КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 18.07.2019
Новшество для юристов! Изменения в регулировании договоров
Компания "КонсультантПлюс" выпустила новый продукт для юристов "Изменения в регулировании договоров", который позволит отслеживать изменения по интересующим договорам за определенный период.
Теперь не нужно самостоятельно просматривать обзоры, поправки в законы, судебную практику и другие документы, чтобы узнать об изменениях в договоре. Вся эта информация обобщена в одном материале.
К субъектам
малого и среднего предпринимательства предлагается отнести семейные предприятия
При этом субъект малого и среднего предпринимательства может быть признан семейным предприятием только в случае соответствия одному из следующих условий по итогам предыдущего календарного года:
- участники хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства - члены одной семьи владеют суммарно более чем пятьюдесятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства или более чем пятьюдесятью процентов голосующих акций акционерного общества и один из членов семьи является единоличным исполнительным органом такого юридического лица либо председателем совета
директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества или хотя бы на одного из членов семьи возложено ведение дел хозяйственного товарищества;
- не менее пятидесяти процентов членов производственного кооператива, потребительского кооператива, крестьянского (фермерского) хозяйства относятся к членам одной семьи;
- не менее пятидесяти процентов работников индивидуального предпринимателя, которые работают у него по основному месту работы, относятся к членам его семьи.
Для целей определения семейного предприятия к членам семьи относятся супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки
и бабушки каждого из супругов, братья и сестры родителей каждого
из супругов, усыновители, усыновленные.
Оказание поддержки семейным предприятиям может осуществляться в формах и видах, предусмотренных на федеральном, региональном и местном уровнях.
В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства будет содержаться указание на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является семейным предприятием.
На декларантов третьего этапа "амнистии капиталов" распространены условия
освобождения от административной ответственности
С 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020 года проводится третий этап "амнистии капиталов", в рамках которого физическим лицам, добровольно задекларировавшим зарубежные активы (в том числе оформленные на номинальных владельцев), предоставляются предусмотренные законодательством гарантии (в том числе освобождение от административной ответственности).
Согласно дополнению, внесенному в примечания к статье 14.1 КоАП РФ, условия освобождения от административной ответственности, предусмотренные примечанием 2 к указанной статье, применяются также в отношении лица, являющегося декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в ходе третьего этапа декларирования.
Напомним, что согласно примечанию 2 к статье 14.1 КоАП РФ
лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 - 15.6, 15.11, 15.25 КоАП РФ, при условии если:
это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации;
если такие действия (бездействие) связаны, в частности, с имуществом, контролируемыми иностранными компаниями, с совершением валютных операций, зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.
Упрощен порядок установления субъектами РФ размера потенциально возможного к получению ИП
годового дохода
Действующими положениями НК РФ установлены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых ИП могут применять патентную систему налогообложения (ПСН).
Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительный перечень видов деятельности, относящихся к бытовым услугам, и размеры потенциально возможного к получению годового дохода исходя из конкретного кода вида деятельности.
Законом субъектам РФ предоставлено право устанавливать размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода в отношении групп (подгрупп) и (или) отдельных видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, установленных дополнительным перечнем.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.
Однако до настоящего времени срок приведения судьи к присяге законодательством РФ не был установлен, в связи с чем возникала правовая неопределенность в данном вопросе.
Изменениями, внесенными в статью 8 указанного Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", определено, что судья приводится к присяге в течение одного месяца со дня назначения (избрания) на должность.
Перераспределена компетенция должностных лиц по возбуждению и рассмотрению дел об
административных правонарушениях о нарушениях прав инвалидов
В частности:
судьи уполномочены рассматривать дела о правонарушениях в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов образования и предоставляемых услуг в этой сфере (дела будут рассматриваться судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье, при этом составление протоколов возложено на должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования);
органы, уполномоченные в области авиации, будут рассматривать дела указанной категории в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов гражданской авиации и услуг по перевозке пассажиров в этой области;
органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, будут рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных статьей 9.13 КоАП РФ, в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социального обслуживания и предоставляемых услуг в этой сфере.
Общероссийские общественные объединения инвалидов должны информировать Минюст России о создании и прекращении деятельности своих отделений
Информирование осуществляется в течение одного месяца со дня создания (прекращения) с приложением копии соответствующего протокола учредительного съезда или общего собрания.
Уточнено также, что на общества с ограниченной ответственностью, участниками которых являются только указанные объединения или их отделения (территориальные подразделения), действие закона о развитии малого и среднего предпринимательства распространяется при условии, что сведения о таких обществах внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Установлено, что для ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в уполномоченный орган ежегодно с 1 по 5 июля представляются следующие сведения:
- перечень ООО, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему, и участниками которых являются только указанные объединения или их отделения (в случае если у них за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 процентов), - соответствующими объединениями;
- перечень объединений и их отделений, сведения о которых по состоянию на 1 июля текущего календарного года переданы в Минюст России, - указанным министерством.
Ряд положений ГК РФ приведен в соответствие с новым
процессуальным законодательством
В частности, в связи с заменой в ГПК РФ и АПК РФ термина "подведомственность" на термин "компетенция" соответствующие изменения вносятся в статьи 11 и статьи 1252 ГК РФ.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Уточнены полномочия МВД России по определению порядка выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной
компенсации и сумм возмещения вреда
В соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданину РФ, уволенному со службы в полиции в связи с инвалидностью вследствие военной травмы, полученной при выполнении служебных обязанностей и исключающей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, определяется МВД России.
Вместе с тем согласно частям 3, 5 и 8 указанной статьи МВД России также производятся выплаты единовременных пособий в случаях гибели (смерти) сотрудника полиции, получения сотрудником полиции увечья при выполнении служебных обязанностей, а также сумм возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежащему сотруднику полиции или его близким родственникам. При этом в Федеральном законе "О полиции" не определено, что порядок выплаты указанных единовременных пособий и сумм возмещения вреда
устанавливается МВД России.
Согласно изменениям, внесенным настоящим федеральным законом в статью 43 Федерального закона "О полиции", единовременные пособия, ежемесячная денежная компенсация и сумма возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежащему сотруднику полиции или его близким родственникам, установленные соответственно частями 3, 5, 6 и 8 настоящей статьи, выплачиваются в порядке, определяемом МВД России.
Осужденные смогут привлекаться к труду на участках исправительных центров и колоний-поселений, расположенных
вне исправительных центров и колоний-поселений, но в пределах субъектов РФ, на территории которых они находятся
Порядок создания и функционирования указанных участков определяется Минюстом России. Типовой договор между исправительным центром (колонией-поселением) и организацией, использующей труд осужденных, находящихся на участке исправительного центра (колонии-поселения), утверждается ФСИН России.
Администрация организации, в которой работают осужденные, находящиеся на участках, расположенных вне территории исправительного центра (колонии-поселения), предоставляет этим осужденным общежития для проживания по нормам согласно УИК РФ, другие помещения и имущество, необходимые для обеспечения установленного порядка и условий отбывания наказания, а также оказывает содействие администрации исправительного центра (колонии-поселения) в материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.
Уточнен порядок оплаты услуг платежной инфраструктуры в платежной системе Банка России
Предусмотрено, что плата за информационные услуги, оказываемые в рамках услуг платежной инфраструктуры, взимается с клиента за:
направленное Банком России электронное сообщение (далее - ЭС), содержащее запрашиваемую информацию;
направленное через Банк России ЭС, в том числе ЭС, содержащее запрос;
ЭС, содержащее информацию об исполненных распоряжениях, на основании которых на счет (со счета) клиента зачислены (списаны) денежные средства, и распоряжениях, находящихся во внутридневной очереди;
направленное через Банк России инкассовое поручение, платежное требование в электронном виде;
составленное Банком России по поручению клиента инкассовое поручение, платежное требование и направленное в банк плательщика.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Обновлен перечень инсайдерской информации Банка России
Установлено, что инсайдерской является информация:
- о принятом Советом директоров Банка России решении об уровне ключевой ставки Банка России;
- о принятом Банком России инвестиционном решении по управлению активами Банка России в иностранных валютах, драгоценных металлах;
- о принятом Банком России решении об отзыве (аннулировании) у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
- о принятом Банком России в отношении некредитной финансовой организации решении о выдаче, приостановлении действия или об аннулировании (отзыве) лицензии, о присвоении статуса (об отказе в присвоении статуса, о прекращении и об утрате статуса), о включении сведений в реестр (об исключении сведений из реестра);
- о признании утратившими силу разрешения Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц;
- о признании утратившими силу разрешения Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц и замене лицензии;
- о принятом Банком России решении о привлечении кредитной организации, некредитной финансовой организации, эмитента, должностного лица, являющегося единоличным исполнительным органом кредитной организации, некредитной финансовой организации, эмитента, к административной ответственности;
- полученная Банком России в ходе проверок кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, а также информация о результатах таких проверок;
- полученная Банком России в ходе выездных проверок деятельности эмитентов.
Утратившими силу признаются Указание Банка России от 31.10.2011 N 2723-У "Об инсайдерской информации Банка России" с внесенными в него изменениями и Приказ ФСФР России от 28.08.2012 N 12-76/пз-н "Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации Федеральной службы по финансовым рынкам".
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Внесены изменения в порядок раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций
В частности, изменения, заключающиеся в новой редакции некоторых строк, включении новых, а также юридико-технических правок, внесены в числе прочего в формы 0420904 "Отчет о денежных потоках микрокредитной компании в форме хозяйственного общества или товарищества, ломбарда, страхового брокера, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства"; 0420912 "Отчет о финансовых результатах кредитного потребительского кооператива, сельскохозяйственного кредитного потребительского
кооператива, микрокредитной компании в форме фонда, автономной некоммерческой организации"; 0420914 "Отчет о денежных потоках кредитного потребительского кооператива, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, микрокредитной компании в форме фонда, автономной некоммерческой организации"; в примечания к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Настоящее Указание вступает в силу с 1 января 2020 года и применяется начиная с составления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год.
Внесены изменения в Положение Банка России от 25 октября 2017 года N 614-П, которым были установлены формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций
Изменения, заключающиеся во включении новых позиций, изложении некоторых позиций в новой редакции, юридико-технических правках, внесены, в частности, в формы 0420845 "Отчет о денежных потоках микрофинансовой организации в форме хозяйственного общества или товарищества, ломбарда"; 0420814 "Отчет о денежных потоках кредитного потребительского кооператива, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, жилищного накопительного кооператива, микрофинансовой организации в
форме фонда, автономной некоммерческой организации"; в примечания к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в порядок заполнения некоторых таблиц.
Настоящее Указание вступает в силу с 1 января 2020 года и применяется начиная с составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год.
Внесены изменения в порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитными финансовыми организациями
В частности, в новой редакции изложены некоторые примечания, включаемые в годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность некредитной финансовой организации; в ряд приложений внесены юридико-технические правки; уточнено, что при составлении отчетности применяется также МСФО (IFRS) 16 "Аренда", введенный в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 11 июля 2016 года N 111н; в новой редакции изложены отдельные таблицы.
Настоящее Указание вступает в силу с 1 января 2020 года и применяется начиная с составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год.
Разъяснен порядок
перерасчета суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, при увеличении у ИП количества показателей ведения предпринимательской деятельности в течение срока действия патента
Сообщается, в частности, что субъекты РФ при введении в действие патентной системы налогообложения вправе устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (далее - ПВД) в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств.
Если законом субъекта РФ размер ПВД установлен на единицу физического показателя и у индивидуального предпринимателя в течение срока действия патента увеличились физические показатели ведения предпринимательской деятельности, в отношении которой данный налогоплательщик применяет патентную систему налогообложения (например, появились новые объекты торговли или общественного питания, увеличилась численность работников и т.д.), то полученный патент будет действовать только в отношении объектов (числа
работников), указанных в патенте.
При этом индивидуальный предприниматель, применяющий патентную систему налогообложения, решивший использовать данный специальный налоговый режим в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, связанной с использованием объектов (работников), не указанных в ранее полученном патенте, обязан подать в налоговый орган заявление на получение нового патента не позднее чем за 10 дней до даты начала осуществления предпринимательской деятельности с новыми показателями.
В случае, если законом субъекта РФ размер ПВД установлен с градацией физических показателей, например, в зависимости от средней численности наемных работников (без наемных работников, от 1 до 5 человек включительно, свыше 5 до 10 человек включительно и т.д.), и у индивидуального предпринимателя изменились физические показатели, приводящие к увеличению ПВД, такой индивидуальный предприниматель обязан получить новый патент на этот же вид предпринимательской деятельности.
При этом сумма налога по ранее полученному патенту пересчитывается исходя из срока действия данного патента с даты начала его действия до даты начала действия нового патента.
Также сообщается, что для того, чтобы налоговый орган произвел перерасчет суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, по ранее выданному патенту, налогоплательщику, при подаче заявления на получение патента с новыми показателями, следует сообщить налоговому органу сведения об имеющемся у него на этот же вид предпринимательской деятельности патенте (номер патента и дата его выдачи).
МВД России утверждена форма уведомления об убытии иностранца из места пребывания
Согласно Закону о миграционном учете при убытии иностранца из гостиницы, кемпинга, медицинской организации их администрация обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия, уведомить об этом орган миграционного учета. Получение такого уведомления подразделением по вопросам миграции является основанием для снятия иностранца с учета по месту пребывания.
Форма содержит сведения:
- о лице, подлежащем снятию с учета (ФИО, дата рождения, дата убытия из места пребывания);
- о месте пребывания, из которого лицо, подлежащее снятию с учета, убыло;
- о принимающей стороне (ФИО, документ, удостоверяющий личность, номер телефона (при наличии) и др.).
При заполнении уведомления исправления не допускаются.
Лицо, подающее уведомление, обязано представить уполномоченному должностному лицу подразделения по вопросам миграции, МФЦ или почты документ, удостоверяющий его личность. При направлении уведомления почтовым отправлением бланк заполняется в двух экземплярах, один из которых хранится на почте. При наличии технической возможности передачи МФЦ копии уведомления в подразделение по вопросам миграции в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью, она передается в течение
одного рабочего дня, следующего за днем принятия уведомления, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо единой информационно-технологической инфраструктуры государственной системы миграционного и регистрационного учета.
Срок хранения в МФЦ и на почте копии уведомления составляет один год.
Решение об
отклонении отказа от защитника по назначению при участии в уголовном деле защитника по соглашению по мотивам злоупотребления правом на защиту должно быть обоснованным и мотивированным и не должно исключать возможности приглашенного защитника выполнить взятое на себя поручение
Конституционный Суд РФ признал статьи 50 и 52 УПК РФ не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу они не предполагают, что дознаватель, следователь или суд могут оставить без удовлетворения заявление лица об отказе от защитника по назначению при участии в уголовном деле защитника по соглашению, если отсутствует злоупотребление правом на защиту со стороны этого лица, а также приглашенного защитника.
Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.
Если назначенный защитник не устраивает подозреваемого, обвиняемого ввиду его низкой квалификации, занятой им в деле позиции или по другой причине, подозреваемый, обвиняемый вправе отказаться от его помощи, что, однако, не должно отрицательно сказываться на процессуальном положении привлекаемого к уголовной ответственности лица. В этом случае дознаватель, следователь, суд обязаны выяснить у подозреваемого, обвиняемого, чем вызван отказ от назначенного защитника, разъяснить сущность и юридические
последствия такого отказа и при уважительности его причин предложить заменить защитника. Обоснованность отказа от конкретного защитника должна оцениваться в том числе исходя из указанных в статье 72 УПК РФ обстоятельств, исключающих его участие в деле, а также с учетом норм статей 6 и 7 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", закрепляющих полномочия и обязанности адвоката.
Вместе с тем часть вторая статьи 52 УПК РФ, находясь в нормативном единстве с частью первой той же статьи и статьей 51 данного кодекса и не наделяя отказ от защитника свойством обязательности для дознавателя, следователя и суда, предполагает, что при разрешении соответствующего заявления в каждом случае следует установить, является ли волеизъявление лица свободным и добровольным и нет ли причин для признания такого отказа вынужденным и причиняющим вред его законным интересам. Тем самым названные нормы не
предполагают возможности навязывать лицу конкретного защитника, от которого оно отказалось, исключают принуждение лица к реализации его субъективного права вопреки его воле. Осуществление права пользоваться помощью защитника на любой стадии процесса не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения должностного лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, т.е. от решения, не основанного на перечисленных в уголовно-процессуальном закон
е обстоятельствах, предусматривающих обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, в том числе по назначению.
Обеспечивая право подозреваемого, обвиняемого защищать свои права с помощью назначенного или выбранного им самим защитника, УПК РФ вместе с тем прямо не регламентирует ситуацию, связанную с участием в деле защитника по назначению, от которого подозреваемый, обвиняемый отказывается при одновременном участии в деле защитника по соглашению. Такой отказ не может рассматриваться как отказ от защитника вообще, так как право подозреваемого, обвиняемого на получение квалифицированной юридической помощи
предполагается обеспеченным, а потому положение части второй статьи 52 УПК РФ о необязательности отказа от защитника для дознавателя, следователя и суда в данном случае не может применяться со ссылкой на защиту прав подозреваемого, обвиняемого. Тем не менее это не исключает возможности оставить без удовлетворения заявление лица об отказе от защитника по назначению при злоупотреблении правом на защиту со стороны этого лица, а также приглашенного защитника.
Правоприменительная практика свидетельствует, что непринятие отказа подозреваемого, обвиняемого от назначенного ему защитника может быть продиктовано необходимостью обеспечить разумные сроки производства по делу, угроза нарушения которых вызвана злоупотреблением правом на защиту, когда процессуальное поведение подозреваемого, обвиняемого или приглашенного защитника, будучи недобросовестным, ущемляет конституционные права иных участников судопроизводства. По мнению Судебной коллегии по уголовным делам
Верховного Суда РФ, непринятие судом отказа подсудимого от назначенных защитников и одновременное участие по делу приглашенных и назначенных защитников могут быть - с учетом конкретных обстоятельств, характеризующих поведение обвиняемого и защитников, - признаны не противоречащими закону и не нарушающими право на защиту. Соответствующими обстоятельствами могут признаваться, в частности, сделанные неоднократно и без каких-либо оснований заявления о замене защитника, его неявка
под разными предлогами в судебное заседание, т.е. действия, явно направленные на воспрепятствование нормальному ходу судебного разбирательства и указывающие на злоупотребление правом (определение от 25 июля 2012 года N 5-Д12-65).
Подобная практика согласуется с интересами правосудия в ситуации, когда подозреваемый, обвиняемый, его защитник по соглашению злоупотребляют правом на защиту и такое злоупотребление дезорганизует ход досудебного либо судебного процесса, направлено на срыв производства по делу. Вместе с тем решение об отклонении отказа от защитника по назначению при участии в уголовном деле защитника по соглашению по мотивам злоупотребления правом на защиту должно быть обоснованным и мотивированным и само по себе не
должно исключать возможности приглашенного защитника выполнить взятое на себя поручение.
Уточнен порядок представления в орган кадастрового учета сведений о границах расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов
Устанавливается, что органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в Росреестр для воспроизведения на публичных кадастровых картах предоставляются, помимо прочего, сведения о границах минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), описание и перечень координат которых утверждены решением Минэнерго России, если в отношении таких трубопроводов не установлены зоны
минимальных расстояний в соответствии с Земельным кодексом РФ.
В указанном случае уполномоченным органом направляется утвержденное им графическое описание местоположения границ указанных минимальных расстояний, устанавливаемых исходя из наибольшего из минимальных расстояний до соответствующего трубопровода, ближе которых не допускается размещать объекты капитального строительства различного назначения, и границ территорий в пределах таких минимальных расстояний, в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков,
перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.
Разъяснены вопросы, возникающие при согласовании Банком
России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации
Даны пояснения, в том числе на конкретных примерах, по вопросам:
согласования лиц, на которых предполагается временно возложить исполнение обязанностей руководителей и должностных лиц некредитных финансовых организаций (их филиалов) (далее - НФО);
направления уведомления о назначении (избрании) лиц на должности в случаях, когда повторного согласования с Банком России не требуется;
сроков и порядка направления уведомления о возложении временного исполнения обязанностей руководящих или иных должностных лиц НФО;
представления сведений о наличии (отсутствии) ограничений, установленных законодательством, препятствующих занятию лицом руководящей или иной должности в НФО, вхождению в состав совета директоров (наблюдательного совета) НФО, возложению временного исполнения обязанностей.
Банк России рекомендует кредитным организациям улучшить качество информирования о льготных ипотечных кредитах, предоставляемых гражданам РФ, имеющим детей
Кредитным организациям, участвующим в реализации Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1711, рекомендовано, в том числе:
создать на официальном сайте кредитной организации раздел, в котором будут размещены в том числе основные положения Правил в их актуальной редакции, а также в части требований к заемщику и предмету залога;
разработать памятку, в доступной форме раскрывающую для клиентов основные положения Правил, и разместить ее в подразделениях кредитной организации;
проводить регулярные обучающие мероприятия для работников, занимающихся реализацией кредитных продуктов, в целях повышения уровня их компетенции и информированности о порядке и условиях предоставления кредитной организацией ипотечных кредитов или заключения дополнительных соглашений о рефинансировании кредитов в соответствии с Правилами;
не предлагать потребителям при заключении договоров о предоставлении ипотечного кредита или дополнительных соглашений о рефинансировании кредитов приобретать страховые услуги, прямо не упомянутые в Правилах, а также иные платные услуги, не связанные с заключением кредитного договора или дополнительного соглашения о рефинансировании.
Субъекты критической информационной инфраструктуры должны информировать ФСБ России обо всех компьютерных инцидентах, связанных с функционированием ее объектов
Информирование осуществляется путем направления информации в Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (НКЦКИ) с использованием его технической инфраструктуры, предназначенной для отправки, получения, обработки и хранения уведомлений и запросов в рамках информационного взаимодействия с субъектами критической информационной инфраструктуры, а также с иными органами и организациями, в том числе иностранными и международными.
При отсутствии подключения к данной технической инфраструктуре информация передается посредством почтовой, факсимильной или электронной связи на адреса НКЦКИ, указанные на сайте http://cert.gov.ru.
Информация об инциденте, касающемся значимого объекта, направляется не позднее 3 часов с момента его обнаружения, а в отношении иных объектов - не позднее 24 часов с такого момента.
Если инцидент связан с функционированием объекта в банковской сфере и в иных сферах финансового рынка, информация также направляется в Банк России с использованием технической инфраструктуры ЦБ РФ в указанные сроки, а при отсутствии такой возможности - посредством почтовой, факсимильной или электронной связи.
Субъектом в срок до 90 календарных дней со дня включения объекта в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ разрабатывается план реагирования на компьютерные инциденты и принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак.
В план, при необходимости, включаются условия привлечения подразделений и должностных лиц ФСБ России (Банка России) к реагированию на инциденты и порядок такого реагирования. В этом случае он подлежит согласованию с ФСБ России (Банком России).
О результатах реагирования на инциденты и принятия мер по ликвидации последствий субъект информирует НКЦКИ не позднее 48 часов после их завершения, а в отношении объектов банковской и финансовой сферы также - Банк России.
Определен порядок установки средств обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, в том числе в банковской сфере, на объектах критической информационной инфраструктуры
Для согласования установки таких средств субъект такой инфраструктуры не позднее чем за 45 календарных дней до планируемой установки направляет в ФСБ России структурно-функциональную схему их подключения к информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, автоматизированным системам управления, а также сведения:
- об устанавливаемых средствах (наименование, предназначение, версия);
- о местах их установки (место нахождения зданий или сооружений, в которых планируется установка средств);
- о лицах, ответственных за их эксплуатацию (ФИО, должность, телефонные номера);
- о контролируемых средствами объектах (наименования информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, автоматизированных систем управления).
ФСБ России в срок до 45 календарных дней рассматривает представленные сведения на предмет отсутствия или наличия оснований для отказа в согласовании установки средств и направляет субъекту письмо о согласовании или об отказе. Субъект, осуществляющий деятельность в банковской сфере и в иных сферах финансового рынка, должен направить указанную информацию в Банк России в течение 5 календарных дней с даты получения письма о согласовании.
Установка, настройка, проверка работоспособности и подключение средств к указанным системам и сетям проводятся субъектом и (или) привлекаемой организацией в области защиты информации в соответствии с эксплуатационной документацией на данные средства.
Субъект после приема средств в эксплуатацию информирует об этом Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам в течение 5 календарных дней.
Субъект обеспечивает круглосуточную и бесперебойную работу средств. При аварийном отключении электропитания субъект должен обеспечивать работу средств в текущем режиме или корректное завершение их работы с реализацией функции автоматического оповещения лиц, ответственных за их эксплуатацию.
Кроме того, по результатам мониторинга цен за период с 15 июня 2019 года по 14 июля 2019 года определена средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 462,1 доллара США за тонну.