КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 28.08.2013
Простой и быстрый поиск в
КонсультантПлюс
Найти всю необходимую информацию по своему вопросу в КонсультантПлюс
очень просто. Поиск в КонсультантПлюс учитывает профессиональную лексику,
распространенные сокращения (например, упрощенка, больничный, УСНО) и дает
точный и надежный результат. Вы получаете только актуальную и проверенную
информацию!
Правительство РФ определило критерии, которым
должно отвечать лицо, желающее стать поручителем для обеспечения уплаты
таможенных пошлин, налогов
Правительство РФ приняло Постановление от 19.08.2013 N 717 (далее -
Постановление). Данным документом утверждены критерии, которым должно
соответствовать лицо, имеющее намерение стать поручителем для обеспечения
уплаты таможенных пошлин, налогов (далее - Критерии). Постановление вступает
в силу 21 сентября 2013 г.
Уплата таможенных пошлин, налогов может обеспечиваться несколькими
способами, один из которых - поручительство. Он применяется по выбору
плательщика с учетом положений гражданского законодательства (ст. ст. 361 -
367 ГК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 146 Федерального закона "О таможенном
регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон) поручительство
принимается таможенными органами при соблюдении любого из двух условий:
- лицо, которое имеет намерение стать поручителем, соответствует
критериям, определяемым Правительством РФ;
- лицо, имеющее намерение стать поручителем, в договоре поручительства
принимает на себя обязательство предоставить в качестве документа,
обеспечивающего надлежащее исполнение поручителем своих обязательств перед
таможенным органом, банковскую гарантию, по которой бенефициаром выступает
таможенный орган, в размере не менее принимаемых поручителем на себя
обязательств по договору поручительства. При этом договор поручительства
вступает в силу с даты предоставления указанной банковской гарантии.
В настоящее время возможно исполнение только второго условия, поскольку
до принятия рассматриваемого Постановления не существовало утвержденных
Правительством РФ критериев для лиц, имеющих намерение стать поручителями.
Поручитель в обязательном порядке должен представлять в ФТС России
банковские гарантии, обеспечивающие надлежащее исполнение им своих
обязательств перед таможенными органами. С вступлением в силу Постановления
лицо, желающее стать поручителем, сможет использовать альтернативный
вариант.
Что касается Критериев, определенных Постановлением, то потенциальный
поручитель должен быть юрлицом (ООО, ОДО или АО с уставным капиталом не
менее 500 млн руб.), госрегистрация которого осуществлена не менее чем за
три года до дня заключения договора поручительства. Юрлицо не должно
являться дочерним или зависимым хозяйственным обществом по отношению к лицу,
за которое предоставляется поручительство.
Будущий поручитель не должен осуществлять деятельности в банковской,
страховой областях, а также в сфере таможенного дела. В отношении него не
должно быть возбуждено производство по делу о банкротстве и оно не может
находиться в стадии реорганизации либо ликвидации. У него не должно быть
задолженности по уплате налогов и таможенных платежей, а также неоплаченных
в срок административных штрафов, назначенных за правонарушения,
предусмотренные гл. 16 КоАП РФ.
У юрлица должны отсутствовать подтвержденные данными бухгалтерского учета
убытки:
- по итогам последнего отчетного года, предшествующего году, в котором
заключается договор поручительства;
- по итогам I квартала года заключения договора поручительства, если он
заключается во II квартале;
- по итогам I и II кварталов года заключения договора поручительства,
если он заключается в III квартале;
- по итогам I, II и III кварталов года заключения договора
поручительства, если он заключается в IV квартале.
Еще одним требованием к лицу, желающему стать поручителем, является
размер его чистой прибыли. Она определяется по итогам последнего отчетного
года, предшествующего тому, в котором заключается договор поручительства.
Чистая прибыль должна превышать либо сумму в 100 млн руб., либо размер
поручительства не менее чем в три раза. Остаточная стоимость основных
средств (в виде находящихся в собственности у юрлица объектов недвижимости),
подтвержденная данными бухгалтерского учета, должна составлять не менее 1
млрд руб. Максимальная сумма всех одновременно действующих договоров
поручительства, заключенных юрлицом для обеспечения уплаты таможенных пошлин
и налогов, не может превышать 50 млн руб., а максимальная сумма одного
договора поручительства - 15 млн руб.
Ужесточается ответственность за уничтожение и
повреждение объектов культурного наследия
24 августа вступил в силу Закон N 245-ФЗ, который, в частности, усилил
уголовную ответственность за уничтожение или повреждение объектов
культурного наследия. Закон N 245-ФЗ усилил ответственность за уничтожение
или повреждение объектов культурного наследия, а также установил уголовную
ответственность за уничтожение или повреждение таких объектов в результате
нарушения требований их сохранения или использования.
Многократно увеличен размер уголовного штрафа за уничтожение или
повреждение объектов культурного наследия
После вступления в силу Закона N 245-ФЗ терминология ст. 243 УК РФ
("уничтожение или повреждение памятников истории и культуры" в
старой редакции) была приведена в соответствие с Федеральным законом от
25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N
73-ФЗ).
Теперь в данной статье предусматривается ответственность, в частности, за
уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов России, включенных в единый государственный
реестр таких объектов, а также выявленных объектов культурного
наследия.
Уточнение формулировки имеет значение для возбуждения дел по ст. 243 УК
РФ при наличии признаков уничтожения или повреждения выявленных объектов
культурного наследия. Объекты культурного наследия в соответствии с п. 2 ст.
18 Закона N 73-ФЗ считаются выявленными со дня поступления в Минкультуры
России или в региональный орган исполнительной власти, уполномоченный в
области охраны объектов культурного наследия, необходимых документов. Соответственно, выявленный объект еще не
включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр).
Предыдущая редакция ст. 243 УК РФ, по мнению некоторых исследователей, не
позволяла привлекать к ответственности за уничтожение выявленных объектов
культурного наследия, поскольку одним из обязательных требований к
памятникам истории и культуры было требование об особом правовом статусе
таких объектов (они должны быть зарегистрированы и включены в специальный
перечень объектов исторического и культурного значения)[1].
Максимальный срок лишения свободы за совершение данного преступления при
отсутствии квалифицирующего признака был увеличен с двух до трех лет.
Соответственно, указанное преступление по-прежнему относится к категории
преступлений небольшой тяжести. Это означает, что для лиц, совершивших такие
преступления, уголовным законодательством предусмотрены менее строгие
правила уголовного преследования по сравнению с лицами, совершившими
преступления большей тяжести. Например, для такой категории преступлений
установлены наименьшие сроки давности привлечения к ответственности - два
года с момента совершения (п. "а" ч. 1 ст. 78 УК РФ). Также при
отсутствии отягчающих обстоятельств лицу, впервые совершившему преступление
небольшой тяжести, не может быть назначено наказание в виде лишения свободы,
за исключением преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ,
или преступлений, для которых не установлены альтернативные наказания (ч. 1
ст. 56 УК РФ).
Помимо лишения свободы, за совершение данного преступления предусмотрены
альтернативные наказания в виде штрафа, обязательных или принудительных
работ. Максимальный штраф установлен в размере до 3 млн руб. или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет.
Квалифицирующие признаки этого преступления также претерпели изменение.
Теперь повышенная ответственность предусмотрена за уничтожение следующих
объектов:
- особо ценных объектов культурного наследия;
- объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного
наследия;
- историко-культурных заповедников или музеев-заповедников;
- объектов археологического наследия, включенных в Реестр;
- выявленных объектов археологического наследия.
Предыдущая редакция ч. 2 ст. 243 УК РФ была более краткой:
квалифицирующими признаками преступления считались особо ценные объекты или
памятники общероссийского значения.
Среди новых объектов, выступающих в качестве квалифицирующих признаков
рассматриваемого преступления, особое внимание стоит обратить на выявленные
объекты археологического наследия, поскольку они могут быть обнаружены
любыми участниками хозяйственной деятельности в рамках осуществления работ
по строительству или реконструкции объектов недвижимости.
В отличие от других объектов культурного наследия, объект
археологического наследия считается выявленным со дня обнаружения (п. 6 ст.
18 Закона N 73-ФЗ). Исполнители земляных, строительных, мелиоративных,
хозяйственных и иных работ обязаны немедленно приостановить работы в случае
обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, и
уведомить об обнаруженном объекте региональный орган исполнительной власти,
уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (п. 1 ст. 37
Закона N 73-ФЗ).
Таким образом, в соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 243 УК РФ
исполнитель работ может быть привлечен к уголовной ответственности за
уничтожение или повреждение объекта археологического наследия, если не
исполнит обязанность по приостановлению работ.
Максимальный срок лишения свободы за уничтожение или повреждение объектов
культурного наследия, перечисленных в ч. 2 ст. 243 УК РФ, составляет пять
лет, и такие преступления уже относятся к преступлениям средней тяжести. Для
преступлений средней тяжести срок привлечения к уголовной ответственности
равен шести годам с момента совершения преступления (п. "б" ч. 1
ст. 78 УК РФ). В отношении данных преступлений нет запрета назначения
наказания в виде лишения свободы при отсутствии отягчающих обстоятельств.
Однако лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести,
может быть освобождено от наказания в связи с деятельным раскаянием, для
чего ему необходимо явиться с повинной, способствовать раскрытию и
расследованию преступления и возместить причиненный ущерб или иным образом
загладить вред (ст. 75 УК РФ).
Помимо лишения свободы, за совершение данного преступления предусмотрены
альтернативные наказания в виде штрафа, обязательных или принудительных
работ. Максимальный штраф установлен в размере до 5 млн руб. или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет.
Нарушение требований сохранения и использования объектов
культурного наследия, повлекшее их уничтожение или повреждение в крупном
размере, теперь является уголовно наказуемым деянием
Закон N 251-ФЗ дополнил Уголовный кодекс РФ ст. 243.1, в которой
установлена уголовная ответственность за нарушение требований сохранения или
использования объектов культурного наследия, включенных в Реестр, либо
выявленных объектов культурного наследия. Преступлением считается такое
нарушение, которое по неосторожности повлекло уничтожение или повреждение
объектов культурного наследия в крупном размере. Повреждение в крупном
размере означает, что стоимость восстановительных работ для объекта
культурного наследия или стоимость мероприятий для сохранения объекта
археологического наследия превышает 500 тыс. руб.
Если повреждение объекта не может быть квалифицировано как повреждение в
крупном размере, виновное лицо нельзя будет привлечь к уголовной
ответственности, однако возможно его привлечение к административной
ответственности (ст. 7.13 КоАП РФ).
Таким образом, уголовная ответственность теперь предусмотрена не только
за умышленное, но также и за неосторожное причинение вреда объектам
культурного наследия.
За совершение данного преступления предусматривается несколько
альтернативных наказаний, в том числе штраф до 1 млн руб. или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, а также
лишение свободы на срок до двух лет. Требования сохранения и использования
для каждого объекта культурного наследия, включенного в Реестр, описаны в
охранном обязательстве такого объекта, которое для
собственников объекта культурного наследия оформляется при государственной
регистрации права собственности на объект культурного наследия (п. 4 ст. 48
Закона N 73-ФЗ), а для арендаторов - при заключении договора аренды (п. 5
ст. 55 Закона N 73-ФЗ).
Привлечение виновных физлиц к уголовной ответственности не
освобождает организации от ответственности за совершение административного
правонарушения
Поправки, внесенные Законом N 245-ФЗ в Уголовный кодекс РФ, необходимо
рассматривать во взаимосвязи с поправками, которые Федеральный закон от
07.05.2013 N 96-ФЗ (далее - Закон N 96-ФЗ) внес в Кодекс РФ об
административных правонарушениях (они вступили в силу 7 августа).
В соответствии с Законом N 96-ФЗ существенно усилена административная
ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны объектов
культурного наследия. Во-первых, в несколько раз увеличены штрафы за ранее
предусмотренные правонарушения в этой сфере, а во-вторых, установлены новые
составы правонарушений.
После вступления Закона N 96-ФЗ в силу в Кодексе РФ об административных
правонарушениях также появились положения, предусматривающие ответственность
за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны
объектов культурного наследия (ст. 7.13 КоАП РФ) и ответственность за
уничтожение или повреждение объекта культурного наследия (ст. 7.14.1 КоАП
РФ). За совершение данных правонарушений для юрлиц установлены штрафы,
максимальный размер которых может доходить до 60 млн руб.
Важно отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение
административного наказания юрлицу не освобождает от административной
ответственности за указанное правонарушение виновное физлицо, равно как и
привлечение к административной или уголовной ответственности физлица не
освобождает от административной ответственности за это правонарушение
юрлицо.
Соответственно, поскольку в ст. ст. 243 и 243.1 УК РФ не исключена
возможность привлечения к административной ответственности, а в ст. ст. 7.13
и 7.14.1 КоАП РФ не исключена возможность привлечения к уголовной
ответственности, то за уничтожение или повреждение объектов культурного
наследия возможно как привлечение юрлиц к административной ответственности,
так и ответственных должностных лиц - к уголовной.
[1] Комментарий к Уголовному кодексу Российской
Федерации (постатейный) / Г.Н. Борзенков, А.В. Бриллиантов, А.В. Галахова и
др.; отв. ред. В.М. Лебедев. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013.
- 1069 с.