Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 07.08.2013


 

Новый "Путеводитель по спорам в сфере госзаказа" в КонсультантПлюс

Новый Путеводитель содержит информацию о подходах госорганов и судов к решению спорных вопросов в сфере госзаказа. Рассмотрены спорные вопросы по процедурам: электронный аукцион; конкурс; запрос котировок; размещение заказа у единственного поставщика.

Подробнее

Правовые новости. Коротко о важном от 07.08.2013

∙ ФИНАНСЫ

Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков"

ФСФР России будет упразднена, а ее полномочия перейдут Банку России

1 сентября 2013 г. вступает в силу, за исключением отдельных положений, Закон N 251-ФЗ, согласно которому предусматривается передача Банку России полномочий ФСФР России. Указанным Законом вносятся поправки к 47 федеральным законам и отменяются отдельные нормы еще 12 федеральных законов, 1 федеральный закон признается полностью утратившим силу.

Наряду с Законом N 251-ФЗ принят Указ Президента РФ от 25.07.2013 N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации", в соответствии с которым ФСФР России прекратит свое существование с 1 сентября 2013 г.

С этой даты надзор и контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, субъектов страхового дела, бюро кредитных историй, микрофинансовых организаций и целого ряда других некредитных финансовых организаций начнет осуществлять Банк России. Ему также переходят полномочия по изданию нормативных актов, которые в настоящее время должна принимать ФСФР России.

Отметим, что не все новые полномочия Банка России установлены в Законе N 251-ФЗ. Полномочия по осуществлению надзора за субъектами страхового дела закреплены в Федеральном законе от 23.07.2013 N 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Полномочия по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях определены в Федеральном законе от 23.07.2013 N 249-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 249-ФЗ).

Для составления протоколов об административных правонарушениях, полномочия по рассмотрению которых перейдут Банку России, последний должен будет принять соответствующий подзаконный акт

В соответствии со ст. 3 Закона N 249-ФЗ Банку России с 1 сентября перейдут все полномочия ФСФР России по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях. Также ему перейдут полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях за неуплату в срок, установленный Кодексом РФ об административных правонарушениях, административного штрафа, назначенного по делам об административных правонарушениях, возбужденным ФСФР России или ее территориальными органами.

Банку России необходимо принять подзаконный акт для реализации новых полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, возбуждение дел о которых до 1 сентября 2013 г. входило в полномочия ФСФР России. Этим актом Банк России должен утвердить перечень должностных лиц, имеющих право составлять такие протоколы (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ). Составление протокола неуполномоченным лицом является основанием для отказа в привлечении к административной ответственности (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.2010 по делу N А19-9622/09).

В настоящее время перечень должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, закреплен в Указании Банка России от 11.09.2012 N 2871-У (далее - Указание N 2871-У). В данном документе не только перечислены соответствующие должностные лица, но также определены конкретные административные правонарушения (ч. 1 - 3 ст. 15.27, ст. 15.36 КоАП РФ), которые может возбудить то или иное должностное лицо.

На момент подготовки материала подзаконный акт, регулирующий реализацию новых полномочий Банка России в отношении административных правонарушений, пока не принят. Текст Указания N 2871-У также не изменен.

Более подробно ознакомиться с изменениями, содержащимися в Законе N 251-ФЗ, можно в материале "КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 6 августа 2013 года".

∙ ЭКОНОМИКА

Проект Федерального закона N 319967-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ)

За занятие железнодорожных путей общего пользования предлагается взимать плату

Правительство РФ внесло в Госдуму проект Федерального закона N 319967-6 (далее - Законопроект), которым предлагается установить принцип платности занятия железнодорожных путей общего пользования. Кроме того, планируется обязать грузоотправителей заменять неисправные или коммерчески непригодные вагоны, если последние не принадлежат перевозчику.

В случае принятия Законопроекта будут законодательно закреплены правила перевозки порожних вагонов. Ее предложено осуществлять по правилам перевозки грузов, но с некоторыми исключениями. В частности, для перевозки порожних грузовых вагонов грузоотправитель вместо заявки на перевозку грузов должен представить перевозчику запрос на перевозку порожних вагонов. Предполагается, что процесс согласования запроса будет проще.

Соответствующие изменения планируется внести в Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ).

Если Законопроект станет законом, его положения вступят в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования.

Предлагается установить принцип платности занятия железнодорожных путей общего пользования

Разработчики Законопроекта предлагают установить в качестве общего правила обязанность перевозчиков вносить плату владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования за нахождение грузовых вагонов или иного железнодорожного подвижного состава на путях общего пользования. Исключение составят случаи, когда простой вагонов возник по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры. Если вагоны будут находиться на путях общего пользования по обстоятельствам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей или владельцев путей необщего пользования, указанные лица должны будут компенсировать перевозчику затраты в размере внесенной платы, а также иных связанных с простоем расходов. Если при этом перевозчик сам является владельцем инфраструктуры, то упомянутые суммы перечисляются ему непосредственно. За нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях вне перевозочного процесса по причинам, зависящим от владельцев вагонов, последние также должны будут вносить определенную плату.

Размер платы, по общему правилу, будет устанавливаться соглашением, заключенным между перевозчиком и владельцем инфраструктуры. Обязанность по уплате может возникнуть, к примеру, из-за ожидания погрузки, выгрузки, подачи, приема вагонов, нахождения их под таможенными операциями, задержки на пути следования из-за неприема железнодорожной станцией назначения.

Законопроект не определяет специальной ответственности за невнесение платы. Можно предположить, что в случае неуплаты или просрочки уплаты нарушитель будет нести ответственность в соответствии с общими нормами гражданского законодательства.

Отметим, что сейчас обязанность по внесению описанной выше платы законодательством не установлена. Если и договором она не предусмотрена, то, как свидетельствует судебная практика, занятие железнодорожных путей общего пользования не признается причиной неосновательного обогащения (см., например, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013 N 17АП-4011/2013-ГКу по делу N А50-24591/2012).

Напомним, что положение о плате за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования существовало в законодательстве, действовавшем до 2003 г. (см. ст. 44 Федерального закона от 08.01.1998 N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации"). Однако данная обязанность возлагалась только на грузоотправителей и грузополучателей, по вине которых происходила задержка вагонов на путях.

Обязанность по замене неисправных или коммерчески непригодных вагонов, не принадлежащих перевозчику, предлагается возложить на грузоотправителя

В настоящее время в соответствии с ч. 6 ст. 20 УЖТ такая замена осуществляется перевозчиком независимо от принадлежности вагонов. При этом, как разъясняет Пленум ВАС РФ в п. 15 Постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", если вагоны и контейнеры не принадлежат перевозчику, то для их замены необходима повторная заявка грузоотправителя. Порядок подачи такой заявки предусмотрен ст. 11 УЖТ.

Согласно Законопроекту в случаях, когда вагоны и контейнеры не принадлежат перевозчику, их замену обеспечивает грузоотправитель. Если невыполнение им этой обязанности повлечет отсутствие вагонов, предусмотренных в заявке, отправитель будет нести ответственность в силу положений ст. 94 УЖТ.

∙ ГОСУДАРСТВО

Федеральный закон от 23.07.2013 N 222-ФЗ
"О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Правительство РФ может определять порядок выплаты авторских вознаграждений

3 августа 2013 г. вступил в силу Закон N 222-ФЗ, в соответствии с которым Правительство РФ вправе установить порядок и сроки выплаты вознаграждений за служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждений за отдельные виды использования объектов авторских и смежных прав, минимальные ставки указанных вознаграждений могут быть предусмотрены также Правительством РФ.

Отметим, что в соответствии с ранее действовавшей редакцией абз. 3 п. 4 ст. 1286 и абз. 4 п. 4 ст. 1370 ГК РФ Правительство РФ могло регулировать минимальные размеры ставок авторских вознаграждений за отдельные виды использования произведений и за служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Эти полномочия у Правительства РФ сохранятся и после вступления в силу Закона N 222-ФЗ. Постановлениями, принятыми во исполнение указанных норм, нужно будет руководствоваться по-прежнему.

С момента вступления в силу ч. 4 ГК РФ (2008 г.) до начала действия Закона N 222-ФЗ Правительству РФ не предоставлялось право утверждать порядок сбора и выплаты авторских вознаграждений. Однако ряд подобных документов был утвержден до 2008 г. Так, правила сбора, распределения и выплаты авторских вознаграждений приведены в Постановлении Правительства РФ от 21.03.1994 N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" (далее - Постановление N 218). Данным Постановлением утверждены, в частности:

- порядок начисления и взимания авторского вознаграждения за воспроизведение произведений в звуковой (механической) записи, сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат;

- порядок применения ставок авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства.

Несмотря на то что оба порядка не были признаны недействующими, с 2008 г. они не подлежали применению, поскольку Правительство РФ не имело права их утверждать. Два других порядка, утвержденных Постановлением N 218, признаны недействующими и не подлежащими применению согласно Решениям Верховного Суда РФ от 18.06.2012 N АКПИ12-503 и от 12.09.2007 N ГКПИ07-910. Поскольку новые правила выплаты авторских вознаграждений не установлены, с момента вступления в силу Закона N 222-ФЗ каждый утвержденный Постановлением N 218 порядок, который не был признан недействующим, вновь является обязательным для применения. Действие каждого из них распространяется на правоотношения, возникшие после вступления в силу Закона N 222-ФЗ.

Отметим, что согласно п. 2 Постановления N 218 размер вознаграждения, порядок и сроки его выплаты устанавливают при заключении договора пользователь произведения и автор, правообладатель либо организация, управляющая имущественными правами авторов на коллективной основе в пределах своих полномочий.

Если до вступления в силу Закона N 222-ФЗ и постановлений Правительства РФ, принятых во исполнение данного Закона, заключен договор, в котором установлен порядок выплаты авторских вознаграждений, то в соответствии с п. 2 ст. 422 ГК РФ вознаграждение должно выплачиваться в порядке, предусмотренном договором, а не постановлением.

В отношении вознаграждений за служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы Правительство РФ не определило минимальных ставок, несмотря на наличие такого полномочия. Однако согласно ст. 12 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" до принятия законодательных актов РФ о развитии изобретательства и художественно-конструкторского творчества продолжают применяться положения о льготах и материальном стимулировании авторов, предусмотренные Законами СССР от 31.05.1991 N 2213-1 "Об изобретениях в СССР" и от 10.07.1991 N 2328-1 "О промышленных образцах". Так, Законом СССР от 31.05.1991 N 2213-1 был установлен минимальный размер авторского вознаграждения за использование изобретения. Этот же минимальный размер рекомендовал применять Роспатент в Письме от 25.06.2008 "О выплате вознаграждений авторам служебных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов".

Обратим внимание, что Правительство РФ разработало проект постановления, согласно которому планируется изменить отдельные минимальные ставки вознаграждений (например, за исполнение цирковых произведений) и установить порядок выплаты определенных видов вознаграждений. Предполагается, что соответствующий нормативный правовой акт заменит Постановление N 218 и Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 988 "Об утверждении Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях". С текстом указанного проекта можно ознакомиться на сайте www.consultant.ru в рубрике "Горячие документы".

Проект Федерального закона N 325474-6
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Предлагается увеличить штрафы за длительное неиспользование земельных участков сельскохозяйственного назначения

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект об усилении административной ответственности за длительное неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (далее - Законопроект). Разработчики данного документа предлагают рассчитывать штрафы за указанное правонарушение в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка. В случае одобрения Законопроекта штрафы для юрлиц составят от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тыс. руб. и не более 500 тыс. руб. Полномочия по возбуждению и рассмотрению таких административных дел предлагается передать от Россреестра Россельхознадзору.

Напомним, что в ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, определенного в Федеральном законе от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Согласно п. 4 ст. 6 названного Федерального закона земельный участок может быть изъят у собственника, если он не использует земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности подряд три года и более. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права собственности на земельный участок. Признаки неиспользования земельного участка определены Правительством РФ.

В настоящее время штрафы за совершение данного правонарушения установлены в твердой сумме, их размер для юрлиц составляет от 80 до 100 тыс. руб.

Отметим, что это не первый законопроект, в котором штрафы за нарушение земельного законодательства предлагается рассчитывать в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка. Ранее на сайте Минэкономразвития России были размещены еще два сходных в этой части проекта.

В первом из них предусматривается изменение многих составов административных правонарушений в области земельных отношений. В частности, в соответствии с ним также планируется изменить размер штрафа за неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Для юрлиц предлагается установить штрафы в размере от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тыс. руб.

Во втором проекте исходя из кадастровой стоимости земельного участка предлагается рассчитывать штрафы за порчу земель сельскохозяйственного назначения. Минимальный размер штрафа для юрлиц будет равен 40 процентам кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тыс. руб. Данный проект также предусматривает возможность назначать штрафы в твердой сумме, если земельный участок не сформирован или его кадастровая стоимость не определена.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное