Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 07.05.2013


 

Как согласовать в договоре подряда условие о приемке работы?

Как согласовать в договоре подряда условие о приемке работы? Полная информация об этом - в "Путеводителе по договорной работе" КонсультантПлюс. Узнайте больше об этом и других преимуществах КонсультантПлюс на www.consultant.ru/super

Правовые новости. Коротко о важном от 07.05.2013

∙ ГОСУДАРСТВО

Федеральный закон от 26.04.2013 N 66-ФЗ
"О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"

В гражданском процессе теперь можно участвовать с использованием видеоконференц-связи

26 апреля 2013 г. вступил в силу Закон N 66-ФЗ, позволяющий использовать видеоконференц-связь при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции. С его принятием унифицированы положения процессуального законодательства в части использования видеоконференц-связи при рассмотрении дел в суде. Напомним, что до недавнего времени было законодательно урегулировано использование видеоконференц-связи только при рассмотрении дел в уголовном и арбитражном процессе. В то же время видеоконференц-связь иногда использовалась и в гражданском процессе, несмотря на отсутствие законодательной регламентации (см., например, Апелляционные определения Белгородского областного суда от 28.08.2012 по делу N 33-2764, Томского областного суда от 20.04.2012 по делу N 33-934/2012).

В соответствии с Законом N 66-ФЗ в судебном заседании посредством видеоконференц-связи могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики. Использование видеоконференц-связи в закрытом заседании Законом N 66-ФЗ запрещено.

Согласно рассматриваемому Закону участие лиц в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи возможно как по ходатайству лиц, так и по инициативе суда. При этом случаи, когда суд по своей инициативе должен выносить определение об участии лиц в заседании таким способом, не указаны. Кроме того, не перечислены ситуации, в которых суд должен удовлетворить ходатайство лица о его участии в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи или отказать в таком удовлетворении.

Отметим, что в отношении арбитражного процесса данный вопрос решается следующим образом. Согласно ст. 153.1 АПК РФ участие лиц в судебном заседании посредством видеоконференц-связи возможно только при условии заявления ими соответствующего ходатайства. В удовлетворении такого ходатайства суд может отказать лишь в следующих случаях:

- отсутствует техническая возможность для участия в заседании посредством видеоконференц-связи;

- необходимо проведение закрытого заседания.

Вероятно, в гражданском процессе суд может руководствоваться схожими критериями. Однако формально суд вправе отказать в удовлетворении ходатайства и по иным причинам, например, в случае нецелесообразности использования видеоконференц-связи в процессе.

Согласно Закону N 66-ФЗ участие в деле посредством видеоконференц-связи обеспечивается только при наличии в суде технической возможности.

Для обеспечения участия лиц в судебном заседании с помощью видеоконференц-связи должны использоваться соответствующие системы судов по месту жительства или месту нахождения данных лиц. Суд, обеспечивающий участие лиц в заседании посредством видеоконференц-связи, обязан проверить их явку и установить личность, а также взять у свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика подписку о том, что суд, рассматривающий дело, разъяснил им права и обязанности и предупредил об ответственности за нарушение.

Чтобы обеспечить участие в деле лиц, находящихся в местах содержания под стражей или лишения свободы, могут быть использованы системы видеоконференц-связи данных учреждений. В этой ситуации получить у свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика соответствующую подписку обязан начальник такого учреждения.

В случае возникновения технических неполадок при использовании видеоконференц-связи разбирательство дела должно быть отложено.

Положение о порядке создания, ведения и хранения баз данных на электронных носителях
(утв. Банком России 21.02.2013 N 397-П)
Зарегистрировано в Минюсте России 09.04.2013 N 28051

Вступил в силу порядок создания, ведения и хранения кредитными организациями баз данных на электронных носителях

28 апреля 2013 г. вступило в силу положение Банка России от 21.02.2013 N 397-П "О порядке создания, ведения и хранения баз данных на электронных носителях" (далее - Положение). Данным документом, в частности, уточнен перечень сведений, которые кредитные организации должны включать в электронные базы данных, а также детально регламентирован порядок создания резервных копий электронных баз данных.

Напомним, что с 27 января 2013 г. действует ст. 40.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1), в соответствии с которой кредитные организации обязаны отражать все осуществленные операции и сделки в базах данных на электронных носителях. Информация должна храниться не менее пяти лет с возможностью доступа к ней по состоянию на каждый операционный день. Порядок создания, ведения и хранения электронных баз данных был установлен Банком России в рассматриваемом Положении. Однако до его вступления в силу кредитные организации могли испытывать трудности при исполнении указанной обязанности.

Сведения, включаемые в электронные базы данных, разделены на обязательные и рекомендованные для включения. К числу первых относится информация:

- об имуществе, обязательствах кредитной организации и их движении, включая сведения о принятии органами управления решений о совершении сделок (в тех случаях, когда принятие решения предусмотрено федеральным законодательством);

- о договорах и иных сделках;

- о документах, определяющих права на имущество, основания их возникновения, изменения, перехода, прекращения, а также об ограничениях (обременениях) таких прав.

Добровольный характер носит внесение в базы данных сведений:

- о системе органов управления кредитной организации;

- о распределении полномочий между советом директоров, коллегиальным и единоличным исполнительными органами;

- о внутренних документах кредитной организации, принятие которых предусмотрено нормативными актами Банка России.

Эта информация рекомендована к включению, однако за ее отсутствие в электронных базах данных кредитные организации не будут нести ответственности.

Кредитная организация обязана создавать резервные обновляемые копии электронных баз данных. Периодичность обновления определяется внутренними документами организации с учетом необходимости обеспечить возможность восстановления информации, содержащейся в резервных копиях, за каждый операционный день. Способы хранения информации должны позволять восстанавливать временную последовательность событий и действий пользователей по внесению изменений в электронные базы данных, а также обеспечивать возможность идентификации указанных пользователей.

Напомним, что в соответствии с абз. 4 ст. 40.1 Закона N 395-1, ответственность за непринятие кредитной организацией мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в базах данных, несет руководитель организации. Однако это не исключает возможности привлечения к ответственности за то же нарушение и самой кредитной организации. Так, исходя из ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" за нарушение норм Положения Банк России вправе, в частности, взыскать штраф в размере до 300 тыс. руб. (для банков) либо ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

Отметим, что по смыслу ст. 40.1 Закона N 395-1 за ненадлежащее создание либо ведение электронных баз данных ответственность несет только сама кредитная организация, на руководителя эта ответственность не возлагается.

∙ ФИНАНСЫ

Проект Федерального закона N 343088-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в части уточнения обязанностей кредитных организаций"

Кредитные организации по общему правилу не обязаны будут использовать контрольно-кассовую технику

27 апреля 2013 г. Совет Федерации одобрил Федеральный закон (далее - Закон о внесении изменений), в соответствии с которым кредитные организации не обязаны будут применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ) при осуществлении расчетов, за исключением расчетов с использованием некоторых видов платежных терминалов. Закон о внесении изменений вступит в силу по истечении одного года после дня официального опубликования.

Напомним, что согласно действующей редакции Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) все организации и предприниматели обязаны применять ККТ при расчетах наличными или с использованием платежных карт. Кредитные организации также обязаны применять ККТ, хотя и с учетом некоторых особенностей.

В Законе о внесении изменений в качестве общего правила установлено, что у кредитных организаций отсутствует обязанность применять ККТ при расчетах. Исключение составят, в частности, наличные денежные расчеты с использованием платежных терминалов, если данные расчеты не отражаются в бухгалтерском учете ежедневно согласно нормативным актам Банка России. Напомним, что в настоящее время ведение бухгалтерского учета кредитными организациями регулируется, помимо прочего, Положением Банка России от 16.07.2012 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации".

В соответствии с Законом о внесении изменений применение ККТ останется обязательным в платежных терминалах, установленных за пределами помещения кредитной организации, а также в платежных терминалах, не являющихся основным средством кредитной организации и принадлежащих на праве собственности не только ей.

Обратим внимание, что, в отличие от платежных терминалов, в банкоматах кредитная организация не обязана будет применять ККТ независимо от характеристик данного устройства. В связи с этим в Законе о внесении изменений уточнено понятие банкомата. Если в действующей редакции Закона N 54-ФЗ банкомат определен как устройство для расчетов наличными средствами или с использованием платежных карт, то в новой редакции - как устройство, которое должно, помимо всего прочего, обеспечивать выдачу и прием средств наличного платежа с использованием платежных карт.

Кроме того, сокращен перечень дополнительных требований, которые предъявляются к ККТ, применяемой в составе платежных терминалов и банкоматов. С вступлением в силу Закона о внесении изменений общие требования будут следующими:

- ККТ должна быть установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов;

- ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе с указанием места ее установки;

- ККТ должна передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат фискальные данные.

Таким образом, исключаются, в частности, требования об обязательном опломбировании ККТ и о наличии паспорта ККТ установленного образца.

С текстом Закона о внесении изменений в редакции, направленной в Совет Федерации, можно ознакомиться на сайте Госдумы.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное