← Март 2007 → | ||||||
3
|
4
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
10
|
11
|
||||
17
|
18
|
|||||
24
|
25
|
|||||
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии
На праздник 8 Марта женщины Киргизии подарили мужчинам цветы06.03.2007 09:38 msk Герман Ломков (Бишкек)
Фергана.Ру В адрес киргизских депутатов не успели послать сквернословий только ленивые. Оно и понятно. Народная мартовская революция 2005 года случилась именно из-за парламента. Однако, спустя два года, акаевское наследие в виде прежних нардепов живет и поныне, по-прежнему продолжая решать судьбу страны.
Примкнуть к многочисленной армии ненавистников народных избранников своеобразно решили и женщины Киргизии. Так, рано утром 6 марта гендерные эксперты и, разумеется, представительницы прекрасной половины человечества из Агентства социальных технологий окружили все входы в Жогорку Кенеш (парламент Киргизии). Поджидая у дверей заспанных парламентариев, торопящихся на очередное заседание, женщины, подобно молодым ланям, с милыми улыбками на лицах подбегали к ним, вручая цветы и поздравительные открытки с праздником 8 Марта.
«Женщины поздравляют государственных мужей с женским праздником», - таково было утреннее заявление для прессы, распространенное Агентством социальных технологий. Депутатов поздравили «С международным Днем солидарности в борьбе за экономическое, политическое и социальное равноправие».
Некоторые из народных избранников восприняли женскую акцию как попытку унижения их достоинства и цветы брать отказывались, но многие, наоборот, охотно принимали. * * * Переселенцы из Казахстана, обосновавшиеся в Великом Новгороде, благодарны России за теплый прием06.03.2007 10:40 msk А.Задворнев (Великий Новгород) Казахстан не только занимает особое место в истории длительных и достаточно успешных взаимоотношений с Россией, но и стоит особняком в среднеазиатском регионе, к которому эту солидную страну обычно приплюсовывают отдельной строкой. Серьезную роль в этом сыграло, несомненно, активное насыщение страны русскоязычным населением в период «подъема» необъятных казахских степей. В целом, что бы ни говорили об имперской политике России местные националисты, развитием своей экономики Средняя Азия обязана притоку людских и финансовых ресурсов из европейской части СССР. ВЕК XX: ТУДА И ОБРАТНО В целом, что бы ни говорили об имперской политике России местные националисты, развитием своей экономики Средняя Азия обязана притоку людских и финансовых ресурсов из европейской части СССР. Не в последнюю очередь благодаря этому страны региона получили возможность в обстановке геополитического благоприятствования резко увеличить численность коренных национальностей, постепенно вытеснивших «русских европейцев». Ведь только за перестроечные восьмидесятые процесс обратного переселения превысил два миллиона человек. В последующие годы экономических неурядиц и всплеска национальных противоречий отток только усилился. Казахстан по объективным причинам – из-за большого числа русских, – стал одним из основных поставщиков переселенцев в Россию. Стоит заметить, что процесс переселения в Россию из этой страны в последнее время замедлился, в виду серьезного экономического роста в Казахстане и адекватной государственной политики добрососедского сосуществования казахов и русских, составляющих значительную часть населения страны. В Великом Новгороде количество приезжих из Казахстана весьма велико, несколько миграционных волн принесли в город и область немало ярких личностей. Ведь среди покинувших целинные степи в 1980-90-е годы было большое количество высококвалифицированных специалистов. Отношение к переселенцам из этой республики среди новгородцев традиционно позитивное (образ целинника до сих пор не утерял ореола романтичности). К тому же стоит учесть, что малообразованных трудовых мигрантов, в отличие от Таджикистана и Узбекистана, Казахстан практически не «импортировал». СПАСИБО РОССИИ, ЧТО ПРИНЯЛА… Знакомьтесь: русская семья – Александр и Елена Ефимовы. Трое дочерей: Ульяна, Ксения и Мария. В одной из комнат Новгородского центра временного пребывания беженцев и переселенцев живут родители и младшая из сестер Ксения. По соседству – старшая, с сыном и дочкой. Средняя сестра, вышедшая замуж за новгородца, живет отдельно. В 1997 году Ефимовы сделали свой выбор в пользу России, покинув город Аркалык Кустанайской области Казахстана. Елена еще ребенком приехала с целинниками, а Александр был из местной русской семьи. Жил городок неплохо по причине разрабатываемого рядом огромного месторождения алюминия, на что из казны СССР выделялись серьезные средства. Магазины были полны. Елена не работала, почти всегда сидела с детьми, зарплаты отца хватало. Он по образованию учитель физики, преподавал в училище и подрабатывал электриком. Пока в городе просто не прекратилась подача электричества. В школе, рассказывает Ксения, были отдельные русский и казахский классы. Причем любой желающий мог учиться в любом из них. Внешне жизнь выглядела успешной и спокойной. Но, по словам Ефимовых, в вечернее время дочерей на улицу не отпускали. Как, впрочем, и другие русские семьи. Случаев обид было немало. Многие русские специалисты уезжали не только из-за невостребованности, но из-за неприязни быстро растущего местного населения, не отягощенного воспетыми казалось бы так недавно узами союзного братства. Ефимовы и сейчас поддерживают связь с оставшимися в Казахстане друзьями и знакомыми. Хотя жизнь там и налаживается, большинство из них все-таки намерены покинуть страну. Ощущается давление искусственно создаваемых обстоятельств. После того как процесс приграничного разлома СССР прошел, федеральное финансирование было прекращено. Насильно Ефимовых никто не выгонял, но жить с детьми в квартире, где нет воды, газа и электричества, не просто сложно – невозможно. Выжили те, кто имел дома в частном секторе и мог продержаться на подножном корму. Работать было негде, летом воды не было по причине жары, зимой – замерзала. Многоквартирные дома повсеместно были заброшены и разрушались. И однажды Ефимовы не выдержали. Собрали два контейнера вещей и отправились искать счастья в родной, но такой далекой России. Квартиру продали за копейки. Поначалу уехали под Великие Луки, в Псковскую область. В деревню с символическим названием Кресты. Половина семьи ехала на поезде, половина на машине. Старшие заняли первый попавшийся пустой дом, растопили печку и стали ждать остальных. Когда приехал хозяин, обошлось без скандала: договорились, что будут снимать. Попались хорошие соседи – помогали соленьями, вареньями. Елена устроилась работать в магазин, отец перебивался случайными заработками. Затем от уехавших в Новгород знакомых по «мигрантской почте» пришел сигнал – «Здесь хорошо». Первой на разведку отправилась старшая сестра, за ней остальные. Жили на съемной квартире. С гражданством повезло, все получили его еще в деревенский период. На местные очереди в паспортном столе Великого Новгорода, вспоминает Ксения, смотрели с ужасом. И действительно – зрелище не для слабонервных: толчея в маленьком пространстве, где сплетаются до пяти очередей в разные кабинеты, место надо занимать спозаранку. Но всегда находится кто-то, кто пришел раньше тебя. Сроки оформления документов часто нарушаются, дозвониться до соответствующих специалистов практически невозможно. – В Новгороде мы с 2000 года, – рассказывает Ксения, – в центре проживаем год. Долго стояли в очереди, пока мама не принесла долгожданного известия о получении комнаты. Отпраздновали, потому как жить на съемной квартире даже с самыми хорошими хозяевами – дело не из дешевых. Когда встречаю на улице переселенцев, как правило, узнаю их сразу. Люди, знающие, что такое хотеть кусочек хлеба, даже внешне чем-то отличаются от местного населения. Они знают цену простой человеческой улыбки… Живущая в соседней комнате средняя сестра замужем, воспитывает ребенка, подрабатывает сторожем. Старшая работает в риелторской конторе, тоже воспитывает малыша. Тяжело приходится, но в общаге есть дед и бабушка, помогают. Сама Ксения учится на экономиста в Новгородском университете. Летом все сестры стараются устроиться на дополнительную подработку. Настрой у Ефимовых оптимистичный – ругать некого и не за что. Россия, говорит Ксения, нас приняла намного лучше, чем отпустил Казахстан. И поэтому исторической родине – спасибо. Но признается: сердце сжимается и екает, когда кто-то ее спрашивает – ты из Казахстана? Этот страх живет в крови любого переселенца, особенно беженца. В Казахстан, по словам Ксении, она съездила бы, но исключительно в гости. Ей до сих пор снятся бескрайние, заросшие тюльпанами степи под высоким небом. А вот заросший лесом северо-запад хоть и гостеприимен, но там промозгло и не очень-то уютно. В центре все живут надеждой, что светлый миг получения заветного ордера на квартиру вот-вот настанет. Когда Ксения пыталась подбить жильцов на проведение интернета – идею не поддержали, не хотят переселенцы, даже живущие в центре по десять лет, привязываться к все-таки чужим стенам. ЧТО СКАЖЕТ ТОВАРИЩ РОССИЯНИН? Немного общей статистики по миграционной теме. По результатам опроса, проведенного социологической группой сайта Superjob, только 17 процентов россиян считают, что иммиграция – это хорошо для развития экономики России. Эта часть респондентов уверена, что «России – стране, делающей большие шаги на пути развития экономики, требуются умные, энергичные и порядочные люди вне зависимости от их национальной принадлежности», «иммиграцию запретить практически невозможно, значит необходимо создать систему, при которой отдача от иммигрантов станет максимальной, а их проживание на территории России – «безвредным». Интересен факт, что практически половина «ответчиков» признала, что «иммигранты восполняют нехватку рабочих рук на малоквалифицированной и низкооплачиваемой работе». Вместе с тем было немало мнений, что «иммигранты несут другую культуру и идеи, чуждые нашему обществу». Треть опрошенных уверены, что по вине приезжих в стране растет уровень преступности и коррупции, что иммигранты создают конкуренцию на рынке труда и «отнимают» работу у коренных жителей. При этом о необходимости «поддерживать въезд в страну русского и русскоязычного населения, но ограничивать въезд представителей других национальностей» высказались 39 процентов участников опроса. Но общество обществом, а у местных властей свои резоны. Прагматичную позицию, как мы знаем, занял московский градоначальник, вступивший в баталию с правительством России по поводу ограничений на работу иностранцев в столице. Мэру Москвы (за чьим мнением и реакцией на него следят руководители регионов), с высоты его практических знаний сити-менеджера, болезненная кадрово-национальная тема, пожалуй, виднее, чем депутатам, часто идущим на поводу у сиюминутной политической конъюнктуры. Посмотрим – чья возьмет. ОТДЕЛИТЕ МУХ ОТ КОТЛЕТ А вот что думают о первоапрельском исчезновении с продовольственных рынков торговцев без российского паспорта простые и не очень новгородцы, ответившие на вопросы журналиста газеты, издаваемой администрацией Новгородской области. Главный государственный инспектор труда по Новгородской области: «Правительственные решения – реакция на события в Кондопоге, где образовалась национальная монополия на определенный участок бизнеса, и это привело к конфликту. Теперь хотим простых продавцов без российского гражданства убрать с рынков. А как? Приходишь на Гагаринский рынок, перед тобой русская продавщица. «Кто у тебя хозяин?» – «Ара». – «Как его найти?» – «Не знаю». В Новгородской области 638 иностранцев работают в торговле в качестве предпринимателей без образования юридического лица». Главврач областной станции переливания крови: «Мы, медики, делим людей только на здоровых и больных, национальность для нас не имеет значения. Ну а торговцев надо делить соответственно на грамотных специалистов и просто жуликов, и также без различия каких-либо национальностей. Сомневаюсь, что правительственные меры будут эффективными. Корень проблемы глубже, чем присутствие иностранцев на рынках, но чтобы до него докопаться, ох как поработать надо!» Директор Гагаринского торгового центра: «То, чем приходится заниматься по инициативе правительства, – абсолютная глупость. Проблема на самом деле не в национальности продавца, а в его гражданстве. Это актуально для больших городов: Москвы, Питера – там деньги большие крутятся, и нелегалов, соответственно, намного больше. На данный момент все продавцы нашего торгового центра имеют российское гражданство и живут в Новгороде постоянно. «Выгнать» же пришлось двоих: мать-одиночку и старика-пенсионера из Узбекистана». ДУМЫ ДУМЦА Нынешний депутат Областной Новгородской думы, председатель Новгородского отделения всероссийского общества «Союз «Чернобыль» Алексей Афанасьев, рассказал политическому порталу ЗАКС.ру, что в Новгородской области боевой националистической организации пока не проявилось, хотя в молодежной среде эти идеи блуждают и могут вылиться в какие-то акции. По мнению Афанасьева, этому может способствовать тот факт, что в городе, а тем более на селе, например, на стройках, работают в основном гастарбайтеры. Но это было и в СССР. Многие объекты на селе строились бригадами, например, из Украины. Было развито и движение стройотрядов, которые приезжали в Новгородскую область, например, из Узбекистана. Но тогда это было легально. Пусть это называлось «шабашкой», но люди были устроены на работу, были с документами, паспортами и выполняли определенные законом действия. «Чернобылец» считает, что надо обучать и прививать рабочие навыки коренному населению. Необходимо разъяснение для молодежи значимости для страны, например, строительных специальностей. Только в этом случае разговоры могут помочь делу. ПОЖАРНАЯ СИТУАЦИЯ Но вернемся к теме Казахстана. Многие переселенцы, уже много лет живущие в Новгороде, до сих пор испытывают противоречивые чувства к малой родине, затаив обиду за случившееся с ними на пике национального противостояния. Показателен рассказ о созревании конфликта одного из беженцев, назвавшего себя при общении «просто Вовкой». – Как мне к ним относиться, если и спустя столько лет перед глазами события того времени? 1988 год, декабрь, морозец. Казахская ССР, город Алма-Ата. В связи с якобы выявлением и раскрытием грубых нарушений по расходованию республиканских финансовых средств Москва снимает с должности первого секретаря Казахской ССР – Кунаева и ставит Колбина. В тогда еще парке имени Горького собирается практически все мужское казахское население от стариков до молодежи. В парк заезжают две фуры водки. Все это «сборище» опустошает содержимое фур и как цунами движется по городу. Вырезались даже беременные русские женщины. Выжигались квартиры, переворачивались и поджигались машины. Милиция – казахи! Русского – в «воронок», казаха – за «воронок»: - «Кет!» (беги!), «Аллах Акбар!». До прибытия воздушного десанта из России ситуацию попридержали пожарные. Большинство из них были русские. С лафетов «дунули» по толпе – размыли. На морозе транспорт «встал» на льду. Подлетел десант и навел порядок. Посадили тогда 17 казахов – организаторов событий. А вскоре «внезапно» распался Союз. И вот приходят в управление противопожарной службы казахи в штатском, показывают удостоверения и говорят: «Арестованных тогда казахов наша страна объявила национальными героями. Они уже на свободе. Предоставьте нам полный список всех сотрудников дежурной смены всей противопожарной службы (от сержанта до дежурного по управлению), которые участвовали в тот день в событиях». Пожарные побросали свои квартиры, дачи, машины. Быстро покидали в чемоданы самые необходимые вещи, детей и жен – в охапку и – кто куда... Хорошо, что наши российские руководители пожарных гарнизонов не оставили беженцев в беде. Дали жилье, работу, «приподняли» авансом на первое время. Один из них, Сергей Климов, сейчас в Окуловке служит начальником пожарной части, администрация помогла с лесом, хоть скромно, но построился. Тогда, в конце восьмидесятых, не было гласности, и многие про эти волнения по всей Казахской ССР до сих пор не знают. Так что – не все так уж и хорошо было с нами там в то время. Я с тех пор считаю себя хроническим русским. Наши родители в этой республике им жизнь цивилизованную построили, а они нам – нож в спину... Кто из русских был в декабре там, никогда не забудет и не простит. Я уже пожил. Сына вырастил. Дерево посадил. Дом построил... P.S. Как сказал бы выходец из Казахстана, руководитель областной телерадиокомпании НГТРК «Славия» Сергей Даревский: «До встречи. Мы еще вернемся к этой теме». * * * Александр Задворнев (Великий Новгород), специально для ИА "Фергана.Ру" * * * Цены на товары и услуги в Ташкенте в конце февраля 2007 года06.03.2007 12:12 msk Соб. инф. В течение февраля цены на большинство видов товаров и услуг в столице Узбекистана не изменились или изменились незначительно. Открыть html-файл таблицы, 195Kb (открывается в отдельном окне) Курс доллара по отношению к суму по состоянию на 28 февраля: в официальных обменных пунктах – 1.249-1.251 сумов за 1 доллар; на «черном рынке» - 1.250-1.260 сумов за 1 доллар. Курс Центробанка – 1.243,86 сумов за 1 доллар. Расчеты производились исходя из среднего курса имеющейся в свободном доступе наличной валюты – 1.255 сумов за доллар. * * * Из Москвы выдача есть. (Российские власти и среднеазиатская политэмиграция). Часть I06.03.2007 17:14 msk Михаил Калишевский Тезиса о том, что борьба за права человека является одной из основных целей внешней политики России, из уст высокопоставленных российских руководителей не было слышно, наверное, со времен «козыревского» периода российской дипломатии, который сейчас принято всячески клеймить и проклинать. О правах человека в Кремле ныне вспоминают только в связи с правами русскоязычного населения в странах Балтии и еще разве что сербского меньшинства в Косово. Гораздо популярнее другой, привычный нам с советских времен тезис о недопустимости использования прав человека для «вмешательства во внутренние дела других государств». Позорная, циничная и неправовая идея! Ведь, согласно международному праву, попрание прав человека не является «внутренним делом» какого-либо одного государства. Идея эта всегда служила суверенной «крышей» для самых вопиющих нарушений прав человека, а зачастую и для откровенного зверства. От этого зверства люди, естественно, пытаются спастись, например, сбежав из ряда стран постсоветской Центральной Азии в демократическую вроде бы Россию. А здесь в лице российских властей они встречают духовных братьев и политических союзников своих жестоких гонителей. Взаимовыгодное «невмешательство» или двойные стандарты по-кремлевски Официальное закрепление в российской дипломатической практике тезис о «недопустимости вмешательства» получил в коммюнике одного из первых саммитов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединяющей как раз те страны, где с правами человека, мягко говоря, неблагополучно. А потому совсем неудивительно, что как раз эти страны, включая Россию, все более приближающуюся к своим партнерам по ШОС по критерию защиты прав человека, стремятся не допустить пресловутого «вмешательства», мешающего беспрепятственно творить произвол. Совсем недавно идею «недопустимости вмешательства» в очередной раз «освятил» Владимир Путин. 10 февраля, перед своей поездкой на Ближний Восток, российский президент дал интервью телеканалу «Аль-Джазира». Корреспондент спросил Владимира Путина: «На Западе много говорят по поводу нарушений прав и свобод человека в России. Немало критики в этой связи раздается и лично в Ваш адрес. Как Вы воспринимаете эту критику?». Президент России ответил: «Я считаю, что это инструмент влияния на внутреннюю российскую политику и достижения одними государствами своих внешнеполитических целей в отношении России с помощью такой вот демагогии». Надо думать, такой ответ пришелся по душе собеседникам Путина из числа правителей абсолютных арабских монархий, которым тоже очень не нравится, когда, применяя «инструменты влияния на их внутреннюю политику», им говорят, что очень нехорошо, например, пытать заключенных, рубить головы и побивать «опозоривших себя» женщин камнями. А чуть раньше, в своей знаменитой мюнхенской речи президент Путин обрушился на ОБСЕ. Он заявил: «ОБСЕ пытаются превратить в вульгарный инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран. И под эту задачу «скроили» и бюрократический аппарат ОБСЕ, который абсолютно никак не связан с государствами-учредителями. «Скроили» под эту задачу процедуры принятия решений и использования так называемых неправительственных организаций». Вероятно, под «бюрократическим аппаратом ОБСЕ, который абсолютно никак не связан с государствами-учредителями», президент имел в виду, например, Бюро по демократическим институтам и правам человека, слишком не зависимое от таких государств-учредителей, как Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Белоруссия и та же Россия. Каримову, Рахмонову или Лукашенко, естественно, не нравится, что ОБСЕ, хоть и не сильно, конечно, но все-таки затрудняет им проведение «выборов» и расправы с диссидентами, а вот то, что говорит Путин насчет «вмешательства», наверняка нравится. Беспрестанно клеймя страны Балтии за нарушения прав русскоязычного населения, Москва за последние полтора десятилетия ни разу не высказала ни слова осуждения в адрес тех же бывших среднеазиатских республик СССР, где притеснения русскоязычных были несоизмеримо жестче. О чем свидетельствует хотя бы такой объективный факт: число русскоязычных вынужденных переселенцев и беженцев, выехавших в Россию из Средней Азии и Казахстана, несопоставимо больше, чем число русскоязычных мигрантов, покинувших Балтию и переселившихся на «историческую родину». В итоге мы получаем так называемые «двойные стандарты», в использовании которых Москва так любит обвинять Запад. Пожалуй, самым вопиющим примером применения двойных стандартов по-кремлевски было поведение Москвы летом 2003 года после того, как Туркменбаши аннулировал российско-туркменское соглашение о двойном гражданстве. Циничная ложь, которой высокопоставленные российские чиновники сопровождали издевательства, устроенные туркменским диктатором над российскими гражданами, выглядела едва ли не более отвратительной, чем сами эти издевательства. Дескать, жалоб от соотечественников не поступало, стало быть, нечего нервничать, а надо ждать завершения работы двусторонней комиссии, которая все решит ко всеобщему удовольствию. Можно, конечно, было не принимать во внимание многочисленные свидетельства о конфискации жилищ у обладателей двойного гражданства и других притеснениях, приводившиеся зарубежными и отечественными СМИ, в том числе государственными телеканалами, хотя, откровенно говоря, не принимать их во внимание невозможно. Ну, не могли же наши дипломаты не знать, скажем, о том, что иностранцы не имеют права владеть в Туркмении недвижимостью. И, следовательно, о том, что лиц, пожелавших сохранить после 22 июня 2003 года гражданство Российской Федерации, в полном соответствии с туркменским законом выкинут из домов. В Москве, несомненно, тоже было прекрасно известно, что по постановлению Народного совета Туркменистана, принятому в конце 2002 года, «изменой Родине», наказываемой вплоть до пожизненного заключения, являются «клевета на свое государство», «стремление посеять у людей сомнение в проводимой президентом внутренней и внешней политике», а также недонесение о подготовке к этим действиям. Ссылаться после такого постановления на отсутствие жалоб от лиц с двойным гражданством было просто подло. Впрочем, видимо, в Москве считали ниязовскую Туркмению не страной с кровожадным деспотическим режимом, а образцовым демократическим государством. Иначе в апреле того же года Россия не голосовала бы против резолюции ООН, осуждающей нарушение прав человека в Туркменистане. Что же до пресловутой двусторонней комиссии, то по завершении ее работы наши соотечественники в Туркмении оказались в положении солдат из швейковского 91-го полка. Там тоже работала комиссия по разбору жалоб, а потом полковник заставил солдат маршировать по плацу и скандировать: «Мы, мерзавцы, думали, что комиссия нам поможет. Ни хрена она нам не помогла!» В чем же причина всего этого свинства? А в чем причина того, что нашими союзниками и «стратегическими партнерами» беспрестанно становятся деятели типа Милошевича, Саддама, Ким Чен Ира, Лукашенко, Каримова, Ахмадинежада и кровавых убийц из ХАМАС? Да все в том же - в духовном родстве некоторых российских деятелей с самыми отвратительными кровососами от политики, в неких хитроумных «политических соображениях», построенных на неоимперских химерах, и опять же в «духовном», а вернее, зоологическом антизападничестве заметной части российской «элиты» бюрократии, помноженном на политический цинизм, понимаемый как «прагматизм». Вот она - идеологическая, гносеологическая, методологическая и бог весть какая еще основа восприятия самого понятия «права человека» как «инструмента вмешательства» и соответствующей политики, как по отношению к попавшим в беду зарубежным соотечественникам, так и просто к людям, спасающимся от палачей. Что говорит Конституция Между тем, борьба за соблюдение прав человека как у себя в стране, так и на международной арене – не какая-то «идеологическая диверсия» или идеалистическая блажь, а российская конституционная норма, не рекомендующая, а обязывающая власть предержащих к определенным действиям. Действиям вполне конкретным и недвусмысленным, поскольку вполне конкретны и недвусмысленны соответствующие положения Конституции Российской Федерации. Так, статья 2 Конституции России гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Статья 18 непосредственно обязывает государственную власть соблюдать и защищать права человека, так сказать, непрерывно и ежечасно: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Отсюда следует, что права и свободы должны определять «смысл» и «содержание» деятельности государственной власти и при проведении ею внешней политики, тем более что соблюдение прав и свобод является основой «общепризнанных принципов и норм международного права». При этом в статье 15 Конституции России говорится: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Конституция России содержит и нормы, четко определяющие действия властей в области предоставления убежища иностранным гражданам: статья 62, пункт 3: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». статья 63: «1.Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. 2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации». Наконец, Россия уже довольно давно является полноценным участником всего комплекса международных обязательств о беженцах и предоставлении политического убежища, в частности, Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев», Европейской «Конвенции о защите прав человека и основных свобод», Конвенции против пыток и многих других, которые запрещают депортировать преследуемых за политические убеждения, не допускают экстрадицию в страны, где применяются пытки и смертная казнь, или в принципе если есть подозрения, что экстрадируемых подвергнут пыткам. Международными соглашениями не допускается также принудительное возвращение в страну исхода лица, ищущего убежища, до окончания процедуры определения его статуса. Повторю, Россия присоединилась ко всем действующим международным обязательствам в данной сфере и, соответственно, приняла эти правила. Но, оказывается, все запреты можно при желании обойти. А такое желание у российских властей, безусловно, присутствует. Международные обязательства - побоку Добавим к этому отсутствие полноценных механизмов, призванных обеспечить реализацию конституционных положений и обязательств по международным соглашениям, а также многочисленные «прорехи» в российском законодательстве, прямо противоречащие международным обязательствам России. Еще в 1997 году в Администрации президента России вышел документ, который должен был определить, на каких основаниях может быть предоставлено политическое убежище тому или иному иммигранту. Но этот документ по существу оказался всего лишь бессодержательной декларацией, поскольку в нем не были прописаны все необходимые формальности и механизмы реализации. И только в ноябре 2004 года был подписан приказ министра внутренних дел «Об утверждении форм документов для предоставления Российской Федерацией политического убежища». Согласно ему, решение о предоставлении политического убежища принимает лично президент России, на имя которого пишется соответствующее прошение. На практике получить в нашей стране политическое убежище, статус беженца, вид на жительство и так далее гораздо сложнее, чем в западных странах. По данным российских правозащитных организаций, процедура легализации становится все сложнее, а отказы - все более массовыми и немотивированными. Процедура длится 2-3 года (все это время люди абсолютно бесправны). Получить статус беженца теоретически можно во всех регионах России. Но в большинстве из них миграционные органы вовсе не работают с иностранными гражданами, то есть не принимают от них ходатайств о предоставлении убежища. По данным Сети «Миграция и право» правозащитного центра «Мемориал» зарегистрированные беженцы имеются только в одиннадцати, а лица, получившие временное убежище, только в двадцати семи субъектах Российской Федерации. Отказы в приеме документов, как правило, даются в устной форме, поэтому не могут быть обжалованы. В результате сотни тысяч иностранцев, главным образом граждан бывшего СССР, превратились в нелегалов со всеми вытекающими из этого последствиями в виде милицейского произвола, попадания в криминальную среду и тому подобное. Но вот что еще очень важно – нелегала всегда можно, а по закону – и должно выслать в страну происхождения. Но на родине у многих из мигрантов, являвшихся объектом политических, религиозных или национальных преследований, было изъято имущество и на данный момент реально существует опасность для жизни. Хрестоматийный пример: по данным ООН, на территории России уже долгие годы находится не менее 100 тысяч афганцев, которым убежище до сих пор не предоставлено. Они, таким образом, являются нелегалами, и миграционные власти постоянно стремятся к их экстрадиции. При этом, согласно мнению официальных российских властей, Афганистан сегодня – стабильная страна, где ничего «возвращенцам» не угрожает. Излишне объяснять, по-моему, что это, мягко говоря, неправда. Во-первых, власти не контролируют ситуацию на всей территории страны, и еще есть достаточно много мест, где шастают талибы, очень кровожадно настроенные по отношению к «российским» афганцам - в подавляющем большинстве сторонникам убитого талибами же просоветского президента Наджибуллы. Во-вторых, и центральные афганские власти состоят в основном из бывших моджахедов, сражавшихся против советских войск и местных «коллаборационистов», а потому наверняка приготовившие потенциальным «возвращенцам» из России особо теплый прием. Однако в Москве во все эти «детали» никто вникать не намерен. То же самое относится к людям, бежавшим в Россию из постсоветской Центральной Азии. Понятно, что не все пересекшие границу России заслуживают статуса беженцев. Многие ищут в России более высокооплачиваемую работу, но простых гастарбайтеров вполне бы устроила обыкновенная регистрация. Правда, и ее получить ее очень затруднительно. Таким образом, и беженцу, и гастарбайтеру превратиться в нелегала очень просто. А над свежеиспеченным нелегалом нависает угроза высылки на родину. Реальных политических беженцев в этом случае на родине ждут тюрьмы и пытки, а то и смертная казнь. Именно поэтому международные конвенции, которые подписала Россия, запрещают высылку в такие страны. Однако иммиграционные власти России без всяких на то оснований посчитали все страны СНГ, в том числе ниязовскую Туркмению и каримовский Узбекистан, вполне либеральными странами. Хотя общеизвестно, что пытки и бессудные казни стали там едва ли не повседневной реальностью. Как ни странно, но российские законы не накладывают запрета на депортацию или административное выдворение из России иностранных граждан в страны, где имеется риск применения пыток. Решения о выдворении принимаются тысячами с чрезвычайной легкостью. Просто причину для высылки из страны найти чрезвычайно легко. Новый Кодекс административных правонарушений (КоАП) позволяет выдворить мигранта за любое нарушение правил пребывания. Скажем, за ту же просроченную всего на один день регистрацию. Как заявила на одной из прошлогодних пресс-конференций Светлана Ганнушкина, руководитель программы «Сеть «Миграция и Право» правозащитного центра «Мемориал», член Комиссии при президенте по совершенствованию институтов гражданского общества: «Анализ практики предоставления убежища дает возможность с определенностью утверждать, что Россия не выполняет в этой области свои международные обязательства и не гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства защиту от возвращения в страну, где им грозят пытки и жестокое обращение». Но если бы дело было только в несовершенстве законодательства и бюрократической волоките. Нет, все это надо помножить еще и на явную злонамеренность в действиях российских властей, вытекающую из идеологической предубежденности и следованию политической конъюнктуре. (Продолжение следует). * * * «Ивановские узбеки» освобождены и ждут отправки в третью страну06.03.2007 17:31 msk Ф.Джани 5 марта в 16.30 двенадцать из тринадцати «ивановских узбеков» вышли, наконец, на свободу из следственного изолятора (СИЗО). В сопровождении группы ОМОНа они были доставлены в здание Октябрьского РОВД. Здесь они заполнили заявление на имя начальника Управления федеральной миграционной службы (УФМС) по Ивановской области О.Герасимова, в котором просили зарегистрировать их сроком на один месяц и обязались по истечении этого срока покинуть территорию Российской Федерации. - «Ивановских узбеков» отпустили согласно постановлению суда об истечении максимального срока содержания под стражей, - рассказывает юрист Сети «Миграция и право» Светлана Мартынова. – Ведь они просидели в СИЗО свыше установленного законом максимального срока содержания в восемнадцать месяцев. УВКБ ООН поможет «ивановским узбекам» переселиться в третью страну, документы уже готовы, осталось получить соответствующие визы. Что касается тринадцатого «ивановского узбека» - пока еще не освобожденного М.Таштемирова, он, скорее всего, будет отправлен в Кыргызстан, так как является гражданином этой страны. Разбирательство по делу «ивановских узбеков» будет продолжено в Страсбургском суде, их жалоба будет рассмотрена в приоритетном порядке. Напомним, 2 марта 2007 года в г.Иваново приняты судебные решения об освобождении из-под стражи двенадцати из тринадцати «ивановских узбеков» в связи с истечением предельного для данной меры пресечения срока, предусмотренного Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) России. «Ивановские узбеки» были задержаны 18 июня 2005 года, после чего помещены в СИЗО-1 г.Иваново. Управление Федеральной миграционной службы (ФМС) России по Ивановской области отказало им в предоставлении статуса беженца на территории России. Дело получило широкую огласку, и после того, как Генпрокуратура России вынесла постановления о выдаче ивановских узников Узбекистану для уголовного преследования, Европейский суд по правам человека предписал властям РФ приостановить экстрадицию и обязал правительство России до 6 марта 2007 года дать разъяснения по делу «ивановских узбеков». * * * Премьер России Михаил Фрадков обсудит в Ташкенте поставки газа и вопросы миграции06.03.2007 09:27 msk Страна.Ру Председатель правительства России Михаил Фрадков 6 марта во второй половине дня отбывает в Ташкент, где проведет переговоры о возможном увеличении поставок узбекского газа на российский рынок и обсудит вопросы динамичного развития товарооборота между Россией и Узбекистаном. Кроме того, речь в Ташкенте пойдет о сотрудничестве в области миграции и изучения космоса, сообщает Страна.Ру. «Каких-либо документов подписывать в ходе этого визита с узбекской стороной не планируется, тем не менее мы ожидаем, что в ходе переговоров будут обсуждены вопросы о динамичном развитии товарооборота между Россией и Узбекистаном, увеличении закупок «Газпромом» и «Лукойлом» узбекского газа. Также попытаемся начать решать проблемы конвертации и перевода средств, заработанных российскими компаниями, и применение единых акцизов на российские товары», - сообщил источник в российском правительстве. По его словам, российская сторона заинтересована в инвестициях в ТЭК Узбекистана, которые уже составили более 2,5 млрд долларов. «В первую очередь сегодня необходимо вкладывать средства в инфраструктуру, ориентированную на экспортные поставки углеводородов из Узбекистана», - отметил он. Источник сообщил, что в Узбекистане до недавнего времени закупалось около 5 млрд. кубометров газа, но уже в 2007 году тот же «Газпром» заинтересован в приобретении 13 млрд. кубометров узбекского газа. Ежегодно Узбекистан добывает около 60 млрд. кубометров газа, но большая его часть идет на внутренние нужды. «Между тем, если инвестировать средства в развитие магистральных газопроводов и новые месторождения, Узбекистан может стать серьезным игроком на газовом рынке, сопоставимым с Туркменией», - прокомментировал российский правительственный источник потенциал республики. По информации источника, «в правительстве России Узбекистан считают одной из ключевых стран в СНГ, занимающей четвертое место в товарообороте с Россией среди стран Содружества». «При этом наш товарооборот имеет нормальную структуру, не ориентирован только на сырьевой сектор. 32 процента - машиностроение, 25 - древесина и целлюлозно-бумажная продукция, 37 - сельскохозяйственная продукция. В 2006 году он составил около 2,4 млрд. долларов, увеличившись на треть», - заметил источник. «Запланирована встреча с президентом страны Каримовым и переговоры с главой узбекского правительства Мирзияевым», - сообщил источник в правительстве. Кроме всего, премьеры России и Узбекистана обсудят использование оставшегося с советских времен большого научно-исследовательского потенциала в сфере мирного использования и изучения космоса. «Сейчас готовится соответствующее межправительственное соглашение, после подписания которого возможно будет реализовать такие проекты, как установка мощного современного телескопа на горе Майданак и единственного в Центрально-Азиатском регионе радиотелескопа на плато Суфа», - рассказал источник. Предметом переговоров с участием глав миграционных ведомств России и Узбекистана станут проблемы трудовой миграции. «В составе российской делегации - руководитель ФМС (Федеральной миграционной службы) России Константин Ромодановский. Планируется, что будут рассмотрены межправительственные соглашения о реадмиссии и об обеспечении прав и легализации трудовых мигрантов», - сообщил собеседник. В России работают сегодня десятки тысяч узбекских граждан. Как сообщил источник, это первый официальный визит премьер-министра России в Узбекистан с 1999 года. Визит должен стать продолжением политического диалога двух стран, который развивается очень активно (только за прошлый год президенты России и Узбекистана встречались девять раз). * * * Между президентами Узбекистана и Туркмении состоялся телефонный разговор06.03.2007 17:27 msk Интерфакс 6 марта состоялся телефонный разговор между президентами Узбекистана Исламом Каримовым и Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедовым. Главы двух стран обсудили состояние и перспективы развития дружественных отношений, сообщает Интерфакс. Президенты обменялись мнениями о состоянии двустороннего сотрудничества, о ситуации в Центральноазиатском регионе и выразили искреннее желание по дальнейшему укреплению традиционно дружеских отношений. В пресс-службе узбекского президента отметили, что узбекско-туркменские отношения имеют прочную правовую основу. Сторонами принято более ста документов. Среди них в числе основных является Договор о дружбе, укреплении доверия и развитии сотрудничества. Между двумя странами достигнуты договоренности в области науки, техники и информации, военно-техническом сотрудничестве, борьбе против незаконной торговли наркотическими веществами. Имеется прочная основа связей в сфере гуманитарного сотрудничества. |
В избранное | ||