбекистана «с целью восстановления попранных прав граждан страны», придя к убеждению, что невозможно достигнуть прогресса ни в экономике, ни в политике, ни в обеспечении безопасности без соблюдения прав человека, без предоставления основных свобод, таких как свобода слова, свобода религии, а также - без обеспечения независимости ветвей власти.

«Права человека, сильное гражданское общество являются основой моей предвыборной кампании и останутся приоритетом в случае моей победы на выборах», - утверждает Тоджибой угли.

Кроме того, Тоджибой угли заявляет о намерении восстановить 11-летнее обязательное среднее образование, выдвинуть инициативу возвращения от латиницы к кириллице, установить «справедливые налоги и пошлины, дать народу свободу. А государство должно оставить за собой функции контроля для защиты бизнеса и предпринимателей».

Абдулла Тожибой угли родился в городе Ташкенте в семье служащих. Женат, имеет троих детей и шестерых внуков. В 1975 году окончил факультет пищевой технологии Ташкентского техникума советской торговли. В 1982-1983 годах работал в Самаркандском институте археологии, где изучал историю хлебного производства в Узбекистане. В 2003 году Тоджибой угли подключился к правозащитной деятельности.

Напомним, ранее о своем намерении побороться за пост президента Узбекистана заявил Джахонгир Шосалимовмов, чередующий свою правозащитную деятельность с торговлей на рынке Чор-су в Ташкенте.

 


Рассылка новостей ИА "Фергана.Ру". Выходит несколько раз в день
Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

В избранное