КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 02.07.2015
Трудовой договор – как избежать ошибок и рисков
Грамотно составить трудовой договор или проверить уже подготовленный поможет онлайн-сервис «Конструктор договоров» в системе КонсультантПлюс.
Конструктор не только подскажет обязательные условия договора и их формулировки, но и поможет разобраться в особенностях для разных ситуаций, например, если нужно оформить работника-иностранца или учесть сдельную оплату труда.
Изменения, направленные на развитие финансовой
системы РФ, внесены в ряд законодательных актов, регулирующих деятельность хозяйственных обществ, профессиональных участников рынка ценных бумаг, финансовых организаций
Изменениями, вносимыми, в частности, в Гражданский кодекс РФ, в Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О негосударственных пенсионных фондах", "Об инвестиционных фондах", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "Об исполнительном производстве", "О кредитной кооперации", "О клиринге и клиринговой деятельности"
затрагиваются, в числе прочего, вопросы создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ, прав и обязанностей их акционеров, вопросы профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, депозитарной деятельности, инвестирования средств пенсионных накоплений, клиринговой деятельности и прочее.
Федеральным законом предусмотрено, в частности, что акционерное общество, созданное до 1 сентября 2014 года, устав и фирменное наименование которого содержат указание на то, что оно является публичным, и к которому не применяются положения пункта 1 статьи 66.3 ГК РФ, определяющие признаки публичного акционерного общества, в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязано обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого общества либо внести
в устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования такого общества указания на статус публичного общества. Решение о внесении в устав акционерного общества, указанного в настоящей части, изменений, предусматривающих исключение из его фирменного наименования указания на статус публичного общества, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании.
Для государственной регистрации изменений в устав акционерного общества, предусмотренных настоящей частью, помимо иных документов, определенных законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, представляется документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении акционерного общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или документ Банка России об отсутствии у
акционерного общества указанной обязанности.
К отношениям, связанным с приобретением акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, акционерных обществ, которые на 1 сентября 2014 года являлись открытыми акционерными обществами, применяются положения главы XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в редакции настоящего Федерального закона). При этом в целях применения указанной главы при определении доли акций акционерного общества учитываются также привилегированные акции акционерного
общества, предоставляющие в соответствии с его уставом право голоса, если такие привилегированные акции были размещены до 1 января 2002 года или в привилегированные акции были конвертированы размещенные до 1 января 2002 года эмиссионные ценные бумаги. В этом случае каждая привилегированная акция акционерного общества, предоставляющая более чем один голос, учитывается в количестве, соответствующем количеству предоставленных ею голосов.
Акционеры - владельцы акций акционерного общества, которое на 1 сентября 2014 года являлось закрытым акционерным обществом и устав которого не предусматривал преимущественного права его акционеров на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества, до приведения устава такого общества в соответствие с положениями ГК РФ (в редакции на 1 сентября 2014 года) пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения
третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них.
Если уставом непубличного акционерного общества, созданного до 1 сентября 2014 года, были установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру, указанные положения до 1 января 2017 года могут быть изменены и (или) исключены из устава такого общества по решению, принятому общим собранием акционеров тремя четвертями голосов акционеров - владельцев голосующих акций,
принимающих участие в собрании, если необходимость большего числа голосов не установлена уставом этого общества. После 1 января 2017 года указанные положения могут быть изменены и (или) исключены из устава такого общества по решению, принятому общим собранием единогласно всеми акционерами.
Положения Федерального закона "Об акционерных обществах" (в редакции настоящего Федерального закона) и Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (в редакции настоящего Федерального закона) о подготовке, созыве и проведении общего собрания владельцев ценных бумаг не применяются к общему собранию, решение о созыве (проведении) которого принято до 1 июля 2016 года. Подготовка, созыв и проведение такого общего собрания осуществляются в соответствии с положениями законодательства
Российской Федерации, действовавшими на день принятия решения о его созыве (проведении).
Положения Федерального закона "Об акционерных обществах" (в редакции настоящего Федерального закона) и Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (в редакции настоящего Федерального закона) об осуществлении прав по ценным бумагам не применяются, если основания для осуществления таких прав возникли до 1 июля 2016 года. В указанных случаях права по ценным бумагам осуществляются в соответствии с положениями законодательства РФ, действовавшими на дату возникновения таких
оснований.
Микрофинансовые организации, осуществляющие свою деятельность на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны привести свои наименования в соответствие с требованием Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее чем по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
ФНС России подготовлена подробная информация о торговом сборе, введенном на территории Москвы с 1 июля 2015 года
Плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории введения торгового сбора с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества.
От уплаты сбора освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, и налогоплательщики, применяющие ЕСХН, в отношении соответствующих видов деятельности.
Разъяснены также следующие вопросы:
постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе (в частности, постановка на учет осуществляется: по месту нахождения объекта недвижимого имущества; по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) в случаях осуществления торговли через объекты нестационарной торговой сети);
осуществление налоговыми органами контроля за правильностью отражения информации в уведомлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора (в том числе на предмет правомерности применения освобождения от торгового сбора, выявления в расчете сумм торгового сбора ошибок (искажений));
порядок исчисления и уплаты сумм торгового сбора, а также порядок учета уплаченных сумм сбора при исчислении иных налогов;
ответственность плательщиков сбора;
рассмотрение жалоб плательщиков торгового сбора (жалоба на акт уполномоченного органа о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, а также на действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа рассматривается согласно требованиям Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Кадастровая
стоимость недвижимости может быть установлена путем оспаривания результатов ее определения, содержащихся в ГКН
Судам даны разъяснения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости.
Под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
С учетом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (ГКН), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или решением органа местного самоуправления, оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из
публичных правоотношений (с 15 сентября 2015 года по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ).
Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления определенных требований.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость.
Указан перечень лиц, которые вправе обратиться в суд с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость (например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на
стоимость объекта недвижимости).
Резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в ГКН.
Разъяснены вопросы, возникающие в практике применения
судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве
В Постановлении Пленума ВС РФ указан перечень лиц, обладающих правом на защиту (лицо, в отношении которого осуществляются затрагивающие его права и свободы процессуальные действия по проверке сообщения о преступлении, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого ведется или велось производство о применении принудительных мер медицинского характера, и т.д.).
Предусмотрено, что право обвиняемого на защиту включает в себя не только право пользоваться помощью защитника, но и право защищаться лично или с помощью законного представителя всеми не запрещенными законом способами и средствами.
Право на приглашение защитника не означает право обвиняемого выбирать в качестве защитника любое лицо по своему усмотрению и не предполагает возможность участия в деле любого лица в качестве защитника - по смыслу УПК РФ защиту обвиняемого в досудебном производстве вправе осуществлять только адвокат.
Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если обвиняемый не отказался от него в установленном порядке. При этом участие в судебном заседании обвинителя (государственного обвинителя) не является безусловным основанием для обеспечения участия в нем защитника, поскольку обвиняемый на любой стадии производства по делу вправе по собственной инициативе в письменном виде отказаться от помощи защитника.
Заявление обвиняемого об отказе от защитника ввиду отсутствия средств на оплату услуг адвоката либо неявки в судебное заседание приглашенного им или назначенного ему адвоката, а также об отказе от услуг конкретного адвоката не может расцениваться как отказ от помощи защитника.
Лицо, передающее приобретателю наркотические средства, психотропные вещества по просьбе другого лица, является соисполнителем в незаконном сбыте
В соответствии с поправками в законодательство обновлены разъяснения для судов по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами.
В частности, актуализирован перечень нормативных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться судам при рассмотрении дел о преступлениях, предметом которых являются наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги, растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их части, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, сильнодействующие или ядовитые вещества, новые потенциально опасные
психоактивные вещества.
Постановление дополнено новыми положениями, в частности, следующими:
если лицо в целях осуществления умысла на незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает эти средства, вещества, растения, тем самым совершает действия, направленные на их последующую реализацию и составляющие часть объективной стороны сбыта,
однако по не зависящим от него обстоятельствам не передает указанные средства, вещества, растения приобретателю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств, веществ, растений;
при назначении лицу, признанному больным наркоманией, основного наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы суд может возложить на осужденного обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую или социальную реабилитацию (суд устанавливает наличие или отсутствие у лица заболевания наркоманией на основании содержащегося в материалах дела заключения эксперта по
результатам судебно-психиатрической экспертизы, при этом заключение эксперта должно содержать вывод о наличии (отсутствии) у лица диагноза "наркомания", а также о том, нет ли медицинских противопоказаний для проведения лечения от такого заболевания).
Для обществ с ограниченной ответственностью
введена возможность действовать на основе типового устава
Типовые уставы утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Общее собрание учредителей общества с ограниченной ответственностью имеет право принять решение о том, что общество будет действовать на основании такого типового устава. Для целей регистрации юридического лица, действующего на основе типового устава, в регистрирующий орган представлять устав ни в бумажной, ни в электронной форме не требуется. Индивидуальные сведения о конкретном юридическом лице будут содержаться только в ЕГРЮЛ.
Отметим, что для обществ с ограниченной ответственностью сохраняется возможность разработки своих уставов, которые именуются "уставами, утвержденными учредителями (участниками) общества".
Кроме того, общество может переходить с типового устава на индивидуальный и наоборот в любой момент своей деятельности.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. Часть положений вступает в силу с 1 января 2016 года.
Родительская плата, взимаемая за содержание ребенка в дошкольных учреждениях, является выручкой от оказания услуг и не
может быть признана целевым поступлением, не подлежащим налогообложению
Для признания поступивших средств целевыми поступлениями необходимо, чтобы указанные поступления производились на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности безвозмездно.
Средства считаются полученными безвозмездно, если их получение не связано с возникновением у получателя встречной обязанности выполнить работы или оказать услуги.
Родительская плата вносится за присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В связи с чем не является безвозмездно полученной и, следовательно, не признается целевым поступлением в целях главы 25 НК РФ.
Разъяснены также условия применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, налоговой ставки по налогу на прибыль 0 процентов в соответствии со статьей 284.1 НК РФ (организация должна осуществлять образовательную деятельность, включенную в перечень, утвержденный Правительством РФ, а также соответствовать критерию в части соблюдения установленной доли доходов от образовательной деятельности и др.).
Для конвертации кодов ОКОПФ в соответствии с новым классификатором подготовлена перекодировочная таблица
Взамен Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99 с 1 января 2013 года введен ОКОПФ ОК 028-2012.
Конвертация содержащихся в справочнике ЕГРЮЛ старых кодов ОКОПФ на новые будет произведена централизованно, без представления соответствующих заявлений юридических лиц в налоговые органы.
Росстатом подготовлена перекодировочная таблица, содержащая старые и новые коды ОКОПФ.
Сообщается также, что указанная таблица размещена на официальном интернет-портале Росстата в разделе "Общероссийские классификаторы" по адресу: http://www.gks.ru/metod/classifiers.html.
План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях дополнен новыми балансовыми счетами
Вводятся, частности, следующие счета:
N 40823 "Номинальные счета опекунов или попечителей, бенефициарами по которым являются подопечные";
N 40824 "Счета эскроу физических лиц (депонентов) по сделкам купли-продажи недвижимого имущества",
N 60118 "Акции, паи, переданные без прекращения признания" для учета акций, паев, переданных контрагентам по операциям, совершаемым на возвратной основе.
Скорректированы наименования некоторых счетов, в том числе N N 40705, 916, 917.
Уточнен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета процентных доходов по долговым обязательствам.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Банком России разъяснены
требования, предъявляемые к учету и хранению специализированным депозитарием ценных бумаг страховой организации
Обязанность страховой организации передавать специализированному депозитарию для учета и хранения ценные бумаги, принимаемые для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала), установлена с 1 июля 2015 года.
В письме Банка России разъясняется, в частности, следующее:
требования по работе со специализированным депозитарием распространяется на страховщиков, осуществляющих деятельность по видам страхования, указанным в подпунктах 2, 3 и 24 пункта 1 статьи 32.9 Закона об организации страхового дела (в разъяснениях приведен перечень таких видов страхования), и не распространяется на страховщиков, которые осуществляют деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;
специализированный депозитарий и страховщик при заключении договора самостоятельно определяют порядок документооборота, формы документов и размеры взимаемых тарифов;
страховщикам рекомендуется представлять информацию о заключении договора со специализированным депозитарием путем заполнения формы, размещенной на официальном сайте Банка России по адресу www.cbr.ru в разделе "Финансовые рынки/Личные кабинеты и отчетность/Личный кабинет субъектов страхового дела".
Специализированный депозитарий обязан ежемесячно представлять
отчеты о результатах контроля за соответствием состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика
Отчетность составляется за календарный месяц и представляется:
в Банк России - не позднее пятнадцатого рабочего дня месяца, следующего за отчетным;
страховщику - не позднее десятого рабочего дня месяца, следующего за отчетным.
Отчетность в Банк России представляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью единоличного исполнительного органа специализированного депозитария. Представляемая отчетность должна содержать результаты контроля в отношении всех страховщиков, с которыми у специализированного депозитария заключен договор об оказании услуг.
Банк России разъяснил некоторые вопросы, касающиеся проведения оценки финансового положения владельцев (контролеров)
кредитных организаций
Речь идет о юридических лицах, владеющих более чем 10 процентами акций (долей) кредитной организации, и юридических лицах, осуществляющих контроль в отношении таких акционеров (участников).
Сообщается, что при проведении оценки их финансового положения в 2015 году (на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год) необходимо учитывать в частности следующее.
Если требование к соотношению величины чистых активов (собственных средств) и финансовых вложений в акции (доли) кредитных организаций по состоянию на 31.12.2014 не выполняется, но при этом отсутствует обязанность по уменьшению уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, или ликвидации, то предписание об устранении нарушений в части неудовлетворительного финансового положения или об уменьшении участия владельца в уставном капитале кредитной организации до размера,
не превышающего 10 процентов ее акций (долей), либо о совершении сделки, направленной на прекращение контроля в отношении владельца акций (долей) кредитной организации, такому юридическому лицу не направляется.
Указанная мера применяется, если несоответствие чистых активов (собственных средств) и финансовых вложений в акции (доли) кредитных организаций сохраняется по итогам следующего финансового года.
Специализированные депозитарии страховщиков обязаны вести электронную систему учета своей деятельности
Банком России утверждено Положение, устанавливающее требования к деятельности специализированных депозитариев при оказании услуг страховым организациям и обществам взаимного страхования (за исключением страховщиков, осуществляющих ОМС), управляющим компаниям страховщиков, АИФ и их управляющим компаниям, управляющим компаниям ПИФ, а также НПФ, ПФР и др.
В целях реализации своих функций специализированный депозитарий осуществляет ведение системы учета в форме электронной базы данных.
Электронная база данных должна содержать все документы (изменения и дополнения к ним) и сведения (информацию), необходимые для осуществления функций специализированного депозитария, в том числе в отношении деятельности клиентов, об имуществе клиентов, об имуществе, передаваемом в оплату инвестиционных паев ПИФ, об операциях с имуществом, о выявленных нарушениях, а также позволять осуществлять сортировку, выборку и обобщение указанной информации.
Система должна обеспечивать формирование отчетов, в том числе о входящих документах, о выдаваемых согласиях на распоряжение имуществом, выявленных нарушениях и т.д.
Положение содержит также требования к осуществлению функций специализированного депозитария, регламенту деятельности, а также к раскрытию информации о структуре и составе акционеров (участников), конечных владельцах специализированных депозитариев.
На сайте Банка России размещена рекомендуемая
форма уведомления о выявлении специализированным депозитарием нарушения (несоответствия) в деятельности страховщика
Специализированный депозитарий уведомляет Банк России, страховщика и управляющие компании страховщика о выявленных нарушениях в ходе осуществления контроля за соответствием состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика.
Уведомления и прикладываемые к ним документы (сведения) должны направляться в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа специализированного депозитария.
Утвержден порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными бюджетными, федеральными автономными и федеральными казенными учреждениями
Установлено, что госзадание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального госучреждения, с учетом предложений этого учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах. Эти потребности оцениваются на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей учреждения по оказанию услуг и
выполнению работ, а также показателей выполнения им госзадания в отчетном финансовом году.
При этом госзадание будет содержать показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) госуслуги (работы), определение категорий физических и (или) юридических лиц - потребителей соответствующих услуг, предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами, а также сведения о порядке контроля за его выполнением и требования к отчетности.
Объем финансирования госзадания будет рассчитываться на основании нормативных затрат на оказание госуслуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
Значения базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов к ним утверждаются федеральным органом исполнительной власти, формирующим государственную политику в соответствующей сфере, а территориальные корректирующие коэффициенты утверждаются органом, который исполняет функции и полномочия учредителя учреждения.
Постановление вступает в силу с 1 января 2016 года. Одновременно признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2010 года N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".
Установлены основания замещения временно отсутствующего нотариуса и порядок передачи полномочий замещающему его
лицу
Замещение временно отсутствующего нотариуса представляет собой передачу его полномочий по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или временной невозможности исполнения им своих обязанностей по уважительной причине. Перечень уважительных причин отсутствия нотариуса устанавливается Федеральной нотариальной палатой.
Замещение временно отсутствующего нотариуса осуществляется помощником нотариуса, при невозможности замещения временно отсутствующего нотариуса помощником нотариуса - иным лицом, соответствующим установленным Основами законодательства РФ о нотариате требованиям, а при отсутствии иного лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, - другим нотариусом.
При замещении временно отсутствующего нотариуса запрещается:
одновременное исполнение обязанностей нотариусом и лицом, его замещающим;
одновременное исполнение обязанностей временно отсутствующего нотариуса двумя и более лицами, его замещающими;
одновременное исполнение обязанностей нескольких временно отсутствующих нотариусов.
Основанием для замещения временно отсутствующего нотариуса является приказ территориального органа Минюста России о наделении соответствующего лица полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса.
Определены также порядок представления документов лицами, желающими замещать временно отсутствующего нотариуса, порядок передачи полномочий нотариуса замещающему его лицу и основания прекращения замещения временно отсутствующего нотариуса.
Лица, претендующие на должность нотариуса, должны проходить стажировку в течение одного
года у нотариуса, занимающегося частной практикой и имеющего стаж не менее трех лет
Минюстом России утвержден новый порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.
Стажером нотариуса может быть гражданин РФ, получивший высшее юридическое образование в вузе, имеющем государственную аккредитацию.
Количество должностей стажеров ежегодно определяется решением нотариальной палаты субъекта РФ по согласованию с территориальным органом Минюста России.
Кандидатуры руководителей стажировки и условия ее прохождения утверждаются нотариальной палатой. После этого на сайте нотариальной палаты размещаются следующие информационные материалы о начале стажировки:
- требования, предъявляемые к кандидатам на должность стажера нотариуса;
- количество должностей стажеров;
- сроки, время, место приема и перечень документов, необходимых для сдачи экзамена;
- список руководителей стажировки.
Лицо, претендующее на прохождение стажировки, в течение 20 дней со дня размещения данных материалов подает в нотариальную палату соответствующее заявление (форма которого приведена в приложении к Приказу) с приложением документа, удостоверяющего личность и документа об образовании. При этом нотариальная палата проверяет достоверность последнего.
Экзамен проводится в форме тестирования. Порядок его проведения, а также перечень вопросов, включаемых в тесты, утверждается нотариальной палатой по согласованию с территориальным органом Минюста России.
Утратил силу Приказ Минюста России от 21.06.2000 N 179, которым был утвержден ранее действовавший порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.
Полномочия нотариуса, достигшего 75-летия, прекращаются на следующий день после достижения им указанного возраста
Со дня прекращения полномочий нотариус не вправе совершать нотариальные действия. Доступ нотариуса, а также лиц, его замещающих, в единую информационную систему нотариата прекращается. Дела нотариуса, включая нотариальные архивные документы, передаются в порядке, предусмотренном Правилами нотариального делопроизводства.
Конкурс на замещение освободившейся должности нотариуса проводится в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Минюста России от 17.02.1997 N 19-01-19-97, с учетом установленных особенностей.
Конкурс на замещение освобождаемой должности нотариуса объявляется территориальным органом Минюста России за 3 месяца до дня достижения нотариусом 75-летнего возраста с указанием сроков его проведения, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. Нотариальная палата субъекта РФ извещается о принятом решении в 3-х дневный срок со дня издания распоряжения о проведении конкурса на замещение освобождаемой должности.
Муниципальные должностные лица, удостоверившие или отменившие завещание или доверенность, направляют сведения об этом в региональную нотариальную палату в электронной форме
Данные сведения направляются для их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата.
Определено, что должностные лица местного самоуправления представляют в региональную нотариальную палату данные сведения в установленной форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в соответствии с требованиями, установленными Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата (утв. Приказом Минюста России от 17.06.2014 N 129).
Сведения могут быть представлены на электронных носителях (дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти) в виде файлов утвержденного формата с сопроводительными документами на бумажном носителе.
Сведения могут быть направлены:
- при помощи программно-технических средств гарантированной доставки, обеспечивающих защиту содержащихся в сведениях персональных данных;
- начиная с 1 января 2016 года - с использованием портала, размещенного по адресу, опубликованному на сайте оператора единой информационной системы нотариата (www.notariat.ru).
Обновлен порядок ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен
В реестр вносятся лица, сдавшие квалификационный экзамен (в течение 10 рабочих дней), и лица, назначенные в установленном порядке на должность нотариуса (в течение 5 рабочих дней). Указано, какие конкретно сведения будут включаться в соответствующие реестры.
Включенным в реестр сведениям присваиваются регистрационные номера, формируемые автоматически. При изменении сведений, содержащихся в реестре, соответствующие изменения вносятся территориальным органом Минюста России в течение 5 рабочих дней без изменения регистрационного номера.
Сведения реестра, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, носят открытый характер и размещаются на официальном сайте Минюста России в сети "Интернет", а также выдаются любому заинтересованному лицу в виде выписки из реестра нотариусов в виде электронного документа или документа на бумажном носителе.
Ранее реестр велся в соответствии с Приказом Минюста России от 02.12.2003 N 306 "Об утверждении Порядка ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой", который утратил силу с принятием настоящего Приказа.
Подготовлены рекомендации по подготовке саморегулируемой организацией аудиторов ходатайства о признании причины несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации уважительной
Ходатайство должно содержать, в частности:
- описание случая, в отношении которого рассматривается причина несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации;
- обоснования признания причины уважительной;
- предполагаемый саморегулируемой организацией индивидуальный срок прохождения обучения аудитором.
Сформулированы требования к документам, прилагаемым к ходатайству, а в приложении к приказу приведены примеры документов, подтверждающих факты и обстоятельства, на которые ссылается аудитор в качестве уважительных причин несоблюдения требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации.
Заготовка древесины может осуществляться только на
основании договоров купли-продажи лесных насаждений
Установлены порядок заключения, изменения и расторжения договоров купли-продажи, аренды лесных участков гражданами и юридическими лицами.
Указано, что типовой договор купли-продажи лесных насаждений утверждается Правительством РФ. Договор купли-продажи лесного участка, заключенного по результатам торгов, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик лесных насаждений.
Устанавливается, что лесной участок должен находиться в пределах лесничеств или лесопарков и быть образован в соответствии с Лесным кодексом РФ. Уточняется понятие рубки лесных насаждений.
Вводится, кроме того, определение лесосечных работ, порядок их проведения, уточняется порядок осуществления заготовок древесины, вводятся особенности заготовок древесины отдельными категориями лиц.
Закон дополняется статьей о проектировании лесных участков, под которой понимается подготовка проектной документации лесных участков, порядок осуществления проектирования лесных участков.
Для сохранения анадромных видов рыб на миграционных путях к местам нереста с 1
января 2016 года запрещается применение плавных (дрифтерных) сетей для их рыболовства
Применение таких сетей в отношении анадромных видов рыб запрещено при осуществлении промышленного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
На территории ОЭЗ в
Калининградской области реализована возможность осуществления временного хранения иностранных товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ ее резидентами, на участках таких резидентов
Подписан Федеральный закон, направленный на упрощение таможенного администрирования на территории Особой экономической зоны в Калининградской области (далее - ОЭЗ).
В частности:
- предусматривается возможность осуществления временного хранения иностранных товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ резидентами ОЭЗ, на участках таких резидентов, которые включают в себя помещения, открытые площадки, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде у резидента, а также железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенным органом местах в границах территорий участков, находящихся в собственности, хозяйственном
ведении, оперативном управлении или аренде у резидента.
Резидент может помещать на временное хранение в указанных местах временного хранения только те товары, декларантом которых он может выступать.
Временное хранение товаров в местах временного хранения осуществляется с письменного разрешения таможенного органа;
- устанавливается отдельный порядок совершения таможенных операций в отношении товаров Таможенного союза, перемещаемых морским транспортом, между автомобильно-железнодорожно-паромным терминалом морского порта Калининград в г. Балтийске и морским портом Усть-Луга без захода в морские порты государств, не являющихся членами Таможенного союза.
Кроме того, таможенным органам предоставлены полномочия по ведению учета транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также по определению порядка и формы такого учета.
Туристам, отказавшимся от поездки в Тунис, туроператоры должны вернуть сумму цены тура за
вычетом фактически понесенных ими расходов
Фактически понесенные расходы должны быть подтверждены документально. При этом не подлежат удержанию заранее установленные суммы штрафов при отсутствии доказательств их фактической уплаты.
В случае несогласия с размером вычета турист вправе оспорить его в судебном порядке, при этом обязанность доказывания размера фактически понесенных расходов возлагается на ответчика.
Ростуризм отмечает, что включение в договор о реализации туристского продукта положений об удержании при его расторжении с потребителя в пользу туроператора части денежной суммы, внесенной в счет договора в виде фиксированных сумм, в том числе в процентном отношении к цене услуги, не основано на нормах права и определяет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ ("Нарушение иных прав потребителей").
Ростуризм через отраслевые общественные объединения обратился к туроператорам с просьбой проявить социальную ответственность и до стабилизации ситуации в Тунисе пойти навстречу туристам, и при возможности заменить уже оплаченные туры на альтернативные направления.