← Март 2007 → | ||||||
3
|
4
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
10
|
11
|
||||
17
|
18
|
|||||
24
|
25
|
|||||
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии
Узбекская общественность Киргизии пытается самостоятельно решить проблемы школьного образования16.03.2007 10:23 msk Абдумомун Мамараимов (Джалалабад) Не прошло и года, как правительство Киргизии отменило практику сбора денег с учеников за ремонт школы и аренду учебников. Однако в учебных заведениях с узбекским языком обучения Джалалабадской области сборы родительских взносов возобновились. На этот раз инициаторами непопулярной меры выступили не властные структуры, а сами родители. Создалась парадоксальная ситуация. Правительство страны пошло навстречу родителям, не желающим раскошеливаться на ремонт школы, организовало питание (состоящее из чая и булочек) для учеников начальных классов. А родители школьников, между тем, сами решили начать сбор денег. Почему? По мнению инициаторов сбора родительских взносов, государство пока не способно решить проблемы школы без участия родителей. Особенно - в школах с узбекским языком обучения.
По словам Мухиддина Жалалова, председателя Общества узбеков города Джалалабад «Янги аср» («Новый век»), которое и выступило с инициативой воссоздания школьных фондов, собранными средствами будут распоряжаться сами родители по консультации с руководителями школ. «В отличие от прежней практики теперь администрации школ и отделы образования не будут иметь никакого отношения к этим средствам, - отмечает М.Жалалов. – Именно отсутствие прозрачности сбора и использования этих денег
раньше вызывало недовольство родителей. Теперь же родители отнеслись к нашей инициативе с большим пониманием и поддержкой».
Как отмечают лидеры узбекской общественности, проблема №1 в узбекских школах – острая нехватка учебников. При Советском Союзе учебники поставлял соседний Узбекистан, а Киргизия обеспечивала учебниками киргизские школы в Узбекистане. Но эта система давно уже канула в лету. Сейчас учебники соседнего государства выходят на латинице, и уже поэтому непригодны для киргизских школ, где обучение ведется на кириллице. А Киргизия пока не имеет возможности издавать новые учебники. Хотя в этом году Министерство образования впервые выделило деньги на издание одного учебника для школ с узбекским языком обучения. Стоит отметить, что проблему учебников в этих школах на днях поднял и депутат Жогорку Кенеша (парламента Киргизии) Камчибек Ташиев. Выступая с парламентской трибуны, депутат выразил «сильные опасения» по поводу использования в киргизских школах учебников из Узбекистана. Беспокойство депутата вызвало то, что «граждане Киргизии со школьных лет впитывают идеологию другого государства». Однако, по словам педагогов, опасаться тут нечего. «Нельзя сказать, что заявление Ташиева не имеет основания, - говорит директор одной из школ Джалалабада Норали Искендеров, - действительно, на многих из этих книг изображены гимн и флаг, портрет президента соседнего государства. Однако на уроках учителя исправляют эти «ошибки» издателей, объясняя школьникам, в чем дело. Да и учащиеся уже все прекрасно понимают. Но нам-то что делать, если других учебников нет?». Он также отметил, что последние учебники из Узбекистана поступили в Киргизию несколько лет назад, когда там полностью отказались от учебников, изданных на кириллице. Приходится отмечать, что местные власти не осведомлены о ситуации в местных школах. Еще в прошлом году, выступая на митинге узбекской общественности, где было выдвинуто требование придать узбекскому языку статус официального, губернатор Джалалабадской области Искендербек Айдаралиев говорил, что школы с узбекским языком обучения обеспечены учебниками намного лучше, чем русские и киргизские. Педагоги согласны с этим, если речь идет о количестве, а не о качестве и содержании учебников. «Кроме идеологии Узбекистана в наших учебниках есть и советская идеология, - говорит один из учителей, пожелавший остаться неизвестным, - потому что отчасти мы до сих пор пользуемся книгами советских времен». Правда, в годы независимости в узбекских школах все же появились «свои» учебники, изданные в Киргизии. Несколько лет назад при поддержке бывшего президента Аскара Акаева при Киргизско-узбекском университете в городе Оше был создан Центр по созданию учебников для школ с узбекским языком обучения. За эти годы усилиями Центра подготовлено и выпущено десятки наименований учебников, теперь уже по киргизским стандартам. Практически уже издан весь комплект учебников для начальных классов. Однако, судя по откликам учителей относительно качества этих изданий, уникальные возможности новой типографии не были использованы должным образом. Созданные усилиями местных специалистов учебники не только не отвечают современным научно-методическим требованиям, но и пестрят грамматическими ошибками. Кроме этого, из-за нехватки средств, книги были изданы очень малыми тиражами и не могли покрыть потребности всех узбекских школ, которых в стране более ста сорока. Это обстоятельство было подвергнуто критике на встрече лидеров узбекской общественности, которая проходила осенью прошлого года. Названный Центр по подготовке учебников возглавлял депутат парламента страны, президент Узбекского национально-культурного центра республики академик Мухаммаджан Мамасаидов, который в то же время являлся ректором Киргизско-узбекского университета. На встрече лидеров узбекской общественности в прошлом году он признал допущенные ошибки и призвал поддержать новые инициативы по созданию учебников. Участники встречи приняли решение о возобновлении работы этого центра с привлечением ученых-методистов из соседнего Узбекистана. Многие предприниматели – представители этнических узбеков выразили готовность поддержать эти начинания материально. «Если наши лидеры худо-бедно стараются решить проблему с учебниками, то до проблемы с учебно-методическими пособиями для учителей руки еще не доходят», - говорит Н.Искендеров. Правда, усилиями депутата парламента Алишера Сабирова, по инициативе которого были изданы первые отечественные книги для узбекских школ, был организован и методический журнал. Но отсутствие средств не дало возможности продолжения этого проекта. По словам главного редактора узбекскоязычной газеты «Заря Джалалабада» Батыржана Газибаева, в редакцию газеты обращается так много учителей, желающих опубликовать статьи о своем опыте, что «имеет смысл организовать педагогический журнал». «Я ведь не могу дать газетную площадь всем желающим», - сетует главный редактор. Теперь за возобновление проекта методического издания взялся Узбекский национально-культурный центр Джалалабадской области. Результаты сравнения прошлого и настоящего школ с узбекским языком обучения очень печальны. По словам управляющего делами Узбекского национально-культурного центра Джалалабадской области Шакиржана Хамрабаева, из ста выпускников школы №2 города Джалалабада, восемьдесят человек получили высшее образование. Когда-то школа дала миру трех академиков, нескольких докторов и кандидатов наук. Сегодня в школе в два раза больше учеников, но желающих продолжать учебу в 10-11 классах не находится. В текущем учебном году школа вообще осталась без 10-х классов. «У людей пропал интерес к образованию. Как дети, так и родители теперь больше думают о хлебе насущном, - говорит Ш.Хамрабаев. – Многие сетуют на то, что даже если их дети получат высшее образование, государство все равно не сможет обеспечить их работой. Немало и тех, кто жалуется на дискриминацию на этнической основе при трудоустройстве». Не согласные с этими утверждениями лидеры узбекской общественности, решили переломить в первую очередь такое мнение родителей. По словам лидера Общества узбеков Мухиддина Жалолова, в течение двух недель они проводили среди родителей разъяснительную работу, что «дало свои результаты». «Вначале люди не хотели слушать нас, но теперь многие сами несут деньги в школьный фонд, - отмечает он. – Потом родители сами решили провести марафон в самой первой, центральной школе города, которой в этом году исполнилось 85 лет». На инициативу откликнулись многие бизнесмены, которые работают за пределами страны, отмечает М.Жалолов. Родители уже решили, на что тратить собранные деньги – школа до сих пор не имеет спортивного зала. Кроме строительства зала, решено доплачивать премии лучшим педагогам, выплачивать стипендии талантливым ученикам и так далее. В том, что соберут нужную сумму, родители не сомневаются. Кроме этого, как отмечает М.Жалалов, фонд будет постоянно действующим, то есть средства в него будут поступать регулярно. «Мы не намерены вмешиваться в использование этих средств, но будем помогать», - говорит он. – Кроме горожан, оказать поддержку обещают бизнесмены из России и из других регионов Киргизии, которые являются выпускниками этой школы». Что интересно, ни один из родителей или лидеров общественности не уповает на помощь соседнего Узбекистана. По словам одного из лидеров Общества узбеков, кандидата наук Зикирходжи Саримсакова, «кроме нас самих никто нам не поможет». «Узбекистан – другая страна, которая занята своими проблемами, наша родина Киргизия. Но, к сожалению, она пока не имеет больших возможностей, чтобы решать наши проблемы», - говорит он. В то же время, как отметил депутат городского Совета Максудходжа Машрабов, местные власти с одобрением отнеслись к инициативе родителей и обещали поддержать их «как могут». Следующая проблема, которая остро волнует Общество узбеков, – вернуть в школу детей, которые слишком увлеклись исламом и уходят в мечети. По словам директора школы №2 Норали Искандарова, в последнее время многие родители и дети бросили школу, предпочитая ей мечети и худжры, где обычно дается ограниченное религиозное образование. Участились случаи, когда мальчики пропускают уроки, чтобы попасть на пятничный намаз. Эта проблема эта в большей мере актуальна именно для школ с узбекским языком обучения. Дело дошло до того, что, выступая против ношения платков юными мусульманками в школах, теперь уже бывший инспектор гороно Г.Жоробаева обвинила эти школы в притязаниях на создание халифата в стране. Проблема взаимоотношений религии и школы давно стала предметом обсуждения на уровне областной администрации, но пока конкретных сдвигов в этом направлении не произошло. На днях Общество узбеков Джалалабада обратилось к имамам мечетей города с официальным письмом, в котором содержится просьба агитировать молодежь стремиться к получению светского образования. «Мы просим вас разъяснять своим прихожанам, что без светских наук религиозное образование не может быть полным, объяснять родителям необходимость участия в жизни общеобразовательных школ и помогать им как морально, так и материально», - говорится в письме. Авторы письма уверены, что ситуацию можно изменить, только изменив мышление и сознание родителей и их детей. В заключение сообщаем, что проведение марафона по поддержке школы назначено на ближайшее воскресенье, 18 марта. На него приглашены депутаты парламента, руководители области и города, бизнесмены, родители. * * * «Честно без границ» - под таким девизом в Казахстане начал работу необычный Интернет-проект «Inkar.Info»16.03.2007 10:31 msk Беседовала Феруза Джани С первого марта в Казахстане начало свою работу не совсем обычное средство массовой информации - Inkar.Info - «Радио в сети Интернет». О том, чем отличается новый веб-сайт от других, для чего он создан, и что готов предложить своим посетителям, - в интервью руководителя и учредителя проекта Inkar.Info, известного казахстанского журналиста и публициста Сергея Дуванова. * * * Фергана.Ру: - Сергей, почему было решено создать сайт, на котором новости нужно не читать, а слушать?
С.Дуванов: - Невозможность работать в сфере электронных СМИ определило то, что возникла идея работы через Интернет в звуковом режиме. По сути дела, это звуковой сайт, но по ряду параметров он напоминает радио, фактически люди получают информацию не глазами, а ушами. Это новый источник информации, новые технологии и возможности, которые предоставляет Интернет. Наш проект состоялся благодаря тому, что скорость Интернета в Казахстане в последнее время выросла до того уровня, когда появилась возможность скачивать аудиофайлы. Хотя проблема, конечно, остается: еще не все казахстанцы имеют не то что высокоскоростной Интернет, но и доступ к нему. Поэтому наша аудитория пока не столь широка, как хотелось бы. Я думаю, что это не более половины казахстанского Интернет-сообщества. Фергана.Ру: - А в чем преимущества аудиофайлов, разве печатные тексты читать не удобнее? С.Дуванов: - Я думаю, что если бы это было так, то радио в принципе бы не существовало. В том-то и дело, что радио всегда на порядок выше по своему воздействию, чем печатная продукция, а телевидение выше радио в силу того, что к звуку добавляется еще и образ. Я считаю, что результативность такого рода информации на порядок выше, чем печатной. Фергана.Ру: - Но преимущества радио перед прессой и телевидением в его оперативности. А ведь на Inkar.Info информация идет в записи… С.Дуванов: - Да, но давайте все-таки начнем с того, что это не радио и не Интернет в привычном нам варианте. Потому что наше СМИ совместило в себе качества и обычного Интернета, и радио. Возможно, этому будет придуман какой-то новый термин – радионет или еще что-то. Ведь как происходит на обычном радио: слушателю впихивают, условно говоря, информацию, блок которой сформировали журналисты, и он не может самостоятельно выбрать для прослушивания какую-то интересную для себя новость, а другую пропустить. В нашем же варианте есть некое преимущество: вы смотрите на картинку, кликаете на нее, «птичками» собираете себе меню из тех сообщений, которые вы хотели бы прослушать, после этого знакомитесь с пакетом выбранной информации уже в режиме радио. То есть вы сами себе формируете программу. Я думаю, что это преимущество. Фергана.Ру: - Для многих пользователей Интернета в странах Центральной Азии скачивание звуковых файлов может быть весьма затруднительным по причине плохого коннекта. И это, соответственно, повлияет на численность вашей аудитории… С.Дуванов: - Да, конечно, если скорость всего 24 кБ/с, то это, естественно, вызовет трудности при скачивании аудиофайлов. Но наш проект разрабатывается на перспективу, думаю, что скорость Интернета - это вопрос времени. Она будет постепенно увеличиваться и в других странах Центральной Азии, как это уже произошло в Казахстане, так что аудитория нашего сайта будет расти. Кстати, на нашем сайте есть и текстовый вариант информации. Вы можете сначала прослушать новость в аудиоформате, а если что-то заинтересовало - выйти на текстовый вариант и работать с ним. Это очень удобно, к примеру, для журналистов. Пока мы даем только новостной вариант, потому что не хватает людей для расшифровки. Но это тоже - вопрос времени. Фергана.Ру: - Сколько человек работает в редакции? С.Дуванов: - Пока у нас четыре сотрудника, это молодые журналисты. Главный редактор - Сергей Хецуряни. Работа только начинается, делаем первые шаги, еще не отлажен сбор информации, еще не все выстроено на самом сайте. Пока есть определенные проблемы, но в целом информация уже пошла и люди начинают привыкать к новому проекту. Фергана.Ру: - А насколько Интернет доступен рядовым жителям Казахстана? С.Дуванов: - В среднем, Интернетом пользуются 12 процентов населения Казахстана. Час работы в Интернете стоит от доллара до двух, в зависимости от провайдера. Фергана.Ру: - Inkar.Info – это персональный проект или коллективный? С.Дуванов: - Это коллективный проект, он реализуется при поддержке Фонда «Гражданское общество». Фергана.Ру: - Кто финансирует ваш сайт? С.Дуванов: - Финансирования как такового нет. Пока мы нашли, скажем так, деньги в долг при определенной технической поддержке фонда «Гражданское общество». Надеемся в ближайшее время либо подтянуть гранты, либо найти спонсора, который был бы заинтересован в развитии нашего сайта и смог бы нам помогать. Фергана.Ру: - Девиз вашего сайта – «Честно без границ». Раскройте, пожалуйста, его суть. С.Дуванов: - Имеется в виду, что не будет политической и идеологической ангажированности. Мы постараемся в некотором варианте повторить давний мой проект - «451 градус по Фаренгейту». Выходила такая газета в Казахстане, она представляла собой некую трибуну, на которой выступали и провластные идеологи, и политики от оппозиции, и люди нейтральные. Это была трибуна, на которой происходило столкновение различных точек зрения. Примерно такой формат мы попробуем реализовать в проекте Inkar.Info. При этом мы не устанавливаем себе границы, под которыми подразумеваются, конечно, запретные темы, и оставляем за собой право в рамках конституции и, не нарушая законов, информировать своего слушателя честно, без границ. Фергана.Ру: - Какие темы вы намерены поднимать? С.Дуванов: - Наш сайт - социально-политической ориентации, соответственно, здесь будут подниматься проблемы экономики, социальные проблемы Казахстана, политика, безусловно, аналитика, обсуждение последних выступлений президента. К примеру, мы писали об открытии Интернет-проекта «Нечто» Нурлана Аблязова, рассматривали вопросы тех коллизий, которые возникли в связи с неосторожным заявлением министра культуры и печати Ертысбаева в отношении журналистов… В общем, спектр достаточно широкий, мы не претендуем на оригинальность, будем повторять те сайты, которые сейчас существуют в печатном варианте. Я имею в виду сайты Kub.kz, Zona.kz (бывший «Навигатор»). Эти сайты мне наиболее симпатичны по редакционной политике, нейтральности, взвешенности, как мне кажется, политической неангажированности. Фергана.Ру: - Кстати, Сергей, прокомментируйте, пожалуйста, конфликт журналистов с министром культуры и информации Е.Ертысбаевым. С.Дуванов: - Министр уже принес свои извинения и, я думаю, справедливость восторжествовала. Журналисты достигли определенной победы, потому что хама приструнили и показали ему свое место. Он признал, что поступил по-хамски и принес извинения. А с точки зрения самого события… Понимаете, я допускаю, что министр обороны, министр МВД может так себя вести, и ему это не то чтобы прощается, но, по крайней мере, это выглядит более логичным. Мы прощаем нашей полиции и нашим военным некоторые не совсем тактичные высказывания. Но министр культуры – это лицо власти. Ертысбаев фактически здорово дискредитировал всю власть Казахстана своим хамством. И, как ни странно, это сыграло положительную роль с точки зрения консолидации журналистского сообщества. Мне кажется, теперь даже те, кто достаточно откровенно подыгрывает властям, серьезно задумались, с кем они играют в эти игры. Фергана.Ру: - Как вы оцениваете сегодняшнее состояние веб-журналистики Казахстана? С.Дуванов: - Развитие идет по нарастающей. И если буквально пять лет назад Интернет вообще не рассматривался всерьез, то сегодня это вполне полноценный канал влияния на жизнь в стране. Не забывайте те пять процентов [населения] которые сегодня ходят в Интернет. Ведь это элита страны. Это политики, парламентарии, чиновники, оппозиция, аналитики, ученые, то есть - это высший свет нашей общественности. И понятно, что именно они оказывают влияние на политику в стране, а именно они и читают материалы веб-сайтов. Поэтому по значимости и по результативности воздействия материалы, опубликованные в Интернете, я думаю, мало чем уступают материалу, опубликованному в наиболее популярной газете. Фергана.Ру: - Как вы считаете, насколько власть будет лояльна к сайту Inkar.Info, если вы будете неукоснительно придерживаться позиции «Честно без границ»? С.Дуванов: - Я думаю, что этот сайт будет не очень приятен как власти, так и оппозиции. Мы будем писать обо всех и обо всем. Мы хотим работать и постараемся это делать, не нарушая законов. Другой вопрос - как власти отнесутся к этому. Но чтобы закрыть нас или «замолчать» - для этого понадобится много хитрости и придумки. * * * История Центральной Азии: Слишком «Большая игра»16.03.2007 22:36 msk Артём Улунян Обращение к истории народов Центральной Азии в российской и региональной историографии выявило ряд характерных черт, присущих, как отечественной, так и всей постсоветской исторической науке. Основными среди них стало обращение к истокам формирования этнонациональной государственности, исторической географии, этногенезу соответствующих народов и их взаимоотношениям с другими народами (прежде всего, соседними) на протяжении веков. К сожалению, наряду с серьезными и объективными подходами к сложным, нередко конфликтным по своему содержанию, проблемам, проявились и другие, явно не относящиеся к науке. Жанр околонаучной «фэнтези» приобрел соответствующий переживаемому историческому периоду масштаб. Интерпретация исторического развития народов Центральной Азии и процессов становления их национальной государственности с момента обретения бывшими советскими республиками независимости имеют особое значение как в идеологическом, так и общественно-политическом смысле в этих странах и за их пределами. История на постсоветском пространстве постепенно стала превращаться, как это уже бывало не раз в годы существования СССР, из науки в идейно-политический инструмент власти. Это достаточно хорошо прослеживается в тех из государств СНГ, где движение по направлению к демократии было подменено созданием всякого рода квазидемократических муляжей и становлением режимов несвободы различной степени репрессивности. Имея в виду особенности общественно-политического развития государств Центральной Азии, в большинстве из которых так и не было создано гражданское общество, а трактовка демократии приобрела исключительно своеобразные черты, обращение к истории официальными «интерпретаторами» происходило в целях идеологического укрепления существующих режимов. Большие трудности стали испытывать те, кто занимался историей в научных интересах. Как в России, так и в странах Центральной Азии появился целый слой официальных историографов. Примечательным фактом является их профессиональная «подготовка»: подавляющая часть в годы существования СССР работала над темами «советской внешней политики», занималась «научным коммунизмом» или обоснованием «объективно-положительной роли Российской империи». В институционально-социальном отношении все они, так или иначе, занимали определенные номенклатурные посты в академических или «научно-партийных» учреждениях. Несмотря на различия в используемой ими аргументации, варьирующейся от демонстративно либеральных тезисов «нелинейного развития истории», призывов к «взвешенным оценкам» исторических фактов и событий до крайних националистических утверждений, содержательная часть их воззрений не оставляет сомнений относительно их реального консерватизма, слабой профессиональной подготовленности и перманентной конъюнктурности. Этноцентрические схемы исторического развития, популяризируемые частью данной общности можно объяснить выказыванием известного британского писателя Дж.Оруэлла о том, что «всякого националиста преследует мысль, что прошлое можно – и должно – изменить». Анализ опубликованных учебных материалов и научно-исследовательских работ в государствах Центральной Азии по проблемам роли и места Российской империи, Советской России и СССР в истории соответствующих народов позволяет сделать ряд предварительных утверждений, имеющих, помимо всего прочего и отношение к восприятию российскими политическими кругами и общественностью происходящих в этой области процессов, а также освещению российскими СМИ особенностей концепций национальной истории в работах учёных центрально-азиатских государств. Во-первых, обнаруживается исключительно слабое знакомство российской стороны с контекстной (а не селективной) интерпретацией конкретных исторических событий и фактов; диффамационный характер озвучиваемых в этой связи обвинений в адрес современной национальной историографии конкретных государств. Во-вторых, демонстрируется попытка внедрения в общественное сознание искусственных, не соответствующих историческим реалиям схем, призванных обеспечить господство политизированных конъюнктурных концепций, рассчитанных на создание искаженного представления о подлинной истории народов региона в собственных политических интересах. В-третьих, проявляется некомпетентность и профессиональная неподготовленность, обусловленная незнанием истории, исторической географии, этнологии, языка и традиций соответствующих народов региона, что порождает «политическое мифотворчество» и позволяет всякого рода неофитам вторгаться в серьезные научные проблемы. В-четвертых, выдвигаются на первый план политические конъюнктурные конфронтационные как по форме, так и по содержанию аргументы, призванные доказать истинность своей позиции при использовании недостоверных фактов. Всё это, разумеется, не относится к подлинно научным отечественным работам, малочисленные авторы которых стремятся заниматься исследованием как малоизученных, так и, казалось бы, хорошо известных фактов. В свою очередь, национальная историография ряда государств Центральной Азии также оказалась в сложном положении. С одной стороны, существовал реальный политический заказ, не признающий научно-историческую аргументацию, а, с другой, отчётливо выявилась необходимость новых подходов к изучению проблем, либо подвергнутых забвению в советской историографии, либо получивших соответствующее идеологизированное объяснение. Обращение к конкретному материалу, главная и наиболее важная часть которого, в силу своей общественно-научной значимости представлена учебными материалами, а также работами, являющимися в определенной степени знаковыми для общественного мнения в соответствующих странах Центральной Азии работами, даёт определенный материал для серьезных научных исследований, посвященных именно этому аспекту исторической науки. Подводя итоги этой работы, можно выявить основные характерные черты, присущие историографии новых независимых государств Центральной Азии. Так, в частности, на протяжении всех лет независимости своей страны киргизские историки не ставили под сомнение в целом положительный характер присутствия России на территории современного Кыргызстана. Однако наибольшую критику вызывают у них, хотя и в осторожной форме, действия царских властей в отношении киргизов (вытеснение новоприезжими колонистами автохтонного населения; проведение политики, направленной на искусственное обострение отношений с соседними народами), а также процесс этнотерриториального размежевания в Центральной Азии в период существования СССР. Таджикские историки в своих исследованиях и учебных пособиях, появившихся после окончания гражданской войны в 1997 г., роль России и СССР в восстановлении (именно так трактуется это явление) таджикской национальной государственности характеризуют в целом положительно, за исключением ряда событий, связанных, как они полагают, с покровительственной советской политикой в отношении Узбекистана, расширившего свои территориальные владения за счёт исторических (по их мнению) таджикских земель. При этом, основное внимание уделяется именно действиям узбекского руководства по денационализации таджикской истории как в период существования УзССР, так и на современном этапе. Наиболее сложная и исключительно драматичная для истории и историков ситуация сложилась в Туркменистане. В годы правления покойного президента С.Ниязова в стране был установлен авторитарно-тоталитарный режим, идеологом которого являлся сам глава государства. Интерпретация национальной истории кем-либо кроме него самого была исключена. В части, касающейся российско-туркменских отношений и роли СССР в процессе становления Туркменистана как государства, фактически вся тональность оценок носила жёстко конфронтационный характер и не допускала никаких положительных утверждений. Усиленно насаждался культ Ниязова (Туркменбаши), которому приписывалось авторство компилятивного по своему характеру труда под названием «Рухнама». Именно на его основе велись пропагандистские разработки во всех гуманитарных науках. Суть исторических воззрений и степень знакомства покойного президента с историей достаточно отчётливо демонстрировали не только многие пассажи этого произведения, но и его речь перед туркменскими студентами 1 декабря 2000 г., названная «Нейтралитет Туркменистана: история, мировоззрение и государственная стратегия». В ней, в частности, содержались весьма примечательные тезисы: «Начиная с третьего тысячелетия до н.э. древние туркменские, или как их называют ученые, прототуркменские государственные образования Алтын-депе, Маргуш, Парфия, Маргиана, Ургенч и другие в значительной степени определяли характер политической, экономической и культурной жизни Востока, уровень взаимоотношений Востока и Запада, Севера и Юга»; «историки подсчитали как-то, что в средние века туркмены имели самое непосредственное отношение к образованию порядка 70-ти государств на пространстве от Индостанского полуострова до Средиземного моря»; «Как вы знаете, мы находились в составе СССР 70 лет. За это время наша экономика пришла в упадок. Но необходимо отметить, что за это же время мы приобщились к культуре, науке, мировым ценностям, у нас были возможности для развития искусства. Но вы должно быть заметили, что потихоньку мы начали упускать свои полномочия, потеряли свою независимость». Местный Институт истории, будучи напрямую подчинён лично С.Ниязову, занимался поисками древних свидетельств туркменской истории. Красноречивым по своему содержанию является заявление сотрудника Национального Института рукописей К.Джанбекова о том, что «мы тщательно анализируем древние манускрипты, написанные не только на туркменском языке, но и на других языках. Благодаря такой работе нам удалось открыть целую плеяду выдающихся ученых и поэтов - наших соотечественников, которых историки причисляли к представителям других наций. Над этим мы работали и будем работать, и уверен, что мы вернем туркменскому народу еще множество прекрасных авторов и их бесценные творения». Для большинства историков в Туркменистане в условиях ниязовской диктатуры наступили мрачные времена. Ни о какой-либо исторической науке в широком смысле этого понятия, за исключением лишь археологии, да и то под присмотром властей, говорить не приходилось Исключительным своеобразием отличается ситуация, сложившаяся с историей как наукой в Узбекистане. С момента создания независимого государства и особенно с 1993-1994 гг., когда в стране интенсифицировался процесс становления авторитарно системы, приобретший законченные формы в конце 90-х гг. ХХ в., национальная история выступала для официальных властей и лично президента И.Каримова в роли инструмента индоктринации общества и идеологической мобилизации его в собственных интересах. Акцент начал делаться на гипертрофированном, основывающемся на мифологизации и селективности фактов отношении к завоевателю и покорителю Тимуру, оцениваемому как положительный политический деятель, воин, стоявший у истоков узбекской государственности. Амира Тимура не называют Тамерланом, так как это имя происходит от исходного Тимурленг, т.е. Тимур-хромой. Как отмечалось одним из специалистов, занимавшихся проблемами «идеологической историизации» в Центральной Азии, «в восхвалении Тамерлана в Р[еспублике] У[збекистан] доходят до абсурда – вполне серьезно заявляется, что благодаря Тимуру появилось НАТО. Оказывается, Тамерлан остановил нашествие татаро-монголов, в Европе ресурсы бросили на открытие новых земель, была заселена Америка, которая потом с Западной Европой создала НАТО». Что же касается внешней политики Российской империи в Центральной Азии, то, будучи действительно колонизаторской, в интерпретации ряда авторов она была направлена во многом именно против узбекских, по мнению этих авторов, государственных образований – Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Восстание 1916 г. в ряде районов Центральной Азии трактуется как общетуркестанское, а главенствующую роль в нём играл узбекский этнический элемент. Басмаческое движение в Центральной Азии нередко интерпретировалось как национально-освободительное без учёта его региональных, этнополитических и социальных особенностей. При этом подчеркивалась роль узбекского этнического элемента в данном движении. Создание узбекской государственности в годы существования СССР, включая территориальные очертания современного Узбекистана, сформированные в период Советского Союза, фактически не являются предметом специальных исследований. В ряде учебников истории выдвигался тезис участия Узбекистана во Второй мировой войне, при том, что в действительности УзССР являлась союзной республикой в составе СССР. Примечательно, что в ограниченном для распространения материале, написанном на узбекском языке и предназначенном для подготовки офицерского состава Вооруженных сил Республики Узбекистан, вплоть до середины 2005 г. существовал исторический раздел, в котором превозносился факт создания Туркестанского легиона и ряда воинских частей в составе Вермахта, оценивавшихся авторами этого пособия, как предтечи узбекских национальных ВС. «Хлопковое дело» рассматривается как фальсификация и оскорбление узбекского народа, а деятельность Шарафа Рашидова получила самое высокое официальное одобрение. В последнее время, после ухудшения отношений официального Ташкента с США и европейскими странами, осудившими действия властей в мае 2005 г. в Андижане, власти Узбекистана во многом по конъюнктурным соображениям и с целью заручиться поддержкой российской стороны, отказались от наиболее одиозных «историко-пропагандистских» тезисов, носивших недоброжелательный характер в отношении России. Часть учебных пособий, содержавших открытые выпады и оскорбления, были изъяты из списка рекомендуемой литературы. Однако в действительности, практически весь идеологический инструментарий режима в части «политической археологии» остался прежним. В то же время на региональном уровне полемика между узбекистанской стороной и соседями продолжается по этнонациональным и историко-географическим проблемам. Таким образом, основными темами, носящими дискуссионный характер и нередко используемыми властями в своих конъюнктурных целях, являются четыре: - политика Российской империи и Советского Союза (Советской России) в отношении конкретных стран и народов; - действия колониальной и партийно-советской администрации на соответствующих территориях; - государственно-образовательный процесс народов региона и роль в нём Российской империи, Советской России и СССР; - мероприятия царской России, Советской России и СССР в области культуры и просвещения. Во многих случаях местные историки вполне справедливо обращаются к реальным фактам и канве событий, а также определяют причинно-следственные связи исторических явлений. В этом контексте российская точка зрения должна всё-таки основываться не на эмоциях, а формулироваться с учётом двух основных исторически обусловленных фактов. Во-первых, нынешняя Российская Федерация не несёт исторической ответственности за действия царской и Советской России, а также СССР. Это означает, что колониальные захватнические войны, насильственное присоединение территорий, т. е. несправедливые с точки зрения национальной истории народов Центральной Азии акты, не могут одобряться, оправдываться или объясняться в положительном тоне как некая защита современных российских интересов и уж тем более как «славная страница российской истории». С научной точки зрения выдвижение подобных тезисов носит откровенно политический и необъективный характер. Во-вторых, современная Россия не может использовать исторические события, к которым она не имеет прямого отношения, как политический аргумент во взаимоотношениях с другими странами, в связи с чем она не может прибегать к методу «обратного обвинения» и обсуждать на политическом уровне всё, так или иначе связанное с историческим реалиями царской России, Советской России и СССР в силу своего равенства со странами СНГ, существовавшими вместе с ней в рамках некогда единых государств. Единственный выход из создавшейся ситуации – это проведение научных исследований в России без какого-либо администрирования или политизации, в области, касающейся рассмотрения таких вопросов как: отсутствие исторических основ у ряда существующих современных государств; политика депопуляции в отношении иноэтнических общностей, проводившаяся на территории современных государств их властями в разные исторические эпохи и в периоды пребывания в виде территорий или государственных образований в составе других государств. Отказ от любых попыток провести реальную или мнимую «диалектическую связь» между политикой и исторической наукой, которая имеет собственное видение происходивших процессов, позволяет избежать пропагандистских кампаний и взаимных обвинений. Всё-таки история принадлежит народам, а заниматься ею должны профессионалы, а не пропагандисты. * * * Об авторе: Артём Улунян – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член экспертного совета ИА «Фергана.Ру». Живет в Москве. * * * Узбекистан: Завершена основная часть реконструкции аэропорта «Фергана»16.03.2007 08:22 msk Uzairways Как сообщает веб-сайт Узбекских авиалиний, аэропорт в Фергане обретает новый, современный облик. Уже завершена основная часть работ по реконструкции и модернизации этой воздушной гавани. Реконструированы пункты регистрации пассажиров, зоны таможенного, паспортного и пограничного контроля, "стерильная зона", произведен ремонт светосигнального оборудования. Все работы проводятся за счет средств Национальной авиакомпании. Полностью завершить реконструкцию аэропорта планируется летом нынешнего года. Запланировано также увеличение количества рейсов из Ферганы в Москву и Санкт-Петербург. * * * Узбекистан: В Хорезме по обвинению во взяточничестве осуждены несколько чиновников16.03.2007 09:34 msk Соб инф. Фергана.Ру В результате усиления борьбы против коррупции в Узбекистане многие чиновники оказываются на скамье подсудимых по обвинению во взяточничестве и злоупотреблении служебным положением. Так, в последнее время в Хорезмской области к судебной ответственности были привлечены несколько персон, занимавших высокие должности. Заместитель главного директора АО «Узтрансгаз», директор управления «Урганчтрансгаз» Зафар Ботиров обвинен в том, что, злоупотребляя служебным положением, укрыл от налогов и социальных отчислений 126 миллионов 400 тысяч сумов ($1 равен 1245 сумам). Кроме того, не оформив документы должным образом, он съездил авиатранспортом в столицу Туркмении Ашхабад. Решением Боготского районного суда от 25 сентября 2006 года Зафар Ботиров лишен свободы сроком на пять лет. Также злоупотребляя служебным положением, заместитель хокима (главы администрации) Хорезмской области по социальным вопросам Маткарим Шарипов нанес государственной казне ущерб на сумму 700 миллионов сумов. Ургенчский городской суд приговорил его к лишению свободы сроком на три года. Рахимбой Юлдашев, директор компании «Ягона буюртмачи инжиниринг», созданной при областной администрации, осужден за хищение государственного имущества в крупных размерах, злоупотреблении служебным положением и взяточничестве. В результате неправомерных действий он нанес государству ущерб на сумму 27 миллионов сумов. За счет фиктивных документов по сдаче и установлению оборудования и различной техники в пяти колледжах на территории области Юлдашев нанес госказне ущерб на сумму 269 миллионов сумов. Решением суда Рахимбой Юлдашев осужден на 12 лет с лишением права занимать государственные должности. Продолжается следствие в отношении Валерия Полвонова, который возглавляет автотранспортное управление Хорезмской области. Ответ перед следственными органами держит и Худойберган Нафуллаев, большой чиновник по кличке «Точно разбор». Он обвиняется в сокрытии налогов, нецелевом использовании бюджетных средств и хищении государственного имущества. Таковы официальные обвинения в адрес чиновников. Следует отметить, что к ответственности привлекаются не только сами чиновники, но и их коллеги по работе рангом пониже также находятся под следствием. * * * Сообщение «Правозащитного Альянса Узбекистана»: скоропостижно скончался правозащитник С.Абдуллаев17.03.2007 21:52 msk Соб. инф. Пресс-центр общественного движения «Правозащитный Альянс Узбекистана» с глубоким прискорбием сообщает, что 17 марта 2007 года в Ташкенте скоропостижно скончался Сатволды Абдуллаев - известный правозащитник, член Общества прав человека Узбекистана (ОПЧУ) и участник «Правозащитного Альянса Узбекистана». За свою правозащитную деятельность Сатволды Абдуллаев подвергался непрерывным преследованиям со стороны властей Узбекистана и многократно становился жертвой нападений со стороны спецслужб Узбекистана и их наемных провокаторов. Сатволды Абдуллаев принимал активное участие в многочисленных пикетах с 2000 года, участвовал в составлении докладов, заявлений и других информационных и аналитических материалов о массовом и систематическом применении пыток в системе МВД Узбекистана. Сатволды Абдуллаев добивался проведения Международного Уголовного Суда над сотрудниками Главного Управления исполнения наказаний (ГУИН) МВД Узбекистана, которые издевались над заключенными и применяли к ним жестокие пытки. Два сына Сатволды Абдуллаева мученически погибли от пыток в тюрьмах Узбекистана. Участники «Правозащитного Альянса Узбекистана» выражают глубокое соболезнование родным и близким Сатволды Абдуллаева. 17 марта 2007 года. Ташкент, Узбекистан. |
В избранное | ||