КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 22.09.2017
Комплаенс в России: в поиске лучших практик
Участники конференции попытаются выяснить, как построить систему комплаенса в среднем и крупном бизнесе, как рассчитать затраты на ее внедрение, а также разобраться, насколько сильно помогают грамотно выстроенные комплаенс-процедуры в диалоге с государственными органами. Конференция состоится 28 сентября в Москве.
По мнению Минфина России, применение судебных постановлений о прекращении права собственности на объект недвижимости до регистрации прекращения данного права в ЕГРН необоснованно
Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, являющееся объектом налогообложения.
В соответствии с действующим законодательством вступивший в законную силу судебный акт является документом, устанавливающим, изменяющим или прекращающим право собственности на недвижимое имущество, и основанием для осуществления госрегистрации права собственности. При этом государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает, изменяется и прекращается с момента государственной регистрации соответствующего права.
Обязанность по исполнению "расширенной ответственности" производителей должна исполняться обладателем торговой марки, а не
изготовителем
Разъясняется, что в настоящее время широкий спектр производителей (текстильная промышленность, отрасль по переработке углеводородного сырья, шинная отрасль и т.д.) работает по системе "off-take" и давальческого сырья, при которых используются понятия "изготовитель" и "заказчик". При этом, в настоящее время ни в одном нормативном правовом акте РФ не закреплено понятие "производитель".
Необходимо учитывать, что изготовитель для предоставления услуги по производству товара (продукции) может использовать оборудование и сырье (в том числе давальческое сырье), принадлежащее обладателю торговой марки, на основании соответствующего договора. При этом стороны самостоятельно с учетом требований природоохранного законодательства определяют предмет и содержание договора, в том числе обязанности сторон и положение о лице, имеющем право распоряжения готовой продукцией.
В случае отсутствия соответствующего условия в договоре Росприроднадзору необходимо руководствоваться следующим. При предоставлении изготовителем услуги по производству товара (продукции) изготовитель получает фиксированную плату за выполнение определенных услуг, исходя из стоимости сырья и материалов, а также иных затрат на ее изготовление, и не имеет прав распоряжения произведенными товарами (продукцией).
Таким образом, права на произведенный товар (продукцию) в полном объеме принадлежат обладателю торговой марки. Только обладатель торговой марки имеет право на реализацию такого товара (продукции), а следовательно, и обязанности по изъятию его из хозяйственного оборота после утраты товаром потребительских свойств для последующей утилизации.
Учитывая изложенное, обязанность по исполнению расширенной ответственности производителя, а также по предоставлению декларации производителями, импортерами товаров о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, равно как и отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, возложена на обладателя торговой марки. При этом изготовитель продукции (товара) по договору может
принять на себя обязанности по исполнению расширенной ответственности на изготовляемую им продукцию.
Минкультуры России уточняется порядок прекращения интернет-поисковиками выдачи ссылок на пиратский контент по требованию правообладателя
Согласно проекту указанное требование может быть подано по электронной почте либо через форму на сайте поисковика. В течение двадцати четырех часов с момента получения заявления оператор поисковой системы обязан прекратить выдачу соответствующих сведений либо направить мотивированный отказ.
Также предусмотрено введение механизма блокировки анонимных сайтов (на которых отсутствует информация об их владельцах), содержащих нелегально размещенный контент. Правообладатель вправе будет направить в Роскомнадзор заявление об ограничении доступа к анонимному сайту, если его владелец не принял внесудебные меры по прекращению нарушения авторских прав и в отношении такого сайта судом было вынесено определение о предварительном обеспечении защиты авторских прав. Роскомнадзор в течение двадцати четырех
часов с момента получения заявления должен будет направить операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа и известить владельца анонимного сайта и (или) провайдера хостинга об ограничении доступа к нему.
Минкультуры России предложены условия освобождения информационных посредников от ответственности за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности в сети "Интернет"
Согласно проекту информационный посредник, осуществляющий по запросу третьих лиц поиск информации в информационно-телекоммуникационной сети и предоставляющий сведения для получения доступа к месту размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав при одновременном соблюдении следующих условий:
он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным;
он в случае получения в письменной или электронной форме заявления правообладателя или требования уполномоченного федерального органа исполнительной власти с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса, и (или) доменного имени сайта в сети "Интернет", на котором незаконно размещен такой материал или информация, необходимая для его получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, своевременно прекратил предоставление сведений о месте размещения в
информационно-телекоммуникационной сети такого материала или информации.
ФНС России предложены изменения в действующую форму налоговой декларации по налогу на
прибыль
Это связано с многочисленными правками, которые были внесены в Налоговый кодекс РФ (в том числе скорректирован порядок переноса убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, изменен подход к формированию консолидированной налоговой базы КГН, изменены налоговые ставки по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ). Кроме того, анализ правоприменительной практики в части порядка налогообложения КИК показал необходимость внесения корректировок в налоговую
декларацию.
В этой связи проектом в новой редакции изложены, в частности: приложение 6б к листу 02 "Доходы и расходы участников консолидированной группы…"; приложение 1 к листу 09 "Расчет суммы убытка или части убытка…", листы 04, 08, 09, а также заменены штрихкоды на некоторых страницах.
С учетом указанных изменений предложен новый формат представления декларации в электронной форме и уточнен порядок заполнения налоговой декларации.
Росприроднадзор напоминает о порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением стимулирующих
коэффициентов
Указывается, что в силу п. 7 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации" к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются дополнительные коэффициенты, стимулирующие хозяйствующих субъектов к проведению мероприятий по его снижению и внедрению наилучших доступных технологий.
В силу ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, подлежит внесению не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Таким образом, плата за НВОС с применением коэффициентов подлежит внесению не позднее 01.03.2021.
Установлены
условия и порядок заключения договора обязательного страхования жизни и здоровья участника клинического исследования биомедицинского клеточного продукта
Согласно утвержденным правилам договор страхования заключается между организацией, осуществляющей проведение клинического исследования, и страховой организацией в интересах лица, давшего добровольное информированное согласие на участие в проводимых медицинской организацией клинических исследованиях.
При причинении вреда жизни пациенту выгодоприобретателями по договору обязательного страхования являются:
граждане, имеющие право на возмещение вреда в случае потери кормильца, а при их отсутствии - родители, супруг (супруга), дети умершего;
граждане, на иждивении которых находилось застрахованное лицо (в случае смерти лица, не имевшего самостоятельного дохода);
лицо, понесшее расходы на погребение (в отношении таких расходов).
Максимальный размер выплаты по договору составляет 2 млн. рублей в случае смерти застрахованного лица и 1,5 млн. рублей при причинении вреда здоровью.
Постановлением устанавливается дифференциация размера страхового тарифа в зависимости от целей проводимого клинического исследования и количества пациентов, в отношении которых осуществляется обязательное страхование.
Кроме того, утверждаются перечни документов, необходимых для заключения договора страхования, права и обязанности страховщика, страхователя и застрахованных лиц, порядок получения страховой выплаты при наступлении страхового случая.
Депутаты предлагают учитывать при
налогообложении расходы на отдых работников на территории РФ
Налоговый кодекс РФ предлагается дополнить положениями, согласно которым в налоговую базу по налогу на прибыль могут включаться расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации, оказанных работнику, его супруге (супругу), а также родителям и детям (до определенного возраста).
Такие услуги могут включать перевозку туристов, проживание и экскурсионное обслуживание, включенные в турпродукт.
Расходы будут учитываться в размере фактических затрат, но не более 50 000 рублей в совокупности за налоговый период.
Разъяснены основания освобождения от налога на добавленную стоимость при реализации на территории РФ медицинских
изделий, зарегистрированных в качестве изделий медицинского назначения (медицинской техники)
Сообщается, в частности, что на основании Федерального закона от 7 марта 2017 г. N 25-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" освобождение от налога на добавленную стоимость в отношении медицинских изделий (медицинской техники) применяется при представлении в налоговые и таможенные органы регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года
регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством РФ.
В то же время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. N 160 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416" предельный срок замены регистрационных удостоверений старого образца на изделия медицинского назначения (медицинскую технику) продлен до 1 января 2021 года.
Таким образом, регистрационные удостоверения на изделия медицинского назначения и медицинскую технику бессрочного действия, выданные до дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", являются действительными до 1 января 2021 года.
С учетом изложенного, с 1 января 2017 года по 30 июня 2017 года включительно при реализации на территории РФ медицинских изделий, на которые имеются регистрационные удостоверения как на изделия медицинского назначения (медицинскую технику), применяется освобождение от налога на добавленную стоимость.
ФНС России даны разъяснения по уточнению УФНС по субъектам РФ вида и принадлежности платежей
Запросы на выяснение принадлежности платежей направляются ТОФК в адрес УФНС по субъектам РФ по месту зачисления денежных средств.
Мероприятия по уточнению вида и принадлежности платежа проводятся, в том числе если налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе, получившем запрос, и данный платеж предназначался для уплаты на счет УФК по другому субъекту РФ. При этом уточнению подлежат ИНН и КПП получателя предполагаемого администратора денежных средств - налогового органа по месту учета налогоплательщика.
Отказ от поступлений с оформлением уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа допустим только в случае, если запрос содержит информацию о поступлениях, не администрируемых налоговыми органами.
Выплаты российским гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в дипломатическом представительстве иностранного
государства, облагаются страховыми взносами
Плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся по законодательству РФ страхователями по конкретным видам обязательного социального страхования, производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам.
Такими лицами являются, в том числе, дипломатические представительства иностранного государства.
Отмечено также, что положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года предусмотрено освобождение от налогов, сборов и пошлин на заработок членов обслуживающего и административно-технического персонала, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно.
Таким образом, дипломатическое представительство иностранного государства с выплат и иных вознаграждений, начисляемых в рамках трудовых отношений в пользу российских граждан - работников, являющихся административно-техническим и обслуживающим персоналом представительства, является плательщиком страховых взносов в общеустановленном порядке.
Разъяснен
порядок исчисления налоговой базы по транспортному налогу в отношении самоходных машин и других видов техники, регистрируемой органами гостехнадзора
Сообщается, в частности, что Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 утверждена Единая форма паспорта самоходной машины и других видов техники и Порядок ее заполнения. Подпунктом 15 пункта 5 Порядка заполнения установлено, что в случае применения в конструкции машины для приведения ее в движение более 1 двигателя указывается суммарная номинальная мощность всех двигателей, которая может расходоваться одновременно.
При этом в случае если в конструкции машины механическая энергия двигателя внутреннего сгорания преобразуется в электрическую для последующего приведения машины в движение посредством электрического двигателя (электрических двигателей), указывается номинальная мощность двигателя внутреннего сгорания.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Таким образом, при определении налоговой базы по транспортному налогу в отношении самоходных машин и других видов техники следует использовать мощность двигателя (суммарную номинальную мощность всех двигателей), указанную в паспорте транспортного средства и сведениях, представляемых регистрирующими органами.
С 1 января 2018 года изменяется срок возврата страховщиком страхователю уплаченной страховой премии в случае его отказа от договора добровольного страхования
Установлено, что теперь при осуществлении добровольного страхования (за исключением случаев осуществления добровольного страхования, предусмотренных пунктом 4 Указания Банка России от 20.11.2015 N 3854-У) страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней (а не пяти рабочих дней, как в настоящее время) со дня его заключения независимо от момента уплаты
страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.
Минпромторг России предлагает упростить требования, которым должны соответствовать розничные рынки
Проектом, в частности:
исключается запрет на продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) с автотранспортных средств, за исключением некоторых случаев. Управляющая рынком компания на любом розничном рынке должна иметь возможность предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки, с автотранспортных средств;
предусматривается, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты на открытых прилавках на розничных рынках, ярмарках, вправе не применять контрольно-кассовую технику, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством РФ;
закрепляется норма о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование юрлицам и ИП - субъектам малого и среднего бизнеса для организации розничных рынков на срок до 10 лет;
исключается требование о необходимости организации рынка в соответствии с планом, который утверждается органом государственной власти субъекта РФ;
в перечне документов, необходимых для выдачи разрешения на право организации рынка, исключается требование о предоставлении копий учредительных документов и выписки из ЕГРЮЛ или ее удостоверенной копии;
сокращается количество оснований, по которым заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения (несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, плану);
исключается требование о сроке действия разрешения на организацию рынка (5 лет), предусматривая при этом сделать его бессрочным или не более срока действия договора аренды или договора безвозмездного пользования;
исключаются требования, предъявляемые к планировке, перепланировке и застройке рынка;
управляющую рынком компанию предполагается наделить правом выдачи предписаний об устранении нарушений санитарных и ветеринарных требований;
право на организацию рынка, помимо юридических лиц, предоставляется также индивидуальным предпринимателям.
Минэкономразвития России предлагает все земли и земельные участки перевести в 16 территориальных зон
Проектом, в частности:
предлагается все земли и земельные участки, расположенные вне границ лесного фонда или особо охраняемых природных территорий, перевести в границы одной из 16 территориальных зон - сельскохозяйственного назначения, жилой, общественно-деловой, производственной, рекреационного назначения, для ведения садоводства и огородничества, природоохранной, историко-культурного назначения, природных лечебных ресурсов, энергетики, транспорта, обеспечения космической деятельности, обеспечения обороны страны и
безопасности государства, специального назначения, запаса и многоцелевой;
устанавливается порядок разрешенного использования каждой из указанных территориальных зон;
уточняются основания ограничения оборотоспособности земельных участков;
вводится понятие "сельскохозяйственный регламент" (регламент использования территории, который разрабатывается в отношении каждой зоны сельскохозяйственного назначения, установленной при осуществлении территориального зонирования в границах муниципального образования, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливается порядок его подготовки и утверждения;
вводится порядок использования лесов в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также использования лесов, расположенных за пределами границ лесного фонда, в целях обеспечения природоохранной и иной деятельности, разрешенной в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях;
уточняются определение и порядок утверждения лесохозяйственных регламентов;
устанавливается правовой режим городских лесов (в них запрещается в том числе проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением отдельных случаев, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и др.);
предусматривается включение в кадастр недвижимости сведений о том, что земельный участок расположен в границах определенной территориальной зоны, границах лесного фонда, особо охраняемой природной территории, а также сведений о том, что земельный участок, его часть относятся к особо ценным сельскохозяйственным землям;
уточняются основания приостановления осуществления кадастрового учета или регистрации прав по решению государственного регистратора прав;
устанавливаются правила внесения в ЕГРН сведений при выявлении пересечений границ территориальных зон или лесного фонда с границами земельных участков;
определяются переходные положения применения новых норм, а также предусматривается, что в связи с переходом от деления земель на категории к территориальному зонированию замена ранее выданных документов о правах на земельные участки или внесение изменений в указанные документы не потребуется.
Поправками предусматривается вступление в силу соответствующего федерального закона с 1 января 2020 года, а в субъектах РФ с численностью населения менее 1 миллиона человек - с 1 января 2025 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Банк России предлагает включать в досье клиента информацию, полученную кредитной организацией, в том числе при использовании доступных на законных основаниях источников
"Положением о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П) установлено, что в анкету (досье) клиента, составляемое кредитной организацией, должна включаться, помимо прочего, информация о бенефициарах (выгодоприобретателях) клиента.
Проектом устанавливается, что кредитная организация в анкете (досье) клиента фиксирует как информацию и/или сведения о бенефициарном владельце (бенефициарных владельцах), представленные клиентом (представителем клиента), так и информацию и/или сведения о бенефициарном владельце (бенефициарных владельцах) клиента, установленные кредитной организацией по результатам анализа совокупности имеющихся у кредитной организации документов и (или) информации о клиенте, в том числе полученные ею при использовании
доступных на законных основаниях источников информации.
В первом чтении принят законопроект о международном обмене финансовой информацией по участникам международных групп
Проект разработан в целях реализации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, в рамках которой предусматривается заключение международных соглашений, определяющих порядок обмена информацией в налоговых целях, а также возможность участия компетентного органа иностранного государства в осуществлении налогового контроля и налогового мониторинга.
Так, в частности, НК РФ дополняется новой главой 144-1 "Представление документации по международным группам компаний", содержащей в том числе определения таких понятий, как "международная группа компаний", "участник международной группы компаний", "страновые сведения по международной группе компаний".
Положениями данной главы регламентируется также представление уведомлений об участии в международной группе компаний, представление страновых сведений, глобальной и национальной документации.
За нарушение установленных требований вводится налоговая ответственность.
Законопроектом устанавливается порядок автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (территориями), а также порядок обмена страновыми отчетами в соответствии с международными обязательствами.
Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2018 года с учетом особенностей по применению отдельных его положений.