КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 07.05.2013
Как согласовать в договоре подряда
условие о приемке работы?
Как согласовать в договоре подряда условие о приемке работы? Полная
информация об этом - в "Путеводителе по договорной работе"
КонсультантПлюс. Узнайте больше об этом и других преимуществах
КонсультантПлюс на www.consultant.ru/super
В гражданском процессе теперь можно участвовать с
использованием видеоконференц-связи
26 апреля 2013 г. вступил в силу Закон N 66-ФЗ, позволяющий
использовать видеоконференц-связь при рассмотрении гражданских дел в судах
общей юрисдикции. С его принятием унифицированы положения процессуального
законодательства в части использования видеоконференц-связи при рассмотрении
дел в суде. Напомним, что до недавнего времени было законодательно
урегулировано использование видеоконференц-связи только при рассмотрении дел
в уголовном и арбитражном процессе. В то же время видеоконференц-связь
иногда использовалась и в гражданском процессе, несмотря на отсутствие
законодательной регламентации (см., например, Апелляционные определения
Белгородского областного суда от 28.08.2012 по делу N 33-2764, Томского
областного суда от 20.04.2012 по делу N 33-934/2012).
В соответствии с Законом N 66-ФЗ в судебном заседании посредством
видеоконференц-связи могут принимать участие лица, участвующие в деле, их
представители, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики.
Использование видеоконференц-связи в закрытом заседании Законом N 66-ФЗ
запрещено.
Согласно рассматриваемому Закону участие лиц в судебном заседании
путем использования видеоконференц-связи возможно как по ходатайству лиц,
так и по инициативе суда. При этом случаи, когда суд по своей инициативе
должен выносить определение об участии лиц в заседании таким способом, не
указаны. Кроме того, не перечислены ситуации, в которых суд должен
удовлетворить ходатайство лица о его участии в судебном заседании путем
использования видеоконференц-связи или отказать в таком удовлетворении.
Отметим, что в отношении арбитражного процесса данный вопрос решается
следующим образом. Согласно ст. 153.1 АПК РФ участие лиц в судебном
заседании посредством видеоконференц-связи возможно только при условии
заявления ими соответствующего ходатайства. В удовлетворении такого
ходатайства суд может отказать лишь в следующих случаях:
- отсутствует техническая возможность для участия в заседании
посредством видеоконференц-связи;
- необходимо проведение закрытого заседания.
Вероятно, в гражданском процессе суд может руководствоваться схожими
критериями. Однако формально суд вправе отказать в удовлетворении
ходатайства и по иным причинам, например, в случае нецелесообразности
использования видеоконференц-связи в процессе.
Согласно Закону N 66-ФЗ участие в деле посредством
видеоконференц-связи обеспечивается только при наличии в суде технической
возможности.
Для обеспечения участия лиц в судебном заседании с помощью
видеоконференц-связи должны использоваться соответствующие системы судов по
месту жительства или месту нахождения данных лиц. Суд, обеспечивающий
участие лиц в заседании посредством видеоконференц-связи, обязан проверить
их явку и установить личность, а также взять у свидетеля, эксперта,
специалиста, переводчика подписку о том, что суд, рассматривающий дело,
разъяснил им права и обязанности и предупредил об ответственности за
нарушение.
Чтобы обеспечить участие в деле лиц, находящихся в местах содержания
под стражей или лишения свободы, могут быть использованы системы
видеоконференц-связи данных учреждений. В этой ситуации получить у
свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика соответствующую подписку
обязан начальник такого учреждения.
В случае возникновения технических неполадок при использовании
видеоконференц-связи разбирательство дела должно быть отложено.
Вступил в силу порядок создания, ведения и хранения
кредитными организациями баз данных на электронных носителях
28 апреля 2013 г. вступило в силу положение Банка России от 21.02.2013 N
397-П "О порядке создания, ведения и хранения баз данных на электронных
носителях" (далее - Положение). Данным документом, в частности, уточнен
перечень сведений, которые кредитные организации должны включать в
электронные базы данных, а также детально регламентирован порядок создания
резервных копий электронных баз данных.
Напомним, что с 27 января 2013 г. действует ст. 40.1 Федерального закона
от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее
- Закон N 395-1), в соответствии с которой кредитные организации обязаны
отражать все осуществленные операции и сделки в базах данных на электронных
носителях. Информация должна храниться не менее пяти лет с возможностью
доступа к ней по состоянию на каждый операционный день. Порядок создания,
ведения и хранения электронных баз данных был установлен Банком России в
рассматриваемом Положении. Однако до его вступления в силу кредитные
организации могли испытывать трудности при исполнении указанной
обязанности.
Сведения, включаемые в электронные базы данных, разделены на обязательные
и рекомендованные для включения. К числу первых относится информация:
- об имуществе, обязательствах кредитной организации и их движении,
включая сведения о принятии органами управления решений о совершении сделок
(в тех случаях, когда принятие решения предусмотрено федеральным
законодательством);
- о договорах и иных сделках;
- о документах, определяющих права на имущество, основания их
возникновения, изменения, перехода, прекращения, а также об ограничениях
(обременениях) таких прав.
Добровольный характер носит внесение в базы данных сведений:
- о системе органов управления кредитной организации;
- о распределении полномочий между советом директоров, коллегиальным и
единоличным исполнительными органами;
- о внутренних документах кредитной организации, принятие которых
предусмотрено нормативными актами Банка России.
Эта информация рекомендована к включению, однако за ее отсутствие в
электронных базах данных кредитные организации не будут нести
ответственности.
Кредитная организация обязана создавать резервные обновляемые копии
электронных баз данных. Периодичность обновления определяется внутренними
документами организации с учетом необходимости обеспечить возможность
восстановления информации, содержащейся в резервных копиях, за каждый
операционный день. Способы хранения информации должны позволять
восстанавливать временную последовательность событий и действий
пользователей по внесению изменений в электронные базы данных, а также
обеспечивать возможность идентификации указанных пользователей.
Напомним, что в соответствии с абз. 4 ст. 40.1 Закона N 395-1,
ответственность за непринятие кредитной организацией мер по обеспечению
хранения информации, содержащейся в базах данных, несет руководитель
организации. Однако это не исключает возможности привлечения к
ответственности за то же нарушение и самой кредитной организации. Так,
исходя из ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" за нарушение
норм Положения Банк России вправе, в частности, взыскать штраф в размере до
300 тыс. руб. (для банков) либо ограничить проведение кредитной организацией
отдельных операций на срок до шести месяцев.
Отметим, что по смыслу ст.
40.1 Закона N 395-1 за ненадлежащее создание либо ведение электронных
баз данных ответственность несет только сама кредитная организация, на
руководителя эта ответственность не возлагается.
∙ ФИНАНСЫ
Проект Федерального закона N 343088-5 "О внесении
изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники
при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт" в части уточнения обязанностей кредитных
организаций"
Кредитные организации по общему правилу не обязаны будут
использовать контрольно-кассовую технику
27 апреля 2013 г. Совет Федерации одобрил Федеральный закон (далее -
Закон о внесении изменений), в соответствии с которым кредитные организации
не обязаны будут применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ) при
осуществлении расчетов, за исключением расчетов с использованием некоторых
видов платежных терминалов. Закон о внесении изменений вступит в силу по
истечении одного года после дня официального опубликования.
Напомним, что согласно действующей редакции Федерального закона от
22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) все организации и
предприниматели обязаны применять ККТ при расчетах наличными или с
использованием платежных карт. Кредитные организации также обязаны применять
ККТ, хотя и с учетом некоторых особенностей.
В Законе о внесении изменений в качестве общего правила установлено, что
у кредитных организаций отсутствует обязанность применять ККТ при расчетах.
Исключение составят, в частности, наличные денежные расчеты с использованием
платежных терминалов, если данные расчеты не отражаются в бухгалтерском
учете ежедневно согласно нормативным актам Банка России. Напомним, что в
настоящее время ведение бухгалтерского учета кредитными организациями
регулируется, помимо прочего, Положением Банка России от 16.07.2012 N 385-П
"О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,
расположенных на территории Российской Федерации".
В соответствии с Законом о внесении изменений применение ККТ останется
обязательным в платежных терминалах, установленных за пределами помещения
кредитной организации, а также в платежных терминалах, не являющихся
основным средством кредитной организации и принадлежащих на праве
собственности не только ей.
Обратим внимание, что, в отличие от платежных терминалов, в банкоматах
кредитная организация не обязана будет применять ККТ независимо от
характеристик данного устройства. В связи с этим в Законе о внесении
изменений уточнено понятие банкомата. Если в действующей редакции Закона N
54-ФЗ банкомат определен как устройство для расчетов наличными средствами
или с использованием платежных карт, то в новой редакции - как устройство,
которое должно, помимо всего прочего, обеспечивать выдачу и прием средств
наличного платежа с использованием платежных карт.
Кроме того, сокращен перечень дополнительных требований, которые
предъявляются к ККТ, применяемой в составе платежных терминалов и
банкоматов. С вступлением в силу Закона о внесении изменений общие
требования будут следующими:
- ККТ должна быть установлена в составе каждого платежного терминала и
банкомата внутри их корпусов;
- ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе с указанием места
ее установки;
- ККТ должна передавать в фискальном режиме в платежный терминал или
банкомат фискальные данные.
Таким образом, исключаются, в частности, требования об обязательном
опломбировании ККТ и о наличии паспорта ККТ установленного образца.
С текстом Закона о внесении изменений в редакции, направленной в Совет
Федерации, можно ознакомиться на
сайте Госдумы.