КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 16.05.2013
Путеводители КонсультантПлюс помогают
учесть риски при подготовке договоров
В Путеводители по договорной тематике в КонсультантПлюс добавлены новые
договоры и судебная практика. В "Путеводитель по договорной
работе" включены новые практические рекомендации по заключению
договоров подряда, комиссии, аренды зданий и сооружений, а также возмездного
оказания медуслуг. Свежие материалы в "Путеводителе по судебной
практике (ГК РФ)" посвящены договору аренды транспортных средств,
доверительному управлению имуществом.
Проект Федерального закона N 222563-6 "О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального
закона "Об охране здоровья населения от воздействия окружающего
табачного дыма и последствий потребления табака"
Административную ответственность за нарушение
антитабачного закона предлагается установить для многих видов юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей (продавцов, СМИ и других)
14 мая 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект
N 222563-6 (далее - законопроект), предусматривающий
административную ответственность за нарушение правил Федерального закона от
23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия
окружающего дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N
15-ФЗ).
Напомним, что Закон N 15-ФЗ устанавливает новые правила продажи табака и
табачных изделий, запрещает их рекламу, вводит новые ограничения по их
употреблению, а также устанавливает некоторые другие правила, нацеленные на
снижение употребления табака и табачных изделий. Большая часть норм Закона N
15-ФЗ вступает в силу с 1 июня 2013 года.
В Законе N 15-ФЗ содержатся нормы, которые затрагивают права и интересы
многих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности,
производителей и импортеров табака (табачных изделий), торговые сети, СМИ,
организации общественного питания и др. Согласно ст. 23 Закона N 15-ФЗ за
несоблюдение его положений лица должны нести, в частности, административную
ответственность. Однако в самом законе такая ответственность не была
установлена.
Разработчики законопроекта предлагают внести поправки к Кодексу
Российской Федерации об административных правонарушениях, которые позволят
привлекать нарушителей Закона N 15-ФЗ к ответственности.
Большая часть предлагаемых поправок будет касаться преимущественно
ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так,
предлагается установить административную ответственность за:
- спонсорство табака;
- незаконную демонстрацию табачных изделий и процесса их потребления в
информационной продукции;
- нарушение правил продажи табачной продукции (табачных изделий);
- рекламу табака и стимулирование продажи табачной продукции (табачных
изделий) и (или) потребления табака.
Рассмотрим составы данных правонарушений более подробно.
1) Спонсорство табака
Понятие спонсорство табака раскрывается в Законе N 15-ФЗ. Под
спонсорством табака понимается любой вид вклада в любые событие, мероприятие
или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого
является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака
прямо или косвенно (п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона N 15-ФЗ). Закон N 15-ФЗ запрещает
спонсорство табака (п. 2 ч. 1 ст. 16). Разработчики законопроекта предлагают
привлекать должностных и юридических лиц за нарушение данного запрета. Для
юридических лиц предполагается установить штраф от 80 до 150 тыс. руб. либо
административное приостановление деятельности на срок до девяноста
суток.
2) Демонстрация табачных изделий и процесса их
потребления
Правила демонстрации табачных изделий и процесса их потребления
установлены в ст. 16 Закона N 15-ФЗ. Указанный закон предусматривает четыре
возможных правила в отношении такой демонстрации.
Разработчики законопроекта предлагают отдельно установить ответственность
за нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и
процесса потребления табака и отдельно за нарушение таких же запретов в
отношении информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних.
Но для юридических лиц максимальный и минимальный размер административного
штрафа в обоих случаях будет одинаковый - от 80 до 150 тыс. рублей.
Напомним, что для информационной продукции, предназначенной для взрослых
Закон N 15-ФЗ установил следующее ограничение: демонстрация табачных изделий
и процесса их потребления не допускается во вновь созданных и
предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях (фильмы,
кинохроникальные программы и т.д.). Также не допускается публичное
исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование
указанных произведений, представлений, программ. Исключение возможно только
если процесс потребления табака (табачных изделий) является неотъемлемой
частью художественного замысла.
В отношении информационной продукции, предназначенной для детей
устанавливается еще более жесткое требование: демонстрация табачных изделий
и процесса их потребления не допускается во вновь созданных и
предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, а также публичное
исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование
указанных произведений, представлений, программ.
3) Нарушение правил продажи табачной продукции (табачных
изделий)
Закон N 15-ФЗ установил ряд ограничений торговли табачной продукцией и
табачными изделиями, а также сохранил запрет на продажу табачной продукции
несовершеннолетним.
Разработчики законопроекта предлагают отдельно привлекать к
ответственности за продажу табачной продукции несовершеннолетним, отдельно
за нарушение иных правил торговли табачной продукцией. Отметим, что во всех
случаях нарушения правил продажи табачной продукции предусмотрена помимо
штрафа обязательная конфискация табачной продукции (табачных изделий).
Таким образом, в части конфискации наказание за нарушение правил торговли
табачной продукцией предлагается сделать более строгим, чем за нарушение
правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
(ст. 14.16 КоАП РФ), поскольку в ст. 14.16 КоАП РФ обязательная конфискация
алкогольной продукции предусмотрена не для всех нарушений.
Но в части штрафов наказание за нарушение правил продажи табачной
продукции несовершеннолетним предлагается сделать более мягким, нежели
нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции. Так, штраф для юридических лиц предлагается установить в размере
от 80 до 90 тыс. руб. (за продажу алкоголя административный штраф составляет
от 300 до 500 тыс. рублей). Штраф за нарушение иных правил продажи табачной
продукции предлагается установить в размере от 20 до 50 тыс. руб. за
нарушение иных правил продажи табачной продукции (в отношении алкоголя
подобные штрафы составляют от 30 до 40 тыс. руб.).
4) Реклама и стимулирование продажи или потребления табачной
продукции
Закон N 15-ФЗ установил полный запрет на рекламу табачной продукции
(табачных изделий). Отдельно в законе перечислены действия, направленные на
то, чтобы вызвать интерес к табачной продукции, совершение которых
запрещено. Например, запрещено использование фирменных наименований,
товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений,
принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении
благотворительной деятельности.
Разработчики законопроекта предлагают привлекать к ответственности за
рекламу табачных изделий и за стимулирование продажи табачной продукции
(табачных изделий) и (или) потребления табака. Соответствующие поправки
предлагается внести как в КоАП РФ, так и в Федеральный закон от 13.03.2006 N
38-ФЗ "О рекламе".
Соответственно, к ответственности за нарушение запрета на рекламу и
стимулирование продажи или потребления табачной продукции будут привлекаться
рекламодатели, рекламораспространители, а также лица, совершающие действия,
перечисленные в ст.16 Закона N 15-ФЗ, если ответственность за совершение
подобных действий не предусмотрена другими нормами КоАП РФ. Наказание для
юридических лиц предлагается установить в размере от 100 до 500 тыс. руб.
либо административное приостановление деятельности до девяноста суток с
конфискацией рекламной продукции.
Ответственность владельцев мест, на территории которых запрещено
курение табака
Напомним, что Закон N 15-ФЗ содержит новые ограничения в отношении
курения табака в отдельных местах. Так, указанный закон запретит с 1 июня
2014 г. курение, в частности, в помещениях, предназначенных для
предоставления гостиничных услуг, осуществления торговли, оказания услуг
общественного питания, в поездах дальнего следования и др.
Разработчики Законопроекта предлагают установить только для граждан
ответственность за курение табака на запрещенных федеральным законом
отдельных территориях, в помещениях и на объектах.
Таким образом, владельцы объектов (территорий, помещений), на которых
Законом N 15-ФЗ запрещено курение, не будут нести ответственность за людей,
курящих на территории данных мест. Стоит отметить, что в Госдуме 14.05.2013
был в первом чтении рассмотрен и отклонен альтернативный законопроект
(проект Федерального закона N 246221-6), авторы которого предлагали
устанавливать привлекать к ответственности юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей за "неосуществление обязанностей по контролю за
соблюдением запрета потребления табака". В тоже время сохраняется
возможность установления подобной ответственности на уровне субъектов
РФ.
Данный материал подготовлен по тексту Законопроекта на стадии внесения в
Госдуму.