Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 18.10.2012


КонсультантПлюс "Горячие" документы
Выпуск от 18.10.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Подпишитесь на бесплатную рассылку КонсультантПлюс!

"Новые документы для бухгалтера"
Позиции Минфина России и налоговых органов по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Полезная информация - оперативно и достоверно!
Достаточно перейти по ссылке и ввести свой e-mail.
http://my.consultant.ru/cabinet/#rev_db


  • Постановление Правительства РФ от 15.10.2012 N 1048 "О переносе выходных дней в 2013 году"

    В 2013 россияне будут отдыхать 10 дней в новогодние праздники, 5 дней - в Праздник весны и труда и 4 дня - на День Победы

    Переносятся следующие выходные дни:

    с субботы 5 января на четверг 2 мая;

    с воскресенья 6 января на пятницу 3 мая;

    с понедельника 25 февраля на пятницу 10 мая.

    Таким образом, период зимнего отдыха составит 10 дней - с 30 декабря 2012 года по 8 января 2013 года (с учетом переноса выходных дней в 2012 году). В мае 2013 года предусматривается пятидневный период отдыха, совпадающий с празднованием Праздника весны и труда, и четырехдневный период отдыха, совпадающий с празднованием Дня Победы.

    В соответствии со статьей 112 ТК РФ Правительство РФ вправе переносить выходные дни на другие дни в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней.


  • Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении порядка доведения до потребителей информации, содержащей необходимые сведения об алкогольной продукции"

    Предупредительная надпись о вреде чрезмерного употребления алкоголя будет занимать не менее 20 процентов площади этикетки

    Определен перечень информации для потребителей алкогольной продукции, которая должна наноситься на этикетку, контрэтикетку или площадь потребительской тары.

    Установлено, что на этикетках, контрэтикетках или площади потребительской тары в числе прочего должны быть указаны:

    сведения о дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования алкогольной продукции;

    предупреждение о вреде употребления алкогольной продукции;

    наименования основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат;

    государственные стандарты, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать.

    Информация должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей.

    Сроком вступления в силу данного Постановления предусмотрено 1 января 2013 года.


  • Приказ Минтранса России от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов"

    Определены правила приема, рассмотрения заявлений на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных или крупногабаритных грузов, оформления и выдачи данного специального разрешения

    Документ частично заменяет действие Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России 27 мая 1996 года.

    Заявление на получение специального разрешения с приложением необходимых документов подается в Росавтодор, в орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района (поселения, городского округа) или собственнику автомобильной дороги.

    После рассмотрения заявления уполномоченный орган осуществляет согласование маршрута транспортного средства с владельцами автомобильных дорог и органами управления ГИБДД и принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) специального разрешения.

    Специальное разрешение выдается на срок до 3-х месяцев. Бланки специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных или крупногабаритных грузов, отнесены к защищенной полиграфической продукции уровня "В".

    В приложении приведены образцы заявления, специального разрешения, а также схема размещения груза на транспортном средстве, с использованием которого планируется осуществлять перевозки тяжеловесных или крупногабаритных грузов.

    Приказ вступит в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.


  • Постановление Конституционного Суда РФ от 15.10.2012 N 21-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина Н.М. Кабулова"

    Уволенные со службы военнослужащие - офицеры и другие контрактники - имеют право на обеспечение их жилыми помещениями независимо от перемены места жительства, с выездом из того населенного пункта, где они были поставлены на жилищный учет до 1 января 2005 года (до установленной для них законом даты)

    Признаны не соответствующими Конституции РФ положения абзацев первого - четвертого пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в той мере, в какой они препятствуют признанию за уволенными с военной службы гражданами, которые первоначально были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, а затем переехали на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и по этой причине были приняты на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, права на обеспечение жилыми помещениями в одной из предусмотренных указанным законом форм на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях место жительства не меняли.

    При этом в целях сохранения стабильности правоотношений Конституционный Суд РФ определил следующий порядок исполнения данного Постановления: впредь до внесения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" соответствующих изменений обеспечение уволенных с военной службы граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, а затем в связи с изменением постоянного места жительства принятых на учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, жилыми помещениями по их выбору в одной из предусмотренных законом форм (предоставление жилья в собственность или по договору социального найма либо предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья) должно осуществляться исходя из времени принятия этих граждан на соответствующий учет по новому месту жительства.


  • Приказ Минсельхоза России от 13.08.2012 N 433 "Об определении предельных уровней максимальных цен на зерно при проведении государственных товарных интервенций в 2012 - 2013 годах и признании утратившими силу приказов Минсельхоза России"

    Установлен предельный уровень максимальных цен на зерно, при достижении которых в 2012 - 2013 годах проводятся государственные товарные интервенции, в отношении мягкой продовольственной пшеницы 3 класса интервенционного фонда урожая 2005 года

    По субъектам РФ, входящим в состав Южного федерального округа (Волгоградской области), Приволжского федерального округа (Оренбургской области), Северо-Кавказского федерального округа (Ставропольского края), предельный максимальный уровень цен составляет 5000 рублей за тонну с учетом НДС.

    Также утверждены предельные уровни максимальных цен на зерно, при достижении которых в 2012 - 2013 годах проводятся государственные товарные интервенции в отношении зерна интервенционного фонда урожая 2008, 2009 и 2011 года.

    Приказ утрачивает силу 1 июля 2013 года.


  • <Письмо> Банка России от 15.10.2012 N 144-Т "О способах раскрытия информации, содержащейся в пояснительной записке к годовому отчету кредитной организации"

    Информация, содержащаяся в пояснительной записке к годовому отчету кредитной организации, может быть размещена на собственном Web-сайте кредитной организации или на официальном сайте Банка России

    Сообщено также, что для размещения указанной информации на сайте Банка России одновременно с формами годовой отчетности и аудиторским заключением в территориальное учреждение Банка России необходимо представить соответствующее заявление по форме, предусмотренной приложением к данному письму Банка России.


  • Указание Банка России от 26.09.2012 N 2883-У "Об особенностях ведения бухгалтерского учета отдельных операций"

    На период с 1 января по 31 декабря 2013 года установлены особенности отражения в учете кредитных организаций отдельных операций

    Это коснулось операций, предусмотренных подпунктами 3.2.2 и 3.2.7 Указания Банка России от 08.10.2008 N 2089-У "О порядке составления кредитными организациями годового отчета" (события после отчетной даты), а также порядка применения пункта 4.53 Положения Банка России от 16.07.2012 N 385-П в части, касающейся отражения наличных денежных средств, принятых от физических лиц в целях осуществления перевода, по кредиту балансового счета N 40911.


  • Проект Инструкции Банка России "Об обязательных нормативах банков"

    Банком России представлен проект новой редакции Инструкции, регулирующей порядок расчета и выполнения банками обязательных нормативов

    Проект Инструкции предусматривает, в частности, следующие нововведения:

    - специальный режим оценки рисков кредитных организаций - участников клиринга по операциям с кредитными организациями - центральными контрагентами;

    - новый подход (comprehensive approach) к учету обеспечения в целях снижения кредитного риска, предусмотренный документом Базельского комитета по банковскому надзору;

    - приведен в соответствие с требованиями Базеля II порядок расчета нормативов Н1 и Н6 в отношении сделок РЕПО;

    - определен порядок расчета норматива Н6 в отношении рисков, сопровождающих сделки РЕПО (прямого и обратного), для случаев простого и всеобъемлющего подхода  (comprehensive approach) к учету обеспечения в целях снижения кредитного риска;

    - установлены требования о повышенных коэффициентах риска в отношении необеспеченных потребительских кредитов, предоставленных после 1 марта 2013 года;

    - установлен пониженный коэффициент риска по некоторым экспортным кредитам и инвестициям, номинированным и (или) фондированным в иностранной валюте;

    - уточнен порядок расчета некоторых обязательных нормативов.


  • <Письмо> Банка России от 09.10.2012 N 141-Т "Об особенностях контроля территориальными учреждениями Банка России исполнения кредитными организациями требований Банка России о доформировании резервов на возможные потери"

    При проведении контрольных мероприятий территориальным учреждениям Банка России рекомендовано особое внимание обращать на способы исполнения кредитными организациями требований о доформировании резервов на возможные потери

    Это касается установления в том числе ситуаций, когда заемщиком для исполнения обязательств перед кредитной организацией используется имущество (денежные средства), предоставленное прямо или косвенно (через третьих лиц) самой кредитной организацией. При этом указано, что в таких случаях территориальным учреждениям необходимо оперативно рассмотреть вопрос о полной или частичной отмене первоначального предписания и направлении нового предписания с требованием о доформировании резервов в отношении активов кредитной организации, которые были использованы в "схемах", позволяющих заемщикам погасить обязательства.

    Кроме того, территориальным учреждениям рекомендовано также уделять внимание соблюдению кредитными организациями при расчете величины собственных средств (капитала) требований нормативных актов Банка России в части корректировки прибыли (убытка) на величину фактически недосозданного резерва.


  • Указание Банка России от 26.09.2012 N 2884-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ"

    План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях дополнен новым счетом для учета неиспользованных лимитов по выдаче гарантий

    Данный счет предназначен для учета обязательств кредитной организации по выдаче гарантии в рамках заключенного договора о предоставлении гарантии и учета операций по использованию лимита по такому договору. Лимит по выдаче гарантий отражается на данном счете в договорной сумме в корреспонденции со счетом N 99998. Аналитический учет по данному счету ведется на лицевых счетах, открываемых для каждого принципала и по каждому договору.

    Кроме того, в новой редакции изложено наименование счета N 40116 "Средства для выплаты наличных денег организациям", который теперь называется "Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям", и уточнена характеристика данного счета.

    Исключен счет N 40505 "Доходные счета МПС России".

    Указанные изменения, внесенные в Положение Банка России N 385-П, вступят в силу с 1 января 2013 года.

    Внесены также изменения, касающиеся характеристики счетов для учета средств внебюджетных фондов, которые вступят в силу с 1 января 2014 года.


  • Информация Банка России от 09.10.2012 <Об ограничении срока проводимых Банком России операций прямого РЕПО с акциями>

    Срок проводимых Банком России операций прямого РЕПО с акциями ограничивается 30 календарными днями

    Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что данные ограничения связаны с изменением статьи 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 года N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").


  • Приказ Минфина России от 12.10.2012 N 134н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н"

    На регистрацию в Минюст России представлен приказ Минфина России, которым вносятся изменения в Единый план счетов бюджетного учета

    Вносимыми поправками, в частности, план счетов дополняется новыми счетами для учета операций, связанных с расчетами по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений; в новой редакции излагаются наименования некоторых счетов; скорректированы требования к порядку применения субъектами учета Единого плана счетов бухгалтерского учета.


  • <Письмо> ФАС России от 16.10.2012 N АК/33491 "Об уточнении письма ФАС России N АК/29977 от 13.09.2012"

    С 1 января 2013 года реклама любой алкогольной продукции не может размещаться в периодических печатных изданиях, в том числе распространяемых в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции

    ФАС России уточнила свою позицию по вопросу о возможности размещения рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более процентов объема готовой продукции в печатных СМИ, распространяемой в местах розничной продажи алкогольной продукции, сформулированную ранее в Письме N АК/29977 от 13.09.2012.

    Так, сообщается, что согласно пункту 1 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов. С 01.01.2013 данный пункт будет изложен в редакции, запрещающей размещение рекламы алкогольной продукции в периодических печатных изданиях. Соответственно, с 01.01.2013 реклама любой алкогольной продукции таким способом распространения, как периодические печатные издания, запрещается.

    С 01.01.2013 реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более процентов объема готовой продукции допускается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. Однако указанная норма, устанавливающая требования к местам распространения рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более процентов объема готовой продукции, является дополнительной по отношению к нормам части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе", устанавливающим общие требования, предъявляемые к местам распространения рекламы любой алкогольной продукции.


  • Постановление Правительства РФ от 15.10.2012 N 1043 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств"

    Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств осуществляют Росздравнадзор и Россельхознадзор (в отношении ветеринарных лекарственных средств)

    Задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление, пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств при осуществлении деятельности субъектов обращения лекарственных средств.

    Надзор включает в себя, в частности:

    - организацию и проведение проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств установленных Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами требований к доклиническим и клиническим исследованиям лекарственных препаратов, их хранению, перевозке, ввозу в РФ, отпуску, реализации и применению лекарственных препаратов, уничтожению лекарственных средств, а также соблюдения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ методики установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

    - организацию и проведение проверок соответствия лекарственных средств, находящихся в обращении, установленным обязательным требованиям к их качеству;

    - выдачу разрешений на ввоз лекарственных средств на территорию Российской Федерации;

    - организацию и проведение мониторинга безопасности лекарственных препаратов.

    Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются соответствующими административными регламентами.


  • Постановление Президиума ВАС РФ от 30.07.2012 N 991/12 по делу N А53-19443/2010

    Навязывание услуг признается злоупотреблением, даже если субъект не доминирует на рынке таких услуг

    Президиум ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2012 N 991/12 (далее - Постановление) сформулировал правовую позицию относительно навязывания невыгодных потребителям услуг в случае, если хозяйствующий субъект не доминирует на рынке этих услуг. По мнению Президиума ВАС РФ, несмотря на то что субъект доминирует на рынке оказания той услуги, за которой обращаются потребители, а не той, которую им навязывают, такие действия следует признавать злоупотреблением доминирующим положением.

    Обстоятельства дела

    Президиум ВАС РФ рассмотрел в порядке надзора дело по спору между обществом и антимонопольным органом.

    Общество занимало доминирующее положение на рынке услуг по продаже железнодорожных билетов (далее - билеты). Сотрудники общества - кассиры продавали в одном из субъектов РФ билеты вместе с полисами добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев. При этом кассиры не предлагали потребителям приобрести страховой полис и не указывали его стоимость. Последняя включалась в общую сумму приобретения.

    Антимонопольный орган признал общество виновным в нарушении запрета навязывать потребителям невыгодные услуги, используя свое доминирующее положение на рынке (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции"). Общество, не согласившись с таким решением, обратилось в арбитражный суд с требованием об отмене. Заявленное требование было удовлетворено. На уровне апелляционной и кассационной инстанций выводы суда первой инстанции были поддержаны.

    Суды указали, что в рассматриваемом случае лицо нарушает запрет на злоупотребление доминирующим положением, только если оно доминирует на рынке именно страховых услуг. Однако общество оказывает услуги по продаже билетов и доминирует на рынке этих услуг. Договоры на продажу страховых полисов между обществом и страховыми компаниями не заключались. У общества нет самостоятельного имущественного интереса по продаже страховых полисов, оно не получает выручку от услуг по страхованию. По мнению судов, общество не влияет на условия обращения услуг по страхованию и не устраняет других страховщиков с рынка данных услуг.

    Кроме того, суды отметили, что кассиры являются страховыми агентами. Они вправе согласовать расторжение договора страхования и вернуть уплаченную пассажиром страховую премию. Это указывает на то, что в действиях кассиров не было навязывания страховых услуг.

    Ряд судов высказывает аналогичную позицию, например ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 16.03.2011 по делу N А67-4453/2010. Интересно отметить, что коллегия судей ВАС РФ отказала в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора (см. Определение ВАС РФ от 09.06.2011 N 6543/11 по делу N А67-4453/2010).

    Позиция Президиума ВАС РФ

    Антимонопольный орган обратился с заявлением в ВАС РФ об оспаривании принятых по делу судебных актов. Высшая судебная инстанция отменила все судебные акты как не соответствующие антимонопольному законодательству и нарушающие права и законные интересы неопределенного круга лиц.

    Президиум ВАС РФ посчитал, что поскольку договор добровольного личного страхования является публичным, то для его заключения обязательно требуется согласие страхователя (потребителя). Также потребитель должен ознакомиться с условиями данного договора и правилами его заключения. Однако кассиры общества вместе с продажей билетов осуществляли добровольное страхование пассажиров без их согласия. При этом покупателям не разъясняли условия договора страхования и правила его заключения. Потребителя не предупреждали о том, что одновременно с билетом он приобретает еще и страховой полис. Это свидетельствует об ущемлении интересов граждан и навязывании им дополнительной услуги по добровольному страхованию.

    Президиум ВАС РФ не поддержал выводы судов об отсутствии имущественного интереса общества, о неполучении им выручки от услуг страхования, а также об отсутствии договорных отношений со страховыми компаниями. В постановлении указано, что в соответствии с договорами об использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта общество получало 70 коп. за каждый реализованный им страховой полис.

    По мнению Президиума ВАС РФ, нарушение было выявлено на рынке услуг по продаже билетов, где монопольное положение общества позволяло навязывать другую услугу. Таким образом, запрет на злоупотребление доминирующим положением будет нарушен и в случае доминирования на рынке оказания той услуги, за которой обращаются потребители, а не той, которую им навязывают.

    Последствием этого злоупотребления является ущемление интересов потребителей как на рынке продажи билетов, так и на рынке страхования. Объясняется это тем, что при покупке билета потребитель дополнительно получает навязываемую услугу, которую мог бы не приобретать в силу добровольности данного вида страхования либо приобретать у других страховых компаний с учетом условий страхования и иных факторов, влияющих на свободу выбора покупателя.

    Также Президиум ВАС РФ отметил, что действия общества по навязыванию могут оказать негативное влияние на конкуренцию на рынке услуг по добровольному страхованию от несчастных случаев ввиду взаимосвязи с услугой перевозки.


Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (18.10.2012)



Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное