Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 08.08.2013


 

Новый "Путеводитель по спорам в сфере госзаказа" в КонсультантПлюс

Новый Путеводитель содержит информацию о подходах госорганов и судов к решению спорных вопросов в сфере госзаказа. Рассмотрены спорные вопросы по процедурам: электронный аукцион; конкурс; запрос котировок; размещение заказа у единственного поставщика.

Подробнее

Правовые новости. Коротко о важном от 08.08.2013

∙ ГОСУДАРСТВО

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

Минздрав России предлагает ввести меры административной ответственности за нарушение антитабачного закона

Минздрав России подготовил и вынес на общественное обсуждение проект Федерального закона (далее - Проект), предусматривающего административную ответственность за нарушение требований Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ). Разработчики Проекта также предлагают повысить ставки акцизов на всю табачную продукцию.

Напомним, что согласно Закону N 15-ФЗ изменяются правила продажи табака и табачных изделий, запрещается их реклама, вводятся новые ограничения по употреблению табака, а также устанавливаются иные нормы, направленные на снижение уровня потребления табачной продукции. Большинство положений данного Закона вступило в силу с 1 июня 2013 г., но отдельные запреты и ограничения начнут действовать позже - с 1 июня 2014 г.

Согласно ст. 23 Закона N 15-ФЗ за несоблюдение указанного Закона устанавливается, в частности, административная ответственность. Но в настоящее время в Кодекс РФ об административных правонарушениях не внесены соответствующие изменения и за совершение ряда запрещенных данным Законом действий наказание не предусмотрено.

Большая часть предлагаемых Минздравом России поправок касается ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предлагается установить ответственность, в частности, за нарушение правил реализации табака и табачных изделий, за рекламу и спонсорство табака, демонстрацию табачных изделий и процесса их потребления в информационной продукции.

Отметим, что поправки к Кодексу РФ об административных правонарушениях, подготовленные Минздравом России, в настоящее время не единственный обсуждаемый проект. На рассмотрении Госдумы находится проект Федерального закона N 222563-6, согласно которому также предлагается ввести ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий употребления табака (далее - Законопроект N 222563-6). Данный документ был принят Госдумой 3 июля 2013 г. во втором чтении.

Отдельные положения Проекта и Законопроекта N 222563-6 совпадают, однако Проект предусматривает больше составов административных правонарушений и более строгие санкции за некоторые из них.

Рассмотрим подробнее наиболее существенные различия указанных документов.

Ответственность владельцев мест, в которых запрещено курение табака

Напомним, что согласно Закону N 15-ФЗ вводятся новые ограничения в отношении курения табака в отдельных местах. Так, в соответствии с указанным Законом с 1 июня 2014 г. будет запрещено курение, в частности, в помещениях, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, осуществления торговли, оказания услуг общественного питания, в поездах дальнего следования и др.

В Законопроекте N 222563-6 предусматривается ответственность за курение табака на отдельных территориях только для граждан.

Разработчики Проекта предлагают ввести ответственность за данное правонарушение также для организаций и индивидуальных предпринимателей. Согласно Проекту к гражданам будут применяться санкции за курение в запрещенных местах, а к юридическим лицам и предпринимателям - за неосуществление контроля соблюдения норм, запрещающих курение в местах, которые указанные лица используют для осуществления деятельности. За совершение данного правонарушения для юрлиц и индивидуальных предпринимателей предлагается установить наказание в виде штрафа от 50 до 80 тыс. руб., а за повторное нарушение в течение года - в виде штрафа от 80 до 100 тыс. руб. либо административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Ответственность за нарушение правил торговли табачной продукцией и табачными изделиями

Законом N 15-ФЗ установлен ряд ограничений в отношении торговли табачной продукцией (табачными изделиями), а также запрет на продажу указанной продукции несовершеннолетним.

Проект предусматривает два состава правонарушений, связанных с несоблюдением правил в сфере торговли табачной продукцией (изделиями):

- продажа табачной продукции (изделий) несовершеннолетнему. За совершение данного деяния для индивидуальных предпринимателей предлагается установить штраф в размере от 40 до 50 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой, а для юридических лиц - штраф в размере от 100 до 150 тыс. руб. с конфискацией или без нее;

- нарушение иных правил продажи табачной продукции (изделий). За это планируется ввести штраф с конфискацией предмета правонарушения или без таковой. Сумма штрафа может составить от 30 до 50 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и от 50 до 70 тыс. руб. для юрлиц.

В Законопроекте N 222563-6 предлагается ввести три состава правонарушений, связанных с несоблюдением правил в сфере торговли табачной продукцией. Два из них аналогичны составам, указанным в Проекте, а третий предусматривает наказание за оптовую или розничную продажу насвая. Отметим, что согласно Проекту привлекать к ответственности за продажу насвая также будет возможно, однако это правонарушение не выделяется в качестве самостоятельного, а относится к нарушениям иных правил продажи табачной продукции.

В соответствии с Проектом за нарушение правил торговли табачными изделиями (продукцией) предлагается ввести более жесткие меры, чем предусмотренные в Законопроекте N 222563-6. Законопроект N 222563-6 не содержит положений о конфискации предмета правонарушения. Также согласно Законопроекту N 222563-6 максимальные суммы штрафов для юридических лиц в основном меньше минимальных размеров, указанных в Проекте.

Спонсорство табака

Понятие "спонсорство табака" разъясняется в Законе N 15-ФЗ. Под таким спонсорством подразумевается любой вклад в событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является прямое или косвенное стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака (п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона N 15-ФЗ). Согласно п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ спонсорство табака запрещается.

В соответствии с Проектом штраф за спонсорство табака рассчитывается исходя из размера спонсорского вклада и составляет для юридических лиц двукратную сумму вклада с его конфискацией.

В Проекте раскрывается понятие "спонсорский вклад". Таким вкладом признается любой предмет (в том числе денежные средства), вложенный в событие, мероприятие или лицо, если целью или результатом данного вложения является стимулирование продажи табачной продукции и (или) потребления табака.

В Законопроекте N 222563-6 штраф за спонсорство табака предлагается установить в твердой сумме. Так, с юридических лиц планируется взыскивать 80 - 150 тыс. руб.

Демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака

Согласно Закону N 15-ФЗ установлен запрет на демонстрацию табачных изделий и процесса их потребления во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях (фильмах, кинохроникальных программах и др.), которые предназначены для детей. Также не допускается публичное исполнение и любое другое использование произведений, представлений и программ, в которых демонстрируются табачные изделия и процесс потребления табака. Во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях, предназначенных для взрослых, такая демонстрация возможна, только если она является неотъемлемой частью художественного замысла.

Ответственность за нарушение данных норм предусматривается только Проектом, в Законопроекте N 222563-6 положения о ее введении отсутствуют. Согласно Проекту в отношении юридических лиц, совершивших указанное правонарушение, планируется ввести наказание в виде штрафа от 80 до 100 тыс. руб. с конфискацией предмета правонарушения или без таковой. Независимо от того, для кого предназначены создаваемые аудиовизуальные произведения - для детей или взрослых, предлагается установить одинаковые санкции.

Частью 3 ст. 16 Закона N 15-ФЗ установлено еще одно требование к показу аудиовизуальных произведений, содержащих демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака. Вещатель или организатор показа должен обеспечить размещение социальной рекламы о вреде потребления табака перед началом или во время демонстрации такого произведения (программы). Указанная норма начнет применяться с 1 июня 2014 г.

Ответственность за несоблюдение требования о демонстрации социальной рекламы предусматривают оба комментируемых документа. В Законопроекте N 222563-6 предлагается за нарушение данного правила ввести штраф, размер которого для юридических лиц составит от 100 до 200 тыс. руб. Проект предусматривает более высокие штрафы. В частности, с юридических лиц предлагается взыскивать от 100 до 500 тыс. руб.

В настоящее время текст Проекта размещен для общественного обсуждения на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru/).

В отношении Законопроекта N 222563-6 идет подготовка к третьему чтению в Госдуме.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное