КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 23.07.2019
Новшество для юристов! Перспективы и риски судебных споров
Компания "КонсультантПлюс" выпустила новый продукт для юристов "Перспективы и риски судебных споров". Новшество поможет истцу и ответчику спрогнозировать исход судебного спора по своей ситуации.
Особенно полезно новшество будет в малознакомых и нестандартных ситуациях, с которыми юрист ранее не сталкивался.
К третьему чтению подготовлен законопроект, устанавливающий льготы по
НДС для отечественных производителей ягод и фруктов
Законопроектом предложено снизить с 20% до 10% ставку НДС на фрукты и ягоды, включая виноград. При этом льготная ставка будет действовать только для российских производителей.
Одновременно с этим ставку НДС на пальмовое масло предлагается повысить с 10% до 20%.
Определен порядок проведения организациями водоотведения инвентаризации
сбросов загрязняющих веществ в водные объекты
Правила инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду подлежат применению при проведении организациями, осуществляющими водоотведение, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, отдельные объекты таких систем со сбросом сточных вод в водные объекты, инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду объектами организаций.
Инвентаризация проводится с целью определения загрязняющих веществ, в отношении которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, рассчитываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации.
Правилами, помимо прочего, устанавливаются:
- порядок отбора проб для проведения инвентаризации;
- особенности определения перечня загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах организации превышает предельно допустимые концентрации, в отношении организаций, фактически не осуществляющих сброс сточных вод либо не осуществляющих сброс менее 12 месяцев подряд;
- особенности проведения оценки результатов анализа сточных вод в случае одновременного использования водного объекта или его части для различных нужд;
- порядок формирования перечня загрязняющих веществ, сбрасываемых организацией, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации;
- требования к содержанию отчета об инвентаризации сбросов;
- сроки действия результатов инвентаризации;
- основания проведения досрочной повторной инвентаризации сбросов;
- перечень загрязняющих веществ, в отношении которых проводится инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
- периодичность отбора проб сточных вод, необходимых для проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Предлагается обязать ДОМ.РФ соблюдать нормативы финансовой устойчивости, а также проводить стресс-тестирование достаточности собственных средств и ликвидных активов
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.
Он предусматривает три таких норматива:
- норматив достаточности собственных средств (капитала) - минимум 11,5 процента;
- норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков - минимум 25 процентов;
- норматив финансового рычага - минимум 2,5 процента.
Модель количественной оценки кредитного риска, на основании которой рассчитывается норматив достаточности собственных средств, подлежит проверке независимыми экспертами.
Согласно проекту ДОМ.РФ рассчитывает нормативы ежеквартально на дату составления годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности и не вправе будет выплачивать дивиденды по акциям в случае их несоблюдения.
Кроме того, предусматривается обязанность ДОМ.РФ проводить стресс-тестирование достаточности собственных средств (капитала) не реже чем раз в год и достаточности своих ликвидных активов не реже одного раза за шесть месяцев.
Методику расчета нормативов и проведения стресс-тестирования будет утверждать Правительство РФ. Проектом также предусмотрено утверждение им методики количественной оценки кредитного риска на основе внутренних рейтингов кредитоспособности.
Отчет о соблюдении нормативов, а также результаты проведения стресс-тестирования и результаты независимой проверки модели количественной оценки рисков представляются Национальному совету по обеспечению финансовой стабильности.
Правительство РФ предлагает установить исчерпывающий перечень документов, которые субъекты малого и среднего предпринимательства должны предоставлять в составе заявки на участие в закупках госкомпаний
В документации о конкурентной закупке, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, заказчики смогут требовать предоставления следующих документов и информации:
- сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях - участниках закупки;
- сведений о полномочиях лиц, действующих от имени участника закупки;
- копий документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки;
- копий решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем ее одобрении (при необходимости);
- информации об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке (если соответствующее требование предусмотрено документацией о закупке);
- декларации участника закупки;
- предложения участника конкурентной закупки;
- копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством РФ и представление указанных документов предусмотрено документацией о конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;
- документа, подтверждающего страну происхождения товара;
- предложения о цене договора.
Устанавливать в документации о конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требования о предоставлении иных документов будет запрещено.
Утвержден
перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении плановых проверок в области промышленной безопасности
В Перечень включены Технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823, Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Приказы Ростехнадзора и Постановления Госгортехнадзора.
Перечень представлен в виде таблицы, в которой указывается наименование нормативного правового акта и документа, которым он утвержден; краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования; указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю.
Кроме того, утвержден Перечень актов, содержащих обязательные требования соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (за исключением технических регламентов, соблюдение требований которых оценивается при осуществлении иных видов государственного контроля (надзора), включающий в себя единственный документ - Технический регламент Таможенного союза "Безопасность
лифтов" (ТР ТС 011/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824.
Актуализирован перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение
положений которых оценивается при проведении ФНС России контрольных мероприятий
В частности:
в данный перечень включены "Формат документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах", утвержденный Приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@, а также порядок применения данного Приказа;
скорректирован перечень положений Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю;
приведена ссылка на новые "Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма".
Увеличен прожиточный минимум за I квартал 2019 года
Величина прожиточного минимума установлена в целом по РФ: на душу населения 10753 рубля, для трудоспособного населения - 11653 рубля, пенсионеров - 8894 рубля, детей - 10585 рублей (для сравнения, за IV квартал 2018 года: на душу населения 10213 рублей, для трудоспособного населения - 11069 рублей, пенсионеров - 8464 рубля, детей - 9950 рублей).
Создан механизм получения в ЕИС в сфере закупок сведений о лицах, привлеченных к административной
ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
Предусмотрено, что оператор электронной площадки в отношении участников закупок, прошедших регистрацию в ЕИС в сфере закупок, обеспечивает предоставление заказчику информации о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица".
Также для регистрации в ЕИС в сфере закупок юридического лица, иностранного юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица уполномоченное лицо будет формировать в ЕИС автоматически на основании сведений, полученных от Генеральной прокуратуры РФ в соответствии с соглашением, заключенным с Федеральным казначейством, информацию о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей.
Постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.
Расширен перечень обязательных сведений, содержащихся в банковской
гарантии, используемой для целей госзакупок
В ней должны быть закреплены права заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требований к гарантийному сроку и/или объему предоставления гарантий их качества, гарантийному обслуживанию товара (гарантийные обязательства), обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской
гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения гарантийных обязательств, в порядке и размере, установленными в контракте в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Актуализированы общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг
В целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в "Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" внесены поправки в части установления правил определения требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг Госкорпорацией "Росатом", Госкорпорацией "Роскосмос", определенными в соответствии с Бюджетным кодексом РФ наиболее
значимыми учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения.
Дополнены требования к промышленной продукции,
предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ
В раздел V "Продукция энергетического машиностроения, электротехнической и кабельной промышленности" данных требований включены новые позиции, классифицируемые кодами по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) из 25.30.11 "Котлы-утилизаторы трехконтурные с расходом пара контура высокого давления более 450 т/ч и температурой пара контура высокого давления свыше 600 градусов Цельсия", из 27.11.32 "Установки генераторные с газотурбинным двигателем мощностью 500 МВт и более".
В частности, одним из установленных требований является наличие у юридического лица - налогового резидента стран - членов ЕАЭС прав на конструкторскую и техническую документацию для производства, модернизации и развития соответствующей продукции, на срок не менее 5 лет.
Росреестр разъяснил значения некоторых понятий, относящихся к определению и использованию кадастровой стоимости
Приводятся, в частности, следующие определения:
кадастровая стоимость - установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности;
модель оценки - уравнение, составленное оценщиком, с использованием которого определяется кадастровая стоимость объектов недвижимости;
ценообразующий фактор - качественная или количественная характеристика объекта недвижимости (например, расстояние до объектов инфраструктуры, местоположение, наличие коммуникаций), влияющая, согласно выводам оценщика, на стоимость объекта недвижимости;
удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) - кадастровая стоимость в расчете на единицу площади объекта недвижимости (кв. м);
поправочный коэффициент - величина, определяемая оценщиком и применяемая в целях нивелирования специфических колебаний модели относительно отдельного (отдельных) ценообразующих факторов.
Минфин России подтвердил право ТСЖ не использовать ККТ при осуществлении расчетов при приеме платы за жилое помещение и
коммунальные услуги
Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными
специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом указанные положения не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем контрольно-кассовой техники.
Следовательно, ККТ может не применяться при осуществлении расчетов (за исключением расчетов наличными деньгами, а также расчетов с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем контрольно-кассовой техники) указанными товариществами и кооперативами при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги как от своих членов, так и при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги от собственников помещений, не
являющихся членами таких товариществ либо кооперативов.
Таким образом, контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении указанных расчетов платежной картой в сети "Интернет", платежными поручениями, а также с использованием мобильных приложений.
Кроме того, сообщается, что ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не относятся к расчетам для целей Федерального закона N 54-ФЗ и не требуют применения контрольно-кассовой техники.
Минприроды России утверждены правила разработки программы повышения экологической эффективности
на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Программа разрабатывается в случае невозможности соблюдения технологических нормативов, а также нормативов допустимых выбросов или сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) на период поэтапного достижения указанных нормативов юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность на объектах I категории, а также, в отдельных случаях, на объектах II категории.
Программа разрабатывается на объект по результатам сопоставления технологических показателей, характеризующих каждую из применяемых на объекте технологий, с показателями наилучших доступных технологий, а также сопоставления нормативов допустимых выбросов, сбросов веществ I, II классов опасности, рассчитанных для каждого источника с фактическими величинами выбросов, сбросов.
Программа должна содержать, в том числе:
1) категорию и код объекта;
2) перечень мероприятий, направленных на снижение выбросов и сбросов, с указанием для каждого мероприятия:
- производства (цех, участок), технологического процесса, устройства, оборудования или их совокупности (установки), а также номеров источников выбросов, сведений о местонахождении источников (выпусков) сточных вод, в отношении которых планируется реализация мероприятия;
- перечней загрязняющих веществ, по которым не достигаются нормативы, с указанием фактических и требуемых значений;
- сроков начала и завершения каждого из этапов мероприятия;
3) показатели и график поэтапного снижения выбросов, сбросов;
4) сведения об эффективности мероприятий с указанием количественных характеристик снижения выбросов, сбросов;
5) объем и источники финансирования программы в целом и по отдельным мероприятиям;
6) перечень должностных лиц, ответственных за реализацию мероприятий;
7) сроки представления ежегодного отчета о выполнении программы в территориальный орган Росприроднадзора по месту учета объекта.
Программа разрабатывается на срок до 7 лет, а для градообразующих и ряда иных организаций - до 14 лет.
Утверждены также требования к обосновывающим материалам программы.
Проект программы до ее утверждения природопользователем и включения в состав заявки на получение комплексного экологического разрешения подлежит рассмотрению и одобрению межведомственной комиссией.
Установление обязанности уплаты утилизационного сбора на одинаковых условиях в отношении ввозимых в РФ транспортных средств без учета таможенной процедуры расходится с принципами установления обязательных публичных платежей
Конституционный Суд РФ признал положения статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой они допускают возложение обязанности по уплате утилизационного сбора за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на таких же условиях, как за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что временный характер нахождения транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на территории страны и обязанность их последующего вывоза не позволяют предполагать последующую утилизацию таких транспортных средств (кроме исключительных случаев, не связанных с целями ввоза такого товара) на территории РФ, не свидетельствуют о таком же совокупном объеме негативного воздействия на окружающую среду от их эксплуатации
в период, предшествующий их утилизации, как это касается транспортных средств, нахождение которых в РФ предполагается постоянным.
Между тем при существенно различном предполагаемом воздействии транспортных средств на окружающую среду в РФ при их попадании на ее территорию в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления и таможенной процедуре временного ввоза (допуска) лица, ввозящие их, обременяются уплатой утилизационного сбора в одинаковом размере. Это, по существу, означает взимание с лиц, осуществляющих временный ввоз транспортного средства, экономически не обоснованного обязательного платежа, что
свидетельствует о произвольном характере правового регулирования в этой части, приводит к отступлению от принципов справедливости и соразмерности.
Кроме того, при неизбежном, по общему правилу, исходя из требований соответствующей таможенной процедуры, вывозе транспортного средства с территории РФ его собственники (владельцы), уплатившие утилизационный сбор, не смогут воспользоваться предусмотренным Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" освобождением от взимания платы в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств, организациям и
индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, либо представителям данных организаций. Тем самым плательщики утилизационного сбора, осуществившие временный ввоз транспортного средства, ставятся в заведомо неравное положение с иными плательщиками утилизационного сбора, оплатившими его в том же размере, которые смогут рассчитывать на указанное освобождение от платы за утилизацию.
Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование отношений по взиманию утилизационного сбора необходимые изменения на основе требований экономической обоснованности, справедливости и соразмерности такого сбора, в частности при ввозе транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, при решении вопроса о взимании утилизационного сбора с лиц, осуществивших ввоз в РФ транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), следует руководствоваться недопустимостью распространения обязанности по уплате утилизационного сбора на таких лиц, имея в виду, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах
толкуются в пользу налогоплательщика.
Положение об осуществлении государственного строительного надзора в РФ приведено в соответствие с действующим законодательством
Постановлением, в частности, устанавливается, что при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство, реконструкцию не подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в
эксплуатацию), государственный надзор осуществляется по основаниям, предусмотренным частью 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ (то есть только при наличии заявлений и обращений граждан, юридических лиц, сообщений в СМИ о нарушении обязательных требований и параметров строительства).
Предметом государственного строительного надзора в указанном случае является проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство. В случае если для строительства или реконструкции не требовалась выдача разрешения на строительство, - проверка соответствия параметров строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилам
землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами.
При выявлении нарушений в указанных случаях орган государственного строительного надзора в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселений, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки.