КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 24.12.2015
Процедура банкротства граждан - обзор от КонсультантПлюс
В 2015 году появилась возможность признавать банкротами граждан. Положения о банкротстве граждан распространяются и на индивидуальных предпринимателей (ИП), но с учетом особенностей. Эксперты КонсультантПлюс подготовили обзор "Как с 1 октября признать гражданина банкротом" с разъяснениями самых популярных вопросов по теме.
Верховный Суд РФ обратил внимание судов на необходимость исполнения требований закона о
строго индивидуальном подходе к назначению наказания
Обновлены разъяснения отдельных вопросов, возникающих у судов при назначении наказаний, предусмотренных УК РФ, в том числе таких, как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы и исправительные работы, лишение свободы на определенный срок.
Так, при назначении наказания судам наряду с характером и степенью общественной опасности преступления, данными о личности виновного, обстоятельствами, смягчающими и отягчающими наказание, также надлежит учитывать влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи (например, возможную утрату членами семьи осужденного средств к существованию в силу возраста, состояния здоровья), при этом могут быть приняты во внимание и фактические семейные отношения.
Перечень обстоятельств, смягчающих наказание, не является исчерпывающим. В качестве обстоятельства, смягчающего наказание, суд вправе признать признание вины, в том числе и частичное, раскаяние в содеянном, наличие несовершеннолетних детей при условии, что виновный принимает участие в их воспитании, материальном содержании и преступление не совершено в отношении их, наличие на иждивении виновного престарелых лиц, его состояние здоровья, наличие инвалидности, государственных и ведомственных наград,
участие в боевых действиях по защите Отечества и др.
Также отмечается, что само по себе совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных или других одурманивающих веществ, не является единственным и достаточным основанием для признания такого состояния обстоятельством, отягчающим наказание. При разрешении вопроса о возможности признания указанного состояния лица в момент совершения преступления отягчающим обстоятельством суду надлежит принимать во внимание характер и степень
общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, влияние состояния опьянения на поведение лица при совершении преступления, а также личность виновного.
С принятием Постановления признаны утратившими силу, в том числе, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" и некоторые другие постановления (отдельные положения постановлений) Пленума Верховного Суда РФ.
Суд должен принимать решение о замене наказания с
учетом характера и степени общественной опасности деяния, личности виновного и причин уклонения от отбывания наказания
В связи с возникшими у судов общей юрисдикции вопросами, изменением законодательства и принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" внесены поправки в постановления Пленума Верховного Суда РФ:
от 22.11.2005 N 23 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей";
от 05.12.2006 N 60 "О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел";
от 20.12.2011 N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора".
Отмечается, в частности, что рассматривая вопросы, связанные с заменой наказания в случае злостного уклонения от его отбывания, суды должны выяснять все обстоятельства, которые могут повлиять на законность принятого решения в части определения срока или размера неотбытого наказания или условий, которые влекут необходимость замены наказания. Решение о замене наказания принимается с учетом характера и степени общественной опасности преступления, за которое лицо осуждено, личности виновного, а также
причин, по которым осужденный уклонялся от отбывания назначенного ему наказания.
При разрешении вопроса о замене штрафа судам следует иметь в виду, что другим наказанием заменяется только штраф, назначенный в качестве основного наказания. В случае неуплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, принимаются меры по принудительному взысканию штрафа.
Предлагаются единые требования к методикам расчета страховых тарифов
Такие требования будут установлены в том числе к структуре и содержанию методик расчета страховых тарифов, методам и принципам их расчета (базовых тарифных ставок и коэффициентов к ним или предельных значений указанных коэффициентов) по видам страхования, к порядку использования статистических данных по видам страхования.
Проектом предусматривается, что для каждого вида страхования, по каждому риску (совокупности рисков), для которого рассчитывается страховой тариф, в методике расчета страховых тарифов необходимо указать следующую информацию:
структуру страхового тарифа с указанием доли страхового тарифа, предназначенной для обеспечения текущих страховых выплат по договорам страхования, расходов на выплату вознаграждения, выплачиваемого страховщиком страховому агенту, страховому брокеру, иных расходов на заключение договора страхования, расходов страховщика по обслуживанию договоров страхования, расходов на осуществление страховых выплат;
наименование, источники и объем используемых статистических данных, временной период, за который используются статистические данные при расчете страхового тарифа;
методы определения корректировок и расчета прогнозных значений статистических данных в случае их использования;
наличие франшизы, ее вид (условная, безусловная) и размер;
методы расчета страхового тарифа с указанием перечня применяемых терминов и обозначений, обоснование и методику расчета поправочных коэффициентов к базовым тарифным ставкам.
В описании методов расчета страховых тарифов по страхованию жизни необходимо будет указывать величину нормы доходности; порядок уплаты страховой премии (единовременно, путем внесения страховых взносов периодически, в установленные договором страхования сроки); порядок выплаты страховой суммы (единовременно, регулярно, в течение определенного договором страхования срока, в форме страховой ренты, аннуитетов, страховых пенсий); характеристику страховой суммы (постоянная, возрастающая или убывающая).
Согласно проекту методики расчета страховых тарифов будут разрабатываться и утверждаться страховщиком и предоставляться в орган страхового надзора в составе методики актуарных расчетов.
Кроме того, закрепляются требования к методам и принципам расчета страховых тарифов (базовых тарифных ставок и коэффициентов к ним или предельных значений указанных коэффициентов) по видам страхования, а также требования к порядку использования статистических данных по видам страхования.
Страховым организациям необходимо будет привести методику расчета страховых тарифов в соответствие с настоящим указанием в течение 90 календарных дней со дня вступления его в силу.
Утверждены требования к определению системно
значимыми кредитными организациями норматива краткосрочной ликвидности ("Базель III")
Соблюдение НКЛ обеспечивает наличие минимально необходимого объема высоколиквидных активов, которые могут быть использованы для незамедлительного исполнения обязательств в условиях нестабильности.
Расчет НКЛ осуществляется:
головной кредитной организацией банковской группы на консолидированной основе (норматив краткосрочной ликвидности банковской группы, Н26);
кредитной организацией, не являющейся головной кредитной организацией банковской группы, на индивидуальной основе (норматив краткосрочной ликвидности кредитной организации, Н27).
Минимально допустимое числовое значение нормативов Н26 и Н27 устанавливается в размере:
70 процентов с 1 января 2016 года;
80 процентов с 1 января 2017 года;
90 процентов с 1 января 2018 года;
100 процентов с 1 января 2019 года.
Допускается возможность снижения фактического значения норматива краткосрочной ликвидности ниже минимально установленного, без применения мер воздействия за его несоблюдение.
Положение вступает в силу 1 января 2016 года.
В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Обновлена процедура открытия и ведения депозитариями счетов депо и иных счетов
На счетах депо осуществляется учет прав на следующие ценные бумаги:
именные ценные бумаги, размещенные российскими эмитентами (выданные российскими юридическими лицами и российскими гражданами), учет прав на которые в соответствии с федеральными законами может осуществляться депозитариями на счетах депо;
ценные бумаги на предъявителя с обязательным централизованным хранением;
иностранные финансовые инструменты, которые квалифицированы в качестве ценных бумаг, и права на которые в соответствии с личным законом лица, обязанного по этим финансовым инструментам, могут учитываться на счетах, открытых в организациях, осуществляющих учет прав на ценные бумаги.
Определены, в том числе:
виды открываемых депозитарием счетов депо и иных счетов;
порядок учета ценных бумаг на счетах депо и иных счетах;
порядок приостановления и возобновления операций по счетам депо.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Со дня вступления в силу настоящего Положения не применяется аналогичный Приказ ФСФР России от 30.08.2012 N 12-78/пз-н.
Установлены требования к форме и содержанию документов, подтверждающих принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций и решения об освобождении публичного общества от обязанности раскрывать информацию
Решение о регистрации проспекта акций принимается Банком России в случае, если в устав непубличного общества вносится изменение о включении в его фирменное наименование указания на то, что оно является публичным. Решение об освобождении публичного акционерного общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством РФ о ценных бумагах, принимается в случае, если в устав акционерного общества вносятся изменения об исключении из его фирменного наименования указания на то,
что оно является публичным.
Принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций в указанном случае подтверждается уведомлением (письмом) Банка России (его структурного подразделения) о регистрации проспекта акций (ценных бумаг) этого акционерного общества, либо уведомлением (письмом) Банка России (его структурного подразделения) о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций (ценных бумаг) и регистрации проспекта акций (ценных бумаг) этого акционерного общества. Установлены требования к
содержанию таких уведомлений.
Принятие Банком России решения об освобождении публичного акционерного общества от обязанности раскрывать информацию о ценных бумагах, предусмотренную законодательством РФ, подтверждается уведомлением Банка России (его структурного подразделения) об освобождении публичного акционерного общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством РФ о ценных бумагах. Установлены требования к указанному уведомлению.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его опубликования в "Вестнике Банка России".
Установлены особенности освобождения от обязанности раскрытия информации на рынке ценных бумаг эмитентами, являющимися публичными акционерными обществами
Скорректированы требования к документам, представляемым для принятия решения об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации.
Так, в частности, если эмитент является публичным акционерным обществом, дополнительно представляется решение о внесении в устав такого эмитента изменений, исключающих указание на то, что он является публичным акционерным обществом.
Установлено также, что решение Банка России (Департамента или уполномоченного территориального учреждения Банка России) об освобождении эмитента, являющегося публичным акционерным обществом, от обязанности осуществлять раскрытие информации принимается до внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого эмитента, не содержащем указание на то, что он является публичным акционерным обществом.
Разъяснен порядок действий налоговых органов для подтверждения информации об изменении кадастровой стоимости
Сообщается, что согласно пункту 15 статьи 378.2 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы по
налогу на имущество организаций, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В отношении идентичной нормы пункта 1 статьи 391 НК РФ, распространяющейся на порядок применения измененной кадастровой стоимости в целях исчисления земельного налога, Минфином России в Письме от 06.07.2015 N 03-05-04-02/38796 был разъяснен порядок действия налоговых органов в случае представления налогоплательщиком решения комиссии или суда об определении кадастровой стоимости в размере рыночной и непоступления в налоговые органы такой информации от органов Росреестра.
В указанном случае, по мнению Минфина России, налоговым органам в рамках межведомственного взаимодействия необходимо обратиться в органы Росреестра для подтверждения представленной налогоплательщиком информации об изменении кадастровой стоимости.
По мнению ФНС России, положения указанного Письма Минфина России должны применяться и в целях реализации положений пункта 15 статьи 378.2 НК РФ.
Сведения об отнесении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства
представляются налоговыми органами только при наличии согласия таких лиц о признании этих сведений общедоступными
В ответ на вопрос об информационном взаимодействии налоговых органов с Росалкогольрегулированием по данному вопросу, ФНС России напоминает, что информация об отнесении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к конкретным критериям в силу положений пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса РФ является налоговой тайной.
Налоговым органам подготовлены рекомендуемые формы ответов на обращения граждан в период
проведения технологических работ по внедрению в эксплуатацию функционального блока N 2 АИС "Налог-3"
Сообщается, что в 2016 году в рамках запуска массового расчета будет производиться расчет имущественных налогов за 2015 год. При наличии оснований для проведения перерасчетов за прошлые налоговые периоды в программном обеспечении АИС "Налог-3" предусмотрено создание индивидуальной заявки на перерасчет налога по решению инспектора.
ФНС России дает рекомендованные формы ответов налоговых органов по обращениям, связанным:
- с некорректными данными о характеристиках объектов налогообложения или лице, в случае если налогоплательщик не является пользователем сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц";
- с отсутствием сведений об уплате по имущественным налогам;
- с некорректными/неполными данными в Интернет-сервисе ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц".
Апробация новой системы применения ККТ, основанной на передаче в
электронном виде в адрес налоговых органов информации о расчетах, продлена до 31 декабря 2016 года включительно
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 июля 2014 года N 657 "О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения" в ряде субъектов РФ проводится эксперимент по применению контрольно-кассовой техники при наличных денежных расчетах и расчетах с использованием платежных
карт, обеспечивающей передачу налоговым органам в электронном виде информации о таких расчетах.
Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 года N 470 было утверждено Положение о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями.
Изменениями, внесенными в указанное Постановление N 470, организациям и индивидуальным предпринимателям, которые являлись участниками эксперимента в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 657, было разрешено регистрировать и применять контрольно-кассовую технику, которая соответствует требованиям к контрольно-кассовой технике, используемой в эксперименте, до 31 декабря 2015 г. включительно в целях совершенствования порядка ее регистрации
и применения.
Согласно изменениям, внесенным настоящим Постановлением, указанный срок продлен до 31 декабря 2016 года включительно.
Проиндексированы ставки тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и использование инфраструктуры при перевозке грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО "Российские железные дороги"
Указано, что установленные индексы к базовым тарифам, определяемым по правилам Прейскуранта N 10-01, не применяются к ставкам сбора за объявленную ценность груза.
Также проиндексированы базовые ставки платы ставкам платы за пользование вагонами и контейнерами и размерам уменьшения действующих тарифов, установленных Тарифным руководством N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта", утвержденным постановлением ФЭК России от 19 июня 2002 года N 35/12; базовые ставки сборов, установленные Тарифным руководством N 3 "Правила применения сборов за дополнительные операции,
связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте"; базовые ставки платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), утвержденные приказом ФСТ России от 29 апреля 2015 года N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и допол
нений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 35/12".
Не подлежащими применению признаны индексы ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО "Российские железные дороги", на 2016 - 2018 годы, утвержденные приказом ФСТ России от 24 декабря 2013 года N 252-т/1 "Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО
"Российские железные дороги".
В связи с вводом в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок сайт www.zakupki.gov.ru прекращает действовать с 1 января 2016 года
Единая информационная система в сфере закупок состоит из подсистем созданных и доработанных в рамках работ по ведению и обслуживанию сайта www.zakupki.gov.ru, а также дополнительно созданных подсистем.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 36, Федеральное казначейство должно обеспечить ввод в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок не позднее 1 января 2016 года.
В отношении стальных цельнокатаных колес, происходящих из Украины, вводится антидемпинговая пошлина сроком действия 5 лет
Антидемпинговая пошлина будет применяться в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС стальных цельнокатаных колес диаметром 710 мм и более, предназначенных для изготовления и ремонта колесных пар тележек грузовых и пассажирских вагонов локомотивной тяги, пассажирских, грузовых и маневровых локомотивов, моторных и немоторных колесных пар вагонов электро- и дизель-поездов, специального железнодорожного подвижного состава, происходящих из Украины и классифицируемых кодом 8607 19 100 9 ТН ВЭД
ЕАЭС.
В приложении к Решению приводятся размеры ставок антидемпинговой пошлины.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Внесены изменения в классификаторы, используемые для заполнения
таможенных деклараций
В новой редакции изложен ряд позиций, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 378, классификатора особенностей перемещения товаров, классификатора льгот по уплате таможенных платежей, классификатора видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, классификатора видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса K4 допускается на территории Российской Федерации по 1 июля 2016 года
Внесены изменения в утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 826 технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011).
В частности, установлено, что требования к размещению информации при розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, установленные до дня вступления в силу настоящего Решения, действуют до 1 июля 2016 года.
Также урегулированы вопросы выпуска в обращение и обращения автомобильного бензина и дизельного топлива различных экологических классов на территории Кыргызской Республики и Республики Армения.
Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.
Обновлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных организациях
Уточняются максимально допустимые объемы недельной нагрузки, вводится максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности.
Устанавливается, помимо прочего, что при строительстве и реконструкции образовательных учреждений должны предусматриваться условия для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечиваться свободное передвижение таких детей в зданиях и помещениях. Также должно предусматриваться место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, вводятся дополнительные требования к гардеробам, размещению спортивного зала, переходам из одного здания образовательной организации в другое (при проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории).
С 1 января 2016 года начнет действовать
новый порядок прохождения студентами вузов учебной и производственной (преддипломной) практики
Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков, а производственная - в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Проведение практики осуществляется вузами на основе договоров с профильными организациями. Практика может быть проведена непосредственно в вузе.
Практика может быть стационарной - которая проводится в вузе либо в профильной организации, расположенной в том же населенном пункте, либо выездной - которая проводится вне данного пункта.
При проведении выездных производственных практик порядок оплаты проезда к месту проведения практики и обратно, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), устанавливаются локальным нормативным актом вуза.
При прохождении стационарной практики проезд к месту проведения практики и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.