КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 05.03.2013
Выпуск диска
"КонсультантПлюс: Высшая школа" к весеннему
семестру
"КонсультантПлюс" представляет новый выпуск диска "КонсультантПлюс:
Высшая школа" к весеннему семестру для студентов и преподавателей
финансово-экономических и юридических дисциплин. Новый раздел на диске -
"Учебники и комментарии", где более 170 учебников по юридическим
дисциплинам и комментариев к правовым актам.
Подписан Закон, предусматривающий комплексное
совершенствование законодательства в области обеспечения промышленной
безопасности опасных производственных объектов
В частности, установлено, что опасные производственные объекты в
зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно
важных интересов личности и общества подразделяются на четыре класса:
I - чрезвычайно высокой опасности;
II - высокой опасности;
III - средней опасности;
IV - низкой опасности.
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту будет
осуществляться при его регистрации в государственном реестре.
Проведение плановых проверок в отношении опасных производственных
объектов I или II класса опасности будет осуществляться не чаще чем один
раз в течение одного года, в отношении объектов III класса опасности - не
чаще чем один раз в течение трех лет. В отношении объектов IV класса
опасности плановые проверки проводиться не будут.
В обосновании безопасности опасного производственного объекта могут быть
установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации,
капитальному ремонту, консервации и ликвидации, если при эксплуатации,
капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного
объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности,
таких требований недостаточно или они не установлены. Организация,
эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать
требования обоснования безопасности опасного производственного
объекта.
Кроме того, уточнены требования к порядку разработки декларации
промышленной безопасности.
Соответствующие изменения внесены, в частности, в федеральные законы
"О континентальном шельфе Российской Федерации", "О
безопасности гидротехнических сооружений", "О лицензировании
отдельных видов деятельности", Градостроительный кодекс РФ, часть
вторую Налогового кодекса РФ.
Федеральный закон вступает в силу с 15 марта 2013 года, за исключением
отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в
силу.
С 1 декабря 2013 года могут вступить в силу новые правила
государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов,
предназначенных для выпуска в окружающую среду
Государственная регистрация модифицированных организмов или расширение
вида их целевого использования включают в себя:
прием, регистрацию и рассмотрение соответствующего заявления;
проведение проверки полноты представленных заявителем сведений и принятие
решения о выдаче задания на проведение экспертной оценки полученных
материалов;
принятие решения о государственной регистрации модифицированного
организма или об отказе в такой регистрации, о расширении видов целевого
использования модифицированного организма либо об отказе в расширении вида
его целевого использования;
внесение сведений о модифицированном организме в сводный государственный
реестр зарегистрированных генно-инженерно-модифицированных организмов, а
также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей
такие организмы;
выдачу свидетельства о государственной регистрации модифицированного
организма.
Устанавливается порядок ведения сводного государственного реестра
зарегистрированных генно-инженерно-модифицированных организмов, порядок
выдачи свидетельств о государственной регистрации
генно-инженерно-модифицированных организмов и действия ранее выданных
свидетельств.
В отдельные
законодательные акты РФ внесены изменения юридико-технического характера,
касающиеся уточнения полномочий органов управления особыми экономическими
зонами, а также государственной регистрации сделок с недвижимым
имуществом
В частности:
изменениями, внесенными в Федеральный закон "Об особых
экономических зонах в Российской Федерации", из перечня полномочий,
осуществляемых федеральным органом исполнительной власти, исключено
определение в соответствующих договорах аренды цели использования земельных
участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особой
экономической зоны и находящихся в государственной или муниципальной
собственности;
признано утратившим силу положение пункта 1 части 5 статьи 51
Градостроительного кодекса РФ, которым было установлено, что в случае
осуществления строительства, реконструкции объекта капитального
строительства на земельном участке, расположенном в границах особой
экономической зоны, разрешение на строительство выдавалось федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным на управление особыми
экономическими зонами;
согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон "О внесении
изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской
Федерации", в отношении статей 609, 651, 658 Гражданского кодекса РФ
будут, как и ранее, применяться правила о государственной регистрации
сделок с недвижимым имуществом.
ВАС РФ признал частично недействующими
некоторые разъяснения Минфина России по вопросам восстановления сумм НДС по
приобретенным основным средствам
В суде оспаривались положения абзацев пять и шесть Письма Минфина России
от 01.06.2012 N 03-07-15/56, в том числе, в части, понуждающей
налогоплательщиков восстанавливать принятые к вычету суммы НДС по основным
средствам, используемым в операциях, облагаемых по нулевой ставке, а также
определять долю, в которой основные средства используются при производстве и
(или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по указанной налоговой
ставке.
Согласно доводам суда правила, касающиеся восстановления НДС,
установленные подпунктом 5 пункта 3 статьи 170 НК РФ, относятся только к
средствам труда, используемым в операциях по реализации товаров (работ,
услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой
ставке ноль процентов. В силу отсутствия соответствующего указания, на
основные средства, используемые при производстве продукции (товаров),
указанные правила не распространяются.
Указано также, что подпункт 5 пункта 3 статьи 170 НК РФ обязывает
налогоплательщиков восстанавливать суммы НДС в размере, ранее принятом к
вычету. При этом предписание, обязывающее налогоплательщиков производить
расчет частей (долей), в которых основные средства используются в облагаемых
и необлагаемых НДС операциях, отсутствует.
С учетом изложенного, а также с учетом иных выводов, содержащихся в
решении ВАС РФ, оспариваемые заявителем положения письма Минфина России
признаны недействующими как не соответствующие Налоговому кодексу РФ.
Ратифицировано Соглашение об осуществлении
транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного
союза, подписанное 22 июня 2011 года в Москве
Соглашение формирует условия для переноса транспортного контроля с
российско-белорусской и российско-казахстанской границ на внешнюю границу
Таможенного союза, а также создает правовую основу для организации
информационного обмена между органами транспортного контроля России,
Беларуси и Казахстана.
Применение соглашения позволит обеспечить:
- исключение дублирующих операций по контролю за выполнением
международных автомобильных перевозок, сокращение времени на его
проведение, совместную защиту национальных рынков международных
автотранспортных услуг;
- соблюдение иностранными перевозчиками национальных разрешительных
систем РФ, Беларуси и Казахстана.
Соглашением предусмотрено, в частности, что орган транспортного контроля
РФ в контрольных пунктах помимо действий по транспортному контролю,
предусмотренных российским законодательством, осуществляет проверку
документов и выполняет отдельные действия по автомобильному контролю,
предусмотренные законодательством Республики Беларусь и Казахстана.
Соглашение ратифицировано в Республике Беларусь в мае 2012 года, в
Республике Казахстан - в июне 2012 года.
С 4 июля 2013 года
изменится порядок переработки, распределения, ввоза и вывоза психотропных
веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен (Список III)
Предусмотрено, что переработка психотропных веществ, внесенных в Список
III, в целях получения на их основе веществ, не являющихся психотропными
веществами, будет осуществляться при наличии соответствующей лицензии не
только государственными унитарными предприятиями, но и иными юридическими
лицами независимо от их форм собственности.
Также распределение психотропных веществ, внесенных в указанный список,
будет осуществляться не только государственными унитарными предприятиями и
государственными учреждениями, но и иными юридическими лицами независимо от
их форм собственности.
Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации при
осуществлении внешнеторговой деятельности психотропных веществ, внесенных в
Список III, будет осуществляться юридическими лицами, имеющими
соответствующую лицензию на оборот наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, а также на культивирование наркосодержащих
растений.
Для отнесения товаров, работ или услуг к инновационной и
высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой
продукции необходимо, чтобы товары, работы, услуги соответствовали
определенной совокупности критериев
В частности, для инновационной продукции такими критериями являются:
научно-техническая новизна;
внедрение товаров, работ, услуг;
экономический эффект реализации;
наукоемкость.
К высокотехнологичной продукции могут быть отнесены товары, работы и
услуги, удовлетворяющие следующим критериям:
соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и
техники в Российской Федерации;
С 15
апреля 2013 года на интернет-ресурсе "Российская общественная
инициатива" начнется рассмотрение общественных инициатив, реализуемых
на федеральном уровне
Общественные инициативы, реализуемые на региональном и муниципальном
уровнях, рассматриваются с 1 ноября 2013 года.
Размещению общественной инициативы на Интернет-ресурсе предшествует
обязательная предварительная экспертиза, срок проведения которой не должен
превышать два месяца.
Общественными инициативами считаются предложения граждан России по
вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования
государственного и муниципального управления, направленные с использованием
интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" и отвечающие
установленным требованиям.
Функции по проведению предварительной экспертизы общественной инициативы
осуществляет уполномоченная некоммерческая организация - Фонд развития
информационной демократии и гражданского общества "Фонд информационной
демократии".
Гражданин, направивший общественную инициативу, указывает, на каком
уровне (федеральном, региональном или муниципальном), по его мнению, она
должна быть реализована.
Уполномоченная некоммерческая организация принимает решение об отказе в
размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе в случаях, если:
- общественная инициатива противоречит Конституции РФ, общепризнанным
принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод
и законных интересов граждан;
- общественная инициатива противоречит статье 6 Федерального
конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской
Федерации";
- общественная инициатива не содержит описания проблемы, либо в
общественной инициативе не предложены варианты решения проблемы, либо
предлагаемые варианты не обоснованы.
Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее
размещения на интернет-ресурсе получила:
- в поддержку инициативы федерального уровня - не менее 100 тыс. голосов
граждан;
- в поддержку инициативы регионального уровня - не менее 5 процентов
голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего
субъекта РФ (для регионов с численностью населения более 2 млн. человек - не
менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории
соответствующего субъекта РФ);
- в поддержку инициативы муниципального уровня - не менее 5 процентов
голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего
муниципального образования.
Голосование по общественной инициативе начинается в день размещения
инициативы на интернет-ресурсе и проводится в течение одного года.
Общественная инициатива, не получившая в ходе голосования необходимой
поддержки, считается не поддержанной и снимается с рассмотрения.
По результатам рассмотрения общественной инициативы экспертная
рабочая группа в срок, не превышающий двух месяцев, готовит экспертное
заключение и решение о разработке соответствующего нормативного правового
акта или принятии иных мер по реализации инициативы, которые подписываются
председателем соответствующей экспертной рабочей группы, о чем уведомляет
уполномоченную некоммерческую организацию в электронном виде.
Подписан Закон о сокращенном порядке производства дознания
по уголовным делам и об отмене обязательного участия понятых в определенных
процессуальных действиях
Установлен сокращенный срок производства дознания, который по общему
правилу не должен превышать 15 суток (с возможностью продления его
прокурором до 20 суток). При этом ограничиваются пределы доказывания
(доказательства будут собираться в объеме, достаточном для установления
события преступления, характера и размера причиненного им вреда, а также
виновности лица в совершении преступления).
Сокращенный порядок дознания возможен лишь при условии, что уголовное
дело возбуждено в отношении конкретного лица, которое признает свою вину,
характер и размер причиненного преступлением вреда и согласно с ведением
уголовного судопроизводства по его делу в сокращенном порядке, отсутствуют
основания, исключающие производство дознания в сокращенной форме.
Применение указанного порядка дознания исключается в том числе в тех
случаях, когда подозреваемый является несовершеннолетним, имеются основания
для применения принудительных мер медицинского характера или подозреваемый
относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок
уголовного судопроизводства.
Законом также расширены полномочия органов предварительного
расследования при проверке сообщения о преступлении. Им предоставлено право
получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать
документы и предметы, а также изымать их, назначать судебную экспертизу,
принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта,
производить освидетельствование, осмотр места происшествия, трупа,
предметов и документов.
Предусмотрено, что в определенных процессуальных действиях (в частности,
наложение ареста на имущество, осмотр трупа) понятые принимают участие по
усмотрению следователя. При этом если по решению следователя понятые в
следственных действиях не участвуют, то применение технических средств
фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным
(при невозможности применения технических средств следователь делает в
протоколе соответствующую запись).
Кроме того, усилена уголовная ответственность за фальсификацию
доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание,
следователем, прокурором и защитником.
В отдельные
законодательные акты РФ внесены изменения, касающиеся оптимизации нагрузки
мировых судей
Федеральным законом, в частности, установлено, что:
в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей, в случае
если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового
судью по судебному району, председатель районного суда вправе
мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел
об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к
мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного
участка того же судебного района;
мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению
обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке
какого судебного района соответствующего субъекта РФ он исполнял
обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с
должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, - независимо
от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта РФ он
осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда;
с 1500 до 3000 рублей предусматривается увеличение общей суммы налога,
сбора, пеней, штрафов, при превышении которой налоговый (таможенный) орган
подает в суд заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет
имущества физического лица.
Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня
его официального опубликования, за исключением изменений, внесенных в
Налоговый кодекс РФ, которые вступают в силу по истечении одного месяца со
дня официального опубликования данного Федерального закона.
Внутренним войскам МВД России
предоставлены полномочия самостоятельно осуществлять отбор кандидатов для
поступления на военную службу по контракту во внутренние войска и
определять соответствие граждан установленным требованиям
Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан,
отбираемых для поступления на военную службу по контракту во внутренние
войска МВД России, осуществляется также указанными войсками.
Регламентирован порядок предоставления ПФР пенсионерам,
проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на
территории РФ и обратно
Определены состав, сроки и последовательность административных действий
должностных лиц ПФР при предоставлении данной услуги.
Компенсация предоставляется в срок, не превышающий 10 дней со дня приема
соответствующего заявления и всех необходимых документов.
В приложении к документу приведена контактная информация территориальных
органов ПФР по субъектам РФ.