Подписан закон,
вносящий многочисленные поправки в Налоговый кодекс РФ
Закон направлен на устранение неопределенностей и формирование единообразного подхода к налогообложению некоторых операций.
Изменениями, вносимыми в Налоговый кодекс РФ, в частности:
конкретизирован перечень случаев, когда лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации;
к доходам в сумме, превышающей взнос участника (акционера), полученным при его выходе из организации (при распределении имущества ликвидируемой организации), подлежат применению правила налогообложения, предусмотренные для дивидендов;
уточнен порядок признания убытков акционерами (участниками, пайщиками) при ликвидации хозяйственных обществ;
скорректированы правила признания физических лиц и отдельных категорий организаций фактическими получателями дохода.
Законом ограничивается сумма начисленной пени размером недоимки.
В части уплаты конкретных налогов внесены, в частности, следующие поправки.
НДС: к операциям, не подлежащим налогообложению НДС, отнесена реализация услуг по техническому управлению морскими судами и судами смешанного (река - море) плавания, оказываемых иностранным лицам; уточнен порядок определения налоговой базы по НДС при реализации сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры; в новой редакции изложены положения, касающиеся применения налоговых вычетов по НДС при приобретении товаров (работ,
услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций.
Налог на прибыль: уточнены правила применения пониженных ставок, установленных субъектами РФ, а также скорректированы некоторые положения о налогообложении прибыли иностранных организаций.
НДФЛ: исключено условие о налоговом резидентстве РФ при освобождении от НДФЛ доходов от продажи недвижимого имущества; скорректированы правила получения имущественного налогового вычета.
Акцизы: дополнены условия, при соблюдении которых осуществляется выдача свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья.
НДПИ: уточнен порядок налогообложения в отношении участков недр, расположенных полностью или частично в границах Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми, а также введен особый порядок применения положений налогового законодательства, изменяющих условия налогообложения в отношении организаций, участвующих в реализации инвестиционных проектов.
С 1 января 2019 года для самозанятых лиц вводится налог на профессиональный доход
Эксперимент по применению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" будет проводиться в городе Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Период проведения - до 31 декабря 2028 года.
Применять специальный налоговый режим вправе физические лица, в том числе ИП и получающие доходы от деятельности, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников.
Законом определен ряд ограничений для применения данного спецрежима. Это, в том числе: реализация подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке; добыча и (или) реализация полезных ископаемых; получение доходов, превышающих в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.
Постановка на налоговый учет и уплата налога могут производиться с помощью бесплатного мобильного приложения "Мой налог".
Налоговым периодом признается календарный месяц. Ставки - 4 процента, если реализация осуществляется физлицам, и 6 процентов, если реализация осуществляется ИП и ЮЛ.
Налоговая декларация по данному налогу не представляется.
В законодательных актах закреплены условия
ведения деятельности самозанятыми лицами
В связи с проведением эксперимента по введению специального налогового режима для самозанятых лиц внесены поправки в ряд законодательных актов, в том числе в НК РФ, Закон о ККТ и Закон об обязательном пенсионном страховании.
Законом, в частности, в НК РФ установлена ответственность в виде штрафа за нарушение сроков передачи в налоговый орган сведений о расчетах, связанных с получением дохода, в отношении которого уплачивается налог на профессиональный доход.
Уточнены положения НК РФ, касающиеся предоставления имущественного налогового вычета при продаже недвижимого имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности.
В Законе о ККТ предусматривается возможность не применять контрольно-кассовую технику индивидуальными предпринимателями в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход.
Устанавливаются особенности уплаты налогоплательщиками, применяющими данный налоговый режим, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в добровольном порядке.
Кроме того, законом продлевается на 2019 год освобождение самозанятых граждан от уплаты НДФЛ в отношении услуг репетиторов, помощников по хозяйству и пр.
Конкретизированы доходы профессиональных объединений страховщиков, не учитываемые при исчислении налога на прибыль
Поправками детализируется перечень средств, относящихся к целевым поступлениям, которые получены профессиональными объединениями страховщиков, созданных в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования.
Законом, в частности, установлено, что средства, которые получены для компенсации недостающей части активов при передаче страхового портфеля, признаются целевыми поступлениями и не облагаются налогом на прибыль.
Принят закон о льготах для лиц, осуществляющих пожертвования государственным и
муниципальным учреждениям культуры
В случае осуществления пожертвований учреждениям культуры и некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области культуры, законами субъектов РФ предельный размер социального налогового вычета по НДФЛ может быть увеличен с 25 до 30 процентов суммы дохода, подлежащего налогообложению.
Для организаций предусматривается возможность уменьшения налога на прибыль на сумму инвестиционного налогового вычета в сумме расходов в виде пожертвований. Размер такого вычета не должен быть более 100% суммы расходов на пожертвования, перечисленной указанным выше организациям.
Право на применение инвестиционного налогового вычета, предельные суммы расходов на пожертвования и категории учреждений культуры и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым учитываются при определении вычета, устанавливаются законами субъектов РФ.
В единый реестр проверок будет включаться информация о новых видах проверок и о контрольной
закупке
Установлено, что в реестр будет включаться информация о плановых и внеплановых проверках (результатах их проведения и принятых мерах), в том числе:
деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
проводимых антимонопольным органом в соответствии со статьей 25.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в т.ч. в отношении федеральных органов исполнительной власти, иных осуществляющих функции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, физических лиц, не имеющих статуса ИП.
Также в реестр будет включаться информация о контрольной закупке, проводимой в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Установлено, что совокупность включаемой в единый реестр проверок информации составляет электронный паспорт проверки или контрольной закупки.
Уточнена информация о составе и сроках внесения в единый реестр проверок сведений, а также доступа к информации реестра отдельных лиц и организаций.
В настоящее время реестр содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юрлиц и ИП, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и проверках органов государственной власти субъектов РФ, их должностных лиц, об их результатах и о принятых мерах.
Срок действия договоров о закреплении квот добычи водных биоресурсов продлен до конца 2018 года
Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" дополняется новой статьей 60.1, которой установлено, что при отсутствии отказа лиц, у которых имеется право на добычу (вылов) водных биоресурсов на основании договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного или промышленного рыболовства, за исключением промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах, а также в районах действия
международных договоров РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, срок действия которых истекает ранее 31.12.2018, от предоставленного по соответствующему договору права на добычу (вылов) водных биоресурсов, срок действия такого договора считается продленным по 31.12.2018 включительно на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Учитывая, что с 1 января 2019 года вступает в силу норма, в соответствии с которой право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке предоставляется на основании договора пользования рыболовным участком, Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" дополняется положениями, предусматривающими порядок и сроки переоформления договоров о предоставлении рыбопромысловых участков на договоры пользования рыболовными участками, а также условия
осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов на таких участках до переоформления договоров.
Кроме того, статья 21 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дополняется положениями, предусматривающими, что лица, осуществлявшие за счет собственных средств искусственное воспроизводство анадромных видов рыб на основании договора на искусственное воспроизводство анадромных видов рыб с использованием принадлежащих им объектов рыбоводной инфраструктуры, имеют право на
заключение договора пользования рыбоводным участком для осуществления пастбищной аквакультуры анадромных видов рыб без проведения торгов (конкурсов, аукционов) при условии внесения платы, предусмотренной законодательством.
Установлены нормативы зачислений в бюджеты налога на профессиональный доход
Начиная с 1 января 2019 года в городе Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан будет проводиться эксперимент по введению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" для самозанятых лиц.
Принятым законом устанавливается, что в бюджет субъекта РФ доля поступлений от уплаты данного налога составит 63 процента, в бюджет ФФОМС 37 процентов.
Минфином
России сообщены условия для заключения новых госконтрактов в пределах неиспользованных лимитов бюджетных обязательств
Указано, в частности, что при наличии после 1 октября 2018 года на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета неиспользованного остатка лимитов бюджетных обязательств, образовавшегося по результатам конкурсных процедур при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), начатых до 1 октября 2018 года, основания для отзыва ТО ФК указанных лимитов бюджетных обязательств не предусмотрены.
По мнению Минфина России, получателями средств федерального бюджета могут быть заключены новые государственные контракты в пределах указанных неиспользованных лимитов бюджетных обязательств при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 14 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. N 1496.
Согласно данному пункту не допускается принятие после 1 декабря 2018 года бюджетных обязательств, возникающих из госконтрактов, предусматривающих сроки оплаты поставленных товаров (работ, услуг) или выплаты аванса, в том числе по отдельным этапам их исполнения, превышающие один месяц.
Утверждена форма представления сведений об осуществлении закупок продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестиционных проектов
Форма включает в себя, в числе прочего, сведения:
об инвестиционном проекте;
о наименовании и месте нахождения юридического лица, реализующего инвестиционный проект;
о финансировании инвестиционного проекта.
Кроме того, утверждена форма уведомления о включении инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов, в которой отражаются, в частности, сведения о территории реализации инвестиционного проекта, его целях, результатах и стоимости, а также юридическом лице, реализующем инвестиционный проект.
Сведения по утвержденным формам подлежат представлению в Минпромторг России.
Скорректированы обязательные нормативы для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции
Настоящим Указанием признаны утратившими силу абзац седьмой пункта 2.1 (предусматривающий в качестве одного из обязательных нормативов НДКО максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных НДКО своим участникам (акционерам)) и пункт 2.9 (определяющий, что максимально допустимое числовое значение норматива максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных НДКО своим участникам (акционерам) (Н9.1), устанавливается в размере 100
процентов от величины собственных средств (капитала) НДКО) Инструкции Банка России от 21 ноября 2017 года N 182-И "О допустимых сочетаниях банковских операций небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, об обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, и об осуществлении Банком России надзора за их соблюдением".
Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Изданы методические рекомендации по выявлению операций аудируемого лица, осуществляемых в целях легализации преступных доходов
Рекомендации разработаны в целях повышения эффективности работы аудиторов при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ОД/ФТ).
Основания полагать, что операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ, представляют собой профессиональное суждение аудитора.
При рассмотрении операций (групп операций) или деятельности в целом принимаются во внимание следующие группы рисков ОД/ФТ:
- риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями регистрации и (или) деятельности аудируемого лица (страновые риски);
- риски, связанные с деятельностью аудируемого лица и его контрагентов (клиентские риски);
- риски, связанные с конкретными продуктами, услугами, операциями, каналами поставок аудируемого лица (операционные риски).
Приведенные в рекомендациях перечни рисков ОД/ФТ не являются исчерпывающими и могут изменяться (дополняться) аудиторами самостоятельно, исходя из складывающейся практики взаимодействия с аудируемыми лицами, анализа их операций, актуальных типологий ОД/ФТ и других факторов.
С 1 декабря 2018 г. по 1 марта 2022 г. на территориях г. Москвы и Республики Татарстан будет проводиться эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств
Целями и задачами эксперимента являются:
апробация движения высокоавтоматизированного транспортного средства в автоматизированном режиме управления по автомобильным дорогам общего пользования;
определение фактических значений качественных и количественных характеристик автоматизированной системы вождения;
определение фактической эффективности работы автоматизированной системы вождения;
подтверждение возможности эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства на автомобильных дорогах общего пользования в автоматизированном режиме управления;
выработка технических требований к автоматизированной системе вождения для разработки технических регламентов и документов по стандартизации.
Участниками эксперимента являются Минпромторг России, МВД России, собственник высокоавтоматизированного транспортного средства, испытательная лаборатория.
В приложении к настоящему Постановлению приводится положение о проведении эксперимента, которым определяются условия и порядок его проведения.
Правительство РФ предлагает ужесточить административную ответственность за правонарушения в сфере охраны окружающей среды
В частности, предусматривается установить административную ответственность за:
- несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления;
- несоблюдение требований при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой;
- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с потенциально опасными химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами;
- несоблюдение требований при обращении с отходами животноводства;
- нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов или декларации о количестве выпущенных товаров;
- отсутствие контроля за состоянием свалок или применением отходов для рекультивации земель и карьеров;
- неуплату в установленные сроки утилизационного сбора по группам производимых или ввозимых товаров предпринимателями или организациями, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.
Кроме того, корректируется административная ответственность за нарушение установленных требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании отходов производства и потребления. Поправками за соответствующее нарушение предусматривается ответственность в виде штрафа: для граждан - от 1000 до 1500 руб. (сейчас - от 1000 до 2000 руб.), для должностных лиц - от 20 000 до 25 000 руб. (сейчас - от 10 000 до 30 000 руб.), для индивидуальных
предпринимателей - от 30 000 до 40 000 руб. (сейчас от 30 000 до 50 000 руб.), для юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб. (сейчас - от 100 000 до 250 000 руб.).
Предлагается закрепить правовые основания
предоставления АО "Корпорация СМП" субсидий на финансовое обеспечение обязательств по предоставленным гарантиям
Закон о развитии малого и среднего предпринимательства предлагается дополнить нормой, согласно которой для исполнения АО "Корпорация "МСП" обязательств по независимым гарантиям, выдаваемым в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляется государственная поддержка за счет средств федерального бюджета.
Согласно проекту предоставление такой господдержки допускается до 31 декабря 2029 года.
Бюджетные средства будут предоставляться для исполнения обязательств по независимым гарантиям, выдаваемым в 2019 - 2024 годах, в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства по кредитным договорам, заключенным в указанный период.
Гарантийная поддержка в первую очередь будет предоставляться высокотехнологичным компаниям для быстрого внедрения новых разработок в производство.
Правительство РФ предлагает ввести единообразное правовое регулирование порядка обращения в суд, арбитражный суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов группы лиц
Настоящим законопроектом в числе прочего:
ГПК РФ дополняется новой главой, регламентирующей порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц (устанавливаются, в т.ч. условия обращения в суд, требования к исковому заявлению, порядок ведения дел, права лица, присоединившегося к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, порядок замены лица, которое ведет дело в интересах группы лиц, возможность заключения соглашения о судебных расходах, порядок принятия решения суда по делу);
вносятся изменения в АПК РФ в части увеличения предельного размера судебного штрафа, налагаемого арбитражным судом на лицо, которое ведет дело в интересах группы лиц, в случае злоупотребления им своими процессуальными правами, а также установления особенностей рассмотрения корпоративных споров по требованиям о защите прав и законных интересов группы лиц;
в ГПК РФ закрепляется норма, согласно которой иски о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе прав потребителей, подаются по месту нахождения ответчика.
Без привязки к МРОТ предлагается определять размер требований кредиторов, при
неудовлетворении которых у кредитной организации отзывается лицензия
В настоящее время пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" установлено, что в случае неудовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и обязанности по уплате обязательных платежей Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций. При этом размер указанных требований в совокупности должен составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда.
Однако согласно статье 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" применение минимального размера оплаты труда для целей, не связанных с трудовыми отношениями, не допускается.
В этой связи настоящим законопроектом устанавливается, что размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязанности по уплате обязательных платежей, при неудовлетворении которых Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций, должен составлять не менее 100 тысяч рублей.
Утверждена новая форма N 088/у "Направление на
медико-социальную экспертизу медицинской организацией"
Признан утратившим силу Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 N 77, которым была утверждена ранее применявшаяся форма.
В новую форму дополнительно будут включаться, в том числе, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.
В соответствии с требованиями законодательства новая форма утверждена Минтрудом России совместно с Минздравом России.
Минтруд России разъяснил особенности оплаты страховщиком расходов на реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья на производстве
Сообщается, в частности, следующее:
обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного лица при наличии прямых последствий страхового случая;
оплата допрасходов на реабилитацию застрахованного лица, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если федеральным учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованное лицо нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в
указанных видах помощи, обеспечения или ухода;
в случае если медицинская помощь не предусмотрена программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, но при этом входит в объем лечения застрахованного лица, определенного врачебной комиссией медицинской организации, страховщик должен обеспечить ее оплату в полном объеме;
в случае если в соответствии с программой реабилитации пострадавшего учреждением медико-социальной экспертизы определена нуждаемость застрахованного лица в сопровождении, расходы на питание и проживание сопровождающего лица подлежат оплате страховщиком.
С 1 января 2020 года отдельные государственные премии в области науки и техники, образования и культуры будут
увеличены вдвое
Речь идет о премиях, вручаемых в соответствии с Указами Президента РФ:
- от 21.06.2004 N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" (премия увеличена с 5 до 10 млн. рублей);
- от 20.03.2006 N 233 "О Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности" (премия увеличена с 5 до 10 млн. рублей);
- от 30.07.2008 N 1144 "О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых" (премия увеличена с 2,5 до 5 млн. рублей);
- от 03.02.2011 N 144 "О премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры" (премия увеличена с 2,5 до 5 млн. рублей);
- от 14.12.2013 N 915 "О премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества" (премия увеличена с 2,5 до 5 млн. рублей).
Ростуризм напомнил об особенностях безвизового посещения россиянами о. Хайнань в Китае
Граждане РФ при въезде на Хайнань с обычными паспортами с целью туризма через открытые пункты пропуска освобождаются от оформления виз при условии, что принимающими организациями являются туристические агентства, зарегистрированные на Хайнане. Во время безвизового пребывания запрещается выезжать за пределы Хайнаня.
Регистрация иностранных граждан осуществляется гостиницами, в которых они размещаются. Туристы, выбравшие для проживания частные жилые помещения или иные средства размещения, отличные от гостиниц, обязаны в течение 24 часов после прибытия зарегистрироваться в полиции или в подразделении по обслуживанию иностранных граждан по месту проживания. Регистрация осуществляется либо иностранным гражданином лично, либо владельцем средства размещения.
Туристам рекомендуется за 48 часов до прибытия на Хайнань передать следующую личную информацию в принимающее туристическое агентство: паспортные данные, авиабилеты с датами прилета и обратного вылета, бронь гостиницы, маршрут поездки по Хайнаню.