Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 09.10.2018


Неделя договорного права

На неделе будут обсуждаться явные и скрытые риски в договорной работе, позиции ВС РФ по проблемным вопросам. Большой блок вопросов от разработчиков ГК РФ касается договоров, сделок, обязательств, а также изменений в законодательстве, нового в правоприменительной и судебной практике.

Мероприятие состоится 22-26 октября в Москве. Организатор - ИРСОТ.

КонсультантПлюс – информационный партнер.

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Instagram Twitter
"Горячие" документы от 09.10.2018
  • Информационное письмо Минфина России от 02.10.2018 N 24-06-08/70718 "О начале функционирования электронных площадок, специализированной электронной площадки, применении федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ и 223-ФЗ"

    Минфин России информирует, что 1 октября 2018 г. заключены соглашения о функционировании электронной площадки, специализированной электронной площадки со всеми операторами электронных площадок, оператором специализированной электронной площадки

    В связи с этим Минфином России даются разъяснения в отношении переходного периода и реализации изменений, внесенных в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), в части осуществления закупок в электронной форме.

    В частности, сообщается, что электронные процедуры, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок до 1 октября 2018 г., проводятся на ранее отобранных электронных площадках (АО "АГЗРТ", АО "ЕЭТП", АО "РАД", АО "ЭТС", ЗАО "Сбербанк - АСТ", ООО "РТС - тендер"), которые обеспечивают проведение таких электронных процедур в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ и в ранее установленном порядке функционирования таких электронных площадок, в том числе с сохранением ранее установленного порядка открытия и ведения счетов участников закупок для обеспечения участия в электронных процедурах в аналитическом учете оператора электронной площадки на счете такого оператора в расчетной организации.

    Электронные процедуры, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок, начиная с 1 октября 2018 г. (включительно) проводятся на электронных площадках, операторы которых включены в перечень, являющийся приложением N 1 к Распоряжению Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р (АО "АГЗРТ", АО "ЕЭТП", АО "РАД", АО "ТЭК - Торг", АО "ЭТС", ЗАО "Сбербанк - АСТ", ООО "РТС - тендер", ООО ЭТП ГПБ), функционирующих в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656, в том числе в части нового механизма обеспечения заявок с использованием специальных счетов, открытых участниками закупок в банках, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р.

    Также разъясняются, в числе прочего, вопросы открытия и использования специальных счетов для обеспечения заявок на участие в электронных процедурах, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, проведения конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Законом N 223-ФЗ, проведения закрытых электронных процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.


  • Информационное письмо Минфина России от 28.09.2018 N 24-05-08/69766 "О направлении оператором электронной площадки заказчику информации и документов, аккредитованных до 1 января 2019 года на электронной площадке участников закупок, включенных в реестр, предусмотренный статьей 62 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

    Минфином России даны разъяснения по вопросу направления оператором электронной площадки заказчику информации и документов, аккредитованных до 1 января 2019 года на электронной площадке участников закупок

    Сообщается, в частности, что оператор электронной площадки с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2019 г. в случаях, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) для направления информации и документов, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, в отношении участников закупок, аккредитованных до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе, направляет заказчику информацию и документы таких участников, включенные в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе.

    Комиссия заказчика по осуществлению закупок в случаях, установленных Законом о контрактной системе для рассмотрения информации и документов, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, рассматривает направленные оператором электронной площадки информацию и документы таких участников, включенные в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе.


  • Постановление Правительства РФ от 05.10.2018 N 1201 "Об информации, не подлежащей раскрытию управляющей компанией, определенной в соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционных фондах"

    Управляющим компаниям инвестиционных фондов разрешили не раскрывать информацию об их владельцах (участниках), находящихся под санкциями

    Речь идет о лицах, являющихся акционерами (участниками) управляющей компании, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", а также о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится управляющая компания, в отношении которых действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза.

    Настоящим Постановлением таким управляющим компаниям предоставлено право принимать решение не осуществлять и (или) осуществлять в ограниченном составе и объеме раскрытие неограниченному кругу лиц представляемой в Банк России в соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционных фондах" информации о структуре и составе акционеров (участников) управляющей компании, в том числе о лицах, под контролем или значительным влиянием которых находится эта управляющая компания.

    Указанная информация не подлежит раскрытию при условии представления управляющей компанией в Банк России информации о принятии такого решения.


  • Приказ Минтруда России от 27.08.2018 N 553н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта"

    Утверждены правила по охране труда при выполнении работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту промышленного транспорта

    Правила распространяются на напольный колесный промышленный транспорт (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки, вагонетки) и промышленного транспорта непрерывного действия (конвейеры всех типов, рольганги, транспортеры, трубопроводный транспорт и пневмотранспорт), используемых при осуществлении технологических транспортных операций внутри и между производственными подразделениями организации как в составе единого технологического комплекса, так и при их отдельном применении.

    Работодатель обязан обеспечить:

    безопасную эксплуатацию промышленного транспорта и технологического оборудования и их содержание в исправном состоянии в соответствии с требованиями Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;

    обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;

    контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.

    Приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.


  • <Информация> ФНС России от 05.10.2018 <Об утверждении новых форм и форматов документов по взаимодействию с Банком России>

    Приказ ФНС России от 19.07.2018 N ММВ-7-2/460@, которым утверждены новые формы и форматы направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств в электронной форме), прошел регистрацию в Минюсте России

    В приказе учтены последние изменения, внесенные в статью 86 Налогового кодекса РФ. В частности, налоговые органы обязаны направлять запросы в банки исключительно в электронной форме, а с 1 июня 2018 года банки обязаны представлять информацию по счетам в драгоценных металлах.

    Приказ опубликован 3 октября 2018 года и вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

    Сообщается, что до вступления указанного приказа в силу налоговые органы используют формы запросов в банк, утвержденные Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@, с учетом положений письма ФНС России от 29.05.2014 N ЕД-4-2/10322 "О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014".

    В связи с вступлением в силу указанного приказа утрачивают силу два приказа ФНС России: от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@ и от 23.11.2010 N ММВ-7-6/633@.


  • Определение Верховного Суда РФ от 04.09.2018 N 46-КГ18-38

    Уменьшение неустойки по спорам, возникающим из договора участия в долевом строительстве, заключенного гражданином в целях приобретения в собственность жилого помещения, возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика, с обязательным указанием мотивов принятия судом такого решения

    По условиям договора участия в долевом строительстве застройщик обязался построить многоквартирный жилой дом и передать дольщику квартиру. Обязательство по оплате квартиры дольщиком было исполнено в полном объеме, однако  застройщик обязательство по передаче квартиры не исполнил.

    Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворил исковые требования частично, исходя из того, что застройщик нарушил обязательство по своевременной передаче объекта долевого строительства. При этом суд снизил размер подлежащей взысканию неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса РФ.

    Кроме того, суд отказал истцу во взыскании убытков в виде расходов по найму однокомнатной квартиры, поскольку пришел к выводу о том, что строящаяся квартира не подлежала отделке, что обусловливало невозможность ее немедленного использования по назначению.

    Верховный Суд РФ не согласился с решениями судов первой и апелляционной инстанций в части уменьшения размера взысканной неустойки по следующим основаниям.

    Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве) (здесь и далее правовые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блока-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, за исключением случая, установленного частью 3 данной статьи.

    В соответствии с частью 2 статьи 6 указанного Закона в случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, предусмотренная настоящей частью неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере.

    Согласно абзацу первому статьи 333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

    В абзаце 2 пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что применение статьи 333 Гражданского кодекса РФ по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.

    По смыслу пункта 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" при взыскании неустойки с лиц, не являющихся коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, а равно некоммерческими организациями при осуществлении ими приносящей доход деятельности, правила статьи 333 Гражданского кодекса РФ могут применяться не только по заявлению должника, но и по инициативе суда, если усматривается очевидная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности, и при наличии в деле доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, суд уменьшает неустойку по правилам статьи 333 Гражданского кодекса РФ.

    В силу пункта 72 (абзац первый) названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ заявление ответчика о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса РФ может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

    Как разъяснено в пункте 9 Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19 июля 2017 г., размер неустойки за нарушение срока передачи объекта долевого строительства может быть снижен судом на основании статьи 333 Гражданского кодекса РФ только при наличии заявления застройщика. Последний должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.

    Таким образом, по смыслу закона и разъяснений Верховного Суда РФ, применение положений статьи 333 Гражданского кодекса РФ по спорам, возникающим из договора участия в долевом строительстве, заключенного гражданином в целях приобретения в собственность жилого помещения и иных объектов недвижимости исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.

    Кроме того, суду следовало установить, когда квартира могла быть использована истцом для проживания, и с учетом этого обстоятельства определить наличие или отсутствие оснований для возмещения убытков в виде расходов по найму однокомнатной квартиры.

    Допущенные нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела, и без их устранения невозможна защита охраняемых законом интересов заявителя.

    В связи с этим Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.


  • Указание Банка России от 26.07.2018 N 4874-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 28 июня 2017 года N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности"

    Уточнены правила проведения оценки кредитного риска по выданным ссудам и формирования резерва по ссудам

    Указанием, в частности:

    - уточняется перечень финансовых активов, на которые распространяется действие Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности;

    - устанавливается требование об отражении во внутренних документах кредитной организации системы оценки кредитного риска по кредитам и займам, предоставленным в рамках реализации программы "Фабрика проектного финансирования", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.02.2018 N 158 "О программе "Фабрика проектного финансирования", реализуемой на базе государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";

    - уточняется круг оснований для признания обслуживания долга по ссуде хорошим и обстоятельств, не позволяющих принять такое решение;

    - корректируются основания классификации ссуд по категориям качества;

    - устанавливается порядок определения размера расчетного резерва по кредитам (займам), предоставленным в рамках реализации механизма проектного финансирования;

    - уточняются правила оценки кредитных рисков по ссудам в целях формирования резерва по портфелю однородных ссуд.

    Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.


  • "Методические рекомендации по постановке иностранных граждан и лиц без гражданства на учет по месту пребывания, в том числе обучающихся в образовательных организациях" (утв. МВД России)

    МВД России разработаны методические рекомендации по постановке иностранцев, в том числе обучающихся в образовательных организациях, на учет по месту пребывания

    Сообщается, в частности, что иностранцу, въехавшему в РФ для обучения в образовательной организации, обыкновенная учебная виза продлевается подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту постановки на учет по месту пребывания. Обязанность по предоставлению в указанный орган документов, необходимых для продления срока временного пребывания, возложена на образовательную организацию, которая обязана обратиться с соответствующим ходатайством не позднее чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания.

    После принятия решения о продлении срока гражданин может быть поставлен на учет по месту пребывания вплоть до окончания срока обучения по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

    Сообщается также, что в соответствии с международными договорами освобождены от постановки на учет по месту пребывания: граждане Украины и Беларуси - в течение 90 дней, граждане Армении, Казахстана и Киргизии - 30 дней, граждане Таджикистана - 15 дней с даты пересечения Государственной границы РФ. Граждане государства - члена ЕАЭС, прибывшие в РФ в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства (в том числе для занятия преподавательской деятельностью), и члены их семей освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда.


Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (09.10.2018)

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2018 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное