КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 04.07.2017
Важные изменения в законодательстве в июле 2017 года
Увеличение МРОТ, повышение платы за коммунальные услуги, онлайн-кассы, электронные больничные, ужесточение ответственности за нарушение законодательства в области персональных данных – об этих и других важных событиях июля можно узнать в Правовом календаре на III квартал 2017 г. в системе КонсультантПлюс. Все события в календаре представлены по датам, есть тематический рубрикатор. Подробнее
Уточнен порядок перевозки детей в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля
Согласно ранее действовавшей редакции Правил дорожного движения при перевозке детей допускалось использование как детских удерживающих устройств, так и других средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства.
В соответствии с внесенными изменениями перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Перевозка детей от 7 до 11 лет (включительно) - с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием
детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
Кроме того, запрещается оставлять в ТС на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.
Также в ПДД внесен ряд изменений юридико-технического характера.
Депутаты предлагают запретить налогоплательщикам учитывать в целях налогообложения
факты хозяйственной жизни, основной целью учета которых является неуплата или неполная уплата и (или) зачет (возврат) сумм налога
Согласно законопроекту не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
При отсутствии указанных обстоятельств по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога при соблюдении одновременно следующих условий:
основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Предусматривается, что подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате
налога неправомерным.
Законопроектом предусматривается распространить действие указанных положений также на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.
Минстрой России сообщает о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной
стоимости строительства, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, проектных и изыскательских работ, во II квартале 2017 года
Прогнозные индексы разработаны с использованием данных по ценообразованию в строительстве за I квартал 2017 года с учетом прогнозного показателя инфляции.
Предложены особенности осуществления Росприроднадзором государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов
Согласно законопроекту:
проверки могут проводиться без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;
проверки могут проводиться на основании поступивших в Росприроднадзор извещений о сроках начала и окончания строительства, об устранении нарушений и о фактическом окончании строительства;
застройщик или технический заказчик будут обязаны направлять в Росприроднадзор извещения о начале строительства.
Программа проверок соблюдения экологических требований при строительстве, реконструкции будет формироваться в зависимости от:
завершения выполнения определенного этапа работ (например, реализации технических решений по очистке сточных вод, по охране атмосферного воздуха, выполнения мероприятий по рекультивации загрязненных земель и т.п.);
проведения определенных этапов строительных работ, в период которых происходит наибольшее воздействие на окружающую среду (например, образовывается наибольший за период строительства объем отходов и т.п.).
Кроме того, законопроектом предлагается:
ввести административную ответственность за невыполнение законного предписания Росприроднадзора с размерами штрафных санкций, соразмерных с соответствующими санкциями статей КоАП РФ, по которым было выдано указанное предписание;
установить дифференцированный размер штрафов в зависимости от состава административного правонарушения, на устранение которого было направлено выданное предписание;
наделить органы государственного строительного надзора полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.1, 8.2, 8.4, 8.21, 8.41 КоАП РФ, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
Законопроект об обязательном досудебном рассмотрении споров между страховщиками о возмещении расходов на выплату страхового возмещения по ПВУ подготовлен ко второму чтению
Согласно законопроекту при возникновении спора о возмещении страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, в счет страхового возмещения вреда, возмещенного страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, такой спор рассматривается комиссией, образованной профессиональным объединением страховщиков. Спор подлежит рассмотрению комиссией в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления в комиссию заявления
страховщика. В случае несогласия страховщика с решением комиссии или непринятия комиссией решения в установленный срок спор рассматривается арбитражным судом по исковому заявлению страховщика.
Принятие решения об образовании комиссии и утверждение положения о комиссии предлагается отнести к вопросам, которые могут быть отнесены к компетенции коллегиального органа управления профессионального объединения страховщиков (в случае его образования).
Законопроектом предусматривается, что со дня вступления в силу соответствующего федерального закона арбитражные суды будут разрешать споры между страховщиками только при соблюдении ими установленного досудебного порядка.
Правительство РФ предлагает повысить прозрачность проверок, проводимых ФАС России и органами местного самоуправления, посредством включения информации о них в единый реестр проверок
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 13.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в единый реестр проверок включается информация о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Настоящим законопроектом предлагается установить, что в единый реестр проверок вносится информация о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также информация о плановых и внеплановых проверках, проводимых антимонопольным органом, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных
нарушений.
Внесение информации в единый реестр проверок в указанных случаях должно проводиться в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством РФ.
Взаимозависимость участников сделок сама по себе не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды, если не
установлено, что она используется участниками сделки как возможность для осуществления согласованных действий, не обусловленных разумными экономическими или иными причинами
В ходе выездной проверки налоговой инспекцией установлено, что ООО "М." предоставляло взаимозависимым лицам - В. (учредитель ООО "М.") и его отцу займы по ставке 6% годовых. При этом иным, невзаимозависимым лицам ООО "М." предоставляло займы по ставке 8 - 12%. Инспекция пришла к выводу о необоснованном занижении ООО "М." доходов по займам, предоставленным В.
Суд первой инстанции признал эти выводы обоснованными.
Суд апелляционной инстанции указал, что при проведении выездной налоговой проверки инспекция вышла за пределы предоставленных ей полномочий, произведя на основании главы 14.3 НК РФ корректировку цен в проверяемый период по сделкам ООО "М." с взаимозависимыми лицами, и признал недействительным решение инспекции о доначислении ООО "М." налогов и привлечении к ответственности.
В соответствии с разделом V.1 НК РФ на ФНС России возложено бремя доказывания того, что примененная сторонами цена сделки не является рыночной. В этих целях именно данный орган наделен компетенцией по проведению налогового контроля в форме проверки полноты исчисления и уплаты налога в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 6 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
Установив специальные процедуры проведения данного вида контроля (сроки, ограничения по количеству проверок, возможность заключения соглашения о ценообразовании, право на симметричную корректировку), НК РФ исключил из числа сделок между взаимозависимыми лицами, подлежащих контролю в порядке, предусмотренном разделом V.1 НК РФ, сделки, не соответствующие критерию контролируемых сделок, в том числе сделки, по которым объем доходов не превышает установленные ст. 105.14 НК РФ суммовые критерии.
При этом в силу прямого запрета, установленного в абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ, контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных проверок. Следовательно, при проведении выездной проверки инспекция вышла за пределы предоставленных ей полномочий, произведя на основании главы 14.3 НК РФ корректировку цен по сделкам ООО "М." с взаимозависимыми лицами.
Апелляционный суд указал, что взаимозависимость участников сделок сама по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, а может иметь юридическое значение в целях налогового контроля, только если установлено, что такая взаимозависимость используется участниками сделки как возможность для осуществления согласованных действий, не обусловленных разумными экономическими или иными причинами.
В. являются платежеспособными лицами, в связи с чем спорные займы относились к низкорискованным операциям, обычно влекущим понижение ставки кредитования. В. являлся собственником объектов недвижимости, которые предоставлялись в аренду ООО "М.", в связи с чем предоставление займа по более высокой ставке могло повлечь увеличение размера арендной платы и, следовательно, дополнительные расходы ООО "М.".
В. неоднократно безвозмездно становились поручителями ООО "М." при кредитовании, в связи с чем предоставление им займов по пониженной ставке имело целью сохранение сложившихся хозяйственных отношений и позволяло ООО "М." впоследствии рассчитывать на предоставление в аренду торговых площадей и осуществление поставок товара на более выгодных условиях.
Суд апелляционной инстанции посчитал обоснованными доводы, приведенные в подтверждение экономической целесообразности предоставления займов по пониженной ставке, поскольку, предлагая данным лицам более выгодные условия, ООО "М." впоследствии рассчитывало на получение от них встречных льгот и сохранение сложившихся хозяйственных отношений.
Таким образом, инспекция в ходе выездной налоговой проверки, установив факт взаимозависимости ООО "М." с контрагентами по сделкам В., ограничилась констатацией данного факта, не установив совокупность условий, свидетельствующих о согласованных действиях взаимозависимых лиц в целях получения необоснованной налоговой выгоды.
Суд округа оставил постановление апелляционного суда без изменения.
Уточнены дополнительные ограничения по распоряжению НПФ средствами пенсионных накоплений
В частности Положением устанавливается:
перечень активов, которые могут входить в состав пенсионных накоплений фонда, в том числе в результате совершения сделок РЕПО. Указывается, что ряд активов могут входить в состав пенсионных накоплений НПФ только при условии, что средства пенсионных накоплений были вложены в них до момента вступления настоящего Положения в силу;
требования, предъявляемые к сделкам с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, иностранной валютой;
дополнительные требования к инвестиционному портфелю НПФ, осуществляющего обязательное пенсионное страхование;
запрет на передачу брокеру, являющемуся кредитной организацией, не соответствующей установленным Положением требованиям, средств пенсионных накоплений при их инвестировании;
дополнительные требования к кредитным организациям, в которых размещаются средства пенсионных накоплений и накопления для жилищного обеспечения военнослужащих;
положение, устанавливающее обязанность по размещению на сайте Банка России в сети "Интернет" данных о кредитных организациях, соответствующих установленным требованиям;
требование к стоимости чистых активов ПИФов, активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих обязательное пенсионное страхование, средств накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, находящихся в доверительном управлении управляющей компании, отобранной по конкурсу (не мене 1 млрд. руб.).
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Банком России предложен обновленный порядок передачи уполномоченными банками информации в ФТС России и ФНС России
для выполнения ими функций органов валютного контроля
Проектом устанавливается:
перечень сведений, подлежащих передаче уполномоченными банками в ФТС России и ФНС России;
порядок формирования уполномоченным банком сообщения, содержащего подлежащую передаче информацию;
требования к форматам файлов, содержащих сведения, направляемые в ФТС России и ФНС России;
требования к обеспечению информационной безопасности при обмене сообщениями;
порядок взаимодействия уполномоченных банков с ФТС России и ФНС России в случае принятия (непринятия) сообщения.
Введение в действие соответствующего положения предполагается с 1 декабря 2017 года.
Предусматривается, что утратят силу следующие нормативные правовые акты Банка России:
Положение Банка России от 29.12.2010 N 364-П "О порядке передачи уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля информации по паспортам сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде";
Положение Банка России от 21.06.2013 N 402-П "О порядке передачи в налоговые органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля паспортов сделок в электронном виде";
Указание Банка России от 28.08.2012 N 2869-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 29 декабря 2010 года N 364-П "О порядке передачи уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля информации по паспортам сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде".
Предлагается обновленный порядок передачи уполномоченными банками органам валютного контроля информации о нарушениях актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования
Согласно проекту при наличии информации о нарушении клиентом сроков представления справки о подтверждающих документах уполномоченный банк передает в территориальное учреждение Банка России в электронном виде копию принятой уполномоченным банком справки о подтверждающих документах (далее - ЭСПД) для последующей передачи ее органам валютного контроля в соответствии с их компетенцией.
Уполномоченный банк формирует в составе электронного сообщения информацию о нарушениях, включаемых уполномоченным банком в электронное сообщение, в форматах, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченный банк формирует электронную ведомость банковского контроля (ЭВБК) по состоянию на дату выявления нарушения в соответствии с форматами и процедурами, размещенными на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из ЭВБК уполномоченный банк формирует архивный файл уполномоченного банка, из всех ЭСПД уполномоченный банк формирует архивный файл уполномоченного банка.
Указанные файлы направляются в территориальное учреждение Банка России, который осуществляет проверку принятых файлов.
Из всех ЭВБК и всех архивных файлов ЭСПД, прошедших процедуру контроля, территориальное учреждение Банка России формирует соответственно сводный архивный файл ЭВБК территориального учреждения и сводный архивный файл ЭСПД территориального учреждения.
Территориальное учреждение Банка России по каналам связи, используемым Банком России для передачи статистической информации, в срок не позднее четвертого рабочего дня (включительно), следующего за отчетным периодом, направляет информацию о нарушениях, поступившую в составе ЭС, прошедших проверку подтверждения подлинности и контроль целостности, а также сводные архивные файлы ЭВБК и ЭСПД территориального учреждения в уполномоченное подразделение Банка России для последующей передачи в органы валютного
контроля в соответствии с их компетенцией.
Предполагается, что соответствующее положение вступит в силу с 1 декабря 2017 года.
Утратившим силу предлагается признать Положение Банка России от 20.07.2007 N 308-П "О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования" с внесенными в него изменениями.
Средства федерального бюджета могут размещаться на депозитах в кредитных организациях, имеющих рейтинг не ниже "А-(RU)" по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства Аналитическое кредитное рейтинговое агентство
Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 N 740 "О внесении изменений в Правила размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах и признании утратившими силу абзацев восьмого и девятого подпункта "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 389" установлено, что одним из условий размещения Казначейством России средств федерального бюджета
на банковских депозитах в кредитных организациях является наличие у кредитной организации кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале для РФ не ниже уровня, определенного Правительством РФ, присвоенного одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами. Кредитные рейтинговые агентства определяются Правительством РФ из числа кредитных рейтинговых агентств, сведения о которых включены Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств, и имеют метод
ологию по осуществлению рейтинговой деятельности в отношении присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам, которая соответствует требованиям, предусмотренным статьей 12 Федерального закона "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Настоящим постановлением определен рейтинг кредитной организации по национальной рейтинговой шкале для РФ кредитного рейтингового агентства Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (акционерное общество).
До 31 декабря 2017
года продлено лицензирование импорта в Россию щебня и гравия из государств, не входящих в ЕАЭС
Определен порядок действий Минстроя России при поступлении от участника внешнеторговой деятельности обращения о согласовании заявления о выдаче разовой лицензии на импорт в РФ из государств, не входящих в ЕАЭС, щебня и гравия, отсевов дробления и материалов из отсевов дробления в процессе изготовления щебня и гравия, а также различных смесей, компонентами которых являются щебень, гравий и песок.
Установлено, что Минстрой России согласовывает заявление о выдаче лицензии в течение 15 календарных дней со дня его получения при соблюдении установленных требований к качеству щебня и гравия, которое подтверждается протоколом испытаний, выданным испытательной лабораторией, аккредитованной Росаккредитацией.
Установлены требования к производителям лакокрасочных
материалов в целях отнесения указанной продукции к продукции, произведенной в России
К таким требованиям, в частности, отнесено:
наличие у налогового резидента страны - члена ЕАЭС прав на техническую документацию в объеме, достаточном для производства, модернизации и развития соответствующей продукции, на срок не менее пяти лет;
наличие у производителя структурных подразделений и (или) аккредитованных лабораторий, отвечающих за проверку качества и безопасности сырья и материалов;
наличие лицензий и разрешительных документов, определяющих эксплуатацию промышленного объекта, на котором осуществляется выпуск продукции, соответствующая классу опасности промышленного объекта.
Установлено, что с 1 января 2018 года доля иностранных сырьевых компонентов для производства товара должна составлять не более 70% общего количества сырьевых компонентов, с 1 января 2019 года - не более 60%, с 1 января 2021 года - не более 50%.
Росприроднадзором разъяснены некоторые вопросы по контролю за исполнением производителями и импортерами товаров нормативов
утилизации
Согласно ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самим производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным
предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов). Самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации может осуществляться путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров. При этом необходимо обращать внимание на наличие у природопользователей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,
размещению отходов I - IV классов опасности. При выявлении факта передачи отходов организациям, не имеющим лицензии, выданной в части осуществления деятельности по утилизации отходов I - IV классов опасности, организации, осуществляющие обработку, обезвреживание, размещение отходов, переданных в целях утилизации, нарушают требование действующего законодательства, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Кроме того, необходимо обращать внимание на наличие у организации необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, а также оборудования и специализированных установок, принадлежащих такой организации на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
Также разъясняется, что контроль за выполнением установленных нормативов утилизации отходов, в том числе проверка достоверности и полноты сведений, указанных в отчетности, и ее соответствия форме, осуществляется Росприроднадзором (его территориальными органами) в течение 3 месяцев со дня приема отчетности.
При осуществлении контроля Росприроднадзор (его территориальный орган) вправе запросить у производителя или импортера товаров копии договоров или акта (актов) утилизации отходов.
При этом помимо копий договоров, копий акта (актов) утилизации отходов, подтверждением факта утилизации отходов являются документы, предусмотренные ГК РФ, в том числе акты выполненных работ, акты приема-передачи, иные документы, подтверждающие факт передачи отходов.
Также при осуществлении территориальными органами Росприроднадзора надзорных мероприятий целесообразно, помимо представленной информации, руководствоваться информацией, находящейся в его распоряжении (проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технические отчеты об обращении с отходами, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы), информация по результатам надзорной деятельности, информация,
отраженная в материалах учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах и т.д.).
Минтрудом России утвержден справочник квалификационных требований для замещения должностей госслужбы
Согласно Закону о госслужбе в целях оказания госорганам методологической помощи формируется справочник требований к специальностям, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности.
Справочник, утвержденный Минтрудом России, содержит как базовые и профессионально-функциональные квалификационные требования, так и требования к знанию законодательства, к наличию специальности и иных знаний и умений для замещения должностей в конкретных госорганах.