Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии


Центральная Азия: пути и возможности эволюции существующих политических режимов

02.03.2007 16:35 msk  Наталья Зотова

Первого марта в московском Издательском доме «Территория будущего» состоялся круглый стол «Центральная Азия: пути и возможности эволюции существующих политических режимов», организованный Институтом Восточной Европы и информационно-аналитическим порталом Prognosis.ru. В заседании приняли участие ведущие эксперты по странам центральноазиатского региона.

Круг обсуждаемых вопросов включал в себя вероятные сценарии изменений политических режимов, возможные формы кризисов в странах Центральной Азии, проблемы выбора государственной идеологии центрально-азиатских государств (этнонационализм и другие), поиск моделей политической модернизации, а также «образ будущего» для стран региона.

Артем Улунян, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, эксперт ИА «Фергана.Ру», представляя свой доклад, отметил, что вопрос стабильности политических режимов в Центральной Азии в настоящий момент является одним из самых важных из тех, что активно обсуждаются в экспертном сообществе, средствах массовой информации и так далее. Очевидно, что Центральная Азия, для которой были характерны своеобразные формы власти, заметно выделялась в этом отношении еще в эпоху существования Советского Союза. После распада СССР наступил затяжной переходный период, продолжавшийся вплоть до начала XXI века. В настоящий момент по сформировавшейся модели правления говорить о единстве государств Центральной Азии не приходится. Их можно условно разделить на две группы, в одну из которых входят Туркменистан и Узбекистан, в другую – Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Критерием выделения групп служит степень тоталитарности существующего политического режима. Несмотря на то, что из всех стран региона только Киргизия наиболее близка к демократическим устоям, для всех государств Центральной Азии характерен полный контроль над законодательной властью. При этом нижняя палата парламента во второй группе стран избирается.

Докладчик сделал акцент на том, что нет оснований говорить, что в какой-либо из стран региона существует блок оппозиции в привычном демократическом понимании. В силу этого представляются возможными три варианта развития событий: 1. реализация «народного сценария» (примером может служить «революция тюльпанов» в Киргизии); 2. «номенклатурная революция» (Туркменистан после смерти С.Ниязова); 3. попытка создания эволюционной модели. Однако данная попытка не представляется ничем иным, как стараниями существующей власти максимально долго удержаться у руля, постепенно эволюционируя.

Алексей Власов, заместитель директора Информационно-аналитического центра МГУ им.М.В.Ломоносова, представил свое видение ситуации, заострив внимание на Казахстане. Он отметил, что формы правления во всех странах региона схожи, различаются лишь степенью проявления черт тоталитаризма. При рассмотрении ситуации в Казахстане, который демонстрирует бурный экономический рост, не следует говорить о том, что экономические реформы там переходят в политические. Все страны региона сделали выбор в пользу этнонационализма как государственной идеологии.

Форму правления, которая выстраивается государствами Центральной Азии, можно условно назвать «управляемой демократией» или же «фасадной демократией». Главные усилия руководства направлены на сохранение положения правящих элит. Оппозиция является виртуальной, встраиваясь в существующие структуры и чутко улавливая настроения власти. В силу этого неизбежный кризис власти в центрально-азиатских государствах, о котором много говорили российские эксперты, вряд ли наступит. Построение «управляемой демократии» - вот самый вероятный сценарий развития стран региона. В силу каких-либо форс-мажорных обстоятельств (например, обострения исламского фактора) возможно только резкое обострение разногласий внутри правящих элит с трудно прогнозируемым исходом. Единственное исключение в регионе представляет собой Киргизия, которая в настоящий момент находится в крайне нестабильном состоянии. Возможно, построение государства придется там начинать снова с нуля.

Аждар Куртов, старший научный сотрудник Института стратегических исследований, в целом соглашаясь с предыдущими докладчиками, рассуждал о судьбах оппозиции в странах Центральной Азии. Лидеры оппозиции частично были вытолкнуты за границу, часть из них находится в местах заключения, а часть просто перекуплена. Некоторые сделали свой выбор, влившись в ряды «псевдооппозиции», как, например, в Казахстане. Тот же путь был проделан в Узбекистане, а в последние годы схожие процессы наблюдаются и в Таджикистане. Существующая партийная система в странах региона создана на основе единственной доминирующей партии.

Тем не менее, государства Центральной Азии ждет модернизация и трансформация существующих политических режимов, но крайне медленная. Пошаговые изменения возможны при передаче власти, но правители и их наследники будут преследовать одну и ту же цель – держать ситуацию полностью под контролем и не допустить перераспределения власти и собственности.

Санобар Шерматова, член экспертного совета РИА «Новости», также представила доклад на тему перспектив оппозиции. Один из главных вопросов, затронутых докладчицей, касался реальности шансов оппозиции участвовать в трансформации политических моделей. Насколько общественность готова воспринять «инородное тело» оппозиции, ведь эти люди в большинстве своем длительное время провели за границей? Представители туркменской и узбекской оппозиции в настоящее время заявляют о том, что необходимо работать над переменами в собственных странах, однако надеяться приходится только на собственные силы. Ставка на Запад, под давлением которого Узбекистан мог бы пойти на трансформацию режима или развитие «цветных революций» абсолютно бессмысленна.

В Таджикистане, где оппозиция дважды приходила к власти и имела 30-процентную квоту мест в парламенте, сейчас наблюдается сокращение ее численности. После недавних выборов представителей оппозиции в парламенте практически не осталось. Существующий политический режим в Таджикистане также настроен на то, чтобы постепенно выдавливать «инородное тело» оппозиции из активной политической жизни.

Особняком в этих процессах стоит Киргизия. В силу того, что в стране всегда существовало разделение «север-юг», это не давало одной из элит настолько сильно укрепиться, чтобы выстроить прочную вертикаль власти. Постоянная борьба элит, столкновение интересов, необходимость апеллировать к закону (или создавать законы по ходу борьбы за доступ к властным ресурсам) идет на пользу развитию страны. Кроме того, в Киргизии достаточно сильно развито гражданское общество, его развитие происходило еще при бывшем президенте А.Акаеве. Даже сам киргизский менталитет не способствует созданию и развитию тоталитарного режима.

Тем не менее, Киргизия – единственная страна региона, где возможна радикальная исламизация. Партия «Хизб ут-Тахрир» хотя и официально запрещена в стране, но ее представители ведут активную работу и даже участвуют в муниципальных выборах. Более того, сторонники партии победили на выборах в ряде регионов, и это не может не настораживать. Кроме того, значительное число социальных проблем, бедность населения – все это работает на исламскую идею.

Главный научный сотрудник Института Европы РАН Дмитрий Фурман отметил, что специфических среднеазиатских режимов не существует, но их можно отнести к одному типу, условно названному им «имитационной демократией». И Центральная Азия здесь не одинока в мире. Тот же тип режима мы можем видеть, например, в России, Египте, и многих других странах. Общее сходство здесь доказывать не стоит, поскольку оно очевидно. Исследователей должны интересовать, в первую очередь, различия.

В заключительной части дискуссии старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Сергей Абашин, говоря о важности проведения политологических, социальных и других исследований Центральной Азии российскими учеными, отметил, что представление о том, что регион всегда будет связан с Россией тесными узами, неверно. В странах Центральной Азии подрастают новые поколения, формируются новые элиты, не связанные исторической памятью бывшего советского пространства. Поэтому крайне важно сохранить присутствие российских исследователей в регионе.

* * *

Посланник госдепартамента США Эван Фейгенбаум дал пресс-конференцию по итогам поездки в Узбекистан

04.03.2007 11:09 msk  Соб. инф.

 

Узбекистан посетил с трехдневным визитом заместитель помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Эван Фейгенбаум, являющийся самым высокопоставленным лицом госдепартамента США по вопросам, связанным с Центральной Азией. О целях и результатах своей поездки он рассказал во время пресс-конференции, которую провел вечером 3-го марта.

 

Главной задачей визита, по его словам, была попытка нормализации отношений между правительством Узбекистана и Соединенными Штатами.

- Недавно я получил известие от узбекских властей о том, что они заинтересованы в улучшении отношений между Узбекистаном и США. Со своей стороны мы всегда были привержены такому сотрудничеству, - отметил Э.Фейгенбаум. - Поэтому я думаю, что настало подходящее время для моего приезда в Ташкент.

Американский посланник пояснил, что Соединенные Штаты хотели бы возобновить сотрудничество с Узбекистаном в тех областях, в которых оно велось до того, пока не было приостановлено. В первую очередь это относится к сфере образования и торговле. Однако для развития успешного сотрудничества необходимо снять барьеры, существующие на этом пути.

- Может быть, в наших взглядах на некоторые моменты имеются различия, но американская сторона не хотела бы, чтобы эти различия препятствовали сотрудничеству между США и Узбекистаном. И мой визит направлен на то, чтобы изучить, какое сотрудничество можно завязать в ближайшем будущем, - сообщил Э.Фейгенбаум.

Он отметил, что в поисках положительного примера подобного сотрудничества не нужно ходить далеко, и в качестве такового напомнил о подписанном пять лет тому назад, в 2002 году, «Соглашении о стратегическом партнерстве» между Узбекистаном и США.

Касаясь непосредственно переговоров, Э.Фейгенбаум рассказал, что за прошедшие три дня он встретился с министром иностранных дел В.Норовым, министром обороны Р.Мирзаевым, вице-премьером А.Ариповым, советником президента по вопросам безопасности, государственным советником по религиозным вопросам, омбудсманом и другими представителями министерств Узбекистана. В ходе этих встреч обсуждались дальнейшие шаги по развитию узбекско-американских отношений.

- Вы сказали, что есть некий намек со стороны узбекских властных структур на то, что они хотели бы восстановить уровень взаимоотношений, - задал вопрос один из журналистов. - Не могли бы уточнить, на каком уровне власти вы получили намек на возможное восстановление взаимоотношений?

Эван Фейгенбаум ответил, что заинтересованность и приверженность сотрудничеству и возрождению узбекско-американских отношений выражали все официальные лица, с которыми он встречался, начиная от министров и заканчивая вице-премьером. Конечно, ему было очень приятно слышать о такой готовности со стороны узбекских властей, однако сложности в плане преобразования этих декларативных высказываний в конкретные результаты сохраняются.

- У меня есть определенные конкретные предложения в этом плане, у них были свои идеи и предложения, - без особого энтузиазма заметил американский гость.

Отвечая на вопрос о денежном выражении узбекско-американского сотрудничества, а также о сложностях работы американских предприятий в Узбекистане, после того как узбекское правительство закрыло многие из них, Эван Фейгенбаум сказал следующее:

- Не могу вам сейчас назвать точную цифру, но насколько я помню, за последние несколько лет общий объем американских инвестиций в Узбекистан превышал 500 миллионов долларов. Должен сказать, что по сравнению с некоторыми другими странами региона, эта цифра не самая высокая и за последние годы в этом регионе объем американских инвестиций постепенно уменьшается, но параллельно с этим объем американских инвестиций в других регионах возрастает. Конечно, это меня настораживает, поскольку я считаю, что узбекско-американские отношения с точки зрения ведения бизнеса имеют огромный потенциал. Некоторые американские компании столкнулись здесь с серьезными проблемами, они наталкиваются на определенные барьеры и сложности. Это, в частности, барьеры в области импорта, вопросы лицензирования и налогообложения, правовые вопросы. Чтобы реализовать потенциал, которым обладают две страны, необходимо убрать все эти барьеры. Например, американо-китайские торговые отношения на сегодняшний день оцениваются в районе 200 миллиардов долларов. Это не государственные инвестиции, это объем торговли, которая осуществляется частными компаниями. Основу американской экономики составляют частные предприятия, и мы хотели бы, конечно, снять барьеры, препятствующие вхождению американского бизнеса в данный регион, поскольку мы считаем, что здесь существует огромный потенциал для ведения успешного бизнеса. Именно в этом ракурсе мы вели наши беседы с заместителем премьер-министра по экономическим вопросам господином А.Ариповым.

В ответ на ставший почти традиционным вопрос о возможности возвращения американской военной базы Эван Фейгенбаум твердо заявил, что вопросов, связанных с военными базами, он не обсуждал.

Своеобразным итогом, позволяющим судить о том, насколько успешной была его поездка в Узбекистан, стал ответ Э.Фейгенбаума на вопрос китайского журналиста о том, входит ли в планы руководителей Узбекистана визит в Америку или американских руководителей в Ташкент.

– Пока я не вижу такую перспективу, - ответил Э.Фейгенбаум. - Хотел бы еще раз повторить, что обе стороны выразили готовность и приверженность к развитию сотрудничества. Проблема заключается в преобразовании этих декларативных высказываний в реальные результаты. Именно это является сложностью, с которой мы столкнулись.

Справка «Ферганы.Ру» Эван А.Фейгенбаум – заместитель помощника государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии, отвечающий за центральноазиатский регион. Срок пребывания в должности - с 1 июля 2006 года по настоящее время. До вступления в эту должность с 2001 по 2006 годы входил в штат сотрудников по планированию политики при госсекретаре США, где основным направлением его деятельности были вопросы, связанные с Китаем, Японией, Кореей, Тайванем, одиннадцатью странами Юго-Восточной Азии, Монголией, Австралией, Новой Зеландией, островами Тихого океана и такими организациями, как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (ASEAN), Азиатско-Тихоокеанским экономическим сотрудничеством (APEC) и Региональным Форумом ASEAN (ARF).

Э.Фейгенбаум принимал непосредственное участие в развитии американо-китайского диалога в верхах, а также занимался целым рядом вопросов, связанных с американо-китайскими, американо-корейскими и американо-японскими отношениями. Занимался стратегическим планированием, писал тексты к выступлениям госсекретаря Колина Пауэла и других высокопоставленных чиновников об Азии. Является обладателем индивидуальной и командной высших почетных наград (Superior Honor Award) государственного департамента США.

До перехода на государственную службу профессор Фейгенбаум работал в Гарвардском университете (1997-2001 гг.), где читал лекции о структуре и функциях правительства на факультете гуманитарных и естественных наук, был исполнительным директором «Инициативы азиатско-тихоокеанской безопасности» и председателем «Программы изучения китайской безопасности» в Институте правительства имени Джона Кеннеди. Он также работал в Высшей морской школе США (1994-95 гг.) лектором по вопросам национальной безопасности и был консультантом в RAND Corporation (1993-94 гг.).

Э.Фейгенбаум является автором двух книг: «Техно-воины Китая: Национальная безопасность и стратегическая конкуренция с ядерного в информационный век» и «Изменения в Тайване и потенциальная напряженность в проливе». Его статьи публиковались в научных журналах, монографиях и страницах газет, включая International Security, Survival, The New York Times, International Herald-Tribune, Washington Quarterly, China Quarterly, Far Eastern Economic Review.

Профессор Э.Фейгенбаум учился в Токио, Пекине, Шанхае и Тайпее. Владеет китайским и французским, изучает японский и корейский языки.

* * *

«Ивановские узбеки» будут освобождены

03.03.2007 08:51 msk  Гражданское содействие

Фергана.Ру 2 марта 2007 года в г.Иваново приняты судебные решения об освобождении из-под стражи двенадцати из тринадцати «ивановских узбеков» в связи с истечением предельного для данной меры пресечения срока, предусмотренного Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) России, сообщает Комитет «Гражданское содействие».

На понедельник, 5 марта, в Октябрьском районном суде назначено рассмотрение вопроса относительно последнего из них – гражданина Кыргызстана Мамиржона Таштемирова. «Ивановские узбеки» более полутора лет провели в заключении под угрозой экстрадиции в Узбекистан по сфабрикованным обвинениям в причастности к вооруженному восстанию в Андижане.

Принятые судебные решения пока не исполнены, так как администрация СИЗО еще не получила официального уведомления о них. Адвокату Ирине Соколовой, которая осуществляет защиту ивановских узников, сообщили о предстоящем рассмотрении вопроса об их освобождении непосредственно перед судебными заседаниями, которые были почти одновременно назначены сразу в трех районных судах г.Иваново - соответственно районам, где в июне 2005 года «ивановские узбеки» были задержаны.

Правозащитники обеспокоены их дальнейшей судьбой, так как решения Генпрокуратуры России об их выдаче, исполнение которых приостановлено Страсбургом, не отменены.

Напомним, «ивановские узбеки» были задержаны 18 июня 2005 г., после чего помещены в СИЗО-1 г.Иваново. Управление Федеральной миграционной службы (ФМС) России по Ивановской области отказало им в предоставлении статуса беженца на территории России. После безуспешного обжалования этого решения они снова обратились в миграционную службу – с заявлениями о предоставлении им временного убежища в России (в настоящее время эти заявления рассматриваются повторно – после отмененного судом отказа в их удовлетворении). УВКБ ООН признало «ивановских узбеков» мандатными беженцами. 31 июля 2006 г. Генеральная прокуратура вынесла постановления о выдаче ивановских узников Узбекистану для уголовного преследования. 7 августа 2006 г. Европейский Суд по правам человека предписал властям РФ приостановить экстрадицию. В соответствующем решении Страсбурга имеется ссылка на то, что заявители признаны УВКБ ООН «мандатными» беженцами. 12 декабря 2006 г. жалобы «ивановских узбеков» в Страсбурге коммуницированы. До 6 марта 2007 г. правительству России надлежит ответить на заданные Судом вопросы. Один из них касается доступности процедур, которые обеспечивали бы на национальном уровне эффективный судебный контроль за законностью содержания лиц под стражей.

* * *

Группа из шестидесяти граждан Узбекистана напала на киргизский пограничный пост

03.03.2007 20:50 msk  Газета.Ру

Группа численностью до шестидесяти человек 3 марта совершила нападение на киргизский пограничный пост, расположенный в Джалалабадской области Киргизии на границе с Узбекистаном, сообщает Газета.Ру.

По словам источника в пограничной службе Киргизии, «четыре узбекских гражданина в субботу днем пытались без документов пересечь киргизскую госграницу, но были остановлены пограничниками».

«В ответ на это узбекские граждане возвратились на свою территорию и вернулись с группой численностью до шестидесяти человек, которые напали на пограничный пост», - сказал источник. По его данным, «в результате столкновения один пограничник Киргизии получил ранение, предположительно, камнем». «Разбито здание поста в нем выбиты стекла и разрушена крыша», - добавил источник.

Причины случившегося выясняются.

* * *


Рассылка новостей ИА "Фергана.Ру". Выходит несколько раз в день
Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

В избранное