КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 16.08.2013
Аннотации к судебным решениям в
КонсультантПлюс
Аннотации с обстоятельствами дела и решением суда в КонсультантПлюс
экономят время юриста! В короткой аннотации дана вся важная информация из
судебного решения. Аннотации включены прямо в список судебных решений,
которые вы получаете по запросу. Узнайте больше об этом и других
преимуществах КонсультантПлюс на www.consultant.ru/super
Планируется отказаться от взыскания с операторов
связи нормативно установленной неустойки в пользу абонентов - организаций и
предпринимателей
Минкомсвязь России разработало проект унифицированных правил оказания
услуг стационарной и подвижной телефонной связи, который планируется
утвердить постановлением Правительства РФ (далее - Проект правил). В случае
принятия Проекта правил с 1 января 2014 г. он заменит действующие Правила
оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной
телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005
N 310, и Правила оказания услуг подвижной связи, утвержденные Постановлением
Правительства РФ от 25.05.2005 N 328 (далее соответственно - Постановление N
310, Постановление N 328).
Разработчики рассматриваемого документа предлагают отказаться от
взыскания с оператора связи нормативно установленной неустойки в пользу
абонентов - организаций и предпринимателей за неисполнение (ненадлежащее
исполнение) обязательств по договору оказания услуг. Неустойку стороны
смогут определить исключительно в договоре об оказании услуг связи.
В свою очередь, граждане-потребители, как и сейчас, будут вправе взыскать
законную неустойку, руководствуясь Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О
защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1). В п. 5 ст. 28
Закона N 2300-1 за нарушение сроков оказания услуги предусмотрена неустойка
в размере 3 процентов цены услуги за каждый день просрочки. В договоре об
оказании услуг может быть установлен более высокий размер неустойки,
максимальная величина которого не ограничена. Вместе с тем в соответствии с
абз. 4 п. 5 ст. 28 Закона N 2300-1 сумма взыскиваемой потребителем неустойки
не может превышать стоимость отдельной услуги или общую стоимость заказа,
если стоимость отдельной услуги не определена договором.
Напомним, что согласно Постановлениям N 310 и N 328 в случае нарушения сроков предоставления доступа к
сети связи оператор уплачивает неустойку в размере 3 процентов платы за
предоставление такого доступа за каждый день просрочки, но не более суммы
указанной платы. При нарушении установленных сроков оказания услуг размер
неустойки составляет 3 процента стоимости услуг за каждый час просрочки, но
не более стоимости услуги. При оказании услуг подвижной связи вместо
неустойки абонент вправе потребовать возмещения ему убытков. Во всех
перечисленных случаях более высокий размер неустойки может быть установлен
договором. Кроме того, в п. 57 Постановления N 328 определены и иные меры ответственности оператора подвижной
связи.
Обратим внимание: хотя в Проекте правил и не содержится положений о
нормативно установленной неустойке в пользу абонентов - организаций и
предпринимателей, это не означает, что к оператору связи нельзя будет
применить иные меры гражданско-правовой ответственности в случае
неисполнения (ненадлежащего исполнения) им обязательств по договору.
Имущественная ответственность операторов связи по-прежнему будет наступать в
соответствии с законодательством РФ. Так, за необоснованный отказ от
заключения договора на оказание услуг связи или уклонение от его заключения
оператора связи можно будет понудить к заключению этого договора и
потребовать возмещения убытков (абз. 2 п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК
РФ).