КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 14.11.2016
Правовой режим недвижимого имущества и сделок с ним
В ходе курса разбирается последняя судебная практика, связанная с правовым регулированием прав на недвижимость, даются конкретные рекомендации и анализируются типичные ошибки.
Вечерний курс повышения квалификации начнется 22 ноября в Москве. Организатор - юридический институт "М-Логос".
На территории РФ вводятся в действие 30 документов, содержащих международные стандарты
аудита (МСА)
Со дня официального опубликования вводятся в действие:
Международный стандарт контроля качества 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг";
Международный стандарт аудита 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита";
Международный стандарт аудита 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности";
Международный стандарт аудита 250 "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности";
Международный стандарт аудита 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля";
Международный стандарт аудита 300 "Планирование аудита финансовой отчетности";
Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения";
Международный стандарт аудита 320 "Существенность при планировании и проведении аудита";
Международный стандарт аудита 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски";
Международный стандарт аудита 402 "Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации";
Международный стандарт аудита 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита";
Международный стандарт аудита 500 "Аудиторские доказательства";
Международный стандарт аудита 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях";
Международный стандарт аудита 505 "Внешние подтверждения";
Международный стандарт аудита 520 "Аналитические процедуры";
Международный стандарт аудита 530 "Аудиторская выборка";
Международный стандарт аудита 550 "Связанные стороны";
Международный стандарт аудита 560 "События после отчетной даты";
Международный стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов";
Международный стандарт аудита 620 "Использование работы эксперта аудитора";
Международный отчет о практике аудита 1000 "Особенности аудита финансовых инструментов";
Международный стандарт обзорных проверок 2400 (пересмотренный) "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов";
Международный стандарт обзорных проверок 2410 "Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации";
Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3000 (пересмотренный) "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов";
Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3400 "Проверка прогнозной финансовой информации";
Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3402 "Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации";
Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3410 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов";
Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3420 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг";
Международный стандарт сопутствующих услуг 4400 "Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации";
Международный стандарт сопутствующих услуг 4410 (пересмотренный) "Задания по компиляции".
С 1 января 2017 года существенно изменяются правоотношения в сфере холодного водоснабжения и
водоотведения
Внесены поправки в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, в Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, а также в Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод.
В частности:
установлено, что декларация на очередной год подается в срок до 1 ноября предшествующего года, а не до 1 июля, как было предусмотрено ранее, при этом декларация о составе и свойствах сточных вод на 2017 год подается абонентами до 1 марта 2017 года в порядке, установленном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения;
декларации о составе и свойствах сточных вод на 2017 год, поданные абонентами до вступления в силу Постановления, прекращают действие со дня принятия организацией, осуществляющей водоотведение, деклараций о составе и свойствах сточных вод на 2017 год, поданных абонентами после вступления Постановления в силу, но не позднее 1 апреля 2017 года;
уточнено содержание декларации о составе и свойствах сточных вод, предусмотрены основания для прекращения действия декларации, уточнены форма декларации, форма плана по обеспечению требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения;
в плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусмотрено строительство сооружений по обработке осадка сточных вод и канализационных коллекторов (сетей) для перенаправления неочищенных сточных вод на очистные сооружения;
Правила холодного водоснабжения и водоотведения дополнены новыми терминами - "баланс водопотребления и водоотведения", "локальное очистное сооружение", "нормативы водоотведения по составу сточных вод", "самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения", "самовольное подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения";
скорректирован порядок заключения договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, права организации водопроводно-канализационного хозяйства, обязанности абонента;
уточнены порядок оплаты абонентами полученной холодной воды и отведенных сточных вод, осуществляемой по тарифам органов исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, и размер пени в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, а также в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения организацией
водопроводно-канализационного хозяйства обязательств по оплате договора по транспортировке холодной воды, сточных вод;
скорректирован порядок временного прекращения либо ограничения холодного водоснабжения, временного прекращения либо ограничения приема сточных вод в отношении абонента;
пересмотрен порядок подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
установлен новый перечень веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (установлены требования к сточным водам, принимаемым (отводимым) в централизованные системы водоотведения);
установлены требования к разработке и содержанию плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, к его рассмотрению и согласованию;
скорректирован порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений.
Обновлена форма расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных ТС, шасси и прицепов к ним
Это связано с тем, что с 10.02.2016 утилизационный сбор уплачивается также в отношении прицепов к колесным транспортным средствам (Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 N 81).
Учитывая данное обстоятельство, утверждена новая форма расчета и формат его представления в электронной форме.
Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 23.06.2014 N ММВ-7-3/327@, которым утверждены ранее действовавшие форма расчета и формат. Также не подлежит применению рекомендуемая форма и формат расчета, доведенные письмом ФНС России от 16.02.2016 N СД-4-3/2437@.
Расчет утилизационного
сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним необходимо представлять в соответствии с новой формой
Вместо рекомендуемой формы расчета и формата его представления в электронной форме, предусмотренной Письмом ФНС России от 16.02.2016 N СД-4-3/2437@, теперь необходимо применять форму и формат расчета, утвержденные данным Приказом.
Уплата утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним производится с 1 января 2016 года на основании Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ.
Обновлены требования к составлению НПФ отчетности, представляемой в Банк России
С 1 января 2017 года должен вступить в действие Отраслевой стандарт бухгалтерского учета, определяющий состав, порядок составления и представления отчетности НПФ (утв. Банком России 28.12.2015 N 527-П).
В документе, в частности, актуализирован перечень МСФО, требования которых применяются в данном Отраслевом стандарте.
Основная часть дополнений посвящена отчетности НПФ, принявших решение о применении МСФО (IFRS) 9 с 1 января 2017 года.
Так, например, глава 2 "Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность негосударственного пенсионного фонда" заменена новой одноименной главой 2.1 (уточнено при этом, что положения новой главы применяются к НПФ, принявшему решение о применении МСФО (IFRS) 9 с 1 января 2017 года).
Утратили силу часть приложений и введены новые (в том числе утверждена новая редакция "Бухгалтерского баланса негосударственного пенсионного фонда в форме акционерного общества").
Установлен порядок определения доходности ОФЗ в целях расчета базовых индикаторов и предельного уровня конечной ставки кредитования для целей субсидирования процентно
й ставки за счет средств федерального бюджета
Порядок утвержден в целях реализации положений Постановления Правительства РФ от 20.07.2016 N 702, предусматривающего механизм эффективного осуществления мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Порядок определяет единый подход к использованию федеральными органами исполнительной власти значения доходности ОФЗ со сроком погашения 10 лет в целях расчета базовых индикаторов, используемых при расчете параметров субсидирования процентной ставки за счет федерального бюджета, а также определении предельного уровня конечной ставки кредитования, при превышении которого субсидирование не осуществляется.
Установлено, что в указанных целях используется значение доходности, равное значению доходности ОФЗ со сроком погашения 10 лет, рассчитанному ПАО "Московская Биржа ММВБ-РТС" исходя из действующей методики расчета кривой бескупонной доходности государственных облигаций и опубликованному на официальном сайте ПАО Московская Биржа в интернете (www.moex.com) в разделе "Индексы/Индикаторы денежного рынка/Кривая бескупонной доходности государственных ценных бумаг
(G-кривая)".
Приказ Минфина России от 12.10.2016 N 180н, которым вносятся изменения
в порядок применения бюджетной классификации РФ, вводится в действие со дня его подписания
Минюст России признал данный документ не нуждающимся в государственной регистрации, в связи с чем датой введения его в действие является дата подписания - 12 октября 2016 года.
Указанием внесены уточнения в порядок применения бюджетной классификации, обусловленные появлением новых целевых статей и направлений расходования средств федерального бюджета.
Банком России принято решение о неприменении отдельных нормативных правовых актов ФСФР России по вопросам ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарной деятельности
Такими актами являются:
Приказ ФСФР РФ от 11.07.2006 N 06-74/пз-н "Об утверждении Положения о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества";
Приказ ФСФР РФ от 05.04.2007 N 07-39/пз-н "Об утверждении Положения о порядке внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарного учета в случаях выкупа акций акционерным обществом по требованию акционеров";
Приказ ФСФР РФ от 23.11.2010 N 10-70/пз-н "О внесении изменений в Положение о порядке внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарного учета в случаях выкупа акций акционерным обществом по требованию акционеров, утвержденное Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 05.04.2007 N 07-39/пз-н".
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Минстроем России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся установки приборов учета потребления ресурсов в
ветхих и аварийных объектах и оплаты потребленных ресурсов в таких домах
Разъясняется, в частности, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах, собственники жилых домов обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов в эксплуатацию. В случае неисполнения данной обязанности действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане должны возместить расходы по установке приборов учета. Данная норма не распространяется на
ветхие и аварийные объекты, однако, законодательство не содержит запрета на установку приборов учета в таких объектах при наличии технической возможности, но не допускает отнесение расходов на установку приборов учета на собственников жилых помещений. Показания законно установленных приборов учета в ветхих и аварийных объектах могут использоваться ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов. В случае ухудшения эксплуатац
ионных характеристик здания, приводящим к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, ресурсоснабжающая организация исключает использование показаний учета в таких многоквартирных домах.
Кроме того, разъясняется, что ресурсоснабжающая организация вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных домах для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды, однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов ограничен утвержденными нормативами потребления.
Также указывается, что к домам, на которые не распространяются обязательные требования по установке приборов учета, не должны применяться нормы, устанавливающие повышающие коэффициенты к нормативу потребления коммунального ресурса при отсутствии таких приборов.
В случае если к
1 ноября 2016 года компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств СРО в сфере строительства не сформированы, на специальном банковском счете размещаются средства ранее сформированного компенсационного фонда СРО
Разъясняется, в частности, что в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" СРО обязана в срок до 1 ноября 2016 года разместить средства своего компенсационного фонда на специальном банковском счете, открытом в кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством РФ, и уведомить об этом уполномоченный орган государственной власти РФ и Национальное
объединение СРО, членом которой является такая СРО. При этом срок формирования компенсационного фонда возмещения вреда и, в установленных законом случаях, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и размещения средств этих фондов на специальных банковских счетах истекает 1 июля 2017 года.
По мнению Минстроя России, в случае если до 1 ноября 2016 года СРО не приняла решение о формировании компенсационного фонда возмещения вреда и (в установленных законом случаях) компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств или не завершила процедуру их формирования, на специальном банковском счете подлежат размещению средства компенсационного фонда СРО, сформированного в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" не предусмотрены назначение здания "двухквартирный дом",
"дом блокированной застройки" и назначение помещения "блок"
Сообщается, в частности, что для того, чтобы "разделить в натуре" многоквартирный дом на блоки жилого дома блокированной застройки, необходимо осуществить в установленном законом порядке его реконструкцию, в результате которой будет создано здание с наименованием "жилой дом блокированной застройки".
В случаях, когда здание - многоквартирный дом - изначально соответствовало характеристикам жилого дома блокированной застройки и в связи с этим его реконструкция не проводилась и не требуется, по мнению ведомства, "образование" из него здания с наименованием "жилой дом блокированной застройки" может быть осуществлено на основании технического плана здания, подготовленного на основании:
разрешения на строительство и проектной документации (при ее наличии) либо разрешения на строительство и декларации об объекте недвижимости (в случае отсутствия проектной документации) в случае, если такое здание создано после введения в действие ГрК (по общему правилу);
изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта такого объекта недвижимости в случае, если такое здание создано после введения в действие ГрК, но до 01.01.2013 и в отношении него был осуществлен государственный технический учет;
декларации об объекте недвижимости и судебного акта о признании права собственности на самовольную постройку в случае, если такое здание создано после введения в действие ГрК с нарушением порядка, установленного ГрК;
декларации об объекте недвижимости, если разрешительная и (или) проектная документация безвозвратно утеряны или отсутствуют, при условии обоснования подготовки технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе "Заключение кадастрового инженера", а также подтверждения факта утраты либо отсутствия такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых кадастровым инженером для получения указанной документации, либо документов (в том числе архивных
копий), оформленных в соответствии с действовавшими до вступления в силу ГрК требованиями и предусматривающих принятие и утверждение акта о приемке в эксплуатацию в случае, если здание создано до введения в действие ГрК.
Если возможные повреждения гидротехнического сооружения не приведут к
возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности таких сооружений не проводится
Уточнен порядок декларирования безопасности гидротехнического сооружения (ГТС).
В частности, указывается, что в случае если участниками обследования гидротехнического сооружения, предшествующего разработке декларации безопасности ГТС в отношении находящегося в эксплуатации или ликвидируемого ГТС, установлено, что возможные повреждения ГТС не приведут к возникновению ЧС, декларирование безопасности таких ГТС не проводится, сведения о них не вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и разрешение на эксплуатацию ГТС не требуется.
В отношении деклараций безопасности проектируемых ГТС уточняется, что она разрабатывается в составе проектной документации на строительство (реконструкцию) ГТС, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, и представляется в орган надзора для внесения сведений о проектируемом ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Установлен порядок аттестации специалистов в области ветеринарии
Аттестация проводится аттестационными комиссиями, создаваемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в области ветеринарии. В состав комиссии входят представители уполномоченного органа и соответствующего территориального органа Россельхознадзора на паритетной основе, а также представители отраслевых союзов (ассоциаций, общественных организаций) в области ветеринарии, и (или) профессиональных союзов специалистов в области ветеринарии, и (или) образовательных организаций, а
также организаций, осуществляющих обучение и реализующих образовательные программы среднего профессионального или высшего образования в области ветеринарии. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов аттестационной комиссии, но не менее 5 членов аттестационной комиссии. Правилами установлены, кроме того:
периодичность проведения заседаний аттестационной комиссии;
Государственная регистрация права на недвижимое имущество не препятствует возможности оспаривания зарегистрированного права в судебном порядке
Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ явились положения абзаца второго пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку на их основании разрешался вопрос о защите прав собственников индивидуальных жилых домов на относящиеся к недвижимому имуществу объекты инфраструктуры, обслуживающей эти домовладения.
Конституционный Суд РФ отметил, в частности, следующее. Указание в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на принадлежность недвижимого имущества, представляющего собой объекты инфраструктуры, предназначенной для обслуживания индивидуальных жилых домов, т.е. имущества общего пользования, юридическому лицу, действующему в организационно-правовой форме "товарищество собственников жилья", предполагает, что у него как собственника такого имущества
отсутствует самостоятельный интерес в нем, отличный от интересов его участников, и что данное юридическое лицо распоряжается им в интересах своих участников, не нарушая при этом прав других лиц. В свою очередь, собственники индивидуальных жилых домов, в том числе не являющиеся членами товарищества собственников жилья, которые считают, что их права и законные интересы нарушены действиями данного товарищества, направленными на отчуждение объектов обслуживающей эти дома инфраст
руктуры, в силу прямого указания абзаца второго пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вправе оспаривать зарегистрированное право на недвижимое имущество.
Соответственно, положения абзаца второго пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предполагают, что регистрация права собственности товарищества собственников жилья на объекты обслуживающей индивидуальные жилые дома инфраструктуры препятствует использованию собственниками таких домов, расположенных в границах управляемой товариществом территории, судебной защиты своих гражданских прав, и как таковые не
противоречат Конституции РФ.
С учетом изложенного, Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ положения абзаца второго пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".