КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 14.09.2017
Арбитражное производство: что важно знать корпоративному юристу
На конференции действующий судья, опытные адвокаты и судебные юристы расскажут, как выиграть дело в суде и что важно знать о новеллах процессуального законодательства.
Минфином России предложены меры по реформированию системы
ОСАГО
В частности, помимо предусмотренных в настоящее время Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" размеров страховых сумм (400 тыс. рублей за вред, причиненный имуществу, и 500 тыс. рублей за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего), на выбор страхователя проектом предлагаются следующие условия: 1 млн рублей за вред, причиненный имуществу, и 1 млн рублей за вред, причиненный жизни или
здоровью потерпевшего, либо 2 млн рублей за вред, причиненный имуществу, и 2 млн рублей за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего.
Предусматривается возможность заключения договора обязательного страхования на срок свыше одного года (до трех лет), а также использования по заявлению страхователя телематических устройств, фиксирующих характер вождения, для предоставления скидок страхователям, аккуратно эксплуатирующим транспортное средство.
Кроме того, проектом предлагается:
предоставить страховщикам право самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их минимальных и максимальных значений, установленных Банком России, а также установлению коэффициентов страховых тарифов, характеризующих страхователя и иных лиц, допущенных к управлению ТС;
учитывать историю вождения каждого водителя: наличие и количество страховых выплат в результате дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине каждого водителя, по всем транспортным средствам, находящимся в его управлении, а также по всем договорам обязательного страхования, в том числе не предусматривающим ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
Для обеспечения соразмерности неустойки размеру задержанной или недоплаченной страховой выплаты проект устанавливает в качестве базы расчета неустойки и максимального ее размера величину, равную разности между размером подлежащей осуществлению страховой выплаты и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в установленные сроки. Размер финансовой санкции, выплачиваемой страховщиком потерпевшему при просрочке направления ему мотивированного отказа в страховой выплате, предусматривается в
размере 200 рублей за каждый день просрочки, что соответствует установленному в настоящее время размеру (0,05 процента от страховой суммы). При этом максимальный размер финансовой санкции ограничивается на уровне 10 тыс. рублей.
Скорректирован порядок привлечения подрядных организаций для проведения капитального ремонта в многоквартирных домах
Принятыми изменениями, в числе прочего, уточняются:
- порядок определения начальной (максимальной) цены договора, заключаемого с подрядчиком;
- правила проведения предварительного отбора и (или) электронного аукциона подрядчиков;
- требования, предъявляемые к участникам предварительного отбора;
- требования к содержанию аукционной документации;
- требования к определению предмета закупки;
- перечень работ, в отношении которых может проводиться электронный аукцион для заключения договора о проведении капитального ремонта;
- требования к закупкам, осуществляемым региональным оператором;
- условия, подлежащие включению в указанный договор, а также правила осуществления государственного контроля за привлечением подрядных организаций;
- основания и условия изменения договора о проведении капитального ремонта, в том числе его предмета, места оказания услуг (проведения работ), видов выполняемых работ (услуг) по такому договору, иные изменения.
Роспотребнадзором разработаны формы проверочных листов, планируемых к применению при проведении плановых проверок предприятий общепита, торговли, парикмахерских, салонов красоты и соляриев
Проект учитывает общие требования к разработке и утверждению проверочных листов, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 N 177, а также нормы Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В частности, в перечне вопросов по соблюдению обязательных требований на предприятиях общественного питания содержатся вопросы, отражающие требования к водоснабжению и канализации, к условиям труда, устройству и содержанию помещений, оборудованию, инвентарю, посуде, таре, транспортировке, приему, хранению пищевой продукции, приготовлению блюд и кулинарных изделий, личной гигиене персонала и др.
В приложениях приводятся формы проверочных листов.
Минобрнауки России представлен примерный перечень мероприятий соглашения по охране труда в организации, осуществляющей
образовательную деятельность
Соглашение по охране труда - это правовая форма планирования и проведения мероприятий по охране труда в организации, с указанием сроков выполнения, источников финансирования и ответственных лиц.
Соглашение по охране труда, как правило, является приложением к коллективному договору организации и его важнейшей и неотъемлемой частью, разрабатывается на календарный год и вступает в силу с момента его подписания работодателем (руководителем образовательной организации) и представителем выборного коллегиального органа первичной профсоюзной организации (профкома).
Мероприятия, предлагаемые для включения в соглашение по охране труда, состоят из пяти самостоятельных разделов:
организационные мероприятия;
технические мероприятия;
лечебно-профилактические и санитарно-бытовые мероприятия;
мероприятия по обеспечению средствами индивидуальной защиты;
мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта.
Минфин России разъяснил, в каких случаях выплаты физлицам за счет средств гранта облагаются страховыми взносами
На основании положений НК РФ страховыми взносами облагаются все выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, в том числе производимые как на основании положений трудовых договоров, так и при их отсутствии в указанных договорах, но в связи с наличием трудовых отношений между физическим лицом и организацией, а также выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
В этой связи сообщается следующее:
если организация производит выплаты за счет средств гранта физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях, то такие суммы подлежат обложению страховыми взносами;
если выплаты за счет средств гранта производятся организацией в пользу грантополучателя - физического лица, которое не состоит в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг с данной организацией, то такие выплаты страховыми взносами не облагаются.
При выплате дивидендов собственной продукцией необходимо уплатить НДС и налог на прибыль
Это связано с тем, что операции по реализации товаров на территории Российской Федерации являются объектом налогообложения НДС (пункт 1 статьи 39, пункт 1 статьи 146 НК РФ), а также такая передача имущества признается реализацией, в том числе для целей исчисления налога на прибыль организаций, на основании статьи 249 НК РФ.
Уточнен порядок бухучета НФО операций по привлечению денежных средств по договорам займа и кредитным договорам, операций по выпуску и погашению облигаций и векселей
Поправки коснулись, в частности, использования метода эффективной ставки процента (ЭСП) к финансовым обязательствам, в том числе установлены условия, позволяющие НФО не применять метод ЭСП.
Уточнено, что сумма прочих расходов (затрат по сделке) по финансовым обязательствам, оцениваемым по справедливой стоимости через прибыль или убыток, в расчет ЭСП не включается и признается в составе расходов по операциям с привлеченными средствами и выпущенными долговыми ценными бумагами единовременно на дату их возникновения в соответствии с условиями договора.
Установлено также, что организация может не включать в расчет ЭСП и не амортизировать прочие расходы (затраты по сделке), которые не являются существенными. В этом случае прочие расходы (затраты по сделке) признаются в составе комиссионных расходов единовременно на дату их возникновения в соответствии с условиями договора.
Скорректированы требования, касающиеся применения НФО метода эффективной ставки процента к договорам займа и договорам банковского вклада
Установлены случаи, когда метод ЭСП может не применяться.
Также, в частности, предусмотрено, что некредитная финансовая организация может не включать в расчет ЭСП и не амортизировать прочие доходы и прочие расходы (затраты по сделке), которые не являются существенными.
Сумма прочих расходов (затрат по сделке) по договору займа или договору банковского вклада, оцениваемым по справедливой стоимости через прибыль или убыток, в расчет ЭСП не включается и признается в составе расходов от операций по выданным займам или от операций с размещенными депозитами единовременно на дату их возникновения в соответствии с условиями договора.
Если разница между справедливой стоимостью выданного (размещенного) займа или банковского вклада при первоначальном признании и ценой по договору является несущественной, некредитная финансовая организация может не отражать указанную разницу в бухгалтерском учете.
Настоящее Указание вступает в силу с 1 января 2018 года.
Изменены условия, при которых НФО вправе не применять метод эффективной ставки процента к долговым ценным бумагам
Метод ЭСП может не применяться к долговым ценным бумагам:
классифицированным как оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток;
по которым разница между амортизированной стоимостью, рассчитанной с использованием метода ЭСП, и амортизированной стоимостью, рассчитанной с использованием линейного метода признания процентного дохода, не является существенной.
Кроме того, установлено, что в случае несущественности затрат по сделке, связанных с приобретением ценных бумаг, принятых к оплате до даты приобретения ценных бумаг, НФО имеет право установить иной порядок учета этих затрат, при котором понесенные затраты в день их осуществления относятся на расходы в соответствии с приведенными бухгалтерскими записями.
Скорректированы некоторые формы отчетности НФО и требования к формированию показателей
Формы отчетности дополняются новыми строками, корректируются наименования и содержание показателей, уточняется порядок составления таблиц и пояснений.
Поправки вносятся в отчетные формы, предусмотренные, в частности, приложениями 2, 3 - 10.1.
Кроме того, установлено, что некредитная финансовая организация вправе принять решение о раскрытии дополнительной информации к статьям форм бухгалтерской (финансовой) отчетности путем добавления в бухгалтерскую (финансовую) отчетность строк, расшифровывающих информацию, содержащуюся в статьях, с использованием оборотов "в том числе" или "из них" в наименовании расшифровываемых статей.
В случае если НФО не осуществляет операции с теми или иными видами активов (обязательств), таблицы или строки таблиц, связанные с такими активами (обязательствами), не заполняются и не включаются в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Также не включаются в отчетность текстовые пояснения к таблицам по тем операциям, которые не осуществляются, а также пояснения, обеспечивающие раскрытие отсутствующих на отчетную дату активов и обязательств.
НФО также вправе скорректировать текстовые пояснения к таблицам, если она считает это необходимым, для того, чтобы пользователи могли понять воздействие конкретных операций, других событий и условий на финансовое положение и финансовые результаты.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Отдельные положения Указания действуют до 1 января 2018 года.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Внесены изменения в ОСБУ некредитных финансовых организаций
Изменения, связанные с применением Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты", внесены в отраслевые стандарты бухгалтерского учета, предусмотренные, в частности, Положениями Банка России от 02.09.2015 N 488-П, от 01.10.2015 N 493-П, от 01.10.2015 N 494-П, от 05.10.2015 N 496-П, от 05.11.2015 N 501-П, 05.11.2015 N 502-П и др.
Устанавливаются, в частности, сроки начала применения требований МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (с 1 января 2018 года, для некоторых НФО - с 1 января 2021 года, а в ряде случаев - в отношении отчетных периодов, начинающихся до 1 января 2021 года).
Отдельные положения Указания вступают в силу с 1 января 2018 года и действуют до 1 января 2021 года.
Депутаты предлагают обеспечивать качество строительства и ремонта автомобильных дорог гарантийным фондом исполнителя
Законопроектом устанавливается, что в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок, кроме общих критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, должны учитываться:
размер средств гарантийного фонда обеспечения обязательств;
срок его формирования (при отсутствии участников с уже сформированным фондом);
гарантийный срок на выполненную работу и эффективность мер по охране окружающей среды.
Предусматривается, что средства гарантийного фонда будут находиться на специальном депозитном счете, к которому будет иметь доступ государственный или муниципальный заказчик. При обнаружении недостатков дорожных работ в период гарантийного срока устранение этих недостатков может осуществляться подрядчиком (поставщиком, исполнителем) за свой счет. В случае недостаточности у него собственных средств устранение выявленных недостатков будет осуществляться им за счет средств гарантийного фонда, а при отказе
от устранения недостатков - иным подрядчиком (поставщиком, исполнителем) за счет средств указанного фонда.
Законопроектом также предусматривается возложение на подрядчика (поставщика, исполнителя) бремени доказывания наличия обстоятельств, исключающих его ответственность (наличие умысла потерпевшего, действий третьих лиц, обстоятельств непреодолимой силы).
При отсутствии претензий к выполненным работам в течение гарантийного срока по его окончании оставшиеся средства гарантийного фонда возвращаются поставщику (подрядчику, исполнителю) с учетом банковского процента.
Налогоплательщики ЕНВД, а также ИП, применяющие ПСН, вправе при оказании услуг
общественного питания продавать алкогольную продукцию без применения ККТ до 01.07.2018
При этом по требованию покупателя ему должен быть выдан документ (товарный чек, квитанция и пр.), подтверждающий прием денежных средств.
Минфин России готовится внести поправки в Закон о госзакупках
В частности:
предлагается установить, что нормативные акты о контрактной системе в сфере закупок будут вступать в силу не ранее чем по истечении 60 календарных дней со дня их официального опубликования, если иной срок вступления в силу не предусмотрен принимаемыми актами. Исключение обусловлено необходимостью предусмотреть возможность экстренного введения в действие норм и положений, которые невозможно предусмотреть заранее;
предусматривается, что изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) могут быть внесены только отдельными специальными федеральными законами;
предлагается обязать заказчика включать в контракт условия о размере, порядке и сроках выплаты аванса, а также положения о поэтапной выплате авансовых платежей;
вводится положение об установлении размера аванса в виде фиксированного процента от цены контракта, а в случае если контрактом предусмотрена его поэтапная оплата, такой процент устанавливается в отношении каждого этапа. Выплата аванса в отношении последующего этапа исполнения контракта может быть осуществлена при выполнении и приемке результатов предыдущего этапа;
предлагается внести поправку, которая позволит урегулировать ситуацию, при которой лицо, заключение договора которым не регулируется Законом N 44-ФЗ, обязано применить данный закон для отбора контрагента в силу специальных положений отраслевого законодательства (например, при обязательном аудите).