КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 29.11.2018
Новый онлайн-сервис "Специальный поиск судебной практики"
Новый сервис "Специальный поиск судебной практики" в системе КонсультантПлюс находит судебные решения на основе фрагмента документа (искового заявления, судебного решения и др.) или описания проблемы. Загрузите документ или опишите ситуацию своими словами, и сервис подберет судебные решения по образцу.
Сервис построен на технологии машинного обучения и совершенствуется с каждым поисковым запросом.
Скорректирован порядок представления в налоговые органы бухгалтерской отчетности
В налоговый орган по месту нахождения представляется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, у которой отсутствует обязанность ее представления в государственный информационный ресурс в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
Исключения предусмотрены для случаев, когда организация:
не обязана вести бухгалтерский учет;
является религиозной организацией;
является организацией, представляющей в Банк России годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Закон вступает в силу с 1 января 2020 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах
К числу наиболее важных и заметных поправок, внесенных данным Законом, можно отнести следующие:
в кодексах, а также в некоторых федеральных законах термин "подведомственность" заменен термином "компетенция" применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов (также разрешены отдельные спорные проблемы, связанные с определением надлежащего суда для рассмотрения некоторых категорий дел);
термин "место нахождения", использующийся в т.ч. при подаче иска, заявления в суд, заменен термином "адрес";
уточнена компетенция мирового судьи при рассмотрении гражданских дел (в т.ч. к его компетенции при рассмотрении дел в первой инстанции отнесены дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей);
увеличены размеры судебных штрафов, налагаемых арбитражным судом;
уточнены особенности рассмотрения судом общей юрисдикции, арбитражным судом дел в порядке упрощенного производства, а также арбитражным судом дел приказного производства, апелляционных жалоб на определения арбитражного суда первой инстанции;
пересмотрен порядок подачи кассационных жалобы, представления в Судебную коллегию Верховного Суда РФ, заявления о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
скорректированы требования к лицам, которые могут быть представителями в суде по гражданскому делу;
установлен порядок разрешения вопроса о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенного при рассмотрении дела в соответствующем суде;
уточнены положения ГПК РФ, касающиеся восстановления процессуальных сроков, судебных извещений и вызовов, скорректированы перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению, порядок оставления искового заявления без движения, а также введена новая глава, регулирующая примирительные процедуры и мировое соглашение;
установлены порядок рассмотрения апелляционных жалобы, представления, поступивших в суд апелляционной инстанции после рассмотрения дела, срок подачи кассационных жалобы, представления, порядок принятия кассационных жалобы, представления к производству суда, оставления их без движения, обжалования определений суда кассационной инстанции об оставлении кассационных жалобы, представления без движения и о возвращении кассационных жалобы, представления, а также порядок рассмотрения дела кассационным
судом общей юрисдикции;
в ГПК РФ включен новый параграф "Производство в судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации";
в Кодексе административного судопроизводства РФ закреплен порядок рассмотрения и разрешения судами дел о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено, и о признании информационных материалов экстремистскими;
предусмотрены особенности кассационного производства, связанные с пересмотром вступивших в законную силу судебного приказа, судебного акта по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которым не оканчивается производство по административному делу.
Федеральный закон вступает в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ.
Отменена обязательная установка на транспортных
средствах с шиповаными шинами опознавательного знака "Шипы"
Кроме того:
внесены поправки в части нераспространения требований ряда знаков на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов или детей-инвалидов;
предусмотрена необходимость для водителя вместо страхового полиса ОСАГО иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудников полиции распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа;
уточнены действия водителя, в случае если в результате совершенного дорожно-транспортного происшествия причинен вред только имуществу;
предусмотрено, что к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках как с двигателем, так и без него.
Подписан федеральный закон об ограничении возврата не проданных в определенный срок продовольственных товаров
Установлено, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается, в числе прочего, возмещение расходов, связанных с утилизацией или уничтожением непроданных продовольственных товаров.
Указанным хозяйствующим субъектам также запрещается навязывать контрагенту условия о возврате поставщику продовольственных товаров, таких товаров, срок годности на которые установлен свыше тридцати дней, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ.
Кроме того, они не должны будут заключать между собой договор, содержащий условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, на которые срок годности установлен до тридцати дней включительно, либо о замене таких товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости, за исключением случаев, если иное допускается или предусмотрено законодательством РФ.
Предусматривается, что условия заключенных договоров поставки продовольственных товаров и иных договоров, регулируемых Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", должны быть приведены в соответствие с внесенными изменениями в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Отменена административная ответственность за производство и оборот пива и пивных
напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 л для экспорта
Административная ответственность предусмотрена лишь за производство, закупку, поставку, хранение и/или перевозку алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) указанного объема, за исключением экспорта.
Подписан закон, регулирующий порядок оборота биоэтанола
В частности:
в Федеральном законе "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" закреплено определение биоэтанола;
из сферы действия данного Федерального закона исключены производство и оборот автомобильного бензина, который производится с добавлением этилового спирта или спиртосодержащей продукции и соответствует техрегламенту Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту";
установлено, что основное технологическое оборудование для производства биоэтанола должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в биоэтаноле (программно-аппаратные средства организаций, использующих основное технологическое оборудование для производства биоэтанола, должны обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции,
объема готовой продукции, автоматических средств измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в биоэтаноле);
введен запрет производства биоэтанола обособленным подразделением организации, использующим основное технологическое оборудование для производства других видов этилового спирта (за исключением производства этилового спирта из непищевого сырья);
предусмотрено, что технические условия использования основного технологического оборудования для производства биоэтанола устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
определен порядок лицензирования производства, хранения и поставок биоэтанола (лицензии выдаются отдельно на этиловый спирт (в том числе денатурат, за исключением биоэтанола) и биоэтанол);
уточнены порядок приостановления, возобновления действия и аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Лекарственные
препараты для медицинского применения исключены из процедур обязательной сертификации и декларирования соответствия
Требования в сфере обращения лекарственных средств теперь не входят в сферу регулирования Федерального закона "О техническом регулировании".
Определен общий порядок ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения. Так, перед вводом в гражданский оборот каждой серии или каждой партии произведенного в РФ лекарственного препарата для медицинского применения, за исключением иммунобиологических лекарственных препаратов, производитель такого лекарственного препарата представляет в Росздравнадзор документ, подтверждающий качество лекарственного препарата, и подтверждение уполномоченного лица производителя
соответствия лекарственного препарата требованиям, установленным при его госрегистрации.
Перед вводом в гражданский оборот каждой серии или каждой партии ввозимого в РФ лекарственного препарата для медицинского применения, за исключением иммунобиологических лекарственных препаратов, организация, осуществляющая ввоз, представляет в Росздравнадзор сертификат производителя лекарственного средства, удостоверяющий соответствие лекарственного препарата требованиям фармакопейной статьи, а в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации, и подтверждение представителя организации,
осуществляющей ввоз, соответствия ввозимого лекарственного препарата требованиям, установленным при его госрегистрации.
Ввод в гражданский оборот каждой серии или каждой партии иммунобиологического лекарственного препарата, произведенного в РФ или ввозимого в РФ, осуществляется на основании разрешения, выданного Росздравнадзором, на основании выданного ФГБУ заключения о соответствии серии или партии иммунобиологического лекарственного препарата требованиям, установленным при его госрегистрации. Порядок выдачи разрешения, а также порядок выдачи указанного заключения и размер платы за его выдачу устанавливаются
Правительством РФ.
Представление документов и сведений и получение разрешения на ввод иммунобиологического лекарственного препарата в гражданский оборот не потребуется в отношении отдельных категорий лекарственных препаратов, в т.ч. в отношении незарегистрированных лекарственных препаратов, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента.
Установлено, что иммунобиологические лекарственные препараты для иммунопрофилактики (например, вакцины, сыворотки) подлежат вводу в гражданский оборот в порядке, установленном законодательством РФ об обращении лекарственных средств. К полномочиям федеральных органов исполнительной власти отнесена выдача разрешений на ввод в гражданский оборот иммунобиологических лекарственных препаратов.
При выявлении в гражданском обороте серии или партии лекарственного препарата, документы и сведения о которых не представлены в Росздравнадзор, либо серии или партии иммунобиологического лекарственного препарата, не имеющих разрешения на ввод в гражданский оборот, Росздравнадзор в порядке, установленном Правительством РФ, принимает решение о прекращении их гражданского оборота до представления необходимых документов и сведений либо получения разрешения.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений. Лекарственные препараты, введенные в гражданский оборот до дня вступления в силу настоящего Закона, подлежат хранению, перевозке, отпуску, реализации, передаче, применению до истечения срока их годности.
Снижен минимальный размер взносов на обязательное пенсионное
страхование для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию
Минимальный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России для лиц, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, будет исчисляться исходя из однократной величины минимального размера оплаты труда, а не двукратной его величины, как предусмотрено действующим законодательством.
Также предусматривается внесение изменений, уточняющих порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Исчисление суммы производится плательщиками самостоятельно, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию, и уплачивается не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Усовершенствован порядок формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой)
отчетности
Совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту, составляет государственный информационный ресурс.
Обязанность по формированию и ведению ресурса возложена на ФНС России.
От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:
организации государственного сектора;
Банк России;
религиозные организации;
организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Банк России;
организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне;
организации в случаях, установленных Правительством РФ.
За предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, будет взиматься плата, размер и порядок взимания которой установит Правительство РФ.
Росстат с 1 января 2020 года прекратит осуществление полномочий по сбору обязательных экземпляров отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторских заключений о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.
Снижено количество голосов собственников, необходимых для наделения совета дома полномочиями по принятию
решения о текущем ремонте общего имущества
Федеральным законом корректируется соотношение количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, необходимых для принятия общим собранием решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Требуемое количество голосов снижается с "не менее двух третей голосов от общего количества собственников помещений в многоквартирном доме" до "более чем пятидесяти процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме".
С 1 января 2021 года для получения субсидий по оплате ЖКУ гражданам не нужно будет доказывать отсутствие
задолженности
Согласно внесенным изменениям в Жилищный кодекс РФ, отказ в предоставлении гражданам таких субсидий возможен будет лишь при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
При этом информацию о наличии у граждан такой задолженности региональный орган исполнительной власти или управомоченное им учреждение будет получать из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Определено также, что законом субъекта РФ может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
Срок деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ продлен до 1
января 2026 года
Согласно действующей редакции Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", срок деятельности Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) истекает 1 января 2019 года.
Законом на Фонд возлагаются задачи по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, а также обязанности по осуществлению мониторинга реализации региональными операторами деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Кроме того, уточняется понятие аварийного жилищного фонда посредством отнесения к нему многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными до 1 января 2017 года.
В региональную программу капитального ремонта могут не включаться дома, в которых имеется менее чем пять квартир
Определено также, что в случае сноса многоквартирного дома средства фонда капитального ремонта за вычетом израсходованных средств на цели сноса и оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме до принятия в установленном Правительством РФ порядке решения о признании такого дома аварийным распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и
взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений.
Кроме того установлено, что модернизация лифтов, ремонт лифтовых машинных и блочных помещений в многоквартирном доме будут осуществляться за счет средств фонда капитального ремонта. Указанные работы в приоритетном порядке также могут быть предусмотрены региональной программой капитального ремонта. Внесение в такую программу изменений, обусловленных изменением сроков проведения данных работ, осуществляется без необходимости наличия соответствующего решения общего собрания собственников помещений в
многоквартирном доме.
В Федеральный классификационный каталог отходов
включены новые виды отходов
Речь идет, в частности, об отходах от механической очистки и сортировки зерна в смеси, смесях пестицидов и агрохимикатов, утративших потребительские свойства, отходах очистки вод перед закачкой их в пласт при добыче сырой нефти и природного газа.
Кроме того:
- изменяются наименования некоторых позиций (в частности, группы 3 05 100 00 00 0 с "Отходы окорки древесины" на "Кора древесная при транспортировке, хранении, окорке древесины"; группы 3 06 190 00 00 0 с "Прочие отходы производства бумаги и картона" на "Прочие отходы производства целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона"; группы 3 13 231 00 00 0 с "Отходы производства диолов" на "Отходы производства этиленгликолей";
- корректируются коды отдельных групп отходов (в частности, группы "коксовые отложения при зачистке технологического оборудования производства этилена" с кода 3 13 123 82 20 3 на код 3 13 123 82 20 4);
- исключены некоторые позиции (в частности, 3 01 181 10 00 0 "Отходы производства сахара из сахарной свеклы", 3 13 132 00 00 0 "Отходы производства углеводородов ароматических с двумя или более бензольными кольцами").
Положения о предоставлении земельных участков Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы приведены в соответствие с иными законодательными актами
Речь идет о Федеральном законе от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", который приводится в соответствие с положениями Федеральных законов от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для
собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, приведен порядок предоставления указанным лицам в собственность бесплатно земельных участков, а также уточнена терминология указанного Федерального закона N 5-ФЗ.
До 1 января 2022
года продлено приостановление действия закона о базовой стоимости необходимого социального набора
Базовая стоимость необходимого социального набора применяется для определения долговой стоимости одного долгового рубля, на основании которой предусматривается восстановление сбережений граждан, размещенных во вклады Сбербанка России до 20 июня 1991 года.
Действие указанного Федерального закона от 04.02.1999 N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора" приостановлено, как и ранее, в связи с отсутствием финансового обеспечения, а также правового регулирования, предусматривающего механизм перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства государства.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.
Гражданам, состоящим на воинском учете, с их согласия может быть выдана
персональная электронная карта
Установлено, что гражданам, состоящим на воинском учете, выдается один из документов воинского учета:
удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
справка взамен военного билета.
Органы, осуществляющие воинский учет, вправе с согласия граждан выдавать им также персональные электронные карты. Персональная электронная карта может содержать персональные данные гражданина, в том числе биометрические, определенные Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719.
Предусматривается, что сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержащихся в документах воинского учета, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Уточнены критерии, при соответствии которым фильм не
требует получения прокатного удостоверения для его показа на международном кинофестивале, проводимом в РФ
Теперь демонстрация фильма без прокатного удостоверения будет возможна на кинофестивале, общая продолжительность которого составляет не менее 3 дней и не более 15 дней при условии, что показ такого фильма на данном кинофестивале осуществляется не более пяти раз.
В случае проведения мероприятий данного кинофестиваля с периодичностью более 1 раза в год их общая продолжительность не должна превышать 15 дней, а каждое мероприятие не должно длиться менее трех дней подряд, при условии, что суммарное количество показов такого фильма на всех мероприятиях в рамках данного кинофестиваля не превышает пяти раз.
Установлено также, что не требуется получение прокатного удостоверения в случае показа фильмов исключительно в культурно-просветительских целях и в рамках осуществления уставной деятельности музеями, выставочными залами или образовательными организациями, реализующими основные образовательные программы.
Кроме того, фильмы зарубежного производства, при их показе в рамках межгосударственного культурного сотрудничества, освобождены от необходимости получения прокатного удостоверения.
Россия присоединилась к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа
Протокол принят в Лондоне 1 ноября 2002 года и вступил в силу 23 апреля 2014 года. В Протоколе участвуют Греция, Дания, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция и другие страны.
Протоколом предусмотрены, в частности, следующие изменения конвенции:
- введено обязательное страхование пассажиров на судах и повышены пределы ответственности перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира;
- установлен предел ответственности по каждому конкретному инциденту за все время перевозки, а не относительно перевозки в целом;
- включены положения о запрете государством-участником судну, плавающему под его флагом, эксплуатироваться в любое время, если оно не имеет свидетельства об обязательном финансовом обеспечении (положение относится к суднам, к которым применяются положения конвенции);
- установлена обязанность государства-участника убедиться в том, что судно, которому разрешена перевозка более 12 пассажиров, где бы оно ни было зарегистрировано, при входе или выходе из порта на его территории, имеет обязательное финансовое обеспечение;
- исключена ответственность перевозчика, если инцидент произошел в результате войны, военных действий, гражданской войны, восстания или естественного явления исключительного, неизбежного и непреодолимого характера; или если такой инцидент был всецело вызван действием или упущением, совершенным с намерением вызвать инцидент третьей стороной.
Россией ратифицировано временное соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Ираном
Соглашение подписано 17 мая 2018 года в Астане и формирует основные правила торговли между ЕАЭС и Ираном, максимально приближенные к правилам Всемирной торговой организации, а также охватывает вопросы применения защитных мер и таможенного администрирования.
Соглашение предусматривает либерализацию торговли в отношении установленной номенклатуры товаров: 502 кода ТН ВЭД со стороны Союза и 360 кодов товарной номенклатуры Ирана. В отношении определенных товаров принимаются обязательства по отказу от применения количественных запретов и ограничений на ввоз.
Также соглашение содержит положения, закрепляющие базовые стандарты ВТО в части ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер, технического регулирования.
Кроме того, в соглашении определен порядок разрешения споров, предусмотрено учреждение совместного комитета, который будет контролировать применение соглашения.
Россией ратифицировано соглашение о международных договорах ЕАЭС с третьими государствами и международными организациями
Соглашение было подписано 14 мая 2018 года в Сочи и определяет порядок заключения, прекращения и приостановления действия международных договоров ЕАЭС с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями, в отношении предмета регулирования которых ЕАЭС наделен необходимой компетенцией.
В соответствии с соглашением предложение о заключении международного договора может вноситься государством-членом, членом Совета Евразийской экономической комиссии или третьей стороной.
Соглашением регламентированы процедуры взаимодействия государств-членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии по заключению указанных договоров.
С 2021 года штраф за непредставление юрлицом в налоговый орган годовой бухгалтерской отчетности может составить до 700 тыс. рублей
Законом о бухгалтерском учете устанавливается обязанность представления в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением о ней (в случае если такая отчетность подлежит обязательному аудиту) в целях формирования государственного информационного ресурса.
Государственный информационный ресурс является важным источником информации, позволяющим получать данные о финансовом состоянии контрагентов, о добросовестности выполнения ими действующего законодательства, а также используется государством в том числе для проведения экономической, бюджетной, налоговой, антимонопольной и структурной политики.
В этой связи Минфином России подготовлен проект поправок в КоАП РФ в целях повышения ответственности субъектов экономической деятельности.
В частности, КоАП РФ предлагается дополнить новыми составами административных правонарушений, устанавливающими ответственность за непредставление или несвоевременное представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб., и до 500 тыс. руб. - если такая отчетность подлежит обязательному аудиту.
В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить 700 тыс. рублей.
Минфин России корректирует порядок взимания платы операторами электронных площадок при проведении электронных
процедур в сфере закупок
Проектом предусматривается, что операторы электронной площадки, специализированной электронной площадки не вправе взимать плату с лица, контракт с которым заключается в случае уклонения от заключения контракта победителя электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, а при проведении совместных конкурса или аукциона вправе взимать плату однократно.
Также устанавливается новый, неурегулированный действующими положениями нормативных правовых актов случай прекращения блокирования денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, - получение оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Предусматривается дополнительное требование, выражающееся в невозможности привлечения оператором электронной площадки третьих лиц для осуществления конкурентной закупки.
Минэкономразвития России подготовлен сдержанно-оптимистический прогноз
социально-экономического развития России на период до 2036 года с учетом ожидаемых тенденций в мировой экономике, на товарных и финансовых рынках
Предполагается, что темпы роста мировой экономики на протяжении прогнозного периода будут постепенно замедляться под воздействием структурных ограничений в развитых странах и накопленных дисбалансов в развивающихся.
Замедление мирового экономического роста приведет к постепенному охлаждению спроса на энергоресурсы. Дополнительное сдерживающее воздействие на спрос на энергоносители будет оказывать распространение энергосберегающих технологий, а также технологий, использующих альтернативные источники энергии.
С учетом изложенного в базовый сценарий Минэкономразвития России заложена предпосылка о постепенном снижении цен на нефть марки "Юралс" до уровня 52 - 53 доллара за баррель в 2025 - 2030 гг. с последующим ростом в номинальном выражении темпов долларовой инфляции.
В части внутренних условий социально-экономического развития в базовый сценарий заложены следующие предпосылки.
На прогнозном горизонте продолжится реализация денежно-кредитной политики в рамках режима инфляционного таргетирования. Особое внимание Банк России продолжит уделять мониторингу рисков финансовой стабильности и ее поддержанию. Бюджетная политика продолжит проводиться в рамках бюджетных правил, направленных прежде всего на изоляцию ключевых внутренних экономических параметров от волатильной внешнеэкономической конъюнктуры и создание условий для устойчивого экономического роста.
Тарифная политика будет проводиться в соответствии с долгосрочными принципами тарифного регулирования, приоритетом которых сохранится ограничение темпов роста цен на услуги естественных монополий уровнем инфляции.
В этих условиях не прогнозируется каких-либо существенных колебаний обменного курса рубля. За пределами среднесрочного периода ослабление рубля будет происходить темпами ниже инфляционного дифференциала, что будет обеспечиваться сравнительно высокими (по сравнению со странами - торговыми партнерами) темпами роста производительности труда.
Комплекс мер экономической политики, реализованный в 2018 - 2024 гг. (включающий национальные проекты, реформу пенсионной системы, а также ряд других мероприятий, направленных на достижение национальных целей) обеспечит ускорение потенциальных темпов роста российской экономики до уровня около 3%.
Это будет достигнуто за счет следующих факторов:
- постоянный рост численности рабочий силы в результате увеличения продолжительности жизни, роста продолжительности здоровой жизни и, соответственно, повышения уровня экономической активности населения;
- модернизация основных фондов, достигнутая за счет более высокого уровня и эффективности инвестиций в основной капитал;
- более высокая производительность труда, обусловленная технологической модернизацией, цифровизацией экономических процессов, использованием инновационных технологий, а также повышением эффективности бизнес-процессов. Важную роль здесь также будет играть донастройка системы образования;
- рост совокупной факторной производительности, что представляет собой синергетический эффект от вышеперечисленных структурных изменений.
В этих условиях темпы роста ВВП стабилизируются на уровне около 3% при сохранении инфляции на целевом уровне. Изменения в структуре спроса, которые произойдут в 2019 - 2024 гг., окажутся устойчивыми и в долгосрочном периоде. Доля инвестиций в ВВП сохранится на уровне 26 - 27%, обеспечивая постоянное технологическое обновление основных средств.
После опережающего роста в среднем на 5,7% в реальном выражении в 2018 - 2024 гг. темпы роста инвестиций в основной капитал постепенно замедлятся до 3% и стабилизируются на этом уровне.
По мере введения в эксплуатацию нового оборудования, распространения новых технологических процессов и повышения эффективности управления рост производительности труда в целом по экономике будет ускоряться в период до 2024 г. (в первую очередь за счет опережающего роста производительности труда в базовых несырьевых секторах). В дальнейшем рост производительности труда будет постепенно замедляться по мере приближения по уровню благосостояния к развитым странам.
Постепенное увеличение рабочей силы будет трансформироваться в рост численности занятых также благодаря некоторому снижению естественного уровня безработицы, который будет достигаться благодаря расширению возможностей по оперативному поиску работы (в том числе благодаря массовому распространению цифровых технологий), а также структурному снижению уровня безработицы в отдельных регионах, в которых в настоящее время этот показатель превышает среднероссийский уровень.
Ожидается, что рынок труда будет находиться преимущественно в равновесии. В результате реальный темп роста заработных плат будет в течение прогнозного периода близок к темпам роста производительности труда. Устойчивый рост заработных плат в реальном выражении (наряду с индексацией страховых пенсий по старости выше инфляции) создадут основу для устойчивого темпа роста потребления домашних хозяйств. В результате расходы домашних хозяйств на конечное потребление начиная с 2025 г. будут расти темпом не ниже
3% в реальном выражении.
В течение прогнозного периода будет возрастать вовлеченность России в мировую экономическую систему (в том числе в международную торговлю). При относительно стабильных долях в структуре ВВП экспорта и импорта товаров возрастет торговля услугами. Так, доля экспорта услуг в ВВП вырастет с 3,7% в 2017 г. до 5,3% в 2036 г., а доля импорта услуг в ВВП вырастет с 5,6% в 2017 г. до 8,6% в 2036 году.
В структуре товарного экспорта произойдут серьезные структурные сдвиги. Доля экспорта топливно-энергетических ресурсов снизится более чем вдвое (с 54,1% в 2017 году до 26,5% к 2036 году) в пользу продукции химической и пищевой промышленности и отрасли машиностроения.
Соответствующие изменения произойдут и в структуре произведенного ВВП. Возрастет доля сектора услуг. При снижении доли добычи полезных ископаемых возрастет доля обрабатывающей промышленности, строительного сектора.
В 2018 - 2036 годах ожидается рост производства товаров инвестиционного спроса. Важную роль продолжит играть государственный заказ, что окажет положительное влияние на развитие машиностроительного комплекса. Устойчивая позиция сохранится в секторах-экспортерах: топливно-энергетическом комплексе, металлургии, химическом производстве. Рост в пищевой промышленности продолжится высокими темпами с учетом продолжения реализации программы импортозамещения и развития отечественных производственных мощностей.
Позитивная динамика также ожидается в отраслях легкой промышленности.
Относительно рынка труда, доходов населения, здравоохранения, социальной сферы Минэкономразвития России прогнозирует, в частности, следующее.
До 2036 года на рынке труда ситуация будет определяться развитием экономики России в условиях перехода на инновационный путь развития, внедрения инноваций, роста производительности труда, повышения уровня кооперации среди предприятий и организаций, будут внедряться новые технологии и форматы взаимодействия.
Переходный период к новым границам пенсионного возраста закончится в 2028 году.
При этом численность рабочей силы в течение всего прогнозного периода будет постепенно увеличивается с 75,8 млн человек в 2018 году до 79,2 млн человек в 2036 году.
Наряду с постепенным увеличением предложения труда спрос на труд также продолжит расти в условиях динамичного экономического роста. В результате увеличение численности рабочей силы не приведет к росту безработицы, напротив, тренд на ее снижение будет сохраняться в течение всего прогнозного периода. Уровень безработицы может снизиться с 5,2% в 2017 году до 4,3% в 2034 - 2036 годах.
Ожидается, что в долгосрочном периоде будут сохранены все действующие гарантии на рынке труда со стороны государства:
- минимальный размер оплаты труда будет ежегодно устанавливаться в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года;
- достигнутые уровни заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента РФ, будут поддерживаться в долгосрочной перспективе;
- будет сохранена практика проведения ежегодной индексации заработной платы прочих категорий работников организаций бюджетной сферы.
Кроме того, росту заработной платы будут способствовать устойчивый экономический рост и увеличение производительности труда. В результате рост реальной заработной платы в долгосрочной перспективе стабилизируется на уровне 2,6%, а в целом за 2019 - 2036 гг. увеличение составит 1,6 раза.
Повышению реальных располагаемых доходов населения одновременно будет способствовать устойчивый и динамичный экономический рост, стабильный и низкий уровень инфляции, а также постепенное увеличение наиболее весомых доходных компонентов за счет мер государственной политики (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты) и снижение расходных компонентов (процентная ставка по ипотечному кредитованию). Так, по оценке Минэкономразвития России, рост реальных располагаемых денежных доходов населения
в прогнозном периоде будет постепенно ускоряться и в среднем составит 2,0% в 2019 - 2024 гг., 2,5% в 2025 - 2030 гг., в 2031 - 2036 гг. увеличится до 2,7%.
В сфере образования к 2036 году будет создана современная и безопасная цифровая образовательная среда, обеспечивающая высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, модернизирована система профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, сформирована система непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая
овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
До 2036 года будет обеспечен качественный прорыв в системе здравоохранения, внедрены инновационные разработки в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний, будет обеспечено в числе прочего:
сокращение смертности населения от основных видов заболеваний, связанное с развитием превентивной медицины, широким охватом граждан профилактическими осмотрами и скрининговыми программами;
увеличение числа инфекций, управляемых средствами специфической иммунопрофилактики, расширение национального календаря профилактических прививок;
развитие регенеративной медицины;
развитие ядерной медицины;
применение систем неинвазивной визуализации;
полная информатизация здравоохранения.
Широкое развитие получат дистанционные технологии общения врача и пациента, телемедицина, будут внедрены индивидуальные электронные системы, отслеживающие основные параметры здоровья пациента.
Определены порядок и последовательность переключений в электроустановках
Утвержденные Правила подлежат применению системным оператором, субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных энергетических системах, субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства, входящими в состав Единой энергетической системы России или технологически изолированных
территориальных энергетических систем (владельцами объектов электроэнергетики).
Правилами установлены, в числе прочего:
- права, обязанности и функции персонала, осуществляющего переключение в электроустановках;
- порядок подачи команд и разрешений на производство переключений;
- общие требования к порядку переключений в электроустановках;
- особенности переключений для предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем и объектов электроэнергетики;
- особенности переключений при вводе в работу новых (модернизированных, реконструированных) ЛЭП, оборудования, устройств РЗА;
- операции, выполняемые при выводе из работы и вводе в работу ЛЭП;
- последовательность основных операций при выводе в ремонт и вводе в работу линий электропередачи;
- последовательность выполнения основных операций при выводе оборудования в ремонт и при вводе его в работу;
- последовательность выполнения основных операций при выполнении отдельных видов переключений в распределительных электрических сетях.
Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования.
Уточнены периоды деятельности членов общин малочисленных народов для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности
Согласно внесенным поправкам в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды деятельности членов родовой, семейной общины малочисленных народов Севера, а теперь также Сибири и Дальнего Востока, до 1 января 2001 года и после 1 января 2003 года, за которые уплачены платежи на социальное страхование.
Отменен безаукционный порядок предоставления в пользование участков недр
континентального шельфа РФ
Поправка внесена в связи с несовершенством существующей процедуры безаукционного предоставления права пользования участками недр, негативно сказывающееся на освоении недр континентального шельфа в современных экономических условиях.
Уточнены положения Бюджетного кодекса РФ, касающиеся предоставления субсидий госкорпорациям в виде имущественного взноса
РФ
Определено, что госкорпорациям могут предоставляться субсидии в виде имущественного взноса РФ в целях исполнения нормативных правовых актов Правительства РФ (принятых в случаях, определенных федеральными законами, предусматривающими создание таких корпораций) об увеличении их уставного капитала, подлежащего формированию за счет последующего предоставления имущественных взносов РФ.
Предоставление субсидий на данные цели осуществляется в порядке, определяемом указанными федеральными законами.
Определены особенности исполнения федерального бюджета в 2019 году
Предусмотрен порядок внесения в 2019 году изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, без внесения изменений в закон о бюджете (в том числе в отношении средств, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации национальных проектов (программ)).
Изменениями, вносимыми в БК РФ, установлен порядок зачисления доходов от реализации запасов драгоценных металлов и драгоценных камней в бюджеты бюджетной системы РФ - средства, получаемые от их продажи по нормативу 100 процентов, зачисляются в соответствующий бюджет (ранее указанные доходы подлежали зачислению только в федеральный бюджет).
В статью 103 БК РФ внесены изменения, предусматривающие расширение перечня возможных целей осуществления государственных заимствований.
Минфину России предоставлено право привлекать от имени Российской Федерации краткосрочные кредиты кредитных организаций на цели пополнения остатков средств на счетах федерального бюджета.
В Бюджетном кодексе РФ закреплены нормативы распределения доходов от
уплаты отдельных налоговых платежей
Так, в частности, поправками в статьи 50 и 56 БК РФ начиная с 2019 года нормативы зачисления акцизов на некоторые виды алкогольной продукции крепостью свыше 9% установлены на уровне: в бюджеты субъектов РФ - 80%, в федеральный бюджет - 20% (ранее - по 50%).
В федеральный бюджет будут зачисляться по нормативу 100 процентов акцизы на нефтяное сырье, направленное на переработку, акцизы на темное судовое топливо, производимое на территории РФ, и поступления от уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Продлено на период с 1 января 2021 года до 1 января 2024 года приостановление действия нормы БК РФ о зачислении акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ, - по нормативу 12 процентов в федеральный бюджет.
Одновременно устанавливаются нормативы распределения указанных доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ с поэтапным увеличением доли, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ (например, в 2020 году - 33,4% в федеральный бюджет и 66,6% - в бюджет субъекта РФ, а уже в 2023 году - 8,4% в федеральный бюджет и 91,6% в бюджет субъекта РФ).
Медицинские организации обязали использовать средства нормированного
страхового запаса на софинансирование расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала
Устанавливается, что нормированный страховой запас территориального фонда обязательного медицинского страхования в 2019 - 2024 годах будет расходоваться на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
Указанные средства предоставляются государственным и муниципальным медицинским организациям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в соответствии с территориальными программами ОМС, на основании соглашения, типовая форма и порядок заключения которого утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок формирования средств нормированного страхового запаса, условия их предоставления медицинским организациям и порядок их использования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Также Федеральным законом вводятся нормы о контроле со стороны Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) за соответствием базовой программе обязательного медицинского страхования тарифных соглашений, утверждаемых комиссиями, создаваемыми в субъектах РФ.
Тарифное соглашение в пятидневный срок после дня его заключения направляется председателем комиссии в Федеральный фонд для подготовки заключения. Порядок и сроки рассмотрения тарифного соглашения, подготовки заключения Федеральным фондом и его типовая форма устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если в заключении Федерального фонда сделан вывод о несоответствии тарифного соглашения базовой программе ОМС, представители сторон тарифного соглашения
обеспечивают внесение соответствующих изменений в тарифное соглашение, а председатель комиссии повторно направляет его в Федеральный фонд в установленный им срок.
Уточнен порядок расчета тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения, подлежащего уплате уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ в бюджет ФФОМС
Устанавливается, что тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в субъекте РФ рассчитывается как произведение тарифа, установленного Федеральным законом от 30.11.2011 N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг. Согласно настоящему Федеральному закону вместо соотношения суммы средневзвешенного
районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате к максимальному значению суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате, равному 3; коэффициент дифференциации будет рассчитываться как отношение наибольшего значения одного из двух коэффициентов: суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надб
авки к заработной плате, либо отношения заработной платы в регионе к заработной плате в РФ - к максимальному значению суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате или к максимальному значению коэффициента уровня среднемесячной заработной платы соответственно.
Кроме того, вводится порядок определения коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, в соответствии с которым коэффициент удорожания предыдущего года увеличивается на индекс роста потребительских цен, определенный прогнозом социально-экономического развития РФ.
Коэффициент дифференциации и коэффициент удорожания стоимости медицинских услуг будет ежегодно устанавливаться федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий финансовый год и плановый период.
Определены основные параметры бюджета ФФОМС на 2019 год и
плановый период 2020 - 2021 годов
Общий объем доходов бюджета фонда на 2019 год прогнозируется в сумме 2 098,2 млрд рублей, на 2020 год - 2 349,9 млрд рублей, на 2021 год - 2 495,8 млрд рублей.
Расходы бюджета фонда на 2019 год запланированы в сумме 2 190,4 млрд рублей, на 2020 год - 2 350,5 млрд рублей, на 2021 год - 2 501,5 млрд рублей.
Дефицит бюджета фонда в 2019 году составит 92,2 млрд рублей, в 2020 и 2021 годах 0,5 млрд рублей и 5,7 млрд рублей соответственно.
Основным источником формирования доходной части бюджета фонда являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование, доля которых в общих доходах планируется: в 2019 году - 96,2% (2 019,1 млрд рублей), в 2020 году - 89,6% (2 105,7 млрд рублей) и в 2021 году - 89,2% (2 226,5 млрд рублей).
Расходные обязательства бюджета фонда на период 2018 - 2020 годов должны обеспечивать стратегические цели развития здравоохранения и ОМС, предусмотренные указами Президента РФ, государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", другими документами стратегического планирования.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, планируется направить из бюджета фонда в 2019 году 100,8 млрд рублей, в 2020 году - 103,9 млрд рублей, в 2021 году - 109 млрд рублей.
Сформирован бюджет ПФР на период 2019 - 2021 годов
Бюджет фонда на 2019 год сформирован по доходам в сумме 8 612,7 млрд рублей и по расходам в сумме 8 635,9 млрд рублей. Таким образом, дефицит бюджета Фонда планируется в размере 23,23 млрд рублей
В 2020 и 2021 годах доходы бюджета фонда прогнозируются соответственно в сумме 8 995,5 млрд рублей и 9 294,3 млрд рублей.
Расходы в 2020 году предусматриваются в сумме 9 017,4 млрд рублей и в 2021 году - 9 328,1 млрд рублей.
Дефицит бюджета фонда на 2020 и 2021 годы планируется в сумме 21,96 млрд рублей и 33,82 млрд рублей соответственно.
На исполнение публичных нормативных обязательств в 2019 году предусматривается направить 8 450,6 млрд рублей, в 2020 и 2021 годах - соответственно 8 830,7 млрд рублей и 9 125,3 млрд рублей.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование нарастающим итогом с начала расчетного периода составит: в 2019 году - 1 150 тыс. рублей, в 2020 году - 1 270 тыс. рублей, в 2021 году - 1 415 тыс. рублей.
Предельная величина базы определена исходя из прогнозного размера средней заработной платы в РФ: на 2019 год - 45 639 рублей, 2020 год - 48 099 рублей, 2021 год - 51 256 рублей с учетом применения повышающих коэффициентов: в 2019 году - в размере 2,1, в 2020 году - 2,2 и в 2021 году - 2,3.
Прожиточный минимум пенсионера прогнозируется: на 2019 год - 8 846 рублей, на 2020 год - 9 086 рублей и на 2021 год - 9 437 рублей. Расходы на выплату страховой пенсии в 2019 году запланированы в сумме 6 949,5 млрд рублей, в 2020 году - 7 280,5 млрд рублей, в 2021 году - 7 525,3 млрд рублей.
Индексации страховой пенсии (стоимости одного пенсионного коэффициента) и фиксированной выплаты к страховой пенсии предусматривается с 1 января 2019 года на 7,05 процента.
С 1 января 2019 года устанавливаются: стоимость одного пенсионного коэффициента - 87 рублей 24 копейки, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии - 5 334 рубля 19 копеек.
Утверждены основные характеристики бюджета ФСС РФ на 2019 - 2021
годы
Общий объем доходов бюджета фонда прогнозируется:
на 2019 год в сумме 753,0 млрд рублей;
на 2020 год в сумме 782,7 млрд рублей;
на 2021 год в сумме 792,6 млрд рублей.
Общий объем расходов бюджета фонда предусматривается:
на 2019 год в сумме 741,0 млрд рублей;
на 2020 год в сумме 787,4 млрд рублей;
на 2021 год в сумме 823,9 млрд рублей.
Таким образом, в 2019 году объем профицита бюджета фонда составит 11,9 млрд рублей, в то же время в период 2020 - 2021 годов планируется дефицит в объеме 4,7 млрд рублей и 31,3 млрд рублей соответственно.
Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, определен на 2019 год в сумме 641,1 млрд рублей, на 2020 год - 685,7 млрд рублей и на 2021 год - 720,3 млрд рублей.
Наименование Банка развития - государственной корпорации
"Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" заменено на Государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ"
Предусмотрено, что ВЭБ.РФ на основании решения Правительства РФ обеспечивает координацию деятельности институтов развития по вопросам долгосрочного социально-экономического развития РФ, создания условий для устойчивого экономического роста и устранения инфраструктурных ограничений, развития инфраструктуры и инноваций, развития и поддержки экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг), повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, участия
институтов развития в реализации национальных проектов (программ), государственных программ, федеральных целевых программ, а также организацию взаимодействия этих институтов развития. Критерии отнесения российских юридических лиц к институтам развития или их перечень определяются указанным решением Правительства РФ.
Уставный капитал ВЭБ.РФ состоит из сформированной части и части, подлежащей последующему формированию в соответствии с нормативным правовым актом Правительства РФ.
Установлено, что функции по осуществлению финансовой, страховой, гарантийной и иной поддержки экспорта реализуются АО "Российский экспортный центр", АО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком (АО) и их дочерними хозяйственными обществами в соответствии с настоящим Федеральным законом, актами Правительства РФ, решениями уполномоченных органов управления этих организаций.
ВЭБ.РФ на основании решения Правительства РФ будет осуществлять координацию деятельности АО "Российский экспортный центр", АО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", Государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка (АО) и иных институтов развития по вопросам развития и поддержки экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), а также организацию взаимодействия этих институтов развития. Определены правовой статус,
порядок осуществления деятельности и функции указанных акционерных обществ.
В соответствии с нормативным правовым актом Правительства РФ уставный капитал корпорации развития малого и среднего предпринимательства может быть увеличен за счет последующего внесения РФ вкладов в указанный уставный капитал (решение об утвержденном размере уставного капитала). Предусмотрены требования к данному акту Правительства РФ.
Также оговорено, что изменение наименования Внешэкономбанка на "ВЭБ.РФ" не является реорганизацией, не изменяет и не прекращает права и обязанности государственной корпорации развития ВЭБ.РФ в отношении РФ и любых третьих лиц, включая кредиторов, в том числе иностранных, а также не изменяет и не прекращает права и обязанности ВЭБ.РФ как агента Правительства РФ.
Для получения дубликата удостоверения на право управления маломерными суд
ами заявитель не обязан представлять медицинскую справку
Верховный Суд РФ признал не действующим со дня вступления решения суда в законную силу положение абзаца шестого пункта 3.15 Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС России от 27 мая 2014 г. N 262, в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования
выдачу дубликата удостоверения в связи с его утерей либо приходом в негодность ставит в зависимость от представления заявителем медицинской справки.
Верховный Суд РФ указал, в частности, следующее.
Как указано в пункте 1.6 Правил аттестации, сроки и последовательность административных процедур (административных действий) аттестации устанавливаются приказом МЧС России от 27 мая 2014 г. N 263 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной
инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Административный регламент).
Административным регламентом установлен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по аттестации, которые подразделяются на документы, подлежащие представлению на бумажном носителе лично заявителем, и документы, подлежащие получению по запросу в единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Лично заявителем на бумажном носителе при каждом случае предоставления государственной услуги по аттестации представляются заявление, документ, удостоверяющий
личность, медицинская справка о годности к управлению маломерным судном (пункты 22 и 23).
Медицинская справка представляется по результатам медицинского освидетельствования, проводимого организацией, имеющей соответствующую лицензию, для определения в установленном порядке годности по состоянию здоровья к управлению маломерными судами (пункт 26 Административного регламента).
Такая справка выдается в соответствии с Инструкцией о порядке предварительных и периодических медицинских осмотров судоводителей индивидуальных маломерных судов, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 26 мая 1986 г. N 724, лицам, признанным годными по состоянию здоровья к управлению индивидуальными маломерными судами, подписывается врачом-терапевтом, ответственным за медицинский осмотр, и заведующим терапевтическим отделением поликлиники (пункт 6).
Из содержания личной карточки судоводителя усматривается, что в ней отражаются результаты проверки теоретических знаний, реквизиты выданного судоводителю на основании Протокола заседания аттестационной комиссии удостоверения на право управления маломерным судном соответствующего типа. В карточку также заносятся данные о представлении заявителем медицинской справки, являющейся одним из необходимых документов для принятия аттестационной комиссией решения о допуске к аттестации (приложение N 2 к
Административному регламенту).
Пунктом 30 Административного регламента предусмотрено, что в подразделении ГИМС с документов заявителя, удостоверяющих личность, и документов о подготовке или квалификации снимаются копии, после чего эти документы возвращаются заявителю.
Входными документами, находящимися в распоряжении государственных органов, являются: документы (информация) об уплате заявителем государственной пошлины; документы с результатами аттестаций заявителя, проводившихся ранее (данные, внесенные в личные карточки судоводителя по результатам проводившихся ранее аттестаций). Непредставление заявителем указанных документов не является основанием для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги по аттестации (пункт 32 Административного
регламента).
В силу пунктов 34 и 35 Административного регламента данные, внесенные в личные карточки судоводителя по результатам проводившихся ранее аттестаций, содержатся в электронной базе автоматизированной информационной системы ГИМС МЧС России и получаются подразделением ГИМС в установленном порядке. Заявитель вправе по собственной инициативе представить документы, подтверждающие факт уплаты государственной пошлины, а также имеющуюся личную карточку судоводителя с результатами аттестаций, проводившихся
ранее.
Из анализа приведенных норм следует, что медицинская справка заявителем представляется в числе других документов для прохождения аттестации с целью получения права управления маломерным судном, которое подтверждается выдачей удостоверения. Сведения о наличии медицинской справки, результаты аттестации, данные о выданном удостоверении, внесенные в личную карточку судоводителя, находятся в распоряжении подразделений ГИМС.
Административный регламент не содержит предписаний, возлагающих на заявителя обязанность при выдаче дубликата удостоверения в связи с его утерей или приходом в негодность представлять медицинскую справку.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в статье 7 запрещает органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги, требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также
представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 данной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муницип
альные услуги, по собственной инициативе (пункты 1 и 2 части 1).
Учитывая, что последовательность административных процедур (административных действий) аттестации, деятельность аттестационных комиссий осуществляются в соответствии с Административным регламентом, а выдача дубликата удостоверения в связи с его утерей или приходом в негодность производится посредством предоставления соответствующей государственной услуги, положение абзаца шестого пункта 3.15 Правил аттестации, возлагающее на заявителя обязанность представлять медицинскую справку, в указанном
случае нельзя признать правомерным.
Верховный Суд РФ признал неправомерным требование МВД России о подтверждении факта уплаты государственной пошлины за выдачу водительского удостоверения информацией, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах
Верховный Суд РФ признал не действующим со дня вступления решения в законную силу пункт 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденного Приказом МВД России от 20 октября 2015 г. N 995, в той мере, в какой его положение в системе действующего правового регулирования не допускает подтверждения плательщиком факта
уплаты государственной пошлины способами, предусмотренными абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 333.18 НК РФ: в безналичной форме - платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении; в наличной форме - либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией,
выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата.
Верховный Суд РФ, в частности, указал следующее.
Статьей 333.33 НК РФ установлены размеры государственной пошлины, уплачиваемой за выдачу национального водительского удостоверения, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, в частности изготавливаемого из расходных материалов на пластиковой основе - 2 000 рублей; изготавливаемого из расходных материалов на пластиковой основе нового поколения - 3 000 рублей (подпункт 43.1 пункта 1).
В статье 333.18 НК РФ приведены порядок и сроки уплаты государственной пошлины. Пунктом 3 этой статьи закреплено, что государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме (абзац первый). Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в
том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении (абзац второй).
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата (абзац третий). Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах,
предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (абзац четвертый). При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется (абзац пятый).
Установленное пунктом 24 Административного регламента предписание о том, что факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается информацией об уплате государственной пошлины, содержащейся в ГИС ГМП, не соответствует приведенным нормам НК РФ, поскольку ограничивает подтверждение плательщиком факта уплаты государственной пошлины только одним способом, закрепленным в абзаце четвертом пункта 3 статьи 333.18 НК РФ, и не допускает подтверждения плательщиком факта уплаты государственной пошлины
способами, предусмотренными абзацами вторым и третьим пункта 3 указанной статьи.
Верховный Суд РФ закрепил право пассажиров на провоз личных вещей в качестве ручной клади сверх нормы, установленной перевозчиком, без взимания дополнительной
платы
Общество, осуществляющее деятельность, связанную с перевозкой воздушным транспортом пассажиров, просило признать не действующим пункт 135 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила), утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82 в части установления возможности провоза пассажиром в качестве ручной клади сверх установленной нормы
бесплатного провоза ручной клади рюкзака, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, дамской сумки, портфеля с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами, букета цветов, верхней одежды, костюма в портпледе, полагая его противоречащим пункту 3 статьи 786 Гражданского кодекса РФ, подпункту 21 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса РФ и возлагающим на перевозчика не предусмотренную законом обязанность принимать к перевозке вещи сверх нормы бесплатного п
ровоза ручной клади, в ряде случаев без учета их веса, габаритов и возможности безопасного размещения на борту воздушного судна. По мнению Общества, реализация на практике оспоренного предписания создает условия, противоречащие требованиям безопасности полетов.
Решением Верховного Суда РФ в удовлетворении административного искового заявления Обществу отказано.
Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ оставила вынесенное решение без изменения, указав при этом, в частности, следующее.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и
ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (пункты 1, 2 статьи 102 Воздушного кодекса РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 786 Гражданского кодекса РФ пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Статьей 106 Воздушного кодекса РФ установлено, что пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными на основании требований эксплуатационной документации воздушного судна, и позволяет размещать ручную кладь в пассажирской кабине (салоне) воздушного судна (подпункт 21 пункта 2).
Пункт 133 Правил определяет, что пассажир воздушного судна имеет право провоза ручной клади в салоне воздушного судна в пределах установленной перевозчиком нормы без дополнительной платы. В качестве ручной клади принимаются вещи, не содержащие запрещенных к перевозке в салоне воздушного судна веществ и предметов, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна. Норма бесплатного провоза ручной клади, установленная перевозчиком, не может быть
менее пяти килограммов на одного пассажира. Ручная кладь, превышающая по весу и/или габаритам установленную перевозчиком норму бесплатного провоза ручной клади, сдается пассажиром в багаж в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира.
Определяя минимальную весовую норму бесплатного провоза ручной клади пассажиром, которая не может быть уменьшена перевозчиком, Правила предоставляют перевозчику возможность установления предельного веса и габаритов ручной клади, которые позволяют безопасно поместить ее в салоне воздушного судна, одновременно предусматривая право пассажира провозить без взимания дополнительной платы в качестве ручной клади иные вещи, перечисленные в пункте 135.
Права пассажиров на возможность провоза в качестве ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза ручной клади рюкзака, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, дамской сумки, портфеля с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами, букета цветов, верхней одежды, костюма в портпледе четко и ясно сформулированы в оспоренной норме; каких-либо неясностей, приводящих к неоднозначному толкованию, в ней не содержится.
Как правильно указано в обжалуемом решении, ни Гражданский кодекс РФ, ни Воздушный кодекс РФ, ни какой-либо иной нормативный правовой акт, регулирующие рассматриваемые правоотношения в области гражданской авиации, не содержат предписаний, согласно которым правовой режим ручной клади не может быть распространен на вещи пассажира, перечисленные в пункте 135 Правил, если они не содержат запрещенных к перевозке в салоне воздушного судна веществ и предметов.
Поскольку норма бесплатного провоза ручной клади, установленная в пункте 133 Правил, и норма, установленная в пункте 135 Правил, определены Минтрансом России в пределах полномочий по принятию правил перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов, а оспоренное предписание не противоречит изложенным выше правовым нормам Гражданского и Воздушного кодексов Российской Федерации, вывод суда об отказе в удовлетворении заявленного Обществом
требования правомерен.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что отсутствие в пункте 135 Правил специального указания на вес и габариты разрешенных к провозу в качестве ручной клади дамской сумки, портфеля и букета цветов в системе действующего правового регулирования не может расцениваться (как ошибочно полагает Общество) в качестве возможности для провоза пассажиром, применительно к рассматриваемому праву, вещей, очевидно не относящихся к числу малогабаритных и позволяющих их поместить в местах провоза ручной клади
без ущерба для реализации прав иных пассажиров или требований по обеспечению безопасности.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что по своему правовому содержанию оспариваемый в части пункт во взаимосвязи с иными нормами Правил, обеспечивая необходимый уровень обслуживания пассажиров, не предполагает, что пассажир без согласия перевозчика может провезти в салоне воздушного судна без взимания дополнительной платы вместе с имеющейся у него ручной кладью в пределах установленных перевозчиком норм сразу несколько комплектов верхней одежды, костюмов в портпледе или одновременно и
рюкзак, и дамскую сумку, и портфель.
Согласно пункту 5 Правил пассажир, грузоотправитель, грузополучатель обязаны соблюдать законодательство РФ, международные договоры РФ и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка пассажиров, багажа и грузов, касающиеся перевозки пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным
фитосанитарным видами контроля.
С учетом изложенного выше довод Общества о том, что право пассажира на провоз в салоне воздушного судна личных вещей, закрепленное в оспоренном положении, вступает в конфликт с обязанностью перевозчика обеспечить их безопасное размещение, является необоснованным.