КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 12.11.2015
TOP 10 споров 2015: прошлое и настоящее в практике по гражданским спорам
На конференции вы узнаете о самых последних изменениях в корпоративном, гражданском праве и практике банкротства, а также на конкретных примерах в формате дебатов судебных ораторов увидите самые громкие судебные дела.
Планируется установить уголовную ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в крупном или в особо крупном размере
Законопроектом, в частности, предусмотрено дополнение УК РФ статьями 199.3 и 199.4, устанавливающими ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, совершенные страхователем - физическим лицом и страхователем - организацией, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, совершенные в крупном либо особо крупном размере.
Согласно примечанию к статье 199.3 УК РФ под страхователями -физическими лицами в настоящей статье понимаются плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, обязанные уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах и законодательством РФ об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Учитывая, что уголовная ответственность по статье 199.3 УК РФ наступает при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм указанных взносов, законопроектом предлагается установить крупный размер как сумму, составляющую более шестисот тысяч рублей за период в пределах трех финансовых лет подряд либо превышающую один миллион восемьсот тысяч рублей.
Соответственно сумма особо крупного размера в статье 199.3 УК РФ должна превышать 20 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов и составлять более трех миллионов рублей в пределах трех финансовых лет подряд либо превышать девять миллионов рублей неуплаченных страховых взносов.
Кроме того, устанавливается уголовная ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере или в особо крупном размере.
Законопроектом также предусмотрены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которыми, в частности, регламентируется порядок рассмотрения сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 - 199.4 УК РФ, а также механизм направления таких материалов в органы контроля за уплатой страховых взносов.
Отсутствие нотариально удостоверенного согласия супруга не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении
земельного участка без проведения торгов
Такой вывод содержится в решении Верховного Суда РФ, которым был признан недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 2 Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
Суд, помимо прочего, указал, что перечень документов, прилагаемых непосредственно к заявлению о предоставлении земельного участка, определен пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ. При этом требования о предоставлении нотариально удостоверенного согласия супруга на предоставление земельного участка не предусмотрено. Установленное же предложением вторым пункта 2 Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение
земельного участка без проведения торгов" предписание о том, что в случае приобретения земельного участка прилагается нотариально заверенное согласие супруга на приобретение в собственность земельного участка, вводит дополнительную обязанность для граждан, выполнение которой не предусмотрено законом.
Верховный Суд РФ признал недействующими ряд положений, препятствующих реализации права на предоставление субсидии на оплату коммунальных услуг
Признаны недействующими пункты 7.3, 24 и 45 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минрегиона России и Минздравсоцразвития России от 26.05.2006 N 58/403.
Заявитель просил признать недействующими указанные положения в части требования регистрации по месту постоянного жительства в пункте 7.3, постоянного места жительства как условия для предоставления субсидии и подтверждения постоянного места жительства заявителя его регистрацией по месту жительства в пункте 24, условия о регистрации по месту постоянного жительства при предъявлении документов в пункте 45 Методических рекомендаций.
При обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявитель получил отказ в предоставлении субсидии из-за отсутствия у него регистрации по месту постоянного жительства.
Суд удовлетворил требование заявителя и указал, что Методические рекомендации содержат нормативные предписания, которые затрагивают права граждан, касающиеся реализации ими права на субсидии, но, как было установлено ранее Решением Верховного Суда РФ от 15.07.2014 по делу N АКПИ14-576, не прошли государственную регистрацию в Минюсте России и не были официально опубликованы, поэтому не могут считаться вступившими в силу и служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
Установлен запрет выжигания сухой травянистой растительности на землях сельскохозяйственного
назначения и землях запаса
Аналогичный запрет, а также запрет сжигания горючих материалов установлен в полосах отвода автомобильных дорог, полосах отвода и охранных зонах железных дорог, путепроводов и продуктопроводов.
Использование открытого огня и разведение костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса могут производиться при условии соблюдения требований пожарной безопасности, установленных ППР РФ, а также нормативными правовыми актами МЧС России, принятыми по согласованию с Минприроды России и Минсельхозом России.
При экспорте в международных почтовых отправлениях товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, таможенные сборы могут не взиматься
Установлено, что при экспорте в международных почтовых отправлениях товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, не взимаются таможенные сборы за таможенные операции при условии, что в таможенной декларации декларируются только товары, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами.
Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Обновлены указания по заполнению некоторых форм федерального статистического наблюдения
Утверждены новые указания по заполнению форм: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".
Перечень лиц, представляющих указанную отчетность, не изменился. Определено, что организации, подведомственные Минобороны России, представляют отчетность по указанным формам на общих основаниях.
Указания вводятся в действие с 1 января 2016 года.
С указанной даты признается утратившим силу приказ Росстата от 28 октября 2013 г. N 428 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения...".
При реализации товаров с использованием магазинов и павильонов возникает обязанность уплаты торгового
сбора
Торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли (пункты 1 и 2 статьи 413 НК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минфина России, направленном в налоговые органы, к объектам стационарной торговой сети, имеющим торговые залы, относятся магазины и павильоны.
В этой связи осуществление торговой деятельности с использованием указанных объектов торговли влечет обязанность уплаты торгового сбора.
Суммы неустойки и штрафа, выплаченные в связи с нарушением прав потребителя, не освобождаются от налогообложения НДФЛ
Минфином России рекомендовано налоговым органам руководствоваться позицией Президиума ВАС РФ, приведенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса РФ, согласно которой выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя.
В этой связи указанные суммы включаются в доход гражданина, подлежащий налогообложению НДФЛ, вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица.
Единовременная компенсационная выплата, производимая с целью повышения реального содержания уровня заработной платы работников организации, может быть учтена в составе расходов по
налогу на прибыль
Необходимое условие - данные компенсационные выплаты должны быть связаны с режимом работы или условиями труда и определяться в составе системы оплаты труда, принятой на предприятии.
В противном случае такие выплаты по своему содержанию будут аналогичны расходам, поименованным в пункте 25 статьи 270 НК РФ, и отнесение их к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, будет являться неправомерным.
Уточнен порядок определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций
Положение о порядке определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций (утв. Банком России 22.12.2014 N 446-П) вступает в силу с 1 января 2016 года.
Необходимость внесения поправок в данное Положение продиктована уточнением правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, внесенных Указаниями Банка России от 04.06.2015 N 3659-У, а также от 22.06.2015 N 3685-У.
Изменения коснулись порядка учета поступлений, не признаваемых доходами кредитных организаций, а также комиссионных вознаграждений от осуществления переводов по банковским счетам, а также без открытия банковских счетов банков-нерезидентов, юридических лиц - нерезидентов и физических лиц - нерезидентов.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.
Банком России подготовлена таблица переноса остатков с закрываемых с 1 января 2016 года счетов бухгалтерского учета в части, касающейся учета вознаграждений работникам кредитных организаций
С указанной даты вступает в силу "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений работникам в кредитных организациях".
В этой связи по состоянию на конец первого рабочего дня остатков по закрываемым счетам быть не должно.
Остатки переносятся на вновь открываемые либо на другие действующие счета, а также отражаются в бухгалтерском учете на счетах с измененным наименованием в первый рабочий день 2016 года после составления баланса на 1 января 2016 года до отражения в бухгалтерском учете операций, совершенных в течение первого рабочего дня 2016 года.
Обновлен порядок межведомственного взаимодействия при представлении налоговыми органами в адрес учреждений Банка России информации об идентичности отчетности, представленной налогоплательщиками - клиентами кредитных организаций
Соглашением об информационном взаимодействии (от 29 июня 2010 г. N 01-15/3182/ММВ-27-2/5@) предусмотрено получение Банком России от ФНС России информации, содержащей подтверждение (опровержение) соответствия бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной заемщиками кредитных организаций и учредителями кредитных организаций отчетности, которая представлена в налоговые органы.
В целях реализации данного Соглашения определена отчетность, в отношении которой осуществляется подтверждение (опровержение) соответствия, а также порядок проверки соответствия (идентичности).
Так, в частности, установлено, что организация проверки СКПЭП налогового органа проводится с использованием специальных автоматизированных рабочих мест, предназначенных для обработки представленной заемщиками бухгалтерской и налоговой отчетности и оснащенных необходимым программным обеспечением. Списки отозванных СКПЭП УЦ ФНС России размещены на сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://uc.nalog.ru/cdp.
Установлены форма запроса, направляемого в налоговые органы, перечень прилагаемых документов, процедурные сроки, основания отказа в исполнении запроса.
С выходом данного письма утрачивает силу письмо Банка России и ФНС России от 25.08.2011 N 119-Т/N ММВ-17-2/4@ "О порядке представления информации по п. 5 Приложения N 1 к Соглашению "Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой".
Утвержден порядок составления и представления в Банк России отчетов о деятельности сельскохозяйственного кредитного кооператива и о персональном составе его руководящих органов
Отчет о деятельности представляется:
- за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода;
- за календарный год в два этапа - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года.
К отчету о деятельности также прилагается электронный документ, содержащий бухгалтерскую (финансовую) отчетность сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива.
Отчет о персональном составе представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе, не позднее 15 календарных дней после окончания отчетного года или даты изменения сведений.
Отчет о деятельности и отчет о персональном составе представляются в Банк России в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по телекоммуникационным каналам связи.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
В некоторые акты Правительства РФ внесены изменения, направленные на стимулирование притока инвестиций в возобновляемые источники энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности
В частности, установлено, что при расчете цены на мощность генерирующих объектов возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ) будет применяться корректирующий коэффициент для валютной составляющей плановых капитальных затрат, заявленных инвесторами на конкурсных отборах инвестиционных проектов в 2013 - 2014 годах. Корректирующий коэффициент будет рассчитываться как минимум из отношения среднего за инвестиционный период (для солнечных электростанций - шесть месяцев, для ветроэлектростанций
- один год, для гидроэлектростанций - три года) курса рубля к бивалютной корзине к значению этого курса на дату проведения конкурсных отборов.
Кроме того, предусмотрен механизм добровольной заявительной отсрочки исполнения обязательства инвестора по поставке мощности по договору поставки мощности генерирующих объектов возобновляемых источников энергии на оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее - ДПМ ВИЭ). Такая отсрочка может быть предоставлена на 12 месяцев с плановой даты начала поставки мощности по ДПМ ВИЭ. Также предусматривается сохранение базового уровня нормы доходности инвестированного в генерирующий объект
ВИЭ капитала на уровне 14% годовых для инвестиционных проектов, отобранных в 2015 году, требований по условиям локализации производства основного и вспомогательного генерирующего оборудования станций генерирующих объектов ВИЭ на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
Аналогичные изменения внесены в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением изменений, внесенных в Правила определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.05.2013 N 449 "О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности".
При проведении конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов,
функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, будут учитываться изменения валютных курсов
Кроме того, на 2015 год распространяется коэффициент локализации генерирующего оборудования для генерирующих объектов, функционирующих на основе энергии ветра, в размере 25%.
Продлен срок действия запрета на согласование федеральными органами
исполнительной власти сделок по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности
Действие указанного запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности", продлено с 1 января 2016 до 1 января 2021 года.
Также скорректирован перечень случаев, на которые действие установленного запрета не распространяется.