Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии


Единство мегаполиса - в его многообразии

28.03.2007 10:10 msk    Т.С.Каландаров

Прошло чуть больше двух месяцев с тех пор, как в России действует новый закон о трудовых мигрантах. Что же произошло? Какие позитивные сдвиги были отмечены? Каких отрицательных последствий можно ожидать? Эти и подобные вопросы волнуют власти Российской Федерации, стран-доноров и самих мигрантов.

Название данной статьи весьма актуально не только для такого огромного мегаполиса, как Москва, но и для других городов мира. Это обусловлено усилением расизма и ксенофобии по всему миру.

В настоящее время в националистических кругах Москвы, которые поддерживаются некоторыми государственными структурами, открыто говорят: «Наше единство в однообразии», намекая на то, что столицу России следует очистить от лиц неславянских национальностей и внешности. Как мне представляется, такой подход к делу не только не конструктивен, но и опасен, поскольку ведет к ухудшению межнациональных и межрелигиозных отношений в многомиллионном городе. Какой же выход?

Сегодня очень много говорят о толерантности – одни подчеркивают, что приезжие в Москве должны быть терпимы по отношению к коренным жителям, другие ратуют за толерантное отношение к мигрантам. Следует помнить, что толерантность – это не одноколейка, а путь с двусторонним движением.

Как бы ни нравились коренным москвичам кто-то из мигрантов, столичные власти уже давно вынуждены были признать: без наемной силы мигрантов город не может обойтись. Москвичи не хотят и не идут работать на причиняющие вред здоровью или тяжелые производственные объекты. Да что говорить, даже работать дворниками они считают ниже своего достоинства.

Таким образом, жителям мегаполиса придется терпеть присутствие в городе представителей иных национальностей и вероисповеданий. В связи с этим в интересах мира и стабильности в городе все государственные, общественные и прочие организации и учреждения должны думать о том, чтобы смягчить ситуацию. С этой целью необходимо, на мой взгляд, предпринять следующие действия:

Во-первых, надо учесть, что успешной стратегией межэтнических взаимоотношений в России, как и впрочем, во всем мире является интеграция. Интеграцию надо понимать как сохранение собственной культурной принадлежности наряду с формированием общегражданской идентичности.

Во-вторых, успешная интеграция означает взаимное приспособление, т.е. уступки со стороны страны - реципиента и со стороны донора. Со стороны принимающей страны - это изменение школьного образования и государственных служб, а со стороны выпускающей страны – это утрата тех элементов собственной культуры, которые ценны, но не адаптивны. (Лебедева Н.М., О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко. Тренинг этнической толерантности для школьников. М.,2004. С. 33.)

Если изменение школьного образования и государственных служб является задачами принимающего общества, в нашем случае, это Московский мегаполис, то задача объяснить поведение в новой социокультурной среде группам новых жителей возлагается на общественные организации и культурные автономии. Как показывает опыт, посольства стран доноров обычно не в состоянии помочь в этом деле своим гражданам. Так как при выборе нового места жительства влияние государства - донора на своего гражданина практически равняется нулю, всеми проблемами мигранта занимаются общественные и правозащитные организации.

С целью аккультурации диаспоры, находящиеся в Москве, должны проводить организационно-просветительскую работу, начиная от информирования мигрантов о действующих миграционных законах РФ до системы поведения на новом месте. Многотысячная армия мигрантов находится в информационно-правовом вакууме, они не знают своих прав и обязанностей. Причем юридическая безграмотность присуща не только мигрантам, но и гражданам РФ, о чем говорили недавно члены ассоциации юристов России. Подобная ситуация приводит к усилению коррумпированности общества. Юридическое просвещение мигрантов задача еще более сложная, чему есть субъективные и объективные причины. Эти причины могут проистекать как от элементарного незнания русского языка мигрантами до неприятия со стороны чиновников представителей той или иной нации.

Сейчас хотелось бы перейти от теоретических вопросов к примерам практического решения проблемы интеграции мигрантов в принимающем обществе. Региональная общественная организация «Таджикская диаспора «Нур» зарегистрирована в Москве в 1999 г. и активно занимается вопросами просвещения и образования как приезжающих из Таджикистана людей, так и детей мигрантов, которые уже несколько лет живут в столице России.

РОО «Нур» организовала для детей и молодежи таджикских мигрантов так называемую воскресную школу «Этика и образование», которую по воскресеньям регулярно посещают более 30 учеников в возрасте от 8 до 16 лет, и примерно столько же молодежи от 17 до 25 лет. Занятия проводят по программе, разработанной активистами организации, аспирантами из Таджикистана, обучающимися в научных институтах Российской академии наук в Москве. Программа для детей и молодежи состоит из двух частей. Первая часть содержит темы по истории и культуры таджикского народа, а вторая часть состоит из общих культурологических тем, где рассматриваются такие темы как «Миграционная политика РФ», «Поликультурное общество и этническая толерантность», «Основы межкультурной коммуникации» и т.д. Естественно, подача материала детям и молодежи отличаются по сложности. Если детям уроки проводятся зачастую в форме игры, то в молодежной группе акцент делается на дискуссии и свободное мышление.

Уроки в воскресной школе проводятся на русском языке, так как не все учащиеся владеют таджикским языком. Если некоторые дети забыли свой родной таджикский язык, то для слушателей из числа памирских таджиков таджикский язык не является родным. Как известно, у них есть свои, так называемые памирские языки, входящие в состав восточноиранской группы языков в отличие от таджикского, который относится к западноиранской группе. Практически все дети знают русский язык.

Некоторые дети, впервые пришедшие в воскресную школу, не имели ни малейшего представления о Родине своих родителей. Со временем они смогли приобщиться к таджикской истории и культуре. Нередки случаи, когда учащиеся, посещающие воскресную школу, заставляют родителей менять их планы, намеченные на воскресенье. В итоге взрослые вынуждены считаться с тем, что их дети занимаются важным делом, проходя подготовку в воскресной школе. Таким образом, школа становится важной притягательной силой для детей.

«Если по необходимости иногда моя дочь Мехрангез должна быть дома в день занятий в воскресной школе, я ее прошу остаться дома. После этого она целый день бывает расстроенной, случается, даже плачет. С первых дней учебы ребята приобрели здесь две вещи: с одной стороны, новых друзей, а с другой – знания» (Богшо Лашкарбеков, председатель московской РОО «Нур»).

У многих моих респондентов из московской таджикской общины вызывает беспокойство отсутствие у их детей друзей среди русских сверстников. Многие их дети в московских общеобразовательных школах сталкиваются с непониманием, а иногда с отрицательным отношением к себе со стороны одноклассников. Именно поэтому, как говорят респонденты, для воспитания таджикских детей в духе толерантности и патриотизма к новой Родине важна данная школа.

Особое место в учебной программе для молодежи уделяется проблемам аккультурации в новой стране. Молодым мигрантам объясняют, что в новых условиях обитания нужно стремиться приспосабливаться к новой среде, другими словами надо «пожертвовать чем-то своим», чтобы приобрести новое. Молодые люди, только что приехавшие в Россию, иногда неосознанно находятся на позиции этноцентризма. В случае «столкновение культур» обе стороны не ставят под сомнение свою как бы саму собой разумеющуюся правоту, и занимают этноцентристскую позицию, приписывая другой стороне глупость, невежественность или злой умысел. На разных примерах слушатели Школы анализируют и дискутируют, находят правильные выходы из конфликтных ситуаций.

Помимо воскресной школы РОО «Нур» с 2004 г. проводит каждое лето учебно-оздровительные лагеря для школьников-таджиков, которые живут в России. Данный лагерь в первую очередь рассчитан на тех детей, которые живут за пределами Москвы и не посещают воскресную школу. Организация подобных лагерей призвана, с одной стороны, помочь детям акклиматизироваться в инонациональной и инорелигиозной среде, а с другой – сохранить свою национальную и культурную идентичность. Кроме того, цель летних лагерей – не только дать возможность школьникам 11–16 лет отдохнуть на каникулах, но и приобщиться к богатым культурным и национальным традициям всей России и тем самим самым воспитывать в детях новое чувство всероссийской идентичности.

При разработке программы для летних лагерей на территории России, в которой автор данной статьи принимал непосредственное участие, акцент в теоретических занятиях делался на изучении истории мировых религий в целом и ислама в частности, истории Таджикистана и традиционной культуры самобытных народов Таджикистана, а также истории и культуры русского народа. Очень важно объяснить детям, что все мировые религии, в том числе ислам и христианство имеют один корень и все религии мира учат нас делать добро и жить в мире и согласии со всеми народами. Учителя и воспитатели большой акцент делают на воспитании детей в духе толерантного отношения к сверстникам любой национальности.

Особое место в программе лагеря отводится темам под общим названием «Россия наша общая Родина». Во время дискуссии или презентации со стороны детей, учителя приветствуют использование родных языков (таджикского, шугнанского, ваханского и т.д.) помимо русского. На этих занятиях помимо того, что дети получают знание о собственных этнических «само собой разумеющихся вещах», получают впечатления о других народах и культурах. За две недели работы лагеря не менее двух раз проводятся совместные культурные программы, выступления самодеятельности. На этих вечерних программах дети обретают способность ценить в себе и в других единство и многообразие, начинают ценить многоязычие.

Конечно, работой только общественных и правозащитных организаций не исправить ситуацию с межнациональными отношениями в Московском мегаполисе. Нужна поддержка в этом благородном деле со стороны государственных структур. Я уже говорил в одной из своих статей по поводу той работы, которую проводит государство Канады для адаптации мигрантов, думаю, мы могли бы многому у них научиться.

Для мигрантов после приезда в Россию меняется все: от природы до поведенческой модели окружающих. В такой ситуации крайне важно, чтобы каждый мигрант, желающий обрести в лице России свою новую Родину, почувствовал понимание и сострадание со стороны окружающих. Думаю, правы те, кто верят, однажды шагая по Москве, вчерашние мигранты – таджик, грузин и армянин придут в гости к своему русскому другу и поднимут бокал за свою великую Родину Россию! Тогда нам больше не придется услышать с экранов телевидения фразы наподобие «после взрыва автомобиля, очевидцы видели лицо кавказской национальности…»

Воистину, единство в многообразии…

Об авторе: Т.С.Каландаров – кандидат исторических наук, докторант Института этнологии и антропологии РАН

* * * 

Оттепели не ожидается. Изменения в Конституции Узбекистана в системе власти ничего не меняют

28.03.2007 12:59 msk  Омар Шарифов

Конституция Узбекистана в ближайшее время слегка видоизменится – по предложению Ислама Каримова в нее будут внесено несколько поправок. Нижняя палата узбекистанского парламента уже рассмотрела и единодушно приняла конституционный закон «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны», а также закон об отдельных поправках к трем статьям конституции. Эти законодательные инициативы позволили многим западным и российским журналистам вдоволь порассуждать о том, что в Узбекистане наконец-то наметился курс на строительство демократии.

В действительности и закон «Об усилении роли политических партий» и остальные поправки интересны лишь тем, что они конституционные, то есть направленные на изменение ряда статей Основного закона. Не стоит придавать большого значения этому обстоятельству - Конституция в Узбекистане меняется достаточно легко: всего двумя третями от общего количества депутатских голосов верхней и нижней палат парламента республики. Можно не сомневаться, что все эти голоса в любой момент могут быть собраны и все президентские поправки получат единогласное одобрение (не только эти, но вообще любые). В чем же тогда значение этих законов, о которых не писал разве что очень ленивый эксперт по региону, на что они направлены?

Во-первых, закон «Об усилении роли политических партий» обогащает законодательство республики совершенно новым для него понятием - «фракция». Как говорится в тексте закона, это «депутатское объединение, создаваемое депутатами, выдвинутыми от политической партии, в целях выражения ее интересов в Законодательной палате, и зарегистрированное в установленном порядке». Фракции и независимые депутаты, избранные от инициативных групп избирателей, могут объединяться в блоки.

Во-вторых, в законодательство Узбекистана впервые вносится слово «оппозиция». В новом законе говорится, что «фракции, не разделяющие программу правительства или отдельные его направления могут объявить себя оппозиционными». Закон дает понять, что им за это ничего не будет.

Помимо этого новым законом предусматривается, что партийная фракция, объявившая себя оппозиционной, получает право вносить альтернативные варианты законопроектов, заносить свое особое мнение по обсуждаемым вопросам в протокол заседаний Законодательной палаты, а также делегировать своих представителей в согласительную комиссию по законопроектам, отклоненным Сенатом (верхней палатой парламента).

Попросту говоря, узбекистанским парламентариям наконец-то разрешили иметь свое мнение по тем или иным вопросам и даже высказывать его в нижней палате парламента. Правда, этот порядок начнет действовать еще не скоро - с 1 января 2008 года, то есть уже после новых президентских выборов, которые должны состояться в конце декабря.

Конечно, здесь возникает вопрос: а что, разве до этого народные избранники были лишены права открыто выражать свое мнение? Например, в 29-й статье Конституции сказано, что каждый имеет право на свободу мысли, слова, и убеждений (в том числе и депутаты). Отметим – той самой Конституции, что действует в Узбекистане уже 14 с половиной лет - с 1992 года. Тогда зачем же президенту понадобилось принимать специальный закон, подтверждающий то, что и без того гарантируется Конституцией страны? Бесполезно пытаться ответить на этот вопрос, руководствуясь логикой и здравым смыслом, – ответа на него просто не существует.

Следующий пункт закона «Об усилении роли политических партий» заслуживает того, чтобы его процитировали целиком. В нем Ислам Абдуганиевич предоставляет политическим партиям и депутатам право – чего бы вы думали? - жаловаться президенту на злоупотребления со стороны хокимов (руководителей администрации) областей или столицы:

«Партийным группам областных, Ташкентского городского Кенгашей (Советов – ред.) народных депутатов в целях повышения эффективности контрольных функций предоставляется право инициировать представление Президенту Республики Узбекистан обоснованных заключений о неудовлетворительной деятельности лиц, утвержденных на должность хокима области и города Ташкента. В случае если эта инициатива поддерживается ведущими партийными группами, Президент Республики Узбекистан назначает обсуждение этой инициативы в Кенгаше народных депутатов и в соответствии с результатами обсуждения принимает решение».

Суть остальных пунктов закона «Об усилении роли политических партий» сводится к тому, что президент по-прежнему назначает премьер-министра и снимает его с должности, а если парламент не желает утверждать предложенную ему кандидатуру премьера, то после третьей попытки президент распускает парламент и назначает исполняющего обязанности премьер-министра сам. Сколько месяцев или лет тот будет пребывать в должности и.о. премьер-министра в новом законе не оговаривается.

То же самое относится к главам администрации столицы и областей. Если Кенгаш в третий раз не соглашается утвердить выдвинутую президентом кандидатуру, то Кенгаш распускается, а хоким (с приставкой «исполняющий обязанности») назначается лично президентом. Вот и всё. В чем тут демократизм, замеченный некоторыми журналистами, понять трудно.

Что касается отдельного закона о поправках к трем статьям Конституции, то внимания из них заслуживает только одна, да и то больше своей формулировкой, чем сущностью. До этого статья 89-я была изложена в такой редакции:

«Президент Республики Узбекистан является главой государства и исполнительной власти в Республике Узбекистан».

А будет в следующей:

«Президент Республики Узбекистан является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».

То есть, из статьи вычеркивается фраза о том, что президент является главой исполнительной власти.

«Норма действующей статьи о том, что президент страны одновременно является главой исполнительной власти в Узбекистане, из Конституции исключается», - высказался по этому поводу сам Ислам Каримов, подразумевая, что это большое и великое дело. Однако на практике это ничего не меняет, поскольку никакими властными функциями президент ни с кем не делится и никому их не делегирует, по прежнему обладая всей полнотой власти.

В связи с предстоящими президентскими выборами многие наблюдатели предсказывали возможность осуществления такой рокировки. Поскольку Конституция Узбекистана запрещает одному лицу занимать пост президента более двух сроков подряд, а второй срок Каримова завершился 22 января этого года, то он может пересесть в кресло премьера, передав ему большую часть властных полномочий, и таким образом снова остаться у власти на неограниченное время. Но принятые поправки к Конституции не подтверждают эти предположения. Какие реальные функции президент передал премьер-министру? Никаких. Президент по прежнему назначает (прямо или косвенно, через представление) премьер-министра, главу МВД, главу СНБ (Службы национальной безопасности), главу Минобороны, главу Минюста, главу Верховного суда, главу Конституционного суда, Генерального прокурора, председателя Центризбиркома, председателя Сената, всех министров, всех судей – от областных до районных, а также хокимов всех областей республики и города Ташкента. Импичмент президента не предусматривается даже теоретически – статьи об этом в Конституции Узбекистана просто нет.

Главная проблема, конечно, состоит в том, что декларируемым Конституцией разделением трех ветвей власти в Узбекистане даже не пахнет – рычаги управления всеми этими ветвями власти полностью находятся в руках президента. Даже кандидатуры депутатов парламента утверждаются при его личном участии. Поэтому заседающие в парламенте пять партий-близнецов, созданных опять-таки по инициативе Ислама Каримова, ничем друг от друга не отличаются. Ожидать, что завтра какая-либо из этих партий вдруг объявит себя «оппозиционной», по меньшей мере, наивно. Разве что сделать это ей прикажут «сверху».

В подобных условиях самые прекрасные законы не имеют никакого значения – они просто не выполняются, если это противоречит интересам правящей верхушки. И пока контроль над всеми ветвями власти будет осуществляться одним человеком, ситуация в стране не изменится, сколько бы ничего не значащих поправок в Конституцию ни вносилось и сколько бы «оппозиционных» партий в парламенте ни заседало.

* * * 

Будет ли ХХ заседание туркменского Халк Маслахаты своего рода «ХХ съездом КПСС»?

28.03.2007 21:37 msk  Артём Улунян

Предпринимаемые новым руководством Туркменистана шаги рассматриваются экспертами с двух противоположных точек зрения. Сторонники первой из них склоняются к мысли о том, что пришедшая к власти после смерти С.Ниязова 21 декабря 2006 г. группа, официальным главой которой считается нынешний президент страны Курбанкули Бердымухаммедов, предполагает проведение постепенных реформ и отказ от наследия Туркменбаши. Вторая точка зрения разделяется теми, кто полагает, что как заявления нынешнего главы Туркменистана, так и его действия отнюдь не свидетельствуют об отходе от ниязовского курса, но рассчитаны лишь на «функциональное изменение» ситуации. Предстоящее заседание Халк Маслахаты (Народного Совета), назначенное на 30 марта оценивается двумя группами экспертов и наблюдателей именно с позиций двух упомянутых точек зрения на происходящее в стране.

Однако ситуация, складывающаяся в Туркменистане, не соответствует двум крайним и противоположным воззрениям на неё со стороны большей частью именно зарубежных комментаторов. На данный момент перед президентом К.Бердымухаммедовым стоит ряд проблем, решение которых носит стратегический характер как для общественно-политического режима, его экономических основ, так и его внешнеполитических позиций.

Первая из насущных тем – это структурирование системы власти после смерти С.Ниязова. Будучи в годы его правления, особенно в последнее время, фактически главным органом власти, выполняющим функции её законодательной и исполнительной ветвей, Халк Маслахаты уже утерял ряд своих важных полномочий: они оказались переданы Государственному Совету Безопасности. Вопрос о назначении председателя Народного Совета, место которого пожизненно занимал скончавшийся С.Ниязов (Туркменбаши), вставал уже в декабре 2006 г. в момент перехода власти в руки К.Бердымухамммедова и его группы. Однако тогда он не был решен из-за особенностей сложившейся ситуации.

От того, кто возглавит Халк Маслахаты в его нынешнем виде, зависит расстановка политических сил в высших эшелонах власти. В случае, если председателем станет нынешний президент (а именно это было бы логично с точки зрения существующего режима), можно с уверенностью сказать: официальный Ашхабад не собирается разрушать сложившуюся при Ниязове систему. Однако малейшия изменения именно в данной области способны продемонстрировать желание нынешнего руководства перейти к «конвенциональной» системе институтов, а именно: оставить в роли представительного органа власти, обладающего законодательными полномочиями местный парламент (Меджлис).

В интересах «сохранения спокойствия» и недопущения появления обиженных, правящая группа могла бы трансформировать Халк Маслахаты в часть парламента, сделав его двухпалатным. Однако такое решение затронуло бы основы ниязовского режима, что, в свою очередь, заставило бы отказаться нынешнее руководство Туркменистана от прошлого и признать многое, что явно ему не выгодно. Так, в частности, следовало бы признать политическую оппозицию и соответствующие действия бывшего президента против неё. Пока же 2507 участникам-членам Совета власти выдали весьма приличную для Туркменистана сумму – по 1,5 млн. манат (эквивалент 300 долларов США) на «представительские расходы». Этот жест призван также сыграть определенную роль.

На данный момент ХХ заседание Халк Маслахаты, несмотря на свой символичный порядковый номер и некоторую ассоциативность с ХХ съездом КПСС, в действительности, совершенно не следует рассматривать как стартовую точку неких радикальных перемен. Это объясняется общим курсом «группы 21 декабря», сутью которого является сохранение власти и использование ситуации в собственных целях.

Провозглашенные официально изменения: ослабление транспортного контроля на центральных путях сообщения между велаятами; проведение реформ в сфере образования и сельского хозяйства, а также возвращение на службу ряда чиновников уволенных С.Ниязовым в последние месяцы его правления, носят избирательный характер. Заявления на официальном уровне о «продолжение курса Туркменбаши», рассматриваемые рядом комментаторов как дань времени, в действительности носят более глубокий смысл. Он заключается в том, что выстроенная им система, частичной модификацией которой занято нынешнее руководство, позволяет контролировать общественно-политическую и экономическую ситуацию, что для официального Ашхабада является одним из важнейших моментов.

Ожидания неких радикальных реформ и изменений, которые, якобы, готовятся произвести на ХХ заседании Халк Маслахаты его организаторы, базируются в основном на слабой информированности сторонников такой точки зрения, а также чуждой развитию событий логике. Для нынешнего руководства Туркменистана важно использовать 30 декабря для реализации нескольких задач.

Во-первых, узаконить проведение отдельных мероприятий в различных сферах общественной и экономической жизни и добиться формирования образа реформаторов внутри страны. Во-вторых, постараться показать внешнему миру готовность к переменам, что становится важным в контексте расширяющегося интереса евро-атлантического сообщества к Туркмении по вполне известной причине. В-третьих, консолидировать бюрократические слои государственного аппарата, находившегося ранее под страхом постоянных репрессий, и достичь, таким образом, максимальной поддержки чиновничества. Наконец, в-четвертых, провести некоторые изменения в системе институтов государственной власти, не допустив разрыва между институтом президентства – Государственным Советом Безопасности – Меджлисом – Халк Маслахаты.

Следует иметь в виду и то, что «магия чисел» (а именно порядковый номер заседания, ассоциирующийся с соответствующим номером одного из съездов КПСС) также призвана сыграть свою роль как внутри страны, так и за рубежом в интересах повышения престижа нового руководства Туркменистана. Более того, сам факт, что местом проведения назначен г. Мары – центр одноименного велаята, от которого баллотировался в президенты К.Бердымухаммедов, имеет также символичный характер.

Не менее примечательным было оживление на международном уровне накануне 30 марта проекта «каспийской» транспортировки туркменского газа, в которой заинтересованы в Европе и США. Насколько удастся «группе 21 декабря», в которой сейчас существует определенное единство, добиться своих целей, покажет, однако, не столько заседание Народного Совета, а дальнейшие действия группы в ближайшие два-три месяца.

* * *

Руководитель Eurasian Transition Group комментирует преследования журналистов в Узбекистане

28.03.2007 09:24 msk  Немецкая волна

Как сообщает веб-сайт радиостанции «Немецкая волна», немецкая неправительственная организация Eurasian Transition Group (ЕТГ) опубликовала доклад, посвященный ситуации со свободой слова в Узбекистане, и в частности, преследованию журналистов, сотрудничающих с радиостанцией «Немецкая Волна» и другими иностранными СМИ. «Немецкая волна» цитирует слова руководителя ЕТГ Михаэля Лаубша:

- Прокуратура Ташкента 24 марта официально объявила о возбуждении уголовного дела по статьям 184 часть 2 пункт Б 4 и статьи 190 части 2 пункта Б. в отношении Н.Бушуевой, свободной узбекской журналистки, сотрудничавшей с "Немецкой Волной". Результаты первых допросов говорят о том, что прокуратура намеревается возбудить уголовные дела по аналогичным статьям против других узбекских журналистов, сотрудничавших с "Немецкой Волной".

Следует отметить, что налоговая служба района Мирзо Улугбек, которая первой начала действия против Н.Бушуевой, имела сведения о состоянии банковского счета и банковских переводах в письменном виде, полученных от частного банка "Асака Банк". Это является нарушением узбекского закона и прав клиентов банков. Пожелавший остаться неизвестным сотрудник банка сообщил, что СНБ осуществлял проверку банковского счета Н.Бушуевой. По утверждению районной налоговой инспекции, Бушуева должна доплатить налогов на сумму 2850 долларов. Далее инспекция направила дело в прокуратуру Ташкента, которая вызвала Бушуеву в качестве свидетельницы, что позволило следователям провести допрос журналистки без присутствия адвоката.

Журналист Ю.Черногаев был также вызван в качестве свидетеля, чтобы давать показания против Н.Бушуевой. Следователь прокуратуры зачитал письмо узбекского МИДа за номером 09/6652, направленное в прокуратуру Ташкента 22 марта сего года. В нем указываются имена четырех узбекских журналистов, сотрудничавших с "Немецкой Волной", включая Бушуеву и Черногаева. В письме говорится, что "НВ" систематически продолжает публиковать информацию об Узбекистане, которая не соответствует реальному положению дел в стране.

"Немецкая Волна" официально потребовала разъяснений у посольства Узбекистана в Германии. Все эти факты свидетельствуют о том, что узбекские власти начали новые репрессии против немногих оставшихся в стране независимых журналистов.


Рассылка новостей ИА "Фергана.Ру". Выходит несколько раз в день
Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

В избранное