Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии


Руслан Шарипов: «Правительству США безразлична судьба беженцев из Узбекистана»

20.03.2007 00:02 msk  Беседовал Даниил Кислов

 

Руслан Шарипов в США. Фото ИА Фергана.Ру
Обладатель премии «Золотое перо-2004» Всемирной Ассоциации Газет, лауреат премии «Свобода Выражения-2004», обладатель грантов международной правозащитной организации «Human Rights Watch» и Института по освещению войны и мира (IWPR), политический беженец из Узбекистана. Все эти регалии принадлежат Руслану Шарипову – узбеку и уроженцу Бухары, журналисту и правозащитнику, в октябре 2004 после непрекращающегося давления и преследований со стороны узбекских властей вынужденного покинуть родину.

 

Вырваться за пределы Узбекистана означало для Руслана Шарипова обрести личную и творческую свободу. Однако Соединенные Штаты не стали для узбекского журналиста "землей обетованной". Профессиональное признание и уважение со стороны коллег не спасли мигранта от проблем с поисками работы и жилья, а «привычка к свободе» привела Руслана из узбекской тюрьмы в американскую.

Спустя два с половиной года после вынужденной эмиграции Руслан Шарипов принимает решение вернуться в Узбекистан. Пока неизвестно, как отнесется к этому официальный Ташкент, документы Руслана еще долго будет рассматривать узбекское консульство в Нью-Йорке. Однако это решение опального журналиста вполне серьезно мотивировано: по словам Р.Шарипова, в США тоже нет свободы, на которую многие рассчитывают.

В эксклюзивном интервью ИА «Фергана.Ру» Руслан Шарипов рассказывает свою историю подробно.

* * *

Фергана.Ру: - Руслан, на что Вы надеялись по прибытии в США? Где Вы жили все это время и чем занимались, где работали?

Руслан Шарипов: - До последнего времени я жил с братом в Сакраменто, Калифорния. Я - единственный среди членов моей семьи, кому отдел Национальной безопасности США до сих пор не выдает «грин карту» (Green Card – «зеленая карта», вид на жительство в США, карта постоянного резидента США). Поэтому я не могу найти работы, и не знаю, где буду жить после скорого отъезда моего брата в Европу. Срок моего разрешения на работу в США истек еще в 2005 году.

Я надеялся продолжить правозащитную и журналистскую деятельность и искал поддержку среди фондов США, работающих по центральноазиатскому региону, но безрезультатно. К примеру, представитель Фонда Сороса написала мне, что я мало что могу сделать, находясь так далеко от Узбекистана, и что в Интернете уже много других проектов, освещающих ситуацию в Узбекистане.

Фергана.Ру: - Появились ли у Вас друзья в США за время пребывания там?

Руслан Шарипов: - Я продолжаю поддерживать контакт с коллегами и международными организациями. Однако, в основном, мои друзья остались в Узбекистане, и я очень по ним скучаю.

Фергана.Ру: - Какое общее впечатление произвела на Вас Америка?

Руслан Шарипов: - Американцы – замечательный народ. Однако проблемы государственного уровня: медицинское и особенно стоматологическое обслуживание средних слоев населения, бедность и увеличение количества бездомных в США не могут не вызывать беспокойство. Среди штатов лидирующее место по количеству бездомных занимает Калифорния.

Фергана.Ру: - Почему Вы приняли решение уехать?

Руслан Шарипов: - Казалось бы, американский народ, вкусив свободы и демократии, должен грудью стоять на защите своих прав. Однако администрация Джорджа Буша продолжает посягать на элементарные свободы своих граждан. Секретное прослушивание в США, простите за каламбур, ни для кого уже не секрет. Белый дом прослушивает телефонные разговоры и читает электронную почту любого «подозреваемого в терроризме», в том числе граждан США – без судебных ордеров, предусмотренных законом.

Особенно тяжело приходится беженцам после того как с 2003 года их вопросы переведены в компетенцию Отдела Национальной Безопасности США (DHS – Department of Homeland Security). Это вызвало серьезную озабоченность у международных организаций. В частности, даже правозащитная организация «Human Rights First» со штаб квартирой в Нью-Йорке и Вашингтоне потребовала от Отдела Национальной Безопасности справедливого отношения к беженцам на территории США.

Мне самому неоднократно приходилось общаться с представителями Отдела Национальной безопасности США (DHS). Офицер НБ на последнем интервью по поводу выдачи мне «грин карты», к примеру, допрашивал меня о причастности к шпионской деятельности. Разумеется, вопросы национальной безопасности для администрации Джорджа Буша важнее, чем судьбы узбекских беженцев.

Другой пример. Сравнительно недавно я ехал по приглашению в город Сан-Исидро (Калифорния), который граничит с Мексикой. По неизвестным мне причинам водитель автобуса пропустил остановку и перевез меня через границу в Мексику. Так как мне до сих пор не выдали «грин карту», я не имел право пересекать границу и покидать США, поэтому я спросил водителя автобуса, почему он пересек границу без остановки в Сан-Исидро. Ведь у него был мой билет, и он знал, куда я направлялся. Более того, согласно официальному маршруту, автобус должен был отправиться в Мексику только после 10-минутного перерыва в Сан-Исидро.

При попытке возвращения в США я объяснил офицерам НБ, что меня перевезли через границу в Мексику против моей воли, и предоставил им в качестве доказательства билет. Однако мне указали на выход в Мексику. При второй моей попытке возвращения в США группа офицеров Национальной Безопасности задержала меня и поместила в комнату без окон. Мне было отказано в возможности связаться с родными и близкими. Во время грубых допросов офицеры НБ потребовали назвать имена и адреса тех, кто пригласил меня в город Сан-Исидро, Калифорния, место и дату знакомства, а также то, почему я намеревался с ними встретиться, таким образом, неправомерно вмешиваясь в мою личную жизнь.

Отношение к беженцам со стороны администрации Джорджа Буша – жестокое. И здесь не идет речь о сострадании. Я говорю об элементарной первостепенной помощи беженцам в поисках работы, медицинском обслуживании и необходимой легальной документации.

Я был шокирован, когда в связи с отсутствием у меня медицинского страхования в больнице вместо гипса на сломанную кость руки мне наложили временную повязку и попросили пройти через специальную процедуру в клинике для малоимущих. Там же мне обещали, что я получу консультацию у специалиста относительно моего перелома и смогу получить дальнейшую медицинскую помощь. Только через три дня мне наконец-то наложили гипс, но специалиста я так никогда и не увидел.

Фергана.Ру: - Как Вы думаете, почему из США уезжают андижанские беженцы?

Руслан Шарипов: - Каждый случай имеет индивидуальную окраску, но по своему личному опыту я могу свидетельствовать о том, как тяжело сегодня приходится беженцам в США. Однако, вопрос, думаю, следует звучать иначе: почему узбекские беженцы не возвращаются в Узбекистан со стран Европы, где им также было предоставлено убежище после андижанских событий?

Фергана.Ру: - Если Вы обращались в консульство Узбекистана, то получен ли из этого ведомства уже какой-то ответ?

Руслан Шарипов: - Я говорил с консульством Узбекистана в Нью-Йорке относительно моего возвращения в Узбекистан. Меня попросили обратиться в письменном виде и сказали, что рассмотрят мое заявление. В случае положительного ответа, согласно информации консульства, вторым этапом будет решение вопроса о выдаче мне сертификата для возвращения в Узбекистан.

Фергана.Ру: - Не боитесь ли Вы возобновления преследования на родине? Чем Вы намерены заниматься в Узбекистане в случае возвращения?

Руслан Шарипов: - Я не знаю, как сложится моя судьба в Узбекистане, но, к сожалению, за два года пребывания в Америке у меня складывается впечатление, что правительству США безразлична судьба узбекских беженцев. В любом случае, по возращении в Узбекистан я надеюсь возобновить журналистскую и правозащитную деятельность. Конечно же, я очень скучаю по Ташкенту и по своим друзьям.

* * *

Впадина Аякагытма - культовый центр кочевой культуры в пустыне Кызылкум

20.03.2007 10:21 msk  Андрей Кудряшов (Бухара)

Огромные территории песчаных пустынь Центральной Азии в наши дни остаются пространством, где древние легенды господствуют над мировоззрением современного человека. Цивилизация здесь не смогла до конца одолеть дикую природу и многовековой уклад жизни кочевников. Бессточная котловина Аякагытма, затерявшаяся в недрах песков Кызылкума, на сотни километров отстоит от густонаселенных оазисов Бухары и Самарканда с их знаменитыми памятниками тысячелетней истории и культуры. Но паломники продолжают пробираться через сыпучие барханы и солончаковые пустоши к безлюдным холмам у обрыва известнякового плато, чтобы поклониться святилищу Хазор Нур - Тысяча Лучей - и посетить места, связанные с памятью о легендарном герое-мученике Малике Аждархо, Хазрате Али и дочери Пророка Мухаммада Фатиме.

 

Ближайший населенный пункт на пути к священным местам - районный центр Шафиркан в Бухарской области Узбекистана. Неподалеку от этого городка в IV-VII веках стояла древняя крепость Варданзи, по преданию основанная царем Шапуром из персидской династии Сасанидов, проложившим через пески оросительный канал Шапуркам, от чего местность превратилась в цветущий край. Накануне арабского завоевания Согдиана освободилась от владычества Сасанидских правителей, превратившись в конгломерат мелких, но сильных и независимых княжеств. Вардан-худдаты успешно соперничали во власти с государями богатых купеческих городов Пайкента, Рамитана и Нумиджкента, подчинив себе северную часть Бухарского оазиса. Однако постоянные распри, интриги и междоусобица местных князей помогли новым завоевателям.

В первом десятилетии VIII века при халифе Абду аль Малике войска эмира Кутейбы ибн Муслима, посланные наместником Хорасана, сравняли с землей Пайкент и Варданзи, а Нумиджкент, с тех пор названный Бухарой, сделали опорным пунктом своей экспансии в Центральной Азии. В отличие от Ближнего Востока, где мусульманская религия утвердилась сравнительно быстро и легко, арабские завоевания и миссионерские усилия Халифата в междуречье Амударьи и Сырдарьи продолжались еще целое столетие. Причем с переменным успехом и немалыми жертвами, от чего победивший в итоге в Мовароуннахре ислам приобрел немало легенд о мужественных воителях, самоотверженных проповедниках и мучениках за веру.

 

Из-за разрушения древней оросительной системы во время жестоких войн окрестности Варданзи надолго превратились в заброшенную окраину, на которую повели наступление подвижные пески. Сегодня древняя крепость представляет собой голый холм на границе хлопковых полей и пустыни. Современный Шафиркан, населенный тремя тысячами жителей, славится виноградниками, шелковыми сюзане и разведением каракулевых овец. На сто семьдесят километров вглубь Кызылкума экспедицию ИА «Фергана.Ру» сопровождали специалисты туристической компании «Ташриф Турс», год назад разведавшие путь из Бухары к святилищу Хазор Нур.

 

Пространство пустыни подобно пространству сна, где часы монотонного забытья вдруг прерываются всплесками ярких образов, надолго остающихся в памяти. В необозримо скучном однообразии пустыни скрыта бесконечность неповторимых и запоминающихся деталей.

К востоку от гряды скалистых кряжей Кульжуктау линия горизонта без всякого предупреждения обрывается круто вниз, и через пару километров начинает казаться, что ты попал в горную долину, со всех сторон окруженную пестрыми, желто-красными склонами и голубеющими в далекой дымке хребтами. Затем широта небосвода сворачивается в круглый купол, почти ощутимо висящий над головою, словно поверхность гигантской линзы, по которой стекает вниз облачная пена.

 

Направления нет. Просто катится под колеса автомобиля ровная, как стекло, плоскость, местами как бы пушистая от холмиков белой соли или щетинящаяся фиолетовыми кустами колючек. В самой низкой точке, где сплетается роза ветров, стоит высокий столб пыли - смерч, постоянно крутящийся на одном месте, призрачный ориентир.

 

Впадина Аякагытма, занимающая площадь около 600 квадратных километров, не самая большая и глубокая в Кызылкуме. Абсолютная минимальная высота в ней достигает 133 метров над уровнем моря. Ближе к восточному краю солончаки переходят в поверхность соленого озера, издревле питавшегося грунтовыми водами и дождевыми потоками. Прежде берега водоема были покрыты, как льдом, соляной коркой, под которой скрывалась жидкокристаллическая грязевая трясина, непролазная и таящая гибель для людей и животных. Поэтому, как предупреждение караванщикам и пастухам верблюжьих стад, местность получила название Аякагытма, что с казахского языка приблизительно можно перевести, как «не наступай».

В восьмидесятые годы прошлого столетия советские ирригаторы отвели в котловину коллекторный сброс с орошаемых земель, и водоем сильно увеличился в размерах, перестав быть опасным, поскольку его берега достигли более твердого грунта. Но в короткий период осенних дождей большая часть котловины по-прежнему становится непроходимой из-за липкой грязи и многокилометровых луж. Зимой в песках очень холодно, а с начала мая по конец сентября стоит невыносимый зной. Безболезненно проникнуть сюда можно только в начале весны, чем и воспользовалась экспедиция «Ферганы.Ру». На берегу озера обнаружился целый аул в тридцать две семьи, населенный, в основном, казахами.

 

Жители котловины занимаются разведением верблюдов, коз и овец. Держат и небольшие табуны лошадей, свободно пасущихся на пустынных просторах. Ловят рыбу, хотя в озере ее не много. Поселение состоит из одинаковых квадратных одноэтажных домиков советской постройки, вытянутых в одну линию вдоль берега. Никаких деревьев. Только рощица саксаула рядом с верблюжьим загоном. Питьевую воду сюда завозят в цистернах по единственной автомобильной дороге из Навоийской области. В годы СССР здесь пытались привить опытное земледелие на артезианских скважинах, но потом это дело заглохло само собой, ведь орошать землю кочевые казахи не любят, возможно, в глубине души считая изменение естественного ландшафта сомнительным и даже не богоугодным делом. Весной большинство населения покидает аул, чтобы жить на цветущих просторах в войлочных юртах.

 

Молодежь, конечно, как и везде, мечтает вырваться на просторы большого мира, жить в современных городах, путешествовать по разным странам. Но реальность осуществления таких планов, разумеется, ограничена небогатым бытом в условиях почти натурального хозяйства. Наверное, можно сказать, что для кого-то из местных жителей, по самому факту его рождения здесь, котловина оказалась в прямом смысле ловушкой судьбы. Хотя впереди нас ждала встреча с человеком, воспринимающим свою жизнь в этих местах как благостное знамение, ниспосланное ему Всевышним.

 

Святилище Хазор Нур расположено на вершине плато, развернутого к озеру крутым стометровым обрывом. Наверху в глинобитном домике живет бобо Абдукарим, охраняющий покой священного места. Он родился в 1929 году и в семилетнем возрасте, оставшись круглым сиротой, начал скитаться по мазарам и святым местам Узбекистана, сначала полагаясь на милосердие паломников и мусульманского духовенства, весьма малочисленного в советскую эпоху, а потом принимая благодарность людей за отправление религиозных обрядов. Однажды, будучи уже зрелым мужчиной, кое-что сведущим в делах веры, он, по его словам, услышал во сне голос, повелевший ему идти из Хорезма на юго-восток через всю пустыню, найти святое место на древнем холме Хазор Нур, и молиться там до конца своих дней. Проснувшись, он обнаружил, что его сапоги стоят носками в указанном направлении…

 

История очень напоминает сюжеты многих легенд о мусульманских отшельниках прошлого. Произошла она в 50-е годы XX века, из чего видима неизменность времени в том особенном мире, где родился, вырос и прожил свою жизнь шейх Абдукарим. Он пришел к озеру Аякагытма, сменил прежнего смотрителя, со временем обзавелся семьей в поселке, но продолжает жить на холме Хазор Нур, и сегодня его взрослые сыновья помогают ему встречать паломников и рассказывают предания о священном месте.

«Некогда в Иерусалиме жил вельможа и богатырь огромной силы и роста, за что его называли Малик Аждархо - Принц Дракон. Он был ярым врагом мусульман, но, повстречав Хазрата Али, обратился к исламу, бросив своих друзей, имущество и родню, и пожелав стать муджахедом. Но вместо ратного подвига, Хазрат Али повелел ему отправиться в страну Хорезма, чтобы проповедовать там веру в Аллаха лишь кротостью и убеждением. После многих лет смиренного исполнения миссии, Малик Аждархо смог снова взять в руки меч, защищая своего Наставника и общину мусульман. Ислам тогда только начал завоевывать сердца людей в Мовароуннахре, и на высоком холме среди пустыни поселились те, кто первыми уверовал на земле Согдианы. На помощь им, окруженным врагами, прибыл из Хорезма непобедимый Принц Дракон, организовавший из молодых мусульман воинское ополчение. Посетили общину и Хазрат Али с Фатимой, когда скрывались от преследований еретиков и завистников.

Много лет холм в пустыне был неприступным, отражая бесчисленные атаки неверных. Наконец враги решили действовать хитростью. Среди мусульман было много таких, кто имел родственников, еще не принявших ислам. Иногда их, особенно женщин или престарелых, допускали в общину, чтобы близкие смогли убедить их встать на сторону Аллаха. Так в лагерь проникла вражеская лазутчица - коварная старуха, пришедшая якобы навестить племянницу. Долго и пристрастно расспрашивала гостья о нравах и обычаях правоверных. Не подозревая ничего дурного, молодая женщина отвечала на вопросы тетушки. И случайно обмолвилась, что во время пятничного намаза все люди общины, включая самого Малика Аждархо, а так же стражу, обычно несущую дозор на краях обрыва, откуда далеко видно округу, бросают любые свои дела, чтобы собираться в мечети. Этими сведениями воспользовались вражеские отряды, штурмовавшие холм в пятницу. Безоружные мусульмане оказали отчаянное сопротивление, но все погибли в этот день как шахиды. Особенно долго и яростно сражались Принц Даркон и еще пятеро богатырей, но к исходу второго дня кровавой резни пали и они. Поэтому тысяча могил, сложенных из осколков камня, с тех пор устилают вершину холма Хазор Нур, что значит Тысяча Лучей - праведных душ, устремившихся в небо».

 

Легенда, разумеется, далеко не согласуется с известными историческими сведениями о распространении ислама в Мовароуннахре. Но на то она и легенда. От местных жителей удалось услышать множество дополнений и интересных подробностей. Например, одиночный каменный курган необычной формы, издали заметный в окрестностях Хазор Нур, многим кажется им похожим на отрубленную женскую грудь. Круглый красный бугор на противоположном краю котловины носит название Гяур тепа - холм неверных, которые, будто бы, погубив мусульман, сами до единого погибли на обратной дороге. Всевышний послал ангела Азраила сразить их чумой. Узкая лощина на пути к озеру называется Кампыр сай и считается могилой старухи-лазутчицы. Проходя мимо этого места, все паломники должны бросать в ее сторону камни, иначе проклятие может коснуться любого из них. Злой дух предательницы, не находящий покоя в аду, будет преследовать путника кознями и всяческими несчастьями.

 

 

Сын бобо Абдукарима, разумеется, провел нашу экспедицию вдалеке от несчастливых мест, показав только самые благословенные. Кадам гох (след) Фатимы представляет собой рукотворный полый курган, аккуратно сложенный из обломков кремнистой породы. Внутрь святилища не заходят. Зато можно спуститься по узкой тропе к подножию обрыва, где в маленькой келье, вырубленной прямо в толще спрессованного песка и известняков, два века назад жил дервиш-отшельник, спасаясь в этой норе от летнего зноя, зимних стуж и диких зверей.

 

На вершине холма стоит приземистый конус глинобитной мечети с единственным входом и одним окном, указывающим направление в сторону Мекки. Возможно, это не очень древнее сооружение, но по конструкции оно, несомненно, воспроизводит образы тех мечетей, в которых могли молиться первые мусульмане в Мовароуннахра. Любопытно и то, что мазар Малика Аждархо, еще год назад украшенный только традиционными тугами - высокими деревянными шестами с клочками белой материи на концах, сыновья шейха, с его разрешения, начали замуровывать современной кирпичной кладкой. Краеведы могут быть крайне раздосадованы этим новшеством, уже скрывшим от взгляда потенциальных исследователей старинные каменные надгробия необычной величины.

 

Семья смотрителя относится к этому по-другому. Люди, фактически живущие внутри легенды, воспринимают священную историю не как чье-то далекое прошлое, и даже не как свое настоящее, а как непрерывную ткань бытия, в которую каждое поколение, по мере сил, должно вплетать нити. Поэтому строительные работы по «благоустройству» святилища, которые производятся сегодня в поистине подвижнических условиях, они инстинктивно полагают своей религиозной обязанностью. Через следующую тысячу лет пустыня останется прежней, а кирпичные надстройки нашего времени превратятся в памятник глубокой древности, напоминающий о еще более давних событиях. Наверное, так происходило и прежде в этих местах…

 

Историк и археолог, доктор философских наук Елизавета Некрасова, побывавшая на святилище в 2006 году, считает, что арабские надписи, выбитые на могильных камнях холма Хазор Нур, вряд ли могли быть сделаны раньше XVIII века. По ее мнению действительную древность памятника еще предстоит определить в ходе научных исследований. Само по себе наличие обширного кладбища в большом удалении от густо населенных районов не обязательно свидетельствует о том, что здесь некогда произошло большое сражение или погиб целый город.

 

В кочевой культуре любое место, однажды названное священным, становится сакральным символом посреди необъятных пространств - времен и земель. Но именно поэтому такое место представляет ценность для этнологии и этнографии, поскольку к нему, как к духовному полюсу, неизбежно притягиваются народные предания и архетипы религиозных сюжетов. Сознание людей на окраинах современной цивилизации сохраняет иную динамику и перспективу восприятия мира. Заглянув в него сегодня, возможно разглядеть отдаленное прошлое или даже вечное.
* * *

Казахстан: От «многовекторности» внешней политики к «многополярности» СНГ. Часть I

20.03.2007 14:54 msk  Михаил Калишевский

В последнее время Казахстан привлекает к себе внимание происходящими в его внешней политике переменами, которые стали особенно очевидными в конце 2006-го - начале 2007 годов. Официально провозглашенная около десятилетия назад «многовекторность» внешнеполитического курса все более наполняется реальным содержанием, свидетельствующим о появлении в центральноазиатском регионе, да и на всем постсоветском пространстве, нового самостоятельного субъекта, весьма искусно проводящего независимую и сбалансированную политику. Политику, претендующую на региональное лидерство и даже на придание Казахстану роли некого второго «полюса» в рамках СНГ. В России пока стараются не замечать или, по крайней мере, не афишировать эти новые моменты во внешней политике Казахстана, делая акцент на заявлениях казахстанских лидеров о «приоритетности» для Астаны именно российского «вектора». Между тем, направление этого «вектора» все чаще не только не совпадает с устремлениями России, но и значительно расходится, а то и прямо противоречит им. Выражается это, прежде, всего в подключении Казахстана к работе по созданию путей для транспортировки энергоносителей в обход России.

«Евразийские» мечтания

Выработка основных принципов внешней политики Казахстана происходила в условиях, когда само обретение независимой государственности оказалось для республиканской элиты большой неожиданностью. Если вспомнить обстоятельства, в которых происходило подписание Беловежских соглашений и создание СНГ, то вполне оправданным будет сказать, что государственная независимость просто свалилась казахстанскому руководству на голову. Ведь Назарбаев и его окружение рассчитывали, что дальнейшее развитие республики будет происходить в рамках некоего «обновленного» конфедеративного Союза на основе договоренностей, согласованных в Ново-Огареве. Однако все эти планы были похоронены в Беловежской пуще, и Казахстану пришлось «обустраиваться» самостоятельно.

Перед руководством страны встала, прежде всего, задача конституирования нового государства на международной арене через вступление в ООН и другие универсальные международные организации. Необходимо было также найти решение такой сложной проблемы как судьба части советского ядерного потенциала, находившейся на территории бывшей Казахской ССР, и в целом - определить место Казахстана в системе международных отношений с учетом геополитических и экономических реалий такого сложнейшего региона, как Центральная Азия. Региона, соседствующего с огромным Китаем, экономически, политически и культурно тесно связанного с Россией и одновременно являющегося частью неспокойного исламского мира.

Руководство Казахстана еще в начале 90-х годов выдвинуло концепцию «Евразийского моста», которая обозначила географическую, культурную, историческую и цивилизационную принадлежность Казахстана как к Европе, так и к Азии. В рамках этой концепции президент Назарбаев выступил с серией весьма далеко идущих интеграционных проектов, получивших общий «лейбл» евразийских.

Надо сказать, что Казахстан, будучи хотя бы в силу своего географического положения страной «транзитной», чье существование и развитие, по большому счету, определяется проходящими через ее территорию торгово-транспортными путями, объективно заинтересован в реализации всевозможных интеграционных схем. Но в начале 90-х годов дело было не только в этом. В условиях нараставшего экономического хаоса и несформированной национальной государственности конфедерация с Россией рассматривалась на первых этапах суверенного существования Казахстана как один из наиболее реальных вариантов выхода из кризиса. Это было обусловлено пока еще «неразделенностью» политического, экономического и военного потенциалов и существовавшей на тот момент практически полной общностью геополитических интересов двух стран, особенно в свете активной экономической экспансии Китая в направлении Казахстана.

Наиболее смелым в ряду «пророссийских» интеграционных идей было предложение о создании на месте СНГ Евразийского Союза, которое Нурсултан Назарбаев озвучил весной 1994 года в стенах МГУ. По сути дела, он фактически поставил вопрос о воссоздании Советского Союза, но по той схеме, которая разрабатывалась в Ново-Огареве и была прервана августовским путчем ГКЧП.

Тогдашние пространные рассуждения Назарбаева о том, что новое интеграционное объединение должно в принципе повторять модель Европейского Союза, носили главным образом пропагандистско-косметический характер. Фактически предлагалась та же интеграционная модель, которую сейчас отстаивает Лукашенко, говоря о союзном российско-белорусском государстве – сохранение дотационного (со стороны России, конечно) характера экономических отношений при чисто номинальном политическом подчинении бывших союзных республик союзному центру с оставлением за местными элитами абсолютного контроля над природными, экономическими и финансовыми ресурсами.

Естественно, такая схема не встретила большого энтузиазма в Кремле, где тогда еще не слишком увлекались неоимперскими и великодержавными химерами. Впрочем, и сейчас, как показывает история с эфемерным российско-белорусским союзным государством, Москва готова идти на дотационные отношения только в том случае, если интеграция носит характер «аншлюса», то есть поглощения Россией «партнера» по интеграции. Или, по крайней мере, низведения его до положения полусуверенного сателлита.

Кроме того, в начале 90-х идея Назарбаева была встречена в штыки и большинством других стран СНГ, не желавшим уступать ни пяди своего суверенитета. Таким образом, идея ЕАС не была реализована, но в дальнейшем получила продолжение в виде Таможенного Союза и ЕврАзЭС. Выдвинутая Назарбаевым в 1994 году и получившая определенную поддержку в других странах Центральной Азии альтернативная инициатива по созданию центральноазиатского союза благополучно заглохла к концу 90-х годов. Да и тенденции развития самого Казахстана объективно вели к укреплению национальной государственности и суверенитета.

Сохраняя и укрепляя авторитарную политическую систему, президент Назарбаев одновременно стал проводить либеральные экономические реформы и активно привлекать в экономику страны иностранный капитал. С течением времени это привело сначала к стабилизации экономического положения, а затем и к экономическому росту. Этому во многом способствовали относительно высокий еще с советских времен уровень развития экономики Казахстана и наличие в республике немалых запасов энергоресурсов, экспорт которых стал играть роль локомотива экономического развития. По мере роста экономического потенциала и становления институтов государственности возрастали и амбиции казахстанской элиты, стремившейся, опираясь на имеющиеся у Казахстана географические и экономические преимущества, обеспечить стране выгодные и независимые позиции в системе международных отношений.

«Многовекторное» балансирование

Примерно со второй половины 90-х годов концепция «Евразийского моста» трансформировалась в так называемую доктрину «многовекторной дипломатии». Официально эта доктрина ставит своей целью проведение внешней политики на всех важных для Казахстана направлениях, включая Россию и СНГ, Центральную Азию, Европу, Азиатско-Тихоокеанский регион, мусульманский мир и развитые индустриальные державы. Такая политика предполагает равноправное и взаимовыгодное сотрудничество с сопредельными странами, государствами-членами СНГ, а также с ведущими странами Запада, Азии и Ближнего Востока.

Фактически это означает проведение тонкого и сбалансированного геополитического курса, искусную игру на противоречиях между важнейшими центрами силы современного мира, направленную на то, чтобы обеспечить национальные интересы страны и максимально ослабить зависимость Казахстана от главных игроков в Центральной Азии – Китая, России и Соединенных Штатов. Как отмечал известный в Казахстане политолог Нурбулат Масанов, «в 90-х термин «многовекторная политика Казахстана» нес четкое определение, где за понятием независимости молодого государства скрывалось не что иное, как балансирование между крупными политическими игроками, оказывающими влияние на все геополитическое поле, в том числе на Казахстан и Центральную Азию в целом».

Поначалу такое балансирование позволяло Казахстану сохранять полный нейтралитет по отношению к наиболее острым международным проблемам. Однако вскоре из-за постоянно меняющейся внешнеполитической конъюнктуры как в регионе, так и в мире в целом Казахстан уже не мог пребывать в некой отстраненности от важнейших конфликтных ситуаций, которые имеют место и в Центральной Азии в том числе. При этом он вынужден был прибегнуть к еще большему маневрированию, совершая в рамках пресловутой «многовекторности» весьма замысловатые пируэты на международной арене.

В Астане, по-видимому, считают, что устремления великих держав способны дестабилизировать и даже привести к разделу и ликвидации Казахстана как суверенного государства, а потому являются для него не менее опасными, чем международный терроризм или «цветная» революция в самой стране. Назарбаев чувствует, что и Россия, и Китай, и Соединенные Штаты – все хотели бы занять доминирующее положение в Центральной Азии, и решительно настроен с помощью подобных маневров противостоять обеим этим угрозам.

Важнейшим рубежом в этой связи стало 11 сентября 2001 года. Казахстан одним из первых выразил солидарность с Соединенными Штатами и вместе с другими центральноазиатскими странами предоставил свою инфраструктуру для обеспечения действий американских и натовских войск в Афганистане, а позже даже направил казахстанское военное подразделение в Ирак. Одновременно резко активизировалось сотрудничество Казахстана с НАТО как в рамках программы «Партнерство во имя мира», так и по другим каналам. Впрочем, эти действия Астаны не следует объяснять только конъюнктурой – заинтересованность Казахстана в противодействии исламскому фундаментализму и международному терроризму носит вполне объективный характер, а потому поддержка Астаной военной операции в Афганистане и ее сближение с США и Западом продиктовано национальными интересами.

Однако дрейф Казахстана в сторону Вашингтона довольно быстро затормозился. В отношениях Казахстана с Западом всегда были проблемы, связанные, прежде всего, с соблюдением прав человека; время от времени возникали и коррупционные скандалы типа знаменитого «Казахгейта». Когда же начался период «цветных революций», то в Астане очень сильно забеспокоились. Казахстанские руководители посчитали акцент, которые делают США на необходимости демократизации во многих странах мира, в том числе в Казахстане, необдуманным и дестабилизирующим. Назарбаев по существу повторил российскую интерпретацию «цветных» революций как «срежиссированных» Соединенными Штатами с целью привести к власти в странах СНГ проамериканских лидеров. Естественным следствием подобной позиции стало охлаждение отношений с Западом и движение в сторону России и Китая – стран, которые вряд ли стали бы выражать недовольство коррупцией, окружающей казахстанского лидера, нарушением прав человека или, скажем, попытками Назарбаева передать политическую власть своим детям.

Назарбаев стал все решительнее подчеркивать приоритетность отношений с Россией, Китаем, заявлять о приверженности задачам Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и особо выделять ЕврАзЭС – любимое детище России. В таком контексте все больше экспертов стали склоняться к той точке зрения, что американо-казахстанские отношения почти наверняка ожидает дальнейшее охлаждение, а связи с Китаем и Россией станут еще теснее.

«Энергетическая дубинка» как стимул к диверсификации

Однако уже в 2005-2006 годах существовали признаки того, что подобные прогнозы слишком односторонни и преждевременны. Несмотря на все реверансы Астаны в сторону, например, той же ШОС, Назарбаев не поддержал попыток придать этому объединению антиамериканскую направленность. Выразилось это, в частности, в весьма деликатном противодействии идее расширения ШОС и, прежде всего, включению в его состав Ирана. На последнем саммите этой организации министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев нашел весьма убедительное «дипломатическое» объяснение такой позиции: ввиду отсутствия в организации правовой базы, регламентирующей порядок приема новых членов, а также критериев предоставления статуса наблюдателя. Таким образом, взвешенно и логично прозвучал ответ казахстанского внешнеполитического ведомства политикам, желающим любыми путями насолить Америке.

Используя ШОС в качестве некоего прикрытия как от критики со стороны Запада, так и для противодействия экстремистским силам в регионе (именно этой цели должно служить предоставление Шанхайским договором 2001 года Китаю теоретического права применения военной силы в Центральной Азии), Назарбаев показал, что подпишет любые интеграционные договоры, но проследит за тем, чтобы Казахстан остался независимым, свободным от жестких обязательств и не примыкал ни к одной из сторон.

Судя по всему, единственная программа интеграции, которая пользуется настоящей поддержкой Назарбаева - это неоднократно выдвигавшаяся им идея создания союза центральноазиатских государств, способного ослабить потенциальное влияние внешних сил и отразить угрозы со стороны терроризма и наркоторговли. Президент, по-видимому, считает, что тесное сотрудничество между региональными государствами является наилучшим способом поддержания стабильности, обеспечения прогрессивного развития региона и экономической, военной и политической независимости Казахстана.

В своем обращении, сделанном в марте 2006 года, президент Назарбаев открыто назвал главную, с его точки зрения, угрозу для Казахстана: «Мы наблюдаем явное соперничество великих держав за экономическое доминирование в регионе. Сейчас перед нами выбор: оставаться вечным сырьевым придатком мировой экономики, ждать прихода следующей империи, или пойти на серьезную интеграцию центральноазиатского региона. Я предлагаю последнее». Таким образом, не называя конкретных стран, президент явно дал понять, что считает усилия, предпринимаемые Россией, США и Китаем для установления контроля над экономикой региона, одинаково опасными для экономического и политического суверенитета Казахстана.

В свете этих заявлений вполне понятны последовательные, хотя и не очень афишируемые действия Казахстана, которые отнюдь не подтверждают пророссийскую направленность его внешнеполитического курса. Несмотря на все свое декларируемое расположение к России, Казахстан объективно заинтересован в снижении своей зависимости от российских транспортных систем, и в первую очередь - от российских трубопроводов. В любом случае интересам Казахстана отвечает диверсификация путей доставки своего главного экспортного продукта (нефти и газа) зарубежным покупателям. Подтверждение этому можно найти хотя бы в одном из интервью министра Токаева в ноябре прошлого года, где он говорил: «Казахстан с самого начала сделал ставку на концепцию многовекторности доставки сырья на мировые рынки. Смысл этой концепции: чем больше труб, тем лучше для нашей страны».

Казахстан еще в конце 90-х годов начал проявлять интерес к комплексу проектов ТРАСЕКА по созданию транскавказского транспортного коридора, призванного соединить Европу с Центральной Азией и Дальним Востоком. Проблема диверсификации путей транспортировки казахстанских энергоресурсов путем подключения Казахстана к создаваемой странами ГУАМ при поддержке США и ЕС альтернативной России системе трубопроводов регулярно обсуждалась Назарбаевым на встречах с «идеологически чуждыми» ему лидерами Грузии и Украины. Активизации усилий Казахстана в этом направлении поспособствовали «газовые войны», которые Россия вела сначала с Украиной, а потом с Белоруссией, а также экономические и прочие санкции, применявшиеся Москвой против Грузии и Молдавии. Размахивание российской «энергетической дубинкой» явно стимулировало желание Астаны нейтрализовать или, по крайней мере, снизить действенность имеющихся у России рычагов давления на тот случай, если она вздумает применить их в отношении Казахстана.

И, естественно, важным стимулом для казахстанского руководства является просто стремление к дополнительным экономическим и политическим дивидендам, которые Казахстан может получить, участвуя в создании альтернативной транспортной системы. «Альтернатива», кстати, сможет реально способствовать ослаблению зависимости «строптивых» стран СНГ от Москвы только при участии Казахстана – ведь лишь с помощью его энергоресурсов можно обеспечить полноценное наполнение и эффективность альтернативной трубопроводной сети.

Движение Казахстана в этом направлении осуществлялось в свойственной Астане деликатной манере и сопровождалось заверениями в адрес Москвы. В том же прошлогоднем интервью глава казахстанского внешнеполитического ведомства неоднократно повторял, что в диверсификации путей экспорта казахстанских энергоресурсов «нет никакого лукавства или игры за спиной России». Трудно сказать, считают ли в Москве эти действия Казахстана «лукавством и игрой за спиной», но когда стало известно о его фактическом подключении к созданию альтернативной транспортной системы, восторга в Кремле это явно не вызвало. Скорее наоборот.

(Продолжение следует)

Об авторе: Михаил Калишевский - независимый журналист, живет в Москве. Статья написана специально для ИА «Фергана.Ру»

* * *

Власти Узбекистана решили использовать Ислам в целях «развития общества и процветания страны»

20.03.2007 15:43 msk  Соб. инф.

Официальный Ташкент мобилизовал проправительственно настроенных служителей культа и улемов («улемы» - от арабск. «улама», множественное число от алим, буквально – знающий, учёный, - мусульманские богословы и законоведы) на пропаганду политики президента Ислама Каримова среди населения. Высшие чиновники из числа служителей культа периодически выезжают в регионы и проводят «идеологический всеобуч» среди представителей местных властей, правоохранительных органов, местных активистов и имамов мечетей.

По всей видимости, для повышения эффективности проводимой работы по «промыванию мозгов», выступления узбекских улемов по нескольку раз транслируются местными телеканалами.

Предлагаем читателям ознакомиться с фрагментами одного из выступлений заместителя председателя Духовного управления мусульман Узбекистана, советника ректора Ташкентского Исламского университета Абдулазиза Мансура во время встречи с активистами Наманганской области.

О толерантности и миссионерах

 

«…Мусульмане, особенно представители ханафитского мазхаба, очень толерантны. Мы не проявляем агрессивности в отношении представителей других религий. Это требование Ислама, священного Корана и хадисов, в которых предписаны обязательства проявления уважения представителям других религий. В одном из хадисов от имени Аллаха говорится, что «если кто-то нанесет боль представителю другой религии, то знайте, что он нанес боль мне». И по предписаниям религии и по светским законам представители любой религии имеют право свободно отправлять свои религиозные обряды и традиции. Однако никто не имеет права агитировать представителя другой религии и склонять его к переходу в свою веру. Это называется миссионерством. Миссионерство запрещено законом. Но, несмотря на это, такая деятельность ведется в регионах нашей страны. Кто такие эти миссионеры? Миссионеры не являются представителями иудейской или православной религии. Это как различные течения в Исламе, кроме четырех основных течений. Также как представители четырех основных течений Ислама выступают против других течений Ислама, иудеи и православы выступают против этих миссионеров. Однако они, имея какие-то задачи и корыстные цели, продолжают свою деятельность…».

 

О национальной и религиозной идеологиях

«…Очень важно уберечь молодежь от информационных атак религиозного направления. У них должна быть правильная вера. Вера – это идеология. Национальная и религиозная идеологии переплетены, их нельзя разделить. Если помните, наш глубокоуважаемый президент в своих выступлениях по вопросам идеологии всегда говорит, что «это не государственная идеология, а национальная идеология. Однако, государство не намерено насаждать свою идеологию как это делала советская власть…».

Зам. Председателя ДУМ Узбекистана шейх Абдулазиз Мансур родился в 1944 году в Ферганской области. По национальности – узбек. В 1980 году окончил Ташкентский Исламский институт. Один из первых авторов издания по переводу смыслового содержания Священного Корана на узбекский язык, которое в настоящее время является основным источником по изучению основ ислама для местного населения. До назначения на настоящую должность Абдулазиз Мансуров работал проректором Ташкентского Исламского университета.
О хиджрате и эмигрантах

«…Мы часто слышим слова «Хиджрат» (вынужденный отъезд из страны), «эмигрант». В мире существует неправильное толкование этих слов. У нас есть люди, которые покинули страну по различным причинам. Они делятся на две группы. Есть люди, которые вынуждены были покинуть родину в результате гонений на улемов и богатых при Советской власти. Те, кто не смог выехать, подвергались мучениям здесь. Их называли «кулаками», «басмачами», об этом вы знаете. Их отъезд был оправданным, так как у них не было иного выхода, чтобы сохранить свои жизни. Их потомки и поныне живут в Мекке, Медине, Афганистане и Пакистане. Их действия простительны.

Но есть и люди, которые покинули Узбекистан после обретения им независимости. И они называют это - «хиджрат». Но те, которые говорят, что покинули страну из-за сложной ситуации в религиозной сфере, гонений на мусульман, - лжецы и клеветники. Они врут. Подумайте, если бы были гонения на мусульман, то совершали бы миллионы мусульман намаз в мечетях? Кто запрещает людям отмечать религиозные праздники, где запрещают совершать намаз? Нигде. Если даже эти люди имеют много денег, в сравнении с родной землей, они ничего не стоят. Кто преследует тех, кто свершает религиозные обряды правильно? Ведь наши руководители, глава государства всегда говорят о мусульманстве…»

О зависти и иностранных провокаторах

«…Конечно, когда страна процветает, все будут завидовать этой стране, ее народу и руководителю. Завистники всегда были и будут. Стоит ли верить их обману и провокации? Сегодня развелось много всяких радио и других СМИ, как «Свобода», «Би-Би-Си», которые ищут компромат повсюду и во всем. Я слушаю эти радио. Если даже на это нет времени, я слушаю их, чтобы быть в курсе, о чем они говорят, и чтобы подготовить им ответ. Эти ответы у меня готовы всегда. Это провокация, это клевета. Когда и как же они ответят за них перед Аллахом» Среди народа есть простодушные люди, которые могут поверить этим бредням. Мы должны объяснять этим людям правду... Мы обязаны опровергать все это. В мечети приходят тысячи людей, которых трудно собрать где-то еще. Они идут в мечети сами. Надо говорить им об этом…»

О детях и молитвах

«…Молодежь… Они еще молодые, хрупкие. Молиться, ходить на пятничные молитвы они успеют. Пусть они справляются с учебой в школах. Несовершеннолетним не обязательно посещать пятничные молитвы. Они еще успеют. Сегодня они должны учиться в школе и получить что-то от учителей. Они не должны даже опаздывать на уроки. Если они по каким-то причинам, к примеру, по болезни пропустили уроки, то родители должны беспокоиться. Но почему же родители не беспокоятся? Эти родители бросают своих детей в пропасть. Я отвечу за свои слова перед Аллахом, эти родители грешники…»

* * *

Страны Евросоюза ищут сближения с Узбекистаном, надеясь на взаимность

20.03.2007 09:21 msk  Фергана.Ру

Как сообщает сегодня московская «Независимая газета», Германия намерена выступить посредником между Евросоюзом и Узбекистаном. Об этом заявил посол Германии в Ташкенте Маттиас Майер. «Посольство придает особое значение своим задачам в период председательства Германии в Совете ЕС в первом полугодии 2007 года. Мы поставили перед собой большие цели и надеемся реализовать их при поддержке Узбекистана», – заявил он журналистам.

Посол подчеркнул, что цель Германии заключается в том, чтобы, «преодолевая ошибки прошлого, мы могли вести переговоры друг с другом по всем вопросам и направить весь потенциал нашего сотрудничества на обсуждение таких важных тем, как экономические реформы, улучшение инвестиционного климата, усиление банковского сектора, вклад в реализацию образовательных реформ». По словам М.Майера, следует повысить уровень деятельности ЕС путем создания представительств Евросоюза во всех столицах региона.

* * *

Сегодня 19 марта начался четырехдневный визит делегации Европейского парламента в Узбекистан, в связи с чем большая часть узбекистанских правозащитников вновь оказалась под домашним арестом, сообщает Uznews.net.

Визит делегации Европейского парламента в Узбекистан продлится с 19 по 23 марта, в его рамках в Ташкенте состоится шестое заседание Комитета парламентского сотрудничества: «Европейский Союз – Республика Узбекистан».

Члены европейской делегации встретятся с министром иностранных дел Узбекистана Владимиром Норовым, запланирована также встреча со спикером Сената Олий Мажлиса Узбекистана Ильгизаром Собировым.

В четверг, 22 марта, европейская делегация направится в Ферганскую долину, посетит города Фергана, Маргилан и Андижан.

* * *

Как сообщает «УзА», 19 марта в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан состоялось шестое заседание Комитета парламентского сотрудничества «Узбекистан – Европейский Союз». В нем приняли участие депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса и делегация членов Европейского парламента.

На мероприятии сопредседатель Комитета парламентского сотрудничества от Узбекистана, председатель комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по международным делам и межпарламентским связям М.Тешабоев отметил активное развитие связей между нашей страной и Европейским Союзом.

Выступившая на заседании сопредседатель Комитета парламентского сотрудничества «Узбекистан-Европейский Союз» от Евросоюза, депутат Европарламента, председатель делегации Европарламента по связям со странами Центральной Азии и Монголии госпожа Она Юкневичиене подчеркнула, что межпарламентское сотрудничество играет важную роль в развитии связей между Узбекистаном и ЕС.

Отмечалась результативность широкомасштабных реформ, которые проводятся в нашей стране на основе национальных, общечеловеческих ценностей и демократических принципов. Узбекистан уверенно идет по пути строительства гражданского общества и демократического правового государства. Принятые законы, направленные на демократизацию общества, повышение активности политических партий, либерализацию средств массовой информации, еще раз подтверждают приверженность Узбекистана демократическим принципам, - сообщает «УзА».

* * *

Празднование Навруза в Ташкенте проходит в условиях повышенных мер безопасности

20.03.2007 13:40 msk  Uznews.Net

Как сообщает веб-издание Uznews.net, эти часы накануне светлого восточного праздника Навруз в Ташкенте проходит грандиозный концерт для правительства Узбекистана и его гостей, – остальные жители столицы Узбекистана вынуждены лишь прислушиваться к звукам праздника через головы тысяч сотрудников силовых структур республики.

Торжественная церемония и концерт в честь языческого праздника весны Навруза проходит в Ташкенте на площадке, втиснутой между Дворцом бракосочетания и Национальным парком им. Алишера Навои (бывшее «Комсомольское озеро»).

Сам праздник отмечается в стране 21-го марта, но концерт с участием звезд узбекской эстрады, преимущественно, для членов правительства и самого президента республики Ислама Каримова проходит сегодня.

В связи с этим в Ташкенте, а особенно, в его центральной части властями города предприняты беспрецедентные меры безопасности. Уже с утра все подступы и подъезды к парку и находящейся неподалеку площади Дружбы Народов перекрыты грузовиками и автобусами.

Создается впечатление, что сюда стянуты все правоохранительные органы страны: сотрудников милиции и СНБ в форме и в штатском тысячи. Они всюду: вдоль дорог, у заградительных кордонов, в жилых дворах, в близлежащих кафе. От зеленого цвета милицейской формы рябит в глазах. Такое ощущение, что милиции больше, чем местных жителей и студентов близлежащих вузов, у которых сегодня учебный день, - сообщает Uznews.net.

По два сотрудника милиции дежурят у каждого из подъездов местных девятиэтажных жилых домов. В руках у них - списки жильцов.

* * *

Киргизия: Меры приняты после публикации ИА «Фергана.Ру»

20.03.2007 19:23 msk  Фергана.Ру

Надпись оскорбительного характера в адрес узбеков (сартов), появившаяся в южном киргизском городе Ош на пересечении улиц Алишера Навои и Г.Айтиева, была закрашена по распоряжению мэрии. В городской администрации считают, что надпись, возможно, была сделана неизвестными злоумышленниками с целью провокации среди населения.

Напомним, что в течение нескольких дней на надпись с оскорбительными словами «Сарты! Сартам не место!» никто из правоохранительных органов и местных властей внимания не обращал.


Рассылка новостей ИА "Фергана.Ру". Выходит несколько раз в день
Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

В избранное