Проект Федерального закона "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления
требований к присоединению объектов капитального строительства,
предназначенных для торговли или дорожного сервиса, к автомобильным
дорогам"
Для стационарных торговых объектов предлагается
установить такие же правила о присоединении к автомобильным дорогам, как и
для объектов дорожного сервиса
На сайте Минэкономразвития России размещен проект федерального закона
(далее - Проект), разработчики которого предлагают установить требования к
присоединению стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам.
Владельцы вновь строящихся стационарных торговых объектов обязаны будут
заключать договоры о присоединении к автомобильным дорогам. Кроме того,
предлагается ввести дополнительные требования к организации дорожного
движения на территории крупных (общей площадью свыше 10 000 кв. м)
стационарных торговых объектов, причем данные требования будут касаться как
строящихся, так и уже построенных объектов.
В целом требования к присоединению стационарных торговых объектов к
автомобильным дорогам предлагается сделать аналогичными требованиям,
предъявляемым к присоединению к автомобильным дорогам объектов дорожного
сервиса.
Напомним, что объектами дорожного сервиса являются здания, строения,
сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников
дорожного движения по пути следования. В Федеральном законе от 08.11.2007 N
257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) указан
исчерпывающий перечень данных объектов, а также установлены требования к их
присоединению к автомобильным дорогам. Чтобы присоединить объект дорожного
сервиса к автомобильной дороге, владелец объекта обязан заключить с
владельцем автомобильной дороги договор о присоединении к автомобильной
дороге.
Для стационарных торговых объектов в действующем законодательстве не
предусмотрено особого регулирования в отношении присоединения к
автомобильным дорогам. Присоединение таких объектов производится в
соответствии с градостроительным и земельным законодательством, как и иных
объектов недвижимости. Важно отметить, что и в действующей редакции Закона
об автомобильных дорогах содержится норма об обязательном получении от
владельца дороги согласия на строительство объектов капитального
строительства в границах придорожных полос автомобильной дороги.
В Проекте перечислены существенные условия договора о присоединении к
автомобильным дорогам. Со стороны владельца дороги требуется согласие на
присоединение с указанием технических требований и условий, подлежащих
обязательному исполнению лицами, осуществляющими работы по присоединению
(отметим, что такое требование содержится в законодательстве и сейчас).
Для владельцев стационарных торговых объектов или объектов дорожного
сервиса разработчики Проекта предлагают сделать существенными следующие
условия:
- о плате за присоединение объекта к автомобильной дороге;
- о содержании подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки
транспортных средств, пешеходных переходов и иных объектов, необходимых для
обеспечения доступа транспортных средств и пешеходов к объекту;
- о заявленных расчетных параметрах объектов.
Первые два условия в настоящее время уже установлены в Законе об
автомобильных дорогах (ч. 7 и ч. 10 ст. 22). Условие о заявленных расчетных
параметрах предлагается впервые. Если данные параметры увеличиваются, то
владелец объекта обязан будет согласовать такое изменение с владельцем
дороги и внести поправки в условия договора о присоединении к автомобильной
дороге.
Помимо определения существенных условий договора о присоединении к
автомобильной дороге предлагается ввести норму, предусматривающую
ответственность за нарушение его условий (отметим, что в Проекте не
определено, только ли существенных условий). Если владелец объекта
стационарной торговли или объекта дорожного сервиса нарушает условия
договора, то владелец дороги может потребовать сноса этого объекта и
приведения дороги в первоначальное состояние.
В настоящее время владелец дороги имеет право потребовать сноса объектов
дорожного сервиса только в случае строительства, реконструкции, капитального
ремонта объектов дорожного сервиса без необходимых разрешений либо с
нарушением технических требований и условий (ч. 12 ст. 22 Закона об
автомобильных дорогах).
Также разработчики Проекта предлагают установить в Законе об
автомобильных дорогах норму, согласно которой размещать за пределами
придорожных полос автомобильной дороги объекты дорожного сервиса и
стационарные торговые объекты, требующие присоединения к автомобильной
дороге, можно с учетом уже имеющегося размещения этих объектов в пределах
полосы отвода автомобильной дороги. Напомним, что придорожные полосы
устанавливаются только для дорог, расположенных за границами населенных
пунктов (ч. 1 ст. 26 Закона об автомобильных дорогах), следовательно,
указанная норма не будет распространяться на стационарные торговые объекты
внутри населенных пунктов. Отметим также, что в Проекте не определено, какой
орган должен учитывать данные объекты, размещенные за пределами придорожных
полос. Полагаем, что это будет орган, выдающий разрешения на строительство
на соответствующем земельном участке (ч. 5 и ч. 6 ст. 51 Градостроительного
кодекса РФ), поскольку правила выдачи разрешений на строительство,
установленные Законом об автомобильных дорогах, не распространяются на
строительство за пределами придорожных полос (ч. 8 ст. 26 Закона об
автомобильных дорогах).
Новыми обязанностями для владельцев стационарных торговых объектов
площадью больше 10 000 кв. м станут, во-первых, обязанность размещать на
территории таких объектов схем организации движения транспортных средств и
пешеходов по территории данных объектов и, во-вторых, обязанность
обеспечивать работу по предупреждению возможности возникновения
автомобильных заторов. В Проекте подробно разъясняется содержание каждой из
этих обязанностей, однако не предусматривается ответственность за их
неисполнение.