КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 15.05.2013
"Правоприменительная практика в
фармбизнесе"
30 мая - практический семинар "Правоприменительная практика в
фармбизнесе"."КонсультантПлюс" выступает
информационным партнером.
К чему может привести диалог фармкомпаний и госструктур? И есть ли
диалог? Каково состояние российской правоприменительной практики в
фармбизнесе? Совершенствование законодательной базы в сфере обращения
лекарственных средств (61-ФЗ, ФАРМА-2020). И другое
В конце 2012 г. был принят
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ).
Он был официально опубликован 30 декабря на интернет-портале правовой
информации (http://www.pravo.gov.ru).
Однако с этого момента в силу вступили лишь отдельные положения, большинство
же положений начнет действовать с 1 сентября 2013 г.
Данный документ подготовлен
Минобрнауки России в целях систематизации и совершенствования
законодательства в области образования. С 1 сентября 2013 г. он заменит
целый ряд действующих нормативных правовых актов, например Закон РФ
от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1),
Федеральный закон
от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании".
Закон N 273-ФЗ представляет
собой комплексный документ, в который вошли и общие положения, и нормы,
регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольном,
общем, среднем профессиональном, высшем образовании).
Рассматриваемый Закон сохранил существующие
базовые принципы и нормы (в том числе в части государственных гарантий
реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной
организации и получения образования в соответствии со склонностями и
потребностями, обучения на родном языке, правовых гарантий доступности и
качества образования и др.). В тексте Закона N 273-ФЗ нашли
отражение закрепленные действующим законодательством принципы
общедоступности и бесплатности образования в России. Так, государство
гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами дошкольного, начального
общего, основного общего и среднего общего образования, среднего
профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность
высшего образования, если образование данного уровня получается
впервые.
Однако Закон N 273-ФЗ
предусматривает и ряд нововведений, обусловленных необходимостью
модернизации системы образования в современных условиях. В настоящем Обзоре
будут рассмотрены некоторые из них.
Под образовательными организациями в
Обзоре будут пониматься следующие субъекты:
- образовательные организации и
индивидуальные предприниматели (для которых образовательная деятельность
является основным видом деятельности);
- организации и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие обучение (которые наряду с основным видом
деятельности осуществляют образовательную деятельность в качестве
дополнительной).
1. Организации и
индивидуальные предприниматели,осуществляющие
обучение
1.1. Организации,
осуществляющие обучение
В ст. 31 Закона N 273-ФЗ
приведен открытый перечень организаций, осуществляющих обучение. Кроме того,
указаны виды образовательных программ, в соответствии с которыми эти
организации вправе осуществлять образовательную деятельность. К таким
организациям, в частности, относятся:
- научные организации,
осуществляющие образовательную деятельность по программам магистратуры,
подготовки научно-педагогических кадров, ординатуры, профессионального
обучения и дополнительным профессиональным программам (ч. 2 ст. 31 Закона N
273-ФЗ);
- организации, осуществляющие
социальное обслуживание, и организации, осуществляющие лечение, оздоровление
и (или) отдых. Предполагается, что такие организации вправе осуществлять
образовательную деятельность по основным и дополнительным
общеобразовательным программам, основным программам профессионального
обучения (ч. 3 ст. 31 Закона N
273-ФЗ);
- иные юридические лица,
осуществляющие образовательную деятельность по программам профессионального
обучения, образовательным программам дошкольного образования и
дополнительным образовательным программам (ч. 5 ст. 31 Закона N
273-ФЗ);
- организации для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. При этом законодатель не указал,
по каким видам образовательных программ данные организации вправе
осуществлять образовательную деятельность.
В отдельную категорию выделены
российские дипломатические представительства и консульские учреждения,
представительства России при международных (межгосударственных,
межправительственных) организациях, которые вправе осуществлять
образовательную деятельность по основным и дополнительным
общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных ст. 88 Закона N 273-ФЗ (ч. 4 ст. 31 Закона N
273-ФЗ).
В силу ч. 6 ст. 31 Закона N 273-ФЗ
для ведения образовательной деятельности организацией, осуществляющей
обучение, в ее структуре создается специализированное структурное
образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения
регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым этой
организацией.
Вышеприведенные нормы ст. 31 Закона N 273-ФЗ во
многом дополняют и систематизируют положения Закона N
3266-1. Так, в новом Законе можно наблюдать
определенную детализацию положений ст. 26
Закона N 3266-1, согласно которой дополнительные образовательные программы
могут реализовываться:
- общеобразовательными учреждениями
и образовательными учреждениями профессионального образования за пределами
определяющих их статус основных образовательных программ;
- образовательными учреждениями
дополнительного образования (учреждения повышения квалификации, курсы,
центры профессиональной ориентации, детские школы искусств, спортивные
школы, иные учреждения, имеющие соответствующие лицензии);
- индивидуальными предпринимателями,
занимающимися педагогической деятельностью; научными организациями (п. 2 ст.
26 Закона N 3266-1).
1.2. Индивидуальные
предприниматели, осуществляющиеобразовательную
деятельность
Статья 32 Закона N 273-ФЗ
посвящена образовательной деятельности, осуществляемой индивидуальными
предпринимателями. Предполагается, что с 1 сентября 2013 г. данная
деятельность может осуществляться индивидуальным предпринимателем как
самостоятельно, так и с привлечением наемных педагогических работников.
Как и действующая сейчас ст. 48
Закона N 3266-1, ст. 32 Закона N 273-ФЗ
допускает осуществление индивидуальным предпринимателем образовательной
деятельности только в случае его государственной регистрации в ФНС России (в
территориальном подразделении). На ФНС России новым Законом возлагается
обязанность по уведомлению органа исполнительной власти субъекта РФ,
осуществляющего полномочия РФ в сфере образования, о госрегистрации такого
предпринимателя (ч. 2 ст. 32 Закона N
273-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 32 Закона N 273-ФЗ
не могут быть допущены к педагогической деятельности и не вправе
осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных
предпринимателей физические лица, указанные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ.
Частями 3, 4 ст. 32 Закона N 273-ФЗ
установлено, что индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную
деятельность по основным, дополнительным общеобразовательным программам и
программам профессионального обучения. При этом до начала оказания платных
образовательных услуг индивидуальный предприниматель обязан предоставить
обучающемуся и родителям (законным представителям) несовершеннолетнего
обучающегося информацию:
- о госрегистрации в качестве
индивидуального предпринимателя;
- об уровне своего
профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже
занятия индивидуальной педагогической деятельностью;
- об уровне профессионального
образования и общем стаже педагогической работы наемных педагогических
работников (в случае их привлечения).
Следует отметить, что сходные
положения содержатся также в Правилах оказания платных образовательных
услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505
(далее - Правила).
Так, исполнителями, оказывающими
платные образовательные услуги, помимо государственных, муниципальных
образовательных учреждений, научных и других организации, могут быть и
граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью,
оказывающие платные образовательные услуги по реализации основных и
дополнительных образовательных программ и программ профессионального
образования (п. 2 Правил).
Из п. 6, подп. "б" п. 10
Правил следует, что эти услуги должны оказываться исполнителем в полном
объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об
оказании платных образовательных услуг, а также на основании лицензии.
Согласно ч. 5 ст. 12 Закона N 273-ФЗ
образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным
Законом не установлено иное. В ст. 23 Закона N 273-ФЗ
указаны типы образовательных организаций, осуществляющих деятельность по
определенным образовательным программам, реализация которых либо является,
либо не является основной целью их деятельности. Несмотря на то что
индивидуальные предприниматели к данным организациям не относятся, на них в
силу ч. 2 ст. 21 Закона N 273-ФЗ
распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность
образовательных организаций (ст. 28 Закона N 273-ФЗ) и
педагогических работников этих организаций (ст. 48 Закона N 273-ФЗ).
В то же время законодатель не
указывает, в какой части положения ст. ст. 28 и 48 Закона N 273-ФЗ
распространяются на индивидуальных предпринимателей.
Важно учитывать, что сейчас
образовательная деятельность, проводимая по общеобразовательным программам
основного, дополнительного и профессионального обучения, подлежит
лицензированию (п. 1 ст.
9, п. 2 ст.
33.1 Закона РФ N 3266-1).
В связи с этим интересно обратить
внимание на следующее. В норме ст. 48
Закона N 3266-1, в отличие от ст. 32 Закона N 273-ФЗ,
отсутствует какое-либо указание на необходимость осуществления
индивидуальными предпринимателями образовательной деятельности по
вышеназванным программам обучения. Кроме того, в п. 2 ст.
48 Закона N 3266-1 прямо говорится о том, что индивидуальная трудовая
педагогическая деятельность, обозначенная в новом Законе как
"образовательная деятельность, осуществляемая индивидуальными
предпринимателями", не лицензируется. Сходная норма содержится также в
п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв.
Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174).
В ч. 5 ст. 32 Закона N 273-ФЗ
отмечается лишь то, что предприниматель должен предоставить информацию о
лицензии на осуществление образовательной деятельности в случае привлечения
им наемных педагогических работников. При этом законодатель умалчивает, кому
и в какие сроки должна предоставляться такая информация. Можно предположить,
что она должна предоставляться лицам, указанным в ч. 4 ст. 32 Закона N 273-ФЗ,
до начала оказания платных образовательных услуг. Однако прямо об этом в
Законе не сказано.
С учетом вышеизложенных положений
Правил, а также ч. 3 ст. 32 Закона N 273-ФЗ
возникает вопрос о необходимости получения индивидуальными предпринимателями
соответствующей лицензии.
Вместе с этим согласно ч. 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ
индивидуальные предприниматели, непосредственно осуществляющие
образовательную деятельность, не могут быть соискателями лицензии на
осуществление данной деятельности. Кроме того, из смысла ч. 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ
следует, что образовательная деятельность осуществляется на основании
лицензии, только если она оказывается образовательными организациями,
организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными
предпринимателями, осуществляющими деятельность с привлечением
педагогических работников. При этом в последнем случае индивидуальные
предприниматели должны получить лицензию на осуществление образовательной
деятельности до 1 января 2014 г. В противном случае по истечении указанного
срока они обязаны прекратить осуществление такой деятельности с привлечением
педагогических работников (ч. 10 ст. 108 Закона N
273-ФЗ).
Несмотря на некоторую
противоречивость, приведенные положения Закона N 273-ФЗ все же дают
основания полагать, что индивидуальным предпринимателям, непосредственно
осуществляющим образовательную деятельность, получение лицензии для
осуществления такой деятельности не требуется.
Что касается вопроса об
обязательности заключения договора об оказании платных образовательных услуг
индивидуальными предпринимателями в простой письменной форме, то исходя из
ч. 1 ст. 53, ч. 1 ст. 54 Закона N 273-ФЗ
договор в этой форме заключается только организациями, осуществляющими
образовательную деятельность. Индивидуальные предприниматели к данным
организациям не относятся. В то же время с учетом положений ч. 3 ст. 23, ч.
1 ст. 161 ГК РФ можно сделать вывод о том, что договоры об оказании платных
образовательных услуг индивидуальными предпринимателями также должны
заключаться в простой письменной форме. Однако прямо это из Закона N 273-ФЗ не
следует.
2. Требования,
предъявляемые к образовательнымучреждениям и организациям,
а также их уставам
В ч. 1 ст. 21 Закона N 273-ФЗ
определен субъект, который вправе осуществлять образовательную деятельность.
Согласно данной норме эта деятельность в первую очередь осуществляется
образовательными организациями (ст. 22 Закона N 273-ФЗ), а в
специально установленных в Законе случаях - организациями, осуществляющими
обучение (ст. 31 Закона N 273-ФЗ), а
также индивидуальными предпринимателями (ст. 32 Закона N 273-ФЗ).
Частью 2 ст. 21 Закона N
273-ФЗ, в частности, установлено, что на вышеуказанные организации и
индивидуальных предпринимателей, на педагогических работников, которые
заняты в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных
предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и
ответственность образовательных организаций (ст. 28 Закона N 273-ФЗ) и
педагогических работников этих организаций (ст. 48 Закона N 273-ФЗ).
В ч. 1 ст. 22 Закона N 273-ФЗ
воспроизведено положение действующей в настоящий момент ст. 11.1
Закона N 3266-1, определяющее организационно-правовые формы, в которых могут
создаваться образовательные организации. Это формы, предусмотренные
гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Так,
образовательные организации могут создаваться:
- в формах общественных или
религиозных организаций (объединений);
- общин коренных малочисленных
народов РФ;
- казачьих обществ;
- некоммерческих партнерств;
- учреждений;
- автономных некоммерческих
организаций;
- социальных, благотворительных и
иных фондов;
- ассоциаций и союзов;
- в других формах, предусмотренных
федеральными законами (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ
"О некоммерческих организациях").
Часть 2 ст. 22 Закона N
273-ФЗ посвящена духовным образовательным организациям, которые создаются в
порядке ст. 19 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе
совести и о религиозных объединениях".
Согласно ч. 3 ст. 22 Закона N 273-ФЗ
на ФНС России возлагается обязанность по уведомлению органа исполнительной
власти субъекта РФ, осуществляющего полномочия РФ в сфере образования, о
госрегистрации образовательной организации. Из этого следует, что
осуществление образовательной организацией деятельности возможно только
после прохождения госрегистрации в ФНС России (в ее территориальном
подразделении). Сходная норма содержится в п. 2 ст.
12 Закона N 3266-1.
В ч. 4 - 9 ст. 22 Закона N 273-ФЗ, так
же как и в п. 3 ст.
12 Закона N 3266-1, образовательные организации классифицируются на
государственные, муниципальные и частные (в зависимости от создавшего их
органа).
При этом в Законе N 273-ФЗ дано новое
определение частной образовательной организации. Под ней понимается
образовательная организация, созданная в соответствии с российским
законодательством физическим лицом или физическими лицами и (или)
юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением
иностранных религиозных организаций (ч. 7 ст. 22 Закона N 273-ФЗ).
В ч. 8 ст. 22 Закона N 273-ФЗ
содержится уточнение, которое касается образовательных организаций,
реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны
и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Такие
организации могут создаваться только Российской Федерацией.
В ч. 9 ст. 22 Закона N 273-ФЗ
указано, что только РФ или субъект РФ праве создавать образовательные
организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением,
нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального
педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения
открытого и закрытого типа).
Положения, содержащиеся в ч. 10 - 15 ст. 22 Закона N 273-ФЗ,
посвящены порядку реорганизации или ликвидации образовательных
организаций.
Образовательная организация
реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским
законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством
об образовании (ч. 10 ст. 22 Закона N
273-ФЗ). Напоминаем, что создаются данные организации в таком же порядке.
Международные (межгосударственные) образовательные организации создаются,
реорганизуются и ликвидируются в соответствии с международными договорами РФ
(ч. 15 ст. 22 Закона N
273-ФЗ).
В силу ч. 11 - 12 ст. 22 Закона N 273-ФЗ
реорганизация или ликвидация государственной и (или) муниципальной
образовательной организации осуществляется на основании решения федерального
органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или
местного самоуправления. При этом должно учитываться положительное
заключение комиссии по оценке последствий принятия такого решения. В случае
реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации,
расположенной в сельском поселении, должно учитываться мнение жителей
данного поселения.
Согласно ч. 13 - 14 ст. 22 Закона N 273-ФЗ
порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или
ликвидации названных организаций и порядок создания комиссии по оценке
последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются
Правительством РФ или уполномоченным органом государственной власти субъекта
РФ. Это зависит от того, в чьем ведении находится образовательная
организация: Российской Федерации или субъекта РФ.
Приведенные положения Закона N 273-ФЗ более
детально регулируют рассматриваемый вопрос, чем п. п. 1,
4, 5 ст. 34
Закона N 3266-1. При этом указанные нормы нового Закона не несут каких-либо
кардинальных изменений.
В ст. 23 Закона N 273-ФЗ
указаны типы образовательных организаций, осуществляющих деятельность по
основным (п. 2 ст. 23 Закона N 273-ФЗ)
и дополнительным (п. 3 ст. 23 Закона N 273-ФЗ)
образовательным программам, реализация которых является их основной целью, а
также по программам, реализация которых не является их основной целью (п. 4 ст. 23 Закона N
273-ФЗ).
Основным отличием перечня
образовательных учреждений (организаций), приведенного в п. 4 ст.
12 Закона N 3266-1, от перечня, содержащегося в ст. 23 Закона N 273-ФЗ,
является следующее: в основу типизации образовательных организаций в
последнем случае положен критерий реализуемых такими организациями
образовательных программ. Можно отметить, что деление образовательных
учреждений на виды в зависимости от содержания и направленности реализуемых
ими образовательных программ использовалось и в Законе N
3266-1. Однако непосредственно из положений п. п. 4
- 5 ст. 12
Закона N 3266-1 этого не следует.
Положения п. п. 5 - 6 ст. 23 Закона N 273-ФЗ
посвящены требованиям, предъявляемым к наименованию образовательных
организаций. Так, наименование образовательной организации должно содержать
указание на ее организационно-правовую форму и тип. Наименование может также
содержать информацию, указывающую:
- на особенности осуществляемой
образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных
программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание
образовательных программ, специальные условия их реализации и (или) особые
образовательные потребности обучающихся);
- на дополнительно осуществляемые
функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение,
реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат,
научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Указанные выше положения п. п. 5 - 6 ст. 23 Закона N 273-ФЗ
новые и ранее в Законе N
3266-1 не содержались.
В ч. 1 ст. 24 Закона N 273-ФЗ
установлено, что особенности правового статуса МГУ им. М.В. Ломоносова и
СПГУ определяются специальным Федеральным законом от 10.11.2009 N 259-ФЗ
"О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и
Санкт-Петербургском государственном университете". Данное положение
аналогично содержащемуся в п. 5.1 ст.
12 Закона N 3266-1.
Статья 24 Закона N 273-ФЗ по
сравнению с п. 6 ст.
12 Закона N 3266-1 дополнена положениями, предписывающими установление
специальных категорий для образовательных организаций высшего
образования.
Так, в отношении образовательных
организаций высшего образования Правительством РФ могут устанавливаться
категории "федеральный университет" и "национальный
исследовательский университет" (ч. 2 ст. 24 Закона N
273-ФЗ).
Категория "федеральный
университет" может быть установлена в отношении образовательной
организации высшего образования, созданной в форме автономного учреждения.
Данные организации могут быть созданы Правительством РФ от имени Российской
Федерации (ч. 3 ст. 24 Закона N
273-ФЗ).
Категория "национальный
исследовательский университет" может быть установлена в отношении
образовательной организации высшего образования по результатам конкурсного
отбора программ развития таких организаций. Эти программы направлены на
кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий,
техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в
производство высоких технологий. Порядок конкурсного отбора программ
развития образовательных организаций высшего образования устанавливается
Правительством РФ (ч. 5 ст. 24 Закона N
273-ФЗ).
В ч. 6 ст. 24 Закона N 273-ФЗ
установлено, что образовательная организация высшего образования по
результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть
лишена Правительством РФ категории "национальный исследовательский
университет". При этом в отношении категории "федеральный
университет" такое правило не предусмотрено.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона N 273-ФЗ
образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в
порядке, установленном законодательством РФ. В ч. 2 данной статьи приводится
перечень информации (условий), которая должна содержаться в уставе. В
частности, в нем должен быть указан тип образовательной организации,
информация о ее учредителе (группе учредителей), виды реализуемых
образовательных программ с указанием уровня образования и (или)
направленности, структура и компетенция органов управления образовательной
организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Исходя из ч. 3 ст. 25 Закона N 273-ФЗ,
образовательная организация должна обеспечить доступ к уставу, а также
создать условия для ознакомления с его положениями всем работникам
организации, обучающимся и их родителям (законным представителям).
Статья 25 Закона N 273-ФЗ
значительно отличается от действующей в настоящее время ст. 13 Закона N
3266-1. Если положения ст. 13 Закона N 3266-1 довольно подробно описывают
информацию, которая в обязательном порядке должна быть включена в устав, при
этом особое внимание уделяется основным характеристикам организации
образовательного процесса, структуре финансовой и хозяйственной деятельности
образовательного учреждения, порядку управления образовательным учреждением,
то ст. 25 Закона N 273-ФЗ
ограничивается кратким перечнем таких условий. При этом указанная статья Закона N 273-ФЗ
устанавливает, что устав образовательной организации также должен содержать
другую необходимую информацию, предусмотренную российским
законодательством.
Данный подход обусловлен тем, что
ряд положений, ранее содержавшихся в ст. 13 Закона N 3266-1, в новом Законе
выделен в отдельные статьи, регламентирующие структуру образовательной
организации, ее права и обязанности (ст. ст. 26 - 28 Закона N 273-ФЗ).
В ч. 2 ст. 26 Закона N 273-ФЗ
установлено, что образовательная организация осуществляет деятельность на
основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В Законе N
3266-1, в свою очередь, указываются принципы единоначалия и самоуправления
(п. 2 ст. 35). При этом самоуправление может осуществляться в форме совета
образовательного учреждения, попечительского совета, общего собрания,
педагогического совета и т.п. Таким образом, можно заметить, что
содержательно принцип самоуправления во многом схож с принципом
коллегиальности. Например, в ч. 4 ст. 26 Закона N 273-ФЗ
предусмотрено формирование различных коллегиальных органов управления
образовательной организацией:
- общее собрание (конференция)
работников образовательной организации (в профессиональной образовательной
организации и образовательной организации высшего образования - общее
собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной
организации),
- педагогический совет (в
образовательной организации высшего образования - ученый совет).
Кроме того, в образовательной
организации могут формироваться попечительский совет, управляющий совет,
наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, которые
должны быть предусмотрена уставом (ч. 4 ст. 26 Закона N
273-ФЗ).
Следует отметить, что новый Закон
также предусматривает возможность создания совещательных и контрольных
органов, учитывающих мнение и интересы обучающихся и их законных
представителей - советы обучающихся, советы родителей, профессиональный
союзы обучающихся и т.п. (ч. 6 ст. 26 Закона N
273-ФЗ).
Единоличное управление
образовательной организацией в соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона N 273-ФЗ
осуществляет ее руководитель (ректор, директор и т.п.). Сходное положение в
настоящее время закреплено в п. 3 ст. 35 Закона N 3266-1.
3.1. Основания
возникновения образовательных отношений
По сравнению с действующим
Законом N 3266-1 в новом Законе N 273-ФЗ предусмотрены
специальные положения, касающиеся возникновения, изменения и прекращения
образовательных отношений.
Так, основаниями возникновения
образовательных отношений являются следующие документы:
- распорядительный акт
образовательной организации о приеме (зачислении) лица в данную организацию
для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой)
аттестации;
- договор об образовании - по
общему правилу он необходим, если образовательную деятельность осуществляет
индивидуальный предприниматель.
Однако возможны ситуации, когда
для издания распорядительного акта необходимо предварительное заключение
договора об образовании. Такой порядок будет действовать в следующих
случаях:
- при приеме на обучение по
образовательным программам дошкольного образования;
- при приеме на обучение,
оплачиваемое физическими и (или) юридическими лицами.
При целевом приеме на обучение
будет необходимо предварительно (до издания распорядительного акта)
заключить два договора: о целевом приеме и о целевом обучении. Положения о
таких договорах содержатся в ст. 56 Закона N 273-ФЗ (см.
подробнее соответствующий раздел настоящего Обзора).
По действующему законодательству
об образовании отношения, например, между вузом и студентом-бюджетником не
требуется оформлять договором. К заключению договора в этом случае
приравнивается издание приказа о зачислении студента в вуз. По своей
правовой природе договор на оказание вузом образовательных услуг относится к
группе публичных договоров и договоров присоединения. В силу этого
обучающийся присоединяется к условиям договора, которые обозначены в
законе.
В специальной литературе
отмечалось, что отношения между вузом и студентом-бюджетником по поводу
осуществления образовательной деятельности являются по сути
имущественными.
3.2. Договор об
образовании: стороны, существенныеусловия, порядок
заключения
В Законе N 273-ФЗ отражены
новые принципы правового регулирования образовательных отношений. Среди них
стоит отметить такой принцип, как сочетание государственного и договорного
регулирования образовательных правоотношений (п. 12 ч. 1 ст. 3 Закона N
273-ФЗ). В связи с этим в новом Законе об образовании закреплены специальные
положения о договоре об образовании, отсутствующие в Законе N 3266-1.
Как было сказано выше, в
некоторых случаях условием возникновения образовательных отношений является
заключение договора об образовании. В соответствии с Законом N 273-ФЗ такой
договор заключается в простой письменной форме.
Сторонами договора об
образовании могут быть:
- образовательная организация и
зачисляемое на обучение лицо (либо родители, законные представители
несовершеннолетнего лица);
- образовательная организация,
зачисляемое на обучение лицо и физическое или юридическое лицо, которое
обязалось оплачивать обучение.
Существенными условиями договора
об образовании являются:
- основные характеристики
предоставляемого образования (вид, уровень и (или) направленность
образовательной программы);
- форма обучения;
- продолжительность
обучения.
Если лицо принимается на
обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, то в договоре
об образовании (в данном случае - договоре об оказании платных
образовательных услуг) должны быть также указаны полная стоимость
образовательных услуг и порядок их оплаты. При этом по общему правилу
увеличение стоимости образования после заключения такого договора не
допускается.
Также необходимо, чтобы сведения
в договоре об оказании платных образовательных услуг соответствовали
информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в
сети Интернет, на дату заключения договора.
Закон N 273-ФЗ предоставляет
образовательным организациям право снижать стоимость образовательных услуг
по соответствующему договору. Недостающая часть такой стоимости будет
возмещаться за счет собственных средств образовательной организации.
Основания и порядок указанного снижения организация будет устанавливать в
локальном нормативном акте. Интересно отметить, что при разработке проекта
данного закона предлагалось законодательно закрепить основания уменьшения
стоимости платных услуг. Так, были выделены категории лиц, для которых
образовательная организация могла снизить стоимость обучения: обучающиеся,
достигшие успехов в учебе и (или) научной деятельности, а также нуждающиеся
в социальной помощи.
Договор об образовании не может
содержать условий, которые ограничивают права или снижают уровень
законодательных гарантий поступающих (обучающихся). В противном случае такие
условия не подлежат применению.
Правила оказания платных
образовательных услуг определяются Правительством РФ. В настоящее время
такие Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N
505. Представляется, что в связи с принятием Закона N 273-ФЗ потребуется
приведение действующих Правил в соответствие с ним либо разработка новых
Правил.
Минобрнауки России устанавливает
примерные формы договоров об образовании. На сегодняшний день министерство
утвердило целый ряд форм договоров об оказании платных образовательных
услуг, различающихся в зависимости от уровня образования <1>.
Стоит отметить, что в
соответствии с действующим законодательством к договору на оказание платных
образовательных услуг применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1
"О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав
потребителей). Например, положения названного Закона могут применяться в
части признания условий такого договора ущемляющими права потребителей (п. 1
ст. 16 Закона о защите прав потребителей). В этом случае суды указывают, что
незаконные условия договора являются недействительными. Такими условиями
могут быть, например, следующие:
- условие о том, что при
расторжении договора с обучающимся ранее уплаченные суммы не возвращаются
(см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 19.04.2010 N Ф03-1245/2010
по делу N А24-4814/2009, от 05.04.2010 N Ф03-1710/2010 по делу N
А24-5038/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.07.2010 по делу N
А19-992/10);
- условие, по которому повторная
сдача зачетов и экзаменов оплачивается согласно тарифам, действующим на
момент оплаты (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от
23.07.2010 по делу N А19-992/10);
- условие, согласно которому при
восстановлении ранее отчисленного студента оформляется новый договор и
дополнительно к основной стоимости обучения взимается плата за
восстановление (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от
23.07.2010 по делу N А19-992/10);
- условие о допуске абитуриента
к вступительным экзаменам после оплаты первого курса обучения и расходов,
связанных с работой приемной комиссии (см. Постановления ФАС
Северо-Западного округа от 11.10.2010 по делу N А56-6767/2010, от 12.08.2010
по делу N А56-74250/2009).
3.3. Договоры о целевом
приеме и целевом обучении:стороны, существенные условия,
порядок заключения
Конституцией РФ гарантировано
право граждан на свободу выбора профессии и рода занятий. Таким образом,
практикой обязательного распределения выпускников нарушается это
гарантированное Конституцией РФ право. В качестве альтернативы такому
распределению и гарантии трудоустройства Законом N 273-ФЗ предусмотрен
институт целевого приема на уровне высшего образования.
Согласно ч. 3 ст. 56 Закона N 273-ФЗ
целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о
целевом приеме. Одной из сторон договора о целевом приеме является
соответствующая образовательная организация, другой стороной выступает
федеральный или региональный орган госвласти, орган местного самоуправления,
ГУП, МУП, учреждение, государственная корпорация, государственная компания
или хозяйственное общество, в уставном капитале которого присутствует доля
Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования.
Существенными условиями договора
о целевом приеме являются следующие:
- обязательства образовательной
организации по обеспечению целевого приема гражданина, заключившего договор
о целевом обучении;
- обязательства сторон договора
по обеспечению учебной и производственной практики гражданина, заключившего
договор о целевом обучении.
Отметим, что до заключения
соглашения о целевом приеме необходимо подписать договор о целевом обучении.
Он заключается между гражданином и перечисленными выше субъектами (кроме
самой образовательной организации). В нем обязательно должны быть
согласованы следующие условия:
- меры социальной поддержки,
предоставляемые гражданину в период обучения (например, меры материального
стимулирования, оплата платных образовательных услуг);
- обязательства сторон договора
по обеспечению учебной, производственной и преддипломной практики
гражданина, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в
договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией;
- основания освобождения
гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству в организацию,
направляющую его на обучение.
Если гражданин не исполнит
данное обязательство, то он будет обязан в полном объеме возместить другой
стороне по договору о целевом обучении расходы, связанные с предоставлением
ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф, двукратно превышающий
указанные расходы. Если же орган или организация не трудоустроят гражданина,
то они должны будут выплатить ему компенсацию в двукратном размере расходов,
связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.
В свою очередь, действующее
законодательство, регулирующее указанные отношения, представлено помимо
Закона N 3266-1 (ст. 41) Постановлением Правительства РФ от 19.09.1995 N 942
"О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним
профессиональным образованием".
3.4. Основания и
порядок прекращения договораоб образовании
В соответствии с Законом N 273-ФЗ
образовательные отношения прекращаются в случае отчисления обучающегося из
образовательной организации. Отчисление возможно по двум основаниям:
- в связи с завершением обучения
(получением образования);
- в связи с досрочным
прекращением образовательных отношений.
Во втором случае образовательные
отношения могут прекратиться по нескольким основаниям:
- по инициативе самого
обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
обучающегося (например, в случае перевода в другую образовательную
организацию);
- по инициативе образовательной
организации. В этом случае организация может отчислить обучающегося только
по строго определенным в Законе N 273-ФЗ основаниям (в
качестве меры дисциплинарного взыскания в отношении обучающихся, достигших
15-летнего возраста, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной
образовательной программе своих обязанностей по ее добросовестному
исполнению и выполнению учебного плана, а также если порядок приема
обучающегося в образовательное учреждение был нарушен по вине обучающегося,
что повлекло его незаконное зачисление);
- по обстоятельствам, которые не
зависят от воли сторон образовательных отношений (например, в случае
ликвидации образовательной организации).
Согласно Закону N 273-ФЗ договор об
оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут образовательной
организацией в одностороннем порядке. В частности, это возможно в случае
просрочки оплаты образовательных услуг, а также в ситуации, когда надлежащее
исполнение обязательства по оказанию образовательных услуг стало невозможным
вследствие действий (бездействия) обучающегося. Основания и порядок
расторжения образовательной организацией рассматриваемого договора в
одностороннем порядке должны быть определены в самом договоре.
Если образовательная организация
прекратила свою деятельность, лишилась государственной аккредитации либо
срок действия свидетельства о государственной аккредитации истек, а также
если аннулирована лицензия этой организации, данная образовательная
организация обязана полностью возместить уплаченную заказчиком стоимость
платных образовательных услуг по реализации соответствующей образовательной
программы. Отметим, что согласно действующему Закону N 3266-1 в
перечисленных случаях образовательные учреждения обязаны возместить убытки в
порядке, установленном гражданским законодательством (абз. 2 п. 17 ст.
50).
В п. 1 ст. 33.1 Закона N 3266-1
было предусмотрено, что лицензирование образовательной деятельности
осуществляется в соответствии с законодательством РФ о лицензировании
отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных данной
статьей. Такая же норма закреплена и в ч. 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ.
Однако в ст. 91 Закона N 273-ФЗ
особенностей лицензирования образовательной деятельности установлено
значительно меньше, чем в ст. 33.1 Закона N 3266-1. Следовательно, больший
круг вопросов, связанных с лицензированием образовательной деятельности,
теперь будет регулироваться напрямую нормами Федерального закона от
04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
(далее - Закон о лицензировании).
Основные различия в правовом
регулировании лицензирования образовательной деятельности по Закону N 3266-1
и Закону N 273-ФЗ заключаются в
следующем.
4.13. Переходные
положения, касающиеся лицензированияобразовательной
деятельности
Организации вправе продолжать
осуществлять образовательную деятельность на основании соответствующих
лицензий, выданных им до 1 сентября 2013 г. (ч. 7 ст. 108 Закона N
273-ФЗ). В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с Законом N 273-ФЗ ранее
выданные лицензии должны быть переоформлены до 1 января 2016 г. (ч. 9 ст. 108 Закона N
273-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели,
осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических
работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной
деятельности до 1 января 2014 г. либо по наступлении данного срока
прекратить образовательную деятельность с привлечением педагогических
работников (ч. 10 ст. 108 Закона N
273-ФЗ).
5. Государственная
аккредитация образовательнойдеятельности
Согласно п. 23 ст. 33.2 Закона N
3266-1 свидетельство о государственной аккредитации подтверждает право
образовательного учреждения или научной организации выдавать в установленном
порядке документы государственного образца об уровне образования и (или)
квалификации по аккредитованным образовательным программам.
В ст. 92 Закона N 273-ФЗ,
посвященной государственной аккредитации образовательной деятельности,
напрямую не говорится о том, что в отсутствие государственной аккредитации
организации, осуществляющие образовательную деятельность, не вправе выдавать
документы об образовании государственного образца. Однако согласно ч. 4 ст. 60 Закона N 273-ФЗ
документы об образовании и документы об образовании и о квалификации,
образцы и порядок выдачи которых утверждаются уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти, выдаются лицам, успешно прошедшим
государственную итоговую аттестацию (в ч. 4 ст. 59 Закона N 273-ФЗ она
определена как итоговая аттестация, завершающая освоение основных
образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию). Таким
образом, прохождение государственной аккредитации по-прежнему обуславливает
право организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выдавать
документы об образовании (или об образовании и о квалификации)
государственного образца.
Основные различия в правовом
регулировании государственной аккредитации образовательной деятельности по
Закону N 3266-1 и Закону N 273-ФЗ заключаются в
следующем.
5.1. Лица, которые
могут получить государственнуюаккредитацию
5.13. Переходные
положения, касающиеся государственнойаккредитации
образовательной деятельности
Организации продолжают
осуществлять образовательную деятельность на основании свидетельств о
государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную
аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ),
выданных им до 1 сентября 2013 г. (ч. 7 ст. 108 Закона N 273-ФЗ).
Свидетельства о государственной аккредитации в части дополнительных
профессиональных образовательных программ перестанут действовать с 1
сентября 2013 г. (ч. 8 ст. 108 Закона N 273-ФЗ).
В целях приведения
образовательной деятельности в соответствие с Законом N 273-ФЗ ранее
выданные свидетельства о государственной аккредитации должны быть
переоформлены до 1 января 2016 г. (ч. 9 ст. 108 Закона N 273-ФЗ).
6. Общественный
контроль и мониторинг в сфере образования
6.1. Педагогическая
экспертиза нормативных правовых актовв области образования
и их проектов
Законом N 273-ФЗ предусмотрен
новый институт участия гражданского общества в сфере принятия нормативного
регулирования в области образования - педагогическая экспертиза (ст. 94
Закона N 273-ФЗ). Следует отметить, что положения Закона не охватывают всех
связанных с данным новшеством аспектов: порядок проведения педагогической
экспертизы должен быть установлен Правительством РФ.
Педагогическая экспертиза
проводится в отношении нормативных правовых актов (проектов таких актов),
касающихся вопросов обучения и воспитания. Цель ее - выявление и
предотвращение установления этими актами положений, способствующих
негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам
определенного уровня и (или) направленности и на условия их освоения
обучающимися.
Проведение педагогической
экспертизы указанных выше проектов организуется федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. В настоящее время
такой орган не определен.
На общественных началах к
проведению экспертизы привлекаются физические и юридические лица, имеющие
необходимую квалификацию.
По результатам проведения
педагогической экспертизы составляется заключение. В течение 30 дней его
обязан рассмотреть федеральный орган исполнительной власти, разработавший
проект нормативного правового акта или принявший нормативный правовой акт,
являвшийся объектом педагогической экспертизы.
Результаты рассмотрения
заключения размещаются на официальном сайте указанного федерального органа
исполнительной власти в сети Интернет.
Следует отметить, что ст. 94
Закона N 273-ФЗ не устанавливает правового значения заключения (в том числе
отрицательного), составленного по результатам проведения педагогической
экспертизы.
Представляется, что в этой
ситуации можно исходить из рекомендательного характера указанного
заключения. Оно учитывается при разработке и принятии нормативного правового
акта, но отрицательное заключение не препятствует ни разработке, ни принятию
такого акта. Данное толкование основано на отсутствии в Законе N 273-ФЗ
положений, предусматривающих невозможность принятия нормативного правового
акта в области образования без положительного заключения педагогической
экспертизы.
Заслуживает внимания
существование нормативных правовых актов, регламентирующих порядок
проведения педагогической экспертизы в отношении отдельных видов документов
(см., например, Приказ Минобрнауки России от 23.04.2010 N 428 "Об
утверждении Положения о порядке проведения экспертизы учебников").
6.2. Независимая оценка
качества образования
Независимая оценка качества
образования предусмотрена ст. 95 Закона N 273-ФЗ. Она проводится в отношении
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими
образовательных программ с целью "определения соответствия
предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического
лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность,
оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную
деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими
образовательных программ на российском и международном рынках".
Инициаторами независимой оценки
образования могут быть физические и юридические лица. Она может проводиться
в исследовательских целях (ч. 5 ст. 95 Закона N 273-ФЗ).
Закон N 273-ФЗ императивно
устанавливает, что "результаты независимой оценки качества образования
не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на
осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной
аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении
организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
6.3. Общественная
аккредитация организаций,осуществляющих образовательную
деятельность
Под данной аккредитацией Закон N
273-ФЗ понимает признание соответствия уровня осуществляющей образовательную
деятельность организации критериям и требованиям российских, иностранных и
международных организаций.
Порядок аккредитации, формы и
методы оценки, а также права, предоставляемые аккредитованной организации,
устанавливает проводящая аккредитацию общественная организация.
Сведения об имеющейся у
организации, осуществляющей образовательную деятельность, аккредитации
представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении
государственной аккредитации.
6.4.
Профессионально-общественная аккредитацияобразовательных
программ
На деятельность образовательных
организаций существенное влияние может оказать профессионально-общественная
аккредитация образовательных программ. Она означает, что качество и уровень
подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в
конкретной организации, отвечают требованиям профессиональных стандартов,
требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего
профиля (ч. 4 ст. 96 Закона N 273-ФЗ).
Данную аккредитацию вправе
проводить работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими
организации. Они же определяют порядок ее осуществления, обеспечивают
открытость и доступность информации о нем. На основе результатов такой
аккредитации могут формироваться рейтинги профессиональных образовательных
программ и реализующих их организаций.
Сведения о
профессионально-общественной аккредитации организации, осуществляющей
образовательную деятельность, представляются в аккредитационный орган и
рассматриваются при проведении государственной аккредитации.
Общественная и
профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной
основе.
6.5. Мониторинг в
системе образования
Закон N 273-ФЗ предусматривает
обязанность органов государственной власти Российской Федерации, субъектов
РФ, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, обеспечивать открытость и доступность
информации о системе образования.
Во исполнение данного положения
установлены правовые основы мониторинга системы образования. Он представляет
собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием
образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления
образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и
внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями
выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч.
3 ст. 97 Закона N 273-ФЗ).
Мониторинг системы образования
проводится федеральными государственными органами, органами исполнительной
власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, осуществляющими
управление в сфере образования.
Порядок осуществления
мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации,
подлежащей мониторингу, устанавливается Правительством РФ.
Результаты проведения
мониторинга (анализ состояния и перспектив развития образования) подлежат
ежегодному опубликованию в виде итоговых (годовых) отчетов и размещаются в
сети Интернет.
7. Образовательные
технологии: электронное обучение,дистанционные
образовательные технологии
Одной из целей принятия Закона N
273-ФЗ является закрепление современных требований к образовательному
процессу, связанных с внедрением новых форм реализации и освоения
образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов
обучения. В частности, впервые на законодательном уровне закреплены
следующие положения:
- о модульном принципе
представления образовательных программ и построения учебных планов;
- о системе зачетных
единиц;
- о сетевом взаимодействии при
реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов
освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних
организациях;
- об использовании дистанционных
образовательных технологий в образовательном процессе.
Обратим внимание, что модульная
система учебного процесса вводится в связи с переходом российского
образования от традиционной системы образования к болонской. Некоторые
элементы болонского процесса уже нашли отражение в российском
законодательстве (например, в высшем образовании появились степени бакалавра
и магистра). Законодательно закрепляя модульную систему, Россия реализует
положения Болонской декларации 1999 г. о необходимости внедрения системы
зачетных баллов в национальное законодательство об образовании.
Сущность модульной системы
заключается в следующем. Студентам предоставляется возможность
самостоятельно планировать свой учебный график путем выбора некоторых курсов
(модулей) для изучения. Модуль - это относительно самостоятельный блок со
своей структурой (например, представленной в виде отдельных тем или
подмодулей), который сами обучающиеся могут интегрировать в свой учебный
график. Вводится он в целях выработки заинтересованности обучающихся и
создания асинхронного процесса обучения. Модуль можно рассматривать и как
часть учебной дисциплины, и как часть образовательной программы. За изучение
каждого отдельного модуля студенту будет предоставляться определенное
количество зачетных единиц. В соответствии с Законом N 273-ФЗ под зачетной
единицей понимается унифицированная величина измерения трудоемкости учебной
нагрузки обучающегося, включающей все виды его учебной деятельности,
предусмотренные учебным планом.
Количество зачетных единиц по
основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии,
специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим
федеральным государственным образовательным стандартом или образовательным
стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной
программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную
деятельность.
Так, студент, обучающийся по
определенной программе, построенной по модульному принципу, к концу семестра
или учебного года должен набрать определенное количество зачетных единиц,
которое складывается не только за счет успешной сдачи итогового экзамена или
зачета, но и за счет освоения каждого обязательного либо выбранного модуля в
течение учебного года <2>.
Законом N 273-ФЗ предусмотрена
возможность использования электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, которые не являются новшеством. Об их применении
говорится и в действующем законодательстве, однако Закон N 273-ФЗ
предполагает более детальное их регулирование. Так, под электронным
обучением понимается организация образовательной деятельности с применением
содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных
программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий,
технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей,
обеспечивающих взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под
дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Организации, осуществляющие
образовательную деятельность, смогут применять электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных
программ в порядке, установленном Минобрнауки России.
Приказом Минобрнауки России от
06.05.2005 N 137 утвержден актуальный в настоящее время Порядок
использования дистанционных образовательных технологий. Вероятно, он сможет
применяться и после вступления в силу Закона N 273-ФЗ. Порядок применения
электронного обучения до сих пор не утвержден.
8. Сетевая форма
реализации образовательных программ
Законом N 273-ФЗ урегулировано
применение сетевой формы реализации образовательных программ. До этого
подобное регулирование отсутствовало. Таким образом, образовательные
программы смогут реализовываться как одной организацией, так и несколькими
взаимодействующими между собой. Согласно Закону N 273-ФЗ под сетевой формой
реализации образовательной программы понимается взаимодействие
образовательной организации с иными образовательными организациями, в том
числе иностранными. Сетевая форма реализации образовательных программ
подразумевает совместную деятельность образовательных организаций с
использованием при необходимости ресурсов организаций науки, культуры,
физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством
разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных
планов.
Образовательные организации,
желающие реализовать образовательную программу в сетевой форме, должны
заключить между собой соответствующий договор, содержащий следующие
сведения:
- вид, уровень, направленность
образовательной программы, которая реализуется посредством применения
сетевой формы;
- статус обучающихся, правила
приема на обучение, порядок организации академической мобильности
обучающихся (для основных профессиональных программ);
- условия и порядок
осуществления образовательной деятельности;
- информацию о выдаваемых
документах об образовании или о квалификации, документах об обучении, а
также об образовательных организациях, которые выдают перечисленные
документы;
- срок действия договора,
порядок его изменения и прекращения.
Закон N 273-ФЗ содержит ряд
положений, направленных на создание материальных гарантий для обучающихся. В
частности, в данном Законе определены условия предоставления образовательных
кредитов.
Возможность получить целевой
кредит для оплаты обучения сейчас предоставляют некоторые банки, но
федеральное законодательство не содержит специальных положений, которые бы
детально регулировали такой вид кредитования. Сейчас к полномочиям
федеральных органов государственной власти в сфере образования отнесено, в
частности, установление порядка предоставления гражданам государственного
образовательного кредита и порядка его погашения (абз. 7 п. 16 ст. 28 Закон
N 3266-1). Кроме того, Правительство РФ еще в 2007 г. утвердило положение о
порядке проведения эксперимента по господдержке предоставления
образовательных кредитов студентам вузов, имеющих госаккредитацию
<3>.
Согласно новому Закону граждане,
поступившие в образовательные организации, смогут получить в банке или иной
кредитной организации образовательный кредит. Предусматривается
предоставление двух типов таких кредитов - основного и сопутствующего,
причем кредиты обоих видов будут целевыми. Основной образовательный кредит
будет предоставляться лицам, получающим образование на платной основе, на
оплату обучения. Назначение сопутствующего кредита - оплата проживания,
питания и других бытовых нужд в период обучения. Таким образом,
представляется, что кредит этого вида можно будет получить и в том случае,
если обучение проходит на бесплатной основе.
Учитывая целевой характер
образовательного кредитования, можно предположить, что использование
полученных по таким кредитам средств не по назначению даст банку право
потребовать досрочного возврата суммы кредита и уплаты процентов (п. 2 ст.
814 ГК РФ). Однако отметим, что контролировать целевое расходование средств
по сопутствующим кредитам банку (иной кредитной организации) будет
затруднительно (принимая во внимание бытовое назначение затрат, на покрытие
которых предоставляется кредит).
Отметим, что Законом N 273-ФЗ
предусматривается и господдержка образовательного кредитования. Она будет
предоставляться студентам, получающим среднее профессиональное или высшее
образование по очной форме обучения. Напомним, что сейчас такая поддержка
оказывается в порядке эксперимента только студентам вузов <4>.
Конкретные условия, размер и порядок предоставления господдержки будут
определены Правительством РФ.
Согласно Закону N 273-ФЗ
образовательная организация несет ответственность за реализацию
образовательных программ в соответствии с учебным планом образовательного
процесса, осуществленную не в полном объеме. Кроме того, образовательная
организация отвечает за жизнь и здоровье обучающихся и работников во время
образовательного процесса, а также за качество образования своих выпускников
(ч. 7 ст. 28 Закона N 273-ФЗ). Конкретных мер ответственности новый Закон не
определяет, указывая лишь на возможность применения административной
ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных
правонарушениях. Отметим, что в случае оказания некачественных услуг
возможно применение норм Гражданского кодекса РФ о возмездном оказании
услуг, а также применение по аналогии норм о договоре подряда (см. ст. 783,
а также ст. ст. 721 и 723 ГК РФ). Суды тоже в основном придерживаются
позиции, согласно которой указанные нормы Гражданского кодекса РФ следует
применять к договору возмездного оказания образовательных услуг (см.,
например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.08.2010 по делу N
А56-74250/2009, ФАС Дальневосточного округа от 19.04.2010 N Ф03-1245/2010 по
делу N А24-4814/2009, Апелляционное определение Московского городского суда
от 08.08.2012 по делу N 11-9703/12).
Закон N 273-ФЗ определяет
основания и порядок возмещения ущерба, причиненного предоставлением
некачественного образования.
Таким образом, если будет
установлен факт некачественного оказания образовательных услуг, обучающийся
сможет потребовать:
- безвозмездного устранения
недостатков в разумный срок (например, это может выражаться в предоставлении
ему возможности повторно пройти обучение);
- соразмерного уменьшения
установленной за услуги цены;
- возмещения своих расходов на
устранение недостатков, если такое право прямо предусмотрено в договоре о
предоставлении образовательных услуг.
В отношении выпускников
привлечение к ответственности за некачественное образование, как
представляется, может вызвать практические затруднения. Это связано, прежде
всего, с невозможностью контроля знаний выпускников, находящихся уже за
рамками образовательного процесса.
Представляется, что обучающийся
также имеет право на компенсацию морального вреда.
Помимо этого, новым Законом
предусмотрено, что за нарушение или незаконное ограничение прав и свобод
обучающихся, нарушение требований к осуществлению образовательной
деятельности или образовательного процесса образовательная организация (ее
должностные лица) будут нести административную ответственность. Такая
ответственность предусмотрена, в частности, ст. ст. 5.57, 19.30 КоАП
РФ.
Положение об обязательном
страховании ответственности образовательных организаций в Законе N 273-ФЗ
отсутствует.
Правовой статус педагогического
работника установлен положениями гл. 5 Закона N 273-ФЗ. Он не претерпел
существенных изменений, в том числе и в силу неизменности норм трудового
законодательства, регулирующих отношения в сфере образования (гл. 52 ТК
РФ).
11.1. Академические
права и свободы педагогическогоработника
Часть 3 ст. 47 Закона N 273-ФЗ
предусматривает закрытый перечень академических прав и свобод. В него
вошли:
1) свобода преподавания,
свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в
профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и
использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и
воспитания;
3) право на творческую
инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и
воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников,
учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в
соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном
законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке
образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных
графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
6) право на осуществление
научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности,
участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во
внедрении инноваций;
7) право на бесплатное
пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в
порядке, установленном локальными нормативными актами организации,
осуществляющей образовательную деятельность, к
информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и
методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам
обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного
осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) право на бесплатное
пользование образовательными, методическими и научными услугами организации,
осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном
российским законодательством или локальными нормативными актами;
9) право на участие в управлении
образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах
управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
10) право на участие в
обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации,
в том числе через органы управления и общественные организации;
11) право на объединение в
общественные профессиональные организации;
12) право на обращение в
комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений;
13) право на защиту
профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических
работников.
Обозначенные академические права
и свободы не являются абсолютными и могут быть ограничены, в том числе и
нормами Закона N 273-ФЗ.
Так, например, первой в
перечисленном выше перечне академических свобод указана "свобода
преподавания, свободное выражение своего мнения", однако в ч. 3 ст. 48
Закона N 273-ФЗ установлен запрет на осуществление педагогическим работником
политической агитации.
11.2. Трудовые права и
гарантии педагогического работника
Как было отмечено выше, трудовые
отношения в области образования урегулированы не только законодательством об
образовании, но и трудовым законодательством.
Сравнение с Законом N 3266-1
показывает, что Закон N 273-ФЗ не вносит существенных изменений в трудовые
права и гарантии педагогического работника. В качестве иллюстрации можно
привести следующую таблицу.
<*> См. также:
Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 (ред. от 21.05.2012)
"О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого
отпуска, предоставляемого педагогическим работникам".
Законом N 273-ФЗ предусмотрены
особые трудовые гарантии для педагогических работников, участвующих в
проведении ЕГЭ в рабочее время и освобожденных от основной работы на период
проведения этого экзамена. Указанным работникам предоставляются гарантии и
компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами,
содержащими нормы трудового права, а также выплачивается компенсация за
работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер
и порядок выплаты данной компенсации устанавливаются субъектом РФ за счет
бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, выделяемых на проведение ЕГЭ (ч.
9 ст. 47 Закона N 273-ФЗ).
Следует отметить право органов
государственной власти субъекта РФ устанавливать дополнительные меры
государственной поддержки для привлечения выпускников профессиональных
образовательных организаций и образовательных организаций высшего
образования к педагогической деятельности (ч. 10 ст. 47 Закона N
273-ФЗ).
11.3. Обязанности
педагогического работника
Закон N 273-ФЗ регламентирует не
только права педагогического работника, но и его обязанности (ст. 48 Закона
N 273-ФЗ).
Некоторые из них носят общий
характер (например, обязанность соблюдать правовые, нравственные и этические
нормы, следовать требованиям профессиональной этики), другие более конкретны
(к примеру, обязанность проходить предварительный и последующие медицинские
осмотры).
Одной из ключевых является
обязанность педагогического работника проходить аттестацию на соответствие
занимаемой должности.
11.4. Аттестация
педагогического работника
Вопросы правового регулирования
аттестации педагогического работника изложены в ст. 49 Закона N 273-ФЗ.
Аттестация в целях подтверждения
соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится
раз в пять лет. Она основывается на оценке профессиональной деятельности
педагогического работника аттестационными комиссиями, самостоятельно
формируемыми организациями, осуществляющими образовательную
деятельность.
Кроме того, целью аттестации
может быть установление квалификационной категории педагогических работников
указанных организаций. В этом случае ее проводят аттестационные комиссии,
формируемые:
- федеральными органами
исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся;
- уполномоченными органами
государственной власти субъектов РФ, если аттестация проводится в отношении
педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность и находящихся в ведении субъекта РФ, педагогических работников
муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
Порядок проведения аттестации
педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере труда.
На настоящий момент порядок
проведения аттестации педагогических работников регламентирован подзаконными
актами, принятыми до вступления в силу Закона N 273-ФЗ. Среди них можно
выделить следующие документы:
- Приказ Минобрнауки России от
24.03.2010 N 209 "О порядке аттестации педагогических работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений";
- Письмо Минобрнауки России от
15.08.2011 N 03-515/59 "Разъяснения по применению порядка аттестации
педагогических работников государственных и муниципальных образовательных
учреждений";
- Приказ Минобрнауки России от
06.08.2009 N 284 "Об утверждении Положения о порядке проведения
аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических
работников".
Примечания
<1> Приказ Минобразования
России от 28.07.2003 N 3177 "Об утверждении примерной формы договора на
оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального
образования";
Приказ Минобразования России от
10.07.2003 N 2994 "Об утверждении Примерной формы договора об оказании
платных образовательных услуг в сфере общего образования";
Приказ Минобразования России от
14.10.1997 N 2033 "Об утверждении Положения об экстернате в
государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской
Федерации" (вместе с примерными формами).
Примерная форма договора об
оказании платных образовательных услуг индивидуальным предпринимателем
(Приказ Минобразования РФ от 10.07.2003 N 2994);
Примерная форма договора об
оказании платных образовательных услуг негосударственными образовательными
организациями (Приказ Минобразования РФ от 10.07.2003 N 2994).
<2> Артемьева И.В.,
Трошкина Т.Н. Модульный принцип организации образовательного процесса в
зарубежных странах // Реформы и право. 2011. N 1 // СПС
"КонсультантПлюс". С. 5 - 7.
<3> Постановление
Правительства РФ от 23.08.2007 N 534 "О проведении эксперимента по
государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам
образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих
государственную аккредитацию".
<4> Постановление
Правительства РФ от 28.08.2009 N 699 "Об изменении условий проведения
эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных
кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального
образования, имеющих государственную аккредитацию".