КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 22.11.2016
Юридические итоги 2016 года и прогнозы на 2017
С участием экспертов по праву, представителей бизнеса, власти и общественных организаций будут подведены итоги законотворческой деятельности в 2016 году. Эксперты обсудят изменения в законодательстве, поделятся прогнозами предстоящих изменений и оценят их влияния на бизнес.
Конференция пройдет 6 декабря в Москве. Организатор - медиахолдинг "РБК".
Банк России установит предельные значения размера сделок АО и ООО, в совершении которых имеется заинтересованность, цена или балансовая стоимость имущества по которым составляет не более 0,1 процента балансовой стоимости активов
С 1 января 2017 года вступают в силу внесенные Федеральным законом 03.07.2016 N 343-ФЗ поправки в законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, уточняющие порядок заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью.
В перечень случаев, на которые не распространяется режим сделок с заинтересованностью, вошли сделки с имуществом стоимостью не более 0,1 процента балансовой стоимости активов общества, определенной на последнюю отчетную дату, при условии что размер таких сделок не превышает предельных значений, установленных Банком России.
Проектом предусмотрены следующие предельные значения:
для хозяйственных обществ, балансовая стоимость активов которых составляет не более 25 миллиардов рублей, - 20 миллионов рублей;
для хозяйственных обществ, балансовая стоимость активов которых составляет от 25 миллиардов рублей до 100 миллиардов рублей, - 50 миллионов рублей;
для хозяйственных обществ, балансовая стоимость активов которых составляет более 100 миллиардов рублей, - 100 миллионов рублей.
Правительством РФ предложены
поправки в действующее законодательство, призванные обеспечить баланс интересов правообладателя и заинтересованных лиц
Законопроектом, в частности:
предлагается урегулировать претензионный порядок по требованиям правообладателей о возмещении убытков или выплате компенсации, если участниками данного спора являются юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели;
в Гражданский кодекс РФ (статья 1486) предлагается включить правило, согласно которому заинтересованное лицо, полагающее, что правообладатель не использует товарный знак в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вправе направить такому правообладателю предложение обратиться в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности с заявлением об отказе от права на товарный знак не ранее трех лет с даты государственной
регистрации товарного знака либо заключить договор об отчуждении исключительного права на товарный знак в отношении всех или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован.
В случае неподачи правообладателем такого заявления в течение двух месяцев со дня направления предложения заинтересованного лица заинтересованное лицо в тридцатидневный срок вправе обратиться в суд с исковым заявлением о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.
По мнению авторов законопроекта, предлагаемые изменения создадут предпосылки самостоятельного урегулирования сторонами возникших между ними споров и позволят обеспечить баланс интересов правообладателя и заинтересованных лиц.
Минюст России
предлагает извещать стороны исполнительного производства посредством СМС-сообщений и электронного кабинета
Поправками, вносимыми в Федеральный закон "Об исполнительном производстве":
предусматривается создание электронного кабинета стороны исполнительного производства для взаимодействия судебного пристава-исполнителя со сторонами исполнительного производства путем направления им экземпляров постановлений и иных документов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, а также для информации о ходе исполнительного производства;
устанавливается возможность извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызова к судебному приставу-исполнителю посредством СМС-сообщения, а также возможность получения процессуально значимых документов сторонами исполнительных производств через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) при условии регистрации на нем;
предполагается возможность отказа стороны исполнительного производства от использования электронного кабинета посредством направления судебному приставу-исполнителю письменного уведомления об отказе, в том числе в форме электронного документа.
Банком России предложен обновленный порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания
акционеров
Согласно проекту его действие распространяется на годовые и внеочередные общие собрания акционеров публичных и непубличных акционерных обществ, проводимые в форме собрания (совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) или заочного голосования.
Проектом регламентируются, в частности, порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, порядок взаимодействия между номинальным держателем и его депонентами при осуществлении последними прав по принадлежащим им ценным бумагам, устанавливается порядок внесения вопроса в повестку дня собрания акционеров, выдвижения кандидатов в органы управления, направления требования о проведении внеочередного собрания акционеров, участия в общем собрании акционеров путем дачи инструкции
депозитариям.
Кроме того, проект регулирует порядок голосования на общем собрании акционеров через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" с использованием электронных бюллетеней для голосования.
Предполагается, что со дня вступления проекта в силу не будет применяться Приказ ФСФР России от 02.02.2012 N 12-6/пз-н "О дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров".
На 2017 год определены
средние по субъектам РФ индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги
Индексы установлены дифференцированно на первое полугодие и на второе полугодие 2017 года. В первом полугодии предусмотрено нулевое значение индекса. Во втором полугодии значение индекса по г. Москве составит 7, по Московской области - 4, Санкт-Петербургу - 6, Ленинградской области - 3,8.
Напомним, что установление индексов является частью механизма государственного контроля за ростом коммунальных платежей в РФ. Согласно Жилищному кодексу РФ повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов не допускается.
Об уступке права требования долга с физлица по кредитному договору, задолженность по которому была списана как безнадежная к
взысканию, необходимо сообщить в налоговый орган
В связи с прощением долга у физлица возникает доход, подлежащий налогообложению НДФЛ.
При этом кредитная организация обязана письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
Если впоследствии право требования к должнику по кредитному договору уступлено третьему лицу, кредитная организация должна представить в налоговый орган справку, аннулирующую сообщение о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Сообщение представляется в соответствии с пунктом 2 Приказа ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ "Об утверждении формы сведений:" по форме 2-НДФЛ (аннулирующая справка).
Банком России разъяснено применение нового порядка учета в кредитных организациях операций с ценными бумагами
С 1 января 2017 года отменена Глава Д "Счета депо" Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, предусмотренного Положением Банка России от 16.07.2012 N 385-П.
С указанной даты учет документарных ценных бумаг, находящихся в хранилище ценностей, за исключением ценных бумаг, принятых на основании договоров хранения, следует осуществлять на счете N 91202 "Разные ценности и документы". Учет документарных ценных бумаг, принадлежащих кредитной организации на праве собственности, находящихся в пути, на проверке, на переоформлении - на счете N 91203 "Разные ценности и документы, отосланные и выданные под отчет, на комиссию".
Действие Положения Банка России от 13.11.2015 N 503-П распространяется на все бездокументарные или обездвиженные документарные ценные бумаги, в том числе на неэмиссионные ценные бумаги.
Нормы Указания Банка России от 15.07.1998 N 292-У "О временном порядке ведения депозитарных операций с неэмиссионными ценными бумагами" могут быть применимы только к отношениям, связанным с хранением ценных бумаг без осуществления депозитарного учета прав на них.
ФНС России доводит для использования в работе данные, применяемые для исчисления налога на добычу полезных ископаемых в
отношении нефти, за октябрь 2016 года
Сообщается, что:
средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья в октябре 2016 года составил 47,74 долл. США за баррель;
среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Банком России, за все дни октября 2016 года - 62,6810 рублей;
значение коэффициента Кц для налогового периода - октябрь 2016 года - составило 7,8627.
ФНП разъяснены спорные ситуации,
возникающие при взимании платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера
Сообщается, что решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 24.10.2016 был утвержден Порядок определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера, а также установлены предельные размеры за оказание услуг правового и технического характера нотариусами для каждого субъекта РФ.
Так, в частности, Порядок предусматривает, что плата за оказание услуг правового и технического характера при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию взимается за каждый объект, независимо от того, выдается ли нотариусом одно или несколько отдельных свидетельств о праве на наследство.
При этом имеется в виду не объект как единица наследственного имущества (дом, квартира, доля в уставном капитале и т.д.), а объект, получаемый каждым наследником. Следовательно, если в права наследования вступают три наследника и каждому из них причитается по 1/3 доли в нескольких объектах наследственного имущества, то плата за оказание услуг правового и технического характера взимается за оформление каждой доли в праве на каждое наследственное имущество в отдельности, вне зависимости от
количества выданных свидетельств и вне зависимости от размера доли.
Согласно пункту 2.9 Порядка в случае, если услуги правового и технического характера были выполнены, а нотариальное действие не было совершено, нотариус вправе взимать плату за оказание услуг правового и технического характера.
В связи с этим при подготовке заявлений о принятии наследства и отказе от наследства без свидетельствования подлинности на таких заявлениях нотариус вправе взимать плату за оказание услуг правового и технического характера в размере, предусмотренном за оказание услуг правового и технического характера при свидетельствовании подлинности подписи на документах.
Факт взимания платы за оказание услуг правового и технического характера в отсутствие совершенного нотариального действия подтверждается записью в реестре для регистрации нотариальных действий, без присвоения реестрового номера.
Правительством РФ установлены критерии экономической эффективности проектной документации повторного
использования
Такими критериями, в частности, являются:
сметная стоимость строительства объекта капитального строительства, которая предусмотрена получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документацией, не должна превышать предполагаемую (предельную) стоимость строительства, определенную с применением утвержденных Минстроем России укрупненных нормативов цены строительства, а в случае их отсутствия не превышает подтвержденную органами и организациями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы, сметную
стоимость объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство;
у объекта капитального строительства должен быть класс энергетической эффективности не ниже класса "С", подтвержденный заключением государственной экспертизы (за исключением объектов, на которые не распространяются требования энергетической эффективности в соответствии с законодательством).
Кроме того, предусмотрены переходные положения, касающиеся определения предполагаемой (предельной) стоимости строительства объектов, строительство которых планируется финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, средств юридических лиц, созданных субъектами РФ и муниципальными образованиями, юридических лиц, доля субъектов РФ, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых
составляет более 50 процентов. Также определены случаи возможного применения повышающего коэффициента к используемым укрупненным нормативам цены строительства при наличии обоснованной необходимости превышения предполагаемой (предельной) стоимости строительства этих объектов, а также проведения аудита проектной документации.
Определены, в том числе круг лиц, принимающих решение о проведении аудита проектной документации, предмет аудита, порядок заключения договора о проведении аудита, размер платы за проведение аудита.
Минстроем России до 1 декабря 2016 года должна быть утверждена форма заключения о проведении аудита проектной документации, а до 1 сентября 2017 года - сметные нормативы в соответствии со статьей 8.3 ГрК РФ с датой введения в действие с 01.01.2018.
Внесены взаимосвязанные изменения в целый ряд актов Правительства РФ, в том числе в:
Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию;
Постановление "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета;
Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и др.
Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 N 791 "О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации".
Уточнен порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации
объектов капитального строительства, подготовленной с использованием проектной документации повторного использования
В частности, указывается, что для проведения одновременно экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, в случае если законодательством РФ установлено требование о подготовке проектной документации с обязательным использованием проектной документации повторного использования, предоставляются, помимо прочего, сведения об использовании (причинах неиспользования) проектной документации повторного использования. В случае
использования проектной документации повторного использования требуется представить положительное заключение экспертизы в отношении такой документации.
Также устанавливается, что при представлении на государственную экспертизу проектной документации, разработанной с использованием проектной документации повторного использования, оценка документации на предмет соответствия требованиям технических регламентов не проводится в отношении разделов проектной документации, которые не подвергались изменению и полностью соответствуют проектной документации повторного использования; в заключение, составленное по результатам экспертизы, не включаются выводы
о соответствии или несоответствии разделов проектной документации повторного использования, в которые изменения не вносились, требованиям технических регламентов.
Кроме того, уточняется, что государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для таких объектов, организуется и проводится, в том числе, в отношении объектов, строительство или реконструкция которых обеспечивается с привлечением средств юридических лиц, созданных РФ, или юридических лиц, доля РФ в уставном капитале которых составляет более 50 процентов, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ
или подведомственными им государственными учреждениями по месту расположения земельного участка, на котором предполагается осуществлять строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства.
Для получения разрешения на выбросы вредных веществ на вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструируемых объектах заявителю
необходимо представить полный комплект документов в соответствии с действующим законодательством
Разъясняется, что исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению заявителем для получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установлен пунктом 10 Административного регламента Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650. Особого комплекта документов для строящихся, вводимых в эксплуатацию
новых и (или) реконструируемых объектов не предусмотрено.
Порядок утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" и Административным регламентом Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов,
утвержденных Приказом Минприроды России от 29.09.2015 N 414 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов".
Согласно указанным документам понятия "установленные (утвержденные) нормативы предельно допустимых выбросов" и "утвержденная проектная документация" не являются тождественными, проектная документация не заменяет проект предельно допустимых выбросов, а является основанием для его разработки. Наличие и конкретный состав стационарных источников выбросов на строящемся объекте определяется проектной документацией.
Раздел проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" должен содержать перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатацию объектов капитального строительства, включающий результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым
и временно согласованным выбросам.
Таким образом, для получения разрешения для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструируемых объектов заявителю необходимо представить в территориальный орган Росприроднадзора комплект документов в соответствии с п. 10 Административного регламента Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
При составлении проекта лесовосстановления должны проводиться:
- обследование лесного участка;
- проектирование способа лесовосстановления;
- отвод лесного участка.
Уточнено, в частности, что в проекте лесовосстановления должны содержаться, в том числе:
- требования к используемому для лесовосстановления посадочному материалу;
- требования к молоднякам, площади которых подлежат отнесению к землям, занятым лесными насаждениями, для признания работ по лесовосстановлению завершенными (возраст, количество деревьев главных лесных древесных пород, средняя высота).
В приложениях к правилам приведены критерии и требования для лесовосстановления в различных лесных районах РФ.
Признан утратившим силу Приказ МПР России от 16 июля 2007 г. N 183 "Об утверждении Правил лесовосстановления" с внесенными в него изменениями.
Минстрой России полагает целесообразным при оформлении
протокола общего собрания собственников МКД в качестве сведений о реквизитах документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение, использовать данные, содержащиеся в выписке из ЕГРП
С 15 июля 2016 года проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется только выпиской из ЕГРП. При этом согласно Информации Росреестра от 15.07.2016 прекращается выдача свидетельств о государственной регистрации прав, в том числе повторных. Форма выписки в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав, утверждена Приказом Минэкономразвития России от 22.03.2013 N 147. Такая выписка
может быть выдана как в бумажной, так и в электронной форме. Только запись о государственной регистрации права в ЕГРП является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Общая продолжительность внесудебного принудительного ограничения личной свободы граждан, находящихся в состоянии опьянения, не должна превышать 48 часов
Конституционный Суд признал положение части 4 статьи 27.5 КоАП РФ, согласно которому срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления, не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях, влекущих в качестве одной из мер административного наказания административный арест, оно допускает ограничение свободы такого лица до
судебного решения на срок более 48 часов.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что внесудебное принудительное ограничение свободы лица, подвергнутого административному задержанию и находящегося в состоянии опьянения, на период до его вытрезвления не может рассматриваться как не подпадающее под действие статьи 22 Конституции РФ и статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, позволяющих прибегать к мерам ограничения свободы лишь в случаях, когда их использование оправдано настоятельной потребностью охраны
частноправовых и публично-правовых интересов, не достижимой иными средствами, а потому его применение недопустимо в отрыве от конституционного запрета до судебного решения подвергать кого бы то ни было задержанию на срок более 48 часов, - иное приводило бы к игнорированию конституционных гарантий права на свободу и личную неприкосновенность и тем самым к умалению существа данного права.
В технический регламент "О
безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) внесены уточнения
В частности:
установлено, что его действие не распространяется, в числе прочего, на грузовые контейнеры и поддоны для перевозки грузов автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом;
расширен понятийный аппарат;
скорректированы требования безопасности к упаковке (укупорочным средствам) и процессам ее хранения, транспортирования и утилизации;
уточнены требования к маркировке упаковки (укупорочных средств);
включено приложение 1.1 "Требования, предъявляемые к органолептическим показателям упаковки (укупорочных средств), контактирующей с пищевой продукцией, включая детское питание";
в новой редакции изложены приложение 3 "Цифровой код и буквенное обозначение (аббревиатура) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства)" и приложение 4 "Символы, наносимые на маркировку упаковки (укупорочные средства)".
Решение вступает в силу по истечении 6 месяцев с даты его официального опубликования.
Вводится стандарт
выражения аудитором модифицированного мнения о финансовой отчетности
Аудитор должен выразить модифицированное мнение в аудиторском заключении в случаях, когда:
на основании полученных аудиторских доказательств аудитор приходит к выводу о том, что финансовая отчетность, рассматриваемая в целом, содержит существенные искажения,
или
аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы сделать вывод о том, что финансовая отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенных искажений.
МСА 705 (пересмотренный) определяет три типа модифицированного мнения, а именно: мнение с оговоркой, отрицательное мнение и отказ от выражения мнения. Решение о том, какой тип модифицированного мнения является надлежащим, зависит:
от характера вопроса, послужившего основанием для выражения модифицированного мнения, то есть имеются ли существенные искажения в финансовой отчетности или, в случае невозможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, есть ли вероятность наличия таких существенных искажений;
суждения аудитора в отношении всеобъемлющего характера влияния, в том числе возможного, такого вопроса на финансовую отчетность
МСА 705 (пересмотренный) "Модифицированное мнение в аудиторском заключении" следует рассматривать вместе с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита".
МСА 701
устанавливает обязанности аудитора по информированию о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении
Целью информирования о ключевых вопросах аудита является повышение информационной ценности аудиторского заключения путем обеспечения большей прозрачности проведенного аудита. Информирование о ключевых вопросах аудита предоставляет дополнительную информацию предполагаемым пользователям финансовой отчетности ("предполагаемые пользователи"), чтобы помочь им понять те вопросы, которые, согласно профессиональному суждению аудитора, являлись наиболее значимыми для аудита финансовой отчетности
за текущий период.
Цель аудитора состоит в том, чтобы определить ключевые вопросы аудита и, сформировав мнение о финансовой отчетности, проинформировать об этих вопросах, описав их в аудиторском заключении.
МСА 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении" следует рассматривать вместе с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита".
Вводится МСА 700 (пересмотренный), который устанавливает обязанности аудитора по формированию мнения о финансовой отчетности
Цель аудитора состоит в том, чтобы:
сформировать мнение о финансовой отчетности на основании оценки выводов, сделанных исходя из полученных аудиторских доказательств;
четко выразить данное мнение в форме письменного заключения.
МСА 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности" следует рассматривать вместе с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита".
Вводится МСА 600, который устанавливает обязанности применительно к аудиту группы
Настоящий стандарт разъясняет вопросы, которые рассматривает команда аудитора группы при определении характера, сроков и уровня своего участия в процедурах оценки рисков и дальнейших аудиторских процедурах, выполняемых аудиторами компонентов в отношении финансовой информации компонентов. Целью такого участия является получение достаточных надлежащих аудиторских доказательств, обосновывающих мнение аудитора в отношении финансовой отчетности группы.
МСА 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)" должен рассматриваться в совокупности с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита".
Стандартизированы обязанности аудитора, касающиеся получения
письменных заявлений от руководства и от лиц, отвечающих за корпоративное управление, в ходе аудита финансовой отчетности
Цель аудитора состоит в том, чтобы:
получить от руководства и, если уместно, от лиц, отвечающих за корпоративное управление, письменные заявления о том, что, по их мнению, они выполнили свои обязательства по подготовке финансовой отчетности и предоставлению полной информации аудитору;
подтвердить другие аудиторские доказательства, связанные с финансовой отчетностью или определенными предпосылками составления финансовой отчетности, посредством письменных заявлений, если аудитор счел такое подтверждение необходимым или если оно требуется в соответствии с другими МСА;
предпринять надлежащие действия, если руководство или лица, отвечающие за корпоративное управление, не предоставят запрошенные аудитором письменные заявления.
Международный стандарт аудита (МСА) 580 "Письменные заявления" следует рассматривать вместе с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита".
МСА 570 устанавливаются обязанности
аудитора в ходе аудита финансовой отчетности, относящиеся к вопросу непрерывности деятельности, и соответствующие последствия для аудиторского заключения
При ведении бухгалтерского учета на основе принципа непрерывности деятельности финансовая отчетность составляется исходя из допущения о том, что организация осуществляет непрерывно свою деятельность и будет продолжать осуществлять свою деятельность в обозримом будущем.
Если применение принципа непрерывности деятельности, используемого в бухгалтерском учете, является правомерным, активы и обязательства отражаются исходя из того, что организация сможет реализовать свои активы и выполнить свои обязательства в ходе обычной деятельности.
Цель аудитора состоит в том, чтобы:
получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства и сделать вывод в отношении правомерности применения руководством принципа непрерывности деятельности, используемого в бухгалтерском учете, при подготовке финансовой отчетности;
сделать на основании полученных аудиторских доказательств вывод о том, имеется ли существенная неопределенность в связи с событиями или условиями, которые могут вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность;
выпустить заключение.
МСА 570 (пересмотренный) "Непрерывность деятельности" следует рассматривать вместе с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита".
Вводится в
действие (МСА) 810 "Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности"
Стандарт устанавливает обязанности аудитора в связи с заданием по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности, подготовленной на основе финансовой отчетности, аудит которой проводился в соответствии с Международными стандартами аудита тем же аудитором.
Прежде чем принять задание по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности, аудитор должен, в частности: определить, являются ли критерии, установленные стандартом, приемлемыми; получить от руководства подтверждение того, что оно признает и понимает свою ответственность за подготовку обобщенной финансовой отчетности в соответствии с применяемыми критериями; согласовать с руководством форму мнения, которое будет выражено об обобщенной финансовой отчетности.
МСА 805 "Особенности аудита отдельных отчетов..." рассматриваются особенности применения МСА к аудиту отдельного отчета из состава финансовой отчетности или отдельного элемента, группы статей или статьи финансовой отчетности
Речь идет о применении МСА с цифровыми кодами от 100 до 700. Данные стандарты применяются к аудиту финансовой отчетности и должны быть соответствующим образом адаптированы в случае их применения к аудиту иной финансовой информации прошедших периодов.
Настоящий стандарт не отменяет требований других МСА, в нем также не ставится целью рассмотрение всех особенностей, которые могут быть применимы при тех или иных обстоятельствах выполнения задания.
При применении МСА к аудиту отдельного отчета из состава финансовой отчетности или отдельного элемента, группы статей или статьи финансовой отчетности цель аудитора состоит в том, чтобы надлежащим образом учесть особенности, относящиеся к следующим вопросам:
принятию задания;
планированию и выполнению данного задания;
формированию мнения и составлению заключения в отношении отдельного отчета из состава финансовой отчетности или отдельного элемента, группы статей или статьи финансовой отчетности.
МСА 800 "Особенности аудита..." рассматриваются особенности применения МСА с цифровыми кодами от 100 до 700 при проведении аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения
Международный стандарт аудита (МСА) 800 "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения" следует рассматривать вместе с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита".
При применении Международных стандартов аудита к аудиту финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения, цель аудитора состоит в том, чтобы надлежащим образом учесть особенности, относящиеся к следующим вопросам:
принятию задания;
планированию и выполнению данного задания;
формированию мнения и составлению заключения о финансовой отчетности.
Вводится МСА 710, которым устанавливаются обязанности аудитора при аудите финансовой отчетности в связи со сравнительной информацией
Сравнительная информация - это числовые показатели и раскрытие информации, представленные в финансовой отчетности, за один или несколько предыдущих периодов в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности.
Цель аудитора состоит в том, чтобы:
получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что сравнительная информация отражена в данной финансовой отчетности во всех существенных аспектах в соответствии с требованиями применимой концепции подготовки финансовой отчетности к отражению сравнительной информации;
предоставить заключение в соответствии с обязанностями аудитора по предоставлению заключений.
МСА 710 "Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность" следует рассматривать вместе с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита".
МСА 510
устанавливает обязанности аудитора в отношении остатков на начало периода при проведении аудиторских заданий, выполняемых впервые
При проведении аудиторских заданий, выполняемых впервые, целью аудитора в части анализа остатков на начало периода является получение достаточных надлежащих аудиторских доказательств:
наличия либо отсутствия искажений в остатках на начало периода, существенным образом влияющих на финансовую отчетность за текущий период;
того, что соответствующие принципы учетной политики, регулирующие остатки на начало периода, последовательно применяются в финансовой отчетности за текущий период, или изменения, внесенные в них, надлежащим образом учтены, представлены и раскрыты в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности.
МСА 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода" следует рассматривать вместе с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита".
Вводится Международный стандарт аудита 230, который
устанавливает обязанности аудитора по подготовке аудиторской документации при проведении аудита финансовой отчетности
Аудиторская документация, отвечающая требованиям настоящего стандарта и специфическим требованиям к документации, содержащимся в прочих применимых МСА, обеспечивает:
доказательства, обосновывающие сделанный аудитором вывод о достижении основных целей аудитора;
доказательства того, что аудит был спланирован и проведен в соответствии с МСА и применимыми законодательными и нормативными требованиями.
Аудиторская документация выполняет целый ряд дополнительных функций, включая следующее:
- помощь аудиторской группе в планировании и проведении аудита;
- помощь членам аудиторской группы, ответственным за контроль, в руководстве и контроле за аудиторской работой, а также в исполнении ими их обязанностей по обзорным проверкам;
- обеспечение подотчетности аудиторской группы в ее работе;
- сохранение данных по вопросам, являющихся значимыми для будущих аудиторских заданий;
- обеспечение проведения обзорных проверок и инспектирования в целях контроля качества;
- обеспечение возможности проведения внешнего инспектирования в соответствии с применимыми законодательными, нормативными или прочими требованиями.
МСА 230 "Аудиторская документация" следует рассматривать вместе с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита".
Устанавливаются обязанности аудитора по аудиту оценочных значений, включая оценки справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации в финансовой отчетности
Оценочное значение - это приближенное значение денежной величины в отсутствие точных способов ее расчета. Данный термин используется для обозначения величины, оцениваемой по справедливой стоимости при неопределенности оценки, а также для обозначения других величин, требующих оценки.
Цель аудитора состоит в том, чтобы получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что:
оценочные значения, в том числе оценки справедливой стоимости, признанные или раскрытые в финансовой отчетности, обоснованы;
соответствующие раскрытия информации в финансовой отчетности достаточны в контексте применимой концепции подготовки финансовой отчетности.
МСА 540 "Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации" следует рассматривать вместе с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита".