КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 08.08.2013
Новый "Путеводитель по спорам в
сфере госзаказа" в КонсультантПлюс
Новый Путеводитель содержит информацию о подходах госорганов и судов к
решению спорных вопросов в сфере госзаказа. Рассмотрены спорные вопросы по
процедурам: электронный аукцион; конкурс; запрос котировок; размещение
заказа у единственного поставщика.
Минздрав России предлагает ввести меры административной
ответственности за нарушение антитабачного закона
Минздрав России подготовил и вынес на общественное обсуждение проект
Федерального закона (далее - Проект), предусматривающего административную
ответственность за нарушение требований Федерального закона от 23.02.2013 N
15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и
последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ). Разработчики
Проекта также предлагают повысить ставки акцизов на всю табачную
продукцию.
Напомним, что согласно Закону N 15-ФЗ изменяются правила продажи табака и
табачных изделий, запрещается их реклама, вводятся новые ограничения по
употреблению табака, а также устанавливаются иные нормы, направленные на
снижение уровня потребления табачной продукции. Большинство положений
данного Закона вступило в силу с 1 июня 2013 г., но отдельные запреты и
ограничения начнут действовать позже - с 1 июня 2014 г.
Согласно ст. 23 Закона N 15-ФЗ за несоблюдение указанного Закона
устанавливается, в частности, административная ответственность. Но в
настоящее время в Кодекс РФ об административных правонарушениях не внесены
соответствующие изменения и за совершение ряда запрещенных данным Законом
действий наказание не предусмотрено.
Большая часть предлагаемых Минздравом России поправок касается
ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Предлагается установить ответственность, в частности, за нарушение правил
реализации табака и табачных изделий, за рекламу и спонсорство табака,
демонстрацию табачных изделий и процесса их потребления в информационной
продукции.
Отметим, что поправки к Кодексу РФ об административных правонарушениях,
подготовленные Минздравом России, в настоящее время не единственный
обсуждаемый проект. На рассмотрении Госдумы находится проект
Федерального закона N 222563-6, согласно которому также предлагается ввести
ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья
граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий употребления
табака (далее - Законопроект N 222563-6). Данный документ был принят
Госдумой 3 июля 2013 г. во втором чтении.
Отдельные положения Проекта и Законопроекта N 222563-6 совпадают, однако
Проект предусматривает больше составов административных правонарушений и
более строгие санкции за некоторые из них.
Рассмотрим подробнее наиболее существенные различия указанных
документов.
Ответственность владельцев мест, в которых запрещено курение
табака
Напомним, что согласно Закону N 15-ФЗ вводятся новые ограничения в
отношении курения табака в отдельных местах.
Так, в соответствии с указанным Законом с 1 июня 2014 г. будет запрещено
курение, в частности, в помещениях, предназначенных для предоставления
гостиничных услуг, осуществления торговли, оказания услуг общественного
питания, в поездах дальнего следования и др.
В Законопроекте N 222563-6 предусматривается ответственность за курение
табака на отдельных территориях только для граждан.
Разработчики Проекта предлагают ввести ответственность за данное
правонарушение также для организаций и индивидуальных предпринимателей.
Согласно Проекту к гражданам будут применяться санкции за курение в
запрещенных местах, а к юридическим лицам и предпринимателям - за
неосуществление контроля соблюдения норм, запрещающих курение в местах,
которые указанные лица используют для осуществления деятельности. За
совершение данного правонарушения для юрлиц и индивидуальных
предпринимателей предлагается установить наказание в виде штрафа от 50 до 80
тыс. руб., а за повторное нарушение в течение года - в виде штрафа от 80 до
100 тыс. руб. либо административного приостановления деятельности на срок до
90 суток.
Ответственность за нарушение правил торговли табачной продукцией
и табачными изделиями
Законом N 15-ФЗ установлен ряд ограничений
в отношении торговли табачной продукцией (табачными изделиями), а также
запрет на продажу указанной продукции несовершеннолетним.
Проект предусматривает два состава правонарушений, связанных с
несоблюдением правил в сфере торговли табачной продукцией (изделиями):
- продажа табачной продукции (изделий) несовершеннолетнему. За совершение
данного деяния для индивидуальных предпринимателей предлагается установить
штраф в размере от 40 до 50 тыс. руб. с конфискацией предмета
административного правонарушения или без таковой, а для юридических лиц -
штраф в размере от 100 до 150 тыс. руб. с конфискацией или без нее;
- нарушение иных правил продажи табачной продукции (изделий). За это
планируется ввести штраф с конфискацией предмета правонарушения или без
таковой. Сумма штрафа может составить от 30 до 50 тыс. руб. для
индивидуальных предпринимателей и от 50 до 70 тыс. руб. для юрлиц.
В Законопроекте N 222563-6 предлагается ввести три состава
правонарушений, связанных с несоблюдением правил в сфере торговли табачной
продукцией. Два из них аналогичны составам, указанным в Проекте, а третий
предусматривает наказание за оптовую или розничную продажу насвая. Отметим,
что согласно Проекту привлекать к ответственности за продажу насвая также
будет возможно, однако это правонарушение не выделяется в качестве
самостоятельного, а относится к нарушениям иных правил продажи табачной
продукции.
В соответствии с Проектом за нарушение правил торговли табачными
изделиями (продукцией) предлагается ввести более жесткие меры, чем
предусмотренные в Законопроекте N 222563-6. Законопроект N 222563-6 не
содержит положений о конфискации предмета правонарушения. Также согласно
Законопроекту N 222563-6 максимальные суммы штрафов для юридических лиц в
основном меньше минимальных размеров, указанных в Проекте.
Спонсорство табака
Понятие "спонсорство табака" разъясняется в Законе N 15-ФЗ. Под
таким спонсорством подразумевается любой вклад в событие, мероприятие или
отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого
является прямое или косвенное стимулирование продажи табачного изделия или
употребления табака (п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона N 15-ФЗ). Согласно п. 2 ч. 1 ст.
16 Закона N 15-ФЗ спонсорство табака запрещается.
В соответствии с Проектом штраф за спонсорство табака рассчитывается
исходя из размера спонсорского вклада и составляет для юридических лиц
двукратную сумму вклада с его конфискацией.
В Проекте раскрывается понятие "спонсорский вклад". Таким
вкладом признается любой предмет (в том числе денежные средства), вложенный
в событие, мероприятие или лицо, если целью или результатом данного вложения
является стимулирование продажи табачной продукции и (или) потребления
табака.
В Законопроекте N 222563-6 штраф за спонсорство табака предлагается
установить в твердой сумме. Так, с юридических лиц планируется взыскивать 80
- 150 тыс. руб.
Демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака
Согласно Закону N 15-ФЗ установлен запрет на демонстрацию табачных
изделий и процесса их потребления во вновь создаваемых аудиовизуальных
произведениях (фильмах, кинохроникальных программах и др.), которые
предназначены для детей. Также не допускается публичное исполнение и любое
другое использование произведений, представлений и программ, в которых
демонстрируются табачные изделия и процесс потребления табака. Во вновь
создаваемых аудиовизуальных произведениях, предназначенных для взрослых,
такая демонстрация возможна, только если она является неотъемлемой частью
художественного замысла.
Ответственность за нарушение данных норм предусматривается только
Проектом, в Законопроекте N 222563-6 положения о ее введении отсутствуют.
Согласно Проекту в отношении юридических лиц, совершивших указанное
правонарушение, планируется ввести наказание в виде штрафа от 80 до 100 тыс.
руб. с конфискацией предмета правонарушения или без таковой. Независимо от
того, для кого предназначены создаваемые аудиовизуальные произведения - для
детей или взрослых, предлагается установить одинаковые санкции.
Частью 3 ст. 16 Закона N 15-ФЗ установлено еще одно требование к показу
аудиовизуальных произведений, содержащих демонстрацию табачных изделий и
процесса потребления табака. Вещатель или организатор показа должен
обеспечить размещение социальной рекламы о вреде потребления табака перед
началом или во время демонстрации такого произведения (программы). Указанная
норма начнет применяться с 1 июня 2014 г.
Ответственность за несоблюдение требования о демонстрации социальной
рекламы предусматривают оба комментируемых документа. В Законопроекте N
222563-6 предлагается за нарушение данного правила ввести штраф, размер
которого для юридических лиц составит от 100 до 200 тыс. руб. Проект
предусматривает более высокие штрафы. В частности, с юридических лиц
предлагается взыскивать от 100 до 500 тыс. руб.
В настоящее время текст Проекта размещен для общественного обсуждения на
Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами
исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их
общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru/).
В отношении Законопроекта N 222563-6 идет подготовка к третьему чтению в
Госдуме.