КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 08.07.2014
Новшество! Информационный банк "Решения госорганов по спорным ситуациям"
Теперь в КонсультантПлюс - документы госорганов по патентным, антимонопольным и прочим вопросам. В новом банке "Решения госорганов по спорным ситуациям" - решения Роспатента по спорам о товарных знаках, изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, документы ФАС и УФАС по нарушениям законодательства в сфере размещения заказов в различных отраслях и др.
Минэкономразвития России предлагает продавать государственную и муниципальную недвижимость только на торгах
Министерство разработало законопроект, согласно которому продажа недвижимости государственных и муниципальных унитарных предприятий будет возможна только на торгах. В настоящее время унитарные предприятия должны получить согласие собственника на продажу недвижимости, но не обязаны проводить торги.
Согласно проекту торги будут проводиться в форме аукциона или конкурса в зависимости от того, должен ли покупатель выполнять какие-либо условия в отношении унитарного предприятия. Информация обо всех торгах будет размещаться на сайте, который определит Правительство РФ.
По мнению разработчиков проекта, его принятие позволит исключить сговоры при продаже имущества предприятий и позволит получить больший доход от его продажи.
Арбитражным судам будут разъяснены
некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении споров с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами
Проектом, в частности, определено следующее:
при обращении в суд в защиту прав конкретного правообладателя организация по управлению правами на коллективной основе применительно к пункту 2 части 2 статьи 125 АПК РФ обязана указать сведения о правообладателе, необходимые в силу пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Если организация по управлению правами на коллективной основе действует на основании договора с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе,
указаываются сведения об этой организации. В случае несоблюдения этого требования арбитражный суд оставляет заявление без движения в соответствии со статьей 128 АПК РФ;
спор с участием организации, осуществляющей коллективное управление авторскими или смежными правами, может быть рассмотрен судом и без участия конкретного правообладателя;
если при рассмотрении иска организации, осуществляющей коллективное управление авторскими или смежными правами, в защиту прав конкретного правообладателя судом установлено, что между ответчиком и правообладателем имеется лицензионный договор о предоставлении права использования спорного результата интеллектуальной деятельности использованным ответчиком способом, то при отсутствии условия о праве на сбор вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав в таком договоре суд отказывает в
удовлетворении иска;
по ходатайству организации, осуществляющей коллективное управление авторскими или смежными правами, исполнительный лист, взыскателем по которому является правообладатель (представитель правообладателя), выдается этой организации, которая предъявляет его к исполнению. Она вправе осуществлять контроль за исполнением решения суда, в том числе обращаться в суд, оспаривая решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению такого исполнительного листа.
Установлена процедура проведения аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда
Требованиями, предъявляемыми к претендующим на получение сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, являются:
наличие высшего образования;
наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;
наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее 3 лет.
Аттестация предусматривает рассмотрение представленных заявителем заявления и документов и проверку знаний заявителя (аттестационное испытание).
Заявитель проходит аттестационное испытание лично. Оно проводится в форме дистанционного тестирования. Заявитель отвечает на 40 тестовых вопросов, сформированных в системе тестирования, в течение 40 минут. При наличии правильных ответов не менее чем на 36 тестовых вопросов Минтруд России принимает решение об удовлетворительном результате прохождения аттестационного испытания.
В случае неудовлетворительного результата заявитель вправе в течение 30 дней пройти повторное тестирование, но не более 2 раз.
По результатам аттестационного испытания принимается решение об аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда или об отказе в аттестации.
Определен порядок обжалования решения об отказе в аттестации, переоформления сертификата эксперта, аннулирования сертификата.
Срок действия сертификата - 5 лет со дня выдачи. По окончании срока действия эксперт должен пройти аттестацию заново.
Минстроем России представлено экспертное мнение по вопросам функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и деятельности региональных операторов.
Содержатся ответы на следующие вопросы:
подлежат ли включению в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах дома, все помещения в которых принадлежат собственнику, и дома блокированной застройки;
как региональному оператору получить данные о площадях помещений в многоквартирных домах и их собственниках;
возможно ли перечисление денежных средств с банковских счетов регионального оператора организациям, наделенным функциями технического заказчика;
в какой срок необходимо уведомить собственников о проведении капитального ремонта, чтобы в 2015 году начать капитальный ремонт многоквартирного дома;
возможно ли проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме до срока наступления обязанности собственников по внесению взносов на капитальный ремонт;
может ли региональный оператор расходовать на административно-хозяйственные нужды проценты, начисляемые за пользование денежными средствами, находящимися на счете регионального оператора.
Отложен срок вступления в силу постановления Правительства РФ по вопросам государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
Срок вступления в силу Постановления от 16.10.2013 N 927 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перенесен с 30 июня 2014 года на 1 января 2015 года.
Указанным постановлением признаны утратившими силу в том числе следующие постановления Правительства РФ:
от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
от 17.09.2003 N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей";
от 12.11.2004 N 627 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Правовой статус коллекций генетических ресурсов растений Российской Федерации предлагается закрепить законом
Разработан законопроект, направленный на создание правовых основ в области сбора, хранения, изучения и рационального использования генетических ресурсов растений для развития сельского хозяйства на территории РФ.
Генетические ресурсы растений представляют собой часть биологических ресурсов, включающую генетический материал растительного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности и представляющий фактическую или потенциальную ценность для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства.
К объектам генетических ресурсов растений для развития сельского хозяйства относятся: дикие и сорные виды - родичи культурных растений; староместные сорта, используемые в традиционных агроэкосистемах; селекционные сорта (возделываемые, вышедшие из использования или не вошедшие в государственные реестры рекомендуемых к использованию сортов); селекционные линии, источники и доноры ценных признаков; особый генетический материал (мутанты, гибриды, множественно маркированные линии, растительные формы,
созданные методами биотехнологии).
Законопроектом даны определения понятий "биоизыскательская деятельность", "генетический банк (генбанк)", "генетические ресурсы растений для развития сельского хозяйства", "коллекция генетических ресурсов растений", "деятельность с коллекциями генетических ресурсов растений", "образец" и др., определены основные принципы государственной политики
в области генетических ресурсов растений для развития сельского хозяйства.
В целях организации регистрации, учета и информационного обеспечения деятельности в области генетических ресурсов растений законопроектом предусмотрено формирование Общероссийской базы данных образцов коллекций генетических ресурсов растений, содержащей паспортные данные каждого образца, находящегося на хранении у держателей коллекций генетических ресурсов растений.
В целях учета оригинальных образцов коллекций генетических ресурсов растений, находящихся на долгосрочном безопасном хранении, являющихся стратегической основой устойчивого развития сельскохозяйственного производства и предназначенных для решения задач по обеспечению экономической, продовольственной и экологической безопасности Российской Федерации, на основе Общероссийской базы данных образцов коллекций генетических ресурсов растений формируется Каталог образцов коллекций генетических ресурсов растений
Российской Федерации, представляющий собой свод данных, содержащий паспортную, описательную и оценочную информацию об оригинальных образцах, находящихся у держателей коллекций генетических ресурсов растений на территории Российской Федерации.
Законопроектом определены полномочия Правительства РФ и федерального органа исполнительной власти в области генетических ресурсов растений.
Утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса" на период до 2018 года
"Дорожная карта" представляет собой комплекс мероприятий по совершенствованию механизмов государственного стимулирования и поддержки внедрения инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса РФ путем создания единой системы управления инновационной деятельностью в отраслях топливно-энергетического комплекса.
Мероприятия "дорожной карты" направлены на обеспечение российского топливно-энергетического комплекса высокоэффективными технологиями и оборудованием, соответствующей нормативной и методической базой документов, научно-техническими и инновационными решениями в объемах, необходимых для поддержания энергетической безопасности страны.
Рекультивация карьерных выемок и
искусственно созданных полостей с использованием отходов возможна при наличии заключения экспертизы и лицензии на обезвреживание и размещение отходов I - IV классов опасности
Разъясняется, что к отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве, в том числе вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых. Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Требования к объектам размещения отходов определены Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", устанавливающим, в том числе, запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов и обязательность проведения специальных исследований для определения места строительства объекта размещения отходов.
Проектная документация объектов, связанных с размещением (хранение и захоронение) отходов I - V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Таким образом, все организации, осуществляющие эксплуатацию объектов размещения отходов (в том числе отвалы горных пород и хвостохранилища), обязаны разрабатывать и представлять на государственную экологическую экспертизу проектную документацию указанных объектов.
Между тем, необходимо учитывать, что рекультивация нарушенных земель осуществляется для их восстановления в сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целях.
При этом, для рекультивации карьерных выемок могут использоваться только вскрышные и вмещающие породы, не содержащие радиоактивные элементы и токсичные соединения в концентрациях, опасных для жизни человека и животных.
Использование для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей отходов производства и потребления возможно при условии, что они не содержат вредные вещества и при этом будет обеспечено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду. Рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления фактически является размещением (захоронением) отходов. При этом деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов
опасности является лицензируемым видом деятельности.
Достаточность документального подтверждения оснований для
списания в бесспорном порядке сумм просроченных лизинговых платежей определяется банком самостоятельно
Федеральным законодательством не определен перечень документов, представляемых в банк в подтверждение возможности списания со счета лизингополучателя сумм просроченных платежей на основании распоряжения лизингодателя.
Банком России указано, что достаточность документального подтверждения в этом случае определяется банком самостоятельно, с учетом его ответственности за ненадлежащее совершение операций по счету.
Кроме того, Банком России разъяснено, в частности, следующее:
приходный кассовый ордер не может являться подтверждением перевода денежных средств без открытия банковского счета;
при недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика распоряжения, основанные на исполнительных документах, помещаются в очередь не исполненных в срок распоряжений, а в случае приостановления операций по счету - в очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций.
Банк России сообщает об изменениях в
программе-анкете, предназначенной для представления НПФ квартальной и годовой отчетности, начиная с отчетности за первое полугодие 2014 года
Согласно действующему законодательству НПФ, являющиеся некоммерческими организациями, подлежат преобразованию в акционерные общества или ликвидации.
В этой связи в целях обеспечения возможности отражения сведений о капитале НПФ внесены соответствующие изменения в программу-анкету, размещенную на официальном сайте Банка России в разделе "Финансовые рынки/Участники финансовых рынков/Электронный документооборот".
ОАО
освободили от обязанности публиковать бухгалтерскую отчетность в печатных изданиях
Утратил силу приказ Минфина России о порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами.
Данный приказ был утвержден в целях реализации положений ранее действовавшего Федерального закона "О бухгалтерском учете", предусматривающего обязательную публикацию отчетности ОАО в газетах и журналах не позднее 1 июня следующего за отчетным года.
Новый закон о бухгалтерском учете, вступивший в силу с 1 января 2013 года, не содержит такого требования. В соответствии со статьей 92 Федерального закона "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность в объеме и порядке, которые установлены Банком России.
Внесены уточнения в порядок применения Единых санитарных
требований
Установлено, что Единые санитарные требования применяются в отношении продукции, на которую распространяется действие технических регламентов Таможенного союза, производимой и выпускаемой в обращение на основании документов о соответствии продукции указанным требованиям, выданных или принятых:
до 1 июля 2013 года:
по разделу 1. "Требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" в части требований к маркировке пищевой продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), в связи с вступлением в силу указанного технического регламента;
по разделам 22. "Требования безопасности пищевых добавок и ароматизаторов" и 23."Требования безопасности технологических вспомогательных средств" в части требований к продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (ТР ТС 029/2012), в связи с вступлением в силу указанного технического регламента.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
С 1 сентября 2014 года применяются новые ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов шин и покрышек, а также отдельных видов обуви
Изменения коснулись товаров, классифицируемых, в частности, в товарных подсубпозициях 4012 11 000 0, 6401 10 000 0, 6401 92 100 0, 6402 12 100 0, 6402 20 000 0, 6402 99 500 0 ТН ВЭД ТС.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Кроме того, одобрен проект Решения Совета Евразийской экономической комиссии об установлении новых ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов товаров, в соответствии с обязательствами РФ в рамках ВТО.
Установлены интервальные количественные значения внешних параметров, используемых при разработке официальных прогнозов развития государств - членов Таможенного союза
В документе, с разбивкой по годам с 2014 по 2017 годы, приводятся интервальные количественные значения прогнозов темпов развития мировой экономики (расчет по паритету покупательной способности), прогнозов цен на нефть марки Brent, прогнозов изменения белорусского рубля, тенге и российского рубля к доллару США.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Утверждена Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации на период
до 2020 года
Согласно Концепции, под внутренней продовольственной помощью понимается система государственной помощи населению РФ в форме прямых поставок продуктов питания заинтересованным лицам или предоставление денежных средств для приобретения ими продовольствия с целью улучшения питания и достижения его сбалансированности с учетом рациональных норм потребления пищевых продуктов.
Целью Концепции является обеспечение экономической и физической доступности для отдельных категорий граждан РФ качественных продуктов питания, способствующих сохранению и укреплению здоровья населения.
В результате реализации Концепции к 2020 году предполагается:
повысить обеспеченность отдельных категорий граждан высококачественным сбалансированным питанием с учетом рациональных норм потребления пищевых продуктов до 90 процентов;
увеличить охват обучающихся в образовательных организациях сбалансированным (по рациональным нормам потребления пищевых продуктов), безопасным и качественным питанием до 80 процентов;
увеличить удельный вес российской сельскохозяйственной продукции и продовольствия в обеспечении системы внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации до 80 процентов.
Разъяснен порядок учета
денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах
Новый порядок осуществления капитальных вложений в объекты недвижимости предусматривает, в частности, передачу государственным (муниципальным) учреждениям и предприятиям полномочий государственного заказчика по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Заявка на участие в конкурсе или аукционе может обеспечиваться посредством внесения денежных средств.
Сообщается, что при перечислении залога на счета, открытые органам Федерального казначейства на балансовом счете N 40302, операции с этими денежными средствами подлежат отражению на лицевых счетах для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, открытых органам власти по месту открытия лицевых счетов по переданным полномочиям. Для открытия указанного лицевого счета организацией в орган Федерального казначейства представляется решение органа
власти о передаче ей соответствующих полномочий государственного (муниципального) заказчика.
К операциям по передаче имущественных прав на нежилые помещения применимы
особенности определения налоговой базы по НДС при передаче имущественных прав на жилые помещения
Порядок определения налоговой базы при передаче имущественных прав определен статьей 155 НК РФ. Данная статья не содержит положений, устанавливающих особенности определения налоговой базы в отношении нежилых помещений.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 25.02.2010 N 13640/09, при отсутствии специального порядка определения налоговой базы для случаев реализации имущественных прав на нежилые помещения, НДС следует исчислять в порядке, установленном пунктом 3 статьи 155 НК РФ, то есть с разницы между ценой реализации имущественных прав с учетом налога и ценой их приобретения.
Для получения налогового вычета по расходам на погашение займа (кредита) на приобретение жилья необходимо
одновременное соблюдение двух условий
Согласно позиции Минфина России, доведенной до сведения налоговых органов, такими условиями являются:
во-первых, договор займа (кредита) должен быть целевым, т.е. в договоре должно предусматриваться, что единственным допустимым направлением его расходования является приобретение жилья;
во-вторых, полученные денежные средства должны быть израсходованы на приобретение жилья на территории РФ.
Если в договоре указанные условия не прописаны, то предоставление имущественного налогового вычета по таким расходам будет неправомерным.
В случае изменения учетной политики в отношении признания расходов, связанных с обеспечением безопасных
условий труда при добыче угля, уменьшение сумм НДПИ в предыдущих налоговых периодах неправомерно
Данный вывод ФНС России обоснован тем, что изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.
Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
Принятая учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.
До 1 января 2015 года суммы налога на прибыль, уплаченные
организациями Крыма и Севастополя, в полном объеме подлежат зачислению в бюджеты этих субъектов
Юридические лица Крыма и Севастополя, сведения о которых внесены в российский ЕГРЮЛ, после 18 марта 2014 года исчисляют и уплачивают налог на прибыль в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ (гл. 25 "Налог на прибыль организаций").
Особенности заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации приведены в приложении к данному письму.