КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 14.12.2015
Процедура банкротства граждан - обзор от КонсультантПлюс
В 2015 году появилась возможность признавать банкротами граждан. Положения о банкротстве граждан распространяются и на индивидуальных предпринимателей (ИП), но с учетом особенностей. Эксперты КонсультантПлюс подготовили обзор "Как с 1 октября признать гражданина банкротом" с разъяснениями самых популярных вопросов по теме.
ФНС России напоминает, что с 2016 года налоговые агенты обязаны представлять в
налоговые органы справки о доходах физического лица (2-НДФЛ) по новой форме
По этой же форме налоговые агенты обязаны будут сообщать налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать налог.
Новая форма 2-НДФЛ разработана с учетом изменений законодательства РФ о налогах и сборах, утверждена Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ и дополнена отдельными показателями.
Так, в разделе 4 отражаются инвестиционные налоговые вычеты, а также данные об уведомлении, подтверждающем право на социальный налоговый вычет.
В разделе 5 отражаются сумма фиксированных авансовых платежей, а также данные об уведомлении, подтверждающем право на уменьшение налога на фиксированные авансовые платежи.
Кроме того, в новой форме справки 2-НДФЛ предусмотрена возможность подписания (представления) ее не только налоговым агентом, но и уполномоченным представителем.
ФНС России обращает внимание на необходимость корректного заполнения показателей данной отчетности, в связи с тем что с 2016 года налоговые агенты будут нести ответственность за представление недостоверных сведений в справках 2-НДФЛ.
Обновлены требования к идентификации кредитными организациями клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Устанавливается, в частности, порядок идентификации, требования к документам и сведениям, представляемым кредитной организации при проведении идентификации, особенности идентификации клиентов при совершении отдельных видов банковских операций и иных сделок, требования к анкете (досье) клиента.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Утратившими силу признаются Положение Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также Указания Банка России от 14.09.2006 N 1721-У, от 10.02.2012 N 2785-У, от 21.01.2014 N 3179-У, вносившие изменения в указанное Положение N 262-П.
На 2016 год определена процедура обязательного общественного обсуждения госзакупок с начальной (максимальной) ценой контракта или ценой контракта, заключаемого с единственным поставщиком, превышающей 1 миллиард рублей
Обязательное общественное обсуждение проводится в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" официального сайта единой информационной системы в сфере закупок, а также в виде очных публичных слушаний.
Определен перечень лиц, которыми проводится обязательное общественное обсуждение. К ним относятся в том числе государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок…", автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия при осуществлении закупок в соответствии с ч. 4 ст. 15 данного закона и т.д.
По результатам обсуждения могут быть внесены изменения в планы-графики, извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках либо закупки могут быть отменены.
Вводится новая структура кода целевой статьи расходов бюджетов
С 2016 года код целевой статьи расходов бюджетов будет состоять из десяти разрядов.
Структура кода включает:
код программной (непрограммной) статьи (8 - 12 разряды кода);
код направления расходов (13 - 17 разряды кода).
Целевым статьям соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации будут присваиваться уникальные коды, сформированные с применением буквенно-цифрового ряда, включающие теперь и буквы латинского алфавита.
Установлено, например, что коды направления расходов, содержащие значения R0000 - R9990, используются для отражения расходов бюджетов субъектов РФ, в целях софинансирования которых были предоставлены субсидии из федерального бюджета.
Указания также, в частности, дополняются Таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
В случае отказа кредитора от получения законных процентов по денежному обязательству, начисляемых в порядке статьи 317.1 ГК РФ, у организации-должника возникает внереализационный
доход
Часть первая ГК РФ дополнена статьей 317.1, вступившей в силу с 01.06.2015.
Согласно новому правилу, в случае если в договоре, на основании которого возникло денежное обязательство, отсутствует порядок начисления процентов, по такому обязательству у кредитора по умолчанию возникает право требования к должнику в размере законных процентов, установленных данной статьей.
Кредитор вправе отказаться от их получения. При этом задолженность организации-должника в виде суммы таких процентов списывается путем прощения долга и подлежит включению им в состав внереализационных доходов.
Отмечено при этом, что в случае указания в договоре на неприменение статьи 317.1 ГК РФ ни данные требования, ни доходы (расходы) у организаций не возникают.
Применение повышающего коэффициента к норме амортизации в отношении объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, поименованных в новом перечне, начинается с июля
2015 года
Налоговым кодексом РФ установлен специальный повышающий коэффициент амортизации в отношении основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ.
Соответствующий перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2015 г. N 600.
Сообщается, что положения НК РФ о порядке вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах не распространяются на акты Правительства РФ. В этой связи данное постановление должно применяться с момента вступления его в силу, то есть с 30 июня 2015 года.
По объектам, не поименованным в данном постановлении, к которым ранее применялся указанный коэффициент (в соответствии с ранее действующим перечнем), применение коэффициента прекращается с июля 2015 года.
Обновлен порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами
Установлены, в числе прочего, требования к:
хранению документов;
управлению ценными бумагами и денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и/или заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;
предоставлению информации и отчетов о деятельности управляющего;
составу и объему информации, раскрываемой доверительным управляющим при осуществлении деятельности по управлению ценными бумагами, а также требования, направленные на исключение конфликта интересов, и переходные положения.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Со дня вступления в силу Положения не применяется Приказ ФСФР России от 03.04.2007 N 07-37/пз-н "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами".
С 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки
Банка России, определенному на соответствующую дату
С 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России.
Указание вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России".
Минэкономразвития России предложено исключить излишние требования при выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов
Минэкономразвития России была проведена экспертиза Приказа Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов".
По итогам экспертизы Минэкономразвития России считает целесообразным внесение ряда изменений в отдельные положения Приказа, в частности:
предусмотреть возможность выдачи специального разрешения на перевозку крупногабаритного груза без ограничения количества поездок;
исключить срок действия (3 месяца) специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов;
обеспечить выдачу разрешений на несколько маршрутов перевозок (не менее 10 маршрутов);
исключить требование об отметках владельца транспортного средства о поездке (поездках) транспортного средства, а также отметках грузоотправителя об отгрузке груза при межрегиональных и местных перевозках;
определить закрытый перечень условий, при которых необходимо проведение оценки технического состояния автомобильных дорог или их участков;
определить закрытый перечень сведений о технических требованиях к перевозке заявленного груза;
установить необходимость предоставления исходных данных, на основании которых производился расчет платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством;
определить закрытый перечень оснований для составления специального проекта, проведения обследования автомобильных дорог, их укрепления или принятия специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций.
Подписано Постановление, направленное на повышение эффективности реализации
программы "Жилье для российской семьи"
Основные условия и меры реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках госпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" были утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 года N 404.
Внесенными изменениями, в частности:
установлено, что кредиты, предоставленные акционерному обществу "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" за счет средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах в указанной корпорации, могут быть направлены на следующие цели:
финансирование строительства жилья экономического класса и объектов инженерно-технического обеспечения, в том числе в рамках программы "Жилье для российской семьи", включая строительство жилья экономического класса и объектов инженерно-технического обеспечения, расположенных в том числе на земельных участках, предоставленных Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства;
выкуп облигаций с залоговым обеспечением и (или) предоставление займов в целях финансирования выкупа объектов инженерно-технического обеспечения, созданных в рамках программы, а также приобретение закладных, удостоверяющих право залога на объекты инженерно-технического обеспечения, созданные в рамках программы;
финансирование (рефинансирование) доступного арендного жилья, в том числе программы предоставления целевых ипотечных кредитов (займов) в рамках ипотечного кредитного продукта "Арендное жилье";
предусмотрена возможность увеличения максимальной цены жилья экономического класса. Соответствующий порядок устанавливается Минстроем России и включает критерии обоснования такого увеличения;
предусмотрена возможность увеличения застройщиком максимальной цены жилья экономкласса на индекс потребительских цен на товары и услуги по субъекту РФ по договорам купли-продажи, заключенным в течение шести месяцев после ввода жилья в эксплуатацию;
предусмотрено включение проектов жилищного строительства в программу в целях завершения строительства многоквартирных домов, в которых не более 30 процентов квартир уже являются объектами долевого строительства.
Выписку из реестра арбитражных управляющих - членов соответствующей саморегулируемой организации могут получать в том числе представители заинтересованного лица по доверенности
Уточнено также, что выписка из реестра более не должна содержать оттиск печати или штампа с полным наименованием саморегулируемой организации.
Определено, что сведения о месте жительства, паспортных данных а также иные сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами, не входят в число сведений, подлежащих размещению саморегулируемой организацией на своем сайте.
Признан утратившим силу Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2010 N 148, которым был утвержден ранее действовавший порядок ведения реестра арбитражных управляющих, а также формы выписки из него и порядка обеспечения свободного доступа к сведениям реестра.
Получение муниципальным служащим пенсии за выслугу лет не должно связываться с обязательным постоянным его проживанием в соответствующем субъекте РФ
Конституционный Суд РФ рассмотрел дело о конституционности пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", согласно которому муниципальному служащему гарантируется, в том числе, пенсионное обеспечение за выслугу лет.
По мнению заявителя, указанное положение в силу своей правовой неопределенности и по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, - допускает возможность ограничения права муниципальных служащих на пенсионное обеспечение за выслугу лет при изменении места жительства в связи с выездом за пределы субъекта РФ, на территории которого они проходили муниципальную службу, и тем самым противоречит Конституции РФ.
Суд признал указанное положение не противоречащим Конституции РФ, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - оно не предполагает возможность установления такого правового механизма реализации права на получение пенсии за выслугу лет, который порождает дифференциацию правового положения лиц, проходивших муниципальную службу в одном и том же муниципальном образовании, исключительно в зависимости от избранного ими места жительства в пределах
РФ и тем самым приводит к лишению их данного права в случае выезда на постоянное место жительства за пределы субъекта РФ, на территории которого находится соответствующее муниципальное образование.
Подготовлен доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации
Доклад включает результаты мониторинга выполнения решений Конституционного Суда РФ, постановлений Европейского Суда по правам человека, а также результаты мониторинга правоприменения по отраслям законодательства Российской Федерации, в том числе по таким отраслям, как: поступление на военную службу по контракту, ее прохождение и прекращение, а также определение правового положения (статуса) военнослужащего и предоставление ему социальных гарантий, социальная защита военнослужащих, лиц, уволенных с
военной службы, и членов их семей; военно-техническое сотрудничество РФ с другими государствами; оказание специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации; среднее профессиональное образование; изучение, использование и охрана недр; нормирование в области охраны окружающей среды; система управления многоквартирными домами; закупки товаров, работ, услуг для государственных и муницип
альных нужд; государственная информационная система топливно-энергетического комплекса; регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и другим.
Изучение правоприменительной практики осуществлялось с использованием имеющейся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ информации о применении нормативных правовых актов с учетом статистической информации, обращений граждан по вопросам, регулируемым нормативными правовыми актами в исследуемой сфере правоотношений, вступивших в силу судебных актов, разъяснений Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, а также заключений экспертов и сведений,
поступивших от научных, общественных и образовательных организаций.
В докладе содержатся сформированные с учетом правоприменительной практики предложения о необходимости принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и иных нормативных правовых актов, о мерах по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции, о государственных органах, ответственных за проведение соответствующей работы.
Уточнен перечень товаров, работ услуг, при
закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов
Изменения связаны с отменой с 1 января 2017 года Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Новые наименования и коды продукции изложены в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), вступающем в силу с 1 февраля 2017 года с правом досрочного применения к правоотношениям, возникшим с 1 января 2014 года.
Действия по неоднократной последовательной передаче прав на участки сетей
инженерно-технического обеспечения одному хозяйствующему субъекту без проведения торгов содержат признаки нарушения законодательства о защите конкуренции и являются основанием для возврата имущества первоначальному владельцу
ФАС России отмечается, что заключение договоров аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов допускается с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством РФ о
градостроительной деятельности.
Указано, что такие действия должны рассматриваться антимонопольными органами как взаимосвязанные сделки, имеющие своей целью передачу без торгов прав не на отдельные участки, а на всю сеть инженерно-технического обеспечения.
Утверждена форма заявления, которое автоперевозчики должны будут
подавать в уполномоченный орган власти для установления новых и изменения действующих межрегиональных маршрутов регулярных пассажирских перевозок
Согласно положениям нового закона об организации регулярных транспортных перевозок пассажиров, вступающим в силу в январе 2016 года, для установления нового межрегионального маршрута регулярных перевозок, а также для изменения существующего маршрута лицо, планирующее осуществлять по такому маршруту перевозки, должно будет обращаться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с соответствующим письменным заявлением.
Заявление должно содержать следующие сведения:
- номер и дату выдачи лицензии на осуществление автомобильных пассажирских перевозок;
- наименование (для юридического лица), ФИО (для индивидуального предпринимателя), ИНН, почтовый адрес, контактные телефоны;
- наименование межрегионального маршрута регулярных перевозок в виде населенных пунктов, в границах которых расположены начальный и конечный пункты;
- протяженность маршрута;
- места нахождения остановочных пунктов;
- наименования улиц и автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами;
- классы транспортных средств и максимальное количество каждого из таких классов, а также их максимальные высота, ширина и полная масса;
- экологические характеристики транспортных средств;
- планируемое расписание для каждого остановочного пункта по межрегиональному маршруту регулярных перевозок.
Приказом утверждены форма заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок, форма согласования расписания по такому маршруту, а также рекомендации по заполнению данных форм.
Минобрнауки России даны разъяснения о продолжительности и режиме рабочего времени педагогических работников организаций среднего
профессионального образования
Сообщается, в частности, что нормируемой частью рабочего времени по выполнению учебной работы для таких преподавателей является:
- норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 720 часов в год (норма 18 часов педагогической работы за ставку заработной платы - в случае применения такой нормы для преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности), если фактическая учебная (преподавательская) нагрузка преподавателя соответствует этой норме;
- фактический объем учебной работы в год (в неделю), который может быть менее или более 720 часов педагогической работы в год (18 часов в неделю) в зависимости от различных условий работы образовательной организации (количества часов по учебному плану образовательной организации, количества групп, направлений подготовки, преподаваемой дисциплины, укомплектованности персоналом и других обстоятельств).
Исходя из этого, рабочее время каждого преподавателя может быть различным, зависящим от фактического объема учебной работы, то есть пропорционально уменьшаться - при ее уменьшении, и увеличиваться - при увеличении.
При определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом, текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
При этом следует учитывать, что в организациях среднего профессионального образования преподавателям, норма часов учебной работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, верхний предел учебной нагрузки устанавливается в объеме, не превышающем 1440 часов в учебном году.