КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 17.05.2013
Путеводители КонсультантПлюс помогают
учесть риски при подготовке договоров
В Путеводители по договорной тематике в КонсультантПлюс добавлены новые
договоры и судебная практика. В "Путеводитель по договорной
работе" включены новые практические рекомендации по заключению
договоров подряда, комиссии, аренды зданий и сооружений, а также возмездного
оказания медуслуг. Свежие материалы в "Путеводителе по судебной
практике (ГК РФ)" посвящены договору аренды транспортных средств,
доверительному управлению имуществом.
Установлены новые правила размещения,
эксплуатации и демонтажа рекламных конструкций
8 мая 2013 г. вступил в силу федеральный закон, который среди прочего
ужесточает правила распространения наружной рекламы (далее - Закон N 98-ФЗ).
В частности, согласно рассматриваемому документу изменены порядок размещения
рекламных конструкций, а также порядок их демонтажа. В соответствии с
Законом N 98-ФЗ на основании разрешения будет осуществляться не только
установка, но и эксплуатация рекламных конструкций. Кроме того, правила
размещения наружной рекламы теперь распространяются и в отношении рекламы с
использованием проекционного и иного оборудования, предназначенного для
проекции рекламы на любые поверхности.
Эксплуатировать рекламные конструкции можно только при наличии
разрешения на их установку и эксплуатацию
Напомним, что в соответствии с ранее действовавшей редакцией ч. 9 ст. 19
Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее -
Закон о рекламе) разрешение органа местного самоуправления муниципального
района (городского округа) требовалось только на установку рекламной
конструкции. Разрешение выдавалось по заявлению владельца рекламной
конструкции или собственника (владельца) недвижимого имущества, к которому
присоединяется рекламная конструкция. Данное разрешение необходимо было
получать для каждой такой конструкции на срок действия договора на ее
установку и эксплуатацию. Согласно позиции Пленума ВАС РФ, обозначенной в п.
19 Постановления от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики
применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"
(далее - Постановление N 58), в случае смены собственника рекламной
конструкции новый собственник не обязан переоформлять разрешение на ее
установку либо получать новое разрешение.
В соответствии с Законом N 98-ФЗ необходимо получать разрешение не только
на установку, но и на эксплуатацию рекламной конструкции. Такое разрешение
действительно в течение всего срока эксплуатации. За установку и (или)
эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения на организации может быть
наложен административный штраф в размере от 500 тыс. до 1 млн руб.
С учетом того, что теперь разрешение требуется не только на установку, но
и на эксплуатацию рекламной конструкции, есть вероятность, что при смене
собственника рекламной конструкции новый собственник также будет обязан
получать соответствующее разрешение.
Кроме того, в Законе N 98-ФЗ урегулирован порядок выдачи разрешения на
установку и эксплуатацию рекламной конструкции в случае, если владелец
рекламной конструкции одновременно является собственником недвижимости, к
которой присоединяется такая конструкция. В данных случаях разрешение
выдается не на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной
конструкции, а на срок, указанный в заявлении, но в пределах сроков,
утвержденных субъектом РФ. Срок, установленный субъектом РФ, должен быть не
менее пяти и не более 10 лет. Разрешение на установку и эксплуатацию
временной рекламной конструкции выдается на срок до 12 месяцев.
Рекламные конструкции должны размещаться в соответствии со
схемами, утвержденными органом местного самоуправления
Одним из нововведений Закона N 98-ФЗ является установление обязанности
размещать рекламные конструкции только в соответствии со схемами,
утвержденными органами местного самоуправления муниципальных районов
(городских округов). Данное правило касается размещения рекламы на
недвижимости, принадлежащей на праве собственности субъекту РФ или
муниципалитету, а также на любых земельных участках независимо от формы
собственности. В схеме размещения рекламных конструкций должны быть
определены типы и виды конструкций, допустимые места их размещения. Эти
нормы будут применяться со дня утверждения схем в муниципальном образовании
(субъектах РФ - гг. Москве и Санкт-Петербурге). Если названные схемы не
будут утверждены до 1 января 2014 г., то с указанной даты разрешения на
установку и эксплуатацию рекламных конструкций на перечисленных объектах
недвижимости в таком муниципальном образовании (в субъектах РФ - гг. Москве
и Санкт-Петербурге) выдаваться не будут.
При размещении рекламной конструкции без согласования со схемами
разрешение на установку и эксплуатацию конструкции не выдается, а ранее
выданное разрешение может быть признано недействительным по решению суда.
Как указано в Законе N 98-ФЗ, существующие рекламные конструкции, которые не
соответствуют схемам размещения, должны быть демонтированы с выплатой
владельцу конструкции компенсации. Размер такой компенсации ограничен
суммой, включающей расходы на демонтаж конструкции и часть средств,
выплаченных по условиям торгов или договора на установку и эксплуатацию
рекламной конструкции.
Если разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции
недействительно, данную конструкцию необходимо принудительно демонтировать
без решения суда
Законом N 98-ФЗ существенно изменен порядок демонтажа рекламных
конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией Закона о рекламе в случае аннулирования или
признания недействительным разрешения на установку рекламной конструкции ее
владелец либо собственник (иной законный владелец) недвижимого имущества, к
которому такая конструкция присоединена, был обязан в течение месяца ее
демонтировать. Пленум ВАС РФ в Постановлении N 58 разъяснил, что обязанность
данных субъектов не является солидарной. Следовательно, при возникновении
подобной ситуации орган местного самоуправления должен был направить
требование о демонтаже сначала фактическому владельцу рекламной конструкции,
в случае неисполнения им требования - ее владельцу или собственнику,
указанному в разрешении на установку конструкции, а при невозможности их
установления - владельцу или собственнику недвижимости. Только если все
перечисленные субъекты не исполнили обязанность по демонтажу конструкции,
орган местного самоуправления может обратиться в суд с иском о
принудительном демонтаже конструкции. Исключение из данного правила было
установлено лишь для самовольно установленных рекламных конструкций, которые
демонтировались на основании предписания органа местного самоуправления (см.
ч. 10 ст. 19 Закона о рекламе).
В Законе N 98-ФЗ субсидиарный характер обязанности собственника (или
иного законного владельца) недвижимости по демонтажу рекламной конструкции
закреплен на законодательном уровне. Для собственников имущества в
многоквартирном доме, которые не давали согласия на установку конструкции,
установлено исключение: у них обязанность демонтировать рекламную
конструкцию не возникает. Если собственник недвижимости не демонтирует
рекламную конструкцию либо если она прикреплена к общему имуществу
многоквартирного дома, собственники которого не давали согласия на ее
установку, такую конструкцию демонтирует орган местного самоуправления за
счет средств местного бюджета. В этом случае решения суда для
принудительного демонтажа не потребуется. Лица, не демонтировавшие
конструкцию в предписанный срок, будут обязаны возместить органу местного
самоуправления соответствующие расходы.
Штраф за использование транспортных средств в качестве
передвижных рекламных конструкций теперь может достигать 1 млн руб.
В Законе N 98-ФЗ уточнена норма о запрете использования транспортных
средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных
конструкций. Теперь к таким рекламным конструкциям следует относить, в
частности, переоборудование транспортных средств для распространения
рекламы, в результате которого они полностью или частично утратили функции,
для которых были предназначены. Кроме того, этот запрет распространен на
переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида
определенного товара. Ранее подобное толкование данного запрета высказывала
ФАС России в Письме от 02.05.2012 N АК/13623.
Законом N 98-ФЗ изменены нормы о привлечении к административной
ответственности за нарушение названного запрета. Теперь такие дела будет
рассматривать не ФАС России, а арбитражный суд. Штраф за указанное нарушение
увеличен в несколько раз - для юрлиц он составит от 500 тыс. до 1 млн руб.
Кроме того, теперь возможно задержание транспортного средства
нарушителя.